Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардасова Елена Владимировна, Дудник Андрей Викторович, Прудникова Наталья Геннадьевна

В работе представлен анализ многолетнего опыта подготовки студентов в области спортивного туризма в Туристическом клубе Алтайского государственного университета. Выявлены причины развития спортивного туризма в непрофильном вузе; определены и рассмотрены ресурсы развития спортивного туризма; проанализирована деятельность туристического клуба как формы физического и спортивного совершенствования студентов; охарактеризованы спортивные достижения студентов; выявлены особенности подготовки студентов в спортивном туризме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST CLUB AS A FORM PHYSICALAND SPORTS IMPROVEMENT STUDENTS

The article presents an analysis of long-term experience of the students` training aspects in sports tourism in the Tourist club of the Altai state University. The reasons for the development of sports tourism in a non-core University are identified; resources for the development of sports tourism are identified and considered; the activity of the Tourist club as a form of physical and sports development of students is analyzed; the students` sport achievements are characterized; aspects of students` training were revealed. One of the main tasks of the Russian national social policy is the health promotion of the citizens, including the student youth. At university physical education can be conducted by means of tourism as a kind of sport. The aim of the exploration is the analysis and identification of the students` training aspects in sports tourism in Altai State University. Within the framework of the exploration the following methods were used: theoretical analysis, synthesis, practical experience generalization, pedagogical observation, questionnaire survey. As a result of the analysis made the following aspects of students` training were revealed. 1. Within the framework of the Altai State University Tourist Club activity the practical students` training is being performed. The training may be illustrated in the form of the model included the following components: the factors of the tourism development, tourism resources, the participants of the tourism training. 2. The factors of the sports tourism development in the Altai State University are the activity of the Institute of Geography and the development of the geographical education, the special features of Altai Krai geographic location, the development of the region travel industry. 3. Following tourism resources have been identified: human, methodic, non-human, organizational. 4. The dynamics of the quantitative and qualitative characteristics of the Tourist Club students` sports development is positive.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 379.85 DOI 10.47475/2500-0365-2021-16122

ББК 75.1

ТУРИСТИЧЕСКИМ КЛУБ КАК ФОРМА ФИЗИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Е. В. Мардасова, А. В. Дудник, Н. Г. Прудникова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

В работе представлен анализ многолетнего опыта подготовки студентов в области спортивного туризма в Туристическом клубе Алтайского государственного университета. Выявлены причины развития спортивного туризма в непрофильном вузе; определены и рассмотрены ресурсы развития спортивного туризма; проанализирована деятельность туристического клуба как формы физического и спортивного совершенствования студентов; охарактеризованы спортивные достижения студентов; выявлены особенности подготовки студентов в спортивном туризме.

Ключевые слова: спортивный туризм, подготовка студентов, физическое воспитание и спорт, туристический клуб.

Актуальность

Занятия физической культурой и спортом являются главным средством укрепления здоровья населения, в том числе и студенческой молодежи, что, в свою очередь, представляет собой одну из главных задач государственной социальной политики в России. Решение этой задачи приобрело особую актуальность, так как в настоящее время наблюдается ухудшение показателей здоровья учащихся вузов. О необходимости усиления внимания к проблеме охраны здоровья студентов свидетельствуют ряд исследований, проводимых в российских вузах, что предполагает и более широкое использование здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса [2—4].

В российских вузах учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» входит в качестве обязательной дисциплины в гуманитарный компонент Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) в программах бакалавриата. Кроме того, систематически ведут работу спортивные секции по различным направлениям, в которых успешно занимается студенческая молодежь. Физическое воспитание студентов проводится в вузах и средствами туризма как вида спорта. Так, например, в Санкт-Петербургском государственном горном институте для студентов геологоразведочного факультета используются профессионально-прикладные виды спорта, в том числе альпинизм, скалолазание и туризм [5; 8].

Спортивный туризм представляет возможности не только для физического развития и спортивно-

го совершенствования, но и для морально-нравственного, эстетического, трудового, экологического, психологического воспитания. Занятия туризмом являются источником положительных эмоций, способствуют эффективной коммуникации, социализации и социальной интеграции студентов и доступны для различных возрастных групп студенческой молодежи с разным уровнем физической подготовки: от любительского до профессионального. В рамках первого студенты принимают участие в некатегорийных походах, путешествиях, турслетах. Профессиональный уровень занятий туризмом предусматривает прохождение в составе подготовленных туристских групп маршрутов различной категории сложности, участие в соревнованиях регионального, межрегионального, всероссийского значения и др. Естественно, в том и другом случае, необходима организация учебно-тренировочного процесса, который включает в себя занятия по всем видам спортивно-туристской подготовки: общетуристской, специальной, физической и интегральной.

Возможность физического совершенствования студенческой молодежи средствами туризма в непрофильном вузе обеспечивается за счет наличия соответствующих ресурсов, с одной стороны, и мотивации студентов, с другой. В качестве ресурсов можно назвать кадровые (преподаватели, имеющие соответствующую подготовку), методические (учебная литература), материальные (снаряжение, тренировочные базы), организационные (подготовка и осуществление тренировочных выездов и прохождение туристских маршрутов). Средние и высшие учебные заведения, несомнен-

но, данными ресурсами в разной степени обеспечены, что создает возможность организовывать туристские объединения (клубы, секции и др.), в рамках которых и происходит физическое воспитание студенческой молодежи.

Цель исследования

Целью исследования является анализ и выявление особенностей подготовки студентов в спортивном туризме в Алтайском государственном университете.

Организация исследования

Исследование включало несколько этапов.

На первом этапе были выявлены причины развития спортивного туризма в Алтайском государственном университете (АлтГУ), охарактеризована деятельность туристического клуба АлтГУ (Турклуб), проанализированы формы развития спортивного туризма. На втором этапе были рассмотрены ресурсы развития спортивного туризма в АлтГУ Третий этап включал статистический анализ спортивного совершенствования студентов как результат занятий туризмом. На четвертом этапе были выявлены особенности подготовки студентов в спортивном туризме в АлтГУ В качестве испытуемых выступили студенты Алтайского государственного университета — участники туристического клуба, студенты института географии.

Методы исследования

В работе применялись методы теоретического анализа, синтеза, обобщение практического опыта, педагогическое наблюдение, анкетный опрос.

Обсуждение результатов исследования

В Алтайском государственном университете с 1987 года ведет образовательную деятельность географический факультет (с 2020 г. — институт географии), где происходит обучение по различным направлениям: география, экология и природопользование, туризм, гостиничное дело и др. Подготовка по перечисленным направлениям подразумевает в широком смысле понимание законов функционирования природной среды как системы и последствий влияния на нее деятельности человека в любом ее проявлении.

Для получения практических навыков организованы выездные дальние практики, в ходе которых происходит овладение студентами необходимыми компетенциями: способностью использовать основные подходы и методы комплексных географи-

ческих исследований; способностью применять на практике знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и др. [4].

Таким образом, студенты должны научиться «жить» в условиях дикой природы, понимая при этом законы ее функционирования и минимально воздействуя на природную систему. А это значит — уметь ориентироваться в любой местности с использованием различных методов, выбирать безопасную для жизнедеятельности тактику передвижения в естественном ландшафте, преодолевать различные природные препятствия на своем пути и т. д., то есть обладать туристскими умениями и навыками. Поэтому уже сам образовательный процесс способствует развитию активного, в том числе спортивного, туризма в АлтГУ.

Кроме того, Алтайский край является одним из ведущих регионов России по развитию сферы туризма. На его территории действует более 1 000 туристских предприятий; проводятся различные массовые мероприятия межрегионального и международного уровней; развиваются активные виды туризма [1].

Таким образом, причинами развития спортивного туризма в АлтГУ послужили деятельность института географии и развитие географического образования, особенности географического положения Алтайского края и развитие туристкой отрасли в регионе.

Спортивный туризм в Алтайском государственном университете развивался в рамках клуба «Гиперборей», секции спортивного туризма, которая впоследствии преобразовалась в Турклуб, секции спортивного ориентирования.

Туристический клуб создан в АлтГУ в апреле 2011 года и работает в структуре Управления воспитательной и внеучебной работы. Целями и задачами клуба являются популяризация и развитие туризма и активного отдыха среди студентов и преподавателей вуза, пропаганда здорового и активного образа жизни студентов, воспитание высоких нравственных позиций в сфере общения человека с природой и по отношению к культурному наследию региона [6].

Основные направления деятельности клуба: организация и проведение походов, экспедиций,

экскурсий и других туристско-спортивных мероприятия на территории Алтайского края, России и за рубежом для студентов и сотрудников университета; содействие повышению безопасности про-хояздеши учебных полевыхпрактик, спортивных маршрутов, походов; организация и проведение соррвновониЫ по технике ттризоа р тыкисттезко-му многоборью; разработка новых туристических маршрутоы кде.

Количество членов клуба увеличилось с момента еые в два раза(рес.1).

Основную часть Турклуба составляют студенты-геяырафе1 — 90 %, при этом 60 % чксхнипов — девушки. Что касается возрастной структуры, то болев хл% ^астзишв яыфротпнит^е нтем и мыидюж курсов, около 30 % — старшекурсники и порядка 10 % — выпускники вуза, продолжающие активно участвовать в деятельности Турклуба (рис. 2).

Участники Турклуба занимаются, главным об-р^ом, пеыехндыым, гоызнып о водным ввдеми х-ризма, но также пользуются популярностью выезды в пещеды А^н^^^^ь^оз^д рееиода, гомытлыжнош, конный и велотуризм.

Силами РурслыДе ырсанпсуеесыи хровоеплея значительное количество разнообразных спортивных мерспииятий(х ос, ех .

Положительная тенденция в проведении мероприятий обусловлена популяризацией спортивного туризма в студенческой среде; профессионализмом руководящего состава; обширной геогтоЫиеЫ помодпы; дтиж^.^йпны!! о бы ановкой и сплоченностью коллектива.

В целях подготовки студентов в спортивном туризме необходимо развивать имеющуюся ре-сыы^ызо Ыазр (рис. 4).

Кадровые ресурсы спортивного туризма в Алт-ЫУ пыедотаелены вреподаивтетымы, 1^^еющими спортивное звание или разряд по туризму, а также пришеыыыры кнфсы повыыымы! евалификации на судейскую категорию. Кроме этого, в процесс о^зевия ^с^^оыт^и^^с^х и т^зпры ие е>едерации по туризму Алтайского края, профессиональные спасатели, выпускники вуза — мастера и кандидаты х мавхере япорта по поызмп- Moтеaнизации работы Турклуба активно участвуют преподаватели Ыы^'^^спт^ ыеиграфин, -^^ьс као руководство дальними учебными практиками, экспедициями дызволило им освоить соответствующий опыт и необходимые компетенции (рис. 5).

Мисыемаытеское прыБлехоние в рвСмя Турклу-ба специалистов в области туризма происходит на общественных началах и способствует не только

Рис. 1. Динамика численности членов Турклуба АлтГУ с 2011 по 2020 гг. (чел.)

70 60 50 40 30 20 10 ы0

5

4 2 3 - _ 4 М

5 — 19 17 2 ^ п1ы6 6 ш

13 1ы5 168 4 - 11

8 10

23 25 20 26 28 31 3ы6х и3ы2 24

2012 2003 2014 2015 2016 2о17 2018 2019 2020

□ студенты 1-2 курсов □ студенты 3-5 курсов ■ магистранты ■ выпускники ГФ АлтГУ

Рис. 2. Динамика возрастной структуры участников Турклуба АлтГУ с 2012 по 2020 гг. (чел.) 144 Физическая гпьтура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 1

16 14 12 10 8 6 4 2

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 □ походы н/к □ походы 1-5 к.с.

а)

30 25 20 15 10 5 0

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

|турслет

Вводные соревновани

□ горные и пешеходные походы

□ водные походы

□лыжные походы

б)

Рис. 3. Мяропуиятия Турклуба АлтГУ с2011 по 2019 гг. а) — количестео проведенных походое; б) — кошчестео проведенных спортиеных мероприятийпо видам

s Кадровые \ ]У1отодгчоткго

Ропурпы ппортгвного туризма в вузо j-

Материальные Органгбацгонныо

Рис. 4. Ресурсыспортивного туризма в АлтГУ

7%

Ш Инструктор по туризму 0 Судья по туризму/альпинизму ■ Спасатель В Мастер спорта

□ Кандидат в мастера спорта

□ Преподавателе географического факулатета, имеющий спортивное звание/разряд

Рис. 5. Доля привлеченных специалистов в деятельность Турклуба АлтГУ

качественному улучшению подготовки, но и па-триоатрскому и моральнсавсшавому воспитанию студентов.

Мстпдические ртсуртыво спсртввнсму туртз-му представлены вАлтайском го сударственном университете разнообразной литературой учебного, учеЛоо-аетодиаесклго, науаоо-погртяоного, справочного характера, разнообразными картографическим, матаркллами с Интарнет-ресурсано. При этом значительное количество информации дострпАО и эеектроспейспАшотеоуой лисаем е АлтГУ. Преподавателями Института географии разработаны учебно-методические пособия, в

том числе представленные в системе Moodle на Еыинов обюаиовытельном поиталеИктайсыого государственного университета, по учебным дисциплин ам «Методика работы гида-инструктора», « Силроивно-ознмроеилельувш тлеызм», сосорые также используются участниками Турклуба.

Мавериаоьные лесло сы МуоГУ рот ссоттив-ного туризма представлены туристическим сна-ряжонпем,амритоонрш лтвдом, рнземм гм-ктик. Личное туристическое снаряжение участни-онТуртлуба подготавливают самостоятельно; групповое, бивачное и специальное предоставляют вуз, Институт географии, а также другие

спортивные клубы и объединения (Федерация рафтинга и спортивного туризма Алтайского края, спортивный клуб альпинистов «Восхождение»). Так как снаряжение является в целом расходным материалом, то существует постоянная необходимость его ремонта, замены и пополнения. Это является одной из проблем в развитии спортивного туризма в непрофильном вузе. Аудиторный фонд необходим для проведения теоретических занятий, организационных собраний, мастер-классов, встреч с путешественниками. Базы практик АлтГУ предоставляют возможность проведения турслетов, соревнований, тренировочных выездов. Так, например, территория базы учебных практик «Озеро Красилово», представляя собой в географическом плане холмисто-грядовый рельеф с сосновым бором, долгое время являлась местом проведения турслета АлтГУ. На базе практик «Чемал» (Республика Алтай) существуют возможности для проведения соревнований по водному туризму.

Организационные ресурсы обеспечивают качественную подготовку и проведение тренировочных выездов и туристских маршрутов. При решении задач обеспечения снаряжением, питанием, транспортной логистики, безопасности группы, оформлении необходимых документов и других главная роль принадлежит руководителю Турклуба.

Организация системы подготовки в спортивном туризме в АлтГУ, согласно общепринятой классификации, представлена следующими видами: общая, специальная, физическая и интегральная. Общая подготовка практически полностью осуществляется в рамках образовательного процесса в Институте географии, так как в рамках учебных дисциплин происходит получение разнообразных знаний, необходимых для эффективного осуществления туристской деятельности (в области экологии и охраны окружающей среды, географии, истории, культуры родного края и др.). Остальные виды подготовки реализуются силами Турклуба при поддержке спортивных общественных объединений Алтайского края и сторонних организаций (Федерация рафтинга и спортивного туризма Алтайского края, туроператор «Алтай-гид», Алтайская краевая федерация альпинизма (АКФА), спортивный клуб альпинистов г. Барнаула «Восхождение»). Поддержку оказывают Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, Министерство спорта Алтайского края, КГБУ ДО «Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» и др.

Формы проведения занятий представлены теоретическими занятиями, индивидуальными и групповыми тренировками, тренировочными выездами, участием в соревнованиях различного уровня и в туристических маршрутах. В процессе теоретических занятий у обучающихся вырабатываются умения использовать на практике полученные знания и опыт. Теоретические сведения доводятся до участников Турклуба в форме бесед, лекций, чтения специальной литературы и непосредственно во время тренировок, мастер-классов. Теоретический материал распределяется на учебный год с учетом уровня подготовки обучающихся. Индивидуальные и групповые тренировки проводятся на лыжной базе АлтГУ, в ленточном бору, а также в самостоятельном режиме участниками Турклуба. Тренировочные выезды Турклуба, как правило, осуществляются в Салаирскую тайгу, на базы учебных практик АлтГУ, в предгорья Алтая. Участие в соревнованиях и проведение походов обеспечивается силами участников Турклу-ба при поддержке АлтГУ.

Что касается физического и спортивного совершенствования студентов, то за время деятельности Турклуба участниками были выполнены разрядные нормативы, а также нормативы на звание КМС (рис. 6).

Ежегодно студенты Турклуба занимают в среднем 9 командных и 40 личных призовых мест, принимая участие в соревнованиях различного уровня. Согласно анкетному опросу, проведенного среди участников Турклуба в 2019—2020 учебном году, более 35 % студентов получили спортивный разряд по какому-либо виду туризма. При этом более половины опрошенных считают, что у членов Турклуба в целом высокий уровень психологической подготовки и средний — физической и технической (рис. 7).

Участники Турклуба, окончившие обучение в Алтайском государственном университете, нередко трудоустраиваются в качестве специалистов в области организации и осуществления туристских программ (гиды, инструкторы, менеджеры по туризму и др.).

Выводы

Таким образом, в Алтайском государственном университете в рамках деятельности Туристического клуба ведется практическая подготовка студентов по спортивному туризму, которую можно представить в виде модели, включающей в себя следующие компоненты: факторы развития туристской деятельности, ресурсы туризма,

4 1 4 4 пттттп 4 3 3

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

□ 1 разряд по рафтингу □ кмс по рафтингу

В1 разряд по спортивному туризму Экмс по спортивному туризму

Рис. 6. Динамика выполнения нормативных требований участниками Турклуба АлтГУ

с 2011 по 2020 гг. (чел.)

'4%

10%

шщ

14%

18%

18% \32%

Вид подготовки

А - физическая Б - техническая В - психологическая

61%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень подготовки '61% / □ высокий □ средний в низкий

СО затрудняюсь ответить

Рис.7. Уровень подготовки оо еидст

участники туристской подготовки (студенты и преподаватели). Реализация такой модели происходит при условии частичного слиянюг учебного процесса и организации занятий и мероприятий в Турклубе АлтГУ. Это позволяет содействовать формированию у студентов практических умений, необходимых для осуществления туристической деятесьносви.

Специф ика образовательной и научной деятельности Инсти^та географиг АлтИУ, с ндной гто-роны, создает предпосылки для развития спортивного ниизма в рамках вуз а, в с кВУг°й, — требуен

подготовленных в этой области специалистов. Анализ спортивного совершенствования студентов иаблагди сиортавнош туризиа иокгзал положительные тенденции как в количественных, так и в качественных показателях.

Дальнейшая деятельность Турклуба АлтГУ направлена на развитие таких направлений, как водный пН изнс ИаФтннг, лыжный, пеший и горный туризм, альпинизм, скалолазание, экологический Шризм, и таииг популярщлциюииеистско й деятельности и увеличение количества студентов, зангмсющихсс на посноякяой осноее.

Список литературы

1. Алтай туристический // Официальный сайт Алтайского края. — URL: https://www.altairegion22. ru/info/tour/.

2. Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И. В. Журавлева. — М., 2012. — 252 с.

3. Перминова, М. С. К вопросу о формировании здорового образа жизни студенческой молодежи (на примере Оренбургского государственного университета) / М. С. Перминова // Известия Саратовского государственного университета. Серия: Социология. Политология. — 2018. — Т. 18, вып. 1. — С. 30—36.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 География (уровень бакалавриата) : Приказ Мин-обрнауки России от 07.08.2014 № 955 (ред. от 09.09.2015) (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2014 № 33811) // КонсультантПлюс. — URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/050302.pdf.

5. Руденко, Г. В. Профессиональная подготовка студентов полевых специальностей средствами и

Поступила в редакцию 05 апреля 2020 г.

методами физической культуры / И. А. Панчен-ко, Г. В. Руденко // Человек и образование. — 2010. — № 2. — С. 103—106.

6. Туристический клуб // Официальный сайт Алтайского государственного университета — URL: http://www.asu.ru/university_life/tourism/ turclub/.

7. Халикова, С. С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи высших учебных заведений // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета / С. С. Халикова. — 2016. — Т. 7, № 2. — С. 157— 162.

8. Rudenko, G. V. Academic physical training service for field specialists / G. V. Rudenko, O. V. Kostro-min, V. A. Dorofeev // Theory and Practice of Physical Culture. — 2019. — № 3. — Р. 12—15.

Для цитирования: Мардасова, Е. В. Особенности подготовки студентов в спортивном туризме в непрофильном вузе / Е. В. Мардасова, А. В. Дудник, Н. Г. Прудникова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 1. — С. 142—149.

Сведения об авторах

Мардасова Елена Владимировна — старший преподаватель кафедры экономической географии и картографии института географии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия. E-mail: mardasova_ev@mail.ru

Дудник Андрей Викторович — старший преподаватель кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга института географии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия. E-mail: rafting22@mail. ru

Прудникова Наталья Геннадьевна — кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга института географии, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия. E-mail: belukha@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 1, pp. 142—149.

Tourist club as a form physical and sports improvement students

Mardasova E.V.1, Dudnik A.V.2, Prudnikova N.G.3

1 Altai State University, Barnaul, Russia. mardasova_ev@mail.ru

2 Altai State University, Barnaul, Russia. rafting22@mail.ru

3 Altai State University, Barnaul, Russia. belukha@mail.ru

The article presents an analysis of long-term experience of the students' training aspects in sports tourism in the Tourist club of the Altai state University. The reasons for the development of sports tourism in a non-core University are identified; resources for the development of sports tourism are identified and considered; the activity of the Tourist club as a form of physical and sports development of students is analyzed; the students' sport achievements are characterized; aspects of students' training were revealed.

One of the main tasks of the Russian national social policy is the health promotion of the citizens, including the student youth. At university physical education can be conducted by means of tourism as a kind of sport. The aim of the exploration is the analysis and identification of the students' training aspects in sports tourism in Altai State University. Within the framework of the exploration the following methods were used: theoretical analysis, synthesis, practical experience generalization, pedagogical observation, questionnaire survey.

As a result of the analysis made the following aspects of students' training were revealed. 1. Within the framework of the Altai State University Tourist Club activity the practical students' training is being performed. The training may be illustrated in the form of the model included the following components: the factors of the tourism development, tourism resources, the participants of the tourism training. 2. The factors of the sports tourism development in the Altai State University are the activity of the Institute of Geography and the development of the geographical education, the special features of Altai Krai geographic location, the development of the region travel industry. 3. Following tourism resources have been identified: human, methodic, non-human, organizational. 4. The dynamics of the quantitative and qualitative characteristics of the Tourist Club students' sports development is positive.

Keywords: sports tourism, students' training, physical education and sport, Tourist club.

References

1. Altaj turisticheskij [The Touristic Altai]. Ofi-cialnyj sajt Altajskogo kraya [Official website of the Altay Territory]. Available at: https://www.altaire-gion22.ru/info/tour/. (In Russ.).

2. Zdorove studentov: sociologicheskij analiz [Students Health: Sociological Analysis]. Moscow, 2012. 252 p. (In Russ.).

3. Perminova M.S. K voprosu o formirovanii zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi (na primere Orenburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta) [Revisiting the Student Youth Healthy Lifestyle Development (as exemplified by Orenburg State University)]. Izvestiya Saratovskogo gosu-darstvennogo universiteta. Nov. ser. Ser. Sociologiya. Politologiya. [Izvestiya of Saratov State University. New Series. Sociology. Politology.], 2018, vol. 18, pp. 30—36. (In Russ.).

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 no. 955 (red. ot 09.09.2015) «Ob utverzhdenii federal-nogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 05.03.02 Geografiya (uroven bakalavriata)» (Zareg-istrirovano v Minyuste Rossii 25.08.2014 no. 33811) [The Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation «The approval of the Federal state educational standard of higher professional edu-

cation for the educational programme 05.03.02 Geography (qualifiction (Bachelor degree)» (registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 25.08.2014 no. 33811)]. KonsultantPlyus [Consul-tantPlus]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvob/050302.pdf. (In Russ.).

5. Rudenko G.V. Professional'naya podgotovka studentov polevyh specialnostej sredstvami i meto-dami fizicheskoj kultury [Professional training of students of field specialties by methods of physical culture]. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2010, no. 2. pp. 103—106. (In Russ.).

6. Turisticheskij klub [Tourist Club]. Oficialnyj sajt Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Official website of Altay State University]. Available at: http:// www.asu.ru/university_life/tourism/turclub/. (In Russ.).

7. Halikova S.S. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodezhi vysshih uchebnyh zavedenij [The Development of the Student Youth Healthy Lifestyle at Higher Education Institutions]. Uchenye zametki Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientists notes Pacific State University], 2016, vol. 7, no. 2, pp. 157—162. (In Russ.).

8. Rudenko G.V., Kostromin O.V., Dorofeev V.A. Academic physical training service for field specialists. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 3, pp. 12—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.