Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
211
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕКРЕАНТ / КОНЦЕНТРАЦИЯ СПРОСА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Усманова З.И.

В развитии рынка туристическо-рекреационных услуг в Узбекистане в значительной степени выражена дифференциация региональных единиц и концентрация спроса по развитию деятельности санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL AND REGIONAL FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

In this article development of tourist recreational services market in Uzbekistan, its diversity in the regional quantity as well as concentration of demand in the development of resorts providing recreation are identified.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 339

Усманова З.И. доцент кафедра"Маркетинг " СамИЭС Узбекистан, Самарканд

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В

УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация: В развитии рынка туристическо-рекреационных услуг в Узбекистане в значительной степени выражена дифференциация региональных единиц и концентрация спроса по развитию деятельности санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха.

Ключевые слова: туристский потенциал, рекреационные услуги, туристическая привлекательность, рекреант, концентрация спроса, дифференциация предложения.

Usmanova Z.I., PhD docent

department of marketing Samarkand institute of economics and services

Uzbekistan, Samarkand

TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL AND REGIONAL FEATURES OF TOURISM DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

Abstract: In this article development of tourist recreational services market in Uzbekistan, its diversity in the regional quantity as well as concentration of demand in the development of resorts providing recreation are identified.

Key words: touristic potential, recreational services, touristic attractiveness, concentration of demand, diversity of offer.

Введение. Одной из основных особенностей развития международного туризма на сегодняшний день является неравномерное распределение международного туристического потока по странам и регионам. Их характер носит прежде всего межрегиональный характер. В настоящее время прослеживается следующее соотношение: количество массовых туристов составляет 70-80% от общего числа выезжающих за рубеж, остальные 20-30% выезжающие в ближние страны составляют или так называемые «индивидуальные» туристы.

Тип туристско-рекреационной деятельности и осуществляемые функции рекреационной системы, как правило, включены в ее название, например, санаторно-курортное учреждение; различные туристские организации и фитнес-клубы, а также специально оборудованные помещения для отдыха на предприятиях (например, комнаты психологической разгрузки). Совокупность вышеназванных учреждений составляют рекреационную среду, под которой мы понимаем не только комплекс ее институтов и учреждений, но и целостность единство ценностей и средств, которые выступают сферой реализации социальных функций рекреации. Развитие рекреационной деятельности в регионе при отсутствии должного планирования и управления приводит к деградации природной среды и потере доходов в отрасли, что требует разработки экологически обоснованных планов территориальной организации.

Из большинства числа законадательных актов, принятых в республике, Указ Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2018 года УП-5326 "О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан", а также Указ Президента Республики Узбекистан, от 05. 01. 2019 г. под № УП-5611 «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в республике Узбекистан» являются важнейшей предпосылкой дальнейшего развития и совершенствования рекреационных услуг в стране.

Литературный обзор. Общеизвестно, что только комплексный подход к вопросам управления курортно-рекреационными территориями позволит стабилизировать и улучшить экологическую ситуацию, которая является определяющей в вопросах придания местностям рекреационного статуса. Создание динамично развивающейся сбалансированной системы, координирующей взаимодействие между курортными территориями, агротехнополисамии рекреационными комплексами, позволит значительно расширить сферу рекреационной деятельности за счет вовлечения в нее неохваченных территорий, обладающих мощным ландшафтно-климатическим и рекреационным потенциалом.

Крупные рекреационные комплексы регионов выступают, по существу, своего рода узлами решетки территориального хозяйства. Они привлекают внимание органов власти к решению проблем развития рекреационной индустрии, размещения ее объектов в соответствии со специализацией района.

Важной предпосылкой создания рекреационного комплекса того или иного региона является изученность природно-климатических условий и сложившихся традиций рекреационной практики. Помимо этого, необходимо определить объем инвестиций, соответствуюших ресурсов и квалифицированных кадров, составляющих ядро персонала предприятия. Формирование трудового потенциала рекреационного комплекса также

представляет собой многоплановую проблему. Наряду с проведением целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности персонала, это требует поддержания определенной стабильности кадрового состава и его самосовершенствования. Практика показывает, что низкое обеспечение этого процесса является одной из причин квалификационной отсталости санаторно-курортных комплексов периферии. В более выгодном отношении находятся организации, имеющие тяготение к крупным центрам по подготовке и переподготовке кадров индустрии отдыха.

Анализ и результаты. Здесь в качестве производителей рекреационных услуг выступают специализированные предприятия санаторно-курортной сферы: санатории, пансионаты, дома отдыха, туристические базы и др. С этой точки зрения рекреационные услуги выступают в роли одного вида туристических услуг. Имея сложный состав, туристско-рекреационная сфера представляет собой комплекс объектов производственной и непроизводственной сферы. Основу туристическо-рекреационных услуг составляют услуги санаторно-курортных учреждений, пансионатов. домов отдыха, детских оздоровительных учреждений, баз отдыха, кроме того не являющиеся составной частью санаторно-курортной сферы объекты размещения, в целях предпринимательства, туристическо-спортивные, туристско-экскурсионные испециализированные предприятия другие частные гостиницы.

Узбекистан располагает уникальными историческими памятниками и природными условиями, сохранившими свой первозданный вид, что встречается крайне редко на ранее освоенных, имеющих высокую плотность населения, и представляет широкие возможности для развития туризма, отдыха и оздоровления. Имея уникальные памятники и разнообразную природу на территории Узбекистана обнаружено более 200 видов природных лечебных источников минеральных вод и грязелечебных источников. Химический состав, лечебно-биологические и других свойства этих подземных источников бесценны. На основе этих источников были созданы санатории-курорты, физиотерапевтические учреждения и другие оздоровительные учреждения. Из них такие как санатории Заамина, зона Чимгана, лечебницы Ак-таша, санатории Чартак, Ситораи Мохи Хоса, Турон, Чинабод имеют мировое значение. В настоящее время в республике действуют специальные санатории, профилактории и дома отдыха, номерной фонд которых составляет 56348 койко-мест.

В Узбекистане стремительно развиваются активные виды туризмавостребованные не только летом, но зимой и осенью. Зимний спортивный комплекс в Чимгане тому подтверждение. Здесь на высоте 1800-2000 м есть возможности с осени до весны заниматься зимними

видами спорта и спортивными играми. Уникальными природными условиями для создания спортивных лагерей такого же типа обладают Самаркандская, Кашкадарьинская область и Сурхандарьинская области.

В развитии рынка туристско- рекреационных услуг Узбекистана в значительной степени выражена дифференциация региональных единиц и концентрация спроса по развитию деятельности санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха. Анализируя нынешнее состояние развития рекреационного туризма, составной частью которого является санаторно-курортные учреждения и организации отдыха в разрезе областей Узбекистана, были выявлены конкретные особенности регионов. В подтверждение этому рассмотрим данные таблицы по деятельности санаторно-курортных учреждений, представленных Государственным Комитетом Статистики Республики Узбекистан (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность санаторно-курортных организаций по регионам за 2020

год

Число санаторно-курортных организаций В том числе объектов, единиц Номерной фонд. единиц Размещено лиц (человек)

Номеров (комнат) Мест (коек)

Республика Узбекистан 201 211 10995 28073 528308

Республика Каракалпакистан 7 7 292 566 6833

области:

Андижанская 10 12 379 835 9797

Бухарская 4 4 312 620 9320

Джизакская 11 11 642 1268 24435

Кашкадарьинская 16 17 582 2305 13219

Навоийская 7 7 357 745 12673

Наманганская 18 18 1441 2915 70919

Самаркандская 28 29 831 2837 22846

Сурхандаринская 11 12 319 1293 14345

Сирдарьинская 2 2 69 264 900

Ташкентская 35 36 3007 6250 133972

Ферганская 33 36 1677 4183 152668

Хорезмская 5 5 108 616 5515

г. Ташкент 14 15 979 3376 50886

Источник: подготовлено на основе данных Государственного статистического комитета Республики Узбекистан

Согласно анализа данных таблицы проведено объединение в нижеследующие группы по оказанным услугам, и выяснено в какой степени выражена дифференциация региональных единиц и концентрация спроса по развитию деятельности санаторно-курортных учреждений и организаций отдыха в регионах Республики.

Таким образом в группу наиболлее развитых областей входят: Ташкентская, Ферганская, Самаркандская, Наманганская области и город Ташкент.

Развитые группы представлены Джизакской, Кашкадарьинской и Андижанской областями. В группу среднеразвитых областей: Навойиская, Сурхандарьинская области. И в группу малоразвитых Бухарская, Хорезмская и Сирдарьинская области и республика Каракалпакистан. Значит, согласно данных таблицы по оказанию услуг оздоровления в санаториях и курортах по регионам Узбекистана, концентрация региональных единиц выражена в больших городах с развитым уровнем туризма, а дифференциация предложения приходится на малоразвитые города, таких как Бухара и Хорезм.

Значит, концентрация региональных единиц по оказанию услуг оздоровления санаторно-курортными организациями, расположенными в регионах, носит неравномерно развитый характер. По числу мест в номерном фонде санаторно-курортных организаций среди областей лидирующее место занимает Ташкентская, Ферганская, Наманганская и Самаркандская. В свою очередь и по числу санаторно-курорных организаций в области они находятся впереди. Здесь Самаркандская область занимает четвёртое место с 2837 койко-местами.

Таким образом, согласно данным таблицы концентрация региональных единиц и дифференция спроса и предложения на услуги, оказанные санаториями и преприятиями отдыха Республики выражена в в высокой степени. Это особенно видно на примере Ташкентской, Ферганской, Наманганской и Самаркандской областей, так как в них расположена большая часть - 63,7% всех санаторий-курортов, на остальные 9 областей приходится 36,3% этих учреждений. Высокая степень концентрации региональных единиц по развитию деятельности домов отдыха прослеживается в Ташкентской, Хорезмской, Кашкадарьинской областей и городе Ташкенте. В вышеуказанных областях располагаются 70% всех домов отдыха, на остальные 10 областей приходится всего лишь 30% домов отдыха.

Из приведенных исследований следует: несмотря на то, что на территории Узбекистана находится большое число туристско-рекреационных объектов, быстро увеличивающие темпы роста населения, и и увеличение потока туристов, приезжающих в страну в целях оздоровления и отдыха, существующие объекты не могут в полной мере удовлетворить спрос всех рекреантов. В частности, было выявлено, что в таких областях как Сурхандарьинская, Навоинская, Андижанская, Бухарская, а также Самаркандская и Джизакская области обладают большими возможностями для оказания услуг санаториями, курортами, детскими лечебницами и др. Если в вышеуказанных областях улучшить состояние инфраструктуры рекреационного туризма, то это даст

возможность увеличить поток иностранных туристов и возможность оздоровления коренного населения. Следует также увеличить эффективность деятельности туристических фирм при воспользовании услугами санаторно-курортых организаций и домов отдыха.

Вывод. Требует решения как с экономической, так и с юридической точки зрения ставшая актуальной задача создания условий для оздоровления иностранных туристов в санаториях и домах отдыха непосредственно по путевкам туристических фирм. Эта проблема является актуальной и для граждан Узбекистана, так как большая часть населения не пользуется услугами существующих пансионатов, санаториев, домов одыха и других оздоровительных организаций. Мы считаем, что при решении этой проблемы следует выработать совершенствованную система поощрительных мер и нововведений в деятельности рекреационного туризма,которая усилит интерес как и иностранных туристов так и местного населения к существующим санаториям и оздоровительным учреждениям, что в итоге приведет к устойчивому развитию сферы туристско-рекреационных услуг.

Использованные источники:

1. Чудновский Л. Д., Жукова М. Л. Менеджмент туризма. Финансы и статистика, 2002.

2. Tuxliev, I. S., Hayitboev, R., Safarov, B. S., & Tursunova, G. R. (2014). Basics of tourism. Textbook. T. Science and technology.

3. https://scholar. google. ru/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=mGyZN7cAAAAJ&citation_ for_view=mGyZN7cAAAAJ: 5nxA0vEk-isC

4. https://scholar. google. ru/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=mGyZN7cAAAAJ&citation_ for_view=mGyZN7cAAAAJ: 4TOpqqG69KYC

5. Мурадова Н. ВОПРОСЫ МАРКЕТПЛЕЙСОВ НА РЫНКЕ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ УЗБЕКИСТАНА //Иктисодиёт ва таълим. - 2021. - №. 5. - С. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.