Научная статья на тему 'Туристские обьекты в истории города'

Туристские обьекты в истории города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНО-СОЦИАЛЬНОЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна

Любой город, будь он столичным, областным или небольшим провинциальным городком, имеет свой неповторимый облик, только ему присущие черты. Экскурсионные объекты преследуют цель за короткое время познакомить экскурсантов с основными памятниками и памятными местами города, со своеобразием его современного вида, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристские обьекты в истории города»



SCIENCE TIME

ТУРИСТСКИЕ ОБЬЕКТЫ В ИСТОРИИ ГОРОДА

Аракчеева Зинаида Васильевна Магнитогорский государственный технический университет им Г.И. Носова,

РФ, г. Магнитогорск

Е-mail: z.eva1215@yandex.ru

Аннотация. Любой город, будь он столичным, областным или небольшим провинциальным городком, имеет свой неповторимый облик, только ему присущие черты. Экскурсионные объекты преследуют цель - за короткое время познакомить экскурсантов с основными памятниками и памятными местами города, со своеобразием его современного вида, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры.

Ключевые слова: коллективно-социальное; идеологическая интеграция; культурно-национальная; национальное самосознание; традиции; исторические корни.

В условиях идеологической интеграции утверждаются и получают приоритетное значение общечеловеческие ценности, которые базируются на культурно-национальной основе. В связи с этим одной из важнейших задач является развитие национального самосознания, формирование ценностного отношения к своим историческим корням, менталитету, культуре, традициям, родному языку, которые достигаются через туристско-краеведческую работу, организацию и проведение экскурсий.

В современной России с её возможностями и проблемами - глобализацией, переоценкой ценностей, падением культурного уровня и лишением экономической свободы значительной, в первую очередь, наиболее образованной части населения применение экскурсионного метода не менее, а может быть, и более актуально в силу его способности активизировать информационно-коммуникативные процессы. Экскурсия даёт возможность непосредственного общения с памятниками прошлого и живыми носителями древних традиций, оказывается самым эффективным способом развития исторического познания. Одновременно формируется новое, не коллективно-социальное, как в недавнем прошлом, а, что особенно важно, личностное мировоззрение.

Городская обзорная экскурсия преследует цель - за короткое время познакомить экскурсантов с основными памятниками и памятными местами города, со своеобразием его современного вида, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры. Ведь любой город, будь он столичным, областным или небольшим провинциальным городком, имеет свой неповторимый облик, только ему присущие черты.

В 1743 году, примерно в 10 км от горы Магнитной, на правом берегу реки Урал, именовавшейся до 1775 года Яик, была основана казачья крепость. Место размещения крепости определил генерал-губернатор Оренбургской губернии И.И.Неплюев. Крепость, получившая название Магнитная, была построена как стратегический оплот Оренбургской пограничной линии и названа именем горы Магнитной. Весной 1774 года к крепости Магнитной подошли войска под предводительством Емельяна Пугачева, во время штурма крепость сожгли. Некоторые сооружения восстановили после пожара, в том числе церковь, которая была построена в 1747 году и названа Троицкой.

С годами население крепости Магнитной росло, крепость утратила роль оборонительного сооружения и развивалась как поселок. К 1906 году станица Магнитная, свободно раскинувшаяся вдоль правого берега реки Урал, выглядела богатой и многонаселенной с большой торговой площадью и каменной Свято -Троицкой церковью в центре станицы. В конце 1910 года была построена вторая каменная церковь рядом с первой, тоже Свято-Троицкая. К этому времени станица Магнитная объединяла 19 поселков и хуторов.

Идеологи социализма были готовы к проведению грандиозного социально-экономического эксперимента. Если по всей России он проводился в условиях существовавшей градостроительной и архитектурной ситуации путем экспроприации уже построенных зданий, их реконструкции и перепланировки и лишь частичного строительства нового, то в Магнитогорске ничто не мешало экспериментировать в «чистом» виде. По решению правительства город Магнитогорск должен был строиться как пролетарский город, полностью связанный с работой ММК.

Место, на котором началось строительство, - левый берег реки Урал, бескрайняя степь. Зимой на ней был снег выше колен, а в остальное время года — была сухая трава-ковыль, кое-где степь холмилась. Тут и была выбрана площадка для завода и города. Большие строительные работы в городе были подчинены тогда задаче быстрейшего ввода в эксплуатацию гиганта тяжелой индустрии. Поэтому необходимо было строить временное жилье барачного типа для расселения строителей комбината, которые прибывали на стройку. Огромные размеры строительной площадки, объекты которой стояли друг от друга на много километров, а также отсутствие достаточного количества средств, связи и хороших дорог, определили местоположение жилых поселков возле

строительных участков металлургического комбината. От горы Атач, и до доменного цеха тянулись сначала палатки строителей, потом их сменили длинные улицы бараков. Поселков, возникших между горой Атач и рекой, было немало. И назывались они по-разному: «Шанхай», «Дальний», «Карадырский», «Туковый», а то и по номерам участков — 11, 12, 13 участки. Это была предыстория Магнитогорска.

В настоящее время Магнитогорск имеет статус исторического города и рассматривается в целом как памятник социалистическому градостроительству. В соответствии с исторической, научно-художественной, архитектурной ценностью памятники могут быть отнесены к одной из категорий: федерального значения; регионального (областного) значения; муниципального (местного) значения. В настоящее время в Магнитогорске насчитывается 93 памятника истории и культуры. Из них 15 памятников находятся на государственной охране, 2 являются памятниками федерального значения, 13 — регионального значения, 16 представлены на утверждение для постановки на государственную охрану в Государственный научно-производственный центр по сохранению и использованию исторического и культурного наследия при Главном управлении культуры и искусства Челябинской области. Остальные памятники — муниципального значения.

Памятники истории и культуры в Магнитогорске — это архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы, отдельно стоящие здания, памятные места, связанные с историческими событиями, произведения монументального искусства. Ниже приведем краткое описание отобранных нами, наиболее значимых объектов показа для городской обзорной экскурсии по г. Магнитогорску. Памятный знак «Первый паровоз», паровоз «ЗУ 684-58» был построен на Коломенском заводе в 1929 году, а 30 июня 1929 года он в числе первых доставил поезд со строителями нового металлургического гиганта. Много лет спустя именно эту дату стали считать Днем рождения легендарной Магнитки, хотя статус города был присвоен лишь в 1931. В связи с празднованием 50-летия основания Магнитогорска было принято решение найти и установить этот паровоз на вечную стоянку на станцию Магнитогорск. Так, в 1979 году паровоз стал памятником истории. Установлен он на низком, выполненном из бетона постаменте. На левом борту у входа в паровозную будку укреплена мемориальная доска с текстом: «30 июня 1929 года этим паровозом в числе первых был приведен поезд на станцию Магнитогорск». По тендеру белой краской нанесены призывные строки: «Даешь Магнитого строй! Даешь индустриализацию страны!». Памятник был открыт в июне 1979 года, автором архитектурного решения является магнитогорский архитектор В.С.Пономарев.

Памятник «Палатка первых строителей Магнитогорска» - романтический образ эпохи первых пятилеток, ставший символом современного Магнитогорска.

Произведение, лаконичное по образному строю, но глубоко отражающее историю Магнитки. Трудом десятков тысяч энтузиастов индустриализации были вызваны к жизни недра горы Магнитной, построен крупнейший в мире металлургический комбинат, «стальное сердце Родины». Композиция стилизованной палатки выполнена из монолитного железобетона. На стилобате палатки отлиты в бетоне стихи магнитогорского поэта Бориса Ручьева. Из -за недостатка жилья первостроителям Магнитки в 30-е годы приходилось жить в палатках. Композиционно палатка дополняется изображением руки, выполненной из чугуна и держащей кусок железной руды. Памятник был открыт в дни слета перво строителей Магнитки 9 мая 1966 года. Авторы — скульптор Л.Н.Головницкий и архитектор Е.В.Александров. Сегодня это памятник регионального значения.

Памятник «Металлург» - один из символов металлургической Магнитки -работы московского скульптора А.Е.Зеленского. Скульптура, первоначальное название «Рабочий», в образе металлурга была создана для советского павильона на Всемирной Брюссельской выставке 1958 года как часть композиции «Рабочий и колхозница». После Брюссельской выставки она была включена в композицию «Космос» выставки «Достижения СССР в области науки, культуры и техники», которая открылась в 1959 году в Нью-Йорке. В 1960 году скульптура украшала фасад советского павильона на Международной выставке в Вене, в 1963 году выставлялась на ВДНХ в Москве.

В 1967 году в ознаменование 50-летия Советской власти на комбинате была выплавлена миллионная тонна стали. В том же году Скульптурным Комитетом Союза художников СССР скульптура была передана Магнитогорскому металлургическому комбинату и установлена на его территории, получив название «Металлург». В мае 1970 года памятник был подарен городу и установлен на Привокзальной площади, где и находится в настоящее время. Памятник «Металлург» - однофигурная скульптурная композиция в полный рост. 5-метровая скульптура металлурга из кованой меди возвышается на постаменте, выполненном из кирпича и облицованном белым мрамором. Общая высота — 10,5 метров. К памятнику ведут широкие лестничные марши. Автор постамента — архитектор В.Н. Богун.

Памятник первым комсомольцам-строителям Магнитки, это произведение родилось на конкурсной основе. По заявке комсомольцев Магнитки скульпторами Челябинской организации Союза художников РСФСР было разработано несколько вариантов композиции памятника, которые горячо обсуждались общественностью Магнитки. Предпочтение было отдано варианту, предложенному скульптором В.С.Зайковым. На высоком постаменте — двухфигурная скульптурная композиция из кованого алюминия. Это молодые рабочие, демобилизованный красноармеец и девушка, словно шагнувшие из

далеких 30-х годов. Они отвечают нашим представлениям, сложившимся по песням, фильмам, книгам тех лет о строителях-ударниках первых пятилеток, людях бескорыстных, жизнерадостных, сильных, целеустремленных, на долю которых выпали тяжелые испытания. В 1964 году произведение экспонировалось на I зональной выставке «Урал социалистический» в Свердловске. Открытие памятника состоялось 9 мая 1966 в день слета первых строителей Магнитки. И, что примечательно, сооружен он был на средства, заработанные комсомольцами на субботниках. Авторы — скульптор В.С.Зайков и архитектор Н.Н.Коваленко.

Монумент «Тыл-фронту» - это начало своеобразной трилогии о мече, защитнике Родины, о мече, выкованном и закаленном в горниле народного гнева против фашистских захватчиков, в легендарной Магнитке. О мече, который Родина-мать подняла над головой врага на Мамаевом Кургане под Волгоградом, о мече, который победоносно опустил к ногам воин-освободитель, застывший в граните в Трептов-парке в Берлине. В проектировании всех трех комплексов участвовал архитектор Я.Б.Белопольский. Монумент представлен двухфигурной скульптурной композицией рабочего и воина. Рабочий передает воину меч. Символический замысел композиции — в ориентации фигур: рабочий ориентирован на восток, на ММК, воин — на запад, где находится враг. Материал монумента — бронза, гранит. Высота скульптурной композиции — 15 метров. Металл, из которого выкован меч, был выплавлен из руды, добытой на горе Магнитной. В комплекс включен, «Вечный огонь» в виде цветка-звезды, символа боевой и трудовой славы магнитогорцев в годы ВОВ. Монумент был открыт 29 июня 1979 года. Завершают произведение две трапеции высотой в человеческий рост, на которых барельефом высечены имена магнитогорцев, получивших звание «Героя Советского Союза» в Великой Отечественной Войне. Магнитогорск первым из тыловых городов заслужил право иметь столь величественный монумент, который ныне относится к памятникам, состоящим на государственной охране.

В февраля 1937 года Пленум Магнитогорского Горсовета принял решение воздвигнуть в городе памятник А.С.Пушкину. В конце 1937 года скульптура А.С.Пушкина доставлена из Москвы в Магнитогорск. Автором является скульптор С.Д.Меркулов. Памятник был установлен в ноябре 1947 года в связи с открытием проспекта, получившего имя А.С.Пушкина, на широкой лестнице перед главным фасадом левобережного Дворца Культуры и Техники ММК. Это один из первых памятников начального периода становления Магнитогорска. Скульптура выполнена из бетона. Накинутый на плечи длинный плащ-крылатка делает скульптуру объемной, выразительной и монументальной. Постамент выполнен из кирпича, покрыт терразитовой штукатуркой. На лицевой стороне постамента — символическое изображение венка в виде рельефа лавровой ветви, в центре которого — гусиное перо. Ниже надпись — А.С.Пушкин 1799 —

1837. Общая высота памятника — 6,5 метров, скульптуры — около 3 метров.

Таким образом, новизна проблемы развития экскурсионно-туристского обслуживания в условиях рыночных отношений после многолетней государственной монополии с выраженным идеологическим содержанием экскурсионной работы, необходимость расширения имеющихся форм и методов работы обуславливают актуальность данного туристского направления. История рождения и становления города, начиная со станицы Магнитной, запечатлена в городских недвижимых памятниках истории и культуры. Тема городских обзорных экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна, что обосновано тем, что экскурсии этого вида являются самыми посещаемыми, представляют наибольший интерес различных категорий экскурсантов. И сегодня экскурсия продолжает жить, изменяясь в соответствии с новыми потребностями экскурсантов и современными техническими возможностями. При этом экскурсия остается событием, наполняющим повседневную реальность новым ярким содержанием.

Литература:

1. Аракчеева З.В. Туристско-рекреационные ресурсы Челябинской области / Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм (ИММТ-2013): Материалы 1-й Междунар. науч.-практ.конф .Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2013.-С. 62-65.

2. Богдановский, В.И. Ландшафты Южного Урала - Челябинск [Текст]: В.И. Богдановский.- Челябинск: Природа, 1999 г., 325с

3. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст]: В.Г. Гуляев. - М.: Приор, 2004 г., 184 с.

4. Дроздов Н.В. Экологический императив и рекреационная география // Известия РАН. Серия географическая. 2008. №4. С. 91-97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.