Научная статья на тему 'Туристическая инфраструктура в республике Башкортостана: современное состояние и основные направления развития'

Туристическая инфраструктура в республике Башкортостана: современное состояние и основные направления развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1072
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Башкортостан / туризм / туристическая инфраструктура / региональное развитие / аэропорт «Уфа» / гостиничное дело / туристический бренд «TERRA BASHKIRIA». / Republic of Bashkortostan / tourism / tourist infrastructure / regional development / airport "Ufa" / hotel business / tourist brand "TERRA BASHIRIA"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н. П. БайСкова, Я. И. Фатьянов, М. Ю. Гордеев, А. С. Скоробогатова

Автор статьи раскрывает особенности туристической инфраструктуры в Республике Башкортостан, затрагивая такие сферы как транспортное обеспечение, гостиничный бизнес, благоустройство городской среды. Особое внимание уделяет проблемам низкой привлекательности региона и отсутствию конкурентоспособных рекреационных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н. П. БайСкова, Я. И. Фатьянов, М. Ю. Гордеев, А. С. Скоробогатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE CURRENT STATE AND BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

The author of the article reveals the features of the tourist infrastructure in the Republic of Bashkortostan, affecting such areas as transport, hotel business, improvement of the urban environment. Particular attention is paid to the problems of low attractiveness of the region and the lack of competitive recreational centers.

Текст научной работы на тему «Туристическая инфраструктура в республике Башкортостана: современное состояние и основные направления развития»

ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАНА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Н.П. Байскова, магистрант

Я.И. Фатьянов, магистрант

М.Ю. Гордеев, магистрант

А.С. Скоробогатова, магистрант

Санкт-Петербургский государственный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11491

Аннотация. Автор статьи раскрывает особенности туристической инфраструктуры в Республике Башкортостан, затрагивая такие сферы как транспортное обеспечение, гостиничный бизнес, благоустройство городской среды. Особое внимание уделяет проблемам низкой привлекательности региона и отсутствию конкурентоспособных рекреационных центров.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, туризм, туристическая инфраструктура, региональное развитие, аэропорт «Уфа», гостиничное дело, туристический бренд «TERRA BASHKIRIA».

Понятие «туристическая инфраструктура» имеет множество дефиниций. М.А. Жукова, определяет её, как «совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечение туриста, обусловленная развитием туризма». Как и любая система, она состоит из нескольких связанных между собой компонентов. Первый элемент системы - транспорт и транспортное обслуживание.

На примере города Уфа лучше всего рассматривать состояние туристической инфраструктуры региона, так как именно отсюда отправляются большинство туристических маршрутов. В Уфе проживает больше 1 млн. человек. Кроме того, Уфа является крупным транспортным узлом России: здесь находится аэропорт республики и железнодорожный вокзал, проходят трассы федерального значения «М5» и «М7».

«Международный аэропорт «Уфа» единственный аэропорт на территории республики Башкортостан, который обслуживает гражданские перевозки. В ноябре 2018 года Международный аэропорт «Уфа» первым в Приволжском федеральном округе достиг отметки 3 млн. пассажиров. В целом за год было обслужено 3,241 млн пассажиров, что на 15% выше показателя предыдущего года [2]. Услуга-

ми аэропорта пользуются более 40 авиакомпаний. География полетов составляет 72 регулярных и чартерных направлений.

Железнодорожная сеть Башкортостана играет важную роль в межрайонных и межрегиональных перевозках, включает в себя четыре федеральные (магистральные) дороги. Главной железнодорожной артерией РБ служит электрифицированная магистраль Самара-Уфа-Челябинск с высокой грузовой и пассажирской нагрузкой. По данным ООО «РЖД» в 2017 году пассажиропоток Уфимского железнодорожного вокзала (количество отправленных, приехавших пассажиров, встречающих и провожающих в месяц) на поездах дальнего следования составил 157567 человек [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что Башкортостан располагается в благоприятном, доступном регионе страны, здесь достаточно развита транспортная инфраструктура: современный аэропорт, крупная железнодорожная сеть, хорошая автомобильная связь. Одной из проблем транспортной инфраструктуры является плохая доступность в отдаленные районы республики, например, до сих пор не проложена хорошая магистраль в государственный природный заповедник «Шульган-Таш».

Таким образом, можно сделать вывод, что Башкортостан располагается в благоприятном, доступном регионе страны, здесь достаточно развита транспортная инфраструктура: современный аэропорт, крупная железнодорожная сеть, хорошая автомобильная связь. Транспортная доступность и гостиничный сервис имеют стабильную платформу для принятия туристов. Несмотря на то, что существуют некоторые проблемы благоустройства городской среды, это не является основной причиной малого потока туристов в регион. Низкая доля объектов туристического показа в столице республики, отсутствие яркой достопримечательности города, которая могла бы в целом рассказать о регионе и недостаточное количество площадок для привлечения инвестиций - именно это не позволяет повысить эффективность привлекательности республики.

Называют несколько причин, почему Башкортостан, а в частности Уфа не так привлекательны с точки зрения историко-культурного туризма, как соседние регионы, например, Татарстан или Челябинская область.

Первая причина заключается в низкой узнаваемости региона. Для решения этой проблемы Госкомитет по предпринимательству и туризму Башкирии отобрал разработчика туристического бренда республики. Контракт стоимостью 2,7 млн рублей получило уфимское ООО «Студия рекламы «Парадокс»». Так, в апреле 2018 года «Парадокс» представил новый тури-

«TERRA BASHKIRIA» соединяет в себе уникальные составляющие республики, такие как бортевой мед, кумыс, курай, нефть и другое. Разработчики расшифровывают название как страна неизведанная, новая. Несмотря на то, что бренд существует уже почти год, он неактивно используется туристическими компаниями для привлечения туристов. Возможно, это связано с тем, что бренд должен быть привязан к конкретным местам или использоваться туристическими объектами.

Еще одной серьезной проблемой, почему не развит культурно-познавательный туризм, называют низкое финансирование инфраструктуры этого направления. Большая часть республиканского бюджета на 2016 год направлялась на развитие социального туризма. Сейчас данной проблеме уделено больше внимания, и уже государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в республике Башкортостан» на 2018-2023 гг. направлена на создание условий для развития туристской инфраструктуры и формирования комфортной туристской среды [4].

Таким образом, гостям республики, большинство которых составляют деловые туристы, не удается прочувствовать колорит республики, находясь в столице Башкортостана. Для увеличения узнаваемости республики и для формирования туристического кластера Уфы и республики Башкортостан необходима новая рекреационная инфраструктура.

стический бренд. Формулировка бренда

Библиографический список

1. Анализ рынка гостеприимства Уфы, 2017 // USTA Hotels: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ustamanagement.ru/analitika-i-novosti/analiz-rinka-gostepriimstva-ufi-2017_(Дата обращения: 22.01.2019)

2. Аэропорт «Уфа» подвел итоги работы в 2018 году // Международный аэропорт «Уфа»: Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.airportufa.ru/press-center/novosti/2019/aeroport-%C2%ABufa%C2%BB-podvel-itogi-rabotyi-v-2018-godu.html (Дата обращения: 19.04.2019)

3. Итоги года для туризма Башкирии: рынок растет, но медленнее, чем в 2015-м // РБК: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ufa.rbc.ru/ufa/27/02/2017/58b3f5099a7947cf22f74aab (Дата обращения: 15.03.2019)

4. Об утверждении государственной программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан" (с изменениями на 29 декабря 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/450340600 (Дата обращения: 11.02.2019)

5. Основатель компании-туроператора: чем Башкортостан привлекателен для туристов и чего еще не хватает республике? // Интернет-газета «Реальное время»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/100712-turizm-v-bashkirii-silnye-i-slabye-storony_(Дата обращения: 19.11.2018)

6. Статистика за 2018. Пассажиропоток на Ж/Д вокзалах России: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zd-media.ru/statistika/stations-2018.htm (Дата обращения: 19.04.2019)

TOURIST INFRASTRUCTURE IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: THE CURRENT STATE AND BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

N.P. Bayskova, Graduate Student Y.I. Fatyanov, Graduate Student M.Y. Gordeev, Graduate Student A.S. Skorobogatova, Graduate Student Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The author of the article reveals the features of the tourist infrastructure in the Republic of Bashkortostan, affecting such areas as transport, hotel business, improvement of the urban environment. Particular attention is paid to the problems of low attractiveness of the region and the lack of competitive recreational centers.

Keywords: Republic of Bashkortostan, tourism, tourist infrastructure, regional development, airport "Ufa", hotel business, tourist brand "TERRA BASHIRIA".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.