Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
430
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / АВТОТУРИЗМ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / COVID-19

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кононов Артем Юрьевич, Макарова Юлия Васильевна

Объектом исследования выступает автомобильный туризм. Цель работы - анализ проблем и перспектив развития автомобильного туризма в РФ (на примере Приморского края). Для достижения обозначенной цели были выделены необходимые для решения задачи. Основой исследования стала систематизация понятийного аппарата автомобильного туризма на нормативно-правовом и академическом уровне. При этом в ходе работы выявлены факторы, определяющие развитие автомобильного туризма, проанализирована конкурентоспособность текущего предложения автотуров в Приморский край на федеральном уровне. Теоретическая часть исследования основывалась на использовании таких методов научного познания, как системный анализ, сравнение, индукция и дедукция, а также методы классификации, абстрагирования, конкретизации. Практическую значимость работы обусловливает реализованная в ходе исследования систематизация и актуализация теоретических подходов к изучению автомобильного туризма как важнейшего направления социально-экономической деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF AUTOMOBILE TOURISM (CASE OF PRIMORSKY KRAI)

The object of the study is car tourism. The purpose of the work is to analyze the problems and prospects of the development of car tourism in Russian Federation (on the example of Primorsky Krai). In order to achieve the designated goal, the necessary tasks were specified. The basis of the study was centered around the systematization of the conceptual apparatus of car tourism at the regulatory and academic level. At the same time, in the course of the work, the factors determining the development of car tourism were identified. The competitiveness of the current supply of car tours to Primorsky Krai at the federal level was analyzed. The theoretical part of the study was based on the use of such methods of scientific cognition as the method of system analysis, the method of comparison, the method of induction and deduction, also in the course of the study methods of classification, abstraction, concretization were used. The practical significance of the work is determined by the systematization and actualization of theoretical approaches to the study of car tourism as one of the most important direction of socio-economic activity in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 58-75 The Territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. Р. 58-75

Научная статья УДК 379.85

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/058-075

Перспективы развития автомобильного туризма (на примере Приморского края)

Кононов Артем Юрьевич Макарова Юлия Васильевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. Объектом исследования выступает автомобильный туризм. Цель работы -анализ проблем и перспектив развития автомобильного туризма в РФ (на примере Приморского края). Для достижения обозначенной цели были выделены необходимые для решения задачи. Основой исследования стала систематизация понятийного аппарата автомобильного туризма на нормативно-правовом и академическом уровне. При этом в ходе работы выявлены факторы, определяющие развитие автомобильного туризма, проанализирована конкурентоспособность текущего предложения автотуров в Приморский край на федеральном уровне. Теоретическая часть исследования основывалась на использовании таких методов научного познания, как системный анализ, сравнение, индукция и дедукция, а также методы классификации, абстрагирования, конкретизации. Практическую значимость работы обусловливает реализованная в ходе исследования систематизация и актуализация теоретических подходов к изучению автомобильного туризма как важнейшего направления социально-экономической деятельности в современных условиях.

Ключевые слова: туризм, Российская Федерация, Приморский край, автотуризм, автомобильный туризм, внутренний туризм, COVID-19.

Для цитирования: Кононов А.Ю., Макарова Ю.В. Перспективы развития автомобильного туризма (на примере Приморского края) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. № 1. С. 58-75. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/058-075.

Original article

Prospects for the development of automobile tourism (case of Primorsky Krai) АЛвш Yu. Kononov Yulia V. Makarova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract The object of the study is car tourism. The purpose of the work is to analyze the problems and prospects of the development of car tourism in Russian Federation (on the example ofPrimorsky Krai). In order to achieve the designated goal, the necessary tasks were specified. The basis of the study was centered around the systematization of the conceptual apparatus of car tourism at the regulatory and academic level. At the same time, in the course of the work, the factors determining the development of car tourism were identified. The competitiveness of the current supply of car tours to Primorsky Krai at the federal level was analyzed. The theoretical part of the study was based on the use of such methods of scientific cognition as the method of system analysis, the method of comparison, the method of induction and deduction, also in the course of the study methods of classification, abstraction, concretization were used. The practical significance of the work is

© Кононов А.Ю., 2022 © Макарова Ю.В., 2022

58

determined by the systematization and actualization of theoretical approaches to the study of car tourism as one of the most important direction ofsocio-economic activity in modern conditions.

Keywords: tourism, Russian Federation, Primorsky Krai, car tourism, autotourism, domestic tourism, COVID-19.

For citation: Kononov A.Yu., Makarova Yu.V. Prospects for the development of automobile tourism (case of Primorsky Krai) // The Territory of new opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. № 1. P. 58-75. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/058-075.

Введение

Автомобильный туризм - важный феномен современной индустрии туризма и гостеприимства. Согласно отчёту Всемирной туристской организации в условиях сохранения глобального воздействия COVID-19 на мировую экономику, а также закрытия международных и части внутренних границ внутренние рынки предоставляют основную возможность для развития сферы туризма. В этой ситуации организованный автомобильный туризм и поездки на собственном автотранспорте будут набирать популярность [1].

В пользу данной гипотезы выступает и статистика. В частности, согласно последним данным статистической службы Европейского союза, среди 28 стран Евроблока на долю автотранспорта уже приходится в среднем 72 % от всех неслужебных пассажирских поездок длительностью более одного дня. При этом соответствующий показатель для поездок внутри страны достигает 83 % [2]. Вместе с тем в США данный показатель в 2020 году достиг 94 % [3].

В свою очередь в Российской Федерации перспективы развития автомобильного туризма заложены уже географически. При этом по протяжённости дорог с твёрдым покрытием Россия замыкает пятерку лидеров мира (1,283,387 км) [4]. Показатель наличия автомобильного транспорта вырос с 2008 по 2021 год на 51 % [5]. На потребительском уровне по-прежнему предлагаются различные программы по поддержке автомобилистов в возрасте от 21 года до 45 лет (примером такой поддержки является автокредит) [6].

В создавшихся условиях 13 октября 2021 г. Советом Государственной Думы в первом чтении был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части регулирования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации» [7]. В пояснительной записке отмечается, что «проект федерального закона подготовлен с целью создания комфортных и безопасных условий для развития автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в Российской Федерации». При этом в качестве обоснования отдельно приводятся как социальный («передвижение на собственном автотранспорте позволяет туристу обеспечить соблюдение социальной дистанции и нивелировать вероятность заражения коронавирусной инфекцией»), так и экономический эффект («путешествие на автомобиле на семью из 3-4 человек на 30-40 % выгоднее по сравнению с другими видами туризма, включающими необходимость передвижения на железнодорожном или авиационном транспорте») [7].

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы научно-исследовательской работы и послужили основой для формулирования ее цели и задач.

59

Цель научно-исследовательской работы - анализ проблем и перспектив развития автомобильного туризма в РФ (на примере Приморского края).

Достижение поставленной цели обусловливает необходимость решения определенных задач:

- систематизация понятийного аппарата автомобильного туризма;

- выявление факторов, определяющих развитие автомобильного туризма в Приморском крае.

Предмет, источниковая база исследования, противоречия в имеющихся исследованиях и авторская позиция.

По мере формирования культуры автотуризма в Российской Федерации происходит формализация понятийного аппарата. При этом в научной литературе общие этапы становления автотуризма в России в своей работе систематизировала С. Н. Макарова, отметившая, что массовый характер данный феномен начал приобретать еще в 1950-х гг. [8]. Т. М. Валькова, В. И. Кружалин, Н. В. Шабалина проецируют отечественный опыт на мировую историю развития автомобильного туризма [9].

Подходы к классификации автомобильного туризма представлены в работах Н. С. Мартышенко, А. В. Локша [10], К.С. Бенидзе [11], А.В. Глотовой, Ю. А. Киреевой [12].

На региональном уровне перспективы развития автомобильного туризма оценивает И. А. Лавров [13].

Анализируя подходы, представленные вышеуказанными учеными, можно отметить, что вплоть до последнего момента автомобильный туризм рассматривался как узкий подсегмент туризма (активного, культурно-познавательного, спортивного). Однако в настоящее время он выходит на первый план (табл. 1).

Таблица 1

Определения автотуризма

Определение Автор Год

Автотуризм - путешествие на собственном автомобиле: паломнические поездки, поездки на рыбалку и охоту, путешествия по Европе С. Н. Макарова 2012

Автомобильный туризм - путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль Н. С. Мартышенко, А. В. Локша 2015

Автомобильный туризм (автотуризм) - разновидность путешествий преимущественно с культурно-познавательными или спортивными целями, в которых основным видом транспорта является автомобиль Т. М. Валькова, В. И. Кружалин, Н. В. Шабалина 2017

Автомобильный туризм - это путешествия людей с постоянного места проживания в различные территориальные образования или даже другие государства, где в качестве основного средства передвижения выступает автомобильный транспорт К. С. Бенидзе 2018

60

Окончание табл. 1

Определение Автор Год

Автотуризм - путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль А. В. Глотова, Ю. А. Киреева 2019

Автотуризм - единственное направление, которое в ближайшие годы может существенно увеличить въездной турпоток на национальные туристские маршруты И. А. Лавров 2021

Примечание: составлено по [8-13].

Схожую динамику можно проследить, систематизировав определения, зафиксированные в нормативно-правовых документах федерального уровня, регулирующих деятельность в сфере туризма (табл. 2).

Таблица 2

Подходы к определению автомобильного туризма в нормативно-правовых

источниках

Определение Автор (источник)

Автомототуризм и велосипедный туризм - путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение маршрутов по равнинной и горной местностям на соответствующих средствах передвижения - велосипедах, автомобилях, мотоциклах, снегоходах и др. ГОСТ Р 54601-2011. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма

Автотуризм - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль ГОСТ Р 57806-2017. Туристские услуги в области самодеятельного туризма

Автотуризм - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является персональный автомобиль Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года

Автомобильный туризм - разновидность путешествий, в которых основным средством передвижения туриста является собственное или арендованное транспортное средство «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части регулирования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации»

Примечание: составлено по [7], [14-16].

В то же время анализ перспектив развития автомобильного туризма на региональном уровне (в частности, в Приморском крае) в результате разработки ресурсной базы по-прежнему представлен в значительной степени фрагментарно и требует дальнейшей систематизации.

61

Методы исследования. Исследование проводилось с помощью таких методов научного познания, как сравнение, индукция и дедукция, методы актуализации, системного анализа, классификации, абстрагирования и конкретизации.

Основная часть

Автомобильный туризм - важный элемент предлагаемого на современном рынке турпродукта. Анализ показывает, что на автотуризм приходится до 18 % авторских туров по России [17]. По этому показателю большее значение приходится только на экскурсионные туры - 22 % от общего числа. Более подробно процентный вклад различных видов туризма представлен на рис. 1.

О 5 10 15 20 25

Рис. 1. Процентное соотношение туров по типам, %

Из данных рисунка видно, что число предлагаемых автомобильных туров, в частности, на 47 % больше числа фототуров, на 495 % больше числа гастрономических туров, на 878 % больше числа предлагаемых горнолыжных туров. Распределение туров по продолжительности представлено на рис. 2 [17].

3 дней

5-7 дней

3-4 дмн

1-2ДНЯ

.............1 ...........1............

40,1459

IIIIIIIIIIIIIIIIIIII IIIIIIIIIIIIIIIIIIII IIIIIIIIIIIIIIIIIIII IIIIIIIIIIIIIIIIIIII 39,41605

15, 32846715

39489051

854

839

1-2 дня = 3-4 ДНЯ in 5-7 дней >5 8 дней 4

10

20

30

40

50

Рис. 2. Процентное соотношение туров по продолжительности, %

Как видно, около 60 % туров рассчитаны на продолжительность до 7 дней. При этом распределение предложения автотуров по федеральным округам представлено на рис. 3 [17].

62

Рис. 3. Процентное соотношение авторских туров по федеральным округам, %

(Северо-Кавказский)

Можно отметить, что 73 % от общего числа авторских туров приходится на Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа. Основные регионы, обеспечившие такого рода динамику, - Алтайский край, Иркутская область, Республика Дагестан, Мурманская область, Республика Крым.

В то же время можно отметить, что отсутствие предложения авторских туров в сегменте автотуризма в Центральном и Приволжском федеральном округах покрывается за счет крупнейших федеральных туроператоров. В частности, на рис. 4 представлен анализ предлагаемых автотуров на сайте туроператора Ти1, который по итогам 2021 г. получил премию в номинациях «Лучший массовый туроператор» и «Лучшая адаптация к пандемии» [18].

Рис. 4. Распределение автотуров по округам на сайте ТШ, %

63

Сложившаяся рыночная конъюнктура сигнализирует о том, что для оценки перспектив развития автомобильного туризма необходимо более подробно рассмотреть его ресурсную базу.

Факторы, влияющие на развитие автомобильного туризма, представлены на рис. 5.

Рис. 5. Факторы, влияющие на автомобильный туризм

В контексте туристских ресурсов важно рассмотреть наличие сформированных маршрутов, пригодных для автотуризма. В данном случае имеет смысл обратиться к данным Национального туристического портала Яш81а.1хауе1 - информационно-познавательного проекта Федерального агентства по туризму (рис. 6) [19].

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 Рис. 6. Наличие туров по округам, % (Северо-Кавказский)

Стоит отметить, что в целом, согласно данным портала, 60 % от общего числа разработанных маршрутов предполагают использование автотранспорта [19]. Это подтверждает гипотезу об актуальности автотуризма в РФ на современном этапе.

64

А. Ю. Кононов, Ю. В. Макарова. Перспективы развития автомобильного туризма...

При этом распределение маршрутов по федеральным округам в целом соотносится с результатами предыдущего анализа. Основные регионы, обладающие наибольшим числом разработанных маршрутов, представлены в рис. 7 [19].

25 20 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

] Число маршрутов % от общего числа маршрутов

Рис. 7. Регионы, обладающие разработанными маршрутами

Можно отметить, что, как показал предыдущий анализ, для большинства из этих регионов (за исключением Тамбовской и Свердловской областей) фактор наличия разработанных маршрутов действительно соотносится с наличием сформированного и активно предлагаемого продукта в сегменте автотуризма.

Важным фактором развития автомобильного туризма является наличие доступных транспортных ресурсов. При этом в целом в Российской Федерации согласно данным, опубликованным в Единой межведомственной информационно-статистической системе, число легковых автомобилей с 2008 по 2021 г. выросло на 57 % - с 32 020 998 до 50 304 104 единиц. Лидерами в этом отношении являются Москва (9,16 %), Московская область (6,49 %), Свердловская область (4,37 %), Краснодарский край (4,22 %), г. Санкт-Петербург (4,09 %), Республика Башкортостан (3,52 %), Ростовская область (3,38 %), Тюменская область (с а/о) (3,6 %), Нижегородская область (3,02 %), Челябинская область (2,9 %) [20]. При этом наличие автобусов с 2008 по 2021 г. в целом на федеральном уровне сократилось на 5,6 % - с 894 133 до 843 855. Лидерами среди субъектов Федерации здесь являются г. Москва (5,29 %), Тюменская область (с а/о) (5,01 %), Московская область (4,8 %), Самарская область (3,45 %), Краснодарский край (3,2 %), Свердловская область (3,1 %), Республика Дагестан (2,9 %), Ростовская область (2,65 %), Нижегородская область (2,59 %), Челябинская область (2,59 %) [20].

Вместе с тем среди лидеров по автопробегу автомобилей в Российской Федерации (в тысячах километров) - г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская

65

область, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Красноярский край, Ростовская область, Свердловская область, Нижегородская область, Новосибирская область [21].

Можно отметить, что среди данных факторов наименьшее пересечение с общим числом предлагаемых туров демонстрирует фактор величины автопробега. При этом Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, Республика Башкортостан в меньшей степени сумели транспонировать позитивный эффект от наличия доступных транспортных средств в итоговый продукт. В контексте дорожной инфраструктуры, необходимой для развития автотуризма, важно выделить основные системообразующие факторы (рис. 8).

Рис. 8. Элементы дорожной инфраструктуры

Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации с 2009 по 2020 г. выросла на 96 % - с 792 717,9 до 1 553 663,5 км. В 2020 г. среди регионов-лидеров по данному показателю были Алтайский край, Республика Башкортостан, Московская область, Краснодар-

66

ский край, Самарская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Ростовская область, Тверская область, Нижегородская область [22].

При этом регионами-лидерами по показателю удельного веса автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2020 г. стали Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Республика Адыгея, Мурманская область, Республика Башкортостан, Белгородская область, Камчатский край, Ставропольский край, Магаданская область, Республика Северная Осетия - Алания [23].

В контексте придорожного сервиса можно отметить, что в Российской Федерации с 2018 по 2020 г. на 149 % возросло введение в действие мотелей (404 в 2020 г.), на 10 % - кемпингов (107 в 2020 г.). При этом в 2020 г. введение кемпингов пришлось на два субъекта федерации - Республику Башкортостан (102) и Приморский край (5). Мотели вводились в Тюменской области (268), Краснодарском крае (80), Забайкальском крае (32, Республике Татарстан (20), Омской области (4) [24].

В результате можно составить матрицу регионов-лидеров по каждому из отмеченных в ходе анализа показателей и систематизировать общее число упоминаний каждого из субъектов-лидеров (рис. 9).

Рис. 9. Итоговое число упоминаний

Как видно из рис. 9, максимальная частота упоминаний среди регионов-лидеров (6 упоминаний из 8) - у Краснодарского края. При этом только 13 регионов оказались в числе десяти регионов-лидеров более чем по одному показателю.

Если спроецировать полученные результаты на число сформированных и предлагаемых туров, то можно отметить, что ключевые показатели в данном

67

контексте - число легковых автомобилей, число автобусов, протяженность автомобильных дорог общего пользования. Именно по данным категориям наблюдается максимальное пересечение с результатами анализа, представленными в рис. 3 и 4.

Исходя из этого имеет смысл более детально рассмотреть перспективы развития автомобильного туризма в Приморском крае. Для этого необходимо составить соответствующую матрицу обеспеченности региона ресурсами автомобильного туризма (табл. 3).

Таблица 3

Ресурсы развития автотуризма в Приморском крае

Показатель Место Приморского края (на федеральном уровне)

Разработанные маршруты 20-29

Число легковых автомобилей 16

Число автобусов 28

Автопробег автомобилей 17

Протяженность автомобильных дорог общего пользования 39

Удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения 11

Введение мотелей Нет результата

Введение кемпингов 2

Нужно отметить, что по числу легковых автомобилей, числу автобусов, автопробегу Приморский край занимает первое место в ДФО.

По числу введенных кемпингов Приморский край стал всего лишь одним из двух субъектов (и единственным в ДФО) с зарегистрированным показателем.

По числу разработанных маршрутов, представленных на Национальном туристическом портале Яш81а.1хауе1, Приморский край делит первое место в ДФО с Республикой Саха (Якутия) и Хабаровским краем.

По протяженности автомобильных дорог общего пользования Приморский край занимает второе место в ДФО после Республики Саха (Якутия), по удельному весу автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения - пятое место в ДФО (после Чукотского АО, Хабаровского и Камчатского краев, Магаданской области).

При этом среди всех показателей самые низкие результаты для Приморского края наблюдаются как раз по двум из трех показателей, которые на федеральном уровне наилучшим образом определяют итоговое формирование конечного

68

турпродукта (число автобусов, протяженность автомобильных дорог общего пользования).

Несмотря на вышесказанное, Приморский край обладает крепкой базой для дальнейшего развития автомобильного туризма. Нужно отметить, что на рынке уже представлены разнообразные продукты в этом направлении (табл. 4).

Таблица 4

Разработанные туры по Приморскому краю [25-29]

Название Туроператор Стоимость, руб. Особенность тура Длительность

Приморская кругосветка Сихотэ-Алинь От 98 000 Тур проходит по местам экспедиций В. К. Ар-сеньева и Дерсу Узала 12 дней / 11 ночей

Грязные приключения Пять звезд От 46 552 Райские места на полуострове Гамова, джип-экскурсия вокруг легендарного острова Русский, пять бродов в национальном парке «Зов тигра», верховья реки Милоградовки, «Коса изменения сознания» 7 дней / 6 ночей

К Черному Шаману Большая страна 19 000 Экспедиция в горную страну Сихотэ-Алиня 5 дней / 4 ночи

Море-хит Большая страна 33 500 Лучшие пляжи, скалы, мысы, острова в туре на юг Приморского края, в Хасанский район 4 дня / 3 ночи

За туманом и за запахом тайги Большая страна От 37 650 Музей природы Лазовского заповедника, каньоны и водопады реки Милоградовки, Беневской водопад, который называют «Звезда Приморья», знаменитый остров Петрова с тисовой рощей и парк Драконов или бухта Тасовая 8 дней / 7 ночей

Можно отметить, что средняя продолжительность представленных в Приморском крае автотуров - 7,2 дня - как раз находится на стыке двух наиболее представленных временных интервалов для автотуров на федеральном уровне, как показано на рис. 2. При этом средняя стоимость предложенных туров -46 940 рублей, что также соотносится с общей тенденций по стране (рис. 10).

69

до 15 тысяч 4

О 10 20 30 10 50

Рис. 10. Процентное соотношение автотуров РФ по стоимости, %

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предлагаемые автотуры конкурентоспособны на федеральном уровне.

Важной предпосылкой для дальнейшего развития автотуризма в Приморском крае должен стать тот факт, что обозначенные в ходе анализа проблемы развития в значительной степени отмечены также в тексте Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года.

В документе в контексте развития транспортной инфраструктуры поставлены задачи реконструкции и развития региональной автодорожной сети, а также развития транспортных коридоров, пунктов пропуска и портовых мощностей. Зафиксирован ориентир повысить долю протяженности автодорог, соответствующих нормативному состоянию с 46 % в 2019 г. до 72 % в 2030 г., а долю протяженности автодорог с усовершенствованным покрытием - с 43,8 до 70 %.

Согласно Стратегии развитие транспортного комплекса включает реконструкцию наиболее чувствительных участков опорной автодорожной сети, в том числе Уссурийск - Пограничный - Госграница в Пограничном районе, Покровка - Новогеоргиевка, Галенки - Новогеоргиевка - Полтавка - Застава и др., а также реконструкцию и строительство мостовых переходов. Для развития автотуризма в Приморском крае необходимо продолжать улучшать дорожную инфраструктуру в виде придорожных кафе, гостиниц, заправочных станций, также стоит увеличить количество организованных автомобильных туров, разработать новые маршруты.

Выводы

Таким образом, автомобильный туризм в современных условиях становится актуальным направлением социально-экономической деятельности. Меняющаяся рыночная конъюнктура вкупе с уже накопленной инерцией позволяет гово-70

рить о значительном потенциале развития в данной сфере. При этом культура автотуризма в Российской Федерации продолжает формироваться, а понятийный аппарат по-прежнему находится в стадии формализации - как на нормативно-правовом, так и на академическом уровне.

Проведенное исследование показывает, что автомобильный туризм в современных условиях уже не рассматривается как узкий подсегмент туризма активного, культурно-познавательного или спортивного, а в настоящее время выходит на первый план. Именно на автотуризм приходится до 18 % авторских туров по России и 60 % разработанных маршрутов.

В ходе анализа был подробно изучен рынок предлагаемых автотуров с точки зрения географического охвата, выявления средней продолжительности и стоимости туров. Отдельно были систематизированы и разобраны факторы, влияющие на развитие автомобильного туризма: наличие туристских ресурсов, число автомобилей, дорожная инфраструктура. Каждый фактор был отдельно изучен на предмет общефедеральной динамики, а также выявления субъектов-лидеров. В результате была составлена итоговая матрица регионов-лидеров по каждому из отмеченных в ходе анализа показателей, позволившая систематизировать общее число упоминаний каждого из субъектов, а также определить ключевые факторы, наибольшим образом определяющие формирование конечного продукта.

На основе полученных данных отдельно были рассмотрены перспективы развития автомобильного туризма в Приморском крае. Было выявлено, что среди всех регионов Дальневосточного федерального округа Приморский край по четырем показателям из семи занимает первое место; по одному показателю делит первое место; по одному - второе место; по одному - пятое место.

При этом среди всех показателей самые низкие результаты для Приморского края наблюдаются как раз по двум из трех показателей, которые на федеральном уровне наилучшим образом определяют итоговое формирование конечного турпродукта (число автобусов, протяженность автомобильных дорог общего пользования).

В то же время предлагаемые на сегодняшний день автотуры конкурентоспособны на федеральном уровне, а важной предпосылкой для дальнейшего развития автотуризма в Приморском крае должен стать тот факт, что обозначенные в ходе анализа проблемы развития в значительной степени отмечены также в тексте Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года.

Список источников

1. UNWTO. Driving sustainability - electric vehicle tourist drive emerges in Queensland, Australia. - Текст: электронный. - URL: https://www.unwto.org/covid-19-oneplanet-responsible-recovery-initiatives/driving-sustainability-electric-vehicle-tourist-drive-emerges-in-queensland-australia.

2. Eurostat. Data Browser. - Текст: электронный. - URL: https://ec.europa.eu/ euro-stat/databrowser/ view/TOUR_DEM_TTTR__custom_1991834/default/table?lang=en.

3. Bureau of Transportation Statistics. National Transportation Statistics. - Текст: электронный. - URL: https://www.bts.gov/content/us-passenger-kilometers.

71

4. Country Comparisons - Roadways. The world facеbook. - Текст: электронный. - URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/field/roadways/country-comparison.

5. Транспорт. Федеральная служба государственной статистики. - Текст: электронный. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455.

6. До 2023 года продлены программы льготного автокредитования и лизинга. - Текст: электронный. [Информационно-правовой портал Гарант.ру]. - URL: https://www. garant.ru/news/1430261/.

7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части регулирования автомототуризма. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество». - Текст: электронный. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1079717-7.

8. Макарова С.Н. Автотуризм в России: проблемы и перспективы развития // Наука и общество. - 2012. - № 6. - С. 94-99.

9. Валькова Т. М., Кружалин В.И., Шабалина Н.В. Автотуризм в Российской Федерации // Вестник НАТ. - 2017. - № 3 (43). - С. 12-15.

10. Мартышенко Н. С., Локша А.В. Тенденции развития автотуризма в России // Практический маркетинг. - 2013. - № 9 (199). - С. 27-36.

11. Бенидзе К. С. Автотуризм как направление развития внутреннего туризма территории // Transport business in Russia. - 2018. - № 5. - С. 27-29.

12. Глотова А.В., Киреева Ю. А. Автомобильный туризм как перспективное направление на территории Российской Федерации // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. - 2019. - № 1. - С. 41-45.

13. Лавров И. А. Анализ перспектив новых видов туризма во Владимирской области -караванинга и кемпинг-туризма // Наука и бизнес: пути развития. - 2021. -№ 6 (120). - С. 113-115.

14. ГОСТ Р 54601-2011. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200094461.

15. ГОСТ Р 57806-2017. Туристские услуги в области самодеятельного туризма. Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». Текст: электронный - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157120.

16. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года. Федеральное агентство по туризму. - Текст: электронный. - URL: https://tourism. gov.ru/upload/iblock/298/%D0%A 1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82 %D0%B5%D0%B 3 %D0%B 8%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0 %B8%D 1 % 82%D0%B 8%D 1 %8F%20%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D0%B8%D0%B7% D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8% D0%BE%D0%B4%20%D0%B4%D0%BE%202035%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4% D0%B0.pdf.

17. Go.tutu.ru. ООО «Глобус Медиа». - Текст: электронный. - URL: https://go.tutu.ru/.

18. Royal Majesty Party - вручение наград премий «Мнение» и «ToBeGreat» 2021. Закрытый частный туристический клуб ТБГ. Текст: электронный. - URL: https://tbg.travel/news/royal-majesty-party-vruchenie-nagrad-premii-mnenie-i-tobegreat-2021.

19. Подборка маршрутов и идей для отдыха. - Текст: электронный. - [Russia.Travel]. -URL: https://russia.travel/routes/.

20. Наличие автомобильного транспорта. ЕМИСС государственная статистика. - Текст: электронный. - URL: https://fedstat.ru/indicator/36228.

72

21. Пробег автомобилей. ЕМИСС государственная статистика. - Текст: электронный. -URL: https://fedstat.ru/indicator/39491.

22. Протяженность автомобильных дорог общего пользования. ЕМИСС государственная статистика. - Текст: электронный. - URL: https://fedstat.ru/indicator/42095.

23. Удельный вес автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения. ЕМИСС государственная статистика. - Текст: электронный. -URL: https://fedstat.ru/indicator/42089.

24. Введено в действие объектов социально-культурного назначения (оперативная). ЕМИСС государственная статистика. - Текст: электронный. - URL: https://fedstat.ru/indicator/33576.

25. Тур «Приморская кругосветка». Туроператор «Сихоте-Алинь». - Текст: электронный. - URL: https://www.sikhote-alin.club/tours1.

26. Грязные приключения (джип-тур). РСТ Тур. - Текст: электронный. - URL: https://rsttur.ru/tour/view/gryaznye-priklyucheniya-dghiptur.

27. К Черному Шаману. Джип-тур в Приморье. Большая страна. - Текст: электронный. -URL: https://bolshayastrana.com/primore/k-chernomu-shamanu-dzhip-tur-v-primore-16979.

28. Море-хит. Джип-тур по Приморью. Большая страна. — Текст: электронный. - URL: https://bolshayastrana.com/primore/more-hit-dzhip-tur-po-primoryu-16980.

29. За туманом и за запахом тайги. Джип-тур по Приморью. Большая страна. - Текст: электронный. - URL: https://bolshayastrana.com/primore/za-tumanom-i-za-zapahom-taj gi-dzhip-tur-po-primoryu-16983.

30. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года. - Текст: электронный. - [Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/550322279.

References

1. UNWTO. Driving sustainability - electric vehicle tourist drive emerges in Queensland, Australia. - URL: https://www.unwto.org/covid-19-oneplanet-responsible-recovery-initiatives/driving-sustainability-electric-vehicle-tourist-drive-emerges-in-queensland-australia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Eurostat. Data Browser. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ T OUR_DEM_T T TR_custom_1991834/default/table?lang=en.

3. Bureau of Transportation Statistics. National Transportation Statistics. - URL: https://www.bts.gov/content/us-passenger-kilometers.

4. Country Comparisons - Roadways. The world facеbook. - URL: https://www.cia.gov/the-world-factbook/field/roadways/country-comparison.

5. Transport. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki = Federal State Statistics Service. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455.

6. Until 2023, preferential car loans and leasing programs have been extended. Informa-cionno-pravovoj portal Garant.ru = Information and legal portal Garant.ru. - URL: https://www. garant.ru/news/1430261/.

7. On Amendments to the Federal Law "On the Fundamentals of Tourist Activities in the Russian Federation" in Regard to the Regulation of Automobile and Moto Tourism. Sistema obespecheniya zakonodatel'noj deyatel'nosti Gosudarstvennoj avtomati-zirovannoj sistemy «Zakonotvorchestvo» = The system for ensuring legislative activity of the State automated system "Lawmaking". - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1079717-7.

73

8. Makarova S.N. Autotourism in Russia: problems and development prospects // Nauka i obshchestvo = Science and Society. - 2012. - № 6. - P. 94-99.

9. Valkova T.M., Kruzhalin V.I., Shabalina N.V. Autotourism in the Russian Federation // Vestnik NAT = Bulletin of the NAT. - 2017. - № 3 (43). - P. 12-15.

10. Martyshenko N.S., Loksha A.V. Trends in the development of autotourism in Russia // Prakticheskij marketing = Practical marketing. - 2013. - № 9(199). - P. 27-36.

11. Benidze K.S. Autotourism as a direction of development of internal tourism of the territory // Transport business in Russia. - 2018. - № 5. - P. 27-29.

12. Glotova A.V., Kireeva Yu.A. Automobile tourism as a promising direction in the territory of the Russian Federation // Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i per-spektivy = Tourism industry: opportunities, priorities, problems and prospects. - 2019. -№ 1. - P. 41-45.

13. Lavrov I.A. Analysis of the prospects of new types of tourism in the Vladimir region -caravanning and camping-tourism // Nauka biznes: puti razvitiya. 2021 = Science business: ways of development. - 2021. - № 6 (120). - P. 113-115.

14. GOST R 54601-2011. Turistskie uslugi. Bezopasnost' aktivnyh vidov tu-rizma. Elektron-nyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informacii Konsorciuma «Ko-deks» = Tourist services. Safety of active types of tourism. Electronic fund of regulatory, technical and regulatory information of the Consortium "Codex". - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200094461.

15. GOST R 57806-2017. Turistskie uslugi v oblasti samodeyatel'nogo turizma. Elektronnyj fond normativno-tekhnicheskoj i normativno-pravovoj informacii Kon-sorciuma «Ko-deks» = Tourist services in the field of amateur tourism. Electronic Fund of regulatory, technical and regulatory information of the Codex Consortium. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157120.

16. The strategy of tourism development in the Russian Federation in the period up to 2035. Federal'noe agentstvo po turizmu = Federal Agency for Tourism. - URL: https://tourism. gov.ru/upload/iblock/298/%D0%A1%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82 %D0%B5%D0%B 3 %D0%B 8%D 1 %8F%20%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0 %B8%D 1 %82%D0%B8%D 1 %8F%20%D 1 %82%D 1 %83%D 1 %80%D0%B8%D0%B7% D0%BC%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8% D0%BE%D0%B4%20%D0%B4%D0%BE%202035%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4% D0%B0.pdf.

17. Go.tutu.ru. Globus Media LLC = Globus Media LLC. - URL: https://go.tutu.ru/.

18. Royal Majesty Party - presentation of awards of the "Opinion" and "ToBeGreat" awards 2021. Zakrytyj chastnyj turisticheskij klub TBG = Closed private tourist club TBG. -URL: https://tbg.travel/news/royal-majesty-party-vruchenie-nagrad-premii-mnenie-i-tobegreat-2021.

19. A selection of routes and ideas for a holiday. Russia.Travel = Russia.Travel. - URL: https://russia.travel/routes/.

20. Availability of motor transport. EMISS gosudarstvennaya statistika = EMISS state statistics. - URL: https://fedstat.ru/indicator/36228.

21. Mileage of cars. EMISS gosudarstvennaya statistika = EMISS state statistics. - URL: https://fedstat. ru/indicator/3 9491.

22. The length of public roads. EMISS gosudarstvennaya statistika = EMISS state statistics. URL: https://fedstat.ru/indicator/42095.

23. The specific weight of public roads of local significance with a hard surface in the total length of public roads of local significance. EMISS gosudarstvennaya statistika = EMISS state statistics. - URL: https://fedstat.ru/indicator/42089.

74

24. Social and cultural facilities have been put into operation (operational). EMISS gosu-darstvennaya statistika = EMISS state statistics. - URL: https://fedstat.ru/indicator/33576.

25. The Primorsky Circumnavigation tour. Turoperator «Sihote-Alin'» = Tour operator "Sik-hote-Alin". - URL: https://www.sikhote-alin.club/tours1.

26. Dirty adventures (jeep tour). RST Tur = RST Tour. - URL: https://rsttur.ru/tour/view/gryaznye-priklyucheniya-dghiptur.

27. To the Black Shaman. Jeep tour in Primorye. Bol'shaya Strana = Big country. - URL: https://bolshayastrana.com/primore/k-chernomu-shamanu-dzhip-tur-v-primore-16979.

28. The sea is a hit. Jeep tour of Primorye. Bol'shaya Strana = Big country. - URL: https://bolshayastrana.com/primore/more-hit-dzhip-tur-po-primoryu-16980.

29. Behind the fog and the smell of the taiga. Jeep tour of Primorye. Bol'shaya Strana = Big country. - URL: https://bolshayastrana.com/primore/za-tumanom-i-za-zapahom-tajgi-dzhip-tur-po-primoryu-16983.

30. On approval of the Strategy for the socio-economic development of Primorsky Krai until 2030. Electronic fund of legal and normative-technical documents = Electronic fund of legal and regulatory documents. - URL: https://docs.cntd.ru/document/550322279.

Информация об авторах:

Кононов Артем Юрьевич, канд. экон. наук, доцент кафедры туризма и экологии

ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: [email protected]. ORCID:

https://orcid.org/org/0000-0003-1955-0910

Макарова Юлия Васильевна, студент кафедры туризма и экологии ВГУЭС,

г. Владивосток. E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1464-8620

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/058-075

Дата поступления: 15.02.2022

Одобрена после рецензирования: 21.02.2022

Принята к публикации: 28.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.