Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ИГРОВЫЕ ПОДХОДУ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛЕЙ'

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ИГРОВЫЕ ПОДХОДУ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА ТЕРРИТОРИИ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калугина Диана Александровна, Павлова Ева Андреевна, Савина Екатерина Игоревна, Сальцев Андрей Александрович

Формирование привлекательного для инвестиций и туризма образа территории неразрывно связано с выявлением внутренних ресурсов и их актуализацией. Задачей исследования стал поиск концептуальных решений организации туристических пространств, отвечающих возросшим потребностям современного человека. При оценке получившихся результатов авторы статьи исходили из представлений «экономики впечатлений», предполагающей наличие в товаре или услуге таких составляющих как эстетика, развлечение, обучение, участие. В качестве метода исследования было выбрано игровое моделирование. В общей сложности в серии деловых игр приняло участие 216 человек (работников администраций, представителей бизнес среды и учащейся молодежи) из 13 муниципалитетов Свердловской области, что является достаточной базой для эмпирического исследования такого типа. В ходе игры командам было предложено сформировать уникальные туристические пространства. Выбор пространства осуществлялся через призму индивидуального восприятия потребителя, в основу мотивации которого заложены любознательность, здоровый образ жизни и поиск смыслов своего существования. Результатом проведенных нами игр стали 44 модели пространства, которые по преобладающим признакам можно разделить на несколько типов: «природа», «город», «парк», «фестиваль», «эко-деревня», «многофункциональное пространство» и т.п. Наибольшей популярностью у потребителей («путников») пользовались по итогам голосования многофункциональные пространства, где были максимально задействованы возможности муниципального образования. Полагаем, что будущее уральского туризма состоит в формировании гибких многофункциональных пространств, которые повлекут развитие инфраструктуры территорий, позволят «встроить» в свою систему бизнесы местного населения и создать привлекательную для россиян и гостей страны уральскую «экономику впечатлений» в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST AREAS AS DRIVERS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT: GAME APPROACH TO MODEL FORMATION

The formation of an attractive image of the territory for investment and tourism is inextricably linked with the identification of internal resources and their actualization. The research task was to search for conceptual solutions to the organization of tourist areas that meet the increased needs of modern people. When assessing the obtained results, the authors of the article proceeded from the ideas of the “experience economy”, which assumes the presence of such components as aesthetics, entertainment, training, participation in a product or service. Game modeling was chosen as the research method. In total, 216 people (employees of administrations, representatives of the business environment and students) from 13 municipalities of the Sverdlovsk region took part in the series of business games, which is a sufficient basis for an empirical study of this type. During the game, the teams were asked to form unique tourist areas. The choice of area was made through the prism of consumer’s individual perception, whose motivation is based on curiosity, healthy lifestyle and the search for the meanings of their existence. The results of the games we conducted were 44 area models, which, according to the prevailing characteristics, can be divided into several types: “nature”, “city”, “park”, “festival”, “eco-village”, “multifunctional space” etc. Following voting results, the most popular among consumers (“travelers”) were multifunctional areas where the municipal potential was used to the maximum. The future of Ural tourism is understood as flexible multifunctional areas development which will lead to the territorial infrastructure development, will allow local businesses to be “integrated” into their system and create an attractive Ural “experience economy” in the field of tourism for Russians and the country guests.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ИГРОВЫЕ ПОДХОДУ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛЕЙ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-53-65

ВАК: 08.00.05

ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ИГРОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛЕЙ

АННОТАЦИЯ:

Формирование привлекательного для инвестиций и туризма образа территории неразрывно связано с выявлением внутренних ресурсов и их актуализацией. Задачей исследования стал поиск концептуальных решений организации туристических пространств, отвечающих возросшим потребностям современного человека. При оценке получившихся результатов авторы статьи исходили из представлений «экономики впечатлений», предполагающей наличие в товаре или услуге таких составляющих, как эстетика, развлечение, обучение, участие.

В качестве метода исследования было выбрано игровое моделирование. В общей сложности в серии деловых игр приняло участие 216 человек (работников администраций, представителей бизнес-среды и учащейся молодежи) из 13 муниципалитетов Свердловской области, что является достаточной базой для эмпирического исследования такого типа. В ходе игры командам было предложено сформировать уникальные туристические пространства. Выбор пространства осуществлялся через призму индивидуального восприятия потребителя, в основу мотивации которого заложены любознательность, здоровый образ жизни и поиск смыслов своего существования.

Результатом проведенных нами игр стали 44 модели пространства, которые по преобладающим признакам можно разделить на несколько типов: «природа», «город», «парк», «фестиваль», «эко-деревня», «многофункциональное пространство» и т.п. Наибольшей популярностью у потребителей («путников») пользовались по итогам голосования многофункциональные пространства, где были максимально задействованы возможности муниципального образования.

Полагаем, что будущее уральского туризма состоит в формировании гибких многофункциональных пространств, которые повлекут развитие инфраструктуры территорий, позволят «встроить» в свою систему бизнесы местного населения и создать привлекательную для россиян и гостей страны уральскую «экономику впечатлений» в сфере туризма.

Эпоха впечатлительных

начение туризма в жизни отдельного человека и общественного развития в целом за последние десятилетия возросло буквально по экспоненте. Антиковидные ограничения показали в режиме «от обратного», насколько привычными для нас стали путешествия. Возможность увидеть мир своими глазами, познакомиться с культурой и обычаями другой страны или региона стала одной из составляющих по-

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Калугина Диана Александровна

Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и kalugina-da@ranepa.ru Павлова Ева Андреевна Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и pavlova-eva@ranepa.ru Савина Екатерина Игоревна Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и esavina-20@edu.ranepa.ru Сальцев Андрей Александрович Уральский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66) и saltsev-aa@ranepa.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

туризм, туристическое пространство, инфраструктура территории, экономика впечатлений, инновационная деловая игра.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Калугина Д.А., Павлова Е.А., Савина Е.И., Сальцев А.А. Туристические пространства как драйвер развития территорий: игровые подходы к формированию моделей // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2. С. 53-65.

вседневности человека эпохи «экономики впечатлений» - новой социально-экономической ступени после экономики товаров и услуг. Согласно выводам Джозефа Пайна и Джеймса Гил-мора, потребитель XXI века хочет приобрести не просто товар или услугу, а связанные с ним эмоции, ощущения. В таком контексте впечатление понимается уже не просто как развлечение, а вовлечение клиента в действие. Оно складывающееся из таких элементов, как развлечение (ощущать), эстетика (воспринимать), обучение (получать новый опыт) и конструирование новой реальности (участвовать в создании своего впечатления)[1].

Туризм, безусловно, является одной из тех сфер жизни, которые в первую очередь охватила экономика впечатлений, ведь «впечатления - это та желанная субстанция, ради которой обыватель покидает свое жилище и готов преодолевать любые пространства», - замечает Т. Е. Иванова [2, с.59]. Путешествия обеспечивают удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей людей, восстанавливают физические силы и повышают качество жизни. Тема влияния экономики впечатлений на сферу услуг, общественного питания, организации досуга и т.п. приобрела популярность у исследователей более 10 лет назад [3,4,5]. Не отстала в этом плане и сфера туризма. Взаимосвязи возросшего стремления человека получать разнообразные впечатления и процесса развития туризма посвящены как научные статьи, так и учебные курсы в образовательных программах вузов. Влияние феномена «впечатление» на развитие туризма как такового и сферы гостеприимства в целом рассматривали В. М. Осокин [6], Т. Г. Зайнул-лина [7], Н. В. Новичков, А. В. Но-вичкова, О. В. Малыгина [8].

Значительный интерес представляют собой труды, посвященные конкретным регионам.

С. А. Лебедева исследовала ту-ристско-рекреационные возможности Камчатского края как источника впечатлений [9]. Перспективы развития туристической отрасли в контексте экономики впечатлений рассмотрели для Алтайского края А. А. Хат-кевич [10], для Тульской области А. С. Малафий, А. А. Фатуе-ва, К. С. Промыслова [11].

Особый интерес для нашего исследования представили работы министра культуры республики Крым В. В. Новосельцевой, в которых исследуется производство впечатлений как фактора успешного культурного и экономического развития и как технологии развития территорий [12, 13]. Примечательно также исследование В. С. Орловой, обозначившей туризм как драйвер инновационного развития не только городских или рекреационных, но и сельских территорий [14].

Непосредственное отношение к теме исследования имеет статья О. Н. Астафьева, С. Н. Горуш-киной «Инфраструктура культуры локальных территорий и место проектной деятельности в ее развитии» [15]. Отмечая важность региональных целевых программ, авторы выявили особое значение креативных идей, ло-

кальных проектов, инициаторами которых являются организации культуры, некоммерческие организации и частные лица. В статье приведен пример продвижения таких проектов к «развернутой программе модернизации конкретной территории ресурсами культуры». Это российская программа «Культурная столица Поволжья», позволившая, по мнению авторов, «повысить конкурентоспособность таких городов, как Ульяновск, Киров, Нижнекамск, Чебоксары, Ижевск, Димитровград, Ново-чебоксарск за счет развития городской культуры:инновацион-ных решений по организации музеев, театров, библиотек, а также поддержки локальных проектов и творческих инициатив (по совершенствованию инфраструктуры, освоению новых публичных городских пространств, продвижению бренда, решению социальных проблем и т.д.)» [15, с. 108-109].

Следовательно, туризм не развивается просто сам по себе как услуга. С. А. Лебедева замечает, что «туристская отрасль... является ярким примером сферы, относящейся к экономике впечатлений и ощущений, так как включает в себя не только гостиницы, транспорт, обслуживание, но и смеж-

Рис. 1. В развитии событийного туризма главное - набраться терпения. Уличный фестиваль музыкальных фильмов в Екатеринбурге сумел дойти до уровня «дождь - не помеха».

Игровая динамика позволяет выявить представление о будущем пространстве как некоем континууме «человек-место»

ные с туризмом отрасли, впечатления от услуг и товаров которых остаются у путешествующих» [9].

Далее автор делает вывод о контексте путешествий, опираясь на мнение А. Н. Колодий о пяти основных элементах инфраструктуры туризма:

• сцена или пространство: территория, здания,архитектура — интерьер и экстерьер;

• объекты: коллекции, выставки;

• материалы для интерпретации: доски информации, таблички, указатели, карты, путеводители;

• программы: развлекательные и образовательные программы, экскурсии;

• дополнительные услуги: кафе, рестораны, сувенирные магазины [16, с. 225].

Территориям развитие туризма дает, таким образом, стимул для совершенствования инфраструктуры, поиска внутренних возможностей, развития экономики, занятости населения.

Тогда мы идем к вам

овестку активизации внутреннего и локального туризма для Свердловской области актуализировал кризис, связанный с затрудненным или даже невозможным перемещением в другие страны, вызванный пандемией корона-вируса, а затем текущими политическими событиями и санкциями со стороны недружественных государств. Что, в свою очередь, привлекло внимание к проблеме формирования образа комфортного, интересного, «впечатляющего», а также безопасного для посещения туристами региона. Насущность поднятой темы подтверждается решением Губернатора Свердловской области о создании самостоятельного Департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области [17].

Одним из первых решений нового органа власти было создание масштабного проекта по развитию инфраструктуры на терри-

тории 15 населенных пунктов -туристический кластер «Гора Белая». Цель данного проекта - продвижение бренда Урала, развитие региона, а также повышение внимания к внутреннему и внешнему туризму как жителей Свердловской области, так и ее гостей.

Развитие туристической сферы имеет особую значимость по ряду причин:

• туристская индустрия внесет вклад в решение такой задачи, как повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей Свердловской области;

• рост привлекательности Свердловской области как туристского направления приведет к повышению конкурентоспособности региона для частных и государственных инвестиций;

• развитие культурных и имиджевых объектов будет способствовать диверсификации социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе моногородов, расположенных на территории Свердловской области;

• появление новых возможностей трудоустройства привлечет людей, как «путешествующих вслед за работой» (активное работоспособное население), так и «путешествующих вместе с работой» (тех, у кого есть возможность работать удаленно).

В связи с этим мы задались вопросом: «Какой туризм следует развивать сегодня, чтобы он был актуален через 10 лет?». Ведь туризм — это не просто развлечения, это своего рода катализатор развития территории, следователь-

но, он требует стратегического подхода к проектированию новых моделей. Востребованным методом моделирования в социально-экономической сфере в настоящее время является деловая игра.

Вся жизнь - игра

/гровые технологии применяются в педагогике, в экономике, в сфере информационных технологий, в бизнес-практиках. [18, 19, 20]. Игровые методы диагностики позволяют выявить сложные структуры общественного сознания, которые люди, как правило, не осознают и не могут проявить рационально. Поэтому в игровом пространстве моделируется ситуация, в которой люди ведут себя естественно, то есть действуют, не особо задумываясь, а значит, проявляют свои истинные качества, выдают подлинные, а не надуманные идеи при построении тактик и стратегий.

Известный социолог, специалист в области стратегического менеджмента, организационного развития и инноватики, президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов России В. С. Дудченко предложил технологию инновационной игры «как метода группового решения широкого класса сложных слабоструктурированных проблем перспективного характера» [21]. Анализируя и классифицируя деловые игры, автор приходит к выводу, что именно инновационная игра решает проблемы практического развития, исследования и решения проблем, смещая акцент с вопроса «почему?» на вопрос «как?» [22].

Над проектами в сфере гостеприимства стоит задуматься главам и предпринимателям даже «нестоличных» муниципалитетов

При выборе и проектировании технологии проведения эмпирического исследования, исходя из его цели и задач, мы опирались на подход к инновационной деловой игре, предложенный В. С. Дудченко - групповое решение слабоструктурированной проблемы перспективного характера. С точки зрения концепции «экономики впечатлений», игровая технология также представляется эвристич-ной, поскольку предполагает наличие всех элементов впечатления, рассмотренных нами выше: развлечение (это игра!), эстетика (атрибуты игрового пространства), обучение посредством активного участия, конструирование новой реальности через погружение в игровое действие (игра происходит «здесь и сейчас»).

Стоит заметить, что игровые методы в исследовании имеют смысл только при достаточно большом количестве повторений. В этом случае за счет анализа схожих моделей поведения и образов можно выявить закономерности, а эти закономерности с высокой степенью вероятности можно считать объективными. В игровую ситуацию вовлекаются люди, способные скорректировать свою жизненную позицию и вырваться из заданного сценария, именно они способны продуктивно работать в инновационной деловой игре.

В процессе игровой динамики предполагалось выявить комплексное представление активной части населения муниципалитета о будущем пространстве муниципального образования как своеобразном континууме «человек-место», драйвером развития которого является туризм.

Цель определила следующие задачи:

1) выбрать методологию и методы исследования;

2) реализовать комплекс исследовательских мероприятий;

3) получить виртуальные модели пространств муниципали-

тетов будущего через представление о впечатлениях и ощущениях человека в этом пространстве;

4) создать банк идей, перспективных проектов и творческих инициатив развития инфраструктуры муниципалитетов и туристической сферы на Урале.

В состав команд вошли представители городских администраций, бизнес-сообществ и даже школьники, то есть те, кто знает специфику территории и способен сформулировать запросы потенциального потребителя при планировании пространства.

В деревню. В глушь. В будущее

Задавая игровую ситуацию, мы исходили из представления о том, что история цивилизации как таковая представляет собой построение человеком комфортного пространства, ориентированного на удовлетворение его потребностей. Командам игроков - жителям сугубо провинциальных городков и поселков - мы предложили построить туристическое пространство будущего (через 10 лет) путем осмысления в нем места и ощущений человека.

На входе в игровую ситуацию каждой группе был предоставлен текст мини-лекции по основам футурологии. Таким образом, участники игры получили представление, что процессы, в которые они включаются, предполагают своего рода управление «будущим из настоящего». Во-первых, сфера туризма имеет объемный и сложный внешний контекст, во-вторых, гори-

зонты планирования следует закладывать минимум на 10-15 лет, поскольку мир стремительно меняется и для того, чтобы быть конкурентоспособным не только сейчас, но и в будущем, важно действовать на опережение реалий сегодняшнего дня.

Далее слушателям было предложено осмыслить несколько тезисов:

1.Туризм на Урале является достаточно новым явлением, и это явление связано с тем, что в массовом сознании людей появляется образ комфортного Урала, на котором можно жить. Здесь стоит сказать, что Урал никогда не воспринимался как туристический регион. Мы привыкли к тому, что вынуждены бороться с погодными условиями, носить теплую одежду, защищая себя от холодов и осадков, однако сейчас этот образ меняется и туризм становится новой отраслью развития Урала.

2. Мировой туризм перестает быть просто развлечением, он становится частью рабочего процесса. У людей, способных выполнять такую работу, как создание проектов, компьютерных программ, аналитических отчетов, очень высокий уровень мобильности, их рабочее место отныне не привязано к конкретному помещению, оно подвижно. Такие сотрудники могут работать из любой точки мира. В этом контексте также появляются новые задачи для развития территорий. По сути, это отдельная категория клиентов, в работе с которыми бизнесу стоит ориентироваться не только на какой-то стандартный набор ту-

ристических продуктов, но и учитывать такие явления, как вор-кэйшн - передвижение с собственным рабочим местом.

3. Векторы развития человеческих предпочтений постоянно меняются. С течением времени достаточно серьезно преобразовался наш рацион питания: если 30 лет назад у нас был довольно стандартный набор продуктов, большую часть которых мы выращивали сами в огородах, на дачных участках, то сейчас супермаркеты представляют нам очень широкий ассортимент продуктов из разных стран. С расширением возможностей предпочтения людей меняются, и мы понимаем, что дальше этот процесс тоже будет продолжаться. Учитывая сегодняшние поиски в области пищевых технологий, мы можем только предполагать, какие предпочтения в питании будут через 10 лет, но очевидно, что изменения произойдут.

4. Также стоит сказать о физической активности: если раньше мы были вынуждены добывать себе еду путем тяжелого физического труда, условно говоря, «ходить за плугом», то сейчас в этом нет необходимости, мы все можем купить в магазине, однако потребность в физической активности никуда не ушла. Мы по-прежнему ну-

ждаемся в физических нагрузках, просто сейчас мы тратим энергию в спортзалах на тренажерах. И мы по-прежнему нуждаемся в физическом труде, а значит, можно прогнозировать условные агрофитнес и техно-фитнес, где люди смогут поработать в свое удовольствие и для поддержания здоровья.

5. Появились новые тренды отношения людей к собственному внутреннему миру, к сфере душевного покоя. Только задумайтесь, насколько больше сейчас люди занимаются своим внутренним миром. Пару десятков лет назад, люди, увлекающиеся медитациями, йогой, были скорее редкостью, их хобби было необычно, уникально. Сегодня же этим никого не удивишь, популярность увлечений возросла, и гораздо большее количество людей стало интересоваться своим ментальным здоровьем.

После обсуждения заготовленных тезисов игрокам предлагалось самостоятельно подумать о том, какое будущее они себе представляют. Перед нами стояла задача погрузить и ввести в процесс построения туристических пространств завтрашнего дня людей, не занимающихся футурологией, поделиться с ними существующими трендами и моделями будущего.

Мы считаем, что на туристические пространства будут влиять все перечисленные тенденции: изменение положения туризма в мире, в частности, смещение фокуса с развлекательного туризма на образовательный; изменение отношения людей к своему внутреннему миру, к питанию, физической активности; смена образа жизни, предпочтений и интересов. Все эти тенденции будут влиять на туристический бизнес, а значит, нынешним предпринимателям и главам даже «нестоличных» муниципалитетов уже сейчас стоит задуматься над перспективами развития проектов сферы гостеприимства на своих территориях.

Понимание мотивов потенциального туриста является залогом разработки продукта, соответствующего потребительским ожиданиям. Из возможных характеристик основных сегментов туристского спроса, наиболее полно представленных в монографии А. Д. Чудновского и М. А. Жуковой, выберем психолого-поведенческие параметры анализа, предполагающие такие мотивы, как оздоровительный туризм, профессионально-деловой туризм, спортивный и познавательный туризм [23, с. 24-25].

Путники и спутники

Участники игры были разделены на шесть команд. Игрокам трех команд предлагалось изобразить пространство будущего, описать его таким, каким они его представляют. Здесь важно отметить, что понятие «пространство» было выбрано не случайно, потому что это может быть что угодно - все, что есть в фантазиях группы. Задача сводилась к тому, чтобы заполнить его объектами, событиями, связями - словом, сделать так, чтобы в эти пространства захотели пойти путники.

Оставшиеся три команды играли за путников: первый - это путник, у которого есть свои ду-

Рис. 2. Смещение фокуса с развлекательного туризма на образовательный дает стимул к развитию новых музейных проектов, реконструкции объектов и событий.

шевные метания (что бы это ни обозначить тенденции развития значило), второй путник любо- территорий, спрогнозировать по-знательный, третий - это пут- тенциального потребителя туник, который занимается само- ристических продуктов. развитием в широком смысле По итогам игры мы получи-слова. Команды, которые игра- ли 44 модели пространства и ют за персонажей, должны опи- три социально-психологических сать своего героя, рассказать, что портрета путешественника. это за человек, как он живет, Сначала рассмотрим набор сколько ему лет, чего он хочет. представлений команд о том, ка-Суть игры заключается в том, ков клиент туристического сег-чтобы путники нашли себя в од- мента, что его заботит (какова ном из пространств. Побеждает его «боль»), о чем он думает, что то пространство, которое выбе- будет востребовано, на что сле-рут наибольшее количество пут- дует делать ставку. ников. В результате игры у нас

получились разные комбинации, Путник С душевными

например, все путники выбрали метаниями

одно пространство или два пут- еловек с душевными ме-

ника выбрали одно простран- таниями в большинстве

ство, а третий его выбрал во случаев изображался участ-

вторую очередь и так далее. Пут- никами игры одиноким

ники могли поставить 4 оценки: мужчиной средних лет, пример-

1, 2, 3 либо 0, если путник вооб- но 30 -40 лет, он является мене-

ще не собирается посещать это джером среднего звена, имеет

пространство. стандартные хобби.

Данная методика помогает Были группы, которые гово-

понять, насколько группа погру- рили, что их герой устал от дви-

жена в вопросы будущего, на- жений, устал от событий, пото-

сколько она отражает это буду- ков информации, общения с

щее в своих проектах, насколько людьми. Мужчина пресыщен со-

готова с этим будущим работать - бытиями, так как достиг боль-

преобразовывать территорию. шинства своих целей, а сейчас

Кроме того, методика позво- он потерялся в жизни, он ниче-

ляет выявить проблемы, суще- го не хочет, ему ничего не ин-

ствующие в муниципалитетах, тересно. Он находится на этапе

Рис. 3. Развитию сельского туризма традиционно мешает плохая инфраструктура, хотя ярких идей рождается много.

переосмысления своих ориентиров, делает некую паузу. Однако стоит отметить, в значительно большей части представлений он все-таки стремится заново найти себя, хочет определиться со спектром свои истинных интересов, понять, какие цели не навязаны ему обществом, а являются его собственными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По большому счету команды изображали кризис среднего возраста, когда человек находится на этапе неопределенности. Так они характеризовали человека с душевными метаниями.

Помоги себе сам

Lто касается человека, следящего за своим образом жизни, то этот герой в основном занимается разными видами спорта, у него за плечами очень разнообразный опыт, так как он был искренне увлечен направлениями оздоровления в прошлом. На данном этапе он пришел к йоге и агрофит-несу. По планам организаторов игры данный персонаж является не столько спортсменом, сколько человеком, стремящимся помочь себе, четко понимающим, зачем ему нужны те или иные активности.

Однако лишь малая часть групп изобразила эти тренды. Основная доля игроков говорила в своих презентациях, что человек, стремящийся к ЗОЖ, -это человек, увлекающийся рыбалкой, охотой, альпинизмом, гемпингом. Что же до хобби, то в большинстве случаев его предполагаемые предпочтения были связаны с природными объектами: с посещением агропромышленных комплексов, фермерских хозяйств, контактами с животными.

Это человек, который любит проводить время на свежем воздухе и увлекается не столько процессами, сколько отношением к себе. Команды говорили о том, что отношение к себе будет меняться в следующем направлении: человек будет инвести-

Любопытство диктует спрос на ночлег в самобытных домах, но далеко не все туристы готовы жертвовать комфортом

ровать больше ресурсов в тело и душу, в свое физическое и ментальное здоровье.

Был выявлен тренд: спортом люди занимаются не потому, что надо, а потому что они получают удовольствие от процесса. В основном спорт для ЗОЖника - это скорее про медитации. Необходимость занятия спортом обусловлена пониманием важности сохранения здоровья, желанием получить удовольствие от процесса, побыть в контакте со своим телом, оказаться на связи с природой.

Любознательный путник

юбопытный человек, как правило, изображался игроками заинтересованным в разнообразных активностях, в основном люди говорили о физических активностях. Любопытство участники игры ассоциируют с адреналином, с потребностью испытать яркие эмоции.

Доминирующая часть групп декларировала стремление любопытного попробовать разные виды экстремального отдыха, то есть экстремальные виды спорта, связанные с нестандартными ситуациями, где человек вынужден спасаться/искать/выживать.

Помимо экстремального отдыха среди любопытных людей было популярно посещение природных объектов, памятников истории и архитектуры. Также был задан тренд на желание располагаться в самобытных домах, познавать культуру через предметы быта. Однако все любопытные говорили о необходимости совмещения комфорта и уникальности. У любопытного человека очень часто возникало

желание узнать о людях, проживающих на территории, узнать о жизни местных народов.

Также любопытными игроками почти всегда задавалось одно из двух направлений:

• желание познать прошлое (историю) через туризм;

• желание очутиться в будущем.

Первые (более многочисленные) стремились так или иначе оказаться в местах, помещениях, условиях, которые возвращали бы их к истокам, помогали узнать как можно больше о жизни, технологиях, народах, уникальных природных и исторических объектах. Вторые (менее многочисленные) говорили об уходе от стандартных экскурсий «по учебникам», задавали тренд интеграции исторических аспектов в современные контексты: соединение хайтека и элитарности мест.

Мы обратили внимание, что только в одном случае образ путника был женским. В подавляющем большинстве - это мужчина или некий усредненный абстрактный типаж. Причем примерно 75 % участников игр - женщины. И по статистике наиболее массовыми посетителями выставок, экскурсий, лекториев, театральных спектаклей являются женщины. Мы поинтересовались причиной выбора персонажа у участниц одной из групп, где все игроки - женщины, а образ путника - мужчина. Ответ был потрясающим: «мужчина - это тот, кто определяет направление развития, это тот, кто принимает решение». Видимо, наше общество до сих пор патриархально и не видит очевидного факта, что во многом сегодняшнее потребление определяет женщина.

Шаман в коворкинге

ри анализе пространств были выявлены следующие закономерности: 1. Мнения о туризме на Урале очень клишированы. Большой акцент участниками игры сделан на природу: лес, горы, реки (11 пространств). Часто эти пространства предлагают возможности активного отдыха: горнолыжные трассы, сплав, отдых в домиках, палатках, беседках и т. п. Поездка в горы комментируется как побег из города, когда люди едут за природой, тишиной и спокойствием, есть варианты, где присутствуют религиозные практики. Но это не является эксклюзивным продуктом в России. Для привлечения большого количества туристов следует предлагать что-то более уникальное.

2. Участники исследования посчитали, что через десять лет люди захотят на время вернуться к истокам, когда современные технологии будут неактуальны. Чаще всего предлагали пространства, позволяющие «сбежать» из города и отказаться от современных технологий. Помне-нию участников, люди будут нуждаться в уединении и спокойствии. Часто местом размещения пространств являлись деревни и горы. Варианты «побега» -это медитативный туризм (встречается как дополнение к отдыху на природе) и эко-туризм (предложено 6 вариантов эко-деревни).

3. Пространство типа «город» было предложено 4 раза. Города, как правило, представляют собой многофункциональное про-страство, включающее много объектов. Это городское пространство нового типа, где есть интересные архитектурные решения, зоны комфорта и зоны активности, коворкинг-центры. Предлагалось использовать и уже имеющиеся объекты - отели, школы, библиотеки, торговые центры, подземные пространства.

4. Две команды из одного муниципалитета предложили эзотерические пространства с опорой на местные культы и знаковые места: шаманизм, культура манси, пересечение 60 параллели и 60 меридиана, «оживление» легенд, экзотическое общение с гуру и т. п.

5. Не обошлось и без объектов спортивной направленности (3 пространства). Туристическая спортивная деревня предполагает возможность любительского активного отдыха, заезды для спортивных секций и организацию спортивных праздников. Предложен также классический спортивный комплекс с кафе и прокатом инвентаря. Спортивные пространства мало ориентированы на будущее, только в одном из них есть такие элементы, как кафе молекулярной кухни, центр йоги, тропа с пунктом выдачи очков виртуальной реальности и школы, которые могут погружать людей в разные временные периоды.

6. Три варианта - это фестивали. Все они связаны с природой и сельским пространством, дополненным элементами инновационных технологий (онлайн грядка, возможности погружения в виртуальную реальность и т. п.). В двух проектах из одного муниципалитета фестиваль упоминается в том числе как возможность на время вернуться в СССР, к его ценностям и традициям.

7. Интересным является вариант производственного туризма. Он предложен только одной командой, что странно для Урала. Казалось бы, в краю горнозаводского дела таких предложений должно быть больше. Но, видимо, большинство участников рассматривают такой вариант уже как обыденность, от которой предпочитают «сбежать». Хотя для привлечения туристов из других регионов возможность почувствовать себя рабочим у станка или добытчиком полезных ископаемых - перспективное направление.

8. Отдельно следует уделить внимание универсальным пространствам без определенной привязки к конкретному месту. Три представленных пространства не были привязаны к определенной территории. Первое включает в себя много объектов (эзотерика, эко-туризм, технологический музей, спорт, ворк-шопы, оздоровление, косметология и т. д.) и за счет этого удовлетворяет запросы всех путников. Второе пространство предусматривает все необходимое за счет использования информационных технологий и дополненной реальности, где стирается грань между туристической и нетуристической зонами. Первое - набор объектов, второе -своего рода навигатор по объектам. Третье пространство как бы объединяет эти варианты.

Рис. 4. Возможность почувствовать себя рабочим у станка или добытчиком полезных ископаемых - перспективное направление в туризме на Урале.

9. Командами были также предложены шесть вариантов многофункциональных пространств с ориентацией на конкретные территории, ориентированные на все виды путников. Здесь мы снова встречаем эко-фермы, спорт, телесные и духовние практики. Примечательным было предложение команды из Ивделя: тюрьма как производственный кластер, экскурсии в бывшие камеры заключенных и на объекты ГУЛАГа.

10. Три варианта пространства ориентированы на тех, кто «не боится». С помощью такого пространства можно познать себя, уйти в космос или путешествовать к центру земли, почувствовать себя частью большего. Участники команд рассмотрели возможности космического туризма, путешествия в недра земли, гемпинг, спелеологию и т. п.

11. Два образовательных пространства напоминают современные досугово-образователь-ные центры. Один ориентирован на детей школьного возраста, другой - для всех возрастов.

По итогам мы составили таблицу, в которой отметили количество и обобщили типы предложенных пространств (см. таблицу 1). Следует отметить, что классификация пространств осуществлялась по завершению серии игр по преобладающим признакам. В ходе игры могло получиться так, что две или три команды от одного муниципалитета разрабатывали пространство схожей направленности.

Будущее в настоящем

аиболее футуристичными являются пять пространств. Из них можно выделить два - с наиболее ярко выраженными элементами будущего:

1) Пространство - межпланетная вселенная. Туризм заключается в полетах в космос (3 место).

2) Планета как пространство. Туризм - путешествие к центру Земли. (3 место).

Таблица 1 - Типы предложенных пространств от команд муниципальных образований Свердловской области

Тип пространства Кол-во предложений Муниципальное образование

Природа (лес, горы, река, поле) 11 Качканар, Каменск-Уральский, Первоуральск, Екатеринбург, Сысерть, Серов

Эко-деревня 6 Нижний Тагил, Сысерть, Ревда

Город 4 Алапаевск, Красноуфимск, Екатеринбург, Первоуральск

Многофункциональное пространство (природа, остров, лес) 6 Нижний Тагил, Сысерть, Крас-нотурьинск, Каменск-Уральский, Артемовский, Ревда

Неизведанное пространство (космос, планета, недра Земли) 3 Нижний Тагил, Сухой Лог, Ар-темовский

Пространства с элементами эзотерики 2 Краснотурьинск

Пространство со спортивной направленностью 3 Качканар, Каменск-Уральский, Сухой Лог

Универсальное многофункциональное пространство 3 Сухой Лог, Екатеринбург, Серов

Пространство-«фестиваль» 3 Красноуфимск, Артемовский

Производственный туризм 1 Качканар

Образовательный туризм (лагерь, школа, комплексная образовательная площадка) 2 Учителя школ из разных муниципалитетов. Сборная команда

Оба эти пространства будут интересны любознательным путникам, потому что это что-то новое и неизведанное. Также участники утверждают, что данные пространства будут интересны путникам с душевными метаниями, потому что они смогут получить вдохновение. Однако у этих пространств четкий критерий отбора - данный вид туризма предназначен только для физически здоровых людей, потому что предполагает большие нагрузки. Более того, данный вид туризма позиционируется как способ доказать, что человек может справиться с такими нагрузками.

Естественно, что данные пространства заняли последние места при голосовании. Люди не готовы к таким жестким критериям отбора и не заинтересованы в массовом порядке в данном виде туризма. (Впрочем, через десять лет запрос на космические эмоции вполне может быть удовлетворен виртуальными технологиями - 5G и т. д.)

Следующие пространства, в которых можно найти элементы будущего:

3) Туристический комплекс в горах. Включает в себя три горы, каждая с определенной туристической направленностью, связанные между собой стеклянными мостами. Это купольное, закрытое пространство. (2 место)

4) Пространство - «Деревня бабы Маши». Подразумевает под собой деревню, в которой будет замкнутая система посадки и сбора урожая. Представляет из себя оранжерейный тип эко-де-ревни. (1 место)

5) Пространство, представляющее собой экоферму, в которой участники могут посадить урожай, наблюдать за его ростом в режиме ускоренной съемки. Также можно собирать урожай, который уже вырос, и использовать его в пищу. (2 место)

У данных пространств можно выделить схожие элементы. Например, 3 и 4 представляют

собой некое купольное закрытое пространство, в котором можно поддерживать определенную среду и климат. Как сказали сами участники: «на холодном Урале мы боремся за круг-логодичность». Данный тип пространств позволяет скрыться от суровых климатических условий нашего края.

Также схожие элементы наблюдаются у 4 и 5 пространств. Мы наблюдаем замкнутую экосистему, в которой люди могут напрямую участвовать в выращивании пищи, которую они едят. Данный продукт способен стать интересным семейным досугом и заменить людям дачные участки, ведь в эко-простран-ствах нет необходимости ждать, пока растение, которое ты посадил, вырастет. Человек может сразу собрать такой же урожай, только посаженный ранее другим человеком.

Если оценивать данные 5 пространств по результатам голосования, то мы можем наблюдать разную картину: первые два пространства в голосованиях нахо-

дятся на последних местах. Люди испугались неизведанности и чего-то кардинально нового. К тому же к туристам данных пространств высокие требования. При этом у 3, 4 и 5 пространств ситуация при голосовании складывалась гораздо лучше. На наш взгляд, это можно связать с тем, что данные туристические продукты имеют менее выраженные элементы будущего, они гораздо меньше оторваны от реальности и не имеют жёстких критериев отбора для потребителя.

Уникальные пространства, которые требуют более сложных технологий продвижения, встречались редко, но именно они, по мнению авторов, имеют высокий коммерческий потенциал. Например, «Путь Ермака» (Кушва) - сегодня продается по всей России, в отличие от мест с низкой оригинальностью.

По стратегической направленности можно сказать, что образ будущего очень туманен: только 5 групп из 44 (а это менее 10 процентов) смогли разработать пространства с элемен-

тами будущего. Проекты остальных участников - это хорошо проработанные туристические модели настоящего. Более того, группы это признают и говорят о том, что будущее для их территорий - это настоящее для остального мира.

Путники, как правило, голосовали за многофункциональный продукт, за пространства, где им индивидуально подберут туристическую программу в зависимости от их предпочтений. Это говорит о том, что массовый продукт, скорее всего, уходит с рынка и актуальными становятся более гибкие предложения, которые оперативно подстраиваются под запросы потребителя.

К единству разнообразия

аким образом, представляется целесообразным составить реестр по муниципалитетам Свердловской области, в который войдут:

• направления для воркшопа и экотуризма, связанные с традициями региона и возможностью их развития на инновационной основе;

• исторические достопримечательности и музеи;

• оригинальные объекты для промышленного туризма;

• традиционные промыслы и творческие направления отдельных социальных групп;

• эзотерические объекты, овеянные легендами и связанные с культом живших здесь и/или живущих сегодня народностей;

• особенности ландшафта, позволяющие развернуть спортивно-туристические направления различного уровня сложности.

Далее следует рассмотреть возможность увязать эти объекты в единый многофункциональный парк локально или в несколько пространств, объединенных хорошей логистикой.

Еще один важный шаг - проанализировать существующие возможности инновационных технологий по созданию виртуальной и дополненной реальности, электронных путеводителей и гидов, ориентиров, меток, указателей для таких пространств.

Для реализации указанных проектов должна быть создана системная инфраструктура, вклю-

Рис. 5. Ожидаемый тренд: массовый побег из городских «человейников» в анклавы, способные дать уединение. Спрос на медитативный туризм растет.

чающая дороги, гостиничные комплексы и объекты общественного питания. Планы по созданию такой инфраструктуры следует заложить в стратегии развития муниципалитетов и региона в целом. Кроме того, в качестве приоритетных направлений определить интересы местного бизнеса и трудоустройство жителей территорий.

С точки зрения стратегии, такие проекты следует рассматривать как технологию развития и диверсификации территории и конструировать гибкое уникальное пространство, позволяющее муниципалитету двигаться к своему будущему, а не копировать настоящее развитых центров мирового туризма.

Развитие туристической отрасли на Урале влечет за собой изменения в массовом сознании, связанные с экономикой впечатлений (проведение досуга - получение эстетического удовольствия - приобретение новых компетенций - активное участие в процессе) и требует целенаправленной работы по созданию образа будущего. Нужно уходить от логики отдельных спонтанных маленьких бизнесов в сфере туризма к многофункциональным проектам, если мы хотим получить не стихийный рынок с большим количеством ошибок и разорений, а системную, осмысленную работу по созданию уральской туристической уникальности.

Благодарности

Исследования проводились в рамках регионального конкурса-акселератора «Уральские каникулы», инициированного Правительством Свердловской области. Организаторами конкурса выступила АНО «Управляющая компания туристско-рекре-ационными кластерами Свердловской области» и лично Гун-кевич Леонид Леонидович, Трофимова Татьяна, Ленькова Марина, Коршунова Мария.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

[1] Пайн Б. Джозеф II, Гилмор ДжеймсХ. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.: «Вильямс», 2005.

[2] Иванова Т.Е. «Экономика впечатлений» - инновационная ступень в повышении качества жизни // Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности, образовании и экологии : Материалы научно-практической конференции. Тула, М., СПб., 2011. URL: https://eco-oos.ru/bibiio/ konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-ratcionainoe-prirodopoizovanie-tekhnoiogii-zdorovi a-2011/56/ (дата обращения: 05.05.2022).

[3] Петренко Е.С. Традиционное застолье. Экономика впечатлений выведет рестораны из кризиса // Креативная экономика. 2009. №3(27). С. 132-138.

[4] Стальная В.А. Экономика «впечатлений»: особенности становления и проблемы развития отечественной индустрии развлечений // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 401-403.

[5] Арно А.В., Вапнярская О.И. Исследование изменений личного потребления с точки зрения сервисологии // Сервис pius. 2011. №4. С. 3-14.

[6] Осокин В.М. Концепция экономики впечатлений в развитии туризма и гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. 2014. №3(50). С. 54-61.

[7] Зайнуллина Т.Г. Использование инструментария экономики впечатлений для продвижения гостиничного продукта // Вопросы регулирования экономики. 2017. № 3. С. 72-75.

[8] Новичков Н.В., Новичкова А.В., Малыгина О.В. Инноватика туристического бизнеса в развитии экономики впечатлений // Теоретические аспекты экономики. 2018. Т. 12. № 2 (80). С. 3-14. URL: https://cyberieninka.ru/articie/n/innovatika-turisticheskogo-biznesa-v-razvitii-ekonomiki-vpechatieniy/viewer (дата обращения: 05.05.2022).

[9] Лебедева С.А. Экономика впечатлений в сфере туризма. Некоторые направления реализации туристско-рекреационных возможностей Камчатского края // Экономика, управление, финансы : Материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 178-184. URL: https://moiuch.ru/conf/econ/archive/264/13625/ (дата обращения: 26.05.2022).

[10] Хаткевич А.А. Экономика впечатлений: опыт и перспективы развития туристической отрасли в Алтайском крае // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 2. С. 112-122.

[11] Малафий А.С., Фатуева А.А., Промыслова К.С. Туризм впечатлений: ресурсы и перспективы развития в Тульской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 2. С. 101-111.

[12] Новосельская В.В. Культурное пространство территории как ресурс экономики впечатлений // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 73-85.

[13] Новосельская В.В. Влияние постиндустриальной экономики на региональный культурный ландшафт // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. №2 (46). С. 69-78.

[14] Орлова В.С. Туризм как драйвер инновационного развития сельской территории (на примере сельского поселения заречное Великоустюгского района Вологодской области) // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. № 2. С. 44-51.

[15] Астафьева О.Н., Горушкина С.Н. Инфраструктура культуры локальных территорий и место проектной деятельности в ее развитии // Местные сообщества: проблемы социокультурного развития: Сборник научных статей / под ред. Ю. М. Резника, Н. И. Мироновой. М.: Независимый институт гражданского общества, 2020.192 с. С. 102-118.

[16] Колодий Н.А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учебное пособие для магистратуры. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017.326 с.

[17] О создании Департамента по развитию туризма и индустрии гостеприимства Свердловской области: Указ Губернатора Свердловской области от 13.12.2021 № 725-УГ // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consuitant.ru (дата обращения: 11.01.2022).

[18] Ловчева Л.В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С. 42-46. URL: http://e-koncept.ru/2016/56389.htm (дата обращения: 05.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] Соловьева Н.А., Макаренко Т.А. Применение деловых игр со студентами педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 19. С. 191-195. URL: http://e-koncept.ru/2015/95211.htm (дата обращения: 05.05.2022).

[20] Пузырев С.А. Исследование механизмов управления методом деловых игр // Вестник ЮУрГУ. Серия «Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника». 2016. Т. 16, № 3. С. 110-119.

[21] Дудченко В.С. Программа инновационной игры. Руководство и технология проведения. Издательские решения, 2018. URL: fiie:/// C:/Users/Lenovo/AppData/Locai/Temp/Rar$DIa6196.1904/ 60497218.a4.pdf (дата обращения: 05.05.2022).

[22] Дудченко В.С. Деловая инновационная игра как метод исследования иразвития организации // Проект «Дельфи». Консалтинговая компания. URL: https://deify.biz/iibrary/dudchenko/ dudchenko_32 (дата обращения: 05.05.2022).

[23] Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта : Учебное пособие. М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. 304с.

TOURIST AREAS

AS DRIVERS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT: GAME APPROACH TO MODEL FORMATION

AUTHORS' INFORMATION: ABSTRACT:

Diana A. Kalugina The formation of an attractive image of the territory for investment

Ural Institute of Management, Russian and tourism is inextricably linked with the identification of inter-

Presidential Academy of National Econ- nal resources and their actualization. The research task was to search

omy and Public Administration (66,8 Mar- for conceptual solutions to the organization of tourist areas that meet

ta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) the increased needs of modern people. When assessing the obtained

ei kalugina-da@ranepa.ru results, the authors of the article proceeded from the ideas of the

Eva A. Pavlova "experience economy", which assumes the presence of such compo-

Ural Institute of Management, Russian nents as aesthetics, entertainment, training, participation in a prod-

Presidential Academy of National Econ- uct or service.

omy and Public Administration (66,8 Mar- Game modeling was chosen as the research method. In total,

ta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) 216 people (employees of administrations, representatives of the

e pavlova-eva@ranepa.ru business environment and students) from 13 municipalities of the

Ekaterina I. Savina Sverdlovsk region took part in the series of business games, which

Ural Institute of Management, Russian is a sufficient basis for an empirical study of this type. During the

Presidential Academy of National Econ- game, the teams were asked to form unique tourist areas. The choice

omy and Public Administration (66,8 Mar- of area was made through the prism of consumer's individual per-

ta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) ception, whose motivation is based on curiosity, healthy lifestyle

e esavina-20@edu.ranepa.ru and the search for the meanings of their existence. Andrey A. Saltsev The results of the games we conducted were 44 area models,

Ural Institute of Management, Russian which, according to the prevailing characteristics, can be divided

Presidential Academy of National Econ- into several types: "nature", "city", "park", "festival", "eco-village",

omy and Public Administration (66,8 Mar- "multifunctional space" etc. Following voting results, the most pop-

ta St., Ekaterinburg, 620144, Russia) ular among consumers ("travelers") were multifunctional areas where

e saltsev-aa@ranepa.ru the municipal potential was used to the maximum.

The future of Ural tourism is understood as flexible multifunc-

KEYWORDS: tional areas development which will lead to the territorial infra-

tourism, tourist area, territorial infra- structure development, will allow local businesses to be "integrated"

structure, experience economy, innova- into their system and create an attractive Ural "experience econ-

tive business games. omy" in the field of tourism for Russians and the country guests.

FOR CITATION:

Kalugina D.A., Pavlova E.A., Savina E.I., Saltsev A.A. (2022). Tourist areas as drivers of territorial development: game approach to model formation, Municipality: Economics and Management, no. 2, pp. 53-65.

REFERENCES:

[1] Pine B. Joseph II, Gilmore James H. (2005). Economics of impressions. Work is a theater, and each business is a scene. Moscow: "Wiiiiams"

[2] Ivanova T.E. (2011). "Economics of impressions" is an innovative step in improving the quality of life. In: Proceedings of the scientific and practical conference "Information systems and models in scientific research, industry, education and ecology" Tula, Moscow, St. Petersburg. URL: https://eco-oos.ru/biblio/konferencii/mezhdunarodnaia-nauchno-prakticheskaia-konferentciia-ustoichivoe-razvitie-

ratcionalnoe-prirodopolzovanie-tekhnologii-zdorovia-2011/56/ (accessed 05.05.2022).

[3] Petrenko E.S. (2009). Traditional feast. The economy of impressions will bring restaurants from the crisis, Creative economy, no. 3 (27), pp. 132-138.

[4] Stalnaya V.A. (2009). Economics of "impressions": features of the formation and problems of the development of the domestic entertainment industry, Problems of modern economics, no. 1 (29), pp. 401-403.

[5] ArnoA.V., Vapnyarskaya O.I. (2011). Study of personal consumption changes from the point of view of service, Service Plus, no. 4, pp. 3-14.

[6] Osokin V.M. (2014). The concept of the economy of impressions in the development of tourism and hospitality, Service in Russia and abroad, no. 3 (50), pp. 54-61.

[7] Zainullina T.G. (2017). Using the tools of impressions for promoting a hotel product, Questions of economics regulation, no. 3, pp. 72-75.

[8] NovichkovN.V., Novichkova A.V., Malygina O.V. (2018). Innovation of the tourism business in the development of the economy of impressions, Theoretical aspects of the economy, vol. 12, no. 2 (80), pp. 3-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatika-turisticheskogo-biznesa-v-razvitii-ekonomiki-vpechatleniy/viewer (accessed 05.05.2022).

[9] Lebedeva S.A. Economics of impressions in the field of tourism. Some areas of implementation of the tourist and recreational capabilities of the Kamchatka Territory. In: Proceedings of the VIII International Scientific Conference "Economics, Management, Finance" (Krasnodar, February 2018). Krasnodar: Innovation, 2018, pp. 178-184. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13625/ (accessed 26.05.2022).

[10] KhatkevichA.A. (2019). Economics of impressions: Experience and prospects for the development of the tourism industry in the Altai Territory, Modern problems of service and tourism, vol. 13, no. 2, pp. 112-122.

[11] Malafiy A.S., Fatueva A.A., Promyslova K.S. (2019). Tourism of impressions: resources and development prospects in the Tula region, Modern problems of service and tourism, vol. 13, no. 2, pp. 101-111.

[12] Novoselskaya V.V. (2016). The cultural space of the territory as a resource of the economy of impressions, Knowledge. Understanding. Skill, no. 3, pp. 73-85.

[13] Novoselskaya V.V. (2016). The influence of the post-industrial economy on the regional cultural landscape, Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, no. 2 (46), pp. 69-78.

[14] Orlova V.S. (2021). Tourism as a driver of innovative development of rural territory (on example of the rural settlement of the Za-rechny of the Veliko Ustyug district of the Vologda region), Intelligence. Innovation. Investments, no. 2, pp. 44-51.

[15] Astafyeva O.N., Gorushkina S.N. (2020). Infrastructure of the culture of local territories and the place of project activity in its development. In: Reznik Yu.M, Mironova N.I. (eds.). Local communities: Problems of sociocultural development. Collection of scientific articles. Moscow: Independent Institute of Civil Society. 192 p., pp. 102-118.

[16] Kolodiy N.A. (2017). The economy of sensations and impressions in tourism and management: a textbook for magistracy. Moscow: Publishing House Yurait. 326 p.

[17] On the creation of the Department for the Development of Tourism and the Hospital of the Sverdlovsk Region. Decree of the Governor of the Sverdlovsk Region no. 725-UG dated 13.12.2021. SPS "Consultant Plus" URL: https://www.consultant.ru (accessed 11.01.2022).

[18] Lovcheva L.V. (2016). Business game as one of the active game methods, Scientific and methodical electronic journal "Concept", vol. 23, pp. 42-46. URL: http://e-koncept.ru/2016/56389.htm (accessed 05.05.2022).

[19] Solovyova N.A., Makarenko T.A. (2015). The use of business games with students of pedagogical specialties, Scientific and methodical electronic journal "Concept", vol. 19, pp. 191-195. URL: http://e-koncept.ru/2015/95211.htm (accessed 05.05.2022).

[20] PuzyrevS.A. (2016). Research of mechanisms for managing the business game method, Bulletin ofSUSU. Series "Computer Technology, Management, Radio Electronics", vol. 16, no. 3, pp. 110-119.

[21] Dudchenko V.S. (2018). Innovation game program. Management and technology. Publishing solutions. URL: file:///C:/Users/Lenovo/ AppData/Local/Temp/Rar$DIa6196.1904/60497218.a4.pdf (accessed 05.05.2022).

[22] Dudchenko V.S. Business innovative game as a method of research and development of the organization, Project "Delphi" Consulting company. URL: https://delfy.biz/library/dudchenko/dudchenko_32 (accessed 05.05.2022).

[23] ChudnovskyA.D., Zhukova M.A. (2014). Management of consumer preferences in the field of domestic tourism and hospitality and the main directions of the sale of a tourist product. Tutorial. Moscow: Federal Agency for Tourism. 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.