Научная статья на тему 'ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТ / ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА / ПОЛИВНАЯ ТЕРРАКОТА / ЦВЕТОВАЯ ГАММА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мукимова С.Р., Ниязова Х.А.

В статье рассматривается облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, то есть цвет, с которым связана история развития архитектурных идей. Использование цветных глазурованных изразцов, дающих более насыщенную интенсивную цветовую гамму, стало новым шагом в архитектурной практике средневековья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR IN THE ARCHITECTURE OF CENTRAL ASIA

The article discusses the appearance of a medieval city with the introduction of glazed cladding, that is, the color with which the history of the development of architectural ideas is associated. The use of colored glazed tiles, giving a more intense intense color scheme, was a new step in the architectural practice of the Middle Ages .

Текст научной работы на тему «ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

МЕЪМОРЙ-АРХИТЕКТУРА -ЛЯСШТЕСТиЯЕ

4-♦

УДК-72.033 (575.3)

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ

МУКИМОВА С. Р., НИЯЗОВА Х. А., Таджикский технический университет им. акад. М. С. Осими

Важнейшим фактором, определяющим облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, становится цвет, с которым связана новая страница в истории развития архитектурных идей. Изразцы наполнили пыльные улицы с бесконечно-глухими глинобитными дувала-ми, скрывающими жилища горожан, мажорными аккордами красочных симфоний, миражами блестящей на солнце сапфирово-бирюзовой. Как отмечали американские историки исламской культуры Р. Эттингаузен и О. Грабарь, «использование цвета в архитектуре стало совершенно особым, уникальным достижением мусульманской культуры» [5,192].

Раннеисламские культовые сооружения отличались практически полным отсутствием декора, что было связано с характерным для периода раннего ислама презрением ко всему земному и отказу от мирских благ. Это было время, когда богословы призывали к сдержанности и аскетизму в быту, к отказу от шелковых одежд и использования золотых и серебряных чаш, вместо которых предписывались власяницы и глиняная посуда. Предельный аскетизм был присущ и взглядам первых суфийских общин. Однако, как пишет Адам Мец в своей книге «Мусульманский Ренессанс» [6, 155], зодчих, даты строительства (мечеть Магоки-Аттари и минарет Калян (Бухара), минарет в Джаркургане и т.д.), религиозные символы, к которым относились начертанные слова «Аллах», «Али», «Мухаммад». Позднее с помощью цветных вставок воспроизводились целые суры Корана. Гораздо более живописным было оформление интерьеров, где активно обыгрыва-лись полихромные росписи по сухой штукатурке и резной окрашенный ганч; в колорите преобладали оранжево-красные (железистые соединения), синие (ультрамарин) и белые цвета, активна была черная контурная линия, использовалась также позолота.

Более интенсивное использование в экстерьерах глазурованных изразцов прослеживается с первой половины и середины XIV в., когда широко применяется резная терракота преимущественно голубой, бирюзовой гаммы. Пример тому - оформление зиаратханы при мавзолее Кусама ибн Аббаса (1334 г.), мавзолеев Ходжа Ахмада (1360-е гг.) и Безымянного (1361 г., все - Шахи-Зинда) [7]. Стены бухарской гробницы Буйан-Кули-хана (60-

е гг. XIV в.) также были сплошь покрыты резной поливной терракотой насыщенных бирюзово-голубых и белых тонов с дополнением марганцево-коричневого и синего цветов.

Использование цветных глазурованных изразцов, дающих более насыщенную, по сравнению с росписями, интенсивную цветовую гамму, стало новым шагом в архитектурной практике средневековья. Расширение цветовой палитры в значительной степени стимулировало использование технологии майоликовых росписей и мозаичных наборов; в результате на смену однотонной резной терракоте приходят полихромные керамические композиции, где наряду с уже ставшей традиционной голубой гаммой активизируются и другие цвета.

Эта же гамма сохраняется в возведенных в первые годы правления Темура мавзолее Шади Мульк-ака (1372 г., Шахи-Зинда), экстерьере дворца Ак-Сарай и др.

Первые примеры массового использования расписной майолики сразу же демонстрируют изменение цветовой палитры: с 1380-х гг. в ней начинают звучать глубокие синие, желтые и красные тона (мавзолей Амир-заде, 1386 г., Шахи-Зинда и др.).Наконец, технология мозаики еще в большей степени обострила внимание к цветовым решениям - от их правильного подбора зависел конечный образ здания. Таким образом, с эпохой Те-мура связан расцвет полихромного художественного стиля, который становится визитной карточкой темуридской архитектуры. Красочность многоцветных изразцов подчеркивалась матовой фактурой шлифованного строительного кирпича.

В годы правления Темура нередко отмечается тотальное использование изразцов, сплошь облачающих стены зданий в сапфирово-бирюзовую оболочку (мавзолеи Шахи-Зинды); такой прием придавал им облик гигантских, мерцающих драгоценностями ювелирных шкатулок. Цветовые приоритеты расставлялись с учетом выявления наиболее важных конструктивных элементов сооружения с различных точек его восприятия: так, пронзительно-синие купола, как символы небесной обители, стали выразительным визуальным акцентом городов. На протяжении XV в. все более активно вводится желто-зеленая гамма, акценты красного и фиолетового; черный и коричневый используются для обводки контуров рисунка. К концу XV в. акцент вновь смещается на более скромную подачу цвета в экстерьере [9, 35].

Цвет в архитектурной керамике исключительно локальный, насыщенный, всегда в дополняющих друг друга гармоничных сочетаниях, найденных с безупречным вкусом. Умелая подборка тонов способствовала выявлению тончайших деталей узора. С. Дудин, один из первых исследователей, посвятивших ряд работ изучению архитектурной керамики, отмечал, в частности, что фон растительных узоров был ультрамариновым, стебли и листья - бирюзовыми, цветы, розетки и каймы - белыми; зеленый

цвет использовался для фонов и дополнительных вставок, желтый - для каемок, цветов, листьев и надписей, черный - для фонов и каемок [4].

Цвет, придавая зданиям большую выразительность, вместе с тем выполнял не менее важную символическую функцию. До сих пор вопрос о символической подоплеке цвета в темуридской архитектуре не был в центре внимания отечественных исследователей. И хотя признавалось, что «секрет влечения древних к определенным цветам многие видели в цветовой символике» (Ремпель Л.И.) [8], тем не менее господствовала точка зрения, что на выбор цвета влияли «техника и технология отделочных работ», а также «условия местной природной среды, ее оптические явления».

Особое внимание разработкам теории цвета уделяли представители суфизма. Как и орнамент, игравший роль метафорического образа мироздания, как пишет Л.И.Ремпель, цвет был связан с традицией истолкования, когда внешнее, явленное (захир) скрывало в себе сакральную, потаенную суть (батин).

Отношение к цвету как к носителю определенной информации, так или иначе, получило свое отражение в архитектурной практике.

Кок также-цвет травы, стихии растительности, плодородия.Как пишет Зуев Ю.А. [11,153], С ним связывалось и понятие благородного происхождения: наименование одного из древних племен ашина означавшего «голубой», «синий». И не случайно ряд темуридских памятников по наследству сохранил в своих названиях определение кок (кук) - Кук-Сарай, Кок-Гумбаз и т.д., отражая извечную привязанность тюрков к обожествляемому цвету вечности. Сам цвет, представлявший собой смешение сине-зеленых тонов, был связан с тем, что, как отмечал Л. Гумилев, «в представлении тюрок границы между цветами спектра расположены несколько иначе, чем у европейцев. Так, кок - сине-зеленый цвет; яшиль-зелено-желтый, мутный; сары-желто-оранжевый, яркий» [10].

Что касается оседло-земледельческих культур, то здесь господствовали чистые тона. Образ неба, космоса, верхнего, божественного мира также логично соотносился с синим, голубым. Вместе с тем, с синим связывались и негативные оценки. Если у кочевых каракалпаков синий (кок) был цветом свадебного платья (кок-койлек), то у оседлого населения Центральной Азии синий (ярко-голубой) был классическим цветом траура, печали и покаяния; одежду и головные уборы именно этого цвета было принято надевать в дни похорон. Синий цвет пользовался также особой популярностью у суфиев; в этой связи их нередко называли кабуд-пушан, т.е. «одетые в синее». Выбор этого цвета был обусловлен тем, что синий-цвет аскезы, траура. Согласно теории цвета, предложенной основателем одного из суфийских орденов Наджмеддином Кубра, «синие одежды указывали на то, что носящий их суфий находится в самом начале пути духовного совершенствования», при этом «одежду черного и синего цвета должны носить в том случае, когда мистик преодолевает стоянку «низшей души»

(нафс аммара), более высокое положение связывается с ношением одежды голубого цвета» [2].

Если в домонгольский период, в эпоху Газневидов, Караханидов, Сельджукидов, когда вчерашние кочевники активно вливаются в жизнь городских цивилизаций, в архитектурной керамике преобладала бирюза, как цвет явленной божественности, небесной обители, рая, то в эпоху Те-мура колорит меняется. Появление синего в архитектурном декоре Маве-раннахра совпадает по времени с приездом иранских мастеров. Сочетание бирюзы и синего стало своего рода тюрко-персидским синтезом, характеризующим диалог двух культур.

Гораздо глубже трактовка новаторского, ставшего классическим для искусства ислама сине-желтого сочетания, составленного из цветов, бывших одновременно партнерами и антиподами. Одна из первых построек с майоликовыми облицовками, выполненными в этой гамме, - мавзолей Безымянный усто Алима Несефи (Шахи-Зинда, конец XIV в.).

Именно с зеленым связывалось, с одной стороны, понятие Рая, «изумрудной горы, воплощающей цвет Вечной жизни», расположенной за семью разноцветными небесными сферами, с другой - жизни земной, пробуждающейся природы, весеннего цветения, плодородия [1,157].

Вместе с тем в основе выбора сине-желтой гаммы можно усмотреть и влияние устойчиво сохранявшегося в тюрко-мусульманской среде тенги-рианства с его поклонением и обожествлением Отца-Небесного свода Кок-Тенгри (синий, голубой) и Матери-Земли Сары-Ер (желтый, золотой).

Сформировавшаяся в конце XIV в. в темуридской архитектурной практике полихромия получила в мусульманском мире название хафт ранги - перс. «семь цветов» (небесная радуга). Это акцентирование семи цветов в исламской культуре также Мусульманская астрология унаследовала эти древние представления о семи светилах, чьи орбиты как семь небесных сфер.

Идея «цветных» планет, вращающихся вокруг верховного божества - «золотого» Солнца, не раз получала воплощение в архитектурной практике: здесь можно вспомнить и древние обсерватории - пирамидальные храмы-зиккураты Шумера, Вавилона и Ассирии, каждый из уровней которых был окрашен в разные цвета, и упоминаемый Геродотом [3] акрополь в мидийской столице Акбатан, выстроенный в форме семи возвышающихся друг за другом разноцветных колец-стен вокруг царской резиденции.

В последней, имеющей в большей степени декоративное значение, можно усматривать проявление светских тенденций. Менялось и символическое понимание цвета. Так, синий, как цвет вечной небесной обители и цвет траура становится ярким выражением изысканной дворцовой культуры, цветом роскоши и богатства. Цветовые аккорды, выстроенные с учетом сакральных знаний, никогда не противоречили законам цветовых соотношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородина И.Ф. Локализация декоративно-строительных приемов среднеазиатской архитектуры X-XI вв. / АН. 1988. - М. - Вып. 35.-С. 155-163.

2. Васильцов К. Цвет в культуре народов Средней Азии // Центральная Азия. Традиция в условиях перемен. Сборник статей. СПб., -2007.

3. Геродот. История. - Л., 1972,-С. -55.

4. Живописная Россия. Том. 10. Русская Средняя Азия.-СПб,-1885.

5. Каптерева Т.П., Виноградов Н.А. Искусство средневекового Востока.-М.: Искусство, 1989.-С. 192.

6. Мец А.. Мусульманский Ренессанс. Изд. 2-е. - М., 1974,-С.-155.

7. Немцева Н.В. Шахи-Зинда. К истории ансамбля и исторической топографии Самарканда: автореф. дисс...канд. истор. наук./ Н.В. Немцева.-Ташкент, 1972,-С.-10.

8. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. - Ташкент: ФАН, -1961.

9. Ставиский Б.Я. Кушанская Бактрия: проблемы история и культуры.-М.: Наука,-1977. - 296 с.

10. Гумилёв Л.Н. Хунны в Китае. М.,-1974.

11. Зуев Ю.А. Древнетюркская социальная терминология в китайском тексте VIII в. // Вопросы археологии Казахстана. Вып. 2. Алматы -М.: 1998.-С. 153-161.

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ

В статье рассматривается облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, то есть цвет, с которым связана история развития архитектурных идей. Использование цветных глазурованных изразцов, дающих более насыщенную интенсивную цветовую гамму, стало новым шагом в архитектурной практике средневековья.

Ключевые слова: цвет, оформления интерьера, поливная терракота, цветовая гамма.

МАЦОМИ РАНГ ДАР МЕЪМОРИИ ОСИЁИ МАРКАЗЙ

Дар макола симои шахри асримиёнагй, дар полати ворид намудани кошинхои сирдор дар иншооти он, яъне ранг, ки таърихи рушди гоях,ои меъморй бо он зич алокаманд аст, баррасй карда мешавад. Истифодаи кошинхои сирдори ранга, ки рангхои бойи шадид ба онхо хос хастанд, ин кадами нав дар амалияи меъмории асрхои миёна буд.

Калидвожа^о: ранг, ороиши дохили бино, маснуоти сафоли, нацши рангуо.

COLOR IN THE ARCHITECTURE OF CENTRAL ASIA

The article discusses the appearance of a medieval city with the introduction of glazed cladding, that is, the color with which the history of the development of architectural ideas is associated. The use of colored glazed tiles, giving a more intense intense color scheme, was a new step in the architectural practice of the Middle Ages.

Key words: Color, interior decoration, irrigation terracotta, color scheme.

Сведения об авторах: Мукимова Сайёра Рустамовна - доктор архитектуры, и.о. профессора кафедры архитектуры и дизайна Таджикского технического университета им. акад. М.С.Осими. E-mail: msayora72@mail.ru.

Ниязова Хабиба Артыковна-старший преподаватель кафедры гуманитарных и общетехнических дисциплин (архитектор) Таджикского технического университета им. акад. М.С.Осими. Тел. (+992) 918 36 38 37.

Information about authors: Mukimova Sayora Rustamovna-Doctor of Architecture, Department of Humanities and General Technical Disciplines (architect) of the Tajik Technical University named after acad. M.S. Osimi. E-mail: msayora72@mail.ru.

Niyazova Khabiba Artykovna-senior lecturer of the department of humanitarian and general technical disciplines (architect) of the Tajik Technical University named after acad. M.S. Osimi. Tel. (+992) 918 36 38 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.