Научная статья на тему 'ТУРИЗМ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ЦИФРОВОМ КОНТЕНТЕ'

ТУРИЗМ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ЦИФРОВОМ КОНТЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТУРИСТЫ / МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысикова Ольга Валерьевна, Килимова Людмила Викторовна

Туризм и качество жизни в цифровом контенте воспринимаются в общественном сознании как объективная реальность, которая стремительно трансформируется. В статье анализируется смена укладов в современном мире, что влечет смену активов, финансовых и информационных потоков, новое соотношение мобильностей, трудовых практик и профессиональных перспектив, изменение парадигмы развития мирового сообщества в целом. Современные тенденции в развитии практик туризма свидетельствуют о том, что будущее - за индивидуальными формами организации, в основе которых находятся принципы, определяющие качество жизни, персонализацию выбора услуг и товаров, вовлеченности человека в цифровой контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ЦИФРОВОМ КОНТЕНТЕ»

УДК 316.477

ТУРИЗМ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В ЦИФРОВОМ КОНТЕНТЕ

Лысикова Ольга Валерьевна д.с.н., доцент,

ФГБОУВО «Саратовский государственный технический

университет имени Гагарина Ю.А.»

г. Саратов, Российская Федерация

olga.lysikova@inbox.ru

Килимова Людмила Викторовна

к.с.н., доцент,

ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» г. Курск, Российская Федерация lyuda-klv@yandex. ru

Аннотация. Туризм и качество жизни в цифровом контенте воспринимаются в общественном сознании как объективная реальность, которая стремительно трансформируется. В статье анализируется смена укладов в современном мире, что влечет смену активов, финансовых и информационных потоков, новое соотношение мобильностей, трудовых практик и профессиональных перспектив, изменение парадигмы развития мирового сообщества в целом. Современные тенденции в развитии практик туризма свидетельствуют о том, что будущее - за индивидуальными формами организации, в основе которых находятся принципы, определяющие качество жизни, персонализацию выбора услуг и товаров, вовлеченности человека в цифровой контент.

Ключевые слова: внутренний туризм, международный туризм, качество жизни, туристы, местные жители, цифровой контент, Интернет-технологии, общественное сознание, пространственная мобильность, дестинация, туроператор, турагент, гостинично-ресторанный бизнес.

Мировой туризм весной 2020 года столкнулся с проблемами непреодолимой силы. Отрасль, напрямую связанная с пространственной мобильностью, оказалась полностью обесточенной. С одной стороны, пандемия коронавируса объединяет все страны мира, так как все мы находимся в «одной лодке». С другой - она исключительным образом разъединяет страны, каждая пытается отгородиться от всех, рассматривая их как потенциальных разносчиков вируса. Однако сегодня ситуация в мире диктует не только ограничения, но и открывает ряд возможностей.

В истории с коронавирусом глобальные тренды и локальные практики развиваются в унисон, подтверждая уязвимость каждого человека перед критической опасностью жизни и здоровья для себя и близких людей. Хроника развития ситуации с угрозой эпидемии COVID-19 в феврале-апреле 2020 года занимает первое место в топе новостей, приобретающих лавинообразный характер.

По данным Ассоциации туроператоров (АТОР) в феврале 2020 года российские туроператоры рассчитывали принять до 45 тысяч китайских туристов и заработать соответственно около 45 млн. долларов. В целом российский рынок потерял из-за

пандемии коронавируса порядка 100 млн. долларов. По сравнению с другими странами потери России не настолько велики. Так, Таиланд принимал ежемесячно до 1 млн. китайских туристов, ущерб этой дестинации оценивается в 3 млрд. долларов. Отели Таиланда снизили стоимость проживания на четверть, однако, это практически не отразилось на цене туров, поскольку главной статьей расходов остается авиаперелет. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе оценивает убытки туристической отрасли России от коронавируса в 27 млрд. рублей без учета потерь от вынужденного отказа от итальянского направления.

В вестнике Ассоциации туроператоров России от 15.04.2020 отмечается, что в сложившейся социально-экономической ситуации в ассортименте ведущих многопрофильных федеральных туроператоров стало заметно больше туров на внутрироссийских направлениях, в частности, по курортам Юга России и экскурсионных туров в целом по стране [8]. По оценкам экспертов, по окончании пандемии первыми начнет восстанавливаться рынок внутреннего туризма. Окончательно программы по российским курортам и экскурсионным турам будут сформированы во второй половине мая, когда станет понятно, когда откроются отели Краснодарского края и Крыма, и какой будет перевозка по этим направлениям. Продвигать свои российские новинки и обучать турагентов туроператоры планируют в онлайн-формате посредством вебинаров.

По прогнозам экспертов Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС) последствия от коронавируса будут сказываться на мировой индустрии туризма и гостеприимства по меньшей мере полтора года по аналогии длительных восстановлений после эпидемий птичьего гриппа, геморрагической лихорадки Эбола.

Пандемия COVID-19 имеет два глобальных последствия: во-первых, ограничивает человечество в пространственной мобильности, нанося колоссальный урон туриндустрии; во-вторых, становится поводом массового перехода в дистанционный формат трудовой, образовательной, социально-культурной деятельности с существенным увеличением количества сотрудников, работающих удаленно.

Согласно опросу аналитического центра НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований), 69% предпринимателей в России ожидает максимально негативное влияние коронавируса COVID-19 на экономику страны. Больше всего от пандемии вируса, по мнению респондентов пострадают сфера общественного питания (37%), туризм (34%), торговля (26%), сфере обслуживания (22%), индустрия развлечений (18%), транспорт, логистика, грузоперевозки (17%). В опросе НАФИ 28 марта - 3 апреля 2020 года участвовали индивидуальные предприниматели и собственники малого и среднего бизнеса (N=1508) в восьми федеральных округах. 43% участников опроса

убеждено, что ситуация нормализуется не раньше, чем через год. Большинство респондентов (73%) заявили, что нуждаются в государственной поддержке. Две трети (66%) предпринимателей считают, что им бы помогла отсрочка уплаты налогов или их отмена. 34% заявило, что нужны субсидии и финансовая поддержка, 21% респондентов высказались за выдачу кредита без процентов или на льготных условиях. В числе других мер были названы следующие: введение арендных (20%) и кредитных (18%) каникул, снижение или отмена обязательных взносов в Фонд социального страхования (10%) [7].

В создавшейся экстраординарной ситуации не исключается и рост безработицы. В результате ограничений из-за распространения коронавируса около 15,5 млн россиян могут потерять работу. В большей степени кризис отражается на сфере услуг, в том числе гостинично-ресторанном бизнесе. При этом потери российской экономики могут измеряться в размере 18 трлн. рублей. Размер совокупного ущерба организации досуга составит по предварительным оценкам 46,1% [9].

Коронавирус сдерживает глубину продаж в деятельности турагентств, вынуждает людей - потенциальных туристов быть гораздо более острожными в своих действиях и осмотрительными в предпринимаемых шагах, поскольку жизнь и здоровье имеют большую ценность, чем путешествия, которые можно отложить на время, перенести в другую дестинацию, заменить виртуальным аналогом хотя бы на время.

Другим следствием коронавируса является рост количества самозанятых и работающих в удаленном формате, по разным подсчетам таковых в России насчитывается от 15 до 30 млн. человек. Корпорации и компании экономят на строительстве офисных зданий и аренде офисов, а компьютерная техника с новейшим программным обеспечением и технологией удаленного доступа позволяет людям во многих сферах и отраслях экономики работать практически из любой точки земного пространства.

Отрасль туристических услуг, испытывающая трудности в связи с коронавирусом, будет отмечать снижение продаж даже при отмене карантинных мер, а это может сказаться на персонале туристических компаний. Некоторые из них будут пытаться удержать своих работников за счет уменьшения загрузки с одновременным снижением заработной платы. В период выхода из состояния пандемии в обществе в большей степени может проявиться скрытая безработица. Безработные, исключенные из активной части социально-экономической структуры, не могут рассчитывать не только на повышение своего благосостояния, но и на качественное удовлетворение своих многообразных потребностей. Данная категория активной части населения становится устраненной от возможности реализации своих жизненных планов. Кризисные явления, охватившие

практически все страны и регионы, способствуют усилению экономической неустойчивости и снижению, как следствие, качества жизни населения.

Понятие качество жизни населения применяется для анализа степени удовлетворенности разносторонних потребностей людей: духовных, материальных, социальных. Под качеством жизни нами понимается целостная характеристика уровня, объективных и субъективных условий жизни населения, определяющих физическое, социально-культурное, ментальное развитие человека или сообществ. Субъективные оценки важны для получения информации о возникающих социальных напряжениях в обществе. Качество жизни населения города, сельского поселения тесно связано с социально-экономическим развитием региона в целом. Оно выражается совокупностью показателей и характеристик, не поддающимся исключительно количественной оценке, поскольку определяется многими взаимно дополняющими факторами: экономическими, социальными, экологическими, демографическими, природно-географическими, инфраструктурными, технологическими, политическими, культурными, этическими.

Интегративное определение качества жизни включает удовлетворение человеческих потребностей в достижении субъективного благополучия и счастья, рассматривается как многоуровневая, многомерная концепция, содержащая взаимодействующие объективные и субъективные элементы, т.е. возможности для удовлетворения потребностей человека, способствующих построению человеческого, социального капитала [1, р. 59-61].

В последние годы исследователи данной проблемы различают два аспекта личного благополучия: эмоциональное благополучие (повседневные переживания) и оценки своей жизни в целом. В основном в концепции качества жизни провозглашаются обеспечение физического и психического здоровья социума; расширение сегмента употребления экологических продуктов питания; совершенствование условий труда, обеспечение продолжительности жизни. Представляя научную дефиницию «качество жизни» как обобщенную социально-экономическую категорию, актуально и содержательно выделение таких компонентов как уровень удовлетворения духовных потребностей, условия окружающей среды, духовный комфорт. Данные компоненты составляют предпосылки и основу развития духовного потенциала личности.

В рамках обеспечения качества жизни населения особое значение приобретает использование информационно-коммуникационных технологий. Цифровизация общества охватывает практически все его сферы, дает возможность продавать как товары, так и услуги. Виртуальные коммуникации позволяют организовывать экономическое и социокультурное пространство.

Цифровой или электронный контент - пул информации, продуктов, услуг, обеспечивающий эффективные онлайн-коммуникации между акторами и/или социальными институтами посредством сетей передачи данных, мобильной связи, облачных конференций.

Одной из форм применения цифровых технологий является активное развитие Интернет-торговли. К концу 2019 года объемы продаж в Сети составили порядка 2 трлн. долл. В России рынок Интернет-торговли в 2018 году вырос на 60% по отношению к предыдущему году [4]. Однако прогрессивность в развитии не избавляет данный феномен торговли от наличия проблем, связанных и с реализацией данного ресурса, и со взаимодействием с реальными торговыми площадками. Данные мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации показывают, на какие цели население использует сеть Интернета для заказа товаров и услуг.

Сегмент населения Российской Федерации, использующий сеть Интернет для заказа товаров и услуг, быстро растет, на 2018 год составил 41,4%, в том числе использующий электронные способы оплаты товаров и услуг - 35,7%. Основными целями приобретения посредством Интернета являются покупка одежды, обуви, спорттоваров; финансовые услуги (банковские услуги, денежные переводы, услуги страхования, операции с акциями и иными ценными бумагами); покупка предметов домашнего обихода (мебель, посуда, столовые приборы, постельное белье, предметы интерьера, игрушки). Особо отметим отрицательную динамику использования телекоммуникационных технологий в приобретении данных услуг в период с 2016 по 2018 годов. Доля услуг, связанных с организацией путешествий (покупкой билетов, бронированием гостиниц, арендой транспорта) в 2018 году составила 17,5%, занимая шестое место в рейтинге целей использования Интернета. Причем данную цель деятельности имело в большей степени городское население России нежели жители сельской местности (20,5% и 8,7%, соответственно). Однако у городского населения наблюдалась положительная динамика обращений +1,9% в период с 2016 по 2018 годы [5].

Факты свидетельствуют о том, что на рынке туристических услуг произошли большие изменения в связи с ростом использования новых технологий и цифровой онлайн-платформы для продажи и бронирования путешествий. В 2011 году в Европе продажа туристических услуги в Интернете составляли примерно 35% от всего бронирования путешествий. Только в марте 2013 года почти 183 миллиона человек посетили сайт туристических услуг [2, р. 235-243].

Другое направление применения Интернет-технологий и цифрового контента открывает серьезные и разнообразные перспективы для дистанционной работы в связи с

развитием облачных технологий, видеоконференций, вебинарных комнат (Zoom, meeting, BigBlueButtons), определением контуров новых профессий, технологическим предпринимательством. Однако Весенний навигатор АНО «Национальная технологическая инициатива» показал, что у Zoom есть проблемы с отладкой системы, что не исключает его большого будущего и достаточной ресурсоемкости для технологического и коммуникативного развития. Представляется, что формат совещаний в Zoom достаточно эффективен своим лаконизмом и цифровым следом.

Социальные практики работы в Zoom можно рассматривать в ряде аспектов:

1) коммуникативном - социально востребованное изобретение, без которого приостановятся контакты;

2) технологическом - анализ опросов (Leader-ID, чаты - Сеть точек кипения, Клубы мышления, Университет онлайн, Saratov IT, Команда программных директоров, АСИ-64);

3) профессиональном - удовлетворяет требованиям многих профессиональных сообществ в режиме 24/7 в формате «здесь и сейчас»;

4) морально-этическом - позволяет соблюдать все моральные принципы офлайн общения благодаря виртуальным и визуальным коммуникациям [6, с. 64].

Социально-экономический кризис вносит свои существенные коррективы в научные исследования по экономике и социологии труда, трудовых отношений, социологию профессий и профессиональных сообществ. На электронные почты с марта 2020 года с геометрической прогрессией увеличивается веерная рассылка предложений приема на постоянную работу администратора «для сопровождения и информирования подписчиков, работы с заявками, развития онлайн группы». Предпочтения отдаются девушкам от 20 лет, можно без опыта работы, график свободный, от 4 часа в день.

Во второй редакции Атласа новых профессий с проекцией на ближайшие 20 лет представлен раздел профессий будущего в сфере туризма и гостеприимства: режиссер индивидуальных туров; бренд-менеджер пространств; дизайнер дополнительной реальности; консьерж робототехники; архитектор территорий; разработчик интеллектуальных туристических систем; разработчик тур-навигаторов [3, С. 242]. Систематизация и критический анализ основных качеств, которые необходимы представителям каждой из новых названных профессий сферы туризма и гостеприимства позволяют сделать вывод о том, что клиентоориентированность важна в семи профессиях из семи; мультиязычность и мультикультурность - в шести профессиях их семи; программирование и искусственный интеллект - в пяти профессиях их семи; навыки

художественного творчества - в четырех профессиях из семи; работа с людьми - в трех профессиях из семи; управление проектами - в трех профессиях из семи.

Таким образом, смена укладов в современном мире влечет за собой смену активов, финансовых и информационных потоков, новое соотношение мобильностей, трудовых практик и профессиональных перспектив, изменение парадигмы развития мирового сообщества в целом. Туризм и качество жизни в цифровом контенте воспринимаются в общественном сознании как объективная реальность, которая трансформируется также стремительно, как и окружающий нас мир. Важнейшими достижениями человечества являются свобода передвижения и возможность для многих людей не жить на работе с целью физического выживания. Коронавирус в синтезе с другими объективными факторами и процессами активно меняет современную социально-экономическую реальность и картину мира. Современные тенденции в развитии практик туризма свидетельствуют о том, что будущее - за индивидуальными формами организации, в основе которых лежит, во-первых, принцип, определяющий качество жизни, во-вторых, принцип персонального выбора услуг и товаров, в-третьих, принцип вовлеченности человека в цифровой контент. Индивидуальная поведенческая стратегия туриста соизмерима с общей жизненной траекторией, с одной стороны, тщательно планируемой, а с другой - сложно предсказуемой.

Литература

1. Kilimova L Quality of life as a human development determinant in the context of economic instability. Економiчний часопис-XXI 2016 3-4-1 (157).

2. Proso M. Passenger (consumer) legal position in package travel regulations // 31st International Scientific Conference on Economic and Social Development - "Legal Challenges of Modern World" - Split, 7-8 June 2018.

3. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. М.: Сколково, 2015.

4. В 2018 году рынок Интернет-торговли в России вырос на рекордные 60% // РБК. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5cf12ac99a7947b921b62598 (дата обращения: 03.06.2019].

5. Информационное общество в Российской Федерации. 2019: статистический сборник / М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова и др.; Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. https://gks.ru/storage/mediabank/info-ob2019.pdf.

6. Лысикова О.В. Событийный туризм: глобальные тренды и локальные практики // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2016. № 6.

7. Предприниматели считают, что от коронавируса больше всего пострадают общепит и туризм // Коммерсант. 06.04.2020. https://www.kommersant.ru/doc/4315175.

8. Туров по России в ассортименте федеральных туроператоров стало больше Вестник АТОР. Выпуск 2348 от 15.04.2020. https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/51218.html.

9. Экономисты предрекли безработицу свыше 15 млн россиян из-за коронавируса // Московский комсомолец. 16.04.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.