УДК 327(560 + 495)"20"
Козик Константин Анатольевич аспирант Кубанского государственного университета
ТУРЕЦКО-ГРЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.: ПУТИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация:
В статье рассматриваются изменения, произошедшие в турецко-греческих отношениях в начале XXI в. Проиллюстрированы взаимоотношения между Турцией и Грецией в сферах экономики, туризма, обороны. Особое внимание уделено анализу результатов визита Р.Т. Эрдогана в Афины в 2010 г., который закрепил ранее достигнутый прогресс в отношениях между государствами. В ходе визита было подписано 22 официальных документа по двустороннему сотрудничеству, однако отмечается, что Кипрский вопрос и про-блема, связанная с акваторией Эгейского моря, остались нерешенными.
Ключевые слова:
двусторонние отношения, турецко-греческие отношения, Р.Т. Эрдоган, Г. Папандреу, договор о сотрудничестве, товарообмен, экспорт, турецкая делегация, экономический кризис, туризм, визовый режим.
Kozik Konstantin Anatolievich PhD student, Kuban State University
TURKISH-GREEK RELATIONS IN THE EARLY XXI CENTURY: THE WAYS OF COOPERATION DEVELOPMENT
Summary:
The article considers the main changes in the Turkish-Greek relations in the early XXI century. The author discusses relationship between Turkey and Greece in the sphere of economics, tourism, defense. Special attention is paid to the outcomes of R.T. Erdogan's visit to Athens in 2010, which consolidated the earlier progress in the improvement of relations between the countries. 22 official documents on bilateral cooperation were signed during the visit. However, the author notes, that the Cyprus issue and the Aegean issue remained unresolved.
Keywords:
bilateral relations, Turkish-Greek relations, R.T. Er-dogan, G. Papandreou, cooperation agreement, exchange of goods, exports, Turkish delegation, economic crisis, tourism, visa regime.
С приходом к власти в Турции 3 ноября 2002 г. Партии справедливости и развития в лице премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и его сподвижника Абдуллаха Гюля внешняя политика страны стала проявлять приверженность принципу «ноль проблем с соседями» [1]. Отношения с Грецией не явились исключением.
В начале XXI в. оставался актуальным вопрос влияния ЕС на турецко-греческие отношения. Осенью 2004 г. правительство Греции объявило о том, что не будет настаивать на жестких сроках решения двусторонних проблем, выдвинутых на саммите ЕС в Хельсинки в 1999 г. (определенных до 2004 г. - прим. авт.), и что готова продолжить переговоры в дальнейшем. 16-17 декабря 2004 г. на саммите ЕС в Брюсселе было заявлено о стремлении к улучшению отношений Турции с соседями и готовности последней продолжать работу c обеспокоенными странами -членами Евросоюза по вопросу решения пограничных споров. Кроме того, заявлялось, что «нерешенные вопросы, влияющие на интеграционные процессы, должны быть направлены для рассмотрения в Международный суд юстиции» [2].
Отдельного внимания заслуживают отношения между Турцией и Грецией в сфере экономики. Двусторонние соглашения привели к активизации контактов по двум направлениям. Основным органом в урегулировании двусторонних экономических отношений был Греко-турецкий бизнес-совет партнерства [3]. Этот Совет возобновил работу в сентябре 1999 г. (спустя 10 лет с момента закрытия в 1989 г.) и организовал рабочие группы для дальнейшего развития отношений между турецким и греческим бизнес-сообществами. Были мобилизованы все силы для создания благоприятной почвы, содействующей укреплению мира между обеими странами. Прямым следствием этого процесса явилась разработка значимых проектов в обоих государствах, что повлекло за собой рост товарообмена между ними. Так, греко-турецкий товарообмен в 2000 г. составил около 1 млрд долл., в то время как в 1995 г. он был равен 411 млн долл. Кроме того, греческий экспорт в Турцию также значительно вырос и составил в 2000 г. 592,1 млн долл. против 168,7 млн долл. в 1994 г. Турецкий экспорт в Грецию вырос на 52,8 % в 2003 г. и составил 902,64 млн долл., греческий в Турцию - на 36,16 % и составил 425,45 млн долл. Следует отметить, что двусторонний товарооборот в 2003 г. превысил 1,3 млрд долл. [4].
В январе 2000 г. совместный греко-турецко-американский консорциум объявил о своих планах по строительству газовой электростанции в Греции. Кроме того, в марте 2002 г. обе страны подписали двустороннее соглашение по электросети, соединяющей мощности государств по греко-турецкой границе, которую планировалось запустить к 2006 г. В итоге Афины и Анкара в
марте 2002 г. заключили договор на 300 млн долл. о строительстве газопровода, который будет снабжать энергетический рынок Греции. В соответствии с данным соглашением на более позднем этапе природный газ будет транспортироваться по трубопроводу и экспортироваться в Европу.
Второй сферой, оказывающей воздействие на улучшение греко-турецких отношений, является туризм. Турецкие и греческие туристические компании подписали договор о сотрудничестве. В соответствии с ним было реализовано большое число совместных программ, что привело к значительному увеличению притока туристов в обеих странах. Общее число греческих туристов, посетивших Турцию в 2003 г., увеличилось на 40,48 % по сравнению с 2002 г. и составило 339 397 чел. Кроме того, увеличилось число греческих туристов в Турции, несмотря на террористические акты в Стамбуле в ноябре 2003 г. В свою очередь общее число турецких туристов, посетивших Грецию за период 2001-2002 гг., увеличилось более чем на 20 % [5].
Как следствие характерного для этого периода смягчения напряженности двусторонних отношений, взаимозависимость двух стран во всех сферах экономики существенно возросла. В качестве примера в области транспорта можно привести строительство шоссе «Игнатия» протяженностью 680 км, которое, пересекая горный хребет северной Греции, соединит Черное море с Адриатическим.
Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения двух стран в сфере обороны и НАТО. И Турция, и Греция давно участвовали в длительной гонке вооружений. Этот процесс был прямым следствием так называемой «дилеммы безопасности», реализованной по обе стороны Эгейского моря [6]. Следовательно, обе страны имели, по крайней мере за предыдущие 12 лет, высокие военные бюджеты, связанные с НАТО. Под воздействием процесса сближения двух государств Греция инициировала серию совместных жестов в оборонных вопросах, отказываясь от своей давней политики. В начале апреля 2001 г. Греция отменила указ о состоянии войны и мобилизации армии из-за турецкого вторжения на Кипр в 1974 г. Стоит отметить и тот факт, что греческое правительство в соответствии с антимилитаристской доктриной отложило закупку 60 истребителей четвертого поколения. Кроме того, Греция сократила большинство программ по снабжению вооружением, таким образом сэкономив 4,4 млрд долл. В ответ на сокращение оборонных закупок Афин в том же месяце Анкара объявила о приостановке закупки оружия на сумму 19,5 млрд долл. [7].
Новым штрихом в улучшении отношений между Турцией и Грецией является визит турецкой делегации в Афины. 14 мая 2010 г. состоялся исторический визит премьер-министра Р.Т. Эрдогана в Афины. Р.Т. Эрдоган стал первым премьер-министром в истории Турции, который дважды посетил Грецию с официальным визитом. В ходе пребывания турецкой делегации в составе десяти министров и более трехсот бизнесменов в Афинах обсуждались торговые взаимоотношения, взаимное сокращение вооружений и экономический кризис в Греции. В течение двух недель представители властных и предпринимательских кругов Турции охотно делились своим опытом борьбы с последствиями мирового финансового кризиса и изложили греческим коллегам свои рекомендации. Р.Т. Эрдоган заявил о том, что Греция может рассчитывать на помощь Турции в борьбе с экономическим кризисом, из-за которого Греция была вынуждена обратиться за помощью к ЕС [8]. «Некоторые страны особенно пострадали от кризиса. Я говорил, что Турцию он обошел, и это правда. Мы контролировали ситуацию в банках, извлекли урок из своего прошлого опыта. Принимаются некоторые решения, и как власти, так и оппозиции следует придерживаться этих решений, что поспособствует смягчению ситуации», - заявил Р.Т. Эрдоган [9]. Он добавил также, что Турция и Греция будут строить партнерские отношения. В этом направлении уже сделан важный шаг, в результате которого отменен визовый режим для граждан обоих государств, имеющих дипломатические паспорта. В сфере экономики Р.Т. Эрдоган и греческий премьер-министр Георгиос Папандреу договорились об увеличении товарооборота между обоими государствами до 5 млрд евро в год [10].
В ходе визита турецкой делегации в Афинах состоялось первое заседание турецко-греческого Совета сотрудничества на высшем уровне. Греческий премьер-министр Г. Папандреу заявил, что это заседание - только начало в улучшении отношений. Он указал на то, что у правительств обоих государств есть политическая воля для перехода от стадии сближения к партнерству. Греческий премьер отметил особое значение институтов гражданского общества в достижении данной цели. Важную роль в безопасном соседстве двух стран играет общее членство, партнерство в НАТО. Президент Греции Каролос Папульяс, принимая в президентском дворце Р.Т. Эрдогана, выразил надежду на то, что данный визит делегации из Турции даст благоприятные результаты и улучшит атмосферу сотрудничества и добрососедства между двумя государствами.
Наибольший интерес представляло турецко-греческое соглашение о прокладке стратегически важного газопровода !ТС! (Турция - Греция - Италия). Это соглашение предполагало транс-
портировку газа из районов Среднего Востока и Каспийского моря в Европу. В соответствии с достигнутыми ранее договоренностями, ITGI должен был стать продолжением газопровода Баку -Тбилиси - Эрзурум, в связи с этим планировалось введение его в эксплуатацию в 2012 г. [11].
Итак, в ходе визита турецкой делегации правительствами и другими государственными органами Турции и Греции было подписано 22 официальных документа, среди них соглашения: 1) об учреждении турецко-греческого Совета сотрудничества на высшем уровне; 2) проведении регулярных политических консультаций между министерствами иностранных дел обеих государств; 3) беспрепятственном пересечении границы в районе «Пазаркуле (Турция) - Кастаниес (Греция)»; 4) возможности для членов семей сотрудников дипломатической и консульской служб заниматься предпринимательской деятельностью; 5) развитии сотрудничества в сфере экономики и оказании поддержки частным предприятиям, как Турции, так и Греции; 6) сотрудничестве в банковской сфере; 7) техническом сотрудничестве в сфере стандартизации; 8) сотрудничестве в области инвестиций; 9) сотрудничестве в сфере лесного пользования; 10) сотрудничестве в научно-технической сфере, сферах энергетики, образования, культуры и туризма; 1 1) развитии железнодорожного сообщения и автоперевозок; 12) сотрудничестве в сфере информационных технологий и почтовой связи; 13) соглашение (подобное тому, что было подписано в 1999 г. -прим. авт.) о сотрудничестве по вопросам незаконных мигрантов, беженцев, в сфере организованной преступности, а также в области противодействия незаконному обороту наркотиков и гражданской обороны; 14) отмене визового режима для граждан Греции и Турции, имеющих дипломатические паспорта; 15) сотрудничестве между турецким Анатолийским агентством и информагентствами Афин и Македонии и т. д. [12].
Таким образом, в начале XXI в. Турция и Греция предпринимают меры для улучшения двусторонних отношений. Однако данные улучшения происходят в основном в экономической и гуманитарной сферах. Главные же проблемы в отношениях государств - Кипрский вопрос и комплекс проблем, связанных с акваторией Эгейского моря, - так и остаются на уровне обсуждения.
Ссылки:
1. Turbedar E. Turkey's New Activism in the Western Balkans: Ambitions and Obstacles // Insight Turkey. Vol. 13, no. 3. P. 139158.
2. Celik A.B., Rumelili B. Necessary but not sufficient: The role of the EU in resolving Turkey's Kurdish question and the Greek-Turkish conflicts // European Foreign Affairs Review. 2006. No. 11. P. 220.
3. Naoum M. The Greek-Turkish rapprochement process, 1999-2004: paradigm shift or epiphenomenon. Monterey, 2004. P. 62.
4. Ibid. P. 63.
5. Ibid.
6. Aydin M., Ifantis K. Turkish-Greek relations: The security in the Aegean. London ; New York, 2004. Р. 109.
7. Naoum M. Op. cit. P. 67.
8. Гаджиев А.Г. «Высадка» в Афинах: к итогам визита Р.Т. Эрдогана в Грецию [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/17-05-10e.htm (дата обращения: 02.09.2016).
9. Rumelili B. The European Union's impact on the Greek-Turkish conflict. Birmingham, 2004. No. 6. P. 16.
10. Гаджиев А.Г. Указ. соч.
11. Там же.
12. Там же.
References:
Aydin, M & Ifantis, K 2004, Turkish-Greek relations: The security in the Aegean, London, New York, p. 109. Celik, AB & Rumelili, B 2006, 'Necessary but not sufficient: The role of the EU in resolving Turkey's Kurdish question and the Greek-Turkish conflicts', European Foreign Affairs Review, no. 11, p. 220.
Gadzhiev, AG 2010, "Landing" in Athens: the results of RT Erdogan's visit to Greece, viewed 02 September 2016, <http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/17-05-10e.htm>, (in Russian).
Naoum, M 2004, The Greek-Turkish rapprochement process, 1999-2004: paradigm shift or epiphenomenon, Monterey, p. 62.
Rumelili, B 2004, The European Union's impact on the Greek-Turkish conflict, Birmingham, no. 6, p. 16. Turbedar, E, 'Turkey's New Activism in the Western Balkans: Ambitions and Obstacles', Insight Turkey, vol. 13, no. 3, pp. 139-158.