УДК 069+338.48(571.151)
А. Е. Тандыянова
соискатель степени кандидата культурологии, зав. отделом хранения БУХМАО — Югры «Музей геологии нефти и газа» E-mail: [email protected]
ТУРИСТСКИЕ БРЕНДЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И РОЛЬ МУЗЕЕВ В ИХ РАЗВИТИИ
Анализируются туристские бренды Республики Алтай в историческом ракурсе, рассматриваются основные проблемы и пути их формирования и развития. В результате проведенного исследования отмечена эволюция туристского имиджа Республики Алтай — от «медвежьего уголка», «неизведанной, легендарной страны», «рудной кладовой России» до «центра спортивного туризма», «Сибирской Швейцарии», «Страны голубых озер», «Золотых гор Алтая», «туристского рая». Основное внимание уделяется одному из ярких брендов республики: «Алтай — сокровищница мирового наследия». Несмотря на то, что регион является одним из богатейших в стране по уникальности и количеству объектов наследия, данный потенциал Республики Алтай используется не в полной мере. Для развития туристского бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия» не хватает качественного туристского предложения по репрезентации объектов наследия республики. Здесь в формировании туристского бренда может помочь музей как главное хранилище всего историко-культурного наследия региона. В качестве одного из способов формирования, продвижения и популяризации туристского бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия» автор предлагает рассмотреть поэтапное внедрение в систему туризма объектов наследия через комплекс тематических музеев, репрезен-тующих ключевые образы Республики Алтай. Музей может выявить, изучить, создать, сохранить идентичность региона, обеспечить его качественную репрезентацию.
Ключевые слова: коллекционный музей, музей под открытым небом, брен-динг, историко-культурное наследие, туризм, бренд, музеефикация
Для цитирования: Тандыянова, А. Е. Туристские бренды Республики Алтай и роль музеев в их развитии/А. Е. Тандыянова // Вестник культуры и искусств. — 2019. — № 3 (59). — С. 95—101.
Человек воспринимает мир через систему образов, которые формируются комбинацией различных знаков. За счет сознательного выбора знаков мы можем сами создавать желаемый образ и тем самым влиять на процесс восприятия его адресатом. Весь процесс по созданию, управлению и популяризации образов, характеризующий уникальные особенности того или иного объекта, в сфере маркетинга получил название брендинг [4].
Сегодня брендинг объекта (предмета, продукта, учреждения), территории (места, села, города, региона, округа, страны) и т. д. стали повсеместными явлениями. Брен-динг проводится с целью создания бренда, который направлен на достижение социального и экономического эффекта. В туризме названные эффекты выражаются в росте
туристского потока, инвестиций, числа туристских предприятий, дохода местного населения, туристских организаций, региона, в повышении качества и разнообразия туристских услуг и т. д. Поскольку туризм прежде всего связан с рекреационными, историческими, социально-культурными объектами, способными удовлетворить потребности туристов, то для формирования качественного туристского бренда необходимы соответствующие условия, инфраструктура для их репрезентации и доступа к ним.
В связи с активным развитием туризма и туристских услуг все сложнее становится создать «востребованный туристский продукт». Современный турист информирован, начитан, полон эмоций и впечатлений, его сложно удивить чем-то. Актуальным реше-
95
нием для формирования качественного туристского бренда может стать поворот вектора развития туризма от популярного, модного, массового к редкому, эксклюзивному, уникальному. Для этого наряду с развитием всеобщих, распространенных моделей, которые могут находиться в любом регионе (например, торговые, спортивные центры, парки развлечений и т. д.), стоит обратить внимание на узкие, эксклюзивные факторы (в частности, историко-культурное наследие данного региона). Здесь в формировании туристского бренда может помочь музей как главное хранилище всего историко-культурного наследия региона, поскольку он способен выявить, изучить, создать, сохранить идентичность региона, обеспечить его качественную репрезентацию. Далее рассмотрим, проблемы и перспективы развития туристского бренда Республики Алтай и возможности влияния музея на его формирование.
Сегодня в Республике Алтай создан единый региональный бренд (товарный знак, знак обслуживания) «Горный Алтай». Использование данного товарного знака обозначает высокое качество и экологическую чистоту товаров или туристских услуг, произведенных или оказываемых на территории Республики Алтай. Товарный знак «Горный Алтай» № 444709 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться региональным брендом по лицензионному договору в соответствии с положением об использовании регионального бренда, в том числе и по оказанию туристских услуг [6].
Бренд Республики Алтай как туристского региона складывался веками, он не был придуман искусственно. Историю формирования туристского бренда этой территории с момента вхождения в состав Российского государства условно можно разделить на семь периодов.
1. «Алтай — страна неизведанная, дикая, легендарная» — время первых вылазок российских первопроходцев на Алтай (в основном казачьих отрядов, их походы носили военно-промысловый характер). Среди первых каза-
ков можно отметить Барташа Станиславова, Петра Дорофеева, Петра Собанского, с 1613 г появившихся на Алтае со своими командами и передавших сведения о регионе в «царский кабинет», составивших первые примитивные карты с названиями географических объектов.
2. «Алтай — рудная кладовая Российского государства», в связи с потерей Скандинавских рудников России нужно было найти новые источники руды. Слухи о великих мастерах «железных дел» Алтая и богатствах недр Алтайской земли дошли и до царской России. В регион были отправлены геологоразведочные экспедиции, в ходе которых собиралась и общая информация о территории. Особенно информационно содержательной была экспедиция Петра Шелегина, предоставившая много информации о флоре, фауне, особенностях географических объектов Алтая.
3. «Алтай — исследовательский» — в XIX — XX вв. наблюдается настоящий «исследовательский бум» на Алтае, когда регион стал объектом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых. Туризм в этот период еще не был сформирован как самостоятельная деятельность, он только зарождается из научно-исследовательских экспедиций и экскурсий. На Алтае проводят свои исследования такие ученые, как С. И. Гуляев, В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, Ф. В. Геблер, Г. И. Спасский, К. Ф. Ледебур, А. Гумбольдт, П. А. Чихачев, А. В. Анохин и др., в результате Алтай был открыт ими для России в археологическом, ботаническом, этнографическом, географическом, палеонтологическом и т. д. ракурсах. Ученые представляли как государственные, так и общественные организации. Среди последних особенно активными были Русское географическое общество и «Алтайский кружок», созданный в опытно-показательной школе III Коминтерна.
В этот период регион впервые был рассмотрен как туристский объект. Одним из первых с этой точки зрения на него взглянул В. В. Сапожников, отметивший: «Быть в Алтае только туристом — слишком роскошно для туриста и слишком мало для Алтая» [7]. Ученый создает первый путеводитель по Алтаю с туристскими маршрутами. В 1902 г. Н. Яблон-
96
ский выпускает туристский путеводитель, в котором в том числе освещены элементы культуры и истории коренного населения. В. И. Верещагин рассматривает Горный Алтай как территорию развития детского туризма, разрабатывает первые методики проведения детских познавательных экскурсий [1].
Вышеназванные пункты можно охарактеризовать как предысторию развития бренда Горного Алтая в качестве туристского региона, когда только формировался фундамент для развития туризма на данной территории.
4. «Алтай — площадка спортивного туризма СССР», вторую половину XX в., а именно 1968—1978 гг., можно назвать пиком развития спортивного туризма в регионе. В этот период произошло формирование бренда Алтая как туристского района СССР, причем туризм еще не был досуго-вым, как сейчас, а носил спортивный характер. Разнообразие физико-географического ландшафта (ледники, вечные снега, непроходимая тайга, неприступные горные вершины, глубокие пещеры и т. д.) и контрастность природно-климатических зон сделали Алтай интересным для развития спортивного туризма. Наличие категорийных перевалов, комбинация труднопроходимых естественных препятствий позволяли организовывать на этой территории маршруты всех категорий сложности. Всего в регионе действовало двенадцать туристских маршрутов различных категорий сложности, в том числе самый сложный маршрут в стране № 77 и всесоюзный маршрут № 76.
В это время на Алтае формируется туристская инфраструктура, строятся турбазы. Первой турбазой можно назвать навес, сделанный первой туристской группой, прибывшей сюда в 1927 г. из Ленинграда и Новосибирска, а сам поход группы — началом развития туризма в этом районе. Всего на Алтае в советские годы действовало семь турбаз (Алтай, Золотое озеро, Катунь, Турист, Рассвет, Юность, Медвежонок) и два приюта (озеро Куреево и Чулышман). За год через них проходило более 50 тысяч человек [3].
К концу данного периода туризм постепенно наряду со спортивной направленно-
стью приобретает досуговый характер. Первой турбазой, организовавшей досуговый семейный туризм, стала «Катунь».
5. «Алтай — центр развития рекреационного туризма России», еще в советское время, по оценке Ю. А. Штюрмера, по рекреационной привлекательности Алтай занимал третье место в стране после Крыма и Северного Кавказа [9]. Богатые природные ресурсы (тысячи горных озер и рек, альпийские луга, красота горных пейзажей и т. д.) и благоприятные климатические условия данного района сформировали такие туристские бренды Алтая, как «Сибирская Швейцария», «Страна голубых озер», «Золотые горы Алтая», «Алтай — туристский рай». Активное развитие данного туристского бренда республики началось после распада СССР и приобретения регионом статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации. Сначала туристский поток был направлен за рубеж, и только в 2000-е гг. туризм получил активное развитие на территории региона.
Республика Алтай стала одним из главных туристских регионов страны, и с каждым годом количество отдыхающих в регионе только увеличивается. Согласно официальной статистике, с 2008 г. число отдыхающих здесь увеличилось вдвое, в 2017 г. впервые достигло 2 млн, в 2018 г. количество посетивших Алтай (по сравнению с 2017 г.) выросло на 11 % и составило порядка 2 млн 150 тыс. [8].
Природа республики действительно очень красива, она способствовала созданию качественного бренда «Алтай — туристский рай», который сегодня является главным фактором развития всей туристской отрасли в регионе. Однако инфраструктура хромает, что входит в противоречие с данным брендом. Если не принять меры по развитию инфраструктуры, то возникнет опасность засорения природы республики и потери данного бренда.
6. «Алтай — сокровищница мирового наследия» — всемирно признанный бренд Республики Алтай, богатой как материальным, так и духовным наследием. Если рассмотреть только археологическое наследие региона, то (согласно мониторингу) только в Каракольской долине насчитывается более
97
трех тысяч объектов, а в долине Юстыд — более пяти тысяч. Объекты наследия наряду с объектами природы региона выступают как главные факторы развития туризма в республике. Однако потенциал наследия региона в туризме используется не достаточно, объекты наследия представлены слабо. Те, что расположены под открытым небом, находятся в бесхозном состоянии. К примеру, объект мирового наследия, охраняемый ЮНЕСКО, Курган принцессы Укока представляет собой груду разбросанных камней. В основном весь потенциал объектов наследия оседает в научных работах, диссертациях исследователей и ученых других регионов страны, проходя мимо самой республики. Проблемы и современная ситуация представления объектов наследия в туризме региона подробно освещены в статье «Развитие музейного туризма в Республике Алтай» [8].
7. «Алтай — сакральный уголок Земли» — очень популярный, активно развивающийся туристский бренд. Сакральные территории — это места проведения всех основных обрядов, ритуалов коренного населения. Туриста всегда интересует нечто неизведанное, загадочное, таинственное. В регионе действует постановление «О сохранении и развитии сакральных мест Республики Алтай» от 20 июня 2012 г № 161 и приказ Министерства культуры Республики Алтай № 265 от 24 августа 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по паспортизации и картированию сакральных мест Республики Алтай». В документах определены категории сакральных мест, расписана методика их паспортизации и картирования, оформления учетной документации, раскрыты понятия историко-культурной категории, значения сакрального места [5]. Но до практики еще дело не дошло, в туризме данный бренд развивается хаотично.
Как видим, в Республике Алтай прошла эволюция туристского имиджа — от «медвежьего уголка», «неизведанной, легендарной страны», «рудной кладовой России» до «центра спортивного туризма», «Сибирской Швейцарии», «Страны голубых озер», «Золотых гор Алтая», «Туристского рая». Особенно яркими для региона являются бренды
«Алтай — сокровищница мирового наследия» (подчеркивающий уникальное историко-культурное наследие региона, особенно археологическое) и «Алтай — сакральный уголок Земли», раскрывающий таинственность, волшебность атмосферы этой территории.
Как показало проведенное исследование, брендовый потенциал Республики Алтай используется не в полной мере. Совершенно ясно, что только наличия самих объектов туризма для активного развития и продвижения даже уже имеющегося бренда недостаточно. Особенно ярко это заметно на примере туристского бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия», для развития которого в регионе не хватает качественного туристского предложения по репрезентации объектов наследия республики. На сегодняшний день в отношении бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия» в Республике Алтай складывается следующая ситуация.
1. Главным хранилищем историко-культурного наследия региона является Национальный музей имени А. В. Анохина, курирующий всю музейную деятельность республики. Это традиционный коллекционный музей, работа которого основывается на коллекциях и экспозициях движимых памятников. В музей А. В. Анохина стекаются все раритеты региона (на сегодняшний день это 68256 ед. хр., вместе с филиалами). Такая концентрация музейной работы всего региона в одном музее осложняет его работу и не позволяет раскрыться потенциалу наследия республики в полном объеме. Несмотря на то, что музей был капитально реконструирован, оснащен новым оборудованием, расширено его здание, вместить и развернуто, полно репрезентовать все богатейшее наследие республики Алтай невозможно, да и не рентабельно для региона. Наличие множества разноплановых музейных предметов «утяжеляет» экскурсию, увеличивает ее время, что затрудняет восприятие экскурсии посетителем. В результате такого складирования вся глубина, ценность и значимость объектов наследия «съедается», что не позволяет им раскрыться полностью. Это осложняет и организационные вопросы самого музея: нет условий и места для хранения музейных предметов, для разме-
98
щения экспозиций, требуется расширение штата сотрудников или рост обязательств и ответственности у имеющегося персонала (увеличение объема фондовой работы у главного хранителя, количества осматриваемых экспозиций у смотрителя и т. д.), что снижает качество выполнения работы. Такая локализация всех объектов наследия региона в одном музее не позволяет развиваться другим музеям региона из-за отсутствия у них ценных музейных предметов.
2. Все остальные музеи республики, а свой музей есть почти в каждом селе региона, финансируются по остаточному принципу и как «хранилище ценных предметов республики» не рассматриваются. Районные музеи скорее выполняют роль «информационной карточки» села, района, все же ценные экспонаты, даже если они имеют непосредственное отношение к данному населенному пункту, вывозятся. Поэтому районный музей не имеет возможности полноценно раскрыть, репрезенто-вать наследие своего села, района и участвовать в формировании бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия». За «туристским барьером» оказался даже филиал главного музея республики — Музей-усадьба Г. И. Чорос-Гуркина, хотя Г. И. Чорос-Гуркин — известный алтайский художник, знаковая фигура для региона и сам музей находится в самом развитом туристском районе республики.
В Чемальском районе картины с пейзажами Алтая с успехом представляет молодая художница Дарья Головань, с которой активно сотрудничают все туристские организации, осуществляющие свою деятельность в регионе. Среди сельских музеев можно выделить Музей Пазырыкской культуры в селе Улаган, включенный в туристскую систему региона благодаря популярности представляемой культуры.
3. На практике формированию бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия» в регионе активно содействуют частные культурно-познавательные и музейные центры. Однако большинство из них ориентировано на массового туриста и соответственно на развлекательный характер материала, поэтому их роль в формировании указанного бренда противоречива.
4. Объекты наследия под открытым небом — главные факторы формирования бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия», известные во всем мире. Однако дальше исследования, признания в науке, учета и проекта на бумаге они не продвигаются. В регионе отсутствует система репрезентации объектов наследия под открытом небом, что не позволяет развиться вышеназванному бренду, стать основой развития туризма в Республике Алтай. Только петроглифический комплекс «Калбак-Таш» и комплекс петроглифов «Бичику-Боом» в Онгудайском районе имеют простейшие элементы музеефикации [8].
Как видим, в регионе не структурирована и не разработана четкая организация музейной деятельности, музей вообще не рассматривается как фактор развития регионального туризма. Для формирования и развития бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия» необходимо максимально выявить и «загрузить в туризм» все объекты наследия республики, раскрывающие ее уникальность. Это, как уже говорилось, требует не только глубоких научных исследований, подтверждающих статус памятника, но и качественной его репрезентации. Здесь главной организацией наряду с инспекцией по охране памятников Республики Алтай может выступить музей как главный хранитель всего историко-культурного наследия региона.
Учитывая контрастность как природных, так и историко-культурных ресурсов, решением данного вопроса может быть поэтапное создание тематических, профильных музеев по ключевым объектам наследия по всей территории Республики Алтай. Можно создать сеть из коллекционных музеев и музеев под открытым небом. Это могут быть самостоятельные учреждения культуры со своими музейными фондами, куда включены все ценные музейные предметы представляемого музеем памятника или культуры. Подобная диверсификация позволит более полно и детально сформировать и раскрыть репрезентируемый музеем образ Республики Алтай и разгрузить музей А. В. Анохина.
Сегодня наряду с коллекционированием практичным способом аккультурации насле-
99
дия стала музеефикация — одно из ключевых направлений деятельности музеев, новый этап развития музейного мира [2]. Данная форма работы актуальна для республики, поскольку огромное количество объектов наследия региона археологические (петроглифы, каменные выкладки, курганы и т. д.). Вывозя археологические объекты наследия с места их расположения, мы тем самым разрушаем его целостность, уничтожаем сам памятник. К тому же нахождение памятника в его естественной среде помогает лучше раскрыть его смысл, сущность. Открытие музеев под открытым небом на основе музеефикации памятников позволит создать единое культурно-туристское пространство в Республике Алтай, стать основой формирования бренда «Алтай — сокровищница мирового наследия». Подробно о музеях под открытым небом в Республике Алтай рассказано в статье «Развитие музейного туризма в Республике Алтай» [8].
Также созданию единого культурно-туристского пространства в Республике Алтай мешает отсутствие единого информационного центра, который организовывал бы эту сферу. Для решения данного вопроса актуально открытие государственного единого информационного турцентра в Республике Алтай, как это сделано во многих других регионах страны. В задачи центра можно включить организацию и систематизацию информации о туризме в регионе, подготовку информационной печатной продукции, аудиогидов, информационных щитов, выпуск буклетов, путеводителей, информационных книг и т. д.
Туристский бренд «Алтай — сокровищница мирового наследия» можно развить путем внедрения в систему туризма объектов наследия через комплекс тематических музеев, ре-презентующих ключевые образы Республики Алтай. У музеев есть уникальные возможности и ресурсы для создания, поддержания и наиболее эффективного продвижения туристского бренда региона. Музей может содействовать развитию туристского потенциала республики, так как, в отличие от коммерческих и социальных брендов, которые придуманы имиджмейкерами, бренд, основанный на наследии, не может быть создан на заказ. Включение музея
в турсистему позволит: уменьшить антропогенную нагрузку на рекреационные ресурсы региона, увеличить ассортимент и качество предоставляемых туристских услуг, развить всесезон-ность туризма, повысить конкурентоспособность туристского рынка. Также создание комплекса музеев улучшит качество мониторинга развития туризма в Республике Алтай, поскольку этот процесс оценивается по объему турпотока и реализованных туристских услуг, которые считаются по количеству отдыхающих в коллективных средствах размещения. Организация же музеев на объектах наследия позволит учитывать количество отдыхающих, посещающих эти объекты, но не останавливающихся в коллективных средствах размещения и не пользующихся услугами турфирм.
1. Верещагин, В. И. ОчеркиАлтая/В. И. Верещагин. — Новосибирск : Сибкрайиз-дат, 1927. - 84 с.
2. Джумантаева, Т. А. Музеефикация как способ аккультурации объектов культурного наследия / Т. А. Джумантаева // Музей, музеология и культурное наследие: сб. докл. междунар. науч. конф., 17-18 апр. 2019. - Нур-Султан, 2019. - С. 392-404.
3. Маркин, М. М. Туристские тропы Алтая / М. М. Маркин, М. Ю. Колчевни-ков, Е. Н. Еременко. - Барнаул : Алтайское кн. изд-во, 1984. - 158 с.
4. Мартасов, Д. А. Брендинг как социально-экономическая категория / Д. А. Мартасов // Теория и практика общественного развития (Краснодар). - 2012. - № 12. - С. 438-442.
5. О сохранении и развитии сакральных мест: Постановление правительства Республики Алтай от 20 июня 2012 г. № 161 [Электронный ресурс]. - URL: http://wwwconsultant. ru. - Дата обращения: 09.08.2019.
6. Положение «Об использовании регионального бренда (Товарного знака, знака обслуживания) "Горный Алтай" от 4 августа 2017 года № 187-ОД» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs. cntd.ru. - Дата обращения: 09.08.2019.
7. Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. Новосибирск: Сибкрайиздат, 1926. - 2-е изд. - 166 с.
8. Тандыянова, А. Е. Развитие музейного туризма в Республике Алтай / А. Е. Тандыянова // Вестник С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - 2019. - № 1 (38). - С. 124-129.
9. Штюрмер, Ю. А. Охрана природы и туризм / Ю. А. Штюрмер. - Москва : Физкультура и спорт, 1974. - 104 с.
Получено 16.08.2019
100
Вестник культуры и искусств. 2019. № 3 (59)
A. Tandyianova
Candidate of Cultural Studies, Head of the Stores Department, Budgetary institution of Khanty-Mansiysk autonomous district -Yugra "Museum of geology, oil and gas"
E-mail: [email protected]
Altai Republic Tourisт Brands and the Role of Museums in their Development
Abstract. The article analyzes tourist brands of the Altai Republic in historical aspect and considers the main points and ways of their formation and development. The survey carried out by the author resulted in discovery of the Altai republic tourist image evolution starting with "bear corner", "unknown, legendary country", "ore deposits of Russia" to "the center of tourist image", "Siberian Switzerland", "the land of blue lakes", "Altai's gold mountains" and "tourist paradise". Main attention is paid to one of the brightest brand of the republic: "Altai is a treasury of the world heritage". Quite apart from the fact that the region is one of the richest in the country due to a great number of unique heritage objects this potential of the Altai Republic hasn't been used in full. To fully develop the brand "Altai is a world heritage treasury" we need a quantitative tourist offer how to represent the republic's heritage objects. The author stresses that the museum as the main depository of all historical-cultural heritage of the region will play the most essential role in forming the tourist brand. The author also offers to consider step-by-step introduction of special subject-matter museums complexes as one of the ways to popularize the "Altai is a world heritage treasury" tourist brand because these museums represent key images of the Altai Republic. A museum can find out, create, preserve the identity of the region and provide its quantitative representation.
Keywords: collection Museum, open-air Museum, branding, historical and cultural heritage, tourism, brand, museumification
For citing: Tandyianova A. 2019. Altai Republic TourisT Brands and the Role of Museums in their Development. Culture and Arts Herald. No 3 (59): 95-101.
References
1. Vereshchagin V. 1927. Ocherki Altaya [Essays in Altai]. Novosibirsk : Sibkrayizdat. 84 p. (In Russ.).
2. Dzhumantaeva T. 2019. Museumification as a way of acculturation of cultural heritage sites. Muzey, muzeologiya i kul'turnoe nasledie [Museum, museology and cultural heritage]. Nur-Sultan. P. 392-404. (In Russ.).
3. Markin M., Kolchevnikov M., Eremenko E. 1984. Turistskie tropy Altaya [Altai hiking trails]. Barnaul : Alt. kn. izd-vo. 158 p. (In Russ.).
4. Martasov D. 2012. Branding as a socio-economic category. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya (Krasnodar) [Theory and practice of social development (Krasnodar)]. No 12: 438-442. (In Russ.).
5. O sokhranenii i razvitii sakral'nykh mest: postanovlenie pravitel'stva Respubliki Altay ot 20 iyunya 2012 g. № 161 [About preservation and development of sacred places: the Resolution of the government of the Republic of Altai of June 20, 2012 No 161] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru (accessed 9 August 2019). (In Russ.).
6. Polozhenie «Ob ispol'zovanii regional'nogo brenda (Tovarnogo znaka, znaka obsluzhivaniya) "Gornyy Altay" ot 4 avgusta 2017 goda № 187-OD» [Regulations «About use of the regional brand (Trademark, service mark) "Mountain Altai" of August 4, 2017 No 187-OD»]. URL: http://docs.cntd.ru (accessed 9 August 2019). (In Russ.).
7. Sapozhnikov V. 1926. Puti po Russkomu Altayu [Ways in Russian Altai]. Novosibirsk : Sibkrayizdat. 166p. (In Russ.).
8. Tandyyanova A. 2019. Development of museum tourism in the Altai Republic. Vestnik of St. Petersburg State Institute of culture. No 1 (38): 124-129. (In Russ.).
9. SHtiurmer IU. 1974. Okhrana prirody I turizm [Nature conservation and tourism]. Moscow : Fizkul'tura i sport. 104 p. (In Russ.).
Received 16.08.2019
101