Научная статья на тему 'Турецкий костюм как источник модных тенденций в современной молодежной одежде'

Турецкий костюм как источник модных тенденций в современной молодежной одежде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
559
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ КОСТЮМ / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ТУРЕЦКИЙ КОСТЮМ / МОДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кукушкина Зоя Ивановна, Волчкова Марина Ивановна, Арьянова Ирина Евгеньевна

Turkish suit as the source of the fashionable tendencies in the contemporary youth clothing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кукушкина Зоя Ивановна, Волчкова Марина Ивановна, Арьянова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Турецкий костюм как источник модных тенденций в современной молодежной одежде»

В коллекции использован новый прием формообразования отдельных участков и некоторых изделий в целом путем кручения ткани (блузка модели А). Отделка жгутом, скрученным из ткани, используется для передачи основной идеи организации формы африканского костюма, акцентирования конструктивных поясов, организации визуального движения в определенном направлении, приводя его к композиционному центру.

Композиционный центр данной коллекции (модель В) определяется по законам количества и качества. Модель разработана на основе асимметрии формы. Динамизм в модели проявляется за счет нарастания силуэтной массы сверху вниз и радиально расположенных линий драпировки. Ручное декорирование ткани - мережка, прошивание нитками люрекс и роспись полос - украшает модель и подтверждает ее соответствие афростилю. Модель В отличается наибольшей образностью, что по праву делает ее композиционным центром.

Осмысление структурного построения этнического костюма Африки при работе над коллекцией «АФРО-

Дита» позволило найти нетрадиционный подход к трансформации его элементов в современных моделях женской молодежной одежды. Соединение элементов этнического костюма с современными формами, материалами и приемами декоративного оформления способствовало созданию стильного образа молодых. Коллекция будет востребована в молодежной среде, так как модели эксклюзивны, интересны, необычны, перспективны.

1. Богиню красоты неслучайно назвали АФРОдитой. - http:// newafrica.ru.

2. Народы Африки. - ^Д;р://ги^Ыре^а.ог£^Ы/Народы Африки.

3. Намибия. Племя Химба. - http: //www. vokru gsveta.ru.

4. Сладкие женщины Хамер. - http://cssc.narod.ru/ethiopia/hamer. htm.

5. Масаи Кении. - http://www.toptravel.ru/kenia masai.htm.

6. Восточная Африка: В поисках предков. - http: //www. geografia.ru.

7. Символы статуса замужних женщин-Масаи. - http: //www. ta1.ru.

8. Гусейнов ГМ. Композиция костюма. - М.: Академия, 2004. -430 с.

9. Рачинская Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е.И. Рачинская, В.И Сидоренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

З.И. Кукушкина, МИ, Волчкова, И.Е. Арьянова

ТУРЕЦКИЙ КОСТЮМ КАК ИСТОЧНИК

МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЕ

Turkish suit as the source of the fashionable tendencies in the contemporary youth clothing.

Внимание моды вновь обращается к проблеме повышения образности. Традиционным творческим источником здесь является исторический, национальный костюм. Этническая тенденция считается направлением будущего как идея культурных традиций Востока и Запада. Смешение культур рождает новые образы, и в современных предложениях дизайнеров нет обычной для этнической моды пряности и навязчивости. Это всегда чуть рассеянный взгляд со стороны, взгляд уставшего европейца. В основном заимствуются рисунки тканей, элементы и конструктивные особенности одежды стран Африки, Ближнего и Среднего Востока [1].

Интерес современного дизайна к традициям стран «третьего мира» вызван не только поисками новых форм и стилей; в восточных философиях, религиях ищут идеи нового современного образа жизни. Обращение к традициям других стран в моделировании одежды имеет длинную историю. Восток всегда привлекал европейцев экзотикой. В любой период истории европейского костюма можно обнаружить восточные влияния: от эпохи крестовых походов до этнического стиля в современной моде. Фольклорный, или этнический стиль использовал элементы традиционного костюма разных народов мира. Как правило, это бесструктурная одежда простых форм: сари, саронг, кимоно, пончо и т.п. Многие модные цвета были заимствованы из цветовой культуры стран Востока (синий индиго, «цвета пряностей», «китайский желтый», «буддийский оранжевый»), а также аксессуары и украшения [2].

Плюрализм вкусов в современном мире означает и равноправие эстетических идеалов, в том числе и представлений о красоте, всегда связанных с этнокультурной традицией. Наряду с европейским типом красоты равноправное место в моде заняли неевропейские типы.

Возникновению этнического стиля способствовали путешествия во время отпуска, которые стали доступны многим в начале 1970-х гг. Интерес к Ближнему Востоку был спровоцирован войной на Кипре и нефтяным кризисом. В массовой моде этнический стиль сложился в 1970-е гг., определив атмосферу десятилетия, ностальгию по традиционным ценностям и поиски нового, уход от

реальности и простор для фантазии и экспериментов в моде. Этнический стиль смешивал элементы одежды и прикладного искусства народов стран «третьего мира» -Азии, Африки, Южной Америки. Особенно популярны были тюрбаны и турецкие шальвары, саронги и кафтаны [3]. Восточная «экзотика» и сейчас привлекает молодых дизайнеров при проектировании костюма и аксессуаров: бижутерии, платков, шарфов и сумок.

Турция - это страна, расположенная между Европой и Азией. Географическое положение, культура, обычаи, климат, исторические факты и многое другое - все это в той или иной степени влияло на национальный костюм турок.

Турецкая народность сложилась к середине XVI в. из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племен, главным образом огузских и туркменских, мигрировавших в Малую Азию с востока в период сельджукских и монгольских завоеваний Х1-ХШ вв., и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в Юго-Восточной Европе (Х^-Х'Ш вв.) заметную роль в этнической истории турок сыграли южнославянские народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX в., ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики (рис. 1).

Для турецкого костюма характерны тонкие и легкие ткани, в основном шелковые или хлопчатобумажные, покрытые цветочными узорами и полосами. Вышивка в турецкой одежде используется нечасто. Женские костюмы отличаются особенной вычурностью и ярким смешением контрастных тонов (рис. 2 а). Из ассортимента одежды характерны шальвары, к ним надеваются белые рубашки и жилеты, причем последние обычно шьются из того же материала и того же цвета, что и шальвары. Вокруг талии повязывается длинный узорчатый пояс с бахромой. Часто вместо жилета надевается жакет с длинными рукавами, длиной до талии, который может быть как контрастного цвета, так и в тон шальварам.

Другая разновидность очень популярного в Турции фольклорного наряда отличается цветастым платьем-рубахой с длинными рукавами, длиной до икр или лодыжек, под которое надеваются нижние длинные панталоны; подол платья-рубахи заканчивается чуть выше колена и обычно бывает белого цвета (рис. 2б). Один край подола заворачивается кверху и заправляется за пояс. Платье-рубаху дополняет короткий узорчатый жакет черного цвета [4].

Рис. 1. Модели одежды турецкого костюма.

а б

Рис. 2. Ассортимент мужской и женской одежды турок.

Разнообразны головные уборы. Феска (маленькая круглая шапочка) с прикрепленным к ней покрывалом или шелковой вуалью. Концы покрывала завязываются под подбородком или свободно свисают по обе стороны лица. Часто феска спереди украшается золотыми или серебряными монетами (рис. 3). В некоторых случаях вместо фески вокруг головы разными способами повязываются длинные платки, национальный тюрбан или чалма, башлыки, обматывающиеся вокруг головы на манер капюшона, с двумя свободными концами, свисающими по сторонам лица. На ногах у турок можно видеть мягкие кожаные йемени и мягкие кожаные туфли, которые завязываются шнурками крест-накрест и надеваются на белые, доходящие до колен вязаные чулки.

Рис. 3. Модели современного свадебного костюма турок.

На протяжении многих лет дизайнеры вдохновляются турецким национальным костюмом для создания современного. Сегодня модельеры используют его, создавая не только отдельные модели, но и целые коллекции.

Этнический стиль адаптировал для современной одежды формы костюма разных народов мира. Нынешняя разработка концепции использования национального костюма позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционно-европейской и этнической.

Арабский дизайнер Рифат Озбек 1994/95 предложил романтическую интерпретацию городского турецкого костюма - накидки, бюстье, шарфы, шаровары (рис. 4 а) [3].

Вивьен Вествуд в коллекции прет-а-порте осень/зима 2005 г. представила новую интерпретацию турецкого костюма. Ее коллекция - это яркое смешение контрастных цветовых тонов (рис.4б).

Дизайнер с Ближнего Востока Автандил Цквинидзе в коллекции прет-а-порте осень/зима 2003 г. представил интерпретацию турецкого костюма. Коллекция построена на многослойности, смешении материалов контрастных цветов, фактур, свойств (рис. 5а).

Британский дизайнер Джон Галльяно в коллекции осень/зима 1999-2000 гг. представил для дома «Диор» смешение нескольких традиций одновременно. Коллекция с объемными пальто с крупным орнаментом построена на многослойности, смешении материалов контрастных цветов, фактур, свойств (рис. 5 б) [5].

Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве. Искусство создания костюма имеет своей целью преобразить человека, помочь ему создать

Рис. 5. Модели коллекции Автандила Цквинидзе (а) и Джона Галльяно (б).

определенный образ, соответствующий либо его собственному представлению о себе, либо тому, к которому он стремится, либо необычному, раздвигавшему рамки повседневности [6].

Главная тенденция нового модного сезона - умелое сочетание различных по стилю изделий, дополненных оригинальной бижутерией, использование принципа много-слойности, соединение различных по цвету и фактуре тканей. Мода многолика, она представляет возможность каждому создать свой собственный стиль, подчеркивающий индивидуальность. Главное - не бояться рисковать, не сковывать себя стереотипами. Чувство меры и тонкий вкус -лучшие ориентиры.

Турецкий костюм - «кладовая» с огромным количеством информации для поиска новых творческих идей -во все времена был и остается постоянным источником вдохновения. В сезоне осень-зима 2008/2009 гг. дизайнеры снова и снова возвращаются к этнике с элементами национального турецкого костюма, о чем нам напоминают модные журналы (рис. 6).

В современном моделировании одежды большое распространение получило смешение национальных традиций. Смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает совершенно новый образ, часто не связанный с конкретным и определенно узнаваемым творческим источником. Такое наслоение множества традиций позволяет проектировать новую одежду, отличающуюся от традиционной европейской и от этнической [7]. В новом сезоне слышны отголоски мотивов турецкого костюма в коллекциях «Hermes», «Dries Van Noten» и др.

Будущая мода рождается из прошлого. В результате анализа источника творчества, которым явились особен-

ности турецкого национального костюма, и современных направлений моды, а также коллекций современных дизайнеров, работавших над аналогичной темой, авторами данной статьи разработана творческая коллекция повседневной женской молодежной одежды в восточном стиле. Коллекция «Хабиби» (от тур. - любимая) является авторской, и ее задача - иллюстрация потенциальных творческих возможностей дизайнера, его видения перспектив развития моды, новых способов создания одежды.

Авторская переработка творческого источника заключалась в поиске членений внутри формы, применения новых гармоничных цветовых сочетаний в решении художественного образа.

Разработка концепции использования национального костюма - это обращение к традициям материальной и духовной культуры другого народа [8]. Поиск образного решения коллекции велся по следующим направлениям: знакомство с историческим турецким костюмом (мужской и женский);

современные интерпретации материального мира в моде и кинематографе ( к/ф «Турецкий гамбит»);

методы создания современного костюма с использованием кроя турецкого национального костюма.

Новизна коллекции «Хабиби» состоит в новом прочтении образа «турчанки», в использовании современных пропорций, в соединении тканей разных фактур, в сочетании модных оттенков зеленого, синего, золотого и коричневого.

Коллекция ориентирована на молодых девушек из мегаполисов, изящных, женственных и самостоятельных, уверенных в себе. Вопреки стремительности и изменчивости их городов, они умеют находить красоту и романти-

аб Рис. 6. Иллюстрации журнала «Гламур». - 2008. - N° 11.

ку в окружающем мире. Контрастность фактур и цвета повторяет противоречивость их характера: ломкие и жесткие ткани - парча, тяжелый шелк - сочетаются с тонкими и мягкими шифоном, с хлопчатобумажным трикотажным полотном.

Коллекция «Хабиби» состоит из пяти моделей, каждая из которых представляет собой молодежные комплекты. В коллекции представлен разнообразный ассортимент женской одежды: брюки, юбка, платья-туники, блузки, жакет, жилет и дополнительные аксессуары в виде головных уборов, гетр. Комплекты созданы по единому композиционному замыслу, где все детали согласованы между собой и подчиняются единому целому.

Согласование изделий в комплекте происходит прежде всего по принципу пропорционального соотношения и пластического сопряжения форм. В данной коллекции изделия в моделях сопрягаются по принципу взаимного пересечения форм (модель А, Б, В, Г, Д), что характерно для замкнутого турецкого костюма (рис. 7). Во взаимном пересечении форм наблюдается замкнутый строй костюма. При таком принципе более выразительными являются достаточно контрастные по пластическому решению формы.

Многослойное решение - одна из главных тенденций моды. Комбинация предметов, входящих в комплект, может давать различные вариации многослойного решения (рис. 7, модель А, Б, В).

Основу композиции костюма составляют совокупность основных образующих костюм объемов (частей и форм), соотношение этих объемов, общие пропорции костюма, его силуэт.

Содержанием композиции костюма как строительно-

творческого процесса являются формирование силуэта и выявление его деталей, определяющих участие пространства в объемно-пространственной структуре [9]. Коллекция построена на следующих силуэтных формах: прямой (модели: А - брюки, Б - платье-туника), трапециевидный (модели: А - платье-туника, В - рукава жакета, Г - брюки и гетры, Д - юбка), овальный (модели: В - брюки и жакет, Д - рукава блузки), прилегающий (модели: Б - брюки, Г -блузка).

Поверхности форм по геометрическому характеру являются прямолинейными (модели: А - брюки, Б - платье-туника, Г - брюки и гетры), криволинейными, где ломанную поверхность образуют сборки и складки (модели: А -платье-туника, Б - брюки, В - жакет и брюки, Г - блузка, Д - блузка и юбка). Контуры одежды, ее отдельных частей и объемов создают декоративные силуэтные линии.

Обеспечение равновесия является сложной задачей, поэтому используются принцип соподчинения форм костюма по массам, увязка их с физическими параметрами человеческого тела. Распределение масс формы в костюме происходит с увеличением их размеров книзу (модели: В, Г) или к верху (модели А, Б, Д) в полном соответствии с опорными конструктивными поясами. Модели трапециевидного и прямого силуэтов уравновешивают композицию за счет устойчивости формы, а модели овального силуэта создают динамичность и зрительную активность коллекции.

Основными средствами объединения моделей костюмов в коллекции являются отношения-пропорции и ритмика первичных элементов формы костюмов, их составных частей, их особенностей. Пропорции являются одни-

А Б В Г Д

Рис. 7. Коллекция женской молодежной одежды «Хабиби».

ми из главных средств композиции, с их помощью достигаются гармоничность вещи, ее соответствие с характером фигуры человека, ее движениям [6].

В ходе разработки коллекции пропорции и отношения закладывались в соответствии с модным образом фигуры и с направлением моды. Модели построены на геометрических пропорциях, приводящих к образному звучанию и эстетическому восприятию костюма. Основные горизонтальные членения проходят под грудью (линия «ампир»), по талии, на уровне бедер. Вертикальные членения продиктованы конструкцией изделий, помогают создать необходимую форму, делают фигуру изящной, стройной.

Модели построены на применении простых и иррациональных (сложных) пропорций, модели имеют длину классическую - на уровне колен (модели: А - платье-туника, Г - брюки, Д - юбка), до щиколоток (модели: А - брюки, Б - брюки, В - брюки), длина «миди» (модель: Б - платье-туника). Пропорциональные отношения элементов находятся в сложной зависимости, завершая собой гармоничную целостность композиции.

Так как коллекция - это не серия одинаковых моделей, а целостное произведение, то она, как всякое художественное произведение, строится по определенным законам композиции. Выбор средств композиционного построения коллекции определяется ее назначением, единством стиля и образа. При восприятии одежды в целом сопоставляются одни элементы с другими. Простейшим видом незначительного различия характеристик элементов является соотношение элементов костюма по принципу нюанса, контраста и подобия (сравниваются линии, площади, массы, фактуры, цвета).

Проявление нюанса способствует гармонизации коллекции в целом. Элементы подобия нашли отражение в конструктивных линиях всех моделей. Подобны овальные силуэтные формы моделей В, Д. Нюансовые различия заложены в прямом силуэте (модель Б), прямом силуэте, слегка расширенном книзу (модель А).

Оттенки цветов в коллекции используются по принципу нюансировки тонов (зеленого или коричневого). Ню-ансовые отношения между элементами придают элегантность, нарядность.

Одним из самых ярких средств композиции является контраст - резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур.

В моделях коллекции используются контрастные теплые (золотисто-оранжевые, коричневые) и холодные цвета (бирюзовый, изумрудный, васильковый).

Контраст овальных и прямоугольных форм (модели: В, Д) обусловливается характером линий, описывающих эти формы. Применение наклонных линий в конструкции и декоре усиливает зрительную динамику и подчеркивает нарядность изделий. Контрастны между собой объемы: прилегающий верх, объемный низ (модели А, В, Д).

В коллекции используется контраст фактур: пластичные (шифон, трикотажное полотно) и жесткие (атлас, шелковая ткань, костюмная ткань), а также контраст гладкокрашеных и орнаментированных материалов.

Основным в костюме является тоновой контраст, или контраст светлот. В композиции моделей используются разные оттенки плотных тонов (изумрудный, зелено-коричневый, коричневый, черный), которые контрастно сочетаются со светлыми оттенками - оранжевым, бирюзовым, золотым. В зависимости от выбранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние композиции. Все модели коллекции трехтоновые, что придает ей наибольшую динамичность и напряженность, делает ее более активной и экспрессивной. Центральная модель В более нарядна за счет применения в ее композиции трех тонов - светлого, среднего и темного.

Коллекция, построенная на контрасте, всегда необычна и оригинальна и преследует одну цель - выделиться на общем фоне современной одежды. Одежда с контрастной композицией хорошо соответствует молодежному образу, отражая стремление к оригинальности, индивидуальности и некоторому максимализму.

Одним из важных характеристик гармоничной композиции костюма является ритм. Самым простым проявлением ритма в моделях коллекции является повторение одного и того же элемента или равных по величине элементов через равные промежутки (чередование конструктивно-декоративных линий: складки брюк модели Б и рюши на рукавах и вставке блузки, равномерно заложенные складки юбки модели Д.

Формообразование моделей строится на применении сложного ритма геометрических форм отдельных элементов костюма, ритма силуэтных форм, объемов, линий, цвета и фактуры материала [6].

В коллекции прослеживается пульсирующий ритм чередования объемов и силуэтов моделей. Нарастание движения элементов в коллекции начинается с крайних моделей и с высоким темпом достигает композиционного центра коллекции - модели В.

Композиция коллекции построена на ритме плотных тонов (изумрудного, коричневого, коричнево-зеленого, черного).

С помощью ритма усиливается звучание главного -идеи, определяется движение к композиционному центру.

Композиция моделей коллекции построена на симметрии отражения, что придает устойчивость всей коллекции.

Композиция коллекции динамична, поскольку для ее создания используется ритмическая организация тоновых и цветовых расположений пятен, материалов с различными фактурами, оригинального размещения декора.

Импульсом для поиска нового при создании коллекции послужило применение различных по свойствам материалов: пластичного (трикотаж, шифон), формоустойчивого (плотный шелк, костюмная ткань).

Одним из главных средств построения композиции является цвет. Композиция коллекции построена на гармоничном сочетании родственно-контрастных цветов разных оттенков желто-оранжевого и сине-зеленого. Композиционный центр коллекции (модель В) построена на сочетании модного золотого, коричневого и василькового.

Одним из элементов композиции одежды является декоративная отделка. Она должна быть увязана с линиями, формами, тканью, конструкцией, согласована в цвете. Отделка как украшение усиливает и обогащает композицию. В коллекции «Хабиби» отделка монетками используется для передачи основной идеи, а также для акцентирования формы изделия, членения формы на части, объединения частей формы, организации зрительного движения в определенном направлении к доминанте формы. Отделка обогащает художественно-образный замысел костюма, определяет композиционный центр.

Композиционный центр данной коллекции (модель В) устанавливается по законам количества и качества. Модель разработана на основе симметрии отражения, но за счет пропорциональных наклонных членений возникает динамика формы в целом. Динамика в модели проявляется также за счет нарастания силуэтных масс сверху вниз в жакете и брюках (придает модели стройность). Ярким отличием модели является использование большого локального пятна брюк. Модель В отличается наибольшим объемом и образностью, разнообразием фактур. Блестящая поверхность жакета сочетается с матовой поверхностью блузки и светоотражающей поверхностью брюк. Все эти отличия центральной модели делают ее по праву композиционным центром.

Оригинальность моделей проявляется в образности, в использовании в моделях оригинальных аксессуаров и форм головных уборов. В коллекции нашли отражение ведущие концепции моды на сезон весна/лето 2008/2009 гг.

Коллекция «Хабиби» динамична, модели коллекции соподчинены друг с другом и организуют целое. Конструктивные и декоративные находки интересны и необычны, являются перспективными для современной моды, а значит, коллекция будет востребована в молодежной среде.

Суть молодежного костюма - в стремлении самовыразиться, реализоваться. Обращение моды ко всему подлинному, самобытному способствует возрождению фольклорного стиля. Этнические традиции - настоящая кладовая образов для творчества дизайнеров, которые черпают вдохновение в народном костюме. И этот процесс не прекращается, обогащая нашу жизнь новыми элементами, соответствующими меняющемуся образу и ритму жизни. Новая мода - это добротный ремикс на проверенные

временем темы, одной из которых является турецкий костюм.

1. Направление моды от А. Всильева. - www. Fashion live.ru.

2. Брун В. История костюма / В. Брун, М. Тильке. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

3. Ермилова Д.Ю. История домов моды. - М.: Мастерство; Академия, 2003.

4. Турки. Энциклопедия «Народы и религии мира» http://www. Энциклопедии@МА^’ RU.htm (19.03.0б).

5. Образцы национальной одежды Турции, Албании Алжира, Марокко и многих других стран... 2005. http://www.islam.kiev.ua (19.03.06).

6. Рачицкая Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2000 [Электронный ресурс]. Электр. дан. - М.: Большая энциклопедия, 2000 [Электр. опт. диск (CD-ROM)].

8. Бердник Т.О. Дизайн костюма / Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

9. Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов / под ред. Т.В. Козловой. - М.: Легпромбытиздат, 1988.

Н.А. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ МАЛЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ Х1Х - НАЧАЛЕ ХХ вв.

The article is devoted to the peculiarities of formation of planning and building in settlements in Amur region.

Усилиями казаков, крестьян-переселенцев, военных и в большой степени по инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в середине XIX в. Приамурье вновь стало российской территорией. Начиная с 1850 г. вдоль Амура, а с 1858 г. - на всей территории официально учрежденной Амурской области в течение нескольких десятков лет появились сотни малых населенных пунктов. Именно в этот исторический период была заложена основа градостроительных традиций в Амурской области, получившая эволюционное развитие в ХХ в.

Формирование малых амурских населенных мест характеризуется рядом социально-политических предпосылок, определивших отдельные этапы их развития. Проявлению индивидуальных черт населенных мест способствовали специфические хозяйственно-экономические факторы и природно-географические условия, отличающиеся большим биоклиматическим разнообразием в зависимости от районов (южных или северных) Амурской области. Трудности усугублялись малой доступностью отдельных районов необжитой громадной территории. Колонизация, отражая политику государства, даже в таких условиях носила целенаправленный характер. Поэтому изначально вектор заселения был направлен вдоль природной магистрали - реки Амур с ее крупнейшими притоками. Это была своеобразная ось в освоении и заселении южной части Приамурья.

До 1883 г. переселенцы прибывали в новый край сухопутным путем, сплавляясь по Амуру. Основная масса их оседала на берегах рек. В связи с этим речные пути предопределили первоначальный линейный рисунок заселения в Амурской области. Дальнейшее освоение региона в течение длительного времени тормозилось из-за отсутствия надежных путей сообщения с основными районами России. Строительство Амурской железной дороги оказало большое влияние на процесс расселения и пространственное размещение новых поселений в Приамурье. Одновременно со строительством дороги создавалась

структура новых поселений. В результате, в области возникли две оси расселения и освоения - природно-ландшафтная и техническая. Активное формирование новой оси расселения значительно изменило структуру поселений вдоль старой. Обширная территория вокруг Амурской ветки Транссиба стала районом преимущественного развития, и вектор градообразования был направлен в сторону новой трассы. Если до конца XIX в. процесс освоения края носил преимущественно земледельческий характер, то с 1905 г. началось промысловое и промышленное развитие юга области. Железная дорога и расположенная параллельно ей мощная водная артерия (р. Амур) объединили все поселения Амурской области в единую систему, связав их торгово-экономическими и культурными отношениями.

К началу ХХ в. на территории Приамурья образовались два ареала расселения: сельскохозяйственный - вдоль природно-ландшафтной оси и промышленный - вдоль технической. Каждый этап экономического развития поселений находил отражение в строительстве. На протяжении менее столетия на территории области развивалась культура, в которой нашли отражение взаимовлияния разных народов, живущих рядом друг с другом. В результате освоения Амурской области русскими к началу ХХ в. на ее территории сформировались следующие типы малых населенных пунктов, возникших на разных этапах освоения территории, под воздействием различных исторических и социально-экономических факторов:

китайско-маньчжурские и корейские селения и фанзы, существовавшие до 1900 г. в Зазейском районе, вблизи г. Благовещенска;

казачьи станицы, поселки, хутора;

крестьянские села, деревни, выселки, хутора, заимки, зимовья;

рабочие поселки с неземледельческим населением, приисковые поселки, железнодорожные станции и поселки городского типа.

Формирование архитектурно-планировочной композиции малых поселений Амурской области имеет свои особенности, во многом обусловленные системой расселения. Миграция славян «налагалась» на расселение других народов. Однако, в связи с малочисленностью и рассредоточенностью тунгусо-маньчжурских народов, занимающих небольшую площадь в бассейне р. Амура, казаки и крестьяне расселились в никем не занятых юго-западных и северо-восточных районах области вдоль транспортных артерий. Этот факт и определил основную характер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.