Сайдахмедов Х.М.
к.э.н, доцент, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве
экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан, Ташкент
s_hikmat@rambler.ru
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ В РЕГИОНАХ УЗБЕКИСТАНА
Ключевые слова: регион, услуги, развитие услуг, услуги в сельской местности, среднесрочные перспективы.
Keywords: region, services, development of services, services in rural areas, medium-term prospects.
За последние годы в регионах Узбекистана проводились масштабные меры по обеспечению эффективного и рационального использования природно-экономического потенциала, созданию устойчивой базы для инвестиционной деятельности и активизации предпринимательского потенциала, повышению качества и условий жизни населения. Этот период характеризовался положительной динамикой экономического роста в таких регионах, как г. Ташкент, Республика Каракалпакстан, Наманганская, Сурхандарьинская, Джизакская, Хорезмская и Бухарская области. В перечисленных регионах результаты достигнуты в основном за счет ускоренного роста реального сектора экономики, создания необходимых условий для модернизации и технического перевооружения имеющихся мощностей промышленности, реализации мер по активизации предпринимательской и инвестиционной активности. В то же время, умеренный рост валового регионального продукта (ВРП), наблюдавшийся в Самаркандской, Кашкадарьинской, Сырдарьин-ской областях, обусловлен нестабильной конъюнктурой на внешних рынках, недостаточным уровнем диверсифици-рованности экономики.
По итогам за 2020 г. сфера услуг занимает в валовом внутреннем продукте (ВВП) республики 36,3%. Самый высокий показатель доли услуг в валовом региональном продукте (ВРП) в г. Ташкенте - 51,5%, самый низкий уровень сохраняется в Навоийской области - 10,6%, обусловленный высокой долей промышленности в экономике региона.
Для обеспечения ускоренного развития сферы услуг в регионах Узбекистана успешно реализуется программа развития сферы услуг и сервиса на 2021-2023 гг.
За 2017-2020 гг. рост объема рыночных услуг республики составил 1,4 раза. Наиболее динамичное развитие по данному показателю наблюдалось в Республике Каракалпакстан (146,5%), Джизакской (148,7%), Навоийской (144,9%), Сырдарьинской (159,1%) областях и в г. Ташкент (162,5%); умеренные темпы роста отмечены в Хорезмской (139,0%), Бухарской (136,6%) и Сурхандарьинской областях (135,2%).
При этом необходимо отметить, что около 1/3 части производства услуг республики приходится на г. Ташкент, ускоренный рост отраслей которого связано, прежде всего, с увеличением реальных доходов населения, развитием отраслей по выпуску конечных потребительских продуктов, что дает кумулятивный эффект для развития различных видов услуг.
Относительно низкие темпы роста наблюдаются в Сурхандарьинской области, что связано, прежде всего, с относительно низкими показателями по услугам проживания и питания, торговли, аренды и проката, и индивидуальных услуг.
Группировка регионов по показателю сферы услуг на душу населения за 2020 год показывает, что высокий потенциал наблюдается в Ташкентской, Навоийской областях и г. Ташкенте (табл. 1). По показателю услуг на душу населения особенно выделяется г. Ташкент, где услуги в 4,7 раза выше среднереспубликанского показателя и 9,9 раз выше, чем в Кашкадарьинской области.
Таблица 1
Сравнительная оценка объема услуг на душу населения по регионам Узбекистана
Наименование регионов Индекс Изменения, (+, -)
2017 г. 2020 г.
Респ. Узбекистан 1,000 1,000
г. Ташкент 3,882 4,736 0,854
регионы:
Навоийская 1,035 0,898 -0,137
Ташкентская 1,042 0,879 -0,163
Бухарская 0,942 0,798 -0,144
Сырдарьинская 0,536 0,593 0,057
Самаркандская 0,569 0,572 0,003
Сурхандарьинская 0,532 0,567 0,035
Андижанская 0,629 0,555 -0,074
Джизакская 0,544 0,552 0,008
Ферганская 0,565 0,552 -0,013
Хорезмская 0,527 0,547 0,02
Респ. Каракалпакстан 0,582 0,533 -0,049
Наманганская 0,532 0,489 -0,043
Кашкадарьинская 0,559 0,478 -0,081
Источник: расчеты автора по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
К среднеразвитым регионам по производству рыночных услуг на душу населения по отношению к среднереспубликанскому уровню относятся Бухарская (79,8%), Самаркандская (57,2%), Андижанская (55,5%), Сырдарьинская (59,3%), Хорезмская (54,7%), Джизакская (55,2%), Ферганская (55,2%), Сурхандарьинская (56,7%) области и Республика Каракалпакстан (53,3%). Относительная неразвитость сферы услуг отмечена в Наманганской (48,9%) и Кашка-дарьинской (47,8%) областях.
Несоответствие уровня развитости сферы услуг и демографического потенциала наблюдается во всех регионах, кроме г. Ташкента. Наибольшее проявление данного обстоятельства отмечается в Ферганской и Сурхандарьинской областях. Так, в Ферганской области, наряду с развитостью услуг в сфере связи и информатизации, финансовых услуг и услуг в области архитектуры и инженерных изысканий, наблюдаются низкие показатели развития проживания и питания, здравоохранения, аренды и услуг в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа. По Сурхандарьинской области можно отметить недостаточную развитость оказания услуг здравоохранения и услуг в области архитектуры, инженерных изысканий, технических испытаний и анализа.
В формировании структуры сферы услуг определенную роль играет степень индустриализации территорий. Анализ показывает, что в индустриально развитых регионах - Навоийской, Ташкентской области и г.Ташкенте, отмечены высокие показатели сферы услуг по сравнению с такими слаборазвитыми в индустриальном плане регионами, как Джизакская и Сурхандарьинская области.
Позитивные изменения также происходят в развитии сферы услуг в сельской местности, что связано, прежде всего, с изменением уклада жизни сельского населения за счет роста доходов населения и развития социальной инфраструктуры.
В настоящее время доля оказанных услуг в сельской местности в Узбекистане составляет 25,0%. Ускоренное развитие получили новые перспективные направления: информационные, банковско-финансовые, страховые услуги. Высокий вклад сельской местности в развитие сферы услуг отмечается в Ташкентской (доля услуг в сельской местности составляет 37,7%), Самаркандской (32,6%), Хорезмской (32,4%) Сурхандарьинской (32,1%), и Андижанской (29,5%) областях. В Андижанской и Ташкентской областях это объясняется относительно близким и плотным размещением населенных пунктов, а также развитой инфраструктурой, в Хорезмской, Сурхандарьинской областях - преобладанием сельского населения и относительно развитой инфраструктурой сферы услуг. Относительно низкая доля услуг в сельской местности приходится на Навоийскую область (22,0%), что обусловлено недостаточным уровнем развития сферы услуг в Тамдынском, Навбахорском, Нуратинском и Хатырчинском районах (рис. 1).
Так, в развитии сферы услуг и сервиса в сельской местности сохраняются большие неиспользованные резервы и возможности.
Источник: расчеты автора по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
Рисунок 1.
Доля сферы услуг в сельской местности, в %
Вместе с тем, в отраслях сферы обслуживания имеются недостатки. По услугам связи отмечается неравномерное покрытие территории республики услугами мобильной связи, слабый уровень доступности к ним сельского населения, несмотря на существенный рост, все еще сохраняется низкая скорость доступа к информационным ресурсам, включая Интернет.
По банковским услугам отмечается слабый уровень развития конкурентной среды, недостаточно развитое финансовое посредничество, уровень доступности населения к финансовым услугам все еще недостаточен, особенно для населения, проживающего в сельской местности.
Потенциал страхового рынка задействован не полностью, в результате, почти 70% от общего объема страховых услуг обеспечивают около 30% ведущих страховых компаний. К имеющимся недостаткам следует отнести:
- слабое взаимодействие с населением, низкая информированность населения;
- неравномерное развитие страхового рынка по регионам (около 70% объема страховых премий приходится на г. Ташкент и Ташкентскую область);
- низкий уровень расходов страховых компаний на рекламу.
В транспортной сфере слабо развиваются услуги торгово-транспортной логистики. Существенным на рынке транспортных услуг остается сегмент неформальных услуг по перевозке грузов и пассажиров.
В сфере услуг торговли сдерживающим фактором является низкий уровень развития распределительных, логистических центров, оптовых продовольственных рынков, крупной торговой сети, а также низкий уровень использования возможностей электронной коммерции. Все еще высока доля неорганизованной торговли в общем объеме товарооборота, что негативно влияет на распространение внебанковского денежного оборота.
Необходимо особо отметить, что до сих пор сохраняется высокая доля неформального сектора в торговле и общественном питании, а также транспортных услугах. Слабое развитие получают услуги связи и информатизации в сельской местности, недостаточно используются туристический и рекреационный потенциал в Республике Каракалпакстан, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Андижанской, Наманганской, Джизакской областях.
В среднесрочной перспективе (до 2026 года) особое внимание будет уделено модернизации и расширению ранее созданных объектов, диверсификации оказания услуг на основе организации новых видов услуг (банковско-финансовые, транспортные, торговые, здравоохранение, образование и т. д.), эффективного использования местного потенциала, создания благоприятных условий и деловой среды для активизации предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности.
В развитии сферы услуг в регионах будут реализованы меры по дальнейшему осуществлению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства в отраслях и видах сферы услуг.
В среднесрочном перспективе для развития в сферы услуг регионов необходимо принять нижеследующие меры:
- увеличение доли сферы услуг в ВРП (валовом региональном продукте) регионов во всех регионах кроме г. Ташкента путем развития традиционных и современных видов услуг с высокой добавленной стоимостью;
- усиление интеграционных связей регионов внутри республики и на внешнем рынке. Такая возможность заключается в рациональных межрегиональных поставках услуг (транспортных, финансовых, информационных, туристических, образовательных, сервисных и др.), что в конечном итоге отразится на снижении издержек на различные виды услуг, повышении спроса и конкурентоспособности;
- развитие приграничных экономических отношений в рамках государств Центральной Азии в вопросах реализации совместных проектов по сфере услуг, механизмов взаимовыгодной приграничной торговли и пр., особенно в Андижанской, Наманганской, Ташкентской, Джизакской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях и Республике Каракалпакстан;
- разработка мер по предоставлению льготных кредитных ресурсов на создание новых объектов сферы услуг и технологическое оснащение действующих субъектов предпринимательства, специализирующихся на оказании услуг в сельской местности, особенно в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской, Хорезмской, Бухарской и Джизакской областях;
- для снижения межрегиональной дифференциации требуется дальнейшее развитие высокотехнологичных (связь и информатизация, компьютерное программирование, услуги здравоохранения и т.д.) услуг за счет повышения квалификации кадров в таких слаборазвитых регионах, как Сурхандарьинская, Джизакская, Наманганская, Сырдарь-инская областях;
- для сокращения неформального сектора в сфере услуг, особенно в торговле и на транспорте, необходимо совершенствование учёта и отчетности субъектов сферы услуг, повышение требования к соблюдению законодательных актов и усиление надзора налоговых органов во всех регионах страны;
- необходимо проведение ежемесячного мониторинга выполнения действующих программ развития сферы услуг и разработка новых инициативных проектов при составлении программы комплексного развития территорий.
- эффективное использование благоприятных условий развития и расширения туристско-экскурсионных услуг в Самаркандской, Бухарской, Хорезмской, Андижанской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской областях;
- на основе конкурентных преимуществ регионов необходима активизация привлечения инвестиций в отстающие территории путем развития наукоемких с высокой добавленной стоимости отраслей и видов сферы услуг.