Научная статья на тему 'Приоритеты развития туристической деятельности в республике Бурятия'

Приоритеты развития туристической деятельности в республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1249
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР «ТУРИЗМ» / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОТУРИЗМ / TOURISM CLUSTER / RECREATIONAL POTENTIAL / COMPETITIVE AVAILABILITY OF TOURISM PRODUCT / ECOLOGICAL TOURISM / CULTURAL AND INFORMATIVE TOURISM / ETHNIC TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Васильева Дарья Дмитриевна

В статье автор дает оценку потенциалу развития туризма в Республике Бурятия. Основным направлением для продвижения туристического продукта предлагается экологический и этнический туризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of tourism activity development in the Republic of Buryatia

In the article the author gives an estimation for tourism development potential in the Republic of Buryatia. Ecological and ethnic tourism are proposed as a reference direction for tourism product promotion.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития туристической деятельности в республике Бурятия»

тинское кн. изд-во, 1954. -255 с.; Православная энциклопедия Забайкалья. - Чита, 2001.

5. ГАЗК. Ф. 282. On. 1. Д. 7. Л. 130.

6. В договоре подряда за 1708 год и расписках в отдаче денег «за каменную церковную колокольню» Нерчинского мужского монастыре значится подмастерье каменных дел Василий Горяев, в то время как в списках строителей Верхотурского Троицкого собора и Иркутского Богоявленского собора он же записан как Василий Гаряев.

7. ГАЗК. Ф. 282. Оп.1. Д. 7. Л. 139.

8. Кулеш В.И. Спаси и сохрани // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3 (7) июнь. - С. 44-45; Затирко А. Всем миром! На спасение 300-летней церкви // АиФ: регион, приложение «Забайкалье». 2012. № 17 (771). С. 12; Комиссарова Л. Храм нашей надежды: мифы и тайны села Калинине // АиФ: регион, приложение «Забайкалье. 2012. № 23 (782). 6-12 июня. С. 13.

9. Крадин Н.П. Памятники архитектуры Нерчинска XVIII-XIX вв. // Архитектурное наследство: город и его застройка / под ред. О.Х. Халпахчьяна. - М.: Стройиздат, 1985. № 33. С. 79-87; Кулеш В.И. Спаси и сохрани // Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. №3 (7) июнь. С. 44-45; Крадин Н.П. Нерчинск // Памятники Отечества: альманах Всерос. обгц-ва охраны памятников истории и культуры. 1984. №1 (9). С.50-57.

10. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Стройиздат, 1994. С. 288-289.

11. Беседина О.Н. Памятники истории и архитектуры Иркутска: культовое зодчество. Препринт. - Новосибирск, 1990. -69 с.; Оглы Б.И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII - начале XIX в. // Сибирские города XVII - нач. XXв. -Новосибирск: Наука, 1981. -С. 196-222.

Бушуева Елена Сергеевна, соискатель кафедры истории Отечества Бурятского государственного универститета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а.

Bushuyeva Elena Sergeevna, competitor for candidate degree, department of homeland history, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a.

УДК 338.48 (571.54)

© ДД. Васильева Приоритеты развития туристической деятельности в Республике Бурятия

В статье автор дает оценку потенциалу развития туризма в Республике Бурятия. Основным направлением для продвижения туристического продукта предлагается экологический и этнический туризм.

Ключевые слова: кластер «туризм», рекреационный потенциал, конкурентноспособность туристических продуктов, экологический туризм, культурно-познавательный туризм, этнотуризм.

D.D. Vasilieva

Priorities of tourism activity development in the Republic of Buryatia

In the article the author gives an estimation for tourism development potential in the Republic of Buryatia. Ecological and ethnic tourism are proposed as a reference direction for tourism product promotion.

Keywords: tourism cluster, recreational potential, competitive availability of tourism product, ecological tourism, cultural and informative tourism, ethnic tourism.

Туристическая отрасль занимает третье место в мире по объему доходов, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Туризм составляет 5% ВНП. 30% мирового экспорта услуг и 1/12 трудовых вакансий, однако значение туризма зачастую недооценивается рукодителями государств. В то же время Россия, являясь самой большой по территории страной на планете и обладая огромным разнообразием интереснейших мест природного и культурного наследия, находится на 59-м месте по реализации туристического потенциала. Среди пятерки лидеров в этом списке Франция, США, Китай, Испания, Италия. Даже небольшая Швеция привлекает все больше и больше туристов с каждым годом и уже уверенно занимает 9-е место в мире по посещению.

По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать около 70 млн туристов, это при том, что на сегодняшний день страну посещает немногим более 2 млн иностранцев [1]. Причины такого отставания заключаются, прежде всего, в устаревшей и дорогой гостиничной сети, неразвитой транспортной инфраструктуре, низком качестве сервиса, усложненной системе получения виз, политической обстановке в стране, высоком уровне преступности. Однако это не единственные причины отставания России в сфере туризма. Вернемся к примеру со Швецией как стране, близкой по климатическим параметрам и также делающей ставку на развитие преимущественно экологического туризма. Помимо того, что Швеция обладает прекрасной материально-технической

базой в регионах, уровень сервиса в стране соответствует мировым стандартам, а частный бизнес не боится ивестирвоать в долгосрочные проекты, в Швеции хорошо слажена работа администрации страны, муниципалитетов и частного бизнеса. Непосредственно развитием регионального туризма в Швеции занимаются региональные туристические организации. Они функционируют независимо от государственной ассоциации «Визит Свиден», основной задачей которой является привлечение в Швецию зарубежных туристов. Региональные туристические организации проводят маркетинг туристических услуг региона, осуществляют координацию действий местной туристической индустрии и региона, представляют интересы предприятий отрасли в контактах с различными ведомствами и организациями. Их деятельность финансируется за счет бюджетов муниципалитетов и губерний, а также средств частных организаций и членских взносов [7]. Что же касается России, то подобного опыта работы в регионах у нее нет, как и нет централизованной идеи позиционирования в России туристического бренда, общего направления развития туризма в стране. Туризму уделяется недостаточное внимание со стороны власти и частных инвесторов. Более того, одних только инвестиций в развитие инфраструктуры на деле оказывается недостаточным, так как, во-первых, они носят точечный характер, во-вторых, не решают других причин замедленного развития туризма в стране.

В настоящий момент перед государством ставится задача - совершить серьезный прорыв в области туристической индустрии, сделав ставку на максимально эффективное развитие и использование возможностей каждого региона.

В решении столь важной для России задачи весомую роль может сыграть Республика Бурятия, обладающая огромным туристско-рекреационным потенциалом. Однако нужно отметить, что поскольку начало зарождения организованного туризма в Республике Бурятия относится к 1965 г., она в значительной мере опаздывает по сравнению со многими регионами Российской Федерации. Позднее зарождение развития туризма в сочетании с географическими и природными условиями региона - два фактора, решающим образом определивших неразвитость туризма в республике начиная с периода его зарождения (1927-1965 гг.) и вплоть до 2005 г. Это обстоятельство противоречило имеющимся в регионе большим потенциальным возможностям для развития туризма и сдерживало использование туризма в качестве одного

из перспективных и эффективных направлений экономики [2].

Согласимся с исследователем Л.Ю. Никифоровой в том, что формирование и развитие кластера «туризм» являются одним из приоритетов социально-экономического развития Республики Бурятия и определяются как стратегическое условие достижения успеха в конкурентной борьбе за клиента и инвестиции, которую ведут регионы страны.

Стратегическими направлениями формирования и развития туристического кластера являются:

- создание благоприятной туристической инфраструктуры и высокого качества бизнес-климата для туризма;

- создание конкурентоспособных туристических продуктов;

- расширение известности туристического кластера Республики Бурятия на мировом рынке посредством развития маркетинга и дистрибуции;

- расширение туристических обменов между странами Северо-Восточной Азии и Российской Федерацией через разработку и продвижение трансграничных туристических маршрутов «Восточное кольцо», «Чайный путь», «Байкал-Хубсугул»;

- сохранение и развитие природного и культурного богатства Республики Бурятия [4].

В связи с этим в период с 2005 г. по сегодняшний день ведется активная деятельность по формированию инфраструктуры, улучшению маркетинговой политики позиционирования Бурятии на туристическом рынке, инвестиционной привлекательности региона, увеличению количества туристических фирм и улучшению качества предоставляемых услуг, ведется работа по реализации десятка программ по развитию туризма в разных частях региона.

В том числе в целях продвижения туристического продукта Республики Бурятия на мировом и внутреннем рынках и государственной поддержки развития туризма указом главы Республики Бурятия было решено провозгласить 2013 г. Годом туризма. В рамках этого года Республиканским агентством по туризму планируется проведение порядка 85 мероприятий как регионального, так и международного уровня, нацеленных на увеличение аттракции Бурятии в глазах потребителей туристического продукта. Среди крупных мероприятий, намеченных на первую половину 2013 г., отметим: межрегиональный туристический проект «Сказочный Са-гаалган в Бурятии-2012», выставку-ярмарку

«Туризм и отдых в Тункинской долине», международную студенческую научно-

практическую конференцию «Байкальская модель экологического туризма», участие республики в международной выставке «1ТВ-2013» (Берлин, Германия), участие в международной выставке «Интурмаркет-2013» (г. Москва), X Республиканскую выставку-ярмарку «Туризм и отдых в Бурятии-2013» и др. Также отметим, что территориальные границы проводимых мероприятий не ограничиваются столицей республики. В формировании плана-программы агентством по туризму был сделан акцент на районы, 80% мероприятий полностью или частично проходят в районных центрах Республики Бурятия.

Определяя приоритеты в направлениях развития туризма, невозможно переоценить геополитическое расположение республики. Бурятия

- уникальный регион, который имеет возможность развития нескольких направлений туризма

- экологического, культурно-познавательного, в том числе этнического, паломнического, приключенческого, лечебного и др. Потенциал региона значителен, однако неразвитость инфраструктуры, слабая государственная поддержка, недостаточное частное инвестирование, низкий уровень сервиса, удаленность от центра страны и неразвитая транспортная сеть значительно тормозят развитие туризма в регионе.

Главным достоинством Республики Бурятия с точки зрения рекреационной привлекательности является наличие на ее территории озера Байкал. Уникальная природа и фауна озера, статус самого глубокого озера на планете и крупнейшего водохранилища пресной воды выделяют его на фоне других рекреационных объектов Сибири. В связи с этим неудивительно, что упор в формировании концепции сделан на развитие экологического туризма. Перспективность развития экологического туризма в Бурятии определяют два фактора: историко-культурные и этнографические особенности региона, уникальность природы.

Учитывая то, что на особо охраняемых природных территориях сосредоточены наиболее богатые по природному разнообразию и аттрак-тивности места, связь их с историей и культурой народа резко повышает их рекреационный потенциал. Таким образом, еще одним перспективным направлением туристической деятельности в республике должен стать этнический туризм, который основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой. В современном унифицированном

мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями.

Среди множества программ по развитию туризма в регионе нет ни одной, где бы ставилось целью развитие именно этнического туризма, однако путем реализации общих программ, использования создаваемой инфраструктуры для всех видов туризма будут созданы благоприятные условия для активного развития и этнического туризма.

При этом следует учесть, что в Бурятии имеются хорошие условия для развития этнического туризма. В большинстве районов (14 из 21) имеются объекты этнотуристской привлекательности, что благоприятно характеризует возможности региона для развития этнического туризма; акцент на этнокультурные особенности при позиционировании республики на туристическом рынке; наличие большого количества инвестиционных проектов, сориентированных на использование потенциала этнического туризма; возрастающая с годами необходимость сохранять этнокультурное наследие и дать толчок развитию территорий проживания коренного населения, что наглядно иллюстрируется конкретными мероприятиями, включенными в утвержденную стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 г., а также план мероприятий по реализации в Республике Бурятия в 2010-2012 гг. концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [2].

Говоря о культурно-познавательной привлекательности региона, нельзя не упомянуть, что в Бурятии проживают представители 167 национальностей и 180 религиозных объединений. [5], что создает огромный потенциал для развития новых дестинаций и включения посещения мест проживания и историко-культурных памятников в программу туров, предлагаемых туроператорами. Однако на сегодняшний день рынок этно-туризма слаборазвит, имеющиеся на рынке туры знакомят лишь с культурой и бытом бурятского населения, семейских, казаков и в редком случае эвенков. Помимо этого, имеются существенные недоработки в организации туров. Среди основных отметим следующие: отсутствие профессиональных гидов переводчиков, недостаточная презентативность и информативность предлагаемого тура, непрофессионализм организаторов тура. В данном случае имеется в виду то, что

предприниматели, разработавшие программу приема и развлечения туристов, основанную на культурной аутентичности того или иного народа, не имеют специализированного образования в области туризма, культурологии или смежных дисциплин. Движущей силой для них зачастую являются принадлежность к данному виду культуры и личный интерес к распространению знаний о ней. В тех условиях, в которых находится рынок туристических услуг Бурятии, и эти попытки являются похвальными, однако же остается надеяться, что развитие бизнеса и приток туристов позволят поднять познавательную часть тура на более высокий уровень.

Следующей значимой проблемой является недостаток финансирования. Местным туроператорам не хватает денежных средств на масштабную маркетинговую программу продвижения своих услуг, инвестиций для строительства необходимых объектов инфраструктуры, закупа современного оборудования с целью ведения экскурсий, обновления транспортных средств, отвечающих мировым стандартам.

Среди сотрудников сферы туризма отмечается низкий уровень знаний иностранного языка, что осложняет работу и приводит к невозможности привлечения туристов, находящихся зару-бежом. Остро ощущается также нехватка на рынке туристических услуг квалифицированных специалистов с опытом работы в других регионах страны или же за рубежом. Сотрудникам туристической сферы, не имеющим такого опыта, сложно успешно вести турбизнес ввиду ограниченности знаний, приходится обходиться

собственными представлениями и идеями.

Безусловно, в области культурнопознавательного туризма туроператорам Бурятии очень сложно быть конкурентоспособными с регионами центральной России, где количество памятников культурного наследия и крупных этносов не сопоставимо с имеющимися в Бурятии. Однако ни в одном регионе России нельзя настолько полно проникнуться культурными особенностями и обычаями бурятского населения, также как прикоснуться к истокам древней Руси в укладе жизни и религиозным обычаям старообрядцев Забайкалья [6]. Таким образом, при создании туристического продукта необходимо не только расширять этноконфессиональ-ную принадлежность туров, но и наращивать качество уже имеющихся программ, в которых, на наш взгляд, более целесообразно сделать акцент на буддизме и, возможно, старообрядчестве.

Благодаря повышенному вниманию со стороны федеральной власти у Республики Бурятия появился шанс комплексно развивать кластер «туризм» в регионе и стать менее зависимой от дотационных влияний из Москвы. Бурятия является одним из уникальных регионов России не только благодаря природно-рекреационным ресурсам, но и своей поликонфессиональности. Грамотная последовательная работа государственных структур и частного бизнеса позволит увеличить привлекательность региона на рынке туруслуг и тем самым привлечь дополнительный капитал для развития инфраструктуры республики.

Литература

1. Режим доступа http://www2.unwto.org

2. Барлукова А.В. Классификационный статус этнического туризма // Известия государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2010. - №4.

3. Карамашева А.А. Культурный туризм: понятие и сущность // Тип культуры: альманах. М.: РАГС, 2003. Вып. 1. С.322-334.

4. Никифорова Л.Ю. Экологический туризм как направление развития экономики региона // Экономика и управление. -2009. -№2/5.-С. 130-131.

5. Режим доступа: http://to03.rosreestr.ru/

6. Васильева С.В. Старообрядчество Забайкалья: опыт социального служения в полиэтническом регионе // Религии России: проблемы социального служения: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2010. - С.234-238.

7. Режим доступа http: //www.pfo ,ru/?id=44271

Васильева Дарья Дмитриевна, соискатель кафедры истории Отечества. Бурятский госуниверситет. Email: dashallp@Iiotmail.com

Vasilieva Daria Dmitrievna, postgraduate student, department of homeland history, Buryat State University. Email: dashallp@Iiotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.