Научная статья на тему 'ЦВЕТОВАЯ ГАММА В ЛИРИКЕ А.ПУШКИНА'

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В ЛИРИКЕ А.ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
643
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Символика цвета» / цветовая гамма / лингвистический анализ. / "Color symbolism" / color scale / linguistic analysis.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муродова, Дилдора Арабовна

Статья посвящается изучению колоративной лексики в лирике А.Пушкина, которая является основой в изучении между цветом и содержанием происхождения цветового символа. Здесь мы рассмотрим творчество А. Пушкина на предмет выявления цвета с лингвистической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLORS IN A. PUSHKIN'S LYRICS

The article is devoted to the study of color vocabulary in the lyrics of A. Pushkin, which is the basis for the study between color and the content of the origin of a color symbol. Here we will consider the work of A. Pushkin in order to identify color from a linguistic point of view.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТОВАЯ ГАММА В ЛИРИКЕ А.ПУШКИНА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ЦВЕТОВАЯ ГАММА В ЛИРИКЕ А.ПУШКИНА

Муродова Дилдора Арабовна

Учитель русского языка и литературы СГОШ № 3 Бухарская область Ромитанский район

АННОТАЦИЯ

Статья посвящается изучению колоративной лексики в лирике А.Пушкина, которая является основой в изучении между цветом и содержанием происхождения цветового символа. Здесь мы рассмотрим творчество А. Пушкина на предмет выявления цвета с лингвистической точки зрения.

Ключевые слова: «Символика цвета», цветовая гамма, лингвистический анализ.

The article is devoted to the study of color vocabulary in the lyrics of A. Pushkin, which is the basis for the study between color and the content of the origin of a color symbol. Here we will consider the work of A. Pushkin in order to identify color from a linguistic point of view.

Keywords: "Color symbolism", color scale, linguistic analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Использование цвета в произведениях А.Пушкина является дополнительным средством выявлением своеобразия в стилистике, как единичного произведения, так и творчества писателя в целом. А. Пушкин принадлежит к числу тех редких писателей, которые изменяют колоратив лексики в зависимости от жанра и тех задач, которые рассматриваются в художественных произведениях. Именно в этом он отличается от таких великих творцов, как Толстой Л.Н., Тургенев И. С., Лермонтов М.Ю., Державин Г. Д., для произведений, которых характерно единство и цветовое постоянство. А.С. Пушкин мог определить роль цвета в произведениях, которые он создавал.

Здесь мы можем рассмотреть смысловой объём цветообозначений поэтического текста лирики А.Пушкина путём выявления концептуальных связей используемых языковых средств. Так же анализом контекстных смыслов лексико-семантических колоративов обнаружены способы явлений окружающей поэта действительности, раскрыты формы авторской позиции на

ABSTRACT

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

фоне обогащённого текста. В сказке « О царе Салтане....» ( например: скорлупки золотые, сине море, лебедь белая) [2, с.68].

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В творчестве А.Пушкина можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе представляет сам по себе представляет собой первый тип цветового символа, который отличается многозначностью. ( Например: светлица- светлая комната, красная девица, чернявенька ) [3,с. 67].

Вторым типом цветового символы является цветовое сочетание, содержащее два и более цветов, составляющих символическое целое. ( Например: в синем небе, клёв кровавый, лебедь белая, венец златой) [1,с. 72].

Третий тип представляет собой соединение цвета и формы цветового символа. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются « основные цвета», к которым обычно относятся - жёлтый, зелёный, синий, красный, чёрный, белый. ( Например: чистый изумруд, золотой орех, синя моря) [4,с.177].

Таким образом, цвет - это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. В «смысловой и семантической» поэзии А.Пушкина значительное место принадлежит цветовой лексике. Цветовые атрибуты позволяют более точно, и в то же время более ярко и образно описать признаки качества, цветовой гаммы свойства реалий окружающей действительности, изображаемых поэтом. (Например: мутном небе, бледное пятно, тучи мрачные желтела, голубыми небесами, блестя на солнце снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, янтарным блеском) [5,с. 41].

Категория цветообозначения широко исследуется на сегодняшний день. Вместе с достижениями литературы, лингвистика подчёркивает перспективы для научного описания лексико-семантической организации цветообозначения в произведениях А.Пушкина. Произведения А.Пушкина занимают центральное место в изучении русского языка и литературы, а сам поэт является символом современного литературного языка.

Язык А. Пушкина - это выражение народного духа, его культуры. В произведениях А. Пушкина колоративная лексика выражается в форме имён прилагательных. ( Например: дуб зелёный, клюв кровавый, и за белыми стенами). [6,с.577]. В значительной степени лексическая сочетаемость связана с особенностями русской национальной картины мира , отражает особенности

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

восприятия и объектов окружающей действительности. ( Например: в колымагах золотых, город златоглавый ) [6,с.578].

В произведениях А. Пушкина широко употребляются сочетаемостные свойства прилагательных, а так же сочетаемостный потенциал прилагательных зависит от определяемого в контексте существительного, через которое прилагательное соотносится с обозначением цвета или предмета. Белый, это цвет масти, краски: бесцветный, противоположный чёрному. ( Например: белые стены, чёрною крестьянкой). [4,с. 192]. О значимости колоративной лексики в поэтической системе А. Пушкина свидетельствует частотность их употребления. ( Например: в синем небе, синем море). [2,c. 57].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе не случайно приходится говорить о цветообозначении в лирике А. Пушкина. У А.Пушкина можно встретить большое количество имён прилагательных мотивирующих цвет, также время вечности и время бытия. При этом в его работах можно обнаружить истоки прагматических потенций колоративов , используемых поэтом , выявить важнейшие особенности авторского идиостиля , отражение в семантической структуре и употреблении цветовых номинаций .

В статье мы постарались дать разностороннюю характеристику понятия колоративной лексики в « лингивистической картине мира»; предприняли попытку выяснить, как посредством цвета отображаются языковые особенности «слова» в лирике А.С.Пушкина.

Поэтические произведения такого выдающегося мастера художественного слова, как А.Пушкина, принадлежат к числу феноменов с особенностями в значении использованных языковых средств. Цвет для А.Пушкина - это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания.

REFERENCES

1. Алефиренко, Н.Ф. Значение и смысл в структуре языковой личности / Тезисы докладов.- М.: Юрайт, 1995.

2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в рус.яз. М.,1975

3. Вайндорф-Сысоква,. М.Е.Педагогика.-М.: Юрайт,2016.

4. Василевич А.П. Цветонаименование как хар.языка писателя// Учен.зап. Тарт унив.1983 Вып.

5. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.,1975

6. https:// voluch.ru/th/7/ 25/606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.