Механизмы развития студенческого спортивного туризма в Российской Федерации
Кутьин Илья Викторович,
к.п.н., доцент Института туризма и гостеприимства, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» E-mail: [email protected]
Андропова Елена Михайловна,
ст. преподаватель кафедры «Рекреации и спортивно-оздоровительного туризма», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК) E-mail: [email protected]
Романенков Алексей Игоревич,
доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях», ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева E-mail: [email protected]
Голушко Татьяна Викторовна,
к.псих.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) E-mail: [email protected]
Колганова Елизавета Юрьевна,
к.п.н., доцент кафедры «Физического воспитания и здоровья», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) E-mail: [email protected]
В статье предпринята попытка определения механизмов развития студенческого спортивного туризма в РФ. Спортивный студенческий туризм является уникальной комплексной технологией нравственного и физического воспитания молодежи, оздоровления населения, требующей минимальных государственных вложений со стороны государства и самого туриста. Высокая эффективность данной технологии определяется тем, что спортивный студенческий туризм развивает наиболее знаковые качества личности студенческой молодежи, важные для него и современной России, имеет военно-прикладное значение для вузовской молодежи.
Дальнейшее формирование идеологии развития спортивного туризма целесообразно структурировать в виде перечня основных целей, проблем и особенностей движения, условно разделить их на базовые, внешние и внутренние. Их решение сегодня и в будущем будет в итоге реализацией идеологии развития спортивного студенческого туризма. На сегодня необходимо принятие следующих стратегических решений в рамках данной идеологии: при региональных студенческих общественных образованиях по спортивному туризму активизировать работу по созданию студенческих лиг и вузовских турклубов; организовать учебную и научно-методическую работу по студенческому и спортивно-оздоровительному туризму в вузах РФ; развивать Лигу студенческого спортивного туризма России [4, 9].
Ключевые слова: студенческий спортивный туризм, студенты, турклуб, федерация спортивного туризма, студенческий спорт, туристские дестинации, туристская отрасль.
Спортивный туризм - это общенациональный вид спорта в России, отражающий традиции нашего народа. Спортивным туризмом в России занимаются около 3 млн человек.
Федерация спортивного туризма России (рис. 1) объединяет 72 региональные федерации и отделения субъектов Российской Федерации. Вид спорта «Спортивный туризм» включен во Всероссийский реестр видов спорта под номером 0840005411Я.
Рис. 1. Официальный логотип Федерация спортивного туризма России
В соответствии с приказом Министерства спорта РФ (далее - Минспорта) от 19 марта 2018 г. Федерация спортивного туризма России прошла государственную аккредитацию по виду спорта «спортивный туризм» до 31 марта 2022 года и включена в реестр общероссийских спортивных федераций.
Главным механизмом регулирования как всей туристской отрасли в целом, так и спортивного туризма в частности является реализация мер по поддержке программ и проектов развития туризма в Российской Федерации, в том числе мер по развитию специальной спортивной туристской инфраструктуры, мер по повышению инвестиционной привлекательности спортивной туристской индустрии на территории Российской Федерации в том числе реализация мер по развитию системы продвижения спортивной туристской отрасли на внутренний и внешний рынки [7].
Особую тревогу вызывает малая численность разрядников и спортсменов, имеющих спортивные звания (табл. 1). Тревожным фактором является нестабильность выполнения спортивных разрядов высокого уровня.
В данном исследовании была предпринята попытка создания наиболее эффективной структуры взаимодействия ФСТР с федеральными министерствами и федеральными агентствами для создания эффективной базы (в том числе нормативно-правовой) для развития студенческого спортивного туризма (рис. 2).
сз о
о Л о
о сз о в
Таблица 1. Численность разрядников и спортсменов, имеющих спортивные звания за период 2016-2019 гг.
Численность разрядников и спортсменов, имеющих спортивные звания Массовые разряды Первый разряд КМС МС ЗМС
2016 2632 127 110 19 0
2017 2891 153 101 27 0
2018 2507 117 62 25 0
2019 2909 154 108 37 0
в и
Рис. 2. Структура взаимодействия ФСТР с федеральными министерствами и федеральными агентствами
Сочетание эффективной структуры взаимодействия ФСТР с федеральными министерствами и федеральными агентствами есть ключ к формированию полноценного движения.
Гармоничность функционирования данной структуры может быть обеспечена выполнением ряда условий и принципов, а именно:
- тесная взаимосвязь структуры взаимодействия ФСТР с федеральными министерствами и федеральными агентствами и отсутствие разрывов и не охваченных зон с точки зрения управления, контроля и единства системы проведения мероприятий;
- наличие широкой номенклатуры знаков отличия и званий;
- единых нормативных требований, и т.д.
В настоящее время в сфере спортивного студенческого туризма накопилось значительное количество проблем. С точки зрения идеологии спортивного студенческого туризма необходимо отметить следующие основные ориентиры, проблемы и цели:
- заметно ухудшилось состояние дел по части проведения учебных мероприятий по подготовке всей номенклатуры кадров от туристского организатора до инструкторов и гидов-проводников высшего уровня;
- имеет место высокий уровень ведомственности в сфере управления активным туризмом, нет единого органа, занимающегося координацией всех процессов, происходящих в движении. Всё это происходит на фоне отсутствия чёткого понятийного аппарата и отсутствия реального финансирования. При этом основная доля проблем по отработке нормативной базы спортивного студенческого туризма и роль ключевого координатора возложены на общественную ор-
ганизацию - ФСТР и её структурные подразделения. При этом ФСТР лишена реальных прав по любому из направлений развития активного туризма. С другой стороны, смысловые аспекты принятия решений в сфере спортивного туризма и накопленный интеллектуальный потенциал аккумулирован именно в рамках Федерации спортивного туризма. Идеологически было бы оправданным ФСТР взять на себя функции координатора и основного разработчика единой системы обеспечения безопасности сферы активного туризма, привлекая в неё представителей МЧС, местные органы власти, Минобрнауки, Минэкономразвития, руководителей ССУЗов и ВУЗов и другие заинтересованные ведомства и общественные движения [1, 6, 8].
Исходя из вышесказанного, целесообразно выстроить единую систему, которая могла бы решить следующий ряд важных проблем:
- создать единую нормативную базу активного туризма, основанную на прозрачности понятийного аппарата;
- воссоздать под эгидой Федерации современную всероссийскую систему подготовки кадров для активного туризма;
- доработать существующую на сегодня систему профилактики, контроля и спасения туристов на активных маршрутах, независимо от ведомств за них отвечающих.
Для решения задач подготовки спортивного резерва необходимо:
- проведение работы по увеличению количества турклубов при ВУЗах, осуществляющих подготовку спортивного резерва;
- содействие организациям, использующим в названии словосочетание студенческий спортивный туризм;
- совершенствование системы соревновательной деятельности для студенческой молодежи;
- разработка и внедрение федерального стандарта спортивной подготовки студенческой молодежи по спортивному туризму. Высказанное по содержанию вопроса об идеологии развития спортивного студенческого туризма не есть окончательный вариант решения этой непростой проблемы. Это достаточно личностный материал, требующий дополнений и иных, возможно альтернативных мнений. Его нужно воспринять спокойно и работать над приданием ему более чёткого и точного облика, используя все виды и уровни общений между активом ФСТР и студенческими турклубами.
Кроме всего прочего, с целью популяризации студенческого спортивного туризма в России, а также для привлечения как можно более широкого круга участников соревнований следует проводить первенства между организациями высшего образования.
Предпринятая попытка определения механизмов развития студенческого спортивного туризма в Российской Федерации способствовала откры-
тию нового органа самоуправления студенческих турклубов, работающих в системе Федерации спортивного туризма России -Ассоциация студенческих турклубов России (рис. 3).
Таблица 2. Динамика числа отделений по спортивному туризму в ВУЗах и занимающихся в них спортсменов в период 20162019 гг.
Рис. 3. Официальный логотип ассоциации студенческих клубов
Теперь руководители более 100 студенческих турклубов коллегиально могут принимать стратегически важные решения для развития студенческого спортивного туризма на территории РФ. Члены Ассоциации получают поддержку от Федерации спортивного туризма России, содействуют появлению новых туристских клубов, проводят соревнования по спортивному туризму среди студентов [3, 5].
Целесообразно также создание Общероссийской студенческой лиги спортивного туризма. Задача Общероссийской студенческой лиги спортивного туризма должна заключаться в проведении соревнований по единому Регламенту, вовлечение в структуру их проведения всех существующих студенческих команд, повышение качества проведения соревнований, а также содействие созданию новых команд в большем количестве субъектов Российской Федерации.
Перспективным является также формирование Центров спортивного туризма на базе федеральных профильных организаций высшего образования, прежде всего на базе организаций высшего образования, находящихся в ведении Минспорта России:
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК);
Национальный исследовательский университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (НГУ им. П.Ф, Лесгафта);
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»;
ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры»;
ФГБОУ ВО «Смоленская государственная академия физической культуры».
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в турклубах при ВУЗах и иных организациях, осуществляющих спортивную подготовку.
Динамика числа отделений по спортивному туризму в ВУЗах и занимающихся в них спортсменов в период 2016-2019 гг. приведена в таблице 2.
Год Всего отделений Всего занимающихся
2016 258 16,7 тыс.
2017 140 10,5 тыс.
2018 142 10,3 тыс.
2019 158 10,2 тыс.
Таким образом, число отделений спортивного туризма с 2016 по 2019 год увеличилось на 12%, число спортсменов сократилось на 3%.
Идеология развития спортивного студенческого туризма по каждому блоку или направлению предполагает конкретный перечень реальных дел и шагов по её реализации. Многие из них могли бы быть уже сейчас сформулированы, но нужно понимание того, все ли они нужны или их нужно существенно дополнить и выбрать наиболее эффективную форму их реализации.
Литература
1. Востоков И.Е. Основные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма в России [Текст] / И.Е. Востоков. М.: 2006. С. 6.
2. Квартальнов В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1998. Т. 5. 248 с.
3. Квартальнов В.А., Зорин И.В., Чепик В.Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. М.: РМАТ, 1997. С. 8-18
4. Кутьин И.В., Андропова Е.М., Романен-ков А.И. Проблемы и перспективы развития молодежного спортивно-оздоровительного туризма в Крыму // Научный журнал «Сервис в России и за рубежом» 2016. Т. 10, № 8 (69). С. 42-50.
5. Лагусев Ю.М. Социально-педагогические основы подготовки специалистов в сфере туризма // Актуальные проблемы туризма. Программно-целевые принципы реализации концепции развития туризма в Подмосковье. М., 1999.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2013 № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов».
7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 571 «Об утверждении правил вида спорта «спортивный туризм».
8. Приказ Минспорта России от 21.11.2017 № 1007 об утверждении Концепции развития
о о
о о
—I ©
о
о
о ©
ш 2э
св 2э
студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года». 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 2570-р.
MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Kutin I.V., Andropova E.M., Romanenkov A.I., Golushko T.V., Kolganova E. Yu.
Russian State University of Tourism and Service
The article attempts to determine the mechanisms for the development of student sports tourism in the Russian Federation. Sports student tourism is a unique complex technology of moral and physical education, youth, health improvement of the population, requiring minimal state investments from the state and the tourist himself. The high efficiency of this technology is determined by the fact that sports student tourism develops the most landmark personality qualities of student youth, important for him and modern Russia, has military-applied importance for higher education youth. For any mass socially significant movement, a generalizing goal must be formulated in shaping its ideology. In student sports tourism it can consist in achievement of high sports results at the level of Russian national team, as well as mass sports to attract to active healthy lifestyle of student youth. Further formation of ideology of development of sports tourism it is advisable to structure in the form of a list of main goals, problems and peculiarities of movement, to conditionally divide them into basic, external and internal. At the same time their decision today and in the future will eventually be the implementation of ideology of development of sports student tourism. To date, it is necessary to adopt the following strategic decisions within the framework of this ideology: in the regional student public entities on sports tourism, intensify the work on the creation of student leagues, and higher educational institutions of tourist clubs;
organize educational and scientific and methodological work on student and sports tourism in higher education institutions of the Russian Federation; development of the League of student sports tourism of Russia [4, 9].
Keywords: student sports tourism, students, tourist club, federation of sports tourism, student sports, tourist destinations, tourism industry.
References
1. Vostokov I.E. Main conceptual aspects of the system of sports tourism development in Russia [Text] / I.E. Vostokov. M.: 2006.P. 6.
2. Kvartalnov V.A. Methods of professional training and training of specialists in tourism in Russia / / Tourism: theory and practice. Moscow: Finance and statistics, 1998. Vol. 5. 248 p.
3. Kvartalnov V. A., Zorin I.V., Chepik V.D. and others. State educational standard of higher professional education in the specialty "Recreation and tourism": Project // Actual problems of tourism. Moscow: rmat, 1997. Pp. 8-18
4. Kutin I. V., Andropova E.M., Romanenkov A.I. Problems and prospects of development of youth sports and health tourism in the Crimea // Scientific journal "Service in Russia and abroad" 2016. Vol. 10, No. 8 (69). Pp. 42-50.
5. Lagusev Yu.M. Socio-pedagogical bases of training specialists in the field of tourism // Current problems of tourism. Programtarget principles for implementing the concept of tourism development in the Moscow region. Moscow, 1999.
6. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 13.09.2013 No. 1065 "On approval of the procedure for the implementation of school and student sports clubs".
7. Order of the Ministry of sports of the Russian Federation of July 22, 2013 No. 571 "On approval of the rules of the sport "sports tourism".
8. Order of the Ministry of sports of Russia dated 21.11.2017 No. 1007 "On approval of the Concept of development of student sports in the Russian Federation for the period up to 2020".
9. The government of the Russian Federation of 29 November 2014 No. 2403-R on approval of the Fundamentals of state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025 and the action Plan for implementation of the framework of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025, approved by decree of the Government of the Russian Federation from 12.12.2015 No. 2570-R.
e
u
CM CO