логическом смысле. В этом контексте представляется полезным рассмотреть два различных способа определения обучения: согласно Oxford Dictionary термин может означать «руководство» либо «развитие и личностный рост». Если мы будем рассматривать свою задачу только как обеспечение учащихся материалом для чтения и упражнениями с целью передачи набора навыков, которые могут помочь ученику в чужой стране, мы столкнемся с чисто инструментальным взглядом на обучение иностранному языку.
Это традиционный взгляд на обучение культуре, который берет свое начало в методах обучения, существовавших задолго до появления коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, и фокусируется на обучающемся. Руководство учителя или учебного пособия и следующие за ним упражнения, ориентированные на то, чтобы ученик просто воспроизвел или скопировал язык, а не создал свой собственный, очень трудно совместить с развитием личностной сферы учащегося. Если мы ориентировали учебное пособие на то, что знания будут просто переданы ученику учителем или учебником, мы усиливаем то, что Бурдье называет «символичной властью» («symbolic power»), то есть через выбор учебного материала мы усиливаем влияние наших собственных ценностей на ученика, не
давая ему возможности критически осмысливать полученные знания [2]. И в этом случае мы сохраняем свой собственный набор ценностей. Но с другой стороны, если мы рассматриваем образование как «развитие и личностный рост», нашей целью является обеспечение возможности для развития культурных знаний и компетенции ученика таким образом, чтобы это могло привести к лучшему пониманию культур страны изучаемого языка, а также родной культуры [4].
Таким образом, социокультурный подход является неотъемлемой частью обучения иностранным языкам в свете современных тенденций международной интеграции.
список литературы
1. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж, 1996.
2. Bourdieu P. Language and symbolic power. Oxford: Polity Press, 1994.
3. Fenner A. Cultural awareness - Nottingham Linguistic Circular, 2000.
4. Handford M. Developing Sociocultural Competence in the ESL Classroom // Nottingham Linguistic Circular. 2002.
5. Mackey W. F. Language Policy and Language Planning // Journal of Communication. 1979. Vol. 29. P. 3-15.
туристский поход как средство формирования безопасного взаимодействия человека с природной средой
М. Е. КОНДРАТЬЕВ, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра педагогики
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной социальной педагогики - формирование безопасной личности, готовой успешно адаптироваться к внешним условиям, не нарушая установившихся социальных и природных связей. Авторы рассматривают данную проблему в аспекте безопасного взаимодействия личности с природной средой как одного из условий успешной социализации. С общепедагогических и методических позиций описывается педагогический потенциал туристского похода как одного из эффективных и перспективных средств формирования готовности личности к безопасному и успешному взаимодействию с природной средой.
Быстрые темпы роста городов и городского населения способствуют формированию особого типа личности. Современный городской житель без труда обучается использовать все блага, которые дает ему цивилизация. В связи с этим современные модели социализации в их практическом выражении реализуются по линии адаптации человека именно к искусственно созданной цивилизованной среде.
В то же время естественная природная среда фактически остается чуждой современному человеку, что порождает ряд серьезных проблем. В их основе - неготовность абсолютного большинства современных людей к безопасному взаимодействию с природной средой.
В настоящее время проблема безопасности является одной их наиболее социально значимых и рассматривается на различных уровнях и многими науками, в том числе и педагогикой [2]. В педагогическом плане проблема рассматривается в русле формирования безопасной личности, то есть личности, обладающей таки-
ми качествами и свойствами, которые позволяли бы ей успешно реализовывать себя в социуме, не нарушая его стабильности, системы установленных связей, не нанося вреда окружающим людям, природе и самой себе.
В данной статье мы ограничимся рассмотрением возможностей современной педагогики к подготовке взрослеющего человека к безопасному взаимодействию с природной средой.
Неготовность человека к безопасному взаимодействию с природной средой может рассматриваться на нескольких уровнях.
На когнитивном уровне это проявляется в недостатке систематизированных и осознанных знаний о природных явлениях, их реальном влиянии на жизнь человека.
На практическом уровне - в отсутствии элементарных навыков выживания в природной среде, в неумении приспособиться к ней, использовать естественные ресурсы для поддержания жизнедеятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
На эмоционально-ценностном уровне это проявляется в неадекватном отношении к природе. С одной стороны, человек относится ней с пренебрежением, считает, что может подчинить ее себе; с другой стороны - боится ее, нехотя вступает с ней во взаимодействие, всячески ее избегает.
Результатом является неадекватное поведение большинства современных людей при взаимодействии с природной средой, проявляющееся либо в необоснованной смелости, доходящей до безрассудства, либо в крайней неуверенности, скованности, отсутствии разумной инициативы.
Такая ситуация значительно снижает степень социальной мобильности большинства членов общества, ограничивает их возможности в плане самоопределения и самореализации, что дает основания рассматривать данную проблему как социально значимую.
Современное образование, представленное в его традиционных формах и содержании, не ориентировано на решение данной проблемы. В процессе обучения в общеобразовательной школе учащиеся не приобретают знания и умения, которые необходимы для жизни или хотя бы для выживания природной среде.
У значительной части взрослого населения в течение жизни не раз возникает необходимость успешно и безопасно взаимодействовать с природной средой.
В связи со всем вышеизложенным возникает вопрос: существуют ли педагогически эффективные средства, позволяющие формировать у подрастающего поколения готовность к успешному и безопасному взаимодействию с природной средой?
Анализ социально-педагогической практики показывает, что одним из основных и наиболее эффективных средств, позволяющих сформировать качества, необходимые для того, чтобы взрослеющий человек уверенно чувствовал себя в природной среде, является туристско-краеведческая деятельность учащихся, а наиболее приемлемой ее формой - туристский поход. Именно в нем, на наш взгляд, может быть сформирована готовность к безопасному взаимодействию с природной средой, которая является, в конечном счете, одним из условий успешной социализации личности.
В туристском походе человек может научиться:
- двигаться по маршруту в нужном направлении;
- преодолевать разнообразные естественные препятствия;
- правильно определять свое местонахождение на местности в любое время суток с помощью карты и компаса и по естественным ориентирам;
- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь и осуществлять действия по транспортировке пострадавшего;
- организовать бивуак и приготовить пищу в любых условиях;
- использовать все доступные природные ресурсы для поддержания собственной жизнедеятельности.
Обучение в условиях туристского похода наиболее эффективно, так как на человека воздействует комплекс природных факторов в их естественной взаимосвязи на протяжении довольно длительного периода.
В данной статье мы рассмотрим некоторые общепедагогические и методические подходы к формированию готовности учащихся к безопасному взаимодействию с природной средой в процессе занятий туризмом.
С педагогической точки зрения наиболее эффективной формой организации обучения является не отдельно взятый поход, а туристский цикл, включающий подготовку, проведение, подведение итогов похода. Именно в рамках такого цикла можно наиболее эффективно организовать обучение и объективно оценить уровень готовности отдельного человека или целой группы к безопасному взаимодействию с природной средой [1].
Для достижения желаемого результата необходимо начать обучение задолго до похода на занятиях в рамках подготовительного этапа туристского цикла. на этом этапе учащиеся приобретают необходимые теоретические знания и реализуют их на практике в специально создаваемых учебных ситуациях, в которых моделируются отдельные элементы реальности походной жизни.
Движение по заданному маршруту на первый взгляд может показаться достаточно простым делом. однако следует помнить, что в условиях туристского похода далеко не всегда есть возможность двигаться по тропам и дорогам. Часто приходиться идти без дорог, по пересеченной местности, преодолевая естественные препятствия. обстоятельства туристского похода могут вынудить совершать переход в темное или сумеречное время суток, что тоже значительно затрудняет движение. Первоначальное умение двигаться по маршруту вырабатывается на тренировочных занятиях, которые длятся несколько часов. Главной задачей руководителя является выбор такого маршрута, который соответствует физическим и психическим возможностям участников. В то же время маршрут должен быть привлекательным в эстетическом, эмоциональном и познавательном плане [3]. Руководитель прокладывать тренировочные маршруты таким образом, чтобы они проходили по участкам местности с разными ландшафтами, имели разнообразный набор препятствий, степень сложности которых постепенно увеличивалась. Время для тренировок нужно выбирать с таким расчетом, чтобы движение по маршруту осуществлялось в различное время суток. одним из обязательных условий, приводящих к успеху, является обучение на высоком уровне трудности. Это позволит придать обучению развивающий характер. Такая организация учебно-тренировочного процесса будет способствовать успешному формированию навыков движения по любому предложенному им маршруту. Проверка и окончательное закрепление навыков осуществляется на втором этапе туристского цикла, когда участники похода под непосредственным контролем руководителя в течение достаточно длительного периода времени преодолевают препятствия различного характера и различной степени сложности в любое время суток.
С движением по заданному маршруту тесно связано ориентирование на местности. Данный навык не-
обходим любому человеку, оказавшемуся в ситуации непосредственного взаимодействия с естественной природной средой. Для того чтобы он успешно сформировался, необходимо обучать ориентированию в самых разнообразных естественных условиях, в разное время года и суток.
Туристский поход представляет для обучения ориентированию на местности неограниченные возможности, так как способы ориентирования и сложность ориентировки существенно отличаются в зависимости от вида туризма и района путешествия. В простых походах по средней полосе России достаточно компаса и топографической карты, поскольку возможно использование различных ориентиров, хорошо видных невооруженных глазом; также имеется возможность ориентироваться по местным признакам. В сложных спортивных лыжных походах, которые проходят в высоких широтах (например, Заполярье) необходимо иметь карту магнитного склонения, так как оно может достигать 20°. В высокогорной и горно-таежной местности необходимо уметь ориентироваться по рельефу и господствующим высотам [4].
На подготовительном этапе туристского цикла руководитель обучает участников чтению топографической карты, раскрывает смысл и значение топографических знаков и символов, а также понятий «азимут», «магнитное склонение» и пр. Главной задачей обучения является формирование навыка соотнесения информации, имеющейся на карте с реальной местностью. Отдельно следует обучать умению ориентироваться по местным признакам (звездному небу, стволам деревьев, по солнцу). Важным элементом ориентирования является умение оценивать на глаз расстояние до недоступных предметов, а также так называемая «топографическая наблюдательность», проявляющаяся в умении туриста оценить пройденное расстояние и запомнить значимые для успешной ориентировки характеристики местности.
В процессе тренировочных походов учащиеся используют различные способы ориентирования, в результате чего у них формируются соответствующие умения и навыки. на маршруте итогового похода руководитель дает каждому участнику похода возможность побыть «временным руководителем», тем самым возлагая на него ответственность за ориентирование на местности, выбор оптимального пути и успешное прохождение маршрута. К выполнению данных обязанностей каждый участник будет подходить наиболее ответственно, так как от его действий зависит успешность и безопасность похода.
Преодоление естественных препятствий также неотделимо от прохождения маршрута и может быть представлено как его отдельный элемент. Необходимость преодолевать препятствия возникает в любом виде туризма. Характер естественных препятствий, их сложность зависит от вида туризма и категории сложности маршрута. В горном походе естественные препятствия обусловлены рельефом местности, наличием скал, ледников, горных рек.
В пешеходном походе приходится преодолевать реки, болота, склоны значительной крутизны, овра-
ги, труднопроходимые участки леса. Естественно, что каждое естественное препятствие требует выработки определенного специфического навыка. для преодоления многих естественных препятствий используется специальное снаряжение (веревки, карабины, альпенштоки); умения и навыки работы с ним также необходимы для успешного прохождения маршрута и его безопасности [4].
Задачей руководителя на подготовительном этапе цикла является формирование у учащихся целостной системы представлений о естественных препятствиях, их видах и характеристиках, о реальной опасности, которую они представляют. далее следует знакомство со способами их преодоления, формирование первоначальных навыков работы со специальным снаряжением, приучение к неукоснительному соблюдению индивидуальных и коллективных мер безопасности.
Эффективным методическим приемом обучения является имитация тех препятствий, которые планируется преодолевать в недалеком будущем.
Например, преодолению ледовых склонов можно учиться на глиняном карьере в зимнее время, выбирая в зависимости от конкретных задач обучения участки различной протяженности и крутизны. Навыки передвижения по скалам хорошо формируются на специально оборудованных полигонах, имитирующих скальный рельеф, или на кирпичных стенах заброшенных зданий. Переправам через водные преграды можно научиться на малых речках и ручьях. Чем сложнее характер препятствий, которые планируется преодолевать в реальности, тем более полной и точной должна быть имитация. Обучение технике преодоления естественных препятствий - процесс непростой и долгий. главным результатом подготовительного этапа должен быть высокий уровень сформирован-ности как общих знаний, так и практических умений и навыков всех участников. При этом необходимо добиться не только высокого уровня индивидуального мастерства, но и сформировать навыки коллективного взаимодействия, поскольку именно от слаженных действий группы в значительной степени зависят и безопасность, и успех.
Эффективным методическим приемом на данном этапе является так называемое опережающее обучение. Смысл его состоит в том, что на тренировочных занятиях сложность преодолеваемых естественных препятствий должна быть выше той, которая планируется для преодоления в условиях похода. Такой подход обеспечивает своеобразный «запас прочности» на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут осложнить прохождение маршрута и стабильность психоэмоционального состояния участников.
Умение правильно оказать первую доврачебную медицинскую помощь и при необходимости обеспечить транспортировку пострадавшего с помощью подручных средств - один из наиболее значимых показателей, характеризующих безопасную личность. В условиях повседневной жизни эти умения и навыки кажутся излишними. В условиях же туристского похода ситуация изменяется. От уровня сформиро-ванности данных умений и навыков в значительной