Туристское образование: новые горизонты развития
Федулин А. А.,
д.и.н, проф.,
Ректор ФГОУВПО «РГУТиС»
В статье рассматриваются основополагающие принципы современного туристского образования. Определяется роль и значение научно-педагогического сообщества способного решать крупные проблемы и направлять туристское образование в русло эффективного развития.
Развитие системы профессионального туристского образования для целей укрепления туризма на рубеже XXI столетия стало определяющим вектором развития национальной и мировой экономики, а также крупным социокультурным феноменом межрегионального и международного сотрудничества. Туризм все успешнее формирует свое мировое социально-педагогическое и культурно-историческое пространство, в рамках которого возникает конкуренция, инициирующая новые импульсы развития. Заняв ведущее место в мировой экономике, свободном обмене идеями и ценностями культурно-исторического наследия, туризм выступает как эффективное средство воспитания поликультурной толерантности. По мнению Коитиро Мацуура, генерального директора ЮНЕСКО, «нельзя приступать к решению проблем сохранения памятников культуры и природы, не
затрагивая принципиальных вопросов, связанных с развитием туризма».
В свою очередь развитие туризма актуализирует проблему подготовки специалистов в системе туристского образования, в ее различных проявлениях: в секторе производства и оказания туристских услуг, секторе профессиональных общественных организаций, туристском воспитании и просвещении. Проблема человеческих ресурсов тесно связана с актуальными аспектами этнического туризма, туризма, сберегающего природную и культурную среду. Туристское образование открывает широкие возможности для сохранения культурно-исторического наследия, тем самым сохраняет не только памятники как материальные объекты, но и язык, обычаи, фольклор и многие другие этнокультурные составляющие. Профессиональное туристское образование формирует специалиста, ответственного за целостное и созидательное развитие всего туристского движения. Расширение туристских связей и туристской деятельности, мно-гоукладность экономики туризма, его мирохозяйственное значение — все это определяет многообразие систем профессионального туристского образования в России и мире.
Растущие требования к кадровому потенциалу обусловливают необходи-
мость выявления общих черт и различий в развитии отечественных и зарубежных школ туризма. Профессиональное туристское образование как многомерная непрерывно формирующаяся система нуждается в разработке научных основ непрерывной профессиональной подготовки специалистов. Вместе с тем формирующиеся общенаучные подходы должны стать не препятствием, а рациональной основой для развития разных научных школ, сохраняя тем самым их национальные особенности и ментальную культуру. Все это позволит укрепить систему взаимодействия разными субъектами и научными школами в едином мировом туристском пространстве.
Предпринимаемые сегодня попытки осмыслить сложившуюся систему туристского образования носят, как правило, бессистемный и локальный характер. Это в значительное степени связано с комплексным и междисциплинарным характером туристского образования, которое представляется широким полем исследований для географов, экономистов, историков, культурологов, социологов, философов и др.
В то же время анализ теории и практики профессионального туристского образования позволяет выделить в нем ряд противоречий:
— между ростом потребностей в туристских услугах и недостатком современных профессиональных кадрах, способных удовлетворить эти потребности;
— между массовыми технологиями туристского обслуживания и индивидуальным характером удовлетворения туристских потребностей, требующим расширения спектра специализаций при подготовке туристских кадров;
— между изменением структуры свободного времени населения и неразвитостью структуры туристского предложения;
— между желанием субъектов туристского бизнеса внедрять инновации
в профессиональную сферу деятельности и отсутствием базовой системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Указанные противоречия объясняются недостаточным опытом российского туристского образования, которое начало складываться только в 1990-е гг., практически не имея под собой реальной научно-педагогической базы. И это в основном связано с тем, что в СССР туризм не рассматривался как самостоятельный вид хозяйственной деятельности, он выступал как средство культурно-массовой работы, оказывающей воспитательное воздействие на молодое поколение, решал определенные политические и социокультурные задачи: воспитание патриотизма и любви к родному краю, пропагандировал массовый спорт, способствовал укреплению коллективизма. Вся научно-исследовательская работа в области туризма была возложена на Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, при котором существовала единственная в стране образовательная структура, занимающаяся переподготовкой кадров в сфере туризма—Центральные туристские курсы повышения квалификации туристско-экскурсионных работников. В этой связи следует отметить, что сама система туристского образования начинает складываться под воздействием рыночных факторов. Растущим туристским спросом, активизирующим увеличение потребности в туристских кадрах, — с одной стороны и желанием целого ряда крупных вузов заниматься подготовкой специалистов для индустрии туризма и гостеприимства — с другой стороны. Такие вузы, как Московский государственный университет сервиса (ФГОУ ВПО РГУТиС), МГУ им. М. В. Ломоносова, Российский новый университет (РОСНОУ), Сочинский государственный университет туризма и курортного дела (СГУТиКД) и др. в настоящее время образовали действенное и весомое научно-педагогическое сообщество,
способное решать крупные проблемы и направлять туристское образование в русло эффективного развития.
Возглавил это сообщество Московский государственный университет сервиса (гОу ВПО МГУС), переименованный в 2007 г. решением Правительства РФ в Российский государственный университет туризма и сервиса, именно этот вуз в рамках своего структурного подразделения — Института туризма и гостеприимства (ИТиГ) — одним из первых сделал туристское образование массовым и практикоориентированным. Сегодня Институт туризма и гостеприимства (филиал РГУТиС) стал своеобразной инновационной площадкой для обобщения и систематизации передового опыта и его широкой трансляции всем учебным заведениям России, занимающимся подготовкой кадров в сфере туризма и гостеприимства. Научно-исследовательская деятельность ИТиГ осуществляется в рамках проблемной учебно-научной производственной лаборатории туризма, результаты деятельности этого научного подразделения отражаются в изданиях РГУТиС, в том числе в ведущем журнале по проблемам туризма «Современные проблемы сервиса и туризма».
Однако туристское образование — «живой и растущий организм», оно нуждается в постоянном притоке новых идей, критическом переосмыслении позиций и мнений. На наш взгляд, «текущий момент» туристского образования нуждается в проектировании его основных принципов.
При этом широко рекламирующийся зарубежный опыт может быть использован только частично, так как зарубежное, в частности европейское туристское образование традиционно связано с развитием мирового туристского рынка, на котором Россия рассматривается преимущественно в качестве донора, т.е. поставщика туристов и профессиональных туристских кадров. В этой связи остро стоит вопрос о нахождении эффективных путей
интеграции в единое образовательное пространство при обязательном сохранении национальных традиций всей сложившейся системы профессиональной подготовки кадров.
Все вышеизложенное предполагает, что профессиональное туристское образование должно обладать такой структурой, которая в состоянии обеспечить человеку перманентное образование на протяжении всей его жизни, а также давать возможность эффективной миграции в другие области образования и профессиональной деятельности. Выделим ряд основополагающих принципов современного профессионального туристского образования:
— непрерывность;
— многоуровневость, т.е. наличие ряда уровней и ступеней базового профессионального образования;
— дополнительность, дающая возможность дополнять базовое профессиональное образование различными программами профессиональной подготовки и переподготовки;
— маневренность, подразумевающая возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути той или иной ступени профессионального образования или области профессиональной деятельности;
— индивидуализацию, как возможность получения образования ориентированного на конкретную личность;
— преемственность, обеспечивающую возможность свободного продвижения специалиста в профессиональном образовательном пространстве от начальной профессиональной подготовки до послевузовского образования.
Все указанные принципы могут быть положены в основу разработки стратегии развития системы туристского образования.
В свою очередь система профессионального образования представляет собой сложный многофункциональный комплекс, состоящий из организаций
различной ведомственной подчиненности, объединенных едиными целями задачами. Системообразующими структурами выступают базовые отраслевые министерства (Федеральные агентства) — Минобразование и отраслевое министерство (ведомство). Любая профессиональная образовательная система опирается на три основные составляющие:
— традиционный уклад и опыт национальной системы образования.
— основные принципы организации высшей и средней профессиональной школы.
— основные тенденции и перспективы развития базовой отрасли.
Система туристского образования,
как и любая другая профессиональная образовательная система, должна быть построена на основе гармоничного сочетания интересов и особенностей двух отраслей: образования и туризма. Однако процесс формирования системы туристского образования должен быть адекватен динамике развития систе-мообазующих отраслей, что вполне очевидно теоретически, но практически трудно выполнимо, так как туризм в последние два десятилетия развивается очень высокими темпами, за которыми не поспевает традиционно более консервативная сфера образования.
Подобное динамическое несоответствие порождает очевидные сложности и требует разработки новых стратегических решений, которые, в свою очередь, должны формироваться на четкой логической основе, быть управляемыми и контролируемыми. В этой связи правомерно ставить вопрос о целенаправленном и продуманном управлении стратегическими изменениями, что позволит гармонизировать развитие базовых отраслей.
На наш взгляд, формирование системы туристского образования нуждается в разработке стратегической платформы, предполагающей формирование общего видения путей развития на долговременную перспективу (до 10 лет) и
разработку политики развития туристского образования, включая планы, программы и методы их реализации.
При формировании системы туристского образования в качестве стратегической платформы выступают образовательные и профессиональные стандарты, так как они задают вектор развития подготовки специалистов, а политика развития туристского образования формируется через учебные планы и программы.
В свою очередь образовательный стандарт — это основной инструмент формирования и развития туристского образования, и от его продуманности, обоснованности и инновационных возможностей зависит, будет ли система туристского образования открытой и нацеленной на развитие или она будет закрытой и консервативной. Более чем десятилетний период функционирования системы туристского образования показал, что образовательный стандарт первого поколения для специальности 2305 СКСиТ при всех очевидных недостатках имел весомый инновационный потенциал и позволил через 10 лет существования накопить достаточный позитивный опыт для более глубокой отраслевой специализации, результатом которой явилось создание стандарта второго поколения по специальности 230700 Туризм. Это, безусловно, следует оценить позитивно.
Однако все стадии обсуждения и согласования данного документа с представителями отрасли показали, что основные положения его не бесспорны и не в полной мере удовлетворяют индустрию туризма и гостиничного хозяйства. Вместе с тем следует отметить, что прийти к согласованности можно будет только тогда, когда будет достигнуто понимание в главном вопросе: каким должен быть специалист в области туризма после завершения той или иной образовательной ступени (бакалавр, специалист, магистр)? Совершенно очевидно, что за 4—5 лет вузовской подготовки невозможно получить спе-
циалиста универсального типа. Человек не машина, он потому никогда и ничем не заменим, что способен развиваться, накапливать опыт и критически переосмысливать его. Следовательно, эффективная система образования нацелена не на накопление какой-либо суммы знаний, а нацелена на создание импульсов дальнейшего развития, так как именно они делают человека обучаемым и желающим обучаться постоянно. В этой связи представляется полезным вспомнить развивающую роль образования и именно на этой его особенности построить стратегию развития системы туристского образования, в основе которой можно выделить два уровня подготовки специалиста в области туризма и гостеприимства:
I уровень — основополагающий, дающий базисное образование в пределах корпуса знаний в области общеобразовательных и специальных дисциплин. На этом уровне формируется профессиональная основа будущего специалиста, закладываются будущие профессиональные приоритеты, интересы и склонности, которые дают возможность на последующих этапах выбрать определенную специализацию и в ее рамках углублять знания, приобретая узкоспециализированные навыки и умения.
II уровень — специальный, дающий специальную подготовку в рамках будущей профессии, вытекающий из научных интересов, приоритетов и склонностей. Особенностью этого уровня является то, что он не ограничивается только вузовской подготовкой, а продолжается, как правило, в течение всей профессиональной жизни человека.
Литература
1. Федулин А. А. «Забудьте про индукцию и дедук-
цию... давайте продукцию. Журнал «Парад отелей» №2, 2005.
2. Федулин А. А. О концепции и стратегии развития
Московского государственного университета сервиса на 2006-2010 гг. // Повышение качества подготовки специалистов: программа дополни-
Следует отметить, что внедрение многоуровневого подхода инициировало разработку стандарта третьего поколения по направлению «Туризм», который призван заложить методологические основы проектирования основных принципов туристского образования и радикальным образом изменить сам вектор его развития, т.к. основополагающим и определяющим содержание стандарта становится компетенция — способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности.
Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что современная система туристского образования должна перейти в новую фазу развития и в рамках специализации охватывать различные сектора индустрии гостеприимства и прежде всего гостиничный и ресторанный бизнес, более глубоко исследуя его отдельные профили. А в частности: управление доходами, управление тарифной политикой и ценами, формирование имиджа, создание и развитие бренда туристского предприятия, применение креативного подхода в гостиничном и ресторанном бизнесе и пр. Подобное направление развития системы туристского образования даст возможность подготовить специалистов более узких профилей при сохранении достаточной базисной подготовки, которая изначально обеспечит импульс будущего профессионального развития специалиста и его постоянную готовность к обучению, повышению квалификации и переквалификации, что особенно важно в условиях динамичных перемен на рынках труда, услуг, капитала и пр.
тельной квалификации «Специалист по организации сервиса в профессиональной сфере»: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции — М.: МГУС, 2006.
3. Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Шнайдген Й. Й., Федулин А. А., Мазин К. А., Советское Зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 1930—1980-е гг. Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ, 2007.