Научная статья на тему 'Туризм как фактор развития внешнеэкономического сотрудничества (на примере Приморского края и Республики Корея)'

Туризм как фактор развития внешнеэкономического сотрудничества (на примере Приморского края и Республики Корея) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
472
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST ACTIVITY / ТУРПОТОК / THE NUMBER OF TOURISTS / ФАКТОР / FACTOR / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна

Туризм является динамично развивающимся сектором мировой экономики, активно способствующим росту трудовой занятости населения, диверсификации экономики, росту инвестиционной привлекательности и расширению международного сотрудничества. Одним из перспективных направлений туристской деятельности в Приморском крае является сотрудничество с Республикой Корея. В статье анализируются факторы, влияющие на эффективность развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гатауллина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC COOPERATION (AT EXAMPLE OF PRIMORYE TERRITORY AND REPUBLIC OF KOREA)

Tourism is the fastest growing sector of the global economy, is actively contributing to the growth of population employment, economic diversification, and increase the investment attractiveness of the expansion of international cooperation. One of the promising areas of tourist activity in the Primorye Territory is the cooperation with the Republic of Korea. The paper analyzes the factors affecting the efficiency of the development of tourism.

Текст научной работы на тему «Туризм как фактор развития внешнеэкономического сотрудничества (на примере Приморского края и Республики Корея)»

УДК 3338.48 (477.75)

Гатауллина Светлана Юрьевна

старший преподаватель кафедры сервиса и туризма Дальневосточного федерального университета

06surga@mail.ru

ТУРИЗМ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И

РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ)

Туризм является динамично развивающимся сектором мировой экономики, активно способствующим росту трудовой занятости населения, диверсификации экономики, росту инвестиционной привлекательности и расширению международного сотрудничества. Одним из перспективных направлений туристской деятельности в Приморском крае является сотрудничество с Республикой Корея. В статье анализируются факторы, влияющие на эффективность развития туризма.

Ключевые слова: регион, туризм, туристская деятельность, турпоток, фактор, эффективность.

JEL code: L 830, F 020, F 010, P 330

Svetlana Gataullina

Senior lecturer, Service and Tourism Department Far Eastern Federal University 06surga@mail.ru

TOURISM AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC COOPERATION (AT EXAMPLE OF PRIMORYE TERRITORY AND

REPUBLIC OF KOREA)

Tourism is the fastest growing sector of the global economy, is actively contributing to the growth of population employment, economic diversification, and increase the investment attractiveness of the expansion of international cooperation. One of the promising areas of tourist activity in the Primorye Territory is the cooperation with the Republic of Korea. The paper analyzes the factors affecting the efficiency of the development of tourism.

Key words: region, tourism, tourist activity, the number of tourists, a factor, a effectiveness.

JEL code: L 830, F 020, F 010, P 330

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Повышение эффективности интеграции России в социально-экономическое пространство АТР соответствует национальной внешнеполитической задаче формирования «коридоров» выхода страны на мировые рынки товаров, услуг, технологий. Благоприятное трансграничное положение, позиционирование г. Владивостока как центра делового сотрудничества России в АТР определяют роль Приморского края как форпоста в формировании «евразийского коридора» России в АТР. Развитие в Приморье секторов экономики и направлений международного сотрудничества, позволяющих в наибольшей степени реализовать трансграничный потенциал края, стать «точками роста» региональной экономики и производителями конкурентоспособных товаров, услуг, технологий на рынке АТР является важной задачей органов государственной власти в регионе. Одним из таких направлений международного сотрудничества является сотрудничество Приморского края и Республики Корея (Р. Корея) в сфере туризма.

Концепция исследования основывается на гипотезах:

- Н\: туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития внешнеэкономического сотрудничества Приморского края и Р. Корея;

- Н2: совершенствование государственного регулирования туризма будет способствовать повышению эффективности развития сотрудничества Приморского края и Республики Корея.

При подготовке статьи автором были использованы общенаучные методы исследований (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и абстрагирование, сравнение и аналогия, идеализация и формализация и др.). Анализ нормативно-правой базы и публикаций по проблемам развития туризма базировался на критическо-описательном исследовании и сравнительном

методах, основанных на сопоставлении основных туристских дефиниций в отечественной и мировой теории.

Изучение показателей развития туризма базировалось на аналитико-статистическом исследовании изменения объёма международного турпотока на российско-корейском направлении. При выявлении причин, оказывающих наибольшее влияние на развитие туризма в Приморском крае, был использован факторный анализ.

Республика Корея входит в число четырёх основных стран — партнеров Приморского края, на долю которых ежегодно приходится более 80% внешнеторгового оборота края. Торговый оборот Приморского края с Республикой Корея в 2014 году сократился по сравнению с 2013 г. на 12% и составил 1986,7 млн. долл. США, при этом экспорт вырос на 7% до 1059,4 млн. долл. США, импорт сократился на 27% и составил 927,3 млн. долл. США (рис.1).

= экспорт = импорт = товарооборот

2500

2246,7

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис.1.

Объём внешнеторгового оборота Приморского края

с Р. Корея, млн. долл. США* * данные Территориального органа Государственной статистики по Приморскому краю

Главными статьями экспорта из Приморского края в Республики Корея являются нефть и нефтепродукты — 42%, рыба и морепродукты — 33%, отходы и лом черных металлов — 10%. Главными статьями импорта в Приморский край из Р. Корея являются транспортные средства — 43%, машины, оборудование и их части — 7%, продукты питания — 4,4%. Республика Корея является одной из основных стран — инвесторов в Приморье, развитие инвестиционно -привлекательных направлений сотрудничества будет способствовать притоку в край дополнительных финансовых средств. Одним из динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных направлений сотрудничества Приморского края и Республики Корея является туризм.

Туризм — «феномен» XXI века, характеризующийся высокими темпами развития, совместимостью, практически, со всеми видами человеческой деятельности, высоким мультипликативным эффектом, способствующим диверсификации экономики, активным влиянием на развитие международного сотрудничества и рост инвестиционной активности, активным влиянием на социально-экономическую среду и уровень качества жизни населения.

По уровню развития сотрудничества в сфере туризма с Республика Корея Приморский край занимает лидирующее положение в РФ. По объёму международного турпотока российско-корейское направление занимает в Приморском крае второе место и первое место — по динамике роста этого показателя. Всего в 2014 году в Приморский край въехало 28431 корейских граждан (21% общего объёма прибытий в РФ), в том числе с туристскими целями

— 16641 чел. (20,2% общего объёма прибытий в РФ). Количество россиян, выезжавших в Республики Корея в 2014 году из Приморского края, составило 128236 чел. (54,5% общего объёма выездов из РФ), в том числе с целью туризма

— 72609 чел. или 57,5 % общего объёма выездов из РФ (рис.2).

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

: международный въездной турпоток

международный выездной турпоток

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Рис. 2. Объём международного турпотока на российско-корейском

направлении в Приморском крае, чел.* * данные департамента туризма Приморского края

Возможность динамичного развития туризма между Приморским краем и Республикой Корея обуславливается следующими факторами:

- близостью территорий и наличием развитых транспортных коридоров;

- отменой визового режима (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Р. Кореи о взаимной отмене визовых требований с 1 января 2014 года);

- реализацией государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013 — 2017 годы;

- реализацией программы «Годы взаимных визитов Россия — Республика Корея 2014-2015»;

- активным продвижением новых туристских направлений. Ежегодно делегации Р. Корея принимают активное участие в Тихоокеанской международной туристской выставки PITE (Владивосток), а делегации Приморского края регулярно участвуют в туристской выставке KOTFA (Сеул);

- активной работой Владивостокского представительства Национальной организации туризма Кореи (НОТК);

- насыщенной программой событийных мероприятий в Приморском крае и активным участием в них делегаций Р. Корея;

- активным развитием связей в сфере культуры и культурно-познавательного туризма;

- развитием образовательного туризма. ДВФУ заключены меморандумы и соглашения о сотрудничестве с рядом ведущих высших учебных заведений Республики Корея: Сеульским национальным педагогическим университетом, Женским университетом Сангсин, Университетом Корё, Университетом Кёнг Хи, Университетом Ёнсе, Институтом изучения законодательства Кореи, Университетом Кёндон. На базе ВГУЭС совместно с вузами г. Сеул в 2014 году были проведены: Первый международный магистерский форум «Дальний Восток России в системе экономических и политических интересов стран АТР», Российско-Корейский дальневосточный форум «Знание — 2014». Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского сотрудничает с Корейским морским институтом (г.Сеул);

- проведением совместных научных исследований и развитием научного туризма.

По данным туристских организаций, наиболее часто жители Приморского края выезжают в Республику Корея с целью лечения, оздоровления, отдыха, развлечений шоппинга и культурно-познавательными целями. Наиболее привлекательными в Приморском крае для корейских туристов являются этнографические, экологические и культурно-познавательные туры.

Вместе с тем, ряд форм и видов туристской деятельности, обладающих высоким потенциалом туристской аттрактивности, пока не реализованы: отсутствуют кольцевые маршруты с посещением 3-х и более дальневосточных субъектов РФ; не развит круизинг; не достаточно разработаны трансграничные маршруты, включающие посещение памятных и знаковых для корейского народа мест. Всё это снижает конкурентоспособность российско-корейского туристского направления и развитие международного въездного туризма в Приморском крае. Превышение объёма международного выездного турпотока

по сравнению с въездным на российско-корейском направлении в Приморском крае составляло с 2008 по 2014 годы от 1,8 до 5,3 раз.

С 1996 года туризм в Российской Федерации отнесен к приоритетным секторам экономики и является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Однако методическое обеспечение этой деятельности не совершенно: несовершенна идентификация туризма как вида предпринимательства — термин «туризм» в нормативно-правой базе РФ трактуется как «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий», требует доработки содержание термина «иная деятельность», а сама законодательная дефиниция «туристская деятельность» не соответствует «Рекомендациям по статистике туризма ВТО/Организация Объединённых Наций» [1]; несовершенны применяемые показатели для измерения влияния туризма на экономику региона (страны) [1]; несовершенна организация региональных статистических исследований в туризме и маркетинга рынка туристских услуг.

В публикациях отечественных и зарубежных авторов маркетинг рассматривается как основной метод исследований в туризме, однако подходы к его организации у различных авторов существенно отличаются. Маркетинг рассматривается как «управленческий процесс для определения, предупреждения и удовлетворения потребностей клиентов с выгодой» [7]. Маркетинг рассматривается как система, охватывающая все взаимосвязанные элементы системы гостеприимства: потребителей, поставщиков услуг и организации, непосредственно обслуживающие посетителей [5]. Таким образом, маркетинг определяется как основной исследовательский метод в туризме, подход к проведению маркетинга туризма претерпел изменение от восприятия его функции как «торговли услугами» к процессу исследования туристской деятельности как системы взаимосвязанных и взаимодействующих с внешней средой элементов [3].

Обеспечение устойчивого развития туризма тесно связано с качеством осуществления маркетинга [4] и обеспечивается реализацией мер,

разработанных на основе регулярно осуществляемых: маркетинга клиентских потребностей и полноты их удовлетворения, маркетинга степени достижения целей, маркетинга сохранения экосистемы [6].

Эффективность туристской деятельности в Приморском крае снижается в силу ряда обстоятельств: недостаточно развитой инфраструктуры сервиса и гостеприимства, несовершенства законодательства и ряда других факторов. Все это приводит к несоответствию ожиданий туристов и полученного результата. Проводимые Территориальным органом Государственной статистики по Приморскому краю статистические исследования не формируют возможности выявления «портрета» корейского туриста, его ожиданий от тура, оценки туристских аттрактов в регионе, средней продолжительности тура, суммы туристских расходов и ряда других показателей, необходимых для оценки экономической эффективности развития туризма между Приморским краем и Р. Корея, а так же оценки факторов, влияющих на это развитие.

Автором проведены исследования с целью выявления факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие туризма в Приморском крае в целом. Экспертной оценке были подвергнуты 64 фактора, оказывающие влияние на экономическую эффективность туристской деятельности в регионе. Обработка и анализ мнений 15-ти экспертов позволили выявить, что все эксперты оценили 64 фактора как «достаточно значимые», «существенные» и «очень значимые». Все факторы были условно объединены в 4 группы: «Государственное регулирование туристской деятельности» (х1), «Туристская инфраструктура» (х2), «Туристские ресурсы» (х3), «Туристская привлекательность региона» (х4).

В результате статистической обработки исходной совокупности данных с помощью табличного процессора Microsoft Excel и пакета обработки статистических данных Manugistics Statgraphics была получена модель множественной регрессии (регрессионное уравнение), представленное в формуле 1:

у = 0,251*1 + 0,194*2 + 0,136* + 0,013*4 (1)

Проверка модели по значениям ^критерия и ^критерия, коэффициента детерминации и значения критерия Дарбина-Уотсона (Durbin-Watson) показала ее точность, значимость и адекватность. Таким образом, на повышение экономической эффективности туристской деятельности в Приморском крае в наибольшей степени влияют факторы, связанные с осуществлением государственного регулирования туристской деятельности и уровнем развития туристской инфраструктуры [2]. Фактическое состояние этих факторов экспертами было оценено как «достаточно низкое».

На основе проведенного анализа автором была выявлена необходимость совершенствования государственного регулирования туризма и на примере анализа сотрудничества Приморского края и Республики Корея в сфере туризма обоснована необходимость совершенствования организации регионального маркетинга туризма как одного из значимых факторов, определяющих эффективность международного сотрудничества в сфере туризма.

Предлагается разработать и реализовать программу маркетинговых исследований рынка туристских услуг Приморского края и Республики Корея с выявлением объектов, обладающих наибольшей туристской аттрактивностью и на их базе сформировать макеты межрегиональных и международных кольцевых туров; обсудить опыт России и Респубики Корея по проведению статистических исследований в туризме и оценке совокупного вклада туризма в экономику; оценке роли туризма в развитии международного сотрудничества.

Учитывая высокий мультипликативный эффект туризма, повышение эффективности его развития будет способствовать более динамичному развитию международного сотрудничества Приморского края и Республики Корея.

Литература

1. Гатауллина С.Ю., Топчий А.В. О состоянии методического обеспечения оценки экономической эффективности туристской деятельности в

регионе // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — №24 (23) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/ 31EVN414.pdf

2. Гатауллина С.Ю., Овчаренко Н.П. Анализ факторов, влияющих на экономическую эффективность туристской деятельности в регионе (на примере Приморского края) // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — №4 (23) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/ 13EVN414.pdf

3. Dinca A. Ir., Gheorghila A. Tourism destination marketing study Workpaper — an operational working instrument // Journal Geography and Education 32 (2012) 20e31E-http://annalsreview.geo.unibuc.ro/2013/Dinca.pdf.

4. Kotler P., Andreasen A. Strategic marketing for nonprofit organizations // Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall. — 1996. — 632 р.

5. Simon H., Internal Marketing Is the Key to Success at Fairmont // International Journal of Academic Research in Environment and Geography. — Vol. 4. — No.4, June, 2014. — Р. 60 — 69.

6. Sharpley R., Pearce T. Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities» // Journal of Sustainable Tourism. — Volume 15, Issue 5. — 2007. — Р. 557-573.

7. Wilson R., Gilligan C. Strategic Marketing Management: Planning, Implementation and Control (2nd edn). Oxford: Butterworth Heinemann.

References

1. Gataullina S.Y., Topchiy A.V. The Methodological Base of Regional Tourism Activity Effectiveness Evaluation // The Internet-magazine "Science of Science". — 2014, No. 4 (23) 2014. — Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/31EVN414.pdf. (in Russian)

2. Gataullina S.Y., Ovcharenko N. Р. Analysis of factors affecting the economic efficiency of tourist's activity in the region (Primorsky region as an example) // The Internet-magazine "Science of Science". — 2014, No 4 (23) 2014. — Available at: http:// naukovedenie.ru/PDF/ 13EVN414.pdf. (in Russian)

3. Dincâ A. Ir., Gheorghila A. Tourism destination marketing study Workpaper — an operational working instrument // Journal Geography and Education 32 (2012) 20e31E-http://annalsreview.geo.unibuc.ro/2013/Dinca.pdf.

4. Kotler P., Andreasen A. Strategic marketing for nonprofit organizations // Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall. — 1996. — 632 p.

5. Simon H., Internal Marketing Is the Key to Success at Fairmont // International Journal of Academic Research in Environment and Geography. — Vol. 4. — No.4, June, 2014. — P. 60 — 69.

6. Sharpley R., Pearce T. Tourism, Marketing and Sustainable Development in the English National Parks: The Role of National Park Authorities» // Journal of Sustainable Tourism. — Volume 15, Issue 5. — 2007. — P. 557-573.

7. Wilson R., Gilligan C. Strategic Marketing Management: Planning, Implementation and Control (2nd edn). Oxford: Butterworth Heinemann.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.