Научная статья на тему 'Цветовой художественный концепт'

Цветовой художественный концепт Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗ / ЦВЕТОСИМВОЛ / МИФОЛОГЕМА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нельзина Юлия Андреевна

Представлены основные признаки термина «цветовой художественный концепт» и дано его определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The color concept in the fiction

The features of the color concept as well as its definition are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Цветовой художественный концепт»

УДК 808.1 (045)

Ю.А. Нельзина

ЦВЕТОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ

Представлены основные признаки термина «цветовой художественный концепт» и дано его определение.

Ключевые слова: словообраз, цветосимвол, мифологема, художественный концепт.

Термин концепт связан с проблемой представления знаний в мышлении и речи. «Концепт - ... устойчивое смысловое сгущение, возникающее и функционирующее в процессе диалога и речевой коммуникации» [12. С.308]. В отличие от понятия, концепт «включает в себя.всю коммуникативно-значимую информацию» [3. С.66]. Он «актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую» [11. С.331], аккумулируя связанные с понятием ассоциации (представления, переживания), собирая смыслы как универсальное.

В компетенции лингвистики находится решение проблемы реконструирования концептов через анализ языковых средств их экспликации. Поэтому в лингвистике концепт рассматривается не столько как «содержание понятия» [11. С.331], сколько как «план содержания языкового знака» [3. С.66], репрезентирующего концепт. Концепт определяется как инвариант значения лексемы и ее производных.

Ядром концепта признана внутренняя форма слова. Она связана с исходным понятием, представлением, лежащим в основе порождения множественности значений лексемы. Этимология сохраняет целостность концепта как единицы смысла, целостного смыслового образования.

Художественный концепт является результатом креативного, эстетического, способа познания мира и эксплицируется в произведениях автора. Творческое мировосприятие автора определяет индивидуальность его стиля, субъективность реализуемых посредством него понятий.

«Художественное сознание диалектично как категория метасодержательная». Оно «интегративно и органически соединяет философские, культурологические и историко-литературные пласты, недифференцируемые в едином культурном пространстве эпохи» [5. С.17]. Поэтому индивидуально-авторское в художественном концепте предстает как ментальное, как результат преломления универсальной общекультурной информации сквозь призму сознания и словоупотребления художника, а художественный концепт - как эстетический отпечаток (след) культуры.

Цветовой концепт в своей текстовой реализации проходит три основных этапа: словообраз, символ, мифологема.

Образ является эстетическим воплощением авторской интенции и средством формирования понятия. Образ опосредован как обобщенная совокупность признаков, выявленных через контекстное функционирование ключевой лексемы. В контексте слово реализует свой ассоциативный потенциал, вступая в парадигматические и синтагматические связи. Метонимическая образность

цветообозначений обусловлена их «четкой визуальностью» [7. С. 105]. В метонимии сохраняется эмпирический компонент значения; прямое значение просвечивает сквозь переносное и происходит смысловая концентрация образа. Слово получает выразительность, содержательность, эмоциональную емкость, становится словообразом. В нем «объединены высшие формы чувственного и абстрактного отражения: представления, в котором чувственность опосредована и обобщена, и умозаключения, в котором обнаруживается новое свойство объективной реальности» [8. С.98].

В тексте реализовать концепт может вся лексико-семантическая парадигма, доминантой которой выступает лексема, называющая чистый цвет. Например, слова алый, красный, багровый, рдяный, характеризующие зарю, могут вносить в семантический объем словообраза различные индивидуально-авторские и традиционнопоэтические смыслы, но в художественном целом они обобщаются в символ красный. Символ - «знаковая разновидность образа» [4. С.89], обогащенного отвлеченными смыслами и коннотациями.

Цветовой художественный символ формируется путем трансформации традиционных символических значений, которыми обладают лексемы, называющие чистые, спектральные цвета. Эти значения высвечиваются в тексте с помощью стилистических средств и приемов. Через метонимию происходит раскрытие, актуализация релевантных значений символического образа, которые пребывают в

нем как синкретичное целое, напр.: голубое небо - большой Голубой (=Бог). Метонимия является средством движения от конкретности к обобщенности.

Художественный символ многозначен, в нем подведены под один знак ассоциативные индивидуально-авторские и культурные смыслы. В отличие от традиционного, художественный символ сохраняет эстетическую образность, выразительность и экспрессивность.

Цветосимвол имманентен, в его основе лежит эмоциональнооценочный компонент цветовосприятия, обусловленный личностным, социальным и культурным опытом автора. Цвет может служить выражению сакрального мироотношения. Образным раскрытием имманентного содержания символа является миф - как интуитивная основа творчества, мост от образа в духовный, сакральный план. Миф универсален, «это инструмент семантического моделирования

окружающего мира» [6. С.46]. В мифе символ, будучи знаком, становится орудием мышления, средством постижения мира.

Смысловое колебание между понятийным и чувственнообразным полюсами делает концепт динамичным, гибким, универсальным.

Рассмотрим экспликацию концепта голубой в произведении М.М.Пришвина «Женьшень».

В контексте - «... я перешел русскую границу, перевалил какой-то хребет и увидел перед собой голубой океан. Да, вот за одно только за это, чтобы увидеть с высоты перед собой голубой океан, можно бы отдать много трудных ночей. Долго я любовался с высоты, считая себя по правде счастливейшим в мире человеком» [1. С.220-221] -соключи отдать много, любовался, счастливейший создают эмоционально-оценочное поле слова голубой.. Эмоциональнооценочный компонент в семантической структуре цветообозначения отражает субъективное отношение к цвету и является основой для возникновения у слова эстетических значений.

Через голубое открывается красота, совершенство мира: «На рассвете. горный камыш в белых кружевах от мороза на голубом все хорошел.с прибавлением света до того становилось красиво» [1. С.291]. Голубой цвет воспринимается как ‘светлый’, ‘прекрасный’, ‘ясный ’, ‘чистый ’, ‘озаренный светом ’, ‘открытый взору ’, а также как ‘источникрадости, счастья, вдохновения ’.

Слово голубое здесь метонимически замещает собой слово океан, выступая как его сущностный признак. Метонимия представляет онтологическую ассоциацию голубой - цвет моря, океана. Она векторирует эстетические трансформации цветовой лексемы за счет обобщения в ее семантическом объеме воспроизводящихся в тексте традиционно-поэтических и архетипических смыслов, связанных со словом океан (‘безграничное пространство ‘ширь ‘свобода ‘порождающее начало ’ и т.д.).

В контексте - «весь великий свет обращается к морю, и все оно, весь океан голубеет. потом, когда свету прибавится и откроется по голубому в бесконечность золотая дорога, то и на земле.всякое.пятнышко превращается в самый яркий цветок» [1. С.268] - метонимическое обобщение актуализирует коммуникативнозначимые признаки ‘бесконечный ‘обширный ‘безграничный ’,

‘прекрасный’, ‘сияющий’. Глагол голубеет относится ко всему

высказыванию в целом и получает коннотативные смыслы ‘светлеет ’, ‘проясняется ’, ‘становится видимым ’.

Представленная здесь связь слов свет и голубой воспроизводит этимологию слова, его «близость к светообозначению» [2. С. 179]: «синий - родственно сиять» [9. С.624], учитывая, что голубой цвет в словарях трактуется как «светло-синий» [10. С.239]. Благодаря этому голубой цвет получает возможность реализовать концептуальные связи, существующие в русской культуре: свет - истина - добро -красота - Бог. Обобщение ассоциаций голубой - океан и голубой - свет сообщает словообразу голубой символическое значение ‘ бесконечная потенциальность творчества ’.

В контексте - «Мне хотелось высказать ей.мое самое тайное,. и когда мне подумалось, что вот я достиг, вот теперь-то уж я могу посмотреть ей прямо в глаза, вот теперь-то я увижу там. Я думал - встречу там все голубое, и вдруг все вышло обратное и непонятное: не голубое там было, - я там встретил огонь» [1. С.233] - через противопоставление воспроизводятся символические смыслы мифологемы огонь, и голубое понимается как ‘нежное ’, ‘невинное ’, ‘духовное ’, ‘возвышенное Эти смыслы коррелируют с символикой голубого цвета в христианской традиции.

Что общего между приведенными контекстами употребления слова голубой? Цвет обобщает два пространства - материальное и идеальное, внешнее и внутреннее, проектирует ассоциации: первозданная, нетронутая природа - девственная душа, природное животворящее начало - человеческое понимающее и созидающее.

Голубой цвет выражает идею слияния природного космоса, физического (макромира) с человеческим, духовным (микромиром). Проекция на человека происходит в соответствии с антропоцентризмом мифа. В мифологическом дискурсе цветосимвол реализуется как синтетическое суждение и получает смысловую целостность.

Таким образом, художественный концепт проходит три стадии становления - словообраз, символ, мифологема, - двигаясь от онтологических ассоциаций к ментальным. Цветовой художественный концепт можно определить как единицу творческого мышления, основанную на эмоционально-оценочном компоненте цветовосприятия и представленную как инвариант ассоциативно-семантического поля лексемы, которое воспроизводится и порождается в тексте через авторское словоупотребление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пришвин М. М. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956-1957.

2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.

3. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. №1.

4. Донецких Л.И., Рахматуллина Э.А. Методологические разработки текстового анализа мифа (на материале поэзии Ю.Кузнецова) // Текст -2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всерос. науч. конф. Ч. I. / УдГУ. Ижевск, 2001.

5. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2002.

6. Лесков Л. В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. №1.

7. Усминский О. И. Лингвистический анализ художественных текстов (Образность и типология текстовых единиц). Сургут: Дефис, 2002.

8. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 1999.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.3. М.:

Прогресс, 1987.

10. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т.3.

/ Редкол. С.Г.Бархударов, В.В.Виноградов, С.П.Обнорский. М.;Л.: Изд-

во АН СССР, 1954.

11. Новейший философский словарь. Минск.,1998.

12. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С. Стеина, Г.Ю. Семигина. Т. 2. М.: Мысль, 2001.

Поступила в редакцию 01.03.06

J.A. Nelzina

The color concept in the fiction

The features of the color concept as well as its definition are presented in the article.

Нельзина Юлия Андреевна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.