Научная статья на тему 'Цвет в урбанизированной среде'

Цвет в урбанизированной среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
291
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / КОЛОРИСТИКА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ / АРХИТЕКТУРНАЯ ПОЛИХРОМИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Усембаева Альбина Нильсовна, Ходжиков Антон Валерьевич

В статье рассматривается формирование городских цветовых доминант под влиянием культуры общества, опыт использования цвета архитекторами XX столетия, гармоничная архитектурная полихромия городской среды как фактор формирования визуально-комфортного и качественного городского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цвет в урбанизированной среде»

ЦВЕТ В УРБАНИЗИРОВАННОЙ СРЕДЕ

1 2 Усембаева А.Н. , Ходжиков А.В.

1Усембаева Альбина Нильсовна - докторант; 2Ходжиков Антон Валерьевич - докторант, кафедра архитектуры и градостроительства, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается формирование городских цветовых доминант под влиянием культуры общества, опыт использования цвета архитекторами XX столетия, гармоничная архитектурная полихромия городской среды как фактор формирования визуально-комфортного и качественного городского пространства. Ключевые слова: цвет, колористика в городской среде, архитектурная полихромия.

Цвет является неотъемлемой частью нашего мира. Восприятие окружающей среды невозможно представить без цветоощущения. Цвет воспринимается человеком как свет определённого спектрального состава, который излучают или отражают окружающие нас объекты. Для человека цвет является неким показателем, благодаря которому он различает предметы в пространстве, их свойства, а также может отслеживать их передвижение. Огромное влияние цвет оказывает на психофизиологическое состояние человека, способствует эстетическим и эмоциональным переживаниям. Цвет является единым и универсальным языком для человечества, на котором люди говорят и думают подсознательно [1, с. 3].

В древние времена человек не мог отделить цвет от цельного восприятия окружающей среды. Его цветоощущение ограничивалось природной палитрой. И только когда появилось искусство и ремесло, началось активное овладение цветом. С появлением изобразительного искусства стали изучать взаимодействие цвета и света, а также особенность зрительного восприятия [2, с. 14].

На сегодняшний день существует целая наука о цвете - колористика. Знания и колористике применятся в различных отраслях жизнедеятельности человека. Цвет также является одним из основных элементов окружающего пространства, способный внести особый вклад в формирование комфортной, информативной и эстетически совершенной архитектурной среды.

В одно время цвет отсутствовал в архитектуре в целях экономии, чистоты, порядка и т.д. Долгое время цвет исполнял только декоративную роль. На данный момент архитектурная колористика выполняет художественную функцию, обеспечивает ориентацию в пространстве, вызывает психологические реакции и эстетические переживания. Благодаря архитектуре появилось большое количество цвета в городской среде. Цвет оказывает влияние на восприятие формы объектов городского пространства, разделяет или объединяет пространственную структуру города.

Изменение цвета в архитектуре способствует визуальному изменению объемно-пространственной формы. Немецкий ученый Генрих Фрилинг разработал методику колористических решений в оформлении интерьеров, обеспечивающих психофизиологический комфорт. Он писал, что на практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет [3, с. 42]. На развитие архитектурной колористики большое влияние оказали такие направления в искусстве как супрематизм, неоклассицизм, абстрактный экспрессионизм и т.д.

В мире накоплен огромный опыт использования цвета в архитектурной среде. Город, это сложная хроматическая система с цветовыми доминантами. В античных городах появлению цветовых пятен в городском пространстве способствовала культура. Неравенство и иерархия в обществе четко отражалась в цветовом рисунке города. Архитектура общественного назначения выделялась из общей панорамы города демонстрируя

значимость общины, демократию, равенство. Во времена правления церкви, городские соборы и храмы стали цветовым «пятнами» в архитектурной полихромии города. После социальной революции цветом пытались, наоборот, - сгладить неравенство. В советской архитектуре цвет рассматривался как легкомысленный, а его отсутствие демонстрировало идеологию стабильности и вечности [2, с. 20].

Архитектуры XX столетия оказали огромное влияние на развитие архитектурной полихромии.

Луис Барраган в своих проектах демонстрирует открытость и чистоту цвета, которое оказывает эмоциональное влияние, Альваро Сиза придерживается ахроматизма архитектурной формы, а Легоррета, вдохновлённый мексиканской культурой, применяет насыщенные цвета. Цветом он выделяет объем или конструктивные детали и таким образом вызывает у зрителя эстетические переживания. Композиционные принципы, архитектурная форма и цвет в проектах архитектора включены в окружающий контекст. Благодаря архитектурной полихромии Легоретта связывает объем и пространство, формируя целостную художественно-смысловую композицию [4].

Цвет в архитектуре является одним из факторов формирования визуально-комфортного окружающего пространства. Архитектурная полихромия оказывает физическое и психологическое воздействие на человека. За счет цвета, архитектурную форму можно вписать в естественный ландшафт и существующую застройку, либо выделить и таким образом создаст контрастное взаимодействие.

Прирост населения в городах, активное использование городского пространства и его различными функциями повышает значимость колористики в окружающем пространстве. Разрозненное использование цвета и монотонность урбанизированной среды — следствие социально-экономических изменений и господства типовой архитектуры в городах постсоветского пространства. Все это создает необходимость формирования нового взгляда на архитектурную полихромию [5, с. 68].

Архитектурная полихромия - сочетание цветов фасада архитектурного объекта как отдельного элемента с колористики архитектурной среды, состоящей из природного контекста и объемно-пространственной структуры. Благодаря архитектурной полихромии можно изменить пластические характеристики и размеры сооружения, выделить или нивелировать архитектурные фрагменты, оказать эмоциональное влияние на человека, а также создать контраст или слияние с архитектурной средой.

Появляется необходимость создания качественной цветовой среды города, в которой будут учтены функциональные, социальные и эстетические потребности жителей, а также полихромия окружающего пространства. Важно создать гармоничную систему цветовых связей и цветового баланса.

При формировании сбалансированного цветового рисунка города необходимо учитывать природно-климатические условия, структуру города, цветовую культуру населения и психофизиологическое восприятие цвета человеком. Любое окружающее пространство оказывает влияние на формирование эстетического вкуса, что способствует воспитанию психически здорового и духовно богатого населения [6, с. 43].

Понятие проблематики архитектурной полихромии современного города и, в следствии, формирование рекомендаций по цветовому оформлению урбанистической среды -актуальная задача на сегодняшний день. Решение задач, связанных с хаотичной цветовой структурой города способствует к повышению качества жизни.

Список литературы

1. Ефимов А.В., Панова Н.Г. Влияние полихромии на формообразование // AMIT, 2014.

№ 4 (29).

2. Ефимов А.В., Панова Н.Г. Архитектурная колористика и пластические искусства. М.:

БуксМАрт, 2019. 424 с.

3. ФрилингГ. Человек - цвет - пространство. М.: Стройиздат, 1973. 141 с.

66

4. Легоррета Рикардо. История создания бюро. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //legorretalegorreta.com/en/perfil/historia-firma/ (дата обращения: 03.10.2019).

5. Воскресенская А.И. Колористическая организация открытых пространств как средство создания визуальной комфортной городской среды // Вестник московского государственного университета леса - лесной вестник, 2015. № 5 (19). С. 66-70.

6. Немыкин В.В. Проблемы колористики архитектурной среды // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2009. № 1 (2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.