Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 6 (72). № 1. 2020 г. С. 114-125.
УДК 911.3.338.48 (477.75)
ТУРИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Яковенко И. М.
Таврическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
Систематизированы подходы к оценке вклада туризма в экономическую безопасность Республики Крым. Современное влияние туризма на развитие экономики региона определяется наличием уникального ресурсного потенциала рекреации и туризма, сложившейся ранее межрайонной и международной туристско-рекреационной специализацией, особенностями государственной региональной политики и влиянием санкций против Крыма. Оценена роль туризма в системе общественного воспроизводства Р. Крым и в решении проблемы занятости населения. Сформулированы приоритетные направления развития туристско-рекреационного комплекса Р. Крым, способствующие достижению экономической безопасности региона.
Ключевые слова: экономическая безопасность, индустрия туризма, туристско-рекреационный комплекс, показатели экономической безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях геополитической нестабильности, усиления структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе и значительных колебаний рыночной конъюнктуры актуальной проблемой является достижение реальной экономической безопасности страны и ее регионов. Под экономической безопасностью понимается способность региона самостоятельно реализовывать свои экономические интересы, противостоять внутренним и внешним социально-экономическим угрозам и рискам, достигать высоко конкурентных позиций на национальных и международных рынках, обеспечивать устойчивое развитие экономики региона и высокие уровень и качество жизни населения. Стратегические цели по достижению экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года закреплены Указом Президента РФ от 13.05.2017 г.; среди основных направлений Стратегии отмечено сбалансированное пространственное и региональное развитие страны, в том числе направленное на сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ [1].
Сущность, принципы, подходы, задачи и средства реализации экономической безопасности регионов стали предметом рассмотрения многочисленных научных публикаций [2-7]. В статье Черненко О. Б. отмечена методологическая проблема обоснования критериев оценки и системы индикаторов - показателей экономической безопасности на региональном уровне [7]. Можно согласиться с мнением автора о целесообразности использования воспроизводственного подхода к оценке региональной экономической безопасности. В рамках комплексной оценки необходимо рассматривать воспроизводственные циклы в блоках «экономика», «население», «природная среда», «внешний сектор» и др. и оценивать взаимосвязи и
114
региональные пропорции между ними. Число индикаторов экономической безопасности, применимых к регионам разного ранга, достаточно велико: это показатели, оценивающие способность региона функционировать в режиме расширенного воспроизводства (темпы роста валового регионального продукта, подушевого ВРП, удельный вес в ВРП внутренних и государственных инвестиций, доля налогов и сборов в ВРП и т.д.); показатели эффективности функционирования капитала и труда и степень их соответствия общемировым тенденциям (производительность труда, фондоемкость, фондоотдача, норма рентабельности, дефицит регионального бюджета, региональный долг и др.); объем инвестиций к ВРП; уровень самообеспечения региона важнейшими видами продукции первой необходимости; степень изношенности основных производственных фондов предприятий региона; занятость населения и уровень безработицы, задолженность по социальным выплатам и зарплате и многие другие.
Новым предметом исследования проблемы экономической безопасности региона является сфера туризма. Экономическую безопасность туризма большинство авторов считают комплексным понятием, состоящим из множества взаимосвязанных и взаимозависимых факторов [8-12]. Белоногов А. Г. выделяет следующие уровни экономической безопасности: экономическая безопасность страны; экономическая безопасность туристско-рекреационного комплекса; экономическая безопасность туристской дестинации; экономическая безопасность предприятий сферы туризма; экономическая безопасность личности (туриста, местного жителя) [8]. Харламова А. Ю., указывает на необходимость учета в оценке экономической безопасности в туристской сфере элементов всех уровней, включая экономическую безопасность туризма на международном уровне [9]. В статье Угрюмовой А.А. и Передереева В. В. отмечается двойственная природа влияния туризма на экономическую безопасность региона: к положительным аспектам авторы относят увеличение денежного потока в регион; создание новых рабочих мест; рост валового национального продукта; реформирование структуры отдыха; привлечение капитала, в т.ч. иностранного; увеличение налоговых сборов принимающего региона; к отрицательным аспектам - рост цен на товары, услуги, земельные и другие ресурсы, недвижимость; отток денег за границу при туристском импорте; возможность появления экологических и социальных проблем; ущерб развитию других отраслей [10]. Неваленный А. Н. и Левина Я. Г., анализируя вклад отрасли туризма в ВРП Астраханской области, декларируют необходимость отражения в оценке специфики и комплексности этой отрасли экономики, а также мультипликационного эффекта туристских расходов, генерирующих всплески экономической активности в отраслях, вовлеченных в обслуживание туристов [11].
Целью данной статьи является систематизация подходов к оценке влияния туризма на экономическую безопасность Республик Крым.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Применительно к туристско-рекреационной сфере Р. Крым экономическую безопасность следует трактовать, как способность региона обеспечивать
115
эффективное функционирование туристско-рекреационного комплекса на основе рационального использования и воспроизводства ресурсного потенциала и реализации стратегий конкурентоспособности, способность достигать максимально полного удовлетворения рекреационных потребностей туристов и местного населения, успешно противостоять действию дестабилизирующих внешних и внутренних факторов и сохранять высокое качество рекреационной среды для будущих поколений. В то же время безопасное экономическое функционирование туристско-рекреационного комплекса выступает важным средством достижения экономической безопасности региона в целом. К числу основных факторов, определяющих современные и перспективные роль и место туризма в экономической деятельности в Р. Крым, относятся следующие факторы:
— уникальность, разнообразие структуры ресурсного туристско-рекреационного потенциала территории и выгодность рекреационно-географического положения региона;
— сложившаяся ранее туристско-рекреационная специализация региона в межрайонном и международном разделении труда;
— состояние и динамика базовых и инфраструктурных отраслей и достигнутый уровень межотраслевых пропорций в регионе;
— особенности и приоритеты государственной региональной политики;
— влияние внешней макроэкономической и геополитической среды.
Формировавшаяся на протяжении десятилетий туристско-рекреационная
специализация Крыма оказывала мощное воздействие на функционирование хозяйственного комплекса региона. В середине 1980-х гг. численность отдыхающих в регионе достигла максимума - 8,3 млн. чел. Показатель удельного веса занятых в санаторно-курортном обслуживании в общей численности занятого населения по Крымской области составлял 6%, но в курортных районах полуострова его значение увеличивалось до 29% (Ялтинский и Сакский горсоветы) и даже до 39% (Алуштинский и Судакский горсоветы) [13]. В советский период Крым имел сложную функциональную структуру хозяйства, в которой приоритетными сегментами выступали промышленность (химическая, пищевая, машиностроение, промышленность строительных материалов), сфера услуг и многоотраслевое сельское хозяйство.
В 1990-2013 гг. рекреация и туризм декларировались как важнейшие составляющие региональной экономики Крымской автономии, но, по сути, не являлись бюджетоформируюшими видами экономической деятельности. В 2009 г. предприятиями туристско-рекреационного комплекса было мобилизовано в бюджеты всех уровней 277 млн. гривен, что составило около 6,5% всех налоговых поступлений. Основные платежи обеспечивали староосвоенные курортные районы - Ялта (40%), Евпатория (19%), Алушта (17%). Попытка оценить эффект мультипликатора от развития туристско-рекреационного комплекса, предпринятая Министерством курортов и туризма АР Крым, продемонстрировала значительное стимулирующее воздействие туризма на развитие многих сопутствующих отраслей: косвенные доходы от туризма составили (в %): по объектам размещения - до 90; товарам курортного спроса - до 70; товарам народного промысла - до 70;
116
индустрии развлечений - до 70; железнодорожному пассажирскому транспорту -60; пассажирскому авиатранспорту - 50; сфере услуг - 50; транспорту по Крыму -30; связи - до 20; электроэнергии - до 10; продуктам питания - 20; доходам населения курортов - до 30 [14].
Вхождение Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. ознаменовало наступление серьезной угрозы экономической безопасности региона из-за введения западных санкций и кардинального изменения объема и структуры въездного туристского потока в регион. Число въездных туристов с 2013 г. по 2014 г. сократилось с 5,9 млн. чел. до 3,8 млн. чел., объем реализованных турпакетов уменьшился в 7,5 раз, а доход от предоставления туристских услуг - в 5,4 раза [15]. За последующие пять лет благодаря государственному инвестированию проектов развития транспортной инфраструктуры Крыма и переориентации на внутренний туристский рынок Российской Федерации отмечался последовательный рост числа въездных туристов (до 6,8 млн. чел. в 2018 г.) и улучшение показателей экономической деятельности в сфере туризма. Число действующих туристских фирм увеличилось с 71 в 2014 г. до 214 в 2017 г. [16], восстановился объем доходов от реализации туристского продукта (рис. 1).
Рис. 1. Доходы от реализации туристского продукта Р. Крым в 2013-2017 гг.,
млрд. руб. [16,17]
*данные 2013 г. пересчитаны в рублях по официальному курсу гривны
Анализ существующих методических подходов к обоснованию критериев и показателей экономической безопасности позволяет обозначить перечень рекомендуемых показателей для оценки вклада туризма в систему региональной экономической безопасности. Основные показатели могут быть сгруппированы
117
следующим образом:
- показатели, характеризующие направление развития туристско-рекреационного комплекса региона (темпы роста емкости коллективных средств размещения, числа прибытий туристов, объема реализованных туристских услуг, доходов от ведения туристской деятельности, уровень диверсификации туристского продукта, динамика подушевых показателей производства туристских услуг и т.д.);
- показатели, отражающие способность туристско-рекреационного комплекса функционировать в режиме общественного воспроизводства (удельный вес налогов и сборов от туризма в структуре ВРП, удельный вес туризма в объеме инвестиций, мультипликационный эффект туризма; удельный вес доходов от обслуживания туристов в доходах домохозяйств региона и др.);
- показатели, оценивающие роль туризма в обеспечении социальной стабильности в регионе (удельный вес туризма в общей численности экономически активного населения; средняя заработная плата в сфере туризма; степень удовлетворенности туристов качеством регионального турпродукта и др.);
- показатели, отражающие роль туризма в сглаживании социально-экономических диспропорций между субрегионами;
- показатели, оценивающие степень интеграции региона в систему национального и международного туризма (соотношение внутренних и въездных туристских потоков; динамика валютных поступлений от туризма; наличие программ межрайонного и международного сотрудничества в сфере туризма и др.). Отсутствие специального мониторинга и соответствующей статистической
отчетности не дает возможности объективно оценить вклад туризма в систему экономической безопасности Р. Крым. На основе данных официальной статистики по Р. Крым можно констатировать рост прямых налоговых поступлений в бюджет от туристской отрасли: в 2018 г. они превысили 2,5 млрд. руб. и составили 7% в общей сумме налогов по республике. Согласно экспертной оценке ФНС по Р. Крым, сфера туризма дает мультипликативный эффект в виде налоговых поступлений от смежных с туризмом отраслей в объеме 25% [17]. Расчет реального удельного веса доходов от туризма в ВРП Р. Крым невозможен без точной идентификации потребительских расходов туристов, а определение дополнительных доходов домохозяйств от обслуживания туристов нуждается в проведении социологических исследований.
Несмотря на рост инвестиционной деятельности в сфере туризма Р. Крым (в 2015-2017 гг. общая сумма подписанных инвестиционных соглашений в Р. Крым возросла в 21,2 раза с 1,7 до 36,1 млрд. руб.), среди инвестиционных предложений преобладают сравнительно не капиталоемкие проекты, направленные на гостиничное и ресторанное строительство и сооружение объектов инфраструктуры. Инвестиционный поток распределяется по территории Крыма крайне неравномерно: по числу заявок и реализуемых проектов с большим отрывом от остальных регионов лидируют Ялта и Евпатория, на которые в совокупности приходится более 90% всех капиталовложений. Особым направлением инвестиционной деятельности на территории Р. Крым выступает создание
118
обеспечивающей инфраструктуры для 5 туристских кластеров в рамках Федеральной целевой программы. Суммарный инвестиционный потенциал кластеров превышает 170 млрд. руб.
Вклад туризма в демографическое и социальное развитие региона значительный. Туризм способствует созданию новых рабочих мест, общему росту занятости населения и повышению качества жизни местного населения. Так, численность занятых в 2018 г. в возрасте свыше 15 лет составила 848,8 тыс. чел. Занятые в гостиничном и ресторанном хозяйстве составляют 2,8%, работающие в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 1,2 % от общего числа экономически активного населения. Вместе с тем, согласно экспертным оценкам Министерства курортов и туризма Р. Крым, в индустрии туризма региона занято не менее 50 тыс. чел., что составляет 5,3% от общего числа работников. Очевидно, что в силу мультипликационного эффекта туризма обеспеченность населения рабочими местами окажется гораздо выше. Социальная эффективность рекреации и туризма в Крыму снижается вследствие значительных сезонных колебаний занятости населения. Например, в Ялте при общей численности населения в трудоспособном возрасте 92, 7 тыс. чел. в летний сезон занято 88,5% от общего числа трудоспособного населения, а в зимний период этот показатель уменьшается до 40,1% [18]. Распределение занятых по сферам экономической деятельности существенно изменяется по сезонам года: в летний сезон основная часть работающего населения (34%) задействована в рекреационном комплексе; в межсезонье преобладает бюджетная сфера (40%) (рис. 2). Подобная структура занятости населения свидетельствует о монокультуре туризма, отсутствии альтернативных туризму сфер приложения труда и при неблагоприятной конъюнктуре может создавать угрозу устойчивости системы использования трудовых ресурсов.
Представление о социальной эффективности туризма в Р. Крым подтверждается социологическими исследованиями степени удовлетворенности туристов качеством регионального туристского продукта. Опрос 3 тысяч респондентов в высокий туристский сезон 2018 г. показал, что более 50% опрошенных туристов оценили соотношение цены и качества предоставленных услуг по питанию, экскурсионному обслуживанию, обеспечению сувенирной продукцией, развлекательных и транспортных услуг на уровне выше среднего. У 93% туристов ожидания от отдыха в Крыму оправдались [19].
Перспективы развития туризма как составляющей экономической безопасности Р. Крым определяются, в первую очередь, направлениями и приоритетами государственной политики. Показательным является тот факт, что в Стратегии социально-экономического развития Р. Крым до 2030 года первой из отраслей специализации региона заявлен санаторно-курортный и туристский комплекс [20].
119
■ Рекреационный комплекс "Бюджетная сфера ь Сельскоехозяйство
■ Потребительская сфера ■Промышленность "Прочие отрасли
■ Транспорти связь "Строительство
Рис. 2. Структура занятости населения Большой Ялты в летний (А) и зимний (Б)
периоды, в %, 2015 г.
Источник: составлено Яковенко И. М., Войтеховским Д. В. по [18].
Для обеспечения диверсифицированной структуры региональной экономики предусмотрена поддержка отраслей и производств, способных максимально эффективно использовать региональные преимущества Крыма, дать быструю отдачу от вложенных инвестиций и снизить уровень дотационности региональной экономики (выращивание зерна, виноградарство и виноделие, химическая, пищевая промышленность, рыболовство, судостроение) [20, 21]. В перспективе решение проблемы экономической безопасности Р. Крым связано с реструктуризацией региональной экономики и, соответственно, с изменением структуры экспортно-импортных связей с соседними странами. В частности, в дальнейшем необходимо сократить долю химической продукции в производстве и экспорте региона в пользу продукции высокотехнологичных отраслей (электронное и оптическое оборудование, приборы, электромобили и др.).
Развитие туристско-рекреационного комплекса Р. Крым должно идти по пути оптимизации функциональной структуры регионального туристского продукта, повышения качества предоставляемых услуг, разработки и быстрой реализации инновационных проектов. Необходимо продолжить государственное финансирование в рамках федеральной целевой программы с целью завершения системной модернизации инфраструктуры Р. Крым. Следует развивать направления, способные актуализировать имеющийся ресурсный потенциал и привлечь туристские потоки из стран-конкурентов (например, комплексно освоить огромные запасы бальнеогрязевых ресурсов), предложить аутентичные культурные и событийные программы и создать инновационные объекты, не имеющие аналогов в соседних странах. Для налаживания полноценного трансграничного сотрудничества в Причерноморье понадобится гармонизация стратегических планов развития
120
приграничных регионов, реализация единых инфраструктурных проектов (например, трансчерноморской автомагистрали), принятие единых стандартов качества и экологических норм, разработка совместных маркетинговых и имиджелогических мероприятий и многое другое.
Первостепенное значение для развития экономики Р. Крым приобретают внутренние связи - налаживание сотрудничества с регионами Российской Федерации и развитие различных форм кооперирования с российскими предприятиями. Хорошие результаты для региональной экономики можно ожидать в контексте развития региона как общероссийской здравницы при условии проведения системной модернизации санаторно-курортного комплекса, оптимизации транспортно-логистических связей между регионами и налаживания эффективной маркетинговой деятельности. Аттрактивность Крыма для российских туристов выросла благодаря проведению престижных событийных мероприятий (фестивали «Таврида», «Джаз Коктебель пати», «Казантип», «Генуэзский шлем» и др.). Примером межрегионального кооперирования является стартовавший в 2019 г. федеральный проект «Золотое кольцо Боспорского царства» в рамках сотрудничества Р. Крым с Краснодарским краем, Ростовом-на-Дону и Севастополем.
В условиях санкций стратегические планы развития Р. Крым нацелены на укрепление внешнеэкономических связей со странами ЕАЭС, СНГ, ШОС и другими странами Азии, Латинской Америки и Африки. Перспективы сотрудничества видятся, прежде всего, в международной торговле товарами и услугами, инвестиционной и инновационной деятельности. В настоящее время в экспорте товаров Р. Крым преобладают машины и оборудование (27,8%), продукция химической промышленности (24,9%) и продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (21,8%). В структуре экспорта услуг лидируют услуги здравоохранения и туризма (58,5 и 34,5% соответственно). На территории Р. Крым зарегистрировано около 3000 инвесторов - иностранных организаций и физических лиц из 33 стран (в т.ч. из Украины, Кипра, Виргинских островов, Великобритании, Турции и др.), однако подавляющее большинство проектов отличает малый масштаб. В качестве приоритетного партнера в сфере инвестиций, сельского хозяйства и туризма позиционируется Китай.
Решение стратегических задач по достижению экономической безопасности Р. Крым предполагает активное продвижение позитивного имиджа региона в мировом информационном пространстве. Представители бизнеса и общественных организаций Р. Крым являются постоянными участниками различных форумов, ярмарок и выставок, в рамках которых налаживаются контакты с заграничными контрагентами. Ряд форумов проводится на территории республики (Ялтинский международный экономический форум, форум «Открытый Крым» и др.), что следует рассматривать как важный инструмент народной дипломатии и расширения внешнеэкономических контактов Крыма. V Ялтинский международный экономический форум (2019 г.) посетили 807 делегатов из 89 стран мира. Минэкономразвития Р. Крым и «Южный региональный Центр поддержки экспорта» инициируют участие крымских предпринимателей в зарубежных бизнес-миссиях. В
121
июле 2019 г. состоялась бизнес-миссия в Сирийскую Арабскую Республику, в ходе которой была достигнута договоренность о поставках крымского зерна в Сирию и организации отдыха и реабилитации для сирийских граждан на побережье полуострова. Безусловно, подобные контакты должны стать систематическими.
ВЫВОДЫ
Развитие туризма выступает важной составляющей в решении проблемы экономической безопасности региона. Методические приемы, критерии и показатели для оценки вклада туризма в систему региональной экономической безопасности не разработаны. В число репрезентативных оценочных показателей необходимо использовать: показатели, характеризующие направление и темпы развития туристско-рекреационного комплекса региона; показатели, отражающие способность туристско-рекреационного комплекса функционировать в режиме общественного воспроизводства; показатели, оценивающие роль туризма в обеспечении социальной стабильности в регионе; показатели, отражающие роль туризма в сглаживании социально-экономических диспропорций между регионами; показатели, оценивающие степень интеграции региона в систему национального и международного туризма.
Роль туризма в экономической безопасности Р. Крым проявляется в росте налоговых поступлений от предпринимательства в бюджет региона и увеличении их доли во внутреннем региональном продукте. Привлекательность индустрии туризма Крыма для иностранных инвесторов остается низкой в связи сохранением санкций, однако благодаря последовательной государственной политике в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов на федеральном уровне. Социальная функция туризма в достижении экономической безопасности осуществляется путем создания рабочих мест и повышения качества жизни населения. Для оптимизации системы занятости населения в Крыму необходимо решить проблему сезонного функционирования туристских и смежных предприятий.
Стратегическими задачами развития туристско-рекреационного комплекса Р. Крым выступают дальнейшая диверсификация структуры; достижение оптимальных пропорций с другими с другими секторами региональной экономики; повышение конкурентоспособности регионального турпродукта; повышение качества предоставляемых услуг; сглаживание диспропорций в уровне рекреационной освоенности между субрегионами Р. Крым; переход к инновационно-инвестиционной модели развития.
Для выработки эффективных управленческих решений актуальной задачей является налаживание системы специального мониторинга с отражением результатов в официальной статистической отчетности и в СМИ.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
122
2. Анищенко, А. А., Долматов И. В. Экономическая безопасность регионов России. Москва : Маркетинг, 2006. 72 с.
3. Вечканов, Г. В. Экономическая безопасность: Учебник. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 384 с.
4. Еделев, А. Л. Стратегическая стабильность и экономическая безопасность субъектов Российской Федерации: монография. Москва : Акад. экономической безопасности МВД России. 2007.
5. Кремлев, Н. Д., Федоров, В. Г., Сергеев, М. Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2007. №2. С. 42-48.
6. Социально-экономические угрозы безопасности региона / Под ред. Л. А. Исаевой. Владивосток : Морской гос. ун-т, 2007. 144 с.
7. Черненко, О. Б. Экономическая безопасность региона: определение и методологические подходы к обеспечению // Вестник Ростовского государственного экономического университета. 2015. № 4 (52). С.113-122.
8. Белоногов, А. Г. Формирование системы обеспечения экономической безопасности сферы туризма: автореф. дис. кандидата экон. наук. Санкт-Петербург, 2013. 26 с.
9. Харламова, А. Ю. Проблемы оценки экономической безопасности в сфере туризма // Управление инвестициями и инновациями. 2016. №1.
10. Угрюмова, А. А., Передереев, В. В. Экономическая безопасность развития регионального туристского потенциала URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-razvitiya-regionalnogo-turistskogo-potentsiala.
11. Неваленный, А. Н., Левина, Я.Г. Туризм в обеспечении экономической безопасности региона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. Т.3. №12. С.244-248.
12. Волгина, В.А. Экономическая безопасность в индустрии туризма: проблемы и перспективы решения // Вестник Кубанского социально-эконом. инст-та. Вып. 9. 2013. С. 10.
13. Санаторно-курортная сеть Крыма и ее трудовой потенциал (Справочно-аналитический обзор). Симферополь: Укр. филиал института труда Госкомтруда СССР, 1985. 91 с.
14. Яковенко, И. М. Актуальные проблемы рекреационных районов Крыма // Ученые записки Таврического национального университета География. 2007. Т. 20 (59).. №2. С. 10-20.
15. Туризм Республики Крым за 2015 год: стат. бюлл. / Крымстат. Симферополь, 2016. 110 с.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.
17. Яковенко, И.М., Страчкова, Н.В. Туристко-рекреационный комплекс Республики Крым: пять лет в составе России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 2. С. 101-114.
18. Министерство внутренних дел. Отчеты глав территориальных органов. URL : https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/0tcheti/0tcheti_nachalnikov_territorialnih_organ/2018.
19. «Портрет» крымского туриста сезона 2018 года. Отчет Министерства курортов и туризма Республики Крым. Симферополь, 2019. 18 с.
20. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г. URL : https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-shortvers.pdf.
21. Анализ тенденций социально-экономического развития Республики крым: монография / под ред. д.э.н., доцента Ю. П. Майданевич; ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. Симферополь: Полипринт, 2019. 362 с.
TOURISM AS A COMPONENT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Yakovenko I. M.
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Fédération E-mail: [email protected]
The approaches to assessing the contribution of tourism to the economic security of the Republic of Crimea are considered in the article.
123
The development of tourism is an important component in solving the problem of economic security in the region. Methodological techniques, criteria and indicators for assessing the contribution of tourism to the system of regional economic security have not been developed yet. The number of representative evaluation indicators should be used: indicators that characterize the direction and pace of development of the tourist and recreational complex in the region; indicators that reflect the ability of the tourist and recreational complex to function in the mode of public reproduction; indicators that assess the role of tourism in ensuring social stability in the region; indicators that reflect the role of tourism in smoothing socio-economic disparities between regions; indicators that assess the degree of integration of the region into the system of national and international tourism. The impact of tourism on the regional economy development of the Republic of Crimea is determined by the presence of a unique resource potential, current and informed on international tourist and recreation specialization and characteristics of state regional policy and the impact of sanctions against Crimea.
The role of tourism in the economic security Of the Republic of Crimea is manifested in the growth of tax revenues from business in the budget of the region and an increase in their share in the domestic regional product. The attractiveness of the Crimean tourism industry for foreign investors remains low due to the continuation of sanctions, but due to a consistent state policy in the region , a number of major investment projects are being implemented at the Federal level.
The social function of tourism in achieving economic security is realized by creating jobs and improving the quality of life of the population. To optimize the employment system in Crimea, it is necessary to solve the problem of seasonal functioning of tourist and related enterprises.
The strategic objectives of the development of the tourism and recreation complex of the Republic of Crimea are: further diversification of the structure ; achieving optimal proportions with other sectors of the regional economy ; increasing the competitiveness of regional tourism products; improving the quality of services provided; smoothing out the disparities in the level of recreational development between the sub-regions of the Crimea; transition to an innovative and investment model of development .
In order to develop effective management decisions, an urgent task is to establish a special monitoring system that reflects the results in official statistical reports and in the media. Keywords: economic security, tourism industry, tourist and recreational complex, indicators of economic security.
References
1. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 g. «O strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» (Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 "on the strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030") (in Russian).
2. Anishchenko A. A., Dolmatov I. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' regionov Rossii (Economic security of Russian regions). Moscow, Marketing, 2006, 72 p.(in Russian)
3. Vechkanov G. V. Ekonomicheskaya bezopasnost': Uchebnik (Economic security: Textbook). Sanct-Peterburg, Piter, 2007, 384 p. ».(in Russian)
4. Edelev A. L. Strategicheskaya stabil'nost' i ekonomicheskaya bezopasnost' sub"ektov Rossijskoj Federacii: monografiya (Strategic stability and economic security of the subjects of the Russian
124
Federation: monograph). Moscow, Akad. ekonomicheskoj bezopasnosti MVD Rossii, 2007.(in Russian)
5. Kremlev N. D., Fedorov V. G., Sergeev M. F. Voprosy ocenki ekonomicheskoj bezopasnosti regiona (Questions of assessing the economic security of the region). Voprosy statistiki, 2007, no 2, pp. 42-48.(in Russian)
6. Social'no-ekonomicheskie ugrozy bezopasnosti regiona (Socio-economic threats to regional security). Pod red. L. A. Isaevoj. Vladivostok, Morskoj gos. un-t, 2007, 144 p. (in Russian)
7. CHernenko O. B. Ekonomicheskaya bezopasnost' regiona: opredelenie i metodologicheskie podhody k obespecheniyu (Economic security of the region: definition and methodological approaches to ensuring). Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2015, no 4 (52), pp. 113-122. (in Russian)
8. Belonogov A. G. Formirovanie sistemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti sfery turizma (Formation of the system for ensuring economic security of the tourism sector). PhD Thesis. Sankt-Peterburg, 2013, 26 p.(in Russian)
9. Harlamova A. YU. Problemy ocenki ekonomicheskoj bezopasnosti v sfere turizma (Problems of assessing economic security in the sphere of tourism). Upravlenie investiciyami i innovaciyami, 2016, no 1. (in Russian)
10. Ugryumova A. A., Peredereev V. V. Ekonomicheskaya bezopasnost' razvitiya regional'nogo turistskogo potenciala (Economic security of regional tourism potential development). URL : https://cyberleninka.ru/article/n7ekonomicheskaya-bezopasnost-razvitiya-regionalnogo-turistskogo-potentsiala (in Russian)
11. Nevalennyj A.N., Levina YA.G. Turizm v obespechenii ekonomicheskoj bezopasnosti regiona (Tourism in the economic security of the region). Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2015, T.3, no 12, pp. 244-248. (in Russian)
12. Volgina V.A. Ekonomicheskaya bezopasnost' v industrii turizma: problemy i perspektivy resheniya (Economic security in the tourism industry: problems and prospects of solution). Vestnik Kubanskogo social'no-ekonom. inst-ta, Vyp. 9, 2013, pp. 10.(in Russian)
13. Sanatorno-kurortnaya set' Kryma i ee trudovoj potencial (Spravochno-analiticheskij obzor) (Health resort network of Crimea and its labor potential (reference and analytical review)). Simferopol', Ukr. filial instituta truda Goskomtruda SSSR, 1985, 91 p. (in Russian)
14. Yakovenko I. M. Aktual'nye problemy rekreacionnyh rajonov Kryma (Actual problems of recreational areas of the Crimea). Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta, Geografiya, 2007, T. 20(59), no 2, pp. 10-20 (in Russian)
15. Turizm Respubliki Krym za 2015 god: stat. byull. (Tourism of the Republic of Crimea in 2015: stat. bull.). Krymstat. Simferopol', 2016, 110 p. (in Russian)
16. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli. 2018: R32 Stat. sb. (Region of Russia. Socioeconomic indicators. 2018: P32 Stat. sat). Rosstat, Moscow, 2018, 1162 p. (in Russian)
17. Yakovenko I.M., Strachkova N.V. Turistko-rekreacionnyj kompleks Respubliki Krym: pyat' let v sostave Rossii (ourist and recreational complex of the Republic of Crimea: five years in Russia). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki, 2019, no 2, pp. 101-114. (in Russian)
18. Ministerstvo vnutrennih del. Otchety glav territorial'nyh organov (Ministry of interior. Reports of heads of territorial bodies). URL : https://82.xn--b1aew.xn--p 1 ai/Dejatelno st/0tcheti/0tcheti_nachalnikov_territorialnih_organ/2018. (in Russian)
19. «Portret» krymskogo turista sezona 2018 goda. Otchet Ministerstva kurortov i turizma Respubliki Krym ("Portrait" of the Crimean tourist of the 2018 season. Report of the Ministry of resorts and tourism of the Republic of Crimea). Simferopol', 2019, 18 p.(in Russian)
20. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya R. Krym do 2030 g. (Strategy of socio-economic development of the Republic of Crimea until 2030). URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-shortvers.pdf. (in Russian)
21. Analiz tendencij social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki krym: monografiya (Analysis of trends in socio-economic development of the Republic of Crimea: monograph). Pod red. d.e.n., docenta Yu. P. Majdanevich; FGAOU VO KFU im. V.I. Vernadskogo, Simferopol', Poliprint, 2019, 362 p. ».(in Russian)
Поступилa в редакцию 15.02.2020 г.
125