Научная статья на тему 'Туристско-информационный центр как ресурс развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края)'

Туристско-информационный центр как ресурс развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / Российская Федерация / туристско-информационный центр / Приморский край / внутренний туризм / продвижение / tourism / Russian Federation / Tourist Information Center / Primorsky Krai / domestic tourism / promotion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич, Костянецкая Ульяна Михайловна

В эпоху цифровизации развитие туристской индустрии обусловливается формированием особого информационного пространства, которое связывает между собой участников туристских отношений вне зависимости от различного рода факторов. Одним из важнейших и основных инструментов, формирующих информационное пространство той или иной дестинации, выступает туристско-информационный центр. В статье исследована деятельность туристско-информационного центра в контексте продвижения и развития туризма в Приморском крае. Цель работы – количественная оценка деятельности туристско-информационного центра как ресурса развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края). К элементам научной новизны статьи можно отнести предложенную методику анализа деятельности туристско-информационных центров в межрегиональном срезе для оценки эффективности их деятельности как ресурса развития туризма в современных условиях. Данная методика позволяет оценить достижение итоговой цели туристско-информационных центров по продвижению региона на российском и международном туристском рынке. Проведенный анализ продемонстрировал, что всеобъемлющая и эффективная деятельность Туристско-информационного центра Приморского края не только привела к росту валового показателя объема оказанных услуг туристических агентств, туроператоров, а также услуг коллективных средств размещения, но также повысила их долю в общей структуре оказанных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич, Костянецкая Ульяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist Information Center as a resource for tourism development in modern conditions (case of Primorsky Krai)

In the era of digitalization, the development of the tourism industry is determined by the development of special information space that connects the participants in tourism relations, regardless of various factors. One of the most important and basic tools that forms the information space of a particular destination is the tourist information center. The article explores the activities of the tourist information center in the context of the promotion and development of tourism in the Primorsky Territory. The purpose of the work is a quantitative assessment of the activities of the tourist information center as a resource for the tourism development in modern conditions (on the example of Primorsky Krai). The elements of the scientific novelty of the article include the proposed methodology for analyzing the activities of tourist information centers in the interregional aspect to assess the effectiveness of their activities as a resource for tourism development in modern conditions. This technique allows to assess the achievement of the final goal of tourist information centers to promote the region in the Russian and international tourism market. The analysis showed that the comprehensive and effective activity of the Tourist Information Center of Primorsky Krai not only led to an increase in the gross indicator of the volume of services provided by travel agencies, tour operators, as well as services of collective accommodation facilities, but also increased their share in the overall structure of provided services.

Текст научной работы на тему «Туристско-информационный центр как ресурс развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края)»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 2. С. 25-37 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 2. Р. 25-37

Научная статья УДК 379.85

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/025-037

Туристско-информационный центр как ресурс развития туризма

в современных условиях (на примере Приморского края)

Кононов Артем Юрьевич

Костянецкая Ульяна Михайловна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. В эпоху цифровизации развитие туристской индустрии обусловливается формированием особого информационного пространства, которое связывает между собой участников туристских отношений вне зависимости от различного рода факторов. Одним из важнейших и основных инструментов, формирующих информационное пространство той или иной дестина-ции, выступает туристско-информационный центр. В статье исследована деятельность тури-стско-информационного центра в контексте продвижения и развития туризма в Приморском крае. Цель работы - количественная оценка деятельности туристско-информационного центра как ресурса развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края). К элементам научной новизны статьи можно отнести предложенную методику анализа деятельности туристско-информационных центров в межрегиональном срезе для оценки эффективности их деятельности как ресурса развития туризма в современных условиях. Данная методика позволяет оценить достижение итоговой цели туристско-информационных центров по продвижению региона на российском и международном туристском рынке. Проведенный анализ продемонстрировал, что всеобъемлющая и эффективная деятельность Туристско-информационного центра Приморского края не только привела к росту валового показателя объема оказанных услуг туристических агентств, туроператоров, а также услуг коллективных средств размещения, но также повысила их долю в общей структуре оказанных услуг.

Ключевые слова: туризм, Российская Федерация, туристско-информационный центр, Приморский край, внутренний туризм, продвижение.

Для цитирования: Кононов А.Ю., Костянецкая У.М. Туристско-информационный центр как ресурс развития туризма в современных условиях (на примере Приморского края) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2023. Т. 15, № 2. С. 25-37. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/025-037.

Original article

Tourist Information Center as a resource for tourism development in modern

conditions (case of Primorsky Krai)

Аrtem Yu. Kononov

Ulyana M. Kostyanetskaya

Vladivostok State University Vladivostok. Russia

© Кононов А.Ю., 2023 © Костянецкая У.М., 2023

25

Abstract. In the era of digitalization, the development of the tourism industry is determined by the development of special information space that connects the participants in tourism relations, regardless of various factors. One of the most important and basic tools that forms the information space of a particular destination is the tourist information center. The article explores the activities of the tourist information center in the context of the promotion and development of tourism in the Primorsky Territory. The purpose of the work is a quantitative assessment of the activities of the tourist information center as a resource for the tourism development in modern conditions (on the example of Primorsky Krai). The elements of the scientific novelty of the article include the proposed methodology for analyzing the activities of tourist information centers in the interregional aspect to assess the effectiveness of their activities as a resource for tourism development in modern conditions. This technique allows to assess the achievement of the final goal of tourist information centers to promote the region in the Russian and international tourism market. The analysis showed that the comprehensive and effective activity of the Tourist Information Center of Primorsky Krai not only led to an increase in the gross indicator of the volume of services provided by travel agencies, tour operators, as well as services of collective accommodation facilities, but also increased their share in the overall structure of provided services.

Keywords: tourism, Russian Federation, Tourist Information Center, Primorsky Krai, domestic tourism, promotion.

For citation: Kononov A.Yu., Kostyanetskaya U.M. Tourist Information Center as a resource for tourism development in modern conditions (case of Primorsky Krai) // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2023. Vol. 15, № 2. P. 25-37. DOI: https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/025-037.

Введение

В современном мире привлечение туристов основано не только на создании качественного туристского продукта. Ключевым элементом, определяющим эффективность взаимодействия различных категорий участников индустрии туризма (создателей туристских продуктов, непосредственно туристов и органов власти), становится информация, объем которой растет с каждым днем. В целом в 2020 г. общий массив созданных данных во всем мире, согласно приблизительной оценке, составил уже 64,2 зеттабайта. В 2021 г. показатель достиг уже 79 зеттабайт (при сохранении лишь 2 % от прошлогоднего объема) [1]. Первоочередной задачей в этом контексте становится умение донести эту информацию в полном и понятном для целевого потребителя качестве.

В сфере туризма ключевую роль играют туристско-информационные центры, так как именно они информируют туристов о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также выступают в качестве посредника в продвижении региона или города на международном и внутреннем туристских рынках.

В результате актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задач.

Цель научно-исследовательской работы - раскрыть роль туристско-инфор-мационного центра в контексте продвижения и развития туризма Приморского края.

Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения определенных задач:

- рассмотреть нормативно-правовые основы деятельности туристско-инфор-мационных центров;

26

- проанализировать конъюнктуру создания и функционирования Туристско-информационного центра Приморского края;

- проанализировать эффективность функционирования Туристско-инфор-мационного центра Приморского края по сравнению с деятельностью туристско-информационных центров других субъектов Российской федерации.

Объектом исследования является деятельность туристско-информационных центров. Предмет исследования - инструменты продвижения Автономного некоммерческого общества «Туристско-информационный центр Приморского края».

Предмет, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция. В представленной работе преимущественным предметом исследования является деятельность туристско-информационного центра.

Важно подчеркнуть, что деятельность туристско-информационных центров в Российской Федерации регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования», устанавливающим минимальные требования к качеству услуг, предоставляемых государственными и частными туристскими информационными центрами любого типа и размера, для того чтобы они соответствовали ожиданиям потребителей [2].

Вопросы туристской навигации в России и требования к ней определены национальным стандартом ГОСТ Р 57581-2017 «Туристские услуги. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к информационным знакам системы навигации в сфере туризма, включая знаки объектов туристской инфраструктуры, туристско-рекреационных зон, туристских маршрутов и достопримечательностей [3].

При этом источниковая база исследования опирается также на научные труды российских и иностранных исследователей. Спектр проблем, рассматриваемых прочими отечественными авторами в 2022 г. в контексте деятельности туристско-информационных центров, достаточно широк, что подтверждает актуальность проводимого исследования.

В частности, В.Е. Василенко и К.С. Шишова рассматривают применение цифровых технологий в деятельности туристско-информационных центров [4]. Е.В. Вишневская делает акцент на роли туристско-информационных центров в формировании туристского сервиса [5]. А.В. Гагарина описывает цели и опыт работы туристско-информационных центров [6] А.С. Володина проводит анализ основных инструментов и ресурсов коммуникационной политики туристско-информационного центра на примере «ИТЦ Гатчинского МО» [7]. Автор отмечает, что в отношении обслуживания потребителей в сфере туризма коммуникационная политика устраняет множество барьеров для успешного взаимодействия между целевой аудиторией и туристической организацией [7]. В.М. Кицис и Е.А. Морозова проводят анализ опыта использования цифровых технологий ту-ристско-информационным центром в контексте продвижения услуг на примере «ТИЦ Республики Мордовия» [8].

27

В то же время не представленным остается межрегиональный срез для анализа эффективности деятельности туристско-информационных центров как ресурса развития туризма в современных условиях, который позволит оценить достижение итоговой цели по продвижению региона на российском и международном туристском рынке.

Методы исследования. Исследование проводилось с помощью следующих методов научного познания: метод сравнения, методы актуализации, системного анализа, классификации, логический метод.

Основная часть

Туристско-информационный центр Приморского края (полное наименование - Автономная некоммерческая организация «Туристско-информационный центр Приморского края», АНО ТИЦ ПК) был создан в 2014 г. с целью формирования комфортной информационной среды в сфере туризма Приморского края и продвижения региона на внутреннем и международном туристских рынках [9]. К моменту его создания основные показатели деятельности туристских фирм Приморского края находились на достаточно низких уровнях (табл. 1) [10].

Таблица 1

Динамика деятельности туристских фирм Приморского края

Показатель Годы

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число туристских фирм 113 115 128 136 132 84 107 142 126 147 128

Число реализованных населению турпакетов - всего, тыс. 346,3 449,0 501,8 647,1 810,3 227,7 275,4 336,5 255,2 282,4 121,2

Стоимость реализованных населению турпакетов - всего, млн руб. 194,8 315,0 770,0 1260,0 2008,4 1476,4 1897,8 2536,1 3402,2 3743,8 1533,3

Можно отметить, что значение показателя «число туристских фирм» год к году сократилось почти на 13 %, стоимость реализованных населению турпаке-тов - на 59 %, а число реализованных населению турпакетов стало минималь-

28

ным за все отмеченные наблюдения. Имело место также и сокращение соответствующих показателей как доли от общефедеральных значений (табл. 2) [11, 12].

Таблица 2

Динамика процентного соотношения туристских фирм и турпакетов от РФ

Показа- Годы

тель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Число

турфирм (единица, % от РФ) 2,82 2,26 2,19 2,05 2,04 1,22 1,17 1,38 1,17 1,30 1,10

Число тур-пакетов,

реализованных населению, % от РФ 17,03 10,38 10,81 11,12 18,82 6,21 6,32 7,60 5,36 5,25 2,77

Для улучшения рыночной конъюнктуры созданный ТИЦ ПК в соответствии с положениями ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования» ставил своей задачей оказание установленного портфеля услуг [2]:

- прием посетителей;

- предоставление информации;

- коммерческая деятельность;

- статистика и анализ;

- связь и реклама.

В ходе исследования результаты оказания этих услуг были проанализированы по критериям, представленным в годовой форме № 1-ТИЦ «Сведения о деятельности туристско-информационного центра» [13]. В качестве ориентира были взяты показатели туристско-информационных центров, попавших в топ-10 по версии всероссийского конкурса «Лучший ТИЦ», реализуемого как отраслевая награда, присуждаемая по итогам комплексной оценки работы туристско-информационного центра за 2021 г. [14].

Так, данные, представленные в табл. 3, показывают число обращений и посещений в туристско-информационный центр [15].

Таблица 3

Число обращений и посещений в туристско-информационный центр

Название ТИЦ Число обращений Число посещений

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

АНО Туристический офис «Русь Новгородская» 27 360 91 225 30 000 72 413

29

Окончание табл. 3

Название ТИЦ Число обращений Число посещений

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр» - 101 409 28 060

ГБУ «ТИЦ Республики Карелия» 171 236 171 236 9845 59 240

КГКУ «ТИЦ Красноярского края» 79 854 259 222 15 184 286 489

МБУ ТИЦ Воронежа 61 914 95 383 85 748 121 093

МКУ «ЦРТ КУ» 697 1 844 2 550 10 000

СПбГБУ «ГТИБ» 1 026 294 1 169 184 43 518 200 002

ТИЦ Амурской области 294 418 586 0

ТИЦ Новосибирской области 27 023 68 645 126 53

ТИЦ Рязанской области 2340 3 000 23 394 17 654

ТИЦ Приморского края 735 127 218 132 840 72 404

Из представленных данных видно, что по показателю «число обращений в Туристско-информационный центр» Приморский край занял третье место, при этом прирост показателя в постковидном 2021 г. намного превзошел прирост в других центрах.

Можно увидеть также, что число посещений в Туристско-информационный центр Приморского края снизилось почти в 2 раза. Снижение показателя может быть связано с тем, что организация начала размещать информацию в своих каналах в сети Интернет, и, следовательно, те, кто не может лично посетить центр, могут узнать всю необходимую информацию из электронных источников. Но, несмотря на снижение числа посещения, Туристско-информационный центр Приморского края занимает 4-ю позицию по представленному показателю.

В таблице 4 представлено число опубликованных материалов о туристских ресурсах, объектах туристской индустрии и турпродуктах в средствах массовой информации, на веб-сайте, а также число выпущенных рекламных и информационно-справочных полиграфических изданий, созданных и размещенных наружных носителей [15].

Из представленных данных видно, что Туристско-информационный центр Приморского края значительно больше других представленных организаций публикует материалы о туристских объектах и ресурсах в средствах массовой информации, несмотря на незначительное снижение показателя в 2021 г.

Число публикаций на веб-сайте у Туристско-информационного центра Приморского края выросло; по числовому показателю организация входит в топ-5 по представленным данным.

30

Таблица 4

Число опубликованных материалов в СМИ, на веб-сайте, а также рекламных и информационно-справочных полиграфических изданий, созданных и размещенных наружных носителей

Название ТИЦ Число опубликованных материалов в СМИ Число публикаций на веб-сайте Число рекламных и информационно-справочных полиграфических изданий Число созданных и размещенных наружных носителей

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

АНО Туристический офис «Русь Новгородская» 327 365 30 000 72 413 49 917 82 000 40 56

ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр» 2 28 060 0 402

ГБУ «ТИЦ Республики Карелия» 40 12 9845 59 240 2 2 10 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГКУ «ТИЦ Красноярского края» 1600 966 15 184 286 489 10 000 69 154 364 3

МБУ ТИЦ Воронежа 493 498 85 748 121 093 6 6 48 48

МКУ «ЦРТ КУ» 1427 1496 2550 10 000 5 600 7471 13 0

СПбГБУ «ГТИБ» 669 30 43 518 200 002 70 107 432 11 0

ТИЦ Амурской области 226 90 586 0 14 16 5 12

ТИЦ Новосибирской области 315 10 126 53 9653 23 671 303 3

ТИЦ Рязанской области 370 400 23 394 17 654 23 25 28 30

ТИЦ Приморского края 2553 2193 132 840 72 404 34 285 30 000 39 51

31

Число рекламных и информационно-справочных полиграфических изданий о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии у Туристско-инфор-мационного центра Приморского края незначительно снизилось, но показатель всё также остаётся высоким среди остальных организаций. Лидером по выше-представленному показателю является СПбГБУ «ГТИБ». Стоит отметить также, что Туристско-информационный центр Приморского края занимает 4-ю позицию среди всех представленных организаций по анализируемому показателю.

Число размещенных наружных носителей с информацией о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также наружных средств навигации туристов (баннеров, информационных щитов, указателей и проч.) у Турист-ско-информационного центра Приморского края увеличилось. По представленному показателю Туристско-информационный центр Приморского края входит в ТОП-3 среди представленных организаций.

В таблице 5 показана динамика показателя «число созданных и размещенных презентаций о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии в местах общественного транспорта» и показателя «число проведенных акций, конкурсов, фестивалей, выставочно-ярмарочных и иных мероприятий, направленных на презентацию туристских ресурсов, а также проведение социологических исследований в сфере туризма» [15].

Таблица 5

Число проведенных акций, конкурсов, фестивалей, выставочно-ярмарочных и иных мероприятий

Название ТИЦ Число созданных и размещенных презентаций о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии в местах общественного транспорта Число проведенных акций, конкурсов, фестивалей, выставочно-ярмарочных и иных мероприятий

2020 г. 2021 г. 2020 г. 2021 г.

АНО Туристический офис «Русь Новгородская» 343 16 18 23

ГБУ Ленинградской области «Информационно-туристский центр» 0 40

ГБУ «ТИЦ Республики Карелия» 2 6 36 45

КГКУ «ТИЦ Красноярского края» 0 0 83 38

МБУ ТИЦ Воронежа 25 25 46 51

МКУ «ЦРТ КУ» 1500 2000 8 9

СПбГБУ «ГТИБ» 1 0 101 13

ТИЦ Амурской области 0 0 0 10

ТИЦ Новосибирской области 0 0 69 33

ТИЦ Рязанской области 2 0 22 24

ТИЦ Приморского края 0 47 144 138

32

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что в 2020 г. Туристско-информационный центр Приморского края не использовал общественный транспорт для размещения информации об объектах туристской индустрии, а в 2021 г. начал активное его использование.

В свою очередь, число проведенных мероприятий у Туристско-информа-ционного центра Приморского края в 2021 г. незначительно снизилось, но этот показатель остаётся наиболее высоким среди представленных организаций.

Таким образом, Туристско-информационный центр Приморского края на федеральном уровне держит высокую планку по анализируемым показателям среди других туристско-информационных центров (табл. 6).

Таблица 6

Сводная таблица эффективности деятельности АНО ТИЦ ПК в 2021 г. по сравнению с ТОП-10 ТИЦ

Показатель Место

Число опубликованных материалов о туристских ресурсах, об объектах туристской индустрии и о турпродуктах в средствах массовой информации 1

Число проведенных акций, конкурсов, фестивалей, выставочно-ярмарочных и иных мероприятий, направленных на презентацию туристских ресурсов, а также проведение социологических исследований в сфере туризма 1

Число созданных и размещенных презентаций о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии в местах общественного транспорта 2

Число обращений в туристско-информационный центр 3

Число созданных и размещенных наружных носителей с информацией о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также наружных средств навигации туристов (баннеров, информационных щитов, указателей и проч.) 3

Число посещений в туристско-информационный центр 4

Число рекламных и информационно-справочных полиграфических изданий о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии 4

Число публикаций о туристских ресурсах, об объектах туристской индустрии и о тур-продуктах, обзоров текущей деятельности (мероприятия, аналитические отчеты и т.п.) на веб-сайте 5

Результатом отмеченной работы стало повышение доли услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию в Приморском крае в общей структуре оказанных услуг (табл. 7) [16].

Таблица 7

Доля услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию в Приморском крае в общефедеральном значении, %

Доля услуг 2010-2014 гг. 2017-2022 гг.

Максимальная доля 1,756 992 422 1,871 764 464

Минимальная доля 1,13 914 126 1,042 053 613

Среднее значение 1,318 293 731 1,552 603 339

33

Еще более наглядным стал соответствующий рост услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья (табл. 8) [17].

Таблица 8

Доля услуг коллективных средств размещения в Приморском крае в общефедеральном значении, %

Доля услуг 2010-2014 гг. 2017-2022 гг.

Максимальная доля 1,850 211 414 3,307 205 637

Минимальная доля 1,228 106 129 1,457 729 707

Среднее значение 1,520 252 816 2,046 653 059

Нужно отметить, что в валовых показателях по объему услуг коллективных средств размещения Приморский край в 2021 г. занял 6-е место среди всех субъектов Российской Федерации, уступив только Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, Республике Татарстан и Тюменской области. В то же время по объему услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию Приморский край занял лишь 25-е место.

Заключение

В современных условиях развития сферы туризма всё большее внимание начинает уделяться продвижению имиджа региона, а также информационной поддержке туристов. Анализ данных продемонстрировал, что работа Туристско-информационного центра Приморского края в области продвижения достаточно активна. Центр:

1) выступает организатором различных мероприятий;

2) информирует физических и юридических лиц об объектах туристской индустрии и туристских ресурсах региона;

3) размещает различные рекламные и информационные материалы о туризме;

4) организует совместную работу с туристическими компаниями, агентствами, гостиницами, санаториями и другими предприятиями сферы туризма с целью обмена, постоянного обновления и накопления информации о досуге и отдыхе в регионе;

5) организует и проводит мероприятия по событийному туризму, в том числе гастрономические, краеведческие фестивали и т.д.;

6) организует систему туристских дисконтных карт и карт лояльности и занимается их распространением и т.д.

Из 8 основных показателей, характеризующих деятельность ТИЦ по годовой форме № 1-ТИЦ «Сведения о деятельности туристско-информационного центра», ТИЦ Приморского края дважды оказывался лидером по сравнению с основными межрегиональными конкурентами, еще три раза попадал в тройку лидеров и лишь три раза опускался на 4-е или 5-е место (в середине списка лидеров). В валовых показателях по объему услуг коллективных средств размещения Приморский край в 2021 г. занял 6-е место среди всех субъектов Российской

34

Федерации, уступив только Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, Республике Татарстан и Тюменской области.

Таким образом, Туристско-информационный центр Приморского края играет важную роль в функционировании туристского рынка Приморского края, объединяя и систематизируя информацию об объектах туристской индустрии края и создавая комфортную информационную среду для гостей и жителей региона.

Список источников

1. Объем данных/информации, созданных, собранных, скопированных и потребленных по всему миру с 2010 по 2020 год, с прогнозами на 2021-2025 годы. URL: https://www.statista.com/statistics/871513/worldwide-data-created/

2. ГОСТ Р 56197-2014 (ИСО 14785:2014) «Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования». URL: https://docs.cntd.ru/-document/1200114181

3. ГОСТ Р 57581-2017 Туристские услуги. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма. Общие требования. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146503

4. Василенко Е.В., Шишова К.С. Роль туристско-информационных центров в цифрови-зации регионального туризма // Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность: материалы II Международной научно-практической конференции. В 2 т. Донецк, 30 апреля 2020 года. Том 1. Донецк: Цифровая типография, 2020. С. 29-34.

5. Вишневская Е.В. Роль туристских информационных центров в формировании туристского сервиса // Тенденции и проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства: материалы 7-й Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 105-летию РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 22 октября 2020 года. Рязань: Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 2020. С. 170-173.

6. Гагарина А.В. Роль туристско-информационных центров в развитии туризма регионов // Приоритетные направления развития спорта, туризма, образования и науки: сборник материалов международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 12 ноября 2020 года. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 348-353.

7. Володина А. С. Анализ коммуникационной политики туристско-информационного центра // Управление социально-экономическим развитием: инновационный и стратегический подходы: сборник научных трудов по материалам Национальной научно-практической конференции, Гатчина, 24 декабря 2021 года. Гатчина: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. С. 166-170.

8. Кицис В.М., Морозова Е.А. Использование цифровых технологий в деятельности ГБУ «Туристский информационный центр Республики Мордовия» // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2021. № 5.

9. Туристско-информационный центр Приморского края. Реестр ТИЦ. URL: https://www.nbcrs.org/tic/info/89

10. Торговля и услуги. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. URL: https://25.rosstat.gov.ru/folder/28590#

11. Число турфирм. ЕМИСС государственная статистика. URL: https://www.fed-stat.ru/indicator/31615

35

12. Число турпакетов, реализованных населению. ЕМИСС государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/31605

13. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством культуры Российской Федерации статистического наблюдения за деятельностью ту-ристско-информационных центров: приказ Росстата от 27.12.2016 № 857. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210675/2ff7a8c72de3994f30496a0cc bb1ddafdaddf518/

14. Подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучший ТИЦ». Некоммерческое партнерство НАИТО. URL: https://naito-russia.ru/novosti-regionov/podvedenyi-itogi-vserossij skogo-konkursa-luchshij -ticz.html

15. Официальные статистические показатели. ЕМИСС государственная статистика. URL:https://www.fedstat.ru/indicators/search?searchText=1-%D 1 %82%D0%B8%D 1 %86

16. Объем платных услуг населению (оперативные данные) по 2016 г. ЕМИСС государственная статистика. URL: https://fedstat.ru/indicator/33843

17. Объем платных услуг населению (оперативные данные) с 2017 г. ЕМИСС государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57788

References

1. Volume of data/information created, collected, copied and consumed worldwide from 2010 to 2020, with projections for 2021-2025. URL: https://www.statista.com/-statistics/871513/worldwide-data-created/

2. GOST R 56197-2014 (ISO 14785:2014) Tourist information centers. Tourist information and reception services. Requirements". URL: https://docs.cntd.ru/document/1200114181

3. GOST R 57581-2017 "Tourist services. Information signs of the navigation system in the field of tourism. General requirements". URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146503

4. Vasilenko E.V., Shishova K.S. The role of tourist information centers in the digitalization of regional tourism. Digitalization of the economy and society: problems, prospects, security: materials of the II international scientific and practical conference. In 2 volumes, Donetsk, April 30, 2020. Volume 1. Donetsk: Digital Printing House; 2020. P. 29-34

5. Vishnevskaya E.V. The role of tourist information centers in the formation of tourist services. Trends and problems in the development of the tourism and hospitality industry: Proceedings of the 7th Interregional scientific and practical conference dedicated to the 105th anniversary of the Russian State University named after S. A. Yesenina, Ryazan, October 22, 2020. Ryazan: Ryazan State University named after S.A. Yesenina; 2020. P. 170173.

6. Gagarina A.V. The role of tourist information centers in the development of tourism in the regions. Priority directions for the development of sports, tourism, education and science: collection of materials of the international scientific and practical conference, Nizhny Novgorod, November 12, 2020 of the year. Nizhny Novgorod: National Research Nizhny Novgorod State University. N.I. Lobachevsky; 2021. P. 348-353.

7. Volodina A.S. Analysis of the communication policy of the tourist information center. Management of socio-economic development: innovative and strategic approaches: Collection of scientific papers based on the materials of the National Scientific and Practical Conference, Gatchina, December 24, 2021 of the year. Gatchina: State Institute of Economics, Finance, Law and Technology; 2022. P. 166-170.

8. Kitsis V.M., Morozova E.A. The use of digital technologies in the activities of the State Budgetary Institution " Tourist Information Center of the Republic of Mordovia". Scientific Review. International scientific and practical journal. 2021; (50).

36

9. Tourist Information Center of Primorsky Krai. Register of TIC. URL: https://www.nbcrs.org/tic/info/89

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Trade and services. Territorial body of the Federal State Statistics Service for Primorsky Krai. URL: https://25.rosstat.gov.ru/folder/28590#

11. Number of travel agencies. EMISS state statistics. URL: https://www.fedstat.ru/-indicator/31615

12. Number of tour packages sold to the population. EMISS state statistics. URL: https://fedstat.ru/indicator/31605

13. "On the approval of statistical tools for the organization by the Ministry of Culture of the Russian Federation of statistical monitoring of the activities of tourist information centers." Rosstat Order No. 857 dated December 27, 2016.

14. The results of the All-Russian contest "The Best TIC" were summed up. Non-profit partnership NAITO. URL: https://naito-russia.ru/novosti-regionov/podvedenyi-itogi-vserossij skogo-konkursa-luchshij -ticz.html

15. Official statistics. EMISS state statistics. URL: https://www.fedstat.ru/indi-cators/search?searchText=1-%D 1 %82%D0%B8%D 1 %86

16. The volume of paid services to the population (operational data) for 2016 EMISS state statistics. URL: https://fedstat.ru/indicator/33843

17. The volume of paid services to the population (operational data), since 2017 EMISS state statistics. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57788

Информация об авторах:

Кононов Артем Юрьевич, канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: artem.kononov@vvsu.ru. ORCID: https://orcid.org/org/0000-0003-1955-0910

Костянецкая Ульяна Михайловна, бакалавр ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: ulya.kos@mail.ru

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2023-2/025-037

Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:

15.05.2023 29.05.2023 10.06.2023

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.