Научная статья на тему 'Тунис: особенности и уроки «арабской весны»'

Тунис: особенности и уроки «арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тунис / «арабская весна» / исторические особенности / гражданское общество / демократия / авторитаризм / экономический рост / социальный прогресс / Tunisia / “Arab Spring” / historical features / civil society / democracy / authoritarianism / economic growth / social progress

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кофанов Иван Тихонович

Cтатья посвящена урокам «арабской весны». Не все выводы из событий 2010–2011 гг. выдержали проверку временем. Так, не случился эффект «домино», предсказанный многими исследователями. Последствия этих событий также оказались совершенно различными для отдельных стран, затронутых «арабской весной». Единственной страной осуществившей демократической транзит остается Тунис. Автор обращает внимание на особенности этой страны, которые обеспечили такой итог «арабской весны». На примере Туниса показана возможность демократических преобразований в мусульманском мире. Рассмотрен вопрос о сочетании демократических форм правления и экономического развития. Подчеркнуто, что задержка в решении основных социально-экономических проблем ведет к разочарованию населения Туниса в демократии. Отмечается, что произошедшие изменения – прежде всего в сознании молодых людей – дают надежду на то, что жертвы арабской весны не были напрасными и движение в сторону экономического и социального прогресса Туниса, как и других арабских стран, будет неотвратимым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tunisia: Features and Lessons of the “Arab Spring”

The article is dedicated to the lessons of the Arab Spring. Not all conclusions from the events of 2010-2011 stood the test of time. Thus, there was no domino effect predicted by many re-searchers. The consequences of these events have also been very different for individual countries affected by the Arab Spring. Tunisia remains the only country, where democratic transit has been realised. The author shows what features of this country ensured such a result of the Arab Spring. The example of Tunisia shows the possibility of democratic transformation in the Muslim World. The question of the combination of democratic forms of government and economic development is considered. It is stressed that the delay in solving the main socio-economic problems leads to disappointment of the Tunisian population in democracy. However, the changes that have taken place in the minds of young people in particular give the hope that the victims of the Arab Spring have not been in vain and that the movement towards the economic and social progress of Tunisia, like other Arab countries, will be inevitable.

Текст научной работы на тему «Тунис: особенности и уроки «арабской весны»»

Политика

Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.

Б.Л. Пастернак

ТУНИС: ОСОБЕННОСТИ И УРОКИ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

© 2018 И.Т. Кофанов

КОФАНОВ Иван Тихонович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, г. Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: ivan.kofanov@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена урокам «арабской весны». Не все выводы из событий 2010-2011 гг. выдержали проверку временем. Так, не случился эффект «домино», предсказанный многими исследователями. Последствия этих событий также оказались совершенно различными для отдельных стран, затронутых «арабской весной». Единственной страной осуществившей демократической транзит остается Тунис. Автор обращает внимание на особенности этой страны, которые обеспечили такой итог «арабской весны». На примере Туниса показана возможность демократических преобразований в мусульманском мире. Рассмотрен вопрос о сочетании демократических форм правления и экономического развития. Подчеркнуто, что задержка в решении основных социально-экономических проблем ведет к разочарованию населения Туниса в демократии. Отмечается, что произошедшие изменения - прежде всего в сознании молодых людей - дают надежду на то, что жертвы арабской весны не были напрасными и движение в сторону экономического и социального прогресса Туниса, как и других арабских стран, будет неотвратимым.

Ключевые слова: Тунис, «арабская весна», исторические особенности, гражданское общество, демократия, авторитаризм, экономический рост, социальный прогресс

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-62-74

Зимой 2010-1011 гг. волны народного гнева выплеснулись на улицы арабских городов. Началась «арабская весна», отправной точкой которой стало самосожжение Мо-хамеда Буазизи 17 декабря 2010 г. Важно отметить, что самосожжение как форма протеста не является типичной для арабского мира. Более того, большинство мусульманских богословов полагают, что такая форма противоречит исламу. Прежде акты самосожжения в Тунисе и других арабских странах не приводили к каким-либо существенным потрясениям в обществе. Из этого следует, акт Буазизи стал той каплей, которая переполнила чашу терпения тунисцев. Иными словами, уровень бедности, безработицы, особенно молодежной, коррупции, региональные диспропорции достигли такого уровня, что их решение виделось только на улице. Обращает на себя внимание и тот факт, что протестные движения начались в глубокой провинции, постепенно продвига-

ясь к центру. В столице массовые демонстрации начались лишь 12-13 января 2011 г. Не обошлось без внешнего вмешательства, прежде всего, арабских каналов Аль Джазира и Аль Арабия, которые тенденциозным освещением событий в странах, затронутых «арабской весной», в немалой степени способствовали радикализации протестного движения.

Сам термин «арабская весна» впервые появился в публичном пространстве в феврале 2005 г. Именно этими словами президент США Джордж Буш-мл. охарактеризовал первые выборы в Ираке и протесты в Ливане. Это выражение отсылает нас к поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей», где в гимне Венере говорится, что ее (Венеры) появление знаменует зарождение весны, а весна — это пробуждение природы и сознания, возрождение после долгой зимы, надежда, но также и освобождение. Здесь и очевидная аллюзия на известные определения - «весна народов» 1848 г., «будапештская весна» 1956 г., «пражская весна» 1968 г. Нужно иметь в виду и собственно цветистость арабского языка. Так марокканский писатель Тахар Бен Йеллоун в своей книге «Арабская весна» назвал протесты в арабском мире поэмой. Восстание является «поэмой», пишет он в своей книге «Арабская весна», «вышедшей из души поэта, продиктованной жизнью, которая восстает, и требует лучших времен». Арабская весна для урожденного марокканца является спонтанным бунтом разгневанных людей, «реакцией тела, выражением невыносимого» [1].

Словосочетание «арабская весна» стало использоваться средствами массовой информации в качестве общего определения для описания различных протестных движений на местах, которые возникали на всем Ближнем Востоке начиная с декабря 2010 г. с целью положить конец коррумпированным и авторитарным режимам. Джозеф Е. Фэллон, эксперт по исламскому экстремизму, культурам, племенам и сектам Ближнего Востока и Центральной Азии, отмечает, что термин «арабская весна» больше скрывает, нежели раскрывает. В журналистском лексиконе это описание без анализа, с упрощением и выпрямлением сюжета. Ассоциируясь лишь с борьбой против «коррупции» и «авторитаризма», оно не уделяет должного внимания другим проблемам, породившим «арабскую весну». А ведь именно эти проблемы - демографические, экономические и экологические - обусловливают рост нищеты и отчаяния, которые определяют будущее Ближнего Востока, независимо от того, является ли политическая система страны демократической или диктаторской, исламистской, левой или либеральной» [2].

По мере удаления от событий конца 2010 - начала 2011 гг. их оценка эволюционировала. Если вначале они воспринимались как движение к демократии, прогрессу, процветанию и даже подтверждение концепции Ф. Фукуямы о «конце истории» [3], то вскоре все сменились почти абсолютным негативом. Сегодня «арабская весна» - это неуправляемая смута, хаос, негативные последствия которых ощущают на себе как страны Ближнего Востока и Северной Африки, так и мир в целом. Тем более, что прошедшие годы явили миру и возврат к прежним формам правления (Египет), и развал государства (Ливия). Картину дополняют непрекращающиеся конфликты в Сирии и Йемене. Лишь о Тунисе можно говорить как о стране, в которой совершён демократический переход, хотя и не в полной мере.

Оценке этих событий были посвящены многочисленные монографии, статьи. Быстрая реакция на произошедшее дает живую картину происходящего, но крайне трудно осознать тенденцию, находясь внутри событий. Эти важные свидетельства эпохи со всеми поворотами, изгибами, подъемами и падениями крайне сложно уложить в цельную, непротиворечивую картину. Нужно отойти на некоторое расстояние, чтобы увидеть ее во всей её полноте. Отсеется мелкое, случайное, привходящее. Выявится главное, что и необходимо подвергнуть самому тщательному анализу. В этом смысле показательна статья Л. Фитуни, который подробно рассмотрев истоки «арабской весны»,

отметил, что справедливость многих трактовок может быть подтверждена только временем [4, с. 7]. Как писал Т. Гоббс одобрение читателя «определяется не славой автора, не новизной мысли, не красотой слога, но надежностью основания» [5].

В целом, научный анализ в известной мере расставил необходимые акценты в оценке событий, но многие вопросы остались за кадром, либо освещены не в полной мере. В частности, почему события начались именно в Тунисе и Египте, уровень социально-экономического развития которых был существенно выше большинства стран Арабского Востока? Ссылка на «недостаточно сильную (жесткую) автократию» в Тунисе и Египте по сравнению, скажем, с монархиями Аравийского полуострова» [4, с. 5] не вполне убедительна. Есть много стран, где у власти недостаточно жесткие автократические режимы (например, Марокко, Алжир, Иордания), однако здесь события не приобрели столь острый характер. Безработица, особенно молодежная, коррупция, непотизм, региональные диспропорции? Но эти беды присутствуют в абсолютном большинстве развивающихся стран. Почему при похожих исходных причинах народных волнений их итоги в Тунисе и Египет отличаются самым существенным образом? Частичная попытка дать ответ на этот вопрос содержится в статье «Тунис: от авторитаризма к демократии?» [6]. Почему Тунис оказался единственной страной, где демократический транзит состоялся? Какие особенности этого государства предопределили такой исход? Почему, несмотря на относительно мирный переход, Тунис оказался едва ли не основным поставщиком джихадистов во всевозможные террористические организации? Почему мы говорим о неустойчивости демократического транзита и какова роль экономики и политики, их соотношение в обеспечении успешного перехода к демократическим формам правления?

Прошедшие почти 8 лет дают возможность посмотреть на события более отстра-ненно, выйдя за пределы текущего времени. Кроме того, появляются новые факты, которые требуют современной интерпретации. Все еще остаются белые пятна в пред- и послереволюционных событиях. Например, до сих пор не выяснены все обстоятельства, связанные с нападением на Посольство США в Тунисе 14 сентября 2011 г., не до конца исследовано влияние внешних факторов, роль руководителей государства, силовых структур.

Сегодня можно говорить, что Тунис оказался единственным государством, где так называемый демократический транзит состоялся, хотя и не в полной мере. Недаром президент Туниса Беджи Каид Эс-Себси на презентации своей книги «Тунис: демократия на земле ислама» («Tunisie: la démocratie en terre d'islam») заявил, что нет «арабской весны», есть тунисская весна. После революции 2011 г. Тунис - единственная страна, где демократия продвинулась вперед. Конституция, свободные выборы, смена власти. Отныне говорим о «тунисском исключении» [7].

Одобрена отвечающая самым строгим критериям либерального Запада Конституция страны (26 января 2014 г.), явившаяся результатом длительных переговоров (20112014) и достижения консенсуса различных политических сил. Важнейшими из них были согласие исламской партии Ан-Нахда на изъятие из проекта Конституции положения о шариате как системе права и переход от президентской к парламентско-президентской форме правления (уже через два года стали говорить о необходимости внесения изменений в основной закон). 26 октября 2014 г. были проведены первые выборы в Ассамблею народных представителей, которые зарубежные наблюдатели оценили как вполне демократические, не искажавшие народное волеизъявление. В декабре того же года состоялось два тура президентских выборов, на которых победу одержал представитель светских сил Б.К. Эс-Себси. В мае 2018 г. проведены выборы в местные органы власти.

В стране в очередной раз заговорили о «рождении второй республики». В свое время «второй республикой» назвали режим, установившийся после прихода к власти в Тунисе в результате бескровного переворота бывшего премьер-министра Зина аль-Абидина Бен Али. Как отмечалось в статье Л.П. Зудиной, «7 ноября 1987 г. - не просто дата в исторической летописи страны, а определенный рубеж, ознаменовавший конец эры бургибизма и рождение "второй республики", режим которой олицетворяет ее нынешний президент Бен Али. 10 лет - это определенный срок для подведения некоторых, хотя бы и предварительных, итогов развития страны, а они, без сомнения, весьма заметны как в политической, так и в экономической сферах» [8, с. 143].

Вряд ли можно с этим согласиться, ибо речь идёт о смене одного авторитарного режима другим. По нашему мнению, понятие «вторая республика» больше подходит к нынешней, демократической форме правления. При этом мы понимаем, что оценки Л. П. Зудиной сделаны в определенный исторический период, когда авторитаризм Бен Али ещё не проявился в полной мере.

Когда мы говорим о характерных чертах Туниса, определивших отличный от других стран исход «арабской весны», необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: кто такие тунисцы? Тунисская идентичность одна из самых богатых в мире. В тунисском котле в течение столетий смешались берберы, финикийцы, евреи, римляне, вандалы, османы, испанцы, арабы, французы. Но при всем разнообразии тунисцы, как показывают многочисленные исследования, прежде всего североафриканцы со значительным присутствием субсахарского генома [9]. Так, реализуемый по инициативе Национального географического общества США с 2005 г. проект по расшифровке ДНК многочисленных популяций по всему миру (Genographic project) показал, что геном тунисца содержит лишь 4% генома «Араб» и 88% - генома «Североафриканец» [10, 11, 12]. Тунисцы гордятся, что одна из провинций - Ифрикия (столица находилась в тунисском городе Кайруан), большей частью которой был Тунис, дала название всему континенту. Эта идентичность вытекает из всего исторического прошлого страны. История же, по словам немецкого философа Мартина Хайдеггера, «...означает не столько «прошлое» в смысле ушедшего, но происхождение из него» [13, с. 188].

Отсчет своего существования как страны Тунис ведет с Карфагена. Поэтому тунисцы рассматривают свою страну как государство с 3000-летней историй, считают себя наследниками могущественного государственного образования средиземноморья. Весьма символично, что в кабинете президента страны стоит бюст Ганнибала. Этим подчеркивается, что официальная история Туниса началась задолго до арабского вторжения [14].

Исторический экскурс

Исторически и экономически страна всегда была развернута в сторону Севера. Продукция земледелия и его первичной переработки, в частности, зерновые, вино, оливковое масло вывозились в Европу. Недаром еще во времена до Рождества Христова Тунис называли «житницей Рима». Вторжение арабов, завоевание страны Османской империей не изменили направления внешнеэкономического сотрудничества Туниса. Французский протекторат только закрепил европейский вектор развития страны.

Нам мало известно о политическом устройстве Карфагена, тем не менее Аристотель дает довольно точное описание конституции Карфагена, в которой управление описывается как смешанное, равновесное, включающее лучшие характеристики различных типов политических режимов: смесь элементов монархической системы (король), аристократической (сенат), демократической (народная ассамблея) [15].

Тунис был первопроходцем в арабском мире. Он был первым, кто отбросил доктрину ваххабизма, предложенную саудитами еще в 1810 г. В 1837 г. в стране были основаны военная и политехническая школа. Тунисцы первыми отменили рабство (1846 г. - Ахмед Бей), первыми провозгласили Конституцию (1861 г. - Садок Бей).

Тунис первым создал национальный флаг (1827 г. - Хуссейн Бей). Тунисский флаг увидел свет в историческом контексте требования автономии по отношению к Оттоманской империи для того, чтобы укрепить суверенитет и подчеркнуть тунисское измерение национальной идентичности. Инициатива по созданию национального флага была предпринята 20 октября 1827 г. Хусейном II Беем после уничтожения военно-морской дивизии Туниса во время битвы при Наварине. Хусейнистский правитель принял это решение, чтобы отличить тунисский флот от других флотов. Рождение тунисского флага было официализировано в 1831 г. и оставалось в силе во времена французского протектората. 1 июня 1959 г. был признан как национальный флаг независимого Туниса [16].

Страна не была колонией и имеет длительный опыт парламентаризма. Турки окончательно утвердились в Тунисе в 1574 г. Формально Тунис стал провинцией Оттоманской империи. Но отношения между ним и центром постепенно приобретали форму сюзеренитета, когда верховная власть принадлежала турецкому султану в отдаленном Стамбуле, а непосредственное управление страной осуществлялось администрацией, состоящей из паши, который представлял турецкого султана, бея, который командовал гарнизоном янычар, и дея, возглавлявшего сбор налогов. При этом нужно иметь в виду, что в течение всего периода оттоманской оккупации турки практически не ассимилировались с местным арабо-берберским населением. Три столетия они не симпатизировали этому народу, говорящему на арабском или берберском. Они оставались сообществом, живущим как иностранцы в Северной Африке [17].

Ожесточенная борьба за влияние между различными ветвями управления окончилась в 1705 г. победой бея. По мере укрепления власти беи пытаются увеличить свою независимость от султана. Для этого они модернизировали страну. Ахмед Бей (18371855 гг.) ликвидировал рабство, уравнял права евреев, разрешил открытие христианских школ. Были созданы современные армия и военно-морской флот. Попытки вернуть страну в прошлое, предпринятые Мохаммед Беем (1855-1859 гг.), провалились. Более того, он вынужден был продолжить реформы, и 10 сентября 1857 г. был провозглашен Фундаментальный Пакт, который - независимо от национальности и религиозной принадлежности - гарантировал безопасность лиц и имущества, равенство перед законом и налогами, свободу торговли. В 1861 г. Садок Бей (1859-1883 гг.) провозгласил Конституцию, которая установила разделение власти между беем и его министрами, предоставила широкие полномочия Большому Совету (Grand Conseil), сформированному из 60 наиболее достойных граждан Туниса. Фактически в стране была установлена парламентская монархия. В целом Конституция способствовала движению от оттоманизма к тунисской политической системе, которая установила парламентскую монархию; это было революционным шагом в арабском мире [18, 19, 20].

В первой половине XIX в. европейские, а также американские военные корабли уничтожили средиземноморское пиратство. Тунисское правительство, которое в значительной степени существовало за счет собственного пиратства, лишилось важнейшего источника доходов. Обращение к внешним источникам финансирования привело к резкому увеличению задолженности страны. Финансовый кризис усугублялся необходимостью осуществлять все более частые и дорогостоящие операции против восставших местных племен. Основными кредиторами Туниса были Франция, Италия и Великобритания. К этому времени власть беев существенно ослабла как вследствие уменьшения ресурсов государства, так и из-за возрастающего внешнего вмешательства. Прак-

тически разрушенное тунисское государство было вынуждено согласиться на западную опеку. Во время берлинского конгресса 1878 г., где Тунис был объектом сделки между европейскими державами, Франция получила полную свободу в деле колонизации страны. Французские войска вошли в Тунис с территории Алжира под предлогом борьбы с восставшими берберскими племенами, обвиненными в проникновение на территорию Алжира. 12 мая 1881 г. Садок Бей подписал под угрозой смертной казни так называемый Бардоский договор (Traité du Bardo), который устанавливал французский протекторат над Тунисом. Бей был вынужден доверить Франции иностранные дела, оборону территории и административную реформу. Режим протектората вскоре был усилен Конвенцией, подписанной в Марсе (пригород Туниса) 8 июня 1883 г., в соответствии с которой Франция получала право вмешиваться во внешние дела, оборону и внутренние дела Туниса, что окончательно лишало бея остатков власти. Настоящая власть отныне в руках французского резидента, являющегося одновременно председателем Совета министров и министром иностранных дел. В то же время под протекторатом Франции Тунис имел собственный герб, гимн, государственный деньги и почтовые марки. После Второй мировой войны, в 1947 г., французское правительство предоставило Тунису автономию и создало местную администрацию в лице тунисского Совета министров.

Однако только историей и этнографией невозможно объяснить особенности прохождения страной переходного периода. При ближайшем рассмотрении мы видим, что сочетание множества факторов способствовали успеху национального диалога, несмотря на трудности процесса демократического перехода, который далеко еще не закончен. Ряд факторов, по мнению тунисских специалистов, являются принципиальными: армия вне политики, Конфедерация профсоюзов, консолидировавшая гражданское общество, политические лидеры, сумевшие сблизить противоположные точки зрения в интересах страны, бескомпромиссность государства в борьбе против джихадистов, региональная и международная поддержка усилий Туниса по стабилизации ситуации в стране [21].

Профсоюзы и гражданское общество

Особо выделим зрелое гражданское общество. Его становление во многом связано с тесными связями с Францией. Этому способствовала и выстроенная по французскому образцу система образования всех уровней. Большинство представителей тунисской элиты получало высшее образование во Франции. Политические партии (в частности, Коммунистическая партия Туниса) и профсоюзы были подразделениями соответствующих французских институтов.

В становлении гражданского общества выдающуюся роль сыграли профсоюзы в лице Всеобщего тунисского союза трудящихся (ВТСТ). Основания их силы коренятся в истории и организационной структуре. Основанный после Второй мировой войны ВТСТ объединил свои усилия с национальным освободительным движением, представленным, прежде всего, партией Нео-Дестур. Однако в дальнейшем Нео-Дестур остался единственной партией на политической арене, провозгласив себя гарантом национального единства. При отсутствии плюралистической политики, именно профсоюзы стали в течение многих десятилетий местом существования оппозиции, обучения демократии.

ВТСТ был не только организацией трудящихся, но открытой структурой для гражданских служащих, учителей, врачей, менеджеров и т. д. Конфедерация профсоюзов объединяла как бедные слои населения, так и средний класс, т. е. почти все население. Представляя экономические и корпоративные требования различных слоев населения и

профессий, ВТСТ стала своего рода связующим звеном между государством и обществом, школой гражданского общества.

Экономика и политика

Устранение авторитарного режима было лишь первым шагом на пути к демократическому переустройству страны. И этот шаг можно осуществить без лидеров и программ. Опыт Туниса (и не только Туниса) показывает, что иногда достаточно малейшего повода, особенно на фоне ухудшающейся социально-экономической обстановки, чтобы на улицы вышли многотысячные толпы недовольных. Важен также звонкий лозунг (в Тунисе это было «Dégage» - «Убирайся»). Рассогласование элит, как минимум нейтральность силовых структур, массовая поддержка как местных, так и арабских СМИ обеспечили практически бескровный переход от авторитарного режима к демократическим формам управления.

Однако само по себе только устранение автократии не ведет ни к демократии, ни к решению основных социально-экономических проблем. Образование 250 партий, раздробление избирателей привели на выборах в Национальный учредительный совет в октябре 2011 г. к победе партию Ан-Нахда - единственную на тот момент относительно организованную политическую силу. Но вместо решения стоящих перед страной проблем, которые и спровоцировали падение режима Бен Али, партия занялась укреплением своих позиций в стране.

Начался процесс замены губернаторов, имамов, внедрение членов и сторонников Ан-Нахды в исполнительную власть. Мечети в значительной своей части снова превратились в политические площадки. Такая кадровая политика, направленная не на привлечение специалистов, а на создание льготных условий для сторонников исламистской партии (93% вновь принятых на государственную службу относятся к сторонникам Ан-Нахды), существенно сказалась на компетентности и высшего руководства страны. При правительстве «тройки», которое сформировали три партии (Ан-Нахда, Конгресс за республику и Демократический форум за свободу и занятость), социально-экономический кризис, разразившийся в ходе революционных и послереволюционных событий, только углубился. К тому же правительство не смогло в полной мере обуздать насилие.

После падения режима переходным правительством был принят закон об амнистии, что позволило освободить около тысячи политических заключенных. В их числе были приверженцы движения «Ансар аш-Шариа», бывшие верными сторонниками «Аль-Каиды Исламского Магриба». Лидер движения Абу Ийад в течение двух лет был на свободе. Он сумел организовать съезд своих сторонников сначала в Тунисе, а затем в Кайруане, который в дальнейшем стал одним из бастионов исламского радикализма.

Все это стало возможным еще и потому, что лидер тунисской партии Возрождения Рашид аль-Ганнуши сделал опорой своей партии социальную базу салафитов в обмен на толерантность правительства по отношению к ним. Если сразу после революции сторонников салафизма насчитывалось лишь несколько сотен, то к середине 2012 г. их было уже более 10 тыс., и именно Ан-Нахда дала возможность им организоваться [22].

Это связано еще и с тем, что в Тунисе и во времена Хабиба Бургибы (президент страны с 1957 г. по 1987 г.) и особенно Бен Али борьба с исламистскими группировками велась самым беспощадным образом. Бен Али пришел к власти 7 ноября 1987 г. не только в связи с медицинскими показаниями немощности Бургибы, но и под предлогом предотвращения прихода к власти исламистов в результате государственного переворота, намеченного на 8 ноября.

Между тем, согласно третьему закону Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе — взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны» [23, с. 40-41]. Именно этим французский исламолог Бруно Этьена [24, с. 260] объясняет радикализм выходцев из Туниса, Алжира, Египта, стран, где наиболее последовательно и наиболее жестко власти боролись с исламским экстремизмом.

Угроза роста террористической опасности заставила светские силы объединиться в коалицию «Нидаа Тунис» («Призыв Туниса»), преобразованную в партию к парламентским и президентским выборам 2014 г. Партия победила на выборах в Ассамблею народных представителей, сформировала правительство, а ее лидер Беджи Каид Эс-Себси в декабре 2014 г. был избран президентом Тунисской Республики. Поток насилия благодаря усилиям правительства и широкому консенсусу всех демократических сил был приостановлен, хотя отдельные террористические акты продолжаются и по сей день.

Выдавленные из страны салафисты быстро нашли свое место в рядах ИГИЛ. Именно этим можно по крайней мере частично объяснить, каким образом едва ли не самая светская страна арабского - да и всего мусульманского - мира стала одним из крупнейших поставщиков джихадистов в различные террористические группировки на территории, прежде всего, Ливии и Сирии.

Образованная из разнообразных политических сил, не имея четкой программы действий, партия и возглавляемое ею правительство не решили ни единой проблемы, вызвавшей революцию. Многочисленные правительства (за 7 лет их было 8) «национального единства», «национального спасения» переломить кризисные явления не смогли. К этому следует добавить кризис внутри партии. Кстати, разногласия внутри Нидаа, распад ее электората и тот факт, что отец Эс-Себси связал свою судьбу с судьбой своего сына, предложили Ан-Нахде новую и неожиданную политическую ситуацию. Действительно, несмотря на размывание исламистского электората, который уменьшился с 1,4 млн в 2012 г. до 0,5 млн на последних муниципальных выборах, Ан-Нахда остается хозяином политической игры в стране. Его сила заключается в слабости противостоящего лагеря. Назначенный (!) руководителем партии сын президента Хафед Каид Эс-Себси не получил доверие ее членов и не смог стать ее лидером. Начался понятный переход партийцев в другие фракции. Партия, победившая на выборах, сегодня имеет третью по численности фракцию в парламенте после Ан-Нахды и Национального альянса, новой растущей политической силы.

Отсутствие политической стабильности предсказуемо отразилось на состоянии экономики Туниса. В совместном докладе Мирового банка (The World Bank), Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD) и Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank, EIB) было подчеркнуто, что торможение экономического роста в частном секторе на 60% связано с отсутствием политической стабильности [25].

Основные макроэкономические показатели находятся в «красной зоне». Темпы роста ВВП остаются низкими: 1% в 2016 г., 1,9% - в 2017 г., 2,4-2,6% в 2018 г. (прогноз МВФ). Причем повышение темпов во многом связано с определенным восстановлением туризма (ожидаемые поступления от отрасли в 2018 г. 220 млн евро против 200 млн - в 2017 г., но это еще далеко до уровня 2010 г. - 400 млн евро) и увеличением сельскохозяйственного производства вследствие благоприятных климатических условий. Без вклада сельского хозяйства рост ВВП не превышал бы 1,6%. Сегодня, в 2018 г., ВВП страны оценивается в $40 млрд, что соответствует показателю 2008 г.

Столь низкие темпы экономического роста не позволяют не только решить проблему безработицы (ее уровень составляет 15,4%), но даже сократить ее. Инфляция в 2018 г. достигла 7,8%, что является самым высоким показателем за последние 30 лет.

Внешняя задолженность за последние 8 лет удвоилась и составляет почти 80% ВВП. Золотовалютные резервы уменьшились до 69 дней импорта при рекомендованном МБРР и МВФ 90 дней. Падение притока прямых иностранных инвестиций в первые послереволюционные годы (-12,6% в 2011 г., -3,8% в 2013 г.) практически не компенсировано (+ 1,2% в 2014 г.). Это является самым ощутимым признаком недоверия местных и иностранных инвесторов, а также наиболее характерным тормозом для устойчивого возобновления роста [26].

К этому следует добавить, что страну в массовом порядке покидают наиболее квалифицированные кадры, без которых широковещательные планы по выходу из экономических неурядиц останутся в очередной раз только на бумаге. Причиной этого являются неудовлетворительные условия труда, закупорка социальных лифтов, массовая коррупция, низкая заработная плата. Так, Совет объединения тунисских инженеров объявил, что не менее 10 000 инженеров эмигрировало из страны. Одной из основных причин отъезда называется как раз низкая заработная плата - около 1200 тунисских динар (370 евро по официальному курсу Центробанка страны) [27]. Кстати, во Франции, в которой средняя зарплата начинающего инженера 2620-3160 евро в зависимости от отрасли, также говорят об оттоке инженерных кадров в страны с более высокой оплатой труда инженера [28]. Это же относится и к другим специалистам. Так, по прогнозам ВТСТ до конца 2019 г. страну покинут не менее 1500 медиков, подготовленных в тунисских университетах [29].

Сегодня страна переживает полномасштабный политический и экономический кризис. Тунис опровергает широко распространенный тезис о том, что демократия способствует экономическому росту. Например, в бестселлере Д. Аджемоглу и Д. Робинсона «Почему одни страны богатые, а другие бедные», ссылаясь на статистические данные, утверждается, что демократия действительно защищает инвесторов от экспроприации и произвольного изменения правил игры лучше, чем диктатура. Поэтому демократизация приводит к повышению темпов экономического роста. Демократия, и именно демократия, совместима с рыночной экономикой [30, с. 31].

Однако исторический опыт свидетельствует, что экономический прогресс многих стран, различающихся географическими, климатическими, социокультурными особенностями, исходным уровнем экономики, никоим образом не связан с наличием демократических институтов. Достаточно назвать Чили, Сингапур, Руанду... Как представляется, продвижение вперед этих стран решающим образом связано с главенством Закона. Еще Ж.-Ж. Руссо писал: « .я называю Республикою всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им. Всякое Правление посредством законов, есть республиканское. Под этим словом я разумею не только Аристократию или Демократию, но вообще всякое Правление, руководимое общей волей, каковая есть Закон. Чтобы Правительство было законосообразным, надо, чтобы оно не смешивало себя с сувереном, но, чтобы оно было его служителем: тогда даже Монархия есть Республика» [31, с. 30].

Сегодня в Тунисе наблюдается весьма значительное разочарование в демократии. В декабре 2017 г. в стране состоялись дополнительные выборы в парламент по зарубежному участку, находящемуся в Германии. Одним из главных итогов этих выборов стала неожиданная победа как бы независимого кандидата Я. Айяри, человека, который является сторонником исламского фундаментализма, не скрывающего своего восхищения ИГИЛ, выставившего в социальных сетях свою фотографию на фоне знамени ИГИЛ.

Вторая особенность заключалась в том, что в выборах приняло участие всего 5% (!) избирателей. Даже с учетом общемировой тенденции сокращения доли населения, участвующего в избирательном процессе, а также того факта, что речь идет о зарубежном избирательном участке, вряд ли показатель 5% может считаться вполне репрезен-

тативным. Значит ли это, что тунисцы не нуждаются в демократических процедурах? Опросы общественного мнения как бы подтверждают это. Если в 2013 г. 71% тунисцев предпочитали демократию как «систему управления» и 78% отвергали «режим диктатуры», то в 2018 г. эти показатели изменились соответственно до 46% и 51% [32]. Достаточно сказать, что в ряде опросов общественного мнения бывший президент Бен Али находится в тройке лидеров. Значит ли это, что все усилия, все жертвы «арабской весны» были напрасными?

Заключение

В октябре 1917 г. в России произошло событие, названное сначала октябрьским переворотом, позднее Великой Октябрьской социалистической революцией. Более 70 лет это был главный праздник страны, отмечалось его всемирно-историческое значение, влияние на всю историю человечества. А сегодня мы даже не можем сказать, что же на самом деле произошло 7 ноября 1917 г.

В полной мере это относится и к событиям «арабской весны». Простая экстраполяция тех или иных событий на перспективу чревата ошибками. Как пишет американский математик Дж. Элленберг: «.в этом нет нашей вины. Десятилетия исследований в сфере когнитивной психологии доказывают: человеческий мозг с трудом улавливает нелинейные соотношения величин. Наш разум склонен видеть простые зависимости... однако наш мир полон нелинейных зависимостей и их важно быстро распознать» [33, с. 18].

Будем надеяться, что через некоторое время мы будем давать другие оценки «арабской весне». Справедливо суждение литератора из Египта Алаа Аль-Асуани, который в новом романе "Я побежал к Нилу" рассказывает о событиях 2011 г. через действия и судьбы галереи персонажей, представляющих различные сегменты общества. Подводя итоги, автор пишет: «Нельзя оценивать революцию только ее политическими результатами. Не следует забывать, что 60% египтян моложе 40 лет. Через десять лет большинство контрреволюционеров исчезнет. Самое главное, что в Египте все изменилось: взгляд на женщину, исламистов, патриархальность... Молодые люди больше не видят президента как отца» [34].

Асеф Баят, ирано-американский ученый, профессор социологии и ближневосточных исследований в Университете штата Иллинойс, отмечает, что одним из самых значительных, а также самых длительных, прочных достижений арабских революций является «изменение сознания людей» [35, с. 7].

Вот это изменение в сознании и дает нам надежду на то, что жертвы арабской весны не были напрасными и движение в сторону экономического и социального прогресса Туниса, как и других арабских стран, будет неотвратимым, несмотря на отдельные поражения.

Источники

1. https://www.epochtimes.ru/content/view/52267/9/ (дата обращения 05.04.2018)

2. Джозеф Е. Фэллон. «Арабская весна»: ожидания и реальность. http://russiancounsil.ru/ analytics-and-comments/analytics/arabskaya-vesna-ozhidaniya-i-realnost/ (дата обращения 29.04.2018)

3. Ф. Фукуяма Конец истории и последний человек. M., OOO Издательство ACT, ЗАО НПП Ермак, 2004, 588 с.

4. Фитуни Л. «Арабская весна»: трансформация политических парадигм в контексте международных отношений. Мировая экономика и международные отношения. 2012, № 1, с. 3-14

5. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000612/st000.shtml (дата обращения 25.03.2018)

6. Кофанов И. Тунис: от авторитаризма к демократии? Азия и Африка сегодня. 2015, № 12, с. 39-44

7. Tout sur le livre de Béji Caïd Essebsi et Arlette Chabot «Tunisie: la démocratie en terre d'islam» http://www.leaders.com.tn/article/20704-tout-sur-le-livre-de-beji-caid-essebsi-et-arlette-chabot-tunisie-la-democratie-en-terre-d-islam (дата обращения 07.10.2016)

8. Зудина Л.П. «Вторая республика» в Тунисе. Либерализм и авторитаризм. http://www.lib.csu.ru/ER/ER_SPSAS/fulltexts/ASZAiSA_1998-3_143-157.pdf

9. https://www.nature.com/articles/jhg2010120; (дата обращения26.04.2018)

10. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5084816/; (дата обращения 26.04.2018)

11. https://www.researchgate.net/publication/23158758_Tunisia_Communities_and_Community_ Genetics (дата обращения 26.04.2018)

12. https://www.medias24.com/MAROC/CULTURE/170164-National-Geographic-L-ADN-des-populations-d-Afrique-du-Nord-tres-peu-arabe.html (дата обращения 26.04.2018)

13. Хайдеггер М. Бытие и время Харьков. Фолио, 2003, 503 с. ISBN 966-03-1594-5

14. htpp:// www. кapitalis.com/tunisie/2012/02/11(дата обращения 13.09.2015).

15. http://www.leaders.com.tn/ 05/02/2014 (дата обращения 13.09.2015)

16. http://kapitalis.com/tunisie/2017/10/20/le-drapeau-de-la-tunisie-doyen-du-monde-arabe-cree-il-y-a-190-ans/ (дата обращения 17.10.2017)

17. www.axl.cefan.ulaval.ca/afrique/tunisie.htm (дата обращения 13.03.2017)

18. http/www/fr.vikidia.org/wiki/Histoire_de_la_Tunisie (дата обращения 05.05.2016)

19. Robert Attal, Claude Sitbon. De Carthage à Jérusalem: la communauté juive de Tunis. https://harissa.com/news/article/de-carthage-a-jerusalem-la-communaute-juive-de-tunis-par-robert-attal-et-claude-sitbon (дата обращения 05.05.2016)

20. http/www/nawaat.org/portail/2013/06/08 (дата обращения 05.05.2016)

21. http://www.leaders.com.tn/article/14116/print (дата обращения 16.09.2015)

22. Tunisie: une violence symptôme des failles du pouvoir https://www.challenges.fr/afp/tunisie-une-violence-symptome-des-failles-du-pouvoir_283393 (дата обращения 17.02.2018)

23. Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии. (ред. Полака Л.) М., Наука, 1989. с. 40-41.

24. Bruno Etienne. L'islamisme radical. Hachette, 1987, 382 с.

25. http://www.businessnews.com.tn/pour-la-banque-mondiale-cest-linstabilite-politique-qui-freine-la-croissance-en-tunisie (дата обращения 16.10.2016)

26. http://afriquemidi.com/2018/07/09/tunisie-une-forte-degradation-economique/ (дата обращения 10.07.2018)

27. https://www.tunisienumerique.com/tunisie-plus-de-10-000-ingenieurs-tunisiens-ont-quitte-le-pays (дата обращения 16.09.2018)

28. https://www.ingenieurs.com/infos/salaire-ingenieur-1535.php (дата обращения 16.09.2018)

29. https://www.tunisienumerique.com/tunisie-tabboubi-plus-de-1500-medecins-tunisiens-auront-quitte-le-pays-dici-2019/(дата обращения 16.09.2018)

30. Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М., АСТ, 2016, 693 с.

31. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты М., КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998, 416 с.

32. http://www.webmanagercenter.com/2018/09/03/423705/sondage-79-des-tunisiens-estimeent-que-la-tunisie-est-sur-la-mauvaise-voie/ (дата обращения 05.09.2018)

33. Джордан Элленберг. Как не ошибаться. Сила математического мышления. Издательство Манн, Иванов, Фербер, 2017, 576 с.

34. https://orientxxi.info/lu-vu-entendu/egypte-chronique-amere-d-une-revolution-manquee,2614 (09.09.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Asef Bayat Revolution without Revolutionaries. Making Sense of the Arab Spring Stanford University Press, août 2017, 312 с.

TUNISIA: FEATURES AND LESSONS OF THE "ARAB SPRING"

© 2018 Ivan Kofanov

KOFANOV Ivan T., PhD (Economics), Senior Researcher, Institute for African studies, Russian Academy of Sciences. Russian Federation, 123001, Moscow, Spiridonovka, 30/1, e-mail: ivan.kofanov@gmail. com

Abstract: The article is dedicated to the lessons of the Arab Spring. Not all conclusions from the events of 2010-2011 stood the test of time. Thus, there was no domino effect predicted by many researchers. The consequences of these events have also been very different for individual countries affected by the Arab Spring. Tunisia remains the only country, where democratic transit has been realised. The author shows what features of this country ensured such a result of the Arab Spring. The example of Tunisia shows the possibility of democratic transformation in the Muslim World. The question of the combination of democratic forms of government and economic development is considered. It is stressed that the delay in solving the main socio-economic problems leads to disappointment of the Tunisian population in democracy. However, the changes that have taken place in the minds of young people in particular give the hope that the victims of the Arab Spring have not been in vain and that the movement towards the economic and social progress of Tunisia, like other Arab countries, will be inevitable.

Keywords: Tunisia, "Arab Spring", historical features, civil society, democracy, authoritarianism, economic growth, social progress

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-45-4-62-74

References

Adzhemoglu D., Robinson Dzh. A. Pochemu odni strany bogatyye, a drugiye bednyye. Proisk-hozhdeniye vlasti, protsvetaniya i nishchety (Why some countries are rich and others are poor. The origin ofpower, prosperity and poverty) Moscow, AST, 2016, 693 p.

Asef Bayat, Revolution without Revolutionaries. Making Sense of the Arab Spring.Stanford University Press, août 2017, 312 p.

Bruno Etienne. L'islamisme radical. Hachette, 1987, 382 p.

De Carthage à Jérusalem: la communauté juive de Tunis. Par Robert Attal et Claude Sitbon. https://harissa.com/news/article/de-carthage-a-jerusalem-la-communaute-juive-de-tunis-par-robert-attal-et-claude-sitbon (accessed 05.05.2016)

Dzhordan Ellenberg. Kak ne oshibat'sya. Sila matematicheskogo myshleniya. (How not to be mistaken. The power of mathematical thinking) Izdatel'stvo Mann, Ivanov, Ferber, 2017, 576 p.

Dzhozef Ye. Fellon. «Arabskaya vesna»: ozhidaniya i real'nost' ("Arab Spring": expectations and reality). http://russiancounsil.ru/analytics-and-comments/analytics/arabskaya-vesna-ozhidaniya-i-realnost/ (appeal date 04/29/2018)

Fituni L. «Arabskaya vesna»: transformatsiya politicheskikh paradigm v kontekste mezhdunarod-nykh otnosheniy ("The Arab Spring": the transformation of political paradigms in the context of international relations) Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya (World Economy and International Relations), 2012, No. 1, pp. 3-14

Fukuyama F. Konets istorii i posledniy chelovek (The end of the story and the last person) Moscow, OOO Izdatel'stvo ACT, ZAO NPP Yermak, 2004, 588 p.

Heidegger M. Bytiye i vremya. (Being and time) Moscow, Heidegger; Kharkov: Folio, 2003, 503 p. ISBN 966-03-1594-5

http://afriquemidi.com/2018/07/09/tunisie-une-forte-degradation-economique/ (accessed

10.09.2018)

http://www.businessnews.com.tn/pour-la-banque-mondiale-cest-linstabilite-politique-qui-freine-la-croissance-en-tunisie (accessed 16.10.2016)

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000612/st000.shtml (accessed 25.03.2018) https://orientxxi.info/lu-vu-entendu/egypte-chronique-amere-d-une-revolution-manquee,2614 (accessed 09.09.2018)

https://www.epochtimes.ru/content/view/52267/9Z (accessed 05.04.2018) https://www.nature.com/articles/jhg2010120; (accessed26.04.2018) https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5084816/ (accessed 26.04.2018) https://www.researchgate.net/publication/23158758_Tunisia_Communities_and_Community_Ge netics (accessed 26.04.2018)

https://www.medias24.com/MAROC/CULTURE/170164-National-Geographic-L-ADN-des-populations-d-Afrique-du-Nord-tres-peu-arabe.html (accessed 26.04.2018)

http://www.leaders.com.tn/article/13305-la-constitution-de-carthage-son-actualite-et-les-lecons-d-aristote (accessed 05.03.2014)

http://kapitalis.com/tunisie/2017/10/20/le-drapeau-de-la-tunisie-doyen-du-monde-arabe-cree-il-y-a-190-ans/ (accessed 17.10.2017)

http://www.axl.cefan.ulaval.ca/afrique/tunisie.htm (accessed 13.03.2017) http/www/fr.vikidia.org/wiki/Histoire_de_la_Tunisie (accessed 05.05/2016) http://www.leaders.com.tn/article/14116/print (16.09.2015)

https://www.tunisienumerique.com/tunisie-plus-de-10-000-ingenieurs-tunisiens-ont-quitte-le-pays (accessed 16.09.2018)

https://www.ingenieurs.com/infos/salaire-ingenieur-1535.php (accessed 16.09.2018) https://www.tunisienumerique.com/tunisie-tabboubi-plus-de-1500-medecins-tunisiens-auront-quitte-le-pays-dici-2019/ (16.09.2018)

http://www.webmanagercenter.com/2018/09/03/423705/sondage-79-des-tunisiens-estimeent-que-la-tunisie-est-sur-la-mauvaise-voie/ (accessed 20.09.2018)

Isaak N'yuton. Matematicheskiye nachala natural'noy filosofii. (Mathematical principles of natural philosophy) Moscow, Nauka, 1989, 382 p.

Kofanov I. Tunis: ot avtoritarizma k demokratii? (Tunisia: from authoritarianism to democracy?) Aziya i Afrika segodnya (Asia and Africa today), 2015, № 12, pp. 39-44

Rousseau J.-J. Ob obshchestvennom dogovore. Traktaty. (On the social contract. Treatises) Moscow, KANON-press, Kuchkovo Pole, 1998, 416 p.

Tout sur le livre de Béji Caïd Essebsi et Arlette Chabot « Tunisie: la démocratie en terre d'islam» http://www.leaders.com.tn/article/20704-tout-sur-le-livre-de-beji-caid-essebsi-et-arlette-chabot-tunisie-la-democratie-en-terre-d-islam (accessed 07.10.2016)

Tunisie: une violence symptôme des failles du pouvoir https://www.challenges.fr/afp/tunisie-une-violence-symptome-des-failles-du-pouvoir_283393 (accessed 17.02.2018)

Zudina L.P. «Vtoraya respublika» v Tunise. Liberalizm i avtoritarizm. ("Second Republic" in Tunisia. Liberalism and authoritarianism) http://www.lib.csu.ru/ER/ER_SPSAS/fulltexts/ ASZAiSA_1998-3_143-157.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.