Научная статья на тему 'Скульптура в структуре городов Сибири на примере г. Томска'

Скульптура в структуре городов Сибири на примере г. Томска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
680
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / ПАМЯТНИК / МОНУМЕНТ / ТОМСК / СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеева Алина Андреевна, Колосова Ирина Ивановна

Задачей данного исследования стал анализ этапов становления и развития искусства уличной скульптуры и памятников советской и постсоветской России на примере города Томска. Рассматриваются самые интересные и знаковые памятники с 1904 по 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Street Sculpture in Structure of a Siberian City (Shown by the Example of Tomsk)

The objective of this research is to analyze stages of formation and development of street sculptures and monuments of the pre-Soviet, Soviet and post-Soviet Russia by the example of the city of Tomsk. The most interesting and significant monuments from 1904 to 2015 are considered.

Текст научной работы на тему «Скульптура в структуре городов Сибири на примере г. Томска»

УДК 73.02 ББК 85.1

А.А. Алексеева, И.И. Колосова, г. Томск

Скульптура в структуре городов Сибири на примере г. Томска

Аннотация

Задачей данного исследования стал анализ этапов становления и развития искусства уличной скульптуры и памятников советской и постсоветской России на примере города Томска. Рассматриваются самые интересные и знаковые памятники с 1904 по 2015 г.

Ключевые слова: скульптура, памятник, монумент, Томск, Сибирь.

Архитектурно-планировочная структура города помимо утилитарных зданий и сооружений городских систем жизнеобеспечения включает объекты, основная задача которых состоит в формировании высокохудожественной пространственной среды. Ее организация и предметное наполнение ориентированы на создание знаковых и интересных для населения памятников. Более того, создавая памятник, авторы ставят задачу создать сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, литературных и кинематографических персонажей и др. Зачастую, кроме выполнения исторической функции, ряд памятников несет политическую нагрузку, играя роль объектов фундаментальной пропаганды по заказу государственной власти.

В настоящее время в Томске насчитывается около 40 памятников, стел и мемориалов. Кроме того, на стенах томских зданий располагается почти 160 мемориальных досок, посвященных известным людям или историческим событиям из жизни города. Большая часть объектов — наследство периода существования СССР, другие — результат его развала, постперестроечной вседозволенности, господства китча и низкого художественного вкуса.

Для социалистической России было характерно общее направление развития уличного искусства, в том числе скульптуры. Этот временной период можно разделить на ряд этапов, которые присущи как всей стране, так и Томску в частности. В отдельных случаях они связанны с деятельностью практикующих архитекторов.

Так, в дореволюционный период основная направленность в выборе тем для памятников определялась функциональным назначением здания. Примером может служить скульптурное произведение, созданное архитектором К.К. Лыгиным и установленное на фасаде здания, принадлежащего торговому дому «Евграф Кухтерин и сыновья» (в настоящее время в здании располагается Окружной суд) в 1904 г. (рис. 1а). Им стала Немезида — древнегреческая богиня возмездия (рис. 1б). Конечно, более ожидаемо на здании суда увидеть богиню правосудия Фемиду вместо Немезиды. Однако давно сложились традиции, в каком из случаев использовать этих двух богинь, в том числе и по атрибуции. Так, данная скульптура Немезиды высотой около 2 м изображена в положении сидя. На ее спине два крыла, в одной руке богиня держит меч, в другой — весы, на глазах нет повязки. Главная символическая задача богини — наказание, которое, судя по наличию весов, осуществляется после предварительного взвешивания вины подсудимого. Крылья и открытые глаза символизируют быстроту и неотвратимость наказания.

Другим объектом стало инженерное сооружение, построенное в 1916 г. из металла и бето-

на. Это каменный мост, который находится на пересечении ул. Р. Люксембург и Набережной р. Ушайки (архитектор К.К. Лыгин) (рис. 1в). Длина моста 42,2 м, ширина — 24,4 м. Четыре попарно противоположных угла моста украшены ростральными колоннами, между ними размещаются четыре невысоких четырехгранных в плане столба, которые играют роль фонарей уличного освещения. Они, в свою очередь, украшены скульптурными изображениями мифических существ. В настоящее время мост является памятником регионального значения [1].

Второй период связан с Октябрьской социалистической революцией. Основная тенденция развития скульптуры этого периода — стремление к монументальности. Перед представителями искусства были поставлены задачи, связанные с их гражданской ответственностью по восхвалению и пропаганде образа жизни и культурных ценностей молодого государства. Это, в свою очередь, рождало спор о путях развития пластики и художественной форме воплощения новой тематической направленности.

От этого периода в Томске сохранился единственный мемориальный комплекс «Памятник борцам-революционерам», который находится в юго-западной части пл. Новособорной (бывшая пл. Революции), перед северным фасадом здания Сибирского физико-технического института (скульпторы: Л.Г. Васенина, Н.Е. Турчанинов, 1939 г.) (рис. 1г). Многогранный в плане обелиск имеет высоту около 10 м. По периметру расположены массивные столбы, к ним крепятся низко подвешенные чугунные цепи. Верх обелиска венчает пятиконечная звезда. На гранях памятника расположена советская символика — «серп и молот», на центральной грани — мемориальная табличка со списком имен томских большевиков, которые здесь захоронены. Обелиск изготовлен из бетона, цепи и чаши — из чугуна [2].

Другие мемориальные комплексы, памятники революционерам, политическим деятелям, установленные в этот период, были разрушены в 1990-е гг. Один из них — скульптурная композиция «Ленин и Сталин в Горках» (скульпторы: Е.И. Белостоцкий, Г.Л. Пивоваров, Э.М. Фридман). Подобные памятники были распространены по всей России и в Сибири в частности. Копии скульптуры больших размеров устанавливали в центре населенного пункта на главной улице или площади, как правило, рядом со зданием городской администрации. Памятники меньших размеров устанавливали в парках, скверах, садах, пришкольных участках, больничных городках и территориях высших и средних учебных заведений. Так, в Томске два таких памятника были установлены в парках двух институтов: в роще Томского государственного университета и в парке Сибирского государственного медицинского университета (рис. 2а). В них Ленин сидит в непринужденной позе, закинув ногу на ногу, заложив левую руку за спину сидящего рядом Сталина. При этом Сталин слегка наклонился к вождю. В наиболее распространенном варианте данной скульптуры Сталин держит в руках карту или книгу, но в Томске вожди беседуют между собой без всяких бумаг.

Третий период приходится на 1960-е гг. В послевоенные годы в скульптуре вновь усиливается стремление к монументальности. Этому способствовало постановление правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героям Советского Союза и дважды Героям Социалистического Труда для последующей установки их на родине [1]. Кроме того, началась повсеместная установка памятников историческим личностям, деятелям культуры и писателям. В Томке над такими заказами работали приезжие скульпторы из других городов. Одним из них был С.И. Данилин, который в 1955 г. с семьей переехал из Московской области в Томск. Здесь он работал в отделении Художественного фонда РСФСР. Им были созданы и установлены более тридцати монументальных произведений. К наиболее знаковым памятникам относятся:

— памятник декабристу Г.С. Батенькову (на пл. Батенькова), 1960 г. (рис. 2б), выполненный из бронзы и мрамора;

— памятник герою Советского Союза М.В. Октябрьской (ул. Белозерская, 12), 1962 г. (рис. 2в), выполненный из бетона, мрамора, бронзы с покраской;

— памятник Герою Советского Союза О.В. Кошевому (пр-т Кирова), 1963 г. (рис. 2г), выполненный из бетона и гранита.

Кроме С.И. Данилина, в этот период в Томске работали скульпторы из Пермской губернии, Ленинграда, Москвы. Ими были созданы скульптуры следующим историческим личностям:

— портретный бюст революционера А.В. Шишкова, распложенный на проспекте Кирова, 18 (скульпторы А.И. Григорьев, Н.А. Луппов, 1953 г.) (рис. 3а). Плита пьедестала прямоугольной в плане формы размером 120*120 см выполнена из серого гранита и имеет ряд фигурных ступеней. Высота памятника — 3 м, пьедестала — 2,3 м, высота — бюста 0,7 м. Памятник выполнен из бетона, тонированного под чугун. На пьедестале надпись: «Председателю Томской губернской чрезвычайной комиссии Александру Васильевичу Шишкову, погибшему в 1920 г. при исполнении служебного долга»;

— «памятник В.И. Ленину — вождю мирового пролетариата» (рис. 3б), установленный в центре транспортного кольца на пл. Ленина в 1959 г. Ленин указывает вдаль правой рукой, в левой руке держит головной убор, его правая нога немного отставлена назад. Постамент облицован гранитом, материал скульптуры — чугун, ее высота около 9 м (скульптор — Е. Бело-стоцкий). Установка данного памятника привела к переименованию площади Базарной в площадь Ленина.

Четвертый период — 1980-е гг. После небольшого перерыва вновь активно начинает развиваться монументальное искусство. В этот период были выполнены скульптурные произведения, посвященные в основном героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Среди авторов как томские скульпторы, так и скульпторы из других городов. Примерами могут служить:

— стела политехникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленная на пр-те Ленина, 43 а, рядом с главным корпусом Томского политехнического университета, в 1972 г. (рис. 3в). На стеле, облицованной гранитом, барельефные изображения солдат. Часть лиц повернута в профиль, часть смотрит прямо. С правой стороны на плите расположен список погибших сотрудников и преподавателей политехнического университета. Автор памятника неизвестен. Материалы: гранит, бетон, бронза;

— мемориал боевой и трудовой славы томичей, расположенный на ул. Нахимова, 1, в Лагерном саду (скульпторы О.И. Кирюхин, А.Д. Щербаков, Г.А. Захаров, Н. Яковлев, 1975 г.) (рис. 3г). В центральной части мемориального комплекса установлена скульптурная композиция «Родина-мать вручает оружие сыну». К скульптуре ведут два лестничных марша ступеней, на промежуточной площадке — Вечный огонь. По периметру скульптуры расположены 15 стел с именами томичей, погибших в Великой Отечественной войне. Материалы: бронза, гранит, бетон.

Пятый период — 1990-е гг. Для всей страны, в том числе и для Томска, это было время, когда многочисленные памятники вождям большевизма были демонтированы и отправлены на склады. Кроме того, утрачены памятники и стелы героям и патриотам России и Томска, установленные во втором периоде. Вновь созданы всего два памятника:

— «Вечная Слава Героям 1941-1945 гг.» (ул. Центральная, 12а), 1985 г. (рис. 4а). На бетонной стеле с криволинейными очертаниями в плане и на фасаде расположена бронзовая табличка со словами: «Вечная Слава Героям 1941-1945 гг.». Автора скульптуры выяснить не удалось. Материал: гранит, бетон, бронза;

— Мемориал памяти преподавателям и сотрудникам медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Московский тракт), 1990 г. (рис. 4б). На постаменте,

247

облицованном гранитом, расположены три ступени. На верхней стоят фигуры врача и медсестры, которые смотрят на спускающегося по двум нижним ступеням солдата, идущего на фронт. Врач одет в медицинский халат, на голове шапочка. Медсестра стоит перед врачом, слегка загораживая его. Она одета в халат, на голове косынка, в руках платок. Солдат правой рукой держит рюкзак, его взгляд направлен вперед. Автора скульптуры выяснить не удалось. Материалы: гранит, бетон, бронза.

Современный период. Начало XXI в. для Томска характеризуется появлением большого количества тематических памятников и парковых скульптур. Разнообразны материалы, используемые для их изготовления. Авторы большинства объектов — томские скульпторы. Все произведения можно разделить на три группы: памятники, тематические скульптуры и парковые скульптуры.

Памятники. К этой группе относятся памятники героям войны и труда и известным личностям, чьи жизнь и деятельность связаны с Томском, например:

— памятник И.С. Черных, расположенный рядом с ДК «Авангард» (ограничен площадкой между улицами Ивана Черных, Сергея Лазо и Бела Куна) (рис. 4в). Высота монумента — почти 7 м, высота фигуры летчика — около 3 м. Это второй по объему, величине и по своей массе памятник в Томске после монументальной композиции в Лагерном саду. Скульптура из бронзы расположена на площадке размером 15*20 м и представляет собой фигуру Ивана Черных, за ним — языки пламени, на их фоне — пикирующий бомбардировщик Пе-2. Авторы памятника — томские скульпторы Н.П. Гнедых и А.Н. Гнедых, 2006 г. Материал: бронза;

— памятник геологу К.И. Сатпаеву, высотой около 1,5 м, выполненный из черного и красного гранита (рис. 4г). Он установлен на двухметровом постаменте, украшенном казахским орнаментом и автографом ученого. Был открыт в 2008 г. возле Горного корпуса Томского политехнического университета на церемонии открытия Аллеи геологов. Скульптор З. Соболева, архитектор И. Соболев.

Тематические скульптуры. Авторами большинства из них являются томские скульпторы. Так, например, установленный в 2004 г. на набережной р. Томи, недалеко от устья р. Ушайки памятник А.П. Чехову (рис. 5а) был выполнен скульптором Л. Усовым (литейщик М. Петров). Памятник построен на народные средства в честь 400-летия Томска. Писатель изображен в гротескном и карикатурном виде: в пальто, нелепой шляпе, перекошенных очках, босиком, с непропорционально большими ногами. За спиной у писателя зонт. Надпись на постаменте гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Другой томский скульптор — Н.П. Гнедых — создал скульптуру «Беременная», которая была установлена рядом с корпусом акушерства и гинекологии Сибирского государственного медицинского университета в 2005 г. (рис. 5б). Памятник выполнен в редком для Томска авангардном стиле. Тело матери представляет собой каркас из полос металла шириной 40 и 20 мм. Сквозь него виден будущий ребенок.

В 2008 г., объявленном годом семьи, состоялось открытие архитектурной композиции «Семейные узы» в сквере на ул. Шевченко (рис. 5в). В центре — мужчина и женщина, слившиеся в поцелуе. На руках влюбленной пары — младенец. Скульптура высотой 2,5 м выполнена из бронзы, постамент и колонны (в греческом стиле) — мраморные. Скульптор В. Романов.

Еще один памятник — «Новорожденный в капусте» (рис. 5г) — установлен 15 мая 2008 г. у роддома №1, на пересечении пр-та Ленина, 65 и ул. Герцена, 1. При открытии скульптура была точно замерена, и главный врач родильного дома выдал «отцу» ребенка скульптору Олегу Кислицкому бирку с данными малыша. Там значится: диаметр кочана капусты — 80 см; окружность головы — 35 см; рост малыша — 60 см; вес — около 1,5 т.

248

Отметим, что в данной работе были рассмотрены только отдельные памятники, наиболее характерные для каждого из выделенных нами периодов развития искусства скульптуры в Томске. Тем не менее анализ представленного материала позволил сделать некоторые выводы:

— периоды расцвета искусства скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда в обществе высоко ценится значение человека-гражданина, и, как результат, основной задачей искусства становится создание положительного героического образа;

— скульптура как вид искусства играет значительную роль в жизни общества, выполняет разнообразные задачи, пропагандирует великие идеи и общечеловеческие чувства;

— как и другим видам искусства, скульптуре характерна собственная специфика, которая выражается в содержании, выборе материалов и выразительных средств;

— важная составляющая скульптуры заключается в способности в стилизованно-обобщенных, монументальных образах выражать героические идеалы своего времени;

— самыми распространенными материалами, которые используют для изготовления памятников в г. Томске, являются бронза, гранит, бетон;

— наибольшее количество памятников посвящено Великой Отечественной войне;

— как правило, памятники устанавливаются в городских парках, скверах или на площадях.

Скульптура как искусство является одной из знаковых форм выражения общественного

мнения. Отражая существующую действительность, она формирует общечеловеческие сознание и представления о прекрасном. Именно поэтому следует помнить об ответственности, которая ложится на авторов и тех, от кого зависит появление на улицах города новых скульптурных произведений.

Список использованных источников

1. История русского и советского искусства /под ред. Д.В. Сарабьянова. — М.: Высшая школа, 1979. — С. 293-298.

2. Томск. Прогулки по знакомым местам. — Томск: ГалаПресс, 2003. — 184 с.

3. Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города / под ред. д-ра ист. наук Н.М. Дмитриен-ко. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — 440 с.

4. Энциклопедия Томской области. — Т.2: Н-Я. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. — С. 465-1000.

5. Список мемориальных комплексов, мемориалов, памятников, памятных знаков, памятных досок, парковых скульптур, декоративно-прикладных композиций, витражей, въездных знаков и др. в Томской области [Электронный ресурс]. — URL: http://map.admin.tomsk.ru/ pages/memory/memory_tomsk.html [02.09.14].

Рис. 1: а) здание Окружного суда, со скульптурой «Немезида», архитектор К.К Лыгин, 1904 г. Источник: URL: http://img-fotki.yandex.ru/get/9319/22264419.166/0_77a55_ dc0a0cl_XXL.jpg; б) скульптура Немезида, архитектор К.К. Лыгин, 1904 г. Источник: URL: http://memorials.tomsk.rU/uploads/articles/4/5.jpg; в) Каменный мост, архитектор К.К. Лыгин, 1916 г. Источник: URL: https://encrypted-tbn3.gstaticxom/mages?q=tbn:AN^ г) Памятник борцам-

революционерам, скульпторы: Л.Г. Васенина, Н.Е. Турчанинов, 1939 г. Источник: URL: http://1604.ni/size/474/data/photo/0/41 l.jpg?1396188300

Рис. 2: а) скульптура «Ленин и Сталин в горках», скульпторы: Е.И. Белостоцкий, Г.Л. Пивоваров, Э.М. Фридман, 1940-е г. Источник: URL: http://simfion.ru/piclnst/lenstal02b.jpg; б) памятник Г.С. Батенькову, скульптор С.И. Данилин, 1960 г. Источник: URL: http://imgl5.nnm.me/a/l/b/3/f/36c3774409al48874f5b45ce245.jpg; в) памятник М.В Октябрьской, скульптор С.И. Данилин, 1962 г., источник: http://st.ru09.ru/foto/albums/tomsk/userpics/11325/nonnal_zz43125_2.jpg; г) памятник О.В. Кошевому, скульптор С.И Данилин, 1963 г.

Источник: URL: http://hannonia.tomsk.ru/iiles/pamyatniki/koshevoi2.jpg

1ШД111Ш 11 п [ п п I

Рис. 3: а) бюст В.Я. Шишкова, скульпторы: А.И. Григорьев, H.A. Луппов, 1953 г.; б) памятник В.И. Ленину, скульптор Е.И. Белостоцкий, 1959 г. Источник: URL: http://1604.ru/ data/photo/0/295.jpg; в) стела политехникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, 1972 г. Источник: URL: http://wiki.tpu.ru/images/thumb/f7f8/DSC_3565.Л>С/250рх-DSC_3565.JPG; г) Мемориал боевой и трудовой славы томичей, скульпторы: О.И. Кирюхин, А.Д. Щербаков, Г.А. Захаров, Н. Яковлев, 1975 г. Источник: URL: https://encrypted-

tbnl.gstatic.com/images?q^bn:ANd9GcQqGfmZw0braWnFxMkcvu3aysPzZw5j7V8yHE3mk3fk40qBmTAURQ

Рис. 4: а) мемориал «Вечная Слава Героям 1941-1945», 1985 г. Источник: URL: http://33intemat.tomsk.ru/wp-content/gallery/memorial-vechnaya-slava-geroyam-1941-1945-godov/ DSCN1465.JPG; б) мемориал памяти преподавателям и сотрудникам медицинского института, погибшим в годы Великой Отечественной войны, 1990 г. Источник: URL: http:// harmonia.tomsk.ru/files/pamyatniki/mediki.jpg; в) памятник И.С. Черных, скульпторы: Н.П. Гнедых и А.И. Гнедых, 2006 г. Источник: URL: http://www.tomintech.ru/lyceum/index. php?rm=news&action=getImages&id=336&size=big; г) памятник К.И. Сатпаеву, скульптор 3. Соболева, архитектор И. Соболев, 2008 г. Источник: URL: http://static.panoramio.

com/photos/large/80808793 .jpg

Рис. 5: а) памятник А.П. Чехову, скульптор JI. Усов, 2004 г. Источник: URL: http://www.hrono.ru/biografbio_ch/chehov_svlv.jpg; б) скульптура «Беременная», скульптор Н.П. Гнедых, 2005 г. Источник: URL: http://inotur.com/images/beremennaya.jpg; в) скульптура «Семейные узы», скульптор В. Романов, 2008 г. Источник: URL: http://www.alladolls. ru/gallery2/d/9029-5/78dlc9c8bb98.jpg; г) памятник «Новорожденному в капусте», скульптор О. Кислиций, 2008 г. Источник: URL: http://regions.kidsreview.rii/sites/default/iiles/

imagecache/oww/tomsk/publications/pamyatnik_novorozhdennomu_v_tomske.jpg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.