ПЕРСОНАЛИИ
УДК 777.213 Т. А. Кочемасова
Научно-исследовательский институт теории и истории искусств Российской академии художеств Москва, Россия
ДИАЛОГ КУЛЬТУР В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ:
ЭМАЛИ
ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ
Статья посвящена эмальерному искусству народного художника Российской Федерации, академика Зураба Константиновича Церетели. Рассматриваются произведения, созданные в разные годы в технике горячей эмали, в контексте синтеза искусств. Исследуются эволюция творчества, основные темы, а также технологические особенности авторской техники в эмалях.
Ключевые слова: З.К. Церетели; горячая эмаль; диалог культур; полифония образа; творческий эксперимент.
3. К. Церетели. Из серии «Дубровник». 2008. Объемная эмаль. 130x50
Собственность автора
ОЗурабе Константиновиче Церетели написано достаточно много, однако его многогранный талант, удивительная энергия созидания, рождающая идею за идеей, проект за проектом, дают возможность вновь увлечься анализом художественных поисков мастера.
В монументальном по своему масштабу и характеру творческом пространстве художника Зураба Церетели искусство создания эмалей играет особую роль. Именно на примере его эмалей возможно раскрыть весь диапазон его творческой природы, дух экспериментатора, мастера, который находится всегда в состоянии поиска, в предвкушении новых открытий и новых возможностей. Ха-
рактеризуя творческий взгляд, необходимо отметить одно особое качество Церетели, а именно умение быть одновременно вдохновленным сбережением национальной идентичности и развитием диалога культур. Как правило, именно здесь разделяются пути ревнителей развития национальной идеи и мысли о многообразии.
Но дискретность, замкнутость, затворничество - не тема Церетели. Он всей своей жизнью в искусстве отстаивал принцип свободы творчества, при этом свято чтил заповеди культурной традиции, которая его сформировала. Внутренняя раскрепощенность в особенностях пластического языка всегда существует в творчестве мастера с очень тон-
ким ощущением духовного стержня - православной веры, которая веками скрепляла в единое пространство культуру Грузии и России. В искусстве Церетели традиция органично движется рука об руку с новациями. Сам художник всегда подчеркивает важность и художественной традиции, и фундамента академической школы, и необходимости следить за новыми направлениями, новыми идеями, которые постоянно рождает строптивый мир искусства.
Выстраивать образы, играя элементами разных стилей и направлений, находить и выразительно раскрывать вселенский масштаб в малых формах повседневной жизни, погружаться в лабиринты мифологии, а по возвращении проецировать фантазии на ткань холста, бумажный или металлический лист, создавать уникальные миры, которые для художника представляет собой каждый человек - все эти и многие другие особенности художественного метода можно отнести и к характерным чертам искусства Зураба Церетели.
Пространство Церетели - это своеобразный накопитель эмоций, здесь пустоты заполнены сочными мазками, красочными пигментами, которые образуют монументальную мозаику. Каждый из многогранников этой мозаики имеет особую ценность. В рисунках, живописных полотнах, эмалях один и тот же образ каждый раз раскрывается по-иному, в объеме и на плоскости, в живописной или эмалевой фактуре, раздвигает собственные границы и возможности, которые пересекает художник и увлекает зрителя за собой.
Многие связывают появление эмали как большой темы в творчестве Церетели с влиянием искусства Грузии, а именно знаменитой перегородчатой эмали. Многовековая история грузинского искусства сама по себе являет пример уникального синтеза западных и восточных художественных традиций, на пересечении которых рождается национальное пространство культуры Грузии.
В 1958 году З.К. Церетели окончил Тбилисскую академию художеств. В 1964 году поступил на работу в Институт истории, архе-
ологии и этнографии Академии наук Грузии. Здесь ему посчастливилось работать с такими выдающимися учеными, как историк, этнограф Георгий Спиридонович Читая, Вера Вар-деновна Бардавелидзе и другие. В этом раннем периоде таится, пожалуй, главный ключ к пониманию творчества Церетели в целом. Увлекательные экспедиции в самые отдаленные уголки Грузии, непосредственное знакомство с уникальными памятниками истории и куль-
3. К. Церетели. Язык мой -враг мой. 2002. Объемная эмаль. 70x100
Собственность автора
3. К. Церетели. Из серии «Хорватия». 2006.
Объемная эмаль. 70x120
Собственность автора
туры древности на всю жизнь сформировали в художнике любовь и глубокое понимание корней грузинской культуры, дали возможность погрузиться в исследование старинных техник, технологий, материалов. Церетели из тех художников, которым необходимо по полочкам разложить любой процесс создания того или иного произведения, будь то мозаика, храмовые росписи или эмали. Среди произведений Церетели, в качестве примера работы молодого художника, сохранились копии мозаик Гелатского монастыря - выдающегося памятника средневековой культуры, основанного грузинским царем Давидом VI Строителем в XII веке. Символично, что среди наиболее знаменитых артефактов монастыря, хранящихся в Государственном музее искусств Грузии, - икона Спаса, нимб и медальоны оклада которой выполнены в технике перегородчатой эмали.
Как известно, своими корнями эмали уходят в искусство Древнего Египта и Греции, где эмальерная технология выступала в качестве ювелирного дела. Считается, что искусству грузинской перегородчатой эмали минанка-ри не менее двух тысячелетий. Знаменитые образцы ныне хранятся в национальных сокровищницах. Опыты художников всегда ограничивались камерным решением ювелирных изделий, церковной утвари, произведений декоративного искусства.
Уже в конце 1960-х - начале 1970-х годов Зураб Церетели ярко проявил себя в монументальном искусстве. Его художественное решение курортных пространств Пицунды и Адлера подтвердило высокий статус художника, который берется за самые сложные и масштабные объекты и блистательно завершает работу. Свобода и смелость в подходе к материалу, новаторские приемы, дерзкие художественные решения - таким в СССР прозвучал молодой грузинский творец, который мгновенно занял одну из лидирующих позиций в мире искусства. Известный художник Давид Альфаро Сикейрос восторженно отзывался о скульптурных мозаиках Церетели в Адлере как об уникальной форме объемной живописи. «Я утверждаю, что он
вошел в необъятные просторы искусства будущего, сочетающего скульптуру с живописью. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение» [1], - отмечал Сикейрос. Выдающийся мастер XX века отметил одно из главных творческих качеств Церетели -стремление к синтезу искусств, поиску новых возможностей в привычных границах. Взаимопроникновение живописи и скульптуры, эмали и скульптуры - необъятное поле для экспериментов художника.
Опираясь на уникальные примеры художественного наследия, опыты прошлых эпох, мастер стремится преодолеть рамки привычного: его витражи и мозаики всегда отличает экспериментальный творческий подход, стремление к поиску собственной версии знаменитой формулы Сезатйап^луегк, глобального синтеза искусств - архитектуры, скульптуры, живописи. Произведения художника, созданные в различных видах и техниках изобразительного искусства, органично вошли в художественную среду Москвы, других городов России, стран СНГ и многих зарубежных государств, включая США, Японию, Великобританию, Францию, Испанию, Италию, Бразилию, Израиль, Сирию, Уругвай и др. В разное время Зураб Церетели руководил самыми масштабными художественными проектами. В 1970-1980 гг. он главный художник МИД СССР, в 1980 году - главный художник Олимпийских игр в Москве.
Примерно с середины 1970-х годов З.К. Церетели обращается к эмальерному искусству. На этот раз для изучения его возможностей с точки зрения применения в монументально-декоративном решении. Постепенно в процесс работы вовлекаются новые специалисты, образуя творческую мастерскую и одновременно лабораторию, в которой непрерывно ведутся эксперименты. Мастерская активно работает и по сей день, а ее специалисты творят и экспериментируют под руководством мастера в Москве и Тбилиси.
Многолетняя работа Церетели и его мастерской дала свои плоды - сегодня его эмали неизменно приводят в восторг зрителя, в
том числе и благодаря разнообразию цветовой палитры. От семи классических цветов спектр расширился до более двадцати цветов. Почти столько же лет понадобилось, чтобы, наконец, прийти к этому богатству колористических возможностей.
Среди множества техник и технологий изобразительного искусства эмаль убедительно доказывает, что искусство - это сложнейшая наука. Технология изготовления рисунка в технике перегородчатой эмали - многоступенчатый и трудоемкий процесс [2]. Изготовление заготовок (резка металла в определенный размер, химическое травление, пассивация и шлифовка), перевод эскиза на металл, нанесение рисунка, сушка. Затем электрохимическая травка (травка производится в течение 8-10 часов в зависимости от размера). После электрохимического травления происходит резка припусков и химическое травление. Нанесение контрэмали на противоположной стороне изделия и его обжиг при температуре 850 градусов. После обжига контрэмали - химическая травка и пассивация. Изделие уже готово для основного изготовления рисунка.
Наносится эмаль кистью в виде влажной кашицы. Обжигается изделие в муфельной печи при температуре 800-900 градусов. После первого обжига изделие шлифуется. В зависимости от состояния эмали происходит последующее выравнивание, обжиг и шлифовка. Когда изделие уже готово, наносится последний слой прозрачной эмали, последующий обжиг происходит при температуре 850 градусов.
Состав эмалей неодинаков и изменяется в широких пределах в зависимости от назначения. По составу эмали разделяют на прозрачные и глухие (не прозрачные). Глушение осуществляется с добавкой в них окиси олова или трехокиси мышьяка в малых количествах. Эмали варятся в муфельной печи при температуре 125 градусов. Для получения цветных эмалей сначала готовят основной сплав, а затем к этому бесцветному сплаву добавляют разные красители (окиси разных металлов) и вновь переплавляют.
3. К. Церетели.
Любопытно.
2003.
Объемная эмаль. 95x61
Собственность автора
Поработав в технике перегородчатой эмали, Церетели пошел дальше, стремясь расширить для себя творческие рамки. Путем многолетних экспериментов в его творчестве появилась новая страница - образы художника нашли свое воплощение в технике объемной эмали, любимой мастером благодаря особой выразительности. Здесь перегородчатая эмаль с ее четкими границами уступает права живописной эмоциональной природе. Так, многие графические и живописные произведения художника были перенесены в эмали, не потеряв четкости рисунка и богатства цвета. Однако Церетели не был бы собой, если бы остановился на достигнутом. Следующим этапом стало создание объемных эмалей, которые фактически обрели форму круглой скульптуры. В настоящее время художник увлеченно продолжает работу в этом направлении.
3. К. Церетели. Застывший в мечтах. Из серии «Цирк». 2002. Объемная эмаль. 130x50
Собственность автора
Во многом эксперименты затронули и свойства эмали, такие как устойчивость к климатическим изменениям. В целом довольно стойкая к внешним воздействиям техника была снова испытана на прочность. Монументальные эмалевые панно, установленные на фасаде здания музея-мастерской художника в Переделкино, показали абсолютную лояльность к разным температурам - от летнего зноя и прямого попадания солнечных лучей до низких температур в зимнюю пору. Подобные свойства эмали утверждают эту древнюю технику как возможный вариант использования в рамках монументальных художественных решений.
Многогранность, масштаб художественного мышления Зураба Церетели - стремление раскрыть себя во всех известных видах и жанрах изобразительного искусства, что, несомненно, подчеркивает уникальность его творческого метода, окрашенного яркой индивидуальностью. Безусловно, самое главное
в этом методе - умение расширить одну тему до масштабов поэмы, из одной пластической вариации создать полифонию образов, ярких пластических решений. Один и тот же образ отправить в путешествие по разным видам искусства - то воплотить его в бронзе, то в живописи, то в эмали.
В искусстве Церетели важно отметить общую устремленность к образам перво-природы, проточеловека, к красоте, лишенной пафоса, блеска, лоска, к началу, которое должно символизировать истину. История мира также значима для универсума, как и история маленького человека, его чаяния. Часто именно на контрасте, при ощущении определенного диссонанса неожиданно раскрывается главная тема, сама суть чего-то очень глобального, того самого «начала всех начал», ради которого, возможно, и был создан человек. В этом смысле можно вспомнить знаменитый фильм «Не горюй!» Георгия Данелия, в котором герои переживают смех сквозь слезы, а радость жизни в одну секунду превращается в трагедию. Всё это происходит на фоне традиций, уходящих в прошлое и сегодня уже не всегда понятных, но вросших в землю предков, словно корни старого дерева. Во многом персонажи полной драматических развязок истории сродни комедиям Чарли Чаплина, где в удивительном сплаве смеха и слез мы чувствуем стремление выразить все краски жизни, которая, как полосатая зебра, бесчисленное множество раз меняет хорошее на плохое, доброе на злое и, к счастью, опять на доброе.
Возможно, именно этим так близок Чарли Чаплин Зурабу Церетели: великий комик -частый и, пожалуй, один из самых любимых героев его произведений в скульптуре, эмали, живописи, графике. Естественно присутствие образа «маленького человека», созданного гениальным артистом, и в многочисленных рисунках мастера, в живописи и эмалях. И это - еще одна выразительная четкая линия творчества Церетели, одна из важных тем его творчества, которую можно назвать «Чарли Чаплин», а можно - «Человек». На вопрос, откуда появилась такая любовь именно к
этому персонажу, художник рассказывает о воспоминаниях детства, о фильмах. Художнику бесконечно близок величайший гуманизм, который Чаплин выплескивал в своих картинах на экран: образ доброго, искреннего, незащищенного человека, в котором есть что-то от юродивого; вечный ребенок, некий первозданный человек, при этом полный достоинства и самоуважения.
Гротеск - одно из характерных свойств искусства Церетели. Не найти портретов, где художник, как он сам говорит, не «утрировал» бы реальную натуру. В то же время узнаваемость большинства портретов практически стопроцентная. Художник пишет или рисует образ вроде бы реального человека, но видимое сходство для него не самоцель. Истинное удовлетворение мастеру приносит другое ощущение, которое он формулирует как «поймать характер». В итоге чаще мы видим не конкретную модель, а вольную фантазию, которой, наконец, нашли пристанище.
Соединение несоединимого, фантазия, сон, быль как явь, абсолютная реальность -вот устойчивая структура, которая остается константой для искусства Церетели. Таинственные коды культуры Кавказа, звучащие то как абсолютная реальность, то как сказание, например в поэме «Витязь в тигровой шкуре», неизменно служат неиссякаемым источником вдохновения, познания жизни, становятся темой для творчества множества художников и по сей день. Так, печальный шарманщик, скрипач, кинто, банщик - пестрая толпа, составляющая череду персонажей Тбилиси уходящего.
Для искусства Церетели характерна изобразительная и энергетическая среда, свойственная так называемому магическому реализму. Длительность времени, его иска-женность или кажущееся отсутствие, движение «назад в будущее», важность самых незначительных деталей, возвращение почти сакральной ценности повседневным объектам. Прошлое контрастирует с настоящим, астральное - с физическим, персонажи - друг с другом. Визуальное многоточие произведения позволяет зрителю определить самому,
что же было более правдивым и соответствующим строению мира - фантастическое или повседневное. В работах Зураба Церетели часто возникает неожиданное соединение, а порой и взаимопревращение разных предметов, человеческих фигур, животных, рыб, птиц и архитектурных конструкций, что формирует яркий пластический образ полотна в целом. Мы видим, ощущаем, что каждый холст, лист бумаги имеет множество измерений и пространственных прорывов, которые и преодолевают границы листа, и в то же время остаются в гармонии с этими границами. Мнимый хаос, наслоение разных планов, ги-пертрофированность трактовки формы тем не менее дают общее впечатление гармонии жизни, с ее резкими «углами», «заусенцами», «ухабами», всей той фактурой, которая ее составляет.
Произведения Церетели в живописи, графике, эмалях - метафоричные, неизменно говорящие на языке притчи, будто части масштабной картины мира. Трудно сказать, какой технике мастер отдает большее предпочтение, кажется, это зависит от настроения и от наличия под рукой того или иного материала, способного визуализировать возникшие в голове образы.
В его произведениях остается незыблемым присутствие некого гена позитива, обаянию его сердечных, открытых героев невозможно не поддаться. И это главная цель творчества, сверхзадача.
Многовековая народная культура, национальные вариации традиций скоморошничества, смеховой культуры, возвращение к изначальному, не фальшивому, подлинному через гротеск, смех, ради раскрытия потаенного, закрытого, неизвестного, но реального мира - все это можно найти практически в каждом живописном произведении или рисунке Зураба Церетели. Романтическая фантазия сливается с обыденностью и порой торжествует над ней, исповедуя непоколебимую веру в добро, - таковы сверхзадачи магического реализма, и они органично совпадают с художественной концепцией искусства Церетели.
3. К. Церетели. Тулърипшъ. 2007. Объемная эмаль.
100x70
Собственность автора
Трансформируя традицию, опираясь на национальные корни, Церетели стремится к син-тезуреальности и мифа, его тесному сплетению в художественные «ткани». Некоторые образы тяготеют к визуальным кодам, представая то в форме знака, то более многословного символа. Среди наиболее часто встречающихся образов - карты, свечи как символ надежды, человеческой жизни и, как это ни печально, смерти тоже; рыбы - «птицы земли», символы Христа. Многие знаки составляют визуальную культуру многих тысячелетий. В рисунках, равно как в живописных работах и эмалях, именно рыбы чаще, чем все остальные существа и предметы, заполняют, будто случайно, пустоты на листе: то появляется корзина с рыбой, то веревка, на которой вялится рыба, то рыба на столе, а то и под столом в лапах озорного кота. В результате создается ощущение некой цепи событий.
Помещенные в рисунок с умыслом или бессознательно, такие «знаки» приводят все разнообразие сюжетов, персонажей, характеров, видов и ракурсов в единое целое, отсылают к некому всеобъемлющему библейскому масштабу. Если говорить о темах в искусстве художника, это «Мужчина и Женщина», «Человек и Природа», «Бог и Человек», «Человек и его характер». Эти глобальные темы, объединяющие и библейскую историю, и народную мудрость сказок, насыщают все творчество Церетели и продолжают ту удивительную линию, которая в итоге объединяет искусство практически всех известных миру эпох. Есть незримая линия сердца, которая соединяет миры и континенты, раскрывая восприятие мира как большой творческой мастерской, где
любая тема, любой герой не может быть неинтересен уже потому, что живет в этом мире.
При взгляде на произведения мастера, монументальные и камерные, новаторские или классической природы, приходит понимание, что все они раскрывают главную тему его искусства - саму жизнь в ее сиюминутных зарисовках и монументальных полотнах вечности, в ее камерности и порой уничтожающе грандиозном масштабе. Технология создания объемных эмалей позволяет художнику показать, как много возможностей кроется в старинных техниках, в сокровищнице культурного наследия человечества, насколько все новое в своей основе имеет фундамент прошлых достижений. В этом осмыслении себя как части глобального единого целого художник продолжает раскрывать свой собственный взгляд на мир, щедро делясь этими творческими ощущениями со зрителем.
Литература
1. Зураб Церетели // Сочинский художественный музей. - URL: https://sochiartmuseum.com/authors/ ceriteli.php (дата обращения 20.06.2021).
2. Техника художественной эмали, чеканки и ковки / А.В. Флеров, М.Т. Демина, А.Н. Елизаров, Ю.А. Шеманов. - Москва : Высшая школа, 1986. - 191 с.
Об авторе
Кочемасова Татьяна Александровна - кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств, вице-президент Российской академии художеств
E-mail: [email protected]
THE DIALOGUE OF CULTURES IN THE CONTEXT OF THE SYNTHESIS OF ARTS: ENAMELS BY ZURAB TSERETELI
Kochemasova Tatyana Aleksandrovna
Candidate of Arts, Academician of the Russian Academy of Arts, vice president of the Russian Academy of Arts
Abstract: The article is devoted to the enamel art of the People's Artist of the Russian Federation, academician Zurab Konstantinovich Tsereteli. The works created in different years in the technique of hot enamel are considered in the context of the synthesis of arts. The evolution of creativity, the main themes, as well as the technological features of the author's technique in enamels are studied. Keywords: Z. K. Tsereteli; hot enamel; dialogue of cultures; image polyphony; creative experiment.