Научная статья на тему 'ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бренд / бренд территории / туризм / туристский бренд / Ростовская область / «Вольный Дон» / brand / brand of the territory / tourism / tourist brand / Rostov region / «Free Don»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е.А. Васюта, Д.С. Труханович, А.В. Казакова

В статье авторы рассматривают опыт развития туристского бренда Ростовской области. Привлекательный образ региона, его уникальные культурные и природные особенности могут стать мощным мотиватором для туристов посетить регион. Авторами также представлены результаты исследования «Бренд и имидж Ростовской области», проведенного в целях определения потенциала развития туристского бренда Ростовской области. Анализ опыта формирования бренда Ростовской области позволяет авторам заключить, что власти Донского региона осознают значимость данного маркетингового направления для развития области и прилагают максимум усилий для продвижения региона. Имеются положительные результаты по привлечению туристов и инвестиций в регион. Однако со временем возникает объективная необходимость корректировки маркетинговой стратегии в целях повышения её эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е.А. Васюта, Д.С. Труханович, А.В. Казакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TOURIST BRAND OF THE ROSTOV REGION: EMPIRICAL ANALYSIS

In the article, the authors consider the experience of developing a tourist brand in the Rostov region. The attractive image of the region, its unique cultural and natural features can be a powerful motivator for tourists to visit the region. The authors also present the results of the study «Brand and image of the Rostov region». An analysis of the experience of brand formation in the Rostov region allows the authors to conclude that the authorities of the Don region are aware of the importance of this marketing area for the development of the region and are making every effort to promote the region. There are positive results in attracting tourists and investments to the region. However, over time, there is an objective need to adjust the marketing strategy in order to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е.А. Васюта1, старший преподаватель Д.С. Труханович1, старший преподаватель А.В. Казакова2, студент

1Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 2Ростовский государственный экономический университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-6-1-128-133

Аннотация. В статье авторы рассматривают опыт развития туристского бренда Ростовской области. Привлекательный образ региона, его уникальные культурные и природные особенности могут стать мощным мотиватором для туристов посетить регион. Авторами также представлены результаты исследования «Бренд и имидж Ростовской области», проведенного в целях определения потенциала развития туристского бренда Ростовской области.

Анализ опыта формирования бренда Ростовской области позволяет авторам заключить, что власти Донского региона осознают значимость данного маркетингового направления для развития области и прилагают максимум усилий для продвижения региона. Имеются положительные результаты по привлечению туристов и инвестиций в регион. Однако со временем возникает объективная необходимость корректировки маркетинговой стратегии в целях повышения её эффективности.

Ключевые слова: бренд, бренд территории, туризм, туристский бренд, Ростовская область, «Вольный Дон».

Территориальный бренд - это уникальный образ территории, который формируется на основе её истории, культуры, природных ресурсов и других особенностей.

Развитие бренда территории позволяет одновременно решать такие взаимосвязанные задачи, как привлечение инвестиций в регион; развитие туристской отрасти, так как привлекательный образ региона, его уникальные культурные и природные особенности могут стать мощным мотиватором для туристов посетить данный регион; развитие местных отраслей экономики. В конечном итоге, территориальный бренд не только способствует развитию экономики и привлечению инвестиций, но и влияет на общественное мнение о регионе. Позитивный имидж может улучшить жизнь его жителей, повысить самооценку и гордость за свой родной край.

Ростовская область с 2018 года активно развивает собственный бренд «Вольный Дон», а также стимулирует донских товаропроизводителей к участию в добровольной сертификации «Сделано на Дону».

При этом развитие бренда территории тесно связано с развитием туристской сферы в Ростовской области.

Несмотря на сложности с логистикой и закрытый аэропорт, Ростовскую область в 2023 году посетило более 4,3 млн туристов. В сравнении с 2019 г. турпоток в регион вырос практически в два раза. По данным цифровой экосистемы МТС, за 2023 год 4,5% от всех поездок по стране пришлись на Ростовскую область [1].

По нашему мнению, положительная динамика турпотока в Ростовскую область обусловлена не только её территориальным расположением, но в большей степени является результатом самостоятельной политики властей субъекта. Регион становится все более популярным и самостоятельным продуктом, т.е. развивается региональный бренд.

В целях определения потенциала развития туристского бренда Ростовской области, нами было проведено социологическое исследование «Бренд и имидж Ростовской области», в котором приняли

участие жители Ростовской области (внутренние стейкхолдеры) из различных муниципальных образований. Всего в опросе приняли 100 человек в возрасте от 18 до 68

лет, из которых 64 % женщин и 46 % мужчин. Распределение респондентов по месту проживания представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от места жительства

Респонденты в большинстве своем полагают, что регионы России должны развивать собственные территориальные бренды (66 %), и лишь 10 % опрошенных не видят в этом никакого смысла. Среди основных причин необходимости развития региональных брендов (рис. 2), респонденты называют: привлечение инвестиций (46

ответов); демонстрация культурного многообразия (31 ответ); снижение дотацион-ности регионов (21 ответ). Однако 19 человек отметили, что развития бренда - это вкладывание денег в «воздух», тогда как надо финансировать реальный сектор экономики.

Рис. 2. Мнение респондентов о том, почему регионы России должны/не должны развивать

собственные бренды

Из 100 опрошенных лишь 42% знали, что у Ростовской области есть собственный бренд «Вольный Дон», остальные 58% - услышали об этом впервые.

Туристский бренд Ростовской области был представлен на 21-ом международном фестивале туризма «Мир без границ» еще в 2018 году. В основе концепции бренда лежит объединение территорий области в единую визуальную систему и включение территорий и субъектов туриндустрии в

общую стратегию туристской привлекательности [2].

Из 42 человек, которые знают о региональном бренде, лишь 56% вспомнили, что логотипом бренда является конь. Логотип бренда Ростовской области (см. рис. 3) представляет собой комбинированный знак, который состоит из символа в виде коня (красного) и словосочетания «Вольный Дон».

Рис. 3. Логотип бренда Ростовской области [3]

Отметим, что респонденты достаточно положительно оценивают то, насколько бренд «Вольный Дон» отражает специфику Ростовской области: 78% респондентов поставили наивысшую оценку (5), и лишь 6% респондентов поставили низшие оценки (1 и 2).

Обращает на себя внимание и то, что результаты нашего исследования показали, что далеко не обо всех видах туризма, представленных в регионе, знают респонденты. Из рисунка 4 видно, что о таких видах туризма, как «научный туризм», «промышленный туризм» и «деловой туризм» не знают более 65 % опрошенных.

Рис. 4. Информированность респондентов о возможностях научного, промышленного и

делового туризма в Ростовской области

Таким образом, бренд Ростовской области «Вольный Дон» по мнению большинства респондентов отлично отражает спе-

цифику региона, однако его узнаваемость даже среди жителей области является низкой.

Мы полагаем, что для развития бренда Ростовской области «Вольный Дон» необходимо популяризировать направления делового, научного и промышленного туризма.

Отдельно отметим, что по мнению экспертов, в сегменте промышленного туризма необходимо активнее проводить информационно-методическую работу -привлекать больше предприятий, работать с компаниями и заводами, сформировать у них желание войти в это направление [4].

На рисунке 5 видно, что участники опроса, выбирая направления отдыха в регионе, отдают предпочтение гастрономическому туризму (42 ответа), на втором месте - отдых на природе (39 о ветов), на третьем - посещение исторически мест (34 ответа), а на четвертом - погружение в культуру донского казачества (28 ответов). Наименее популярными в данное время являются винные и театральные туры (9 и 12 ответов соответственно).

Рис. 5. Предпочитаемые способы отдыха в Ростовской области

Данные результаты подкрепляются еще и тем, какие ассоциации возникают у респондентов в отношении Ростовской области. Из рисунка 6 видно, что наибольшее количество ассоциация связаны с гастро-

номией («раки, шаурма, шашлыки» (50 ответов)), на втором месте - казаки и казачество (43 ответа), а на третьем - криминальная тематика (40 ответов).

10 15 20 25 30 35 40

Рис. 6. Ассоциации респондентов с Ростовской областью

Можно заметить, что для Ростовской области характерно формирование противоречивого образа: с одной стороны, гастрономия и культура, а в другой - криминал и его субкультура.

Полагаем, что необходимо сместить акцент в сторону гастрономического туризма, так как данное направление отражено в позитивном ключе еще и в медиа. «Ростов-на-Дону как гастрономическая столица» уже в 2025 г. может стать новым брендом для усиления туристической привлекательности. Проведение гастрономических фестивалей и праздников типа «Фестиваль донской селедки», «Праздник донской ухи» могут быть дополнены, например, фестивалями «Донского шашлыка», «Фестиваль раков» и «Донской шаурмы» и пр.

Таким образом, успешное продвижение российских регионов требует комплексного подхода и адаптации современных технологий к конкретным потребностям и особенностям каждого субъекта Российской Федерации. Создание и продвижение территориального бренда требует комплексного подхода и сотрудничества всех заинтересованных сторон: органов власти, бизнеса, общественных организаций и жителей региона. Ростовская область имеет колоссальный потенциал для развития туристской сферы и привлечения инвестиций. Для развития туристского бренда Ростовской области необходимо повышать узнаваемость бренда за счет смещения акцента в сторону гастрономического туризма, а также развивать такие виды туризма,

как деловой, научный и промышленный.

Библиографический список

1. Ростовская область вошла в пятерку регионов по количеству туристов в 2023 году. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostovgazeta.ru/news/2024-01-24/rostovskaya-oЫast-vosЫa-v-pyaterku-regionov-po-kolichestvu-turistov-v-2023-godu-3160736 (Дата обращения: 23.06.2024 г.)

2. Вольный Дон. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://visitdon.ru/things-to-do/promyshlennyy-turizm/ (Дата обращения: 23.04.2024 г.)

3. Официальный туристский портал ростовской области. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://visitdon.ru/ (Дата обращения: 23.04.2024 г.)

4. Эксперты предложили идеи для привлечения туристов в Ростовскую область в 2024 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax-russia.ru/tourism/reports/eksperty-predlozhili-idei-dlya-privlecheniya-turistov-v-rostovskuyu-oblast-v-2024-godu-chto-zhdet-puteshestvennikov (Дата обращения: 23.04.2024 г.)

THE TOURIST BRAND OF THE ROSTOV REGION: EMPIRICAL ANALYSIS

E.A. Vasyuta1, Senior Lecturer D.S. Trukhanovich1, Senior Lecturer A.V. Kazakova2, Student

1South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 2Rostov State University of Economics (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. In the article, the authors consider the experience of developing a tourist brand in the Rostov region. The attractive image of the region, its unique cultural and natural features can be a powerful motivator for tourists to visit the region. The authors also present the results of the study «Brand and image of the Rostov region».

An analysis of the experience of brand formation in the Rostov region allows the authors to conclude that the authorities of the Don region are aware of the importance of this marketing area for the development of the region and are making every effort to promote the region. There are positive results in attracting tourists and investments to the region. However, over time, there is an objective need to adjust the marketing strategy in order to increase its effectiveness. Keywords: brand, brand of the territory, tourism, tourist brand, Rostov region, «Free Don».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.