Научная статья на тему 'Туризм как способ эстетического выражения национального духа и социальной принадлежности: русская советская версия'

Туризм как способ эстетического выражения национального духа и социальной принадлежности: русская советская версия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
217
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / TOURISM / NATIONAL SPIRIT / AESTHETICS / SOCIAL LEVEL / SOCIAL BELONGING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шоломова Татьяна Валентиновна

В статье показаны особенности национального понимания концепта туризма; взаимосвязь интереса к тому или иному виду туристической деятельности с принадлежностью к тому или иному социальному слою; исторически обусловленное отношение к разным видам туристической деятельности и удовлетворению потребностей людей в путешествиях в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as a way to express the national spirit and social belonging: russian soviet version

Aim of the article is to show what the specifics of national Russian conception of tourism is; how different kinds of tourism correlate with different social levels; what the history of different kinds of tourism in Russia is and how the need to travel is currently satisfied in Russia.

Текст научной работы на тему «Туризм как способ эстетического выражения национального духа и социальной принадлежности: русская советская версия»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА

Т.В. Шоломова

Туризм как способ эстетического выражения национального духа и социальной принадлежности: русская советская версия1

В статье показаны особенности национального понимания концепта туризма; взаимосвязь интереса к тому или иному виду туристической деятельности с принадлежностью к тому или иному социальному слою; исторически обусловленное отношение к разным видам туристической деятельности и удовлетворению потребностей людей в путешествиях в современном мире.

Ключевые слова: туризм, национальный дух, эстетизация, социальный слой, социальная принадлежность.

Любое социальное явление имеет свои особенности, связанные с историей возникновения, потребностью, которой оно было вызвано, географическими, политическими и экономическими условиями, определившими ее развитие. Туризм в его современном виде возник в Западной Европе. Исторически сложилось так, что в нашей стране туризмом скорее всего можно назвать не совсем то, что связывается с этим понятием в сознании среднего европейца (комфортабельное путешествие с познавательной целью в отличие от похода с рюкзаком и палаткой).

Основоположником туризма в его современном виде стал английский проповедник Т. Кук (1808— 1892), арендовавший в 1841 г. поезд на 570 пассажиров, чтобы по дороге читать им проповедь о вреде пьянства. Через 10 лет он организовывал экскурсии на Всемирную выставку в Лондон, а к 1856 г. уже предлагал совершить путешествие вокруг Европы. Он первый додумался на время путешествий заранее бронировать места в отелях для всей группы путешествую© Шоломова Т.В., 2011

1 Статья подготовлена в рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки и Федерального агентства образования «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)». Проект № 2.2.2.4/2101 «Методология исследования социокультурных феноменов: научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров гуманитарного профиля».

щих. В 1870-е гг. его бизнес процветал: путешествия совершались вокруг Европы, вниз по Нилу к пирамидам и в Святую землю [3, с. 309].

Принцип коллективной организованности как основы туристической поездки был удачно дополнен в 1859 г., когда инженер Дж. Пульман изобрел первый спальный вагон повышенной комфортности, т. н. «пульмановский» [3, с. 376]. Тем самым Пульман сделал великую вещь: он выключил сознание путешественника из процесса путешествия. Раньше, даже когда появилась железная дорога, надо было мучиться сидя, выходить на станциях, где были туалеты, буфеты и давали кипяток. С появлением спального вагона путешествие буквально превратилось в некое подобие нуль-транспортировки, когда человек засыпал в пункте А, а просыпался уже в пункте В. И такой способ путешествовать также назывался туризмом, хотя собственно дорога из него как бы выпадала, оставалось только то, что между перемещениями — осмотр достопримечательностей, то есть удовлетворение любопытства.

Но как это часто бывает, в случае наших соотечественников речь идет об особом пути и об особом понимании целей и смыслов перемещения в пространстве. Крепостное право в России для большого количества людей не допускало никакого перемещения с познавательной целью. Таким образом, сама наша привязанность к месту отличается от западноевропейской, имеющей религиозную основу. В России можно было только стать беглым — то есть уйти далеко и насовсем. При этом с момента завоевания Сибири Ермаком как раз стало куда бежать: перед русскими открылись необозримые пространства и практически неограниченные перспективы. Современный уральский писатель А. Иванов сравнил завоевание Сибирского ханства Ермаком со сбиванием замка с ворот земли Сибирской — русские хлынули туда [5, с. 216]. П. Вайль и А. Генис, комментируя феномен «русские в Сибири», писали: «Только Россия с одной стороны граничила с цивилизацией, а с другой — с бесконечностью. <...> Из того, в чем другие видели лишь обузу, Россия извлекла духовную выгоду. Выносливость, стойкость, терпение, величайшая способность к выживанию — вот что дал Север русскому национальному мифу. <...> Сибирь была дана России как бы в компенсацию и за татарское иго, и за ляхов, и за турок. <. > Сибирь, лишенная законов и благоразумия. сформировала представление о безграничном запасе — земли, богатств, сил» [1, с. 80—81]. Пришествию Сибири в российскую историю предшествовал только Урал, освоение которого также поспособствовало формированию определенных черт народного духа, а также много веков спустя и опосредованно, но все же повлияло на способы организации отдыха.

Во всяком случае, мы можем отчетливо наблюдать следующее: некоторые явления, существующие в западной культуре как забава и способ проведения досуга, в условиях исторической российской действительности составляли смысл и сущность опасных занятий, а культивируемые ими ка-

чества лежали в основе необходимого мастерства. Так, в западноевропейской социологической эстетике со свойственными ей хорошо вычисленными и прописанными различиями во вкусах, повседневных привычках и избранном роде занятий в зависимости от социальной принадлежности, расписано и совершенно разное отношение к спорту у представителей разных классов: социальные низы предпочитают командные виды спорта (футбол), а также победу любой ценой аристократическому принципу fair play. Представители социальных верхов выбирают такие виды спорта, когда человек остается один на один со стихией, борется и преодолевает ее (лыжи, коньки, а также т. н. «калифорнийские» виды спорта, например, серфинг и виндсерфинг) [11, с. 431]. Но уже упомянутый А. Иванов написал роман из жизни чусовских сплавщиков XVIII в., рискующих жизнью на т. н. «бойцах» — скалах реки Чусовой. Смысл и назначение их опасного занятия в том, чтобы провести груженную рудой с демидовских или строгановских заводов барку вниз по реке не разбив, несмотря на опасный рельеф. От мастерства и смелости сплавщика зависит не только сохранность казенного груза и профессиональная репутация, но и жизнь бурлаков, сопровождающих барку, а нередко — и его собственная жизнь. И все это никоим образом не спорт, а исключительно степень профессиональной ответственности, основанная на индивидуальном мастерстве. Смысл этого смертельно опасного занятия именно в профессиональном противостоянии со стихией, в знании особенностей реки, способности ориентироваться на ней и преодолеть все сложные участки — и все это, сопровождаемое выбросом адреналина и приводящее к формированию высокого уровня самосознания, есть работа и способ заработать деньги на жизнь, а не форма культурного досуга. Интересно, что в документальном телефильме «Хребет России» спортсменка-экстремал Ю. Зайцева преодолевает как естественные природные препятствия (скалы), так и остатки промышленных объектов: взбирается на заводскую трубу, форсирует искусственно созданный для промышленных потребностей водопад и т. д. В некотором роде, это, вероятно, идеальный вариант национального туризма, специфический синтез «борьбы со стихией», то есть преодоление естественных препятствий и как бы воспоминание о профессиональных качествах, необходимость культивирования которых была порождена промышленной деятельностью человека.

Собственно, Урал и все, что восточнее, на протяжении ХХ в. порождало ровно такое же понимание труда. Освоение суровых сибирских пространств эстетизировалось как бой: «В фуфайках, куртках парни Дивногор-ска / Шли в бой, в атаку шли на Енисей» [1, с. 82]. Возможно, не только особенности советской не умеющей считать деньги экономики привели к возникновению такого странного явления, как БАМ, но и то, что на строительстве этой дороги можно было не только заработать деньги, но и удовлетворить индивидуальную потребность в экстриме. По сию пору бывшие строители Байкало-Амурской магистрали вспоминают свою рабо-

ту на стройке не как чреду профессиональных свершений, а как соприкосновение с силами природы: жили в палатках, морозы доходили до 60°, за ночь волосы примерзали и т. д. [2].

Национальные особенности понимания того, что следует считать главным видом туризма, связаны с национальным характером, географическими особенностями и размерами страны, политическим ее строем, который долго ограничивал возможность посещать другие страны мира, просветительскую деятельность советской власти, связанную с утопическими и пропагандистскими надеждами совместить неизбежный физический труд с хорошим образованием в пределах одной личности. Во всяком случае, в понятие «культурного досуга» советских людей входило путешествие по местам, связанным с историей и культурой — разумеется, без выезда за границу. И вот что интересно: хрущевская оттепель ознаменовалась всплеском интереса к туристическим походам с рюкзаком и палаткой (заодно скалолазание было признано видом спорта, а также началась с нуля советская спелеология) [7, с. 86—87]. Это был один из способов оформления в народном сознании наступившей свободы — идти было можно куда угодно и сколько угодно, по крайней мере по родной стране. Возникла целая субкультура, воспевающая туристическую походную романтику — туристическая песня; самая известная — «Люди идут по свету» (на тех же страницах Л. Парфенов несколько ехидно заметил, что песен, воспевающих привалы, гораздо больше, чем воспевающих собственно поход). Свобода, конечно же, имелась в виду не только, видимо, политическая, но и свобода от «мещанского быта» — потому что, как следствие повального увлечения походами, тогда же вошла в моду т. н. «флористика», т. е. украшение жилища лишь слегка подкорректированными объектами растительного происхождения — корягами, сучками и т. п. — в противовес обличенным как «мещанские» фарфоровым статуэткам. Полагалось говорить: «Ах, представьте, нашел прошлым летом на берегу Байкала!» [7, с. 25] — это был прекрасный способ охарактеризовать собственную личность и ее особенности.

А вот брежневский застой ознаменовался созданием «самого знаменитого туристического бренда нестоличной России» — автобусного маршрута № 401 по «Золотому кольцу» [8, с. 32—33]. Но тогда же возникло и странное противопоставление, которое можно обнаружить в публицистике того времени: путешествие в автобусе по «Золотому кольцу» было признаком изнеженности бытовой и социальной, а хождение в походы и ночевка в палатке — напротив, признаком приспособленности к жизни, самостоятельности, способности позаботиться о себе и взять на себя ответственность за других. Так, известная ленинградская журналистка П. Соловей описывала распавшуюся молодую семью и неспособность молодой жены вести общее хозяйство объясняла неправильным воспитанием [9, с. 44]. Частью «неправильного воспитания», как ни странно, была как раз поездка в комфорта-

бельном автобусе по «Золотому кольцу». А вот ответственного мужа воспитали правильно: папа с детства водил его в походы, и молодой человек привык топать на своих двоих с рюкзаком за плечами, разбивать палатку, разводить костер. Стало быть, молодая семья распалась по причине в том числе и того, что люди совершенно по-разному понимали смысл и назначение туристического отдыха.

Таким образом, еще в годы советской власти было понятно, что пристрастие к тому или иному виду туризма так или иначе связано с занимаемой социальной ступенью. Социальная разница в туристических предпочтениях сохраняется и по сей день (крайняя версия — это, конечно, «бомж-туры» для богатых, от нескольких часов до нескольких дней, от 750$ до 100 000$ [10]; интересно, что «учитель-туров» никто не предлагает — а наверняка «социального туриста» ждал бы ничуть не меньший выброс адреналина). Есть большая разница между человеком, который отправляется отдыхать в Турцию, и тем, который проводит отпуск в Западной Европе (интересно, что даже гламурные персонажи считают нужным подчеркнуть это свое предпочтение: так, Т. Канделаки, обладательница имиджа «умной девушки», хвастается «содержательными экскурсиями по Праге» для своих детей [6]). В годы советской власти таким «изыском» стал, безусловно, отдых в Прибалтике — суррогатная, но все же версия Западной Европы, доступная советскому человеку [8, с. 86—87], по крайней мере советскому человеку с претензией на некоторую интеллектуальную и социальную исключительность.

Наши различия в понимании разных видов туризма — это отчасти разница между Европой и Азией, во всяком случае, национальное отношение к туризму можно условно разделить на «европейский» его вид и «азиатский». «Европейское» путешествие оказывается и более комфортабельным и более связано, на первый взгляд, с элементами социального снобизма. «Азиатское» путешествие оказывается одновременно и более опасным и сложным, но и доступным представителю любого социального слоя. Главной особенностью такой разновидности туризма является постоянная включенность сознания в процесс путешествия, обеспечиваемая высокой долей преодолеваемых трудностей и опасностей. При этом именно такой вид туризма одновременно способен удовлетворить еще большие претензии на социальную и интеллектуальную исключительность и, по всей видимости, совпадает с некими глубинными потребностями национального духа.

Литература

1. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. 2-е изд., испр. М.: Новое литературное обозрение, 1998.

2. Гликман Е. Добровольные невольники, или Моя стыковка с БАМом. Здесь помнят не то, что было, а то, что писали газеты // Новая газета. 2005. № 13 (от 21. 02); № 15 (от 28. 02) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru.

3. Диттрич Т. В. Повседневная жизнь викторианской Англии. М.: Молодая гвардия, 2007.

4. Иванов А. Золото бунта, или Вниз по реке теснин. СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010.

5. Иванов А. Message: Чусовая. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.

6. Канделаки Т. Счастливы вместе с «мылом» // Известия. 2008. № от 30.05. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.izvestia.ru.

7. Парфенов Л. Намедни. 1961—1970. Наша эра. М.: КоЛибри, 2009.

8. Парфенов Л. Намедни. Наша эра. 1971—1980. М.: КоЛибри, 2009.

9. Соловей П. Это начинается в семье... Л.: Лениздат, 1979.

10. Dreamer. «Бомж-туры» — развлечение для богатых. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://altfast.ru/print:page,1,1000010681-bomzh-tur-razvlechenija-dlja-bogatykh.html).

11. Mander M. S. Bourdieu, the Sociology of Culture and Culture Studies: A Critique

// European Journal of Communication (SAGE, London, Newbury Park, Beverly

Hills and New Dalhi). 1987. Vol. 2. P. 427—453.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.