Научная статья на тему 'Продуктовые бренды Башкортостана и их использование в туристической сфере'

Продуктовые бренды Башкортостана и их использование в туристической сфере Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
521
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / БРЕНД / BRAND / "TERRA BASHKIRIA" / ПЧЕЛОВОДСТВО / BEEKEEPING / БАШКИРСКИЙ МЕД / BASHKIR HONEY / БУРЗЯНСКАЯ ПЧЕЛА / КУМЫС / KUMIS / BURZYAN BEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байскова Н. П.

В статье проанализированы положительные и отрицательные стороны создания нового бренда Башкортостана «TERRA BASHKIRIA». Рассмотрены проблемы использования туристического бренда для популяризации уже известных продуктов региона, таких как башкирский мед и кумыс. Описаны особенности пчеловодства и кумысоделания в Башкортостане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOD BRANDS OF BASHKORTOSTAN AND THEIR USE IN TOURISTIC SPHERE

The article analyzes the positive and negative aspects of the creation of the new brand of Bashkortostan ";TERRA BASHKIRIA", the problems of using the tourist brand to popularize the already well-known products of the region, such as Bashkir honey and koumiss, were considered. The peculiarities of beekeeping and koumis creation in Bashkortostan are described.

Текст научной работы на тему «Продуктовые бренды Башкортостана и их использование в туристической сфере»

ПРОДУКТОВЫЕ БРЕНДЫ БАШКОРТОСТАНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В

ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Н.П. Байскова, студент

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье проанализированы положительные и отрицательные стороны создания нового бренда Башкортостана «TERRA BASHKIRIA». Рассмотрены проблемы использования туристического бренда для популяризации уже известных продуктов региона, таких как башкирский мед и кумыс. Описаны особенности пчеловодства и кумысоделания в Башкортостане.

Ключевые слова: республика Башкортостан, бренд, «TERRA BASHKIRIA», пчеловодство, башкирский мед, бурзянская пчела, кумыс.

В настоящее время огромную роль в продвижении региона играют местные бренды. Создание бренда для республики Башкортостан - актуальная тема. Республика занимает 8 место на 2016 год по объему туристических услуг, оказанных населению, уступая при этом Челябинской области и республике Татарстан [1]. Разработкой бренда республики занимаются разные компании на протяжении последнего десятилетия. Так, в апреле 2018 года по заказу «Госкомитета по предпринимательству и туризму Башкирии» студия рекламы «Парадокс» представила новый туристический бренд. Бренд «TERRA BASHKIRIA» — страна неизведанная, вызвал много споров и мнений. Глава республики Рустэм Хамитов положительно оценил результат проделанной работы, и попросил «уйти от резких политизированных оценок, ведь часто идут споры о том, как правильнее называть республику» [2]. Отрицательные моменты жители республики нашли в логотипе и его использовании: на мрачном черном фоне написана строчка на английском языке Terra Bashkiria, не используется привычный зеленый цвет и др. [3]. Главный вопрос состоит в том, как можно задействовать данный бренд для развития уже прижившихся представителей республики, например, для раскрутки башкирского меда.

Неотделимой частью истории республики и башкирского народа является пчеловодство. Разнообразные письменные свидетельства и археологические

данные подтверждают, что местное население занималось этим промыслом с древнейших времен (исследование Бир-ского могильника, где было найдено снаряжение добытчика лесного мёда)

[4].

Башкортостан — единственное место на земле, где сохранилось бортевое пчеловодство — старейшая форма пчеловодства, при которой пчелы живут в дуплах деревьев. Способ изготовления борти заключался в выделке дупла на высоте 4-10 метров при этом использовали специальные приспособления. Ки-раям - плетенный ремень для влезания на дерево. Лянге называется специальная подставка-ступенька для ног, которая крепится к бортевому дереву после того, как бортевик поднимется к гнезду [4]. На бортевые деревья наносилась тамга, означающая принадлежность определенному роду или человеку.

Главным сокровищем башкирского меда является бурзянская пчела (на научном языке - Тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera). Данная порода перепончатокрылых не имеет характерного желтого цвета. Их окрас преимущественно темно-синего цвета. Обладает повышенной ройливостью [5]. Пчела-сборщица готова трудиться по 17 часов в сутки. Самые известные сорта башкирского меда - цветочный, липовый и гречишный [4]. Дикий мед очень редок. Примерно 99% семей тёмной лесной пчелы на Южном Урале содержится в рамочных ульях и около 1% обитает в лесах в естественных и искус-

ственных (бортях и колодах) дуплах в стволах деревьев, преимущественно в Бурзянском районе Республики Башкортостан [6]. В удачный год в Башкирии производится всего 3-4 тонны настоящего бортевого меда.

Одним из тормозов увеличения объема реализуемой продукции является низкий спрос, возникший в результате слабой популяризации пчеловодных продуктов. Несмотря на то, что мед используется как бренд Башкортостана уже давно, до сих пор отсутствует структурированная стратегия продвижения данного продукта по всей России.

Кроме того, не только мед может быть использован в качестве туристического бренда Башкирии, но и кумыс. Еще ранние кочевники, такие как гунны, позднее монголы, были знакомы с технологиями переработки молока [7]. Например, из кобыльего молока готовили кисломолочный напиток кумыс (от башкирского кымы§). Производится кумыс путем смешанного брожения кобыльего молока с использованием закваски. «Кумыс оказывает тонизирующее действие на нервную систему, усиливает окислительно-восстановительные процессы, повышает обмен веществ, возбуждает деятельность сердечно-сосудистой системы, секреторную функцию желудочно-кишечного тракта, обладает раздражающим действием на дыхательный центр в целом, вызывая в нем реакцию, которая приводит к рассасыванию вос-

кулезных инфильтратов)» [8]. По данным делового информационного пространства «РБК» от 31.03.2017 на Башкирию приходятся половина объема производимого кумыса в стране, 10% идет на реализацию в санаторно-курортные учреждения [9].

Для развития кумысоделания в отдаленные регионы необходимо совершенствовать технологию хранения кумыса без потери полезных витаминов и минералов, так как срок хранения кумыса достигает 120 часов, далее он превращается в уксус. В апреле 2018 года по данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства республики Башкортостан в Баймакском районе в сельхозкооперативе «Маяк» завершилось строительство цеха по лиофилизации кумыса, где впервые начнут производство сухого кумыса с сохранением всех полезных свойств [10]. Результаты технологий приведут к распространению кумыса на территориях страны, тем самым продукт станет узнаваемым. Для того, чтобы продукт ассоциировали именно с Башкирией, должна быть хорошо проработанная маркетинговая стратегия продвижения.

Использование нового бренда «TERRA BASHKIRIA» может помочь в организации маркетинга продуктовых брендов в отдаленных регионах. Но не стоит забывать, что бренд, это не просто реклама, а символ и статус региона. Основная цель - привлечь туристов именно на территорию Башкирии на постоянной основе, а не просто добиться увеличения продаж.

палительных очагов (в частности тубер-

Библиографический список

1. Сайт Ростуризма: /Электронный ресурс]. URL: https://www. russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-

po-subektam-rf-za-2015-god/ (Дата обращения - 09.06.2018).

2. Сайт информационного агентства Башинформ.рф [Электронный ресурс].URL:http://www.bashinform.ru/longread/terra_bashkiria/#ixzz5MHMN4WeT (Дата обращения - 07.06.2018).

3. /Электронный ресурс]. URL: https://pobashkirii.ru/turistskij-brend-bashkortostana/ (Дата обращения - 09.06.2018).

4. Шмидт Н. А. Пчела: о башкирской бортевой пчеле / Н.А. Шмидт - Уфа: Инеш, 2015. - 41 с.

5. Петров Е. М. Об истоках лесного пчеловодства Башкортостана / Е. М. Петров - 2-е изд., перераб. и доп. - Уфа: Китап, 2009. - 240 с.

6. Ильясов Р.А. Темная лесная пчела Apis mellifera mellifera L. Республики Башкортостан / Р.А. Ильясов - Уфа: Гилем, 2015. -320 с.

7. Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: Историко- этнографическое исследование / Э.В. Мигранова. Уфа: Китап, 2012. - 297 с.

8. Канарейкина С.Г. Кумыс - традиционный напиток Башкирии / С.Г. Канарей-кина, Л.Р. Фарвазетдинова. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства». Уфа: БГАУ, 2013. - С. 57-58.

9. [Электронныйресурс]. URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/freenews/

58de55639a7947fd014c30bd (Дата обращения - 08.06.2018).

10. [Электронныйресурс]. URL: Äftps://agriculture.bashkortostan.m/

presscenter/news/31387/ (Дата обращения - 17.06.2018).

FOOD BRANDS OF BASHKORTOSTAN AND THEIR USE IN TOURISTIC

SPHERE

N.P. Bayskova, student

Saint Petersburg state university

(Russia, Saint Petersburg)

Abstract. The article analyzes the positive and negative aspects of the creation of the new brand of Bashkortostan "TERRA BASHKIRIA", the problems of using the tourist brand to popularize the already well-known products of the region, such as Bashkir honey and koumiss, were considered. The peculiarities of beekeeping and koumis creation in Bashkortostan are described.

Keywords: republic of Bashkortostan, brand, "TERRA BASHKIRIA ", beekeeping, Bashkir honey, Burzyan bee, kumis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.