Научная статья на тему 'Имитационная модель формирования программы социо‑эколого‑экономического развития Юга России'

Имитационная модель формирования программы социо‑эколого‑экономического развития Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / FORECAST OF SOCIO-ECO-ECONOMIC DEVELOPMENT / HEALTH RESORT AND TOURIST COMPLEX / MACROECONOMIC SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Темирканова Алла Васильевна

Развитие подходов к концептуальному обоснованию эколого-экономических императивов устойчивого развития социо-эколого-экономической системы региона особенно актуально в контексте интенсификации преобразований в современной макроэкономике и возрастания значимости экологического фактора. Действенность регулирования хозяйствования повышается посредством становления дополнительной совокупности инструментов, принципов и факторов, а возросшая эффективность инструментария требует избирательности в выборе целей, интенсивности усилий и области приложения. Социо-эколого-экономическая модель региона, включающая блок активных инновационных процессов, наиболее перспективна для различных предложений по совершенствованию политики региона. А нализируется формирование программы социо-эколого-экономического развития Юга России, рассматриваются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации на Юге России, на основе которых возможны прогнозы социо-эколого-экономического развития региона. Приведены возможные сценарии развития санаторно-курортного и туристического комплекса и региона в целом: инерционный и инвестиционный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Темирканова Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION MODEL OF MAKING SOCIO-ECO-ECONOMIC DEVELOPMENT PROGRAM FOR SOUTHERN RUSSIA

The development of the conceptual approaches to the justification of the eco-economic imperatives of the sustainable socio-eco-ecological regional system is particularly relevant in the context of the transformation intensification in the modern macroeconomics and the increasing significance of the environmental factor. The economy management efficiency goes up through the development of additional tooling, principles and factors, and the increased instrument value claims target selectivity, tension, and application areas. The socio-eco-ecological regional model including a package of active innovation processes is the most promising for various offers for the development of the regional policy. The program generation of the socio-eco-ecological development of the southern Russia is analyzed. Both quantitative indices and qualitative characteristics of the macroeconomic situation in the south of Russia are considered. On their basis, the socio-eco-ecological development of the region can be projected. Potential scenarios of the development of the health resort and tourist complex, and of the region at large: inertia and investment — are presented.

Текст научной работы на тему «Имитационная модель формирования программы социо‑эколого‑экономического развития Юга России»

УДК 332.14.001.57(470.6)

Имитационная модель формирования программы социо-эколого-экономического развития Юга России

А. В. Темирканова

(Южный федеральный университет)

Развитие подходов к концептуальному обоснованию эколого-экономических императивов устойчивого развития социо-эколого-экономической системы региона особенно актуально в контексте интенсификации преобразований в современной макроэкономике и возрастания значимости экологического фактора. Действенность регулирования хозяйствования повышается посредством становления дополнительной совокупности инструментов, принципов и факторов, а возросшая эффективность инструментария требует избирательности в выборе целей, интенсивности усилий и области приложения. Социо-эколого-экономическая модель региона, включающая блок активных инновационных процессов, наиболее перспективна для различных предложений по совершенствованию политики региона. Анализируется формирование программы социо-эколого-экономического развития Юга России, рассматриваются количественные показатели и качественные характеристики макроэкономической ситуации на Юге России, на основе которых возможны прогнозы социо-эколого-экономического развития региона. Приведены возможные сценарии развития санаторно-курортного и туристического комплекса и региона в целом: инерционный и инвестиционный.

Ключевые слова: прогноз социо-эколого-экономического развития, санаторно-курортный и туристический комплекс, макроэкономическая ситуация.

Введение. Экологическая обстановка в большинстве районов Юга России остаётся напряжённой, что во многом связано с использованием устаревших технологий, систем управления и неэффективной социо-эколого-экономической политикой государства. Это приводит не только к загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов, но и прямому экономическому ущербу, связанному со здоровьем населения, который по разным оценкам составляет от 10 до 20 % от ВВП.

Для снижения негативного влияния экологических факторов на здоровье населения необходимо в формировании социо-эколого-экономической стратегии региона учитывать развитие санаторно-курортного и туристического комплекса.

Формирование социо-эколого-экономической стратегии развития Юга России. Определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социо-эколого-экономического развития Юга России представлены в табл. 1, 2 [1].

Результаты 5\А/ОТ-анализа были использованы для определения стратегической цели и направлений развития социо-эколого-экономической политики региона.

Формирование социо-эколого-экономической стратегии развития Юга России основывается на определении количественных показателей и качественных характеристик макроэкономической ситуации, ежегодно утверждающихся индикативных планов и прогноза социально-экономического развития региона. Данные прогноза (пессимистичный и оптимистичный варианты) легли в основу инерционного и инвестиционного сценариев развития региона.

Капитальные вложения в связи с подготовкой к Олимпиаде 2014 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г., реализация проектов по созданию особых экономических зон, а также реализация федеральных и местных целевых программ по различным направлениям делает любой сценарий развития Юга России, в целом, до 2018 г. оптимистичным. Разница будет относиться, в основном, к территориям, не участвующим в реализации указанных проектов. В дальнейшем (после 2018 г.) инерционный и инновационный сценарии развития будут отличаться существенно.

Таблица 1

БМЮТ-анализ региона

Сильные стороны: Слабые стороны:

- единственная в России рекреационная зона, сочетающая все природно-климатические и бальнеологические факторы; - развит сегмент семейного и детского отдыха; - социальная стабильность в регионе; - отсутствие таможенных, визовых и прочих формальностей; - отсутствие языковых барьеров; - позитивный образ как стабильно и быстро развивающейся территории; - высокая инвестиционная привлекательность и активность; - высокая степень заинтересованности администрации субъектов в достижении положительных результатов в развитии санаторно-курортного и туристического комплекса; - проведение целенаправленной государственной политики, направленной на решение экологических проблем, путём включения в местные и федеральные целевые программы; - разнообразные ценовые предложения — от дешёвого отдыха в кемпингах, базах отдыха и частном секторе до элитных гостиничных комплексов, вилл и апартаментов; - присутствие в регионе большого количества курортных зон (Азовское и Черноморское побережье, Домбай, Архыз, Ти-берда, Приэльбрусье, Пятигорск, Кисловодск и т. д.); - минимальные сроки от принятия решения об отдыхе до прибытия на курорты; - привычная кухня, традиции и культурная среда; - развитая транспортная инфраструктура (морские порты, сеть авто- и железных дорог, аэропорты); - высокая степень обеспеченности населённых пунктов асфальтированными дорогами; - нестабильная политическая ситуация на некоторых конкурирующих направлениях, которая приводит к тому, что россияне порой предпочитают остаться на отдых в своей стране. - недостаточная конкурентоспособность продукции и услуг санаторно-курортного и туристского комплекса; - несоответствие уровня сервиса и материально-технической базы ценам на курортах; - инфраструктурные ограничения курортных местностей; - ярко выраженный сезонный характер санаторно-курортных и туристских предложений; - устаревшая материально-техническая база некоторых предприятий; - отсутствие ориентации на иностранных туристов (низкий показатель въездного туризма); - неинформированность потенциальной целевой аудитории о бальнеологическом, этно-культурном, спортивном, экстремальном и прочих видах туризма и отдыха, а также о возможностях лечения и отдыха на курортах региона, особенно в межсезонье; - отсутствие в некоторых населённых пунктах железнодорожного сообщения; - низкий уровень квалификации трудовых ресурсов в санаторно-курортной и туристической отраслях; - отставание развития дорожно-транспортной сети от роста пассажирских потоков; - недостаточный уровень использования современных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и т. д.; - недостаточно привлекательный имидж многих зон отдыха региона по сравнению с зарубежными курортами-конкурентами; - отсутствие современных мощностей по переработке отходов, что ограничивает развитие некоторых территорий; - неполная реализация стандартов качества; - незащищённость прав отдыхающих в частном секторе; - неотлаженные каналы продаж (сбыта) турпродукта;

Возможности: Угрозы:

- государственная федеральная поддержка развития курортов и зон отдыха; - признание роли курортов как структурообразующей отрасли в экономике региона; - рост инвестиционной активности на Юге России; - повышение маркетинговой и инвестиционной привлекательности Краснодарского края, Ростовской области в связи с проведением Олимпиады 2014 г. в г. Сочи, реализации проектов Особой экономической зоны; - продолжение развития транспортной составляющей (новые автомобильные дороги, новые аэропорты, развитие морского пассажирского транспорта и пр.); - широкие возможности для экскурсионного познавательного туризма; развития новых видов туризма в зависимости от сезона — горно-лыжного, экологического, экстремального и пр.; - повышение конкурентоспособности продукции и услуг курортной сферы на основе модернизации и реконструкции здравниц, строительства новых комплексов; - формирование новых курортных туристских брендов и турпродуктов; - усиление конкуренции со стороны стран, активно продвигающих пляжный и оздоровительный отдых (Украина, Болгария, Турция, Хорватия, Кипр, Италия, Испания, Австрия, Словения); - снижение числа льготных отдыхающих по линии ФСС; - сокращение бюджетных ассигнований (как из федерального, так и местных бюджетов) на развитие курортной сферы и рекламную кампанию; - удорожание проезда к месту отдыха и, как следствие, снижение конкурентоспособности цены на отдых в регионе; - ухудшение экологического состояния от промышленного, сельскохозяйственного и городского загрязнения; - угроза снижения конкурентоспособности предприятий в связи с вступлением в ВТО; - проблема несогласованных действий в вертикали «регион — муниципалитеты — санаторно-курортные и туристские предприятия»; - сложная и длительная переориентации с выездного, на въездной туризм туроператоров и турагентств

Продолжение таблицы 1

- эффективное использование трудовых ресурсов за счёт миграционного притока из других регионов России и стран СНГ;

- дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории региона иностранных и совместных предприятий в сфере курортов и туризма, стимулирование притока иностранных туристов;

- развитие рынка страховых услуг приведёт к увеличению спроса на услуги долечивания и реабилитации в санаторно-курортных предприятиях;

- возможности для смены мест и типов отдыха в течение года или по сезонам;

- формирования сбалансированной и взаимоувязанной концепции продвижения курортных и туристских продуктов на российский рынок, позиционирование брендов курортных городов, ориентированных на целевой сегмент;

- развитие каналов продаж путём франчайзинга, расширения сети турагентств, создания информационно-туристских центров;

- построение вертикали «регион — муниципалитеты — сана-торно-курортные и туристские предприятия» для согласованных действий по рекламе, развитию территорий и продвижению турпродуктов.

Таблица 2

Анализ соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами

во >ЛГО

1. Выгодное географическое расположение позволяет придать дополнительную ценность природным ресурсам и развивать лечебную направленность курортов. 2. Тёплый мягкий климат позволяет предлагать отдых на курортах круглый год, что окажет положительное влияние на прибыльность бизнеса, жизнеспособность индустрии туризма в долгосрочной перспективе и привлечении инвестиций. 3. Развитая транспортная инфраструктура способствует росту инвестиций в развитие региона. 4. Обеспеченность курортных населённых пунктов асфальтированными дорогами позволит увеличить доступ к конкретным достопримечательностям и туристическим продуктам и упростить процесс передвижения потоков туристов. 5. Основную роль в становлении морских курортов может играть развитие морских пассажирских перевозок, яхтинга и движение маломерных судов. 6. На перспективу предусмотрено строительство новых железнодорожных веток. 7. Реконструкция существующих аэропортов позволит увеличить число авиаперевозок отдыхающих прямыми беспосадочными рейсами из различных регионов России. 8. Расширение сети авиационных линий по регионам России, а также выполнение международных авиарейсов из стран ближнего и дальнего зарубежья, позволит значительно расширить диапазон туристских предложений. 9. Природно-климатические факторы позволят развивать туризм постоянно, избегая межсезонья. 10. Имидж благополучного региона, повышение конкурентоспособности комплекса будут способствовать увеличению въездного туризма, в том числе росту числа иностранных туристов. 1. Сезонность предоставляемых услуг уменьшает поток финансовых ресурсов, необходимых для развития курорта. 2. Низкий уровень квалификации трудовых ресурсов отрицательно сказывается на имидже курорта, что в свою очередь отражается на качестве предоставляемых услуг и, соответственно, потоке туристов. 3. Развитие инфраструктуры отстаёт от роста турпотока и снижает удовлетворённость посетителей отдыхом в целом. 4. Отсутствие территориальной схемы развития ряда курортов, современных мощностей по переработке отходов ведёт к ухудшению экологической ситуации, что снижает привлекательность и конкурентоспособность курортов. 5. Неурегулированность некоторых вопросов в неорганизованном частном секторе, отсутствие единых стандартов обслуживания ведёт к снижению качества услуг.

Продолжение таблицы 2

11. Продолжать развивать сегмент семейного и детского отдыха в соответствие с маркетинговой и рекламной стратегией. 12. Продолжать государственную поддержку отрасли для сохранения высокой инвестиционной привлекательности

ЭТ У7Т

1. Позиционировать новые виды отдыха. Необходимо активно развивать экологический, экстремальный, этнический и др. 2. Строить новые автомобильные дороги и аэропорты. 3. Развитие инженерного обеспечения на курортных территориях необходимо осуществлять путём реконструкции и капитального ремонта существующих систем в сочетании с созданием современной сети инженерных коммуникаций, вводимых в строй в рамках планируемого строительства и реализации инвестиционных проектов по развитию курорта. 4. Строить и реконструировать средства размещения для различных сегментов потребителей, сохранять разнообразие ценовых предложений. 5. Усиливать вертикали «регион — муниципалитеты — предприятия» для согласованных действий, использовать консолидированный рекламный бюджет 1. Повышать уровень квалификации трудовых ресурсов для предоставления высококачественного обслуживания. 2. Развивать сегмент высокого уровня обслуживания. 3. Для защиты курорта от загрязнения окружающей среды необходимо совершенствовать и реконструировать систему обработки сточных вод и утилизации твёрдых отходов. 4. Работать с Фондом социального страхования по увеличению льготных путёвок в межсезонье. 5. Работать с транспортными структурами по снижению стоимости проезда (скидки для туристских групп, семейные скидки). 6. Работа с туроператорами по расширению рынка сбыта турпродукта региона

1. Инерционный сценарий.

Санаторно-курортный и туристский комплекс региона развивается без изменения структуры экономики, сохраняются темпы роста основных показателей на пессимистичном уровне.

Недостаточное развитие инженерной инфраструктуры (на территориях, не связанных с различными проектами) приведёт к недоиспользованию санаторно-курортного и рекреационного ресурса, либо превышение допустимых нагрузок на инфраструктуру может привести, соответственно, к ухудшению экологической ситуации — загрязнению окружающей среды. В этом случае необходимо будет ограничивать туристские потоки до уровней обеспеченности инженерной инфраструктурой, сравнимых с необходимыми расчётными удельными показателями. Иначе процессы деградации природного комплекса продолжатся и могут приобрести необратимый характер.

Инерционный сценарий не предусматривает значительного роста капитальных вложений в развитие инфраструктурного обслуживания территорий региона: будут работать и поддерживаться в эксплуатационном состоянии только уже существующие объекты инфраструктуры.

Несмотря на то, что в регионе реализуется большое число программ различных уровней по формированию, поддержанию и продвижению санитарно-курортного и рекреационного ресурса Юга России, останутся неразрешёнными следующие проблемы.

1. Сокрытие реального оборота денежных средств в частном «неорганизованном» секторе. Это подтверждают данные:

-уровень жизни населения в курортных зонах в среднем в 2—3 раза выше, чем в аграрных районах, при одинаковом расходовании денежных средств на душу населения из консолидированного бюджета;

-стоимость недвижимости в курортных зонах оценивается на уровне цен центра субъектов, а в отношении некоторых городов, например, г. Сочи, приближена к столичным ценам;

- концентрация курортного сезона в границах 2,5—3 месяцев делает практически невозможным административно контролировать товарно-денежные потоки в санаторно-курортной и туристской отрасли, а также предприятий торговли, сервиса, индустрии развлечений [2].

Необходимо проведение мероприятий с целью полноценного вовлечения малых средств размещения в санаторно-курортный и туристический комплекс региона на равных правах с другими организациями.

2. Неэффективная работа санаторно-курортных предприятий с Фондом социального страхования Российской Федерации при проведении торгов по распределению путёвок для льготной категории граждан по регионам России, а также сокращение бюджетного финансирования социального туризма и, как следствие, невысокий уровень загрузки здравниц в межсезонье.

3. Недостаточная интенсивность рекламных кампаний по пропаганде лечебных и туристско-рекреационных возможностей курортов.

4. Отсутствие сотрудничества санаторно-курортных предприятий с лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам пропаганды данными учреждениями лечения и профилактики заболеваний в санаторно-курортных предприятиях.

5. Постоянное увеличение стоимости проезда на курорты в сезон.

6. Недостаточно развитая особенно в межсезонье туристская инфраструктура (экскурсионные маршруты, объекты, предназначенные для развлечения).

7. Необустроенность территории, прилегающей к объектам туристского показа, экскурсионным объектам, недостаточное обеспечение безопасности.

8. Снижение финансовой устойчивости, ценовой и сервисной конкурентоспособности организаций и предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в связи с сезонностью, ростом цен на продукты, земельных и коммунальных платежей.

9. Несоответствие существующей материально-технической базы санаторно-курортного и туристского комплекса требованиям платёжеспособного клиента.

10. Нецелевое использование и различные злоупотребления земельными участками на курортных территориях, так как не по всем курортным территориям утверждены округа санитарной охраны курортов.

Согласно инерционному сценарию развития к 2020 г. в отрасли будет функционировать не более 3400 коллективных средств размещения (КСР). После всплеска инвестиционной активности при подготовке к Олимпиаде 2014 г. и чемпионату мира по футболу 2018 г. возможно снижение интереса к курортам региона. При отсутствии рекламной и маркетинговой стратегии, снижении качества обслуживания, повышении экологической напряжённости число отдыхающих может снизиться с 17 млн в 2013 г. до 15 млн в 2020 г., что приведёт к падению показателей по объёму услуг и налоговым поступлениям в сопоставимой оценке.

Показатели развития санаторно-курортного и туристического комплекса региона по первому сценарию представлены в табл. 3.

Таблица 3

Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса по первому сценарию

Годы Кол-во КСР, ед. Численность занятых в комплексе, тыс. чел. Число организованных туристов, млн чел. Число неорганизованных туристов (с учётом однодневных), млн чел. Объём услуг (доходы КСР), млрд руб. Сумма налогов, поступающих в местные и федеральный бюджет, млрд руб.

2013 3400 217 7,5 16 72 (при /д = 107 %) 7,2

2020 3400 358 7,5 12 101,3 (при /д = 105 %) 10,1

2. Инновационный сценарий.

В рамках стратегии развития региона проводятся мероприятия по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры, оказывается содействие по реализации инвестиционных проектов. Результатом становится создание новых высокотехнологичных объектов курортного профиля, в том числе оздоровительных и развлекательных комплексов, искусственных пляжей, предприятий по переработке и утилизации отходов и т. п.

Приоритетом развития станет создание круглогодичного курортного комплекса, предлагающего туристам современный и качественный отдых.

Для этого в отрасли реализуются инвестиционные проекты и за счёт бюджетных средств и средств частных инвесторов. Департаменты комплексного развития курортов и туризма, органы местного самоуправления курортных территорий осуществляют план стратегических мероприятий развития комплекса, активно устраняют слабые стороны курортной отрасли, используют возможности отрасли для развития и повышения конкурентоспособности.

С целью создания уникальной атмосферы «Русского Юга» и сохранения нормальной экологической ситуации на курортах предстоит:

-обеспечить европейский уровень чистоты и благоустройства зон отдыха;

-создать привлекательную атмосферу курортных городов, уделив внимание архитектурному облику всех сооружений центральных пешеходных улиц, правильному соотношению парковых, коммерческих и транспортных зон;

-развивать коммунальную инфраструктуру для бесперебойного обеспечения коммунальными услугами растущего потока туристов;

-сохранить нормальную экологическую ситуацию в курортных городах.

Без увеличения объёмов авиаперевозок и расширения доли чартерных рейсов невозможно создание конкурентоспособного предложения для туристов со средним и высоким уровнем доходов, поэтому при реализации инновационного сценария необходимо:

- повысить уровень сервиса и удобства для пассажиров в аэровокзалах и на железнодорожных вокзалах, что включает оптимальную организацию движения пассажиров, наличие информационных табло и справочных служб, наличие вентиляции и кондиционирования, комфортабельных туалетных комнат, и т. д.;

- создать возможности для приёма крупных международных воздушных судов аэропортами Юга России;

- повысить степень комфортности железнодорожного сообщения путём снижения среднего времени в пути, обеспечения кондиционирования, надлежащего благоустройства, чистоты и состояния вагонов и повышения уровня обслуживания;

- повысить комфортность автомобильного путешествия по основным трассам, (наличие туалетов, освещения и необходимой информации о станциях техобслуживания, медицинской и экстренной помощи);

- устранить ряд узких мест в автомобильном сообщении, осуществить строительство объездных дорог.

Для формирования конкурентоспособного предложения, соответствующего мировым стандартам необходимо провести ряд мероприятий:

- сформировать гостиничное предложение, отвечающее спросу целевых сегментов туристов, т. е. увеличить долю гостиниц высокого и среднего класса, а также развивать современные форматы гостиничного предложения — гостиницы по системе «всё включено», виллы и комплексы апартаментов, туристические деревни;

- использовать современные стандарты территориального планирования строительства, архитектуры и дизайна при развитии гостиничных комплексов;

- внедрить международные стандарты услуг, менеджмента качества, стандартизировать весь гостиничный сектор, в том числе частный сектор и мини-гостиницы;

- использовать новые технологии сети Интернет, развить систему дистрибуции, франчайзинга.

Согласованные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в решении проблем отрасли, развитие новых видов туризма, территорий с туристским по-

тенциалом приведёт к увеличению средств размещения до 2700 тыс. руб. в 2020 г. При этом туристский поток вырастет до 45 млн чел. Доля организованных туристов возрастёт с 25 до 46 %. Объём услуг (доходы КСР) превысит 432 млрд руб. Следовательно, будет более полно реализован туристский потенциал региона.

С применением инновационных технологий интенсивнее будут осуществляться проекты создания Особой экономической зоны.

В рамках реализации проекта по созданию туристско-рекреационной особой экономической зоны предусмотрено [3]:

- освобождение от уплаты налога на прибыль, имущество и от земельного налога до срока окупаемости капитальных вложений, но не более, чем на 5 лет;

- снятие 30 %-го ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды;

- использование ускоренного механизма амортизации собственных основных средств.

Это повысит инвестиционную привлекательность проекта. Сопровождение и поддержка со

стороны руководства местных органов самоуправления и структур, ответственных за вопросы развития зон отдыха и туризма, ускорят реализацию проекта, приведут к быстрой налоговой отдаче, повышению показателей развития и конкурентоспособности отрасли.

Показатели развития санаторно-курортного и туристского комплекса региона по второму сценарию представлены в табл. 4.

Таблица 4

Развития санаторно-куро ртного и туристского комплекса по втором^ / сценарию

Годы Кол-во КСР, ед. Численность занятых в комплексе, тыс. чел. Число организованных туристов, млн чел. Число неорганизованных туристов, млн чел. Объём услуг (доходы КСР), млрд руб. Сумма налогов поступающих в местные и федеральный бюджет, млрд руб.

2013 3400 217 7,5 16 77 (при /д = 107 %) 7,2

2020 4700 458 13,5 10 232 (при /д = 105 %) 23,20

Для расчётов реального вклада туризма в экономику региона необходимо использовать коэффициент мультипликации (специальные методы досчёта косвенного и индуцированного эффекта от туризма)[4].

Туристский мультипликативный анализ всестороннего вклада туризма в экономику оперирует тремя видами эффекта:

-прямой, который характеризует влияние туристских расходов на собственный объём валового производства услуг в туризме;

-косвенный, который определяется как дополнительный удельный выпуск в других отраслях (вне сферы туризма), вызванный туристскими расходами;

-индуцированный, вызывается в результате расходования домашними хозяйствами доходов, полученных как непосредственно в сфере туризма, так и вследствие создания косвенного эффекта туристских расходов в других отраслях экономики региона.

Так как чёткой методики досчёта сегодня не существует, возможна только оценка реального вклада санаторно-курортного и туристского комплекса в экономику региона — примерно 7— 10 % от ВРП, что более чем в 3 раза больше прямого вклада [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Реализация предлагаемых сценариев ведёт к различному приросту объёмов производимой продукции и услуг, а также различным поступлениям в бюджет. Расчёты, приведённые в таблицах, показывают, что наиболее предпочтительным по всем основным показателям развития санаторно-курортного и туристского комплекса является второй сценарий.

Независимо от реализации проектов федерального уровня, реализация инновационного сценария позволит повысить конкурентоспособность санаторно-курортного и туристского комплекса за счёт повышения эффективности отдачи каждого квадратного метра курортных территорий.

Библиографический список

1. Анопченко, Т. Ю. Эколого-экономические риски урбанизированных территорий: концепция, причины, последствия : автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Т. Ю. Анопченко. — Ростов-на-Дону, 2008. — 48 с.

2. Чернышёв, М. А. Муниципальное управление экологической политикой города Ростова-на-Дону / М. А. Чернышёв, С. Г. Тяглов, Т. Ю. Анопченко // Проблемы региональной экологии. — 2007. — № 6. — С. 135-140.

3. Об особых экономических зонах в РФ : федер. закон : [прин. Государственной Думой РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ)] [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=123058/ (дата обращения: 03.12.12).

4. Ходова, А. В. Сущность и институциональные особенности экологического туризма / А. В. Ходова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2008. — Т. 6, № 4, ч. 3. - С. 163.

5. Темирканова, А. В. Концептуальные основы современной экологоориентированной модели Юга России / А. В. Темирканова, М. А. Чернышёв // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление. — 2012. — № 10 (29). — С. 5.

Материал поступил в редакцию 11.09.2012.

References

1. Anopchenko, T.Y. Ekologo-ekonomicheskiye riski urbanizirovannykh territoriy: kontseptsiya, prichiny, posledstviya : avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. [Eco-economic risks of urban lands: conception, sources, consequences: Dr. econ. sci. author's abstract.] Rostov-on-Don, 2008, 48 p. (in Russian).

2. Chernyshev, M.A., Tyaglov, S.G., Anopchenko, T.Y. Munitsipalnoye upravleniye ekologicheskoy politikoy goroda Rostova-na-Donu. [Municipal board of ecological policy in Rostov-on-Don.] Problemy regionalnoy ekologii, 2007, no. 6, pp. 135-140 (in Russian).

3. Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v RF: feder. zakon: [prin. Gosudarstvennoy Dumoy RF ot 22 iyulya 2005 g. № 116-FZ (v red. Federalnogo zakona ot 06.12.2011 № 409-FZ)] [On special economic zones in RF: fed. law: approved by State Duma of RF, 22 July 2005, no. 116-FZ (rev. ver. Federal law, 6 December 2011, no. 409-FZ)] Consultant-Plus. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123058/ (accessed: 03.12.12) (in Russian).

4. Khodova, A.V. Sushchnost i institutsionalnyye osobennosti ekologicheskogo turizma. [Essence and institutional features of eco-tourism.] Ekonomicheskiy vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 2008, vol. 6, no. 4, part 3, p. 163 (in Russian).

5. Temirkanova, A.V., Chernyshev, M.A. Kontseptualnyye osnovy sovremennoy ekologooriyen-tirovannoy modeli Yuga Rossii. [Conceptual framework of modern ecology-oriented model of southern Russia.] Nauka i obrazovaniye: khozyaystvo i ekonomika, predprinimatelstvo, pravo i upravleniye, 2012, no. 10 (29), p. 5 (in Russian).

SIMULATION MODEL OF MAKING SOCIO-ECO-ECONOMIC DEVELOPMENT PROGRAM FOR SOUTHERN RUSSIA

A. V. Temirkanova

(Southern Federal University)

The development of the conceptual approaches to the justification of the eco-economic imperatives of the sustainable socio-eco-ecological regional system is particularly relevant in the context of the transformation intensification in the modern macroeconomics and the increasing significance of the environmental factor. The economy management efficiency goes up through the development of additional tooling, principles and factors, and the increased instrument value claims target selectivity, tension, and application areas. The socio-eco-ecological regional model including a package of active innovation processes is the most promising for various offers for the development of the regional policy. The program generation of the socio-eco-ecological development of the southern Russia is analyzed. Both quantitative indices and qualitative characteristics of the macroeconomic situation in the south of Russia are considered. On their basis, the socio-eco-ecological development of the region can be projected. Potential scenarios of the development of the health resort and tourist complex, and of the region at large: inertia and investment — are presented.

Keywords: forecast of socio-eco-economic development, health resort and tourist complex, macroeconomic situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.