Научная статья на тему 'Туризм как фактор развития культурного пространства республики Бурятия'

Туризм как фактор развития культурного пространства республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
572
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ТУРИЗМ / CULTURE / CULTURAL SPACE / MULTI-ETHNIC REGION / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гудкова Ирина Николаевна

В настоящей статье автор рассматривает туризм как социокультурное явление в культурном пространстве региона. Одним из перспективных регионов в сфере развития туризма является Республика Бурятия. Туризм в республике имеет свою специфику в связи с полиэтническими особенностями региона. К началу XXI века глобальные и локальные процессы, рост культурного разнообразия в обществе вызвали потребность в изучении специфики культурного пространства регионов для их современного и будущего формирования, а также для решения актуальных проблем и выявления перспектив развития туризма. Культурное пространство Республики Бурятия представляет собой целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность полиэтнического региона. Культурное пространство складывалось в течение нескольких столетий, его специфика определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных и конфессиональных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF CULTURAL SPACE REPUBLIC OF BURYATIA

The article discusses the concept of tourism as a social and cultural phenomenon in the cultural space of the region. One of the promising regions in the field of tourism development is the Republic of Buryatia. Tourism in the country has its own specifics in connection with the multi-ethnic features of the region. By the beginning of the XXI century global and local processes, the growth of cultural diversity in society caused a need to examine the specificity of the cultural space of the regions for their current and future form, as well as the solution of urgent problems and identify prospects for the development of tourism. The Cultural Space of the Republic of Buryatia is a holistic systemic phenomenon, which expresses the essence of the cultural multi-ethnic region. Cultural space evolved over several centuries, its specificity was determined by natural conditions, historical uniqueness of social, ethnic and cultural, religious and faith-based features, sustainable cultural, political and economic development.

Текст научной работы на тему «Туризм как фактор развития культурного пространства республики Бурятия»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

уризм КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ УДК 379.85(571.54) И. Н. Гудкова

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

В настоящей статье автор рассматривает туризм как социокультурное явление в культурном пространстве региона. Одним из перспективных регионов в сфере развития туризма является Республика Бурятия. Туризм в республике имеет свою специфику в связи с полиэтническими особенностями региона. К началу XXI века глобальные и локальные процессы, рост культурного разнообразия в обществе вызвали потребность в изучении специфики культурного пространства регионов для их современного и будущего формирования, а также для решения актуальных проблем и выявления перспектив развития туризма. Культурное пространство Республики Бурятия представляет собой целостное системное явление, в котором выражается культурная сущность полиэтнического региона. Культурное пространство складывалось в течение нескольких столетий, его специфика определилась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных и конфессиональных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием. Ключевые слова: культура, культурное пространство, полиэтнический регион, туризм.

I.N. Gudkova

East Siberia State University of Technology and Management, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Klyuchevskaya str., 40V, 670013, Ulan-Ude, Russian Federation

TOURISM AS FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF CULTURAL SPACE REPUBLIC OF BURYATIA

The article discusses the concept of tourism as a social and cultural phenomenon in the cultural space of the region. One of the promising regions in the field of tourism development is the Republic of Buryatia. Tourism in the country has its own specifics in connection with the multi-ethnic features of the region. By the beginning of the XXI century global and local processes, the growth of cultural diversity in society caused a need to examine the specificity of the cultural space of the regions for their current and future form, as well as the solution of urgent problems and identify prospects for the development of tourism. The Cultural Space of the Republic of Buryatia is a holistic systemic phenomenon, which expresses the essence of the cultural multi-ethnic region. Cultural space evolved over several centuries, its specificity was determined by natural conditions, historical uniqueness of social, ethnic and cultural, religious and faith-based features, sustainable cultural, political and economic development.

Keywords: culture, cultural space, a multi-ethnic region, tourism.

К началу XXI века глобальные и локальные процессы, рост культурного разнообразия в обществе вызвали потребность в изучении специфики культурного пространства регионов для их современного и будущего формирования, а также для решения актуальных проблем, в том числе выявления перспектив

развития туризма. Туризм в последние десятилетия стал неотъемлемой частью социокультурного пространства.

Существуют особенности туризма, в том числе и культурные, которые зависят от специфики региона, в котором он образовался, существует и развивается.

ГУДКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры социальный и технологический сервис факультета сервиса, технологии и дизайна Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

GUDKOVA IRINA NIKOLAEVNA — Ph.D. (Cultural Studies), Senior Lecturer of Department of Social and Technological Service, Faculty of Service, Technology and Design, East Siberia State University of Technology and

Management e-mail: vasilina182007@mail.ru

© Гудкова И. Н., 2015

^ Теория и история культуры

Зарубежные учёные обратились к анализу этого феномена в начале 70-х годов прошлого века, сосредоточившись на культурологических аспектах туризма. Это были работы, посвящённые антропологическим исследованиям, проблемам сохранения природы в связи с развитием туризма. В конце ХХ века было проведено поликультурное исследование на тему: «Туризм как фактор перемен: социокультурное изучение», инициатором которого стал Европейский центр по управлению исследованиями и документацией. В изучении данного направления приняло участие большинство стран Европы и США [2, с. 4].

Появляется термин «социология путешествий», или «социология туризма», свидетельствуя о том, что туризм существует как социокультурный институт со всеми присущими институту признаками: широкой сетью международных и российский учреждений, специфической деятельностью, связанной с путешествиями, традициями, функциями.

Функции такого социального института, как туризм, разнообразны. Экономическая — одна из важнейших, так как благодаря туризму появляются рабочие места для населения. Другая функция туризма — рекреационная — нацелена на преодоление утомления работающего человека, восстановление его сил. здесь решается главная задача — психологическая разрядка и отдых.

Ещё одна функция туризма обусловлена способностью путешествующего человека культурно и социально осваивать окружающий мир, ведь во время путешествия человек чувствует и видит всё по-другому, происходит «расширение пространства» — процесс формирования культурного пространства в результате изменения принципов человеческого восприятия. В результате становится возможным радикальное изменение «картины мира» путешествующего человека [3].

Надо отметить, что туризм выполняет ещё одну очень важную культурологическую функцию, обеспечивая человеку возможность «познать себя через познание других». Речь идёт о том, что знакомство и изучение тради-

ций различных этносов, культурных, социальных стереотипов народов — не только своей страны, родного края, но и стран «прибытия» — во время путешествия происходят гораздо эффективнее. В конечном счёте человек, проживший в одном регионе, в однородной культуре, не в состоянии осознать, понять не только культуру и быт другого народа, но и свою собственную.

Отсюда следует, что развитие туризма может способствовать не только изучению социально-географического, экономического, политического пространства, но и культурного, а также его моделированию и конструированию.

В частности, и при изучении республики Бурятия можно наблюдать функцию освоения культурного пространства и связанную с ней функцию культурного моделирования.

республика Бурятия — это территория, на которой в течение нескольких столетий складывалось особое культурное пространство. Его специфика определялась природными условиями, своеобразием исторически сложившихся социальных, этнокультурных, религиозных особенностей, устойчивым культурным, политическим и экономическим развитием.

Бурятия является полиэтническим, многоконфессиональным, поликультурным регионом, в котором проживают представители различных языковых групп, этносов и субэтносов: буряты, эвенки, русские, татары (более 100 этносов). Длительное существование буддизма, христианства и шаманизма (в республике зарегистрировано более 150 религиозных организаций) сформировало особое культурное пространство, отличающее Бурятию от других регионов [1, с. 4].

сегодня культурное пространство республики представляет собой модель интеграции этносов, населяющих этот регион, не только под воздействием экономических, социальных и политических факторов, но и культурных детерминант — ценностей, смыслов, символов, образующих своеобразный менталитет и национальный характер жителей.

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 3 (65) май-июнь ^

В культурном пространстве Бурятии проявляется особый интерес к туризму, который обусловлен двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, усилением глобализации и информатизации современного общества, а с другой — развитием процессов локализации и формирования культурного разнообразия.

республика Бурятия притягивает туристов со всего мира уникальными природными, историческими и культурными достопримечательностями. особый интерес для туристов представляет собой озеро Байкал — «жемчужина» республики. Всё перечисленное позволяет Бурятии быть конкурентоспособным регионом россии в области туризма. В республике Бурятия 2 городских округа; 21 муниципальный район; 273 городских и сельских поселения. наиболее перспективными для развития туризма являются Баргу-зинский, Прибайкальский, Кабанский, Тун-кинский районы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года в Бурятии создана особая экономическая зона, расположенная в Прибайкальском районе республики, туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». она способна удовлетворить потребность в санаторно-курортном

лечении, туризме и отдыхе населения как самой республики, так и других регионов России, а также туристов из самых разных стран. Формирование рекреационной зоны и организация других туристических кластеров разной направленности позволит создать в Бурятии высокодоходный туристско-рекреацион-ный комплекс, который будет являться одним из перспективных экономических секторов в развитии республики. Туризм будет способствовать сохранению культурного наследия народов, проживающих на территории Бурятии, позволит обновить, сохранить памятники природы, культуры и истории.

Таким образом, при анализе культурологических аспектов туризма нельзя обойти вниманием такое явление, как влияние туризма на культурное пространство региона. Изучение культурного пространства Бурятии как полиэтнического региона даёт возможность осознать его роль в трансляции ценностей этнической и общероссийской культуры, раскрыть специфику и уникальность данного региона. До настоящего времени при анализе туризма как феномена в поле зрения учёных попадали в основном экономические аспекты этого явления. Поэтому особенно актуальным является рассмотрение культурологических аспектов туризма.

Примечания

1. Гудкова и. н. Культурное пространство как полиэтнический регион // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 11 (102). С. 3—7.

2. Захарова А. н. Туризм как социокультурное явление // Туризм как социокультурное явление : сборник статей. Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2003. С. 3—11.

3. Санжеева А. В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX—XX вв. : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора культурологии : 24.00.01 — теория и история культуры / Санжеева Лариса Васильевна : российский институт культурологии. Москва, 2006. 36 с.

References

1. Gudkova I. N. Kul'turnoe prostranstvo kak polietnicheskiy region [Cultural space as a multi-ethnic region]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Trans-Baikal State University]. 2013, No. 11 (102), pp. 3—7.

2. Zakharova L. N. Turizm kak sotsiokul'turnoe yavlenie [Tourism as a sociocultural phenomenon]. Turizm kak sotsiokul'turnoe yavlenie [Tourism as a sociocultural phenomenon]. Tyumen, Publishing house of Tyumen State University, 2003. Pp. 3—11.

3. Sanzheeva L. V. Model' mira v traditsionnoy kul'ture buryat XIX—XX vv. Avtoreferat diss. dok. kul'tur. [Model of the world in the traditional culture of the Buryats XIX—XX centuries. Synopsis Doc. Cultural Studies diss.]. Moscow, 2006. 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.