Туристский рынок в новой реальности: формирование модели развития
Tourism market in the new reality: formation of a development model
Джанджугазова Е.А.
E. Dzhandzhugazova
Российский туристский рынок, сформировавшийся в 1990-е годы на фоне многолетнего дефицита выездного туризма, даже в кризисных условиях продолжает развиваться и в том числе за счет повышения качества бизнес-среды. В данном исследовании проводится сравнительный анализ динамики развития туризма как ключевой сферы экономики, во многом формирующей деловой климат в регионах. Автор акцентирует внимание на том, что российский туризм, несмотря на продолжающийся кризис, может развиваться на основе сбалансированного сочетания рыночных механизмов и мер государственной поддержки. Такой подход позволяет сформировать гармоничную модель развития российского рынка туристских услуг, основой, которой выступит внутренний туризм, способный активизировать развитие туристской инфраструктуры и повысить инвестиционную привлекательность регионов.
The Russian tourist market, which was formed in the 1990s against the backdrop of a long-term shortage of outbound tourism, continues to develop even in crisis conditions, including by improving the quality of the business environment. This study provides a comparative analysis of the dynamics of tourism development as a key sector of the economy, largely shaping the business climate in the regions. The author focuses on the fact that Russian tourism, despite the ongoing crisis, can develop on the basis of a balanced combination of market mechanisms and government support measures. This approach makes it possible to form a harmonious model for the development of the Russian market of tourist services, the basis of which will be domestic tourism, which can
activate the development of tourism infrastructure and increase the investment attractiveness of the regions.
Ключевые слова: туризм, туристский рынок, деловая активность, бизнес-среда.
Keywords: tourism, tourist market, crisis, business activity, business environment.
Введение
Российский рынок туристских услуг сформировался в 1990-е годы на фоне многолетнего дефицита выездного туризма, повлиявшего на существенный рост спроса, на выездной туристский продукт. В целом можно констатировать, что за 30 лет прошедших с момента начала в Российской Федерации либеральных реформ, сформировалась полноценная рыночная среда, которая позволила решить целый ряд задач, которые не могли быть решены в условиях плановой экономики. [1]
Вместе с тем нельзя утверждать, что созданная рыночными реформами деловая среда соответствует стратегическим задачам РФ как государства. Так эксперты и аналитики, основываясь на результатах опросов представителей бизнеса, отметили, что качество делового климата возросло на 76,5% , более чем на 70% улучшилось качество законодательной базы, и на 85% выросла производительность труда, а также на 80% увеличилась доступность средств развития бизнеса. [2]
Все указанное, несомненно, улучшило качество деловой среды, но, тем не менее, российские рыночные институты с 1991 года так и не достигли зрелости, а бизнес по-прежнему остро нуждается в кадрах, несмотря на целую серию реформ в области общего и профессионального образования. Следует отметить, что деловые круги и российское общество довольно неравнозначно оценивают прошедшие три десятилетия становления рынка, отмечая флибустьерский и крайне неровный характер первого десятилетия, несколько выравнивающий характер второго и
довольно стабильный и прагматичный характер третьего десятилетия этой сложной и противоречивой дистанции. [3]
Следует отметить, что в кризисных постпандемийных условиях, мировая экономика продолжает осваивать мобилизационные инструменты, пытаясь тем самым сохранить на плаву целый ряд отраслей наиболее чувствительных к карантинным ограничениям. Туризм, гостеприимство, ресторанный бизнес, массовая культура, транспорт, спорт - еще недавно составлявшие существенную долю в региональных и национальных бюджетах находятся в крайне тяжелом финансовом положении, что неизбежно приводит к серьезным социально-гуманитарным проблемам: начиная со стремительной потерей рабочих мест и заканчивая проблемами с массовым отдыхом и рекреацией населения.
Мобилизационная экономика - это особый тип экономических отношений предполагающих использование ресурсов государства на важнейшие приоритеты. Обычно такая модель хорошо работает в условиях антикризисных мер и связана с чрезвычайными обстоятельствами: войнами, крупными стихийными бедствиями, мировыми экономическими кризисами и пр. Обоснованная в начале ХХ века представителем кейнсианства Сеймуром Харрисом модель мобилизационной экономики в начале XXI столетия стала считаться вынужденной и несовременной, а значит не способной решать задачи постиндустриальной экономики, однако в условиях практически полной непредсказуемости текущего времени она обрела новый смысл и значение. [4,5]
В этой связи следует отметить, что Ковид- 19 совершенно неожиданно создал «лабораторные» условия для проверки правильности принимаемых ранее мер и решений. Если говорить о развитии туризма в России, то принятые десять лет назад меры по развитию внутреннего туризма оказались правильными и своевременными. Начиная с принятия Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», ориентированной на
38
освоение кластерной модели развития туризма в стране до формирования Стратегии развития туризма и Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [6], ключевые вопросы, связанные с развитием туризма в стране стали решаться на государственном уровне. Это в значительной степени снизило риски и подчеркнуло особую важность сферы туризма для сохранения здоровья населения страны.
Результаты исследования
Методологическая база исследования опирается на совокупность методов и подходов к получению количественных и качественных результатов, включая сравнительный анализ, количественные и качественные измерения, системный и междисциплинарный подход, социологические и экспертные методы исследования. Аналитической основой исследования являются статистические материалы Правительства РФ, Ростуризма, Росстата, АТОР и др. Исследование посвящено поиску сбалансированных подходов к развитию российского рынка туристских услуг и поиску на этой основе способов гармоничного развития бизнес-среды и повышению инвестиционной привлекательности российских регионов.
Принимая во внимание необходимость следования принципам мобилизационной экономики, включающей:
• наличие угрозы существования государства и общества;
• постановка руководством страны цели на преодоление угроз;
• разработка государственного плана или программы устранения угрозы;
• создание специальных государственных органов, осуществляющих мобилизационные действия.
Можно отметить, что проблема развития внутреннего туризма, начиная с целеполагания и заканчивая программно-институциональными мерами, решается в мобилизационной парадигме.
В настоящее время российская экономика в значительной степени осознала свои суверенные цели, но еще в полной мере не выработала
39
собственную национальную модель развития, так, как только 62% предпринимательского корпуса считает, что страна развивается, следуя собственной модели. Сложившаяся в настоящий период комбинация методов управления экономикой тяготеет к госрегулированию как к традиционно сложившейся форме, позволяющей в сочетании с рыночными инструментами сформировать сбалансированную модель, получившую название «государственный капитализм». Эта модель все более плотно внедряется в практику хозяйственной жизни страны, охватывая практически все отрасли и в том числе туризм, еще совсем недавно воспринимаемый как чисто рыночный сегмент. Здесь было бы не лишним подчеркнуть, что смешанная модель хозяйствования наиболее органична российской экономике, 30 лет назад вышедшей из «советской плановой купели». Подобный подход с одной стороны несколько сдерживает частную инициативу, но зато придает устойчивость в сложные кризисные периоды, череда которых началась уже в начале текущего столетия.
Результаты анализа итогов первого пандемийного года показали, что
страны, применившие расширенные меры господдержки пережили кризис
легче. Так, например, падение доходов в сфере туризм в России по итогам
2020 года было значительно менее критическим, чем в Испании, Греции,
Италии и др. странах с высоким уровнем развития туризма как чисто
рыночной сферы. Проводя анализ рынка туристских услуг в пандемийный
период 2020-2021 г.г. необходимо отметить, что, несмотря на сложные и
порой неконтролируемые процессы в настоящее время в РФ удалось удержать
масштабного падения и даже добиться некоторой стабилизации деловой
активности. Опираясь на традиционную логику разведения турпотоков по
ключевым направлениям проведем сравнительный анализ состояния рынка
выездного, внутреннего и въездного туризма за период 2019-2021 г.г. В 2021
году выездной туризм продолжал снижать свой потенциал, хотя динамика
падения несколько замедлилась, так как расширился выбор направлений
путешествий и частично возобновились чартерные программы. Вместе с тем в
40
2021году из РФ выехали с туристскими целями 7, 7 млн. человек, это примерно на 40% меньше чем в 2019году. [7]
В таблице 1. Приводится сравнительный анализ выездных турпотоков (2019-2021г.г.)
Таблица 1.
Сравнительный анализ выездного туристского потока в 2019-2021г.г. по направления (странам), %.
№ Направление Турпоток Турпоток Рост\Падение
турпотока (страна) (тыс. чел.) (тыс. чел.) Турпотока
2019г. 2021г. (в%)
1. Турция 6991,5 4650 -33%
2. Египет 150 680 +353%
3. ОАЭ 997 600 -39%
4. Кипр 901 510 -43%
5. Мальдивы 83,4 225 +169%
6. Греция 778 200 -74%
7. Куба 178 175 -2%
8. Хорватия 154 145 -6%
9. Доминикана 209 132 -37%
10. Сербия 107 100 -7%
11. Болгария 397 85 -78%
12. Венгрия 203 70 -65%
13. Мексика 74 63 -15%
14. Сейшелы 12,5 31 +145
15. Таиланд 1470 20 -99%
16. Шри-Ланка 86,5 10 -88%
Итог 17791,9 7696 -40%
Анализ выездных турпотоков по 16 направлениям показывает, что положительную динамику дают только три направления: Египет, Мальдивы
и Сейшелы, все остальные демонстрируют спад - от умеренного (15%), до значительного (99%). [8]
Динамику изменения турпотока можно проследить на рис. 1.
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТОКА
В 2019- 2021Г. ( %)
^^"Рост\Падение (%)
400%
Рис. 1. Динамика изменения туристского потока в 2019-2021г.г. (%) (* Составлено автором на основе, В АТОР подвели туристические итоги 2021 года.)
Снижение турпотоков во многом определили антиковидные меры национальных правительств и в частности резкое снижение туристов третьего возраста 55+, которые наиболее активно путешествовали в предыдущие периоды. Вместе с тем нельзя не отметить продолжающуюся стабилизацию рынка премиум сегмента, его доля выросла и составила -23%. Именно этот тренд разогнал спрос россиян на такие дорогие направления как Мальдивы и Сейшелы.
Подобная тенденция подтверждает гипотезу о том, что доля массового туризма будет постоянно сокращаться, так как новые условия заставят потребителей выбирать качественный туристский продукт. Внутренний туризм продолжит свое развитие и не только на фоне закрытых границ, но и на основе довольно эффективных стимулирующих программ, включая
кэшбэк и рост чартерных перевозок внутри страны. Вместе с тем суммарный внутренний турпоток в 2021 году, несмотря на рост, все-таки будет уступать показателям допандемийного периода. Вместе с тем пляжные направления курортов Крыма и Краснодарского края полностью восстановились и даже продемонстрировали рост. Однако ряд туристских направлений пока еще далеки от допандемийного периода.
Довольно сложной представляется обстановка, сложившаяся на рынке въездного туризма, которую можно оценить, как «падение в пропасть». Выйти из этого состояния компании, принимающие туристов, самостоятельно видимо не смогут, так как снижение въездного турпотока составило 96% и без специальных мер поддержки здесь не обойтись. Стабилизация въездного туризма, безусловно, требует времени и формирования стимулирующих программ развития, в которые будут включены не только профильные туроператоры, но и другие рыночные игроки.
Следует отметить, что в 2021 году рынок туристских услуг, несмотря на новые волны пандемии, продолжает стабилизироваться в основном за счет роста деловой активности и создания более благоприятного бизнес-климата. Однако в настоящее время можно говорить о накопительном эффекте, вызванном довольно успешными мерами, принятыми в 2020 году, а также мерами, обеспечившими стабильность в 2021 году. По оценке турбизнеса, в 2020году наиболее эффективными мерами правительственной поддержки выступили следующие:
^ Постановление об отсрочке обязательств по турам, приобретаемым до закрытия границ;
^ Туристский кэшбэк (особенно вторая волна, которая прошла осенью-зимой 2020г.);
^ Субсидии на заработную плату сотрудникам туристских компаний - в размере 1 МРОТ на сотрудника. (Логунцова И.В., 2020) [9]
В 2021 году стабильность туристского рынка была в значительной степени обеспечена решениями Правительства о продлении отсрочки по возврату туроператорами средств за туры, купленные до 31 марта 2020 года. Довольно благоприятную роль сыграли две программы кэшбэка за туры по РФ, по данным Ростуризма эти стимулирующие меры принесли российским регионам около 70 млрд. руб. прямого и косвенного эффекта в период низкого сезона и межсезонья, что в значительной степени стабилизировала ситуацию в отрасли. В свою очередь запущенные в 2021 году чартерные перевозки в регионы России позволили масштабировать туристские потоки и создать прочную основу для развития регионального массового туризма.
Вместе с тем нельзя не отметить, что стабильность на рынке туристских услуг еще довольно долго будет восстанавливаться, так как последствия пандемии будут растянуты на длительный период и будут оказывать влияние не только на экономику, но и прежде всего на социальное поведение людей. Проблемы, вызванные вакцинацией, социальными ограничениями, снижением реальных доходов населения, растущей инфляцией и острой нехваткой ресурсов надолго переформатируют всю общественную жизнь и в том числе повлияют на поведение людей и как потребителей и как граждан. При этом доля внутреннего туризма в России по-прежнему будет расти значительно быстрее выездного и въездного, что создаст дополнительные условия для улучшения бизнес-климата в стране и увеличения доходов поступающих в бюджеты регионов.
Заключение
Для преодоления кризисной ситуации, связанной с пандемией необходим стратегический государственный подход к развитию туризма в РФ, который смог сочетать в себе рыночные меры и государственную поддержку туризма. Подобный подход планируется реализовать посредством внедрения Государственной Программы Российской Федерации «Развитие туризма», принятой 24 декабря 2021 года №2439.
44
Главными тезисы этого документа в значительной степени сосредоточены на региональном развитии, в котором туризм и гостиничный бизнес выполняют роль стимулятора деловой и инвестиционной активности регионов с учетом ускоренного роста внутреннего туризма в ближайшие 3-5 лет. В качестве ключевых элементов развития можно выделить:
1. Разработка новых подходов к повышению туристской привлекательности региона на основе полного охвата разнообразных точек притяжения туристов среди которых особая роль будет отведена объектам всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
2. Повышение внимания к безопасности туристского обслуживания и в том числе широкое внедрение программ экологической безопасности.
3. Увеличение инвестиционной привлекательности туризма, включая снижение сроков окупаемости инвестиций, что в свою очередь снимет существующие ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры, которая играет ключевую роль в развитии туризма.
В результате Программа позволит достичь поставленную цель -сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни россиян путем предоставления гражданам качественных туристских услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию национального российского рынка туризма и гостеприимства. [ 10]
Литература
1. Джанджугазова Е.А. Современный туристский рынок в период перемен. Российские регионы: взгляд в будущее. 2021.Т.8. №1. С.1-15.
2. Мисихина С. Российский туризм: достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса. НИУ Высшая школа экономики. Центр развития. Август, 2020. URL: https: //dcenter.hse.ru/otrasli
3. 30 лет российскому рынку. Гайдаровский Форум - 2022. URL: https: //gaidarforum. ru/ru/programme-2022/2500/
4. Джанджугазова Е.А. Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь? Научный результат. Технология бизнеса и сервиса. 2021.Т.7. №1. С.15-22.
5. BySeymourE. Harris. The Economics of Mobilization and Inflation. Norton, 1951, 308 pp.
6. By Seymour E. Harris. John Maynard Keynes: Economist and Policy Maker. Scribner, 1955, 234 pp
7. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», 2020. URL: http://www. sfrp.ru/images/news/2020/12/23-12-2020/Prezentatsia natsproekta Turizm i industria gostepriimstva.pdf
8. В АТОР подвели туристические итоги 2021 года. URL: https: //www. atorus. ru/news/press-centre/new/5 8171. html
9. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы. Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 80. Июнь 2020 г. с. 49-63
10. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие туризма», принятой 24 декабря 2021 года №2439. URL:http://government.ru/docs/44285/