Искусство Евразии. 2023. № 4 (31). С. 220–235. ISSN 2518-7767 (online)
Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, 2023, (4), pp. 220–235. ISSN 2518-7767 (online)
Научная статья
УДК 75:7.036.7
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.04.014
«Цветущий» мир Зураба Церетели: особенности создания образа
(на примере экспозиции выставки «Живопись монументалиста» в Государственном художественном музее Алтайского края)
Белокурова Софья Михайловна a, b
a Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация
b Филиал Российской академии художеств в г. Красноярске «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске», Красноярск, Российская Федерация
a, b [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4665-5761
Аннотация. В начале 2024 года исполняется 90 лет президенту Российской академии художеств — Зурабу Константиновичу Церетели. В статье представлен искусствоведческий анализ выставки его работ «Живопись монументалиста», которая состоялась в Государственном художественном музее Алтайского края в июле – августе 2023 года. Автор делает акцент на основах формирования творческого почерка художника, его мировоззрения и делает предварительный вывод о том, что живопись с точки зрения содержательности, мастерства и трансляции ценностных категорий является наиболее значимым видом художественного творчества для З.К. Церетели. Анализ выставки, композиции отдельных произведений и образов позволяет выявить основную тематическую категорию, на которой строится большинство работ художника: ценность земной жизни человека. Кроме того, автором установлены основные методы создания комического, которые использует художник. Определена культурная парадигма, в которой творчество З.К. Церетели занимает свою нишу.
Ключевые слова: Зураб Константинович Церетели, современная живопись, экспрессионизм, жизнь как ценностная категория, критерии юмора в живописи
Для цитирования: Белокурова С.М. «Цветущий» мир Зураба Церетели: особенности создания образа // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 220–235. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.014. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1063.
Original article
The «blooming» world of Zurab Tsereteli: features of creating an image
(using the example of the exhibition «Painting of the Monumentalist» at the Altai State Art Museum)
Sophia M. Belokurova a, b
a Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation
b Branch of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk “Regional Department of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk”, Krasnoyarsk, Russian Federation
a, b [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4665-5761
Abstract. In 2024, Zurab Konstantinovich Tsereteli, President of the Russian Academy of Arts, will celebrate his 90th birthday. This article provides an art history analysis of Tsereteli's exhibition “Painting of a Monumentalist”, which was held at the Altai State Art Museum in July-August 2023. The author examines the formation of the artist's creative handwriting and world-view, and concludes that painting is the most significant form of artistic creation for Z.K. Tsereteli in terms of content, skill, and translation of value categories. Through analysis of the exhibition, individual works, and images, the author identifies the main thematic category on which most of the artist's works are based: the value of human earthly life. Additionally, the author identifies the primary methods used by the artist to create the comic. In conclusion, the author defines the cultural paradigm in which the work of Z.K. Tsereteli occupies its place.
Keywords: Zurab Konstantinovich Tsereteli, modern painting, expressionism, life as a value category, criteria for humor in painting
For citation: Belokurova, S.M. (2023) ‘The “blooming” world of Zurab Tsereteli: features of creating an image’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 220–235. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.04.014. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1063. (In Russ.)
© Белокурова С.М., 2023
Введение
В наступающем году исполняется 90 лет замечательному российскому художнику и скульптору, президенту Российской академии художеств, народному художнику Российской Федерации, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Зурабу Константиновичу Церетели. Нельзя не отметить, что это выдающаяся творческая личность в современном искусстве, масштаб которой очень трудно охватить. Особенно сложно это сделать в связи с тем, что масштабных и подробных исследовательских работ с анализом творчества З.К. Церетели не так много. Опубликован ряд статей [1; 2; 3; 4; 5 и др.]. Художник до сих пор активно работает, проводит много выставок в России и за рубежом, и, возможно, поэтому практически вся библиография, связанная с его искусством, — это каталоги выставок (i). Однако статьи в каталогах — это иной жанр, представляющий не столько анализ работ, сколько уже готовый вывод, оценку конкретного искусствоведа. И сейчас, приступая к данному небольшому исследованию и имея в качестве эмпирической базы выставку «Живопись монументалиста» З.К. Церетели, мы будем отталкиваться от первого эмоционального восприятия и опираться на формально-стилистический, иконологический и символико-культурологический методы искусствоведения для определения особенностей художественной манеры, характера образно-пластического языка, интерпретации образов художественного произведения.
Выставка из 58 живописных и скульптурных работ под названием «Живопись монументалиста» состоялась в Барнауле в июле и августе 2023 года и вызвала большой резонанс, ведь одна из особенностей творчества З.К. Церетели в том, что оно не оставляет зрителя равнодушным. Работы художника могут вызывать вопросы, восхищение, интерес, но чаще всего — улыбку, не только на лице, но и в душе. А первым эпитетом, пришедшим в голову автору статьи, стало выражение «щедрая живопись». З.К. Церетели, как хлебосольный хозяин, который ставит на стол всё, что есть в доме, переполняет холст образами, цветом, эмоциями, создавая неповторимое живописное изобилие. Красочный слой настолько густо накладывается на поверхность холста, что картина становится осязаемой — это уже не «пастозная» живопись, а почти рельеф. И именно эта невероятная творческая щедрость и создает специфическое ощущение у зрителя: ты вроде бы к знакомому за книгой зашел, а тебе были так рады, что накормили до отвала. А у подготовленного зрителя не может не возникнуть чувства, что монументалист и скульптор З.К. Церетели — это в первую очередь живописец и график.
Это первые впечатления, но их достаточно, чтобы ставить совершенно конкретные научные вопросы. На каких основаниях формируется такая живопись? Каков ее скрытый философский и общекультурный базис? И в каком контексте целесообразно рассматривать творчество художника? Поиск ответов на эти вопросы и стал целью нашего исследования.
Основы творчества З.К. Церетели как живописца и их воплощение в конкретных произведениях
Прежде чем рассматривать проблемы искусствоведческого характера, остановимся на ключевых событиях биографии З.К. Церетели, важных для дальнейшего исследования.
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в столице Грузии. Окончил отделение живописи Академии художеств в Тбилиси, однако его трудовой путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии.
В 1964 году Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. Шагала. (ii) Именно как живописца его характеризовал П. Пикассо: «У этого молодого художника Зураба замечательное начало. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму. Я вижу в нем будущего великого живописца» (iii). З.К. Церетели посчастливилось стать учеником В.И. Шухаева — блестящего графика. Именно графика является одним из важнейших инструментов создания формы, в том числе и в живописных произведениях [6, с. 16].
Как и любой другой художник, З.К. Церетели, помимо самого обучения, испытывает целый комплекс внешних влияний, которые формируют его творческий почерк. И знакомиться с искусством и делать свои первые шаги он начинает уже в семье, так как его дядя — Георгий Нижарадзе — был известным в то время живописцем. В его доме постоянно собирались коллеги-художники, что, безусловно, формировало специфическую среду, в которой складывалось мировоззрение З.К. Церетели.
И если семья — это микроуровень, то на макроуровне творчество мастера является прямым воплощением определенных национально-культурных традиций. В его работах — живописных, графических и частью скульптурных — раскрывается тот образ Грузии, который знаком широкому зрителю по фильмам грузинских режиссеров, по рассказам и повестям Н. Думбадзе и других писателей. В центре таких произведений всегда стоит обычный человек, в душе которого самым причудливым образом смешиваются обыденное и глубокое, комическое и драматическое, доходящее зачастую до подлинного героизма. Грузинское искусство — и кинематограф, и литература, и в нашем случае живопись — это искусство юмора, который отличается от иронии и сатиры полным отсутствием скрытых смыслов, подтекстов, высмеивания и стремления через комическое раскрыть некие социальные и личностные проблемы. Мы смеемся, потому что смешно.
Такая живость и даже жизненность образов является результатом совершенно особенной эмоциональности, характерной, видимо, для грузинской культуры в целом. Все эмоциональные состояния спонтанны, неожиданны и абсолютно прозрачны и гармоничны. И З.К. Церетели находит интересные художественные приемы, позволяющие сохранить в работах и сообщить зрителю эту внутреннюю эмоциональность, о чем мы поговорим ниже.
Кратко очертив базис, на котором формируется живопись З.К. Церетели, вновь взглянем на выставку «Живопись монументалиста» в Государственном художественном музее Алтайского края. Большинство произведений относятся к различным циклам. В частности, представлено 10 серий: «Цирк», «Я садовником родился…», «Бебико», «Этно», «Путешествия», «Мастерская», «В ожидании гостей», «Персонажи», «Мои друзья».
«Я садовником родился…» — пожалуй, наиболее показательная с точки зрения живописи серия. Работы из нее, представленные на выставке, крайне трудно классифицировать по критерию жанровой принадлежности: не пейзаж, не натюрморт, а скорее «портрет» растения (рис. 1, 2). Художник пишет цветы с явной любовью и восхищением, максимально раскрывая их красоту, богатство цвета, хотя в свойственной ему декоративной манере. Особенностью построения таких работ, если опираться на экспозиционный материал выставки, можно назвать фасовое изображение каждого цветка, которое максимально приближено к зрителю. Это достигается за счет того, что в картине практически полностью отсутствуют дальний план и перспектива, всё, что художник хочет показать зрителю, он размещает на переднем плане картины. В этом случае создается интересный эффект: зритель видит не просто картину, он видит сказочной красоты букет, который ему щедрой рукой дарит художник.
Рис. 1. З.К. Церетели. Из серии «Я садовником родился...». 2017. Холст, масло. 120 × 100. Собственность художника
Рис. 2. З.К. Церетели. Из серии «Я садовником родился...». 2017. Холст, масло. 120 × 100. Собственность художника
И это ощущение подарка, праздника, радости сопровождает каждую картину серии. Интересно остановиться на живописных приемах, которые использует З.К. Церетели. Прекрасно чувствуя цвет, художник зачастую просто пишет тюбиком краски, тут же на холсте находя нужный оттенок (рис. 3). Кроме того, это объемное, весомое изображение делает композицию более осязаемой, материальной, связанной с землей. Запомним этот момент для последующих рассуждений.
Рис. 3. З.К. Церетели. Из серии «Я садовником родился...». Фрагмент. 2017. Холст, масло. Собственность художника
Цветы настолько любимы художником, что мы видим их на большинстве работ этой выставки. Вот они появляются в этнографических композициях, портретах, натюрмортах. Даже картины, которые могут быть условно отнесены к анималистическому жанру (например, «5 утра», «Друзья» и др.), буквально усыпаны цветами (рис. 4, 5).
Рис. 4. З.К. Церетели. 5 утра. 2014. Холст, масло. 100 × 100. Собственность художника
Рис. 5. З.К. Церетели. Друзья. 2014. Холст, масло. 100 × 100. Собственность художника
Можем ли мы в этом случае рассматривать образ цветка как некий символ? Видимо, да, поскольку сложившаяся культурная и художественная традиция, базирующаяся на различных мировоззренческих установках, уже сформировала символическое содержание растительного образа. Начиная с архаических представлений о мировом древе и традициях растительного орнамента и заканчивая сложной религиозной символикой европейского искусства, связанной с цветами, визуальный образ растения уже трудно отделить от его символического содержания. И даже в том случае, когда мотивацией художника становится естественный восторг при виде совершенной формы, яркого цвета, образ цветка настолько символически нагружен, что внутреннее содержание образа в той или иной степени, даже неосознанно, прочитывается зрителем. Что же касается работ З.К. Церетели, то в силу их экспрессивности, специфичной структуры цветок здесь — не просто эстетическая деталь.
Если рассматривать генезис символики цветка в искусстве, то наиболее глубокое его значение в традиционной культуре связано с образом мирового древа — мифологемы, характерной для всех евразийских культур. Это вертикаль, соединяющая небо и землю. В этом отношении оно идентично символике лотоса в буддизме — растения, связующего три мира и тянущегося от земли сквозь водную преграду к солнцу. Образ мирового древа, в свою очередь, коррелирует с представлениями о женском божестве, материнском начале или земле [7, с. 16]. Поэтому, в частности, растительный орнамент всегда символизирует плодородие.
С другой стороны, уже в европейском искусстве образ цветка сам по себе стал аллегорией бренности человеческой жизни, символом сотворения мира и присутствия Бога на земле [8, с. 108]. Иными словами, образ цветка, который практически постоянно сопровождал зрителя на выставке «Живопись монументалиста», стал неким камертоном, главной темой. И это тема творческого начала в природе, красоты мира, богатства и щедрости земли, а обобщенно — тема Жизни во всех ее самых лучших проявлениях.
Чтобы подтвердить этот тезис, более подробно рассмотрим несколько работ.
Картина «В оранжерее» (2008, рис. 6) имеет забавную, но вместе с тем наводящую на размышления композицию. Обилие цветов на переднем плане настолько поглощает зрителя, что не сразу мы видим три экспрессионистски и с юмором написанных женских лица.
Рис. 6. З.К. Церетели. В оранжерее. 2008. Холст, масло. 152 × 122. Собственность художника
Художник настолько красочно создает изображение, что женские лица практически не отличаются по цвету от флоральной композиции на переднем плане. З.К. Церетели уравнивает их цветом, линиями, формой, словно говоря, что всё прекрасное на земле прекрасно одинаково. И дальше, рассматривая выставку, мы всё больше убеждаемся, что для художника люди подобны цветам: они такие же яркие, так же красивы и необычны и столь же интересны художнику, вплоть до того, что и композиционно портреты людей подаются, как цветы — практически всегда близко к переднему краю картины и с обращением к зрителю.
Точно так же решаются образы и во многих других картинах: «В мечтах», «В раздумье», «Тавриса» (рис. 7–9) и т. д. Красота и выразительность людей соперничают с великолепием и красочностью цветов, а зачастую дополняют друг друга.
Рис. 7. З.К. Церетели. В мечтах. 2015. Холст, масло. 160 × 115. Собственность художника
Рис. 8. З.К. Церетели. В раздумье. 2011. Холст, масло. 195 × 95. Собственность художника
Рис. 9. З.К. Церетели. Тавриса. 2010. Холст, масло. 195 × 95. Собственность художника
На выставке автору статьи доводилось слышать достаточно характерное мнение некоторых посетителей, связанное с тем, что их зрительские ожидания были обмануты: где же специфический грузинский юмор у грузинского художника? Почему задумчивость вместо улыбок? И это мнение тем более справедливо, что способы создания комического в живописи немного сложнее, чем в кино и литературе. Очень многое зависит от правильно расставленных акцентов и от того, как смотрит на картину зритель и что он видит сначала, а что потом.
Например, в картине «Гранд-Пале» (2009, рис. 10) весь юмор сконцентрирован в одной маленькой детали. Взгляд зрителя скользит по россыпи цветов и фруктов в левой части композиции, останавливается на мощной мужской фигуре. Мужчина повернут к зрителю в профиль, а это очень «закрытый» ракурс, его облик задумчив и даже суров. Таким образом создается интересный контраст левой и правой частей картины. Мы чувствуем некий драматизм в эмоциональном строе произведения до тех пор, пока не бросим взгляд в правый нижний угол, откуда прямо на зрителя смотрит забавный пес. Причем написан он таким образом, что изображение срезается краем холста, словно животное случайно оказалось в поле зрения художника. Но поскольку пес смотрит прямо на зрителя, не замечать его мы уже не можем. Так одна небольшая деталь снижает драматический пафос и переводит сюжет в комическую плоскость.
Рис. 10. З.К. Церетели. Гранд-Пале. 2009. Холст, масло. 195 × 115. Собственность художника
Другая работа, «Тодрия» (2013, рис. 11), полностью построена на контрасте, что тоже создает комический эффект. Большой, грубоватый, едва помещающийся в холст человек сидит в окружении цветов и бросает недовольный взгляд назад, на зрителя. Художник смело перекрывает две трети композиции огромной темной спиной, а тяжелую фигуру «водружает» на маленькую скамейку, ножки которой вот-вот сломаются под тяжестью сидящего.
Рис. 11. З.К. Церетели. Тодрия. 2013. Холст, масло. 195 × 115. Собственность художника
Несколько картин из серии «Бебико» (рис. 12, 13) также являются показательным примером доброго юмора мастера, когда несовпадение формы и содержания оказывается основой для комического эффекта. Картины из этой серии, представленные на выставке, по композиции и настроению отдаленно напоминают дореволюционные фотографии. Серьезные, задумчивые и даже строгие выражения лиц маленьких, крепко сбитых фигурок в грузинских национальных костюмах настолько трогательны, что способны вызвать лишь светлую улыбку.
Рис. 12. З.К. Церетели. Из серии «Бебико». 2017. Холст, масло. 120 × 100. Собственность художника
Рис. 13. З.К. Церетели. Из серии «Бебико». 2017. Холст, масло. 120 × 100. Собственность художника
Другой способ достижения комического эффекта в картинах З.К. Церетели — это гротеск. Большие руки и ноги, преувеличенно длинные ресницы, экспрессивное наложение цветовых пятен, общий шаржевый характер в портретах — всё это напоминает добрый незамысловатый рассказ о человеке или событии, наполненный забавными и трогательными деталями.
Заключение
Рассматривая картину за картиной, представленные на выставке «Живопись монументалиста», мы неизбежно приходим к выводам, что живопись З.К. Церетели находится в общем культурном контексте, в котором значимыми ценностями являются любовь к окружающему миру, земле и ее порождающему началу, интерес к самым обычным людям. В XVII веке об этом говорили «малые голландцы», в XIX — импрессионисты, в XX — своеобразным гимном этой любви к жизни и преклонением перед ней стала картина ценимого З.К. Церетели А. Матисса «Радость жизни».
Высказываться о ценностных установках в творчестве З.К. Церетели, опираясь на экспозицию одной выставки, мы не можем, однако сделать предварительный вывод вполне возможно. З.К. Церетели — ярчайший художник-экспрессионист, смелый и творчески свободный, искусство которого является не поиском гармонии с миром, а ее воспеванием. Щедро, без лишнего пафоса, добродушно и с легкой шуткой художник вновь и вновь показывает, как прекрасен мир, как интересны люди, как насыщен каждый миг жизни.
Примечания
(i) Грибкова-Тхостова А. «Цветы в театре». Выставка произведений Зураба Церетели в «Геликон-Опера» // Российская академия художеств [сайт]. 08.06.2019. https://rah.ru/the_academy_today/president/details.php?ID=54706 (дата обращения: 18.11.2023); К 85-летию Президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели // Искусство Евразии. 2019. № 1 (12). С. 224–230. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/357/491 (дата обращения: 18.11.2023); Школина Е.В., Клубков А.А. Аннотация персональной выставки Зураба Церетели «Живопись монументалиста». 07 июля – 19 августа 2023 года // Государственный художественный музей Алтайского края [сайт]. URL: https://ghmak.ru/exhibitions/future-exhibitions/3487-annotatsiya-personalnoj-vystavki-zuraba-tsereteli-zhivopis-monumentalista-07-iyulya-19-avgusta-2023-goda (дата обращения: 18.11.2023).
(ii) Школина Е.В., Клубков А.А. Указ. соч.
(iii) Там же.
Список источников
1. Алексеева Е.Н., Вершинина А.М. Отражение действительности в творчестве Зураба Церетели // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 15–18.
2. Кочемасова Т.А. Диалог культур в контексте синтеза искусств: эмали Зураба Церетели // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2021. № 2. С. 6–13.
3. Ржевская Е.А., Шевцова А.А. Город и горожане в творчестве Зураба Церетели // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2021. № 1 (45). С. 186–204. https://doi.org/10.31249/chel/2021.01.11.
4. Свалова О.М. Реди-мейд в произведениях Зураба Церетели // Academia. 2023. № 2. C. 207–217. https://doi.org/10.37953/2079-0341-2023-2-1-207-217.
5. Фёдорова М.В. Юбилейные персональные выставки Зураба Церетели за рубежом // Искусство Евразии. 2019. № 4 (15). С. 414–422. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.028.
6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изд-во В. Шевчук, 2015. 364 с.
7. Голан А. Миф и символ. М.: Русслит, 1993. 375 с.
8. Лазутина Т.В. Растительная символика в языке орнамента // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9 (59). С. 107–109.
References
1. Alekseeva, E.N. and Vershinina, A.M. (2018) ‘The reflection of reality in the works of Zurab Tsereteli’, International Journal of Humanities and Natural Sciences, (3), pp. 15–18. (In Russ.)
2. Kochemasova, T.A. (2021) ‘The dialogue of cultures in the context of the synthesis of arts: enamels by Zurab Tsereteli’, Izobrazitel'noye iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka = Fine arts of the Urals, Siberia and the Far East, (2), pp. 6–13. (In Russ.)
3. Rzhevskaya, E.A. and Shevtsova, A.A. (2021) ‘City and citizens in the works of Zurab Tsereteli’, Human being: Image and essence. Humanitarian aspects, (1), pp. 186–204. doi:10.31249/chel/2021.01.11. (In Russ.)
4. Svalova, O.M. (2023) ‘Ready-made in the works of Zurab Tsereteli’, Academia, (2), pp. 207–217. doi:10.37953/2079-0341-2023-2-1-207-217. (In Russ.)
5. Fedorova, M.V. (2019) ‘Anniversary solo exhibitions of Zurab Tsereteli abroad’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (4), pp. 414–422. doi:10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.028. (In Russ.)
6. Whipper, B.R. (2015). Introduction to the historical study of art. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (In Russ.)
7. Golan, A. (1993) Myth and symbol. Moscow: Russlit. (In Russ.)
8. Lazutina, T.V. (2015) ‘Vegetable symbolics in language of ornament’, Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, (9), pp. 107–109. (In Russ.)
Информация об авторе:
Белокурова Софья Михайловна, кандидат философских наук, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент, Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова, Барнаул, Российская Федерация; помощник руководителя творческой мастерской по искусствоведению, филиал Российской академии художеств в г. Красноярске «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске», Красноярск, Российская Федерация. Член Союза художников России, Ассоциации искусствоведов (АИС), [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4665-5761.
Information about the author:
Sophia MIkhailovna Belokurova, Cand. Sc. (Philosophy), corresponding member of the Russian Academy of Arts, Associate Professor, Altai State Technical University, Barnaul, Russian Federation; Assistant to the Head of the Creative Workshop on Art Studies, Branch of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk “Regional Department of the Urals, Siberia and the Far East of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk”, Krasnoyarsk, Russian Federation. The member of the Art Critics and Art Historians Association (AIS) and the Union of Artists of Russia, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-4665-5761.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 29.11.2023; одобрена после рецензирования 18.12.2023; принята к публикации 20.12.2023.
The article was received by the editorial board on 29 November 2023; approved after reviewing on 18 December 2023; accepted for publication on 20 December 2023.