Научная статья на тему 'Джинсовый стиль. Традиции и современность'

Джинсовый стиль. Традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
963
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ОДЕЖДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кукушкина Зоя Ивановна, Путинцева Людмила Александровна

Статья посвящена вопросу использования новых способов отделки ткани при проектировании модной молодежной одежды джинсового стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джинсовый стиль. Традиции и современность»

УДК 687: 745.5

З.И. Кукушкина, Л.А. Путинцева

ДЖИНСОВЫЙ СТИЛЬ. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена вопросу использования новых способов отделки ткани при проектировании модной молодежной одежды джинсового стиля.

The paper presents the use of new methods of finishing fabrics in the design offashionable youth clothes jeans style.

Джинсовый стиль всегда популярен в молодежной моде, а в последнее время он прочно обосновался в коллекциях мастеров высокой моды. Джинсовые куртки, рубашки, платья чаще всего выглядят потертыми, выцветшими, поношенными. Вариации способов декоративного оформления поверхности денима1 разнообразны: он украшается вышивкой, пайетками,

аппликациями, инкрустацией. Техники и комбинации

оформления джинсового

материала ежегодно

пополняются. По-прежнему

модны рваные джинсы, но теперь дырочки с помощью лазерной перфорации образуют узор типа кружева.

Неиссякаемым источником

вдохновения для дизайнеров служит народное творчество,

основанное на традиционных видах рукоделия: используется лоскутное шитье (пэчворк2, квилт3 (рис. 1). Выраженная

фактура денима часто используется дизайнерами для того, чтобы оттенить качество других тканей - гладкую поверхность шелка, мягкость бархата и замши, блеск парчи.

а б в

Рис. 1. Декор в современной джинсовой одежде: вышивка -шорты (а), брюки (в); пэчворк: брюки (б), куртка (в).

1 Деним (denim, по одной из версий - от фр. serge de Nîmes - ткань из Нима) - грубая, плотная ткань саржевого плетения, у денима в индиго окрашена только нить основы, но не уток.

2 Пэчворк (от англ. patchwork) - вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пестрых кусочков ткани (лоскутков) с определенным рисунком. В процессе работы создается полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

3 Квилт (от англ. quilt) в дословном переводе означает «стеганое одеяло». Это также вид рукоделия, в котором вручную или на машинке сшиваются лоскутки материи. Современный квилт, украшенный вышивкой из ниток, бисером и стразами, приобретает уникальность.

Женственные платья и топы, изящные жакеты, эффектные аксессуары разрушают представление о дениме как о материале исключительно спортивного стиля.

Тяжелый деним темных тонов в сочетании с четкими, отточенными линиями кроя позволяет создать современный молодежный образ. Новую смысловую художественную нагрузку обретает одежда, выполненная из легкой джинсовой ткани светлых тонов. Грубоватый и тяжелый на вид деним на самом деле часто оказывается мягким и относительно легким. В модной одежде сочетаются материалы разных цветов и фактур: легкие с тяжелыми, плотные - с прозрачными и т.д. Характерен широкий диапазон цвета: от глубокого насыщенного индиго до самых бледных, воздушных оттенков.

Ассортимент одежды из денима поражает своим многообразием: брюки с открытым топом, жилетом или туникой, платье-рубашка, объемная блуза или куртка в комплекте с крошечными шортами, длинное пальто с мини-сарафаном. Использование новых технологий обработки денима позволяет создать эффект изысканности, изощренности. Одежную джинсовку пропитывают аминокислотами для защиты их обладателя от старения, вплетают в ткань медные нити для предотвращения сосудистых патологий, встраивают в одежду капсулы от целлюлита и телевизионные микроэкраны [1].

Как бы ни менялась капризная мода, джинсы, подстраиваясь под нее, меняются до неузнаваемости, трансформируясь в соответствии с модными требованиями времени. Порой из-за декора мало что напоминает о дениме.

С каждым годом все больше завоевывают сердца модниц джинсовые платья. Эта универсальная одежда подходит и стройным, и полненьким, и низким, и высоким. Ее можно носить и дома, и на вечеринках. Она может быть уместна и на работе, и для похода по магазинам. В моде самые различные модели джинсовых платьев: футляры, туники, сафари, со шлейфом, с запа1хом. Есть модели, которые облегают фигуру, и те, что имеют завышенную талию. Сейчас даже появляются свадебные платья, сшитые из денима. Различные модели украшают воланами, рюшами,

кружевом, мехом (рис. 2).

Рис. 2. Модные платья из денима.

Для любительниц всего нового, необычного и особенного модельеры предлагают асимметричные варианты. Наиболее популярны платья-сафари и платья-туники. Они привлекают модниц тем, что удобны и комфортны. Кроме того, платья-туники прекрасно подчеркивают

формы, делая своих обладательниц элегантными и сексуальными. Для девушек, которые ценят свою сексуальность, модельеры предлагают платья с корсетами, которые утягивают талию и подчеркивают грудь, платья-футляры, элегантно обтягивающие все изгибы тела, и другие модели коротких платьев. Но и длинные джинсовые платья тоже выглядят очень красиво и романтично. У них появились шлейфы и интересные драпировки.

Современная мода предлагает носить джинсы даже в качестве офисной одежды. Без страз и эпатажных деталей, строгие и сдержанные, они отлично сочетаются с белой блузкой или водолазкой (рис.3, а). Джинсовая одежда приемлема и для вечерней моды: черные, серые, бордовые, коричневые брюки из денима могут быть надеты с гипюровой или шифоновой блузкой (рис. 3, б, г, д), с меховой накидкой, жилетом или палантином (рис. 3, в) [2].

а б в г д

Рис. 3. Джинсы в сочетании с другой одеждой.

По-прежнему в моде джинсовые блузы, жакеты и юбки (рис. 4). Жакеты могут быть самого разного стиля: от спортивного и женственно-романтического вплоть до сложных футуристических конструкций с многочисленными молниями в стиле 80-х гг. [3].

а б в г д

Рис. 4. Модные жакеты (а), блузы (в, г), юбки (а-д) из денима.

Юбки могут быть очень длинными со сборками и многоярусными фестонами, с белыми нижними юбками из шитья в стиле кантри, со сложным набором рюш и оборок разных конструкций. Полная противоположность им - юбки супермини, длина которых составляет едва 20-30 см [4].

Особое место в проектировании джинсовой одежды занимает отделка самой джинсовой ткани, придающая ей различные эффекты: потертость и изношенность, вид выцветшей на солнце ткани, перекрашивание, рванье и т.д. Чтобы получить тот или иной результат, джинсы проходят специальную обработку, порой очень трудоемкую.

Для придания джинсам эффекта поношенности в отдельных местах их подвергают обработке песком на пескоструйных машинах. А чтобы получить «волосатые джинсы» со свободно торчащими волокнами ткани, эти волокна не опаливают в процессе выработки ткани, и после стирки они начинают топорщиться. Наиболее часто применяется специальная стирка. Она может быть трех видов:

стирка «снегом» - разновидность кислотной стирки, которая придает джинсовой ткани ярко-белый цвет. Отбеливание при этом получается контрастным, в итоге получаются так называемые «мраморные джинсы».

стирка с пемзой - эта техника применяется для ускорения процессов смягчения и выцветания джинсовой ткани. Получаемый эффект может быть совершенно различным, он напрямую зависит от размера стиральной машины, температуры воды и количества пемзы.

стирка с энзимами - органическими соединениями, которые ускоряют естественные химические реакции. Ее преимущества перед стиркой с пемзой: более высокая экологичность, меньшая трудоемкость и, как результат, - получение более мягкой джинсовой ткани.

Эффекта выцветшей ткани достигают стиркой с пемзой, отбеливанием или «солнечной стиркой» - выдержкой на свету.

Интересен способ получения «простреленной» джинсовой ткани. Иногда для этого ткань просто застирывается до дыр. А как вариант она действительно простреливается из нарезного оружия [5].

В результате анализа источника творчества и тенденций современной моды в рамках дипломного проектирования на кафедре дизайна АмГУ разработана творческая коллекция молодежной женской одежды в джинсовом стиле с элементами спортивного и романтики 80-х гг. XX в. Коллекция под девизом «Джинсомания» состоит из пяти моделей весенне-летней одежды повседневного назначения (рис. 5).

А Б В Г Д

Рис. 5. Модели коллекции «Джинсомания».

Разработка коллекции велась одновременно с графической разработкой фона, связи между группами моделей, с поисками острых образных решений. При разработке коллекции учитывались системный подход, общий принцип объединения моделей в коллекцию: единство образа и авторской концепции, применяемых в коллекции единых структур материалов и цветового решения, силуэтных форм и стилевого решения.

Подбор основных и отделочных материалов коллекции произведен в соответствии с современными тенденциями моды, с учетом эстетических свойств, а также учитывая гармоничное цветовое сочетание. Основные ткани подобраны по принципу контраста в фактуре и нюанса в цвете. Выбранные материалы подчеркивают образно-ассоциативную связь с источником творчества.

Проектируемая коллекция предназначена для повседневного ношения в летний период, поэтому предлагаемые материалы соответствуют костюмно-плательной группе.

Так как в разработанных моделях предусмотрены различные формы по степени прилегания и геометрического вида силуэта, при выборе основных материалов учитывались хорошая драпируемость и формоустойчивость.

Основным материалом для брюк, юбки и жакета послужила джинсовая ткань, имеющая достаточную прочность и формоустойчивость. В качестве основного материала для блуз выбран тонкий хлопчатобумажный материал, обладающий высокой гигроскопичностью.

В качестве основного материала для центрального платья выбран шифон. Шифон легко драпируется, что необходимо для создания задуманного силуэта.

Каждая из пяти моделей коллекции представляет молодежные комплекты, в которых представлен разнообразный ассортимент женской одежды: брюки, юбка, платье, блуза-рубашка, жакет, комбинезон. Комплекты созданы по единому композиционному замыслу, все детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Предметы, составляющие комплект, равнозначны, взаимозаменяемы. Каждое изделие можно носить отдельно с каким-либо другим изделием: блузка модели Б гармонично смотрится с брюками модели Г, жакет модели В при необходимости может дополнить модели Б, Г, Д.

Согласование изделий в комплекте происходит по принципу пропорционального соотношения и пластического сопряжения форм. Предметы одежды моделей Б, В, Г, Д соединены

по принципу взаимного пересечения форм; сопряжение форм наблюдается в комплектах, состоящих из двух изделий, когда верхнее перекрывает нижнее или наоборот.

Все модели коллекции имеют разную силуэтную и конструктивную формы. Прямой силуэт имеют модели: Б (джинсы, рубашка); В (жакет); Д (блузка); Г (брюки); прилегающий - модели:

А (полукомбинезон); Д (юбка); Г (бюстье); В (платье с линией «ампир»).

Обеспечение равновесия в этом случае - сложная задача, поэтому используется принцип соподчинения форм костюма по массам, увязка их с физическими параметрами человеческого тела.

Распределение масс формы в костюме происходит с увеличением их размеров к верху (модели Б, В, Д) в полном соответствии с опорными конструктивными поясами и тенденциями моды 80-х.

Модели прямого силуэта уравновешивают композицию за счет устойчивости форм, а модели трапециевидного силуэта создают динамичность и зрительную активность коллекции.

Основными средствами построения композиции моделей в коллекции являются отношения и пропорции, ритмика первичных элементов формы костюмов, их составных частей, их особенностей. В коллекции пропорционированию подвергаются видимые (выходящие наружу) части формы при взаимном их пересечении.

Модели построены на применении простых и иррациональных (сложных) пропорций. Пропорциональные отношения находятся между собой в сложной зависимости. В членениях форм применяются простые и сложные пропорции для усиления зрительной активности и нарядности. Пропорции моделей А и Д приближены к пропорциям «золотого сечения». В модели А - это отношение длины комбинезона к длине леггинсов, в модели Д - отношение длины блузки к длине юбки. Простые пропорции заложены в отношениях длины жакета к длине всего костюма в модели В, длины рубашки к длине брюк в модели Б, поэтому данные пропорции отвечают целесообразности назначения моделей.

Так как коллекция - это не серия одинаковых моделей, а целостное произведение, то она, как всякое художественное произведение, строится по определенным законам композиции. При построении одежды в целом одни ее части сопоставляются с другими.

Простейшим видом незначительного различия характеристик является соотношение элементов костюма по принципу нюанса. Проявление нюанса способствует гармонизации коллекции в целом, согласованности формы и цвета, что делает вещь элегантной. Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях всех моделей. Подобны приталенные силуэтные формы моделей А и Д. Соотношение размерного признака плоскостей декорированных металлическими заклепками к массе самих изделий (модели Б, В), плоскостей декорированных рюшами к массе изделий (модели А,В,Д). Принцип нюансировки также заложен в гармоничном сочетании родственно-контрастных цветов: (модели Б, В).

Одним из самых ярких средств композиции является контраст - резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур. В построении формы моделей коллекции используются контрастные элементы объемов (модель Д - блузка, юбка). Применение наклонных линий в конструкции и декоре усиливает зрительную динамику и подчеркивает нарядность изделий, они контрастны к горизонтальным и вертикальным линиям. Применение в костюме разных по пластике тканей усиливает визуальную активность моделей. В модели А используются деним, кожа, хлопчатобумажная ткань; в модели Б - хлопчатобумажная ткань, деним; в модели В -деним, шифон; в модели Г - деним, кожа, шифон, хлопчатобумажная ткань; в модели Д - деним, батист. Все эти противопоставления позволяют говорить о присутствии контрастных отношений в пластике форм моделей, которые соответствуют тенденциям моды и образу молодежной одежды.

Тоновый контраст (контраст светлот) доминирует в художественном строе современного костюма. В зависимости от выбранного светлотного диапазона меняется общее тональное состояние композиции, соответствующей образному звучанию коллекции.

В коллекции «Джинсомания» представлена как трехтональная, так и двухтональная композиция, что придает ей большую контрастность, напряженность, делает ее активной и экспрессивной. В композиции моделей используются разные оттенки плотных тонов (синий, коричневый), которые контрастно сочетаются со светлыми оттенками - молочным, бежевым, голубым. Композиции моделей с применением трех тонов, с позиции зрительного восприятия, удобочитаемы и соответствуют классическому тональному построению.

Контраст, как способ достижения нарядности моделей, проявляется в использовании материалов разной фактуры и методов декорирования их поверхности в сочетании с плоской поверхностью других материалов: застрачивание складок (модели А, Б) и защипов (модели В, Г, Д), настрачивание рюша (модели А, В, Д).

Контрастным является применение способов ручного изготовления элементов отделки -бахромы (модель Д), перфорации кожи (модели А, Г) и т.д. в сочетании с материалами промышленного происхождения. Рельефность на плоской поверхности создается с помощью металлических заклепок.

Стремление сделать объект своего творчества органичным, целостным проявляется в приведении многообразных форм к единству, упорядочение их расположения в ритмической закономерности. Самое простое проявление ритма - повторение одного и того же элемента или равных по величине элементов через промежутки (элементы декора: складки и пуговицы моделей Б, В, Г), а также чередование геометрических силуэтных форм деталей моделей Б, Д.

В коллекции проявляется ритм чередования объемов и декоративных элементов. Нарастание движения декоративных элементов в коллекции начинается с крайних моделей и с высоким темпом достигает композиционного центра коллекции - модели В. Движение ритма декора имеет синусоидальную форму.

Одно из главных средств композиции - цвет. Коллекция построена на гармоничном сочетании родственно-контрастных цветов разных оттенков бежевого, коричневого и синего.

Одним из элементов построения коллекции является декор. Он усиливает и обогащает композицию, служит средством, создающим форму и массу, а также средством художественного и конструктивного членения формы. Элементы декоративной отделки увязаны с материалом, конструкцией, цветовым решением коллекции.

В коллекции использованы различные материалы и формы отделок: аппликация кожей (модели А, В, Г), отделка металлическими заклепками (модели Б, В), украшение бахромой (модель Д).

В процессе поиска новых приемов декорирования поверхности джинсовая ткань подвергалась деформации (повреждение острыми предметами, создание эффекта потертости в моделях Б, В, Г; неравномерное окрашивание путем варки джинсовой ткани с красителями, нанесения брызг в жакете модели В).

Композиционный центр данной коллекции (модель В) определяется по законам качества и количества. Модель разработана на основе симметрии. Динамизм в модели проявляется за счет нарастания силуэтной массы снизу вверх. Яркий акцент модели - использование шифона с леопардовым рисунком разного цвета. Модель В доминирует среди всех силуэтной формой, ее массой. Все эти отличия по праву делают ее композиционным центром коллекции [6].

Коллекция «Джинсомания» является авторской и ее задача - иллюстрация потенциальных творческих возможностей дизайнера или его видения перспектив развития моды и способов

создания одежды. Конструктивные и декоративные находки интересны и необычны, привлекают взгляд и отвечают модным молодежным тенденциям, а значит, коллекция будет востребована в молодежной среде и все модели найдут своего покупателя.

1. Науменкова, Н. Блеск и нищета денима // Ателье. - 2011. - № 8. - С. 4.

2. http://krasa.uz/rn оёа/тоёпауа-оёе]ёа/ё2Ышоуауа-оёе2Ьёа-ё2Ышуьуезпа-^о-2012/

3. http://style.passion.ru/I.php/glavnye-vestci-iz-denima.

4. http://www.pssp.ru/moda.

5. Скоблова, Ю. Как правильно обработать джинсы // Ателье. - 2010. - № 3. - С. 24.

6. Композиция костюма. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова и др. - М: Академия, 2003. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.