Научная статья на тему 'ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / эмоциональность / эмоциональная отзывчивость / младший школьный возраст / способы развития эмоциональной отзывчивости / emotions / emotionality / emotional responsiveness / primary school age / methods of developing emotional responsiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Элина Эдмундовна, Шешукова Екатерина Ивановна

Статья посвящена изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках изобразительного искусства. Ребенок обладает эмоциями с самого рождения. Но ввиду недостаточно развитых эмоциональных реакции, зачастую младший школьник может чрезмерно ярко реагировать на события или явления, или наоборот подавлять свои эмоции. Поэтому становится актуальна проблема развития эмоциональной отзывчивости детей. Большой потенциал в развитии данного качества содержит творческая деятельность, которая может считаться ведущей наряду с учебной. Творчество способствует становлению внутреннего духовного мира в целом, посредством ярких переживаний, которые способно вызывать искусство. Основной характеристикой детского рисунка является цвет. Выбор цветовой палитры может указывать на переживания или спокойствие ребенка. Сама работа с цветом на уроках изобразительного искусства позволяет снизить тревожность ребенка или наоборот использование ярких красок способствует активизации сил ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Элина Эдмундовна, Шешукова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the problem of the development of emotional responsiveness of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. A child has emotions from birth. But due to insufficiently developed emotional reactions, often a younger student can overreact to events or phenomena, or vice versa, suppress his emotions. Therefore, the problem of developing emotional responsiveness of children becomes urgent. A great potential in the development of this quality contains creative activity, which can be considered leading along with educational. Creativity contributes to the formation of the inner spiritual world as a whole, through vivid experiences that art can evoke. The main characteristic of a child's drawing is color. The choice of a color palette may indicate the feelings or calmness of the child. The very work with color in art lessons helps to reduce the anxiety of the child, or vice versa, the use of bright colors helps to activate the child's strength.

Текст научной работы на тему «ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ключевые слова: мультимедийные технологии, интерактивное взаимодействие, информатизация, информационные технологии.

Annotation. One of the main tasks of the school today is to release from its walls a harmoniously developed personality that will not be lost in the information society. That is why the strategy of modernization of education says about the need to change the methods and technologies of teaching at all levels. It is noted that the weight of those of them that form practical skills of information analysis, self-study, stimulate independent work of students, form the experience of responsible choice and responsible activity. Today, new approaches to the organization of the educational process based on progressive information technologies are needed. The 21st century is called the "information age", the "century of the global information society". In such a society, education, knowledge, information and communication form the basis of human personality development and well-being. That is why the use of multimedia technologies is considered one of the priorities in modern education. The article discusses the features of the use of multimedia technologies for educational purposes. Objective reasons for the use of multimedia technologies in education are considered. The interactive interaction in the application of multimedia technologies in education is analyzed.

Key words: multimedia technologies, interactive interaction, informatization, information technologies.

Литература:

1. Бент, Б.А. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс / Б.А. Бент. - Москва: Обучение-сервис, 2005. - 216 с.

2. Воронов, М.В. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение / М.В. Воронов, В.П Пименов // Университетское управление. - 2000. - № 1(12). - С. 67-69

3. Смолянинова, О.Ф. Мультимедиа для ученика и учителя / О.Ф. Смолянинова // ИНФО. - 2002. - №2. - С. 48-54

4. Цветков, В.Я. Моделирование в автоматизации научных исследований и проектировании / В.Я. Цветков. - Москва, 1991.- 125 с.

УДК 372.8

ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студентка Тихонова Элина Эдмундовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном обществе существует необходимость в создании благоприятных условий для целенаправленного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эмоциональная отзывчивость подразумевает реакцию любого человека на эмоциональные состояния и чувства другого человека, выражение сопереживания, и стремление оказать помощь и поддержку. В федеральном государственном образовательном стандарт начального общего образования указано, что первостепенной задачей развития личности является формирование в ней таких качеств как уважительное отношение к ценностям общества, чувствам окружающих людей, нормам морали [8].

Необходимо отметить, что к проблеме развития эмоциональной отзывчивости обращались такие отечественные педагоги и психологи как H.A. Ветлугина, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон. Исследователи отмечали необходимость развития эмоциональной сферы школьника в части проявления внимательного, добросердечного и доброжелательного отношения к другим людям и окружающем миру. Из зарубежных исследователей к проблеме обращались Т. Рибо, К. Роджерс, Э. Фромм. Тем не менее, анализ современных научных статей по проблеме, показывает, что «с каждым годом заметно увеличивается количество детей, с психоэмоциональным расстройством, которые требуют особого внимания у специалистов. Основными показателями этих расстройств у детей являются трудности во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром» [5, С. 73].

Наибольшим потенциалом в развитии эмоциональной отзывчивости в младшем школьном возрасте обладает творческая деятельность ребенка. В связи с этим существует необходимость уточнения основного определения, а также поиск эффективных методов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим понятия «эмоция» и «отзывчивость», исследуем особенности эмоциональной сферы младших школьников.

«Эмоции» (от латинского «emovere» - возбуждать, волновать) рассматриваются исследователями как особая форма психического отражения, свойственная и человеку и животному. Эмоции человека являются составным компонентом чувств. По К.Э. Изарду эмоции могут быть положительными и отрицательными. Основными положительными эмоциями являются - интерес, радость, удивление. Отрицательными - страдание, стыд, вина, страх, презрение, отвращение, гнев [2].

Вообще определение «эмоциональная отзывчивость» ввёл французский психолог Поль Фресса. В его трудах эмоциональная отзывчивость называется «эмоциональность» и рассматривается как черта личности, характеризующаяся чувствительностью к эмоциогенным ситуациям [8].

В научной литературе понятие «отзывчивость» чаще относят к процессу нравственного воспитания детей. Например, психолог В.К. Вилюнас отмечает взаимосвязь эмоции человека с его личностными качествами. Эмоциональная отзывчивость у человека проявляется в отношении к внешнему миру, и через эти отношения можно охарактеризовать картину мира человека, его ценностные установки, а также мировоззрение и характер [7].

В своем исследовании А.Ф. Лазурский, использует понятие «эмоциональная возбудимость» и описывает её как эмоциональную готовность человека реагировать на значимые для человека раздражители. Эмоциональная возбудимость возможна только тогда, когда чувства и эмоции, доступные человеку, возникают с одинаковой легкостью [1].

Необходимо отметить, что чувства и эмоции проявляются во многих явлениях и процессах жизни человека, в том числе в искусстве, творческой деятельности. Сам процесс эмоциональной отзывчивости - это процесс, направленный на постоянное самосовершенствование и самовоспитание эмоциональной сферы человека.

К возрастным особенностям младших школьников, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости, относят природную впечатлительность, возбудимость, гибкость психических процессов. Также дети легко и быстро реагируют на все яркое и необычное. В этом возрасте содержание эмоционального общения усложняется в связи с общим развитием эмоциональной сферы. Как пишет психолог П.М. Якобсон, в этом возрасте детей обогащается палитра эмоции и выражается

это в большом количестве интонации и мимики [9, С. 151]. Поэтому важно корректировать эмоции ребенка, научить адекватно оценивать ситуации вокруг и соответственно реагировать на них.

Эмоции младшего школьника многогранны: начиная от грусти и страха от неудач и до радости, восторга от похвалы. Детям не чуждо испытывать злость или обиду, испытывать надежду и разочарование. Из этих сложных чувств формируются социальные чувства - ответственность, сопереживание. Но важно отметить, что для каждого ребенка выраженность той или иной эмоции разная.

Важную роль в развитии эмоциональной отзывчивости играет та деятельность, которая ребенку интересна, то есть вызывает эмоциональную реакцию. В частности, это может стать восприятие искусства. Так урок изобразительного искусства позволяет детям выражать свои эмоции и настроение, пробовать свои силы в новой деятельности, совершенствовать коммуникационные навыки, получать удовольствие от творческого процесса.

Впервые связь «цвет-эмоция» на теоретическом уровне была исследована Р. Арнхеймом. Швейцарский психолог М. Люшер продолжил изучения взаимосвязи цвета и эмоции и вывел целую отрасль как психология. Важным достижением в его трудах является разработка цветового теста, направленного на изучение эмоционального состояния человека в конкретный момент времени, его возможностей адаптации к различным ситуациям и явлениям. Тест основывается на закономерностях связи между цветом и определенными психическими процессами [4].

Художник и теоретик изобразительного искусства В.В. Кандинский писал, что цвет на человека оказывает чисто физическое воздействие, но реакция может пойти по двум направлениям: зритель очарован красотой и от этого испытывает чувство удовлетворения, радости и спокойствия; глаз ощущает раздражение, ищет покоя в других цветах [3, С. 182].

То есть можно сделать вывод, что связь между цветом и эмоциями многоаспектна. Следовательно, цвета и их различные сочетания являются определенными символами эмоций и их внешних проявлений. Однако эмоциональное состояние человека в той или иной ситуации может влиять на его отношение к цвету. Также нельзя исключать и личностное отношение человека и связи эмоции с определенным цветом, то есть, например, для одного красный цвет является символом злости и агрессии, а для другого цвет победы и радости.

Таким образом, можно сделать вывод, что воздействие цвета на человека является сугубо субъективным процессом. Шкала предпочтений цветов меняется в течение всей жизни под воздействием внешних, социальных, духовных и других факторов.

Таким образом, мы попытались дать рабочее определение «эмоциональная отзывчивость в работе с цветом» - это способность личности к пониманию и осознанию переживаний другого человека, к выстраиванию поведения, которая формируется в работе с цветом, изучения взаимосвязи цвета с эмоциями, в результате которого у ребенка появляется способность создавать собственный творческий продукт.

С практической точки зрения нами были определены способы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках изобразительного искусства в процесс работы с цветом.

Анализ художественных произведений направлен на знакомство учащихся с картинами и их авторами, а также на изучение колорита, цветовой гаммы и цвета в целом. Учитель вместе с учениками обсуждают эмоции и чувства, которые они получили от просмотра той или иной картины. Вопросы могут быть следующими: Понравился ли Вам эта картина или не понравилась? Какие эмоции испытали от увиденного? Какие цвета были использованы для передачи тех эмоций, которые хотел передать автор? Какими приемами автор хотел показать идею произведения? Через анализ и обсуждение мы побуждаем детей анализировать содержание произведения, тем самым вызывая у детей чувства сопереживания автору. Через цветовой анализ, мы связываем использование общего колорита картины, отдельных элементов для изображения эмоции, например, радости, грусти, печали, страха и другие.

Так как младшие школьники отличаются быстрой утомляемостью, и быстрым переключением внимания, для разнообразия вида деятельности, можно анализировать произведения мультипликации. К примеру, на домашнее задание по изобразительному искусству задается посмотреть мультфильм «Головоломка», где поведение девочки определяют пять базовых эмоций. При этом каждая эмоция изображена определённым цветом: красный - гнев; зеленый - брезгливость; синий - печаль; желтый - радость; фиолетовый - страх. На уроке обсуждается, какие эмоции олицетворяет тот или иной цвет и характеры героев. Вопросы могут быть следующими: Понравился ли данный мультфильм или не понравился? Какие эмоции испытали от просмотра? Также важно детям показать, как выражение той или иной эмоции героини влияет на ее поведение и взаимоотношение с окружающими.

Применение на занятиях цветовых карточек направлен на выявление эмоционального состояния учащегося в определенный период времени. Например, учитель в начале и в конце урока просит ребят показать цветовые карточки, у которых каждый цвет характеризует определенную эмоцию. Эмоциональная коммуникация между учащимися и учителем помогает правильно оценить сложившуюся обстановку в классе, и понять эмоциональное состояние учеников.

Выполнение творческих заданий позволяет за короткий промежуток времени понять учителю, а также ученикам, какое эмоциональное состояние у учащихся на данный момент, что они переживают. Например, учитель дает задание нарисовать красками радость, печаль, спокойствие. А затем проанализировать какими цветами они выражали ту или иную эмоцию. Этот метод максимально активизирует наглядно-чувственное восприятие, обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний об изобразительном искусстве.

Выводы. Таким образом, мы выяснили, что эмоциональная отзывчивость младших школьников включает в себя сложные разнообразные эмоции человека. Они являются проявлением на происходящие вокруг явления и процессы. Эмоции позволяют ребенку видеть все многообразие мира. Выявленные и описанные нами способы развития эмоциональной отзывчивости младшего школьного возраста достаточно эффективны, так как способствуют развитию всех обозначенных элементов: способность к пониманию и осознанию переживаний другого человека, к выстраиванию поведения, изучения взаимосвязи цвета с эмоциями.

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках изобразительного искусства. Ребенок обладает эмоциями с самого рождения. Но ввиду недостаточно развитых эмоциональных реакции, зачастую младший школьник может чрезмерно ярко реагировать на события или явления, или наоборот подавлять свои эмоции. Поэтому становится актуальна проблема развития эмоциональной отзывчивости детей. Большой потенциал в развитии данного качества содержит творческая деятельность, которая может считаться ведущей наряду с учебной. Творчество способствует становлению внутреннего духовного мира в целом, посредством ярких переживаний, которые способно вызывать искусство. Основной характеристикой детского рисунка является цвет. Выбор цветовой палитры может указывать на переживания или спокойствие ребенка. Сама работа с цветом на уроках изобразительного искусства позволяет снизить тревожность ребенка или наоборот использование ярких красок способствует активизации сил ребенка.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональность, эмоциональная отзывчивость, младший школьный возраст, способы развития эмоциональной отзывчивости.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of the development of emotional responsiveness of younger schoolchildren in the lessons of fine arts. A child has emotions from birth. But due to insufficiently developed emotional reactions, often a younger student can overreact to events or phenomena, or vice versa, suppress his emotions. Therefore, the problem of developing emotional responsiveness of children becomes urgent. A great potential in the development of this quality contains creative activity, which can be considered leading along with educational. Creativity contributes to the formation of the inner spiritual world as a whole, through vivid experiences that art can evoke. The main characteristic of a child's drawing is color. The choice of a color palette may indicate the feelings or calmness of the child. The very work with color in art lessons helps to reduce the anxiety of the child, or vice versa, the use of bright colors helps to activate the child's strength.

Key words: emotions, emotionality, emotional responsiveness, primary school age, methods of developing emotional responsiveness.

Литература:

1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990. - 140 с.

2. Пзард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Пзард.; пер. с англ. В. Мисника, А. Татлыбаевой. - Москва: Питер, 2006.-460 с.

3. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - Москва: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.

4. Люшер, М. Цвет вашего характера / М. Люшер.; пер. с англ. - Москва: РИПОЛ классик, 1997. - 236 с.

5. Мосинцев, Д.Д. Сущность и содержание понятия «эмоциональная отзывчивость» / Д.Д. Мосинцев, З.У. Колокольникова, М.В. Староверова // Современные научные гипотезы и прогнозы: от теории к практике: сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30-31 августа 2021 года. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 73-75

6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100]. -URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 26.04.2023)

7. Психология эмоций. Тексты под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-288 с.

8. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс.; пер. с фр. И. Кружилина, М. Малеева. - 12. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 159 с.

9. Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание / П.М. Якобсон. - Москва: Просвещение, 1966. - 198 с.

УДК 372.8

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Цыганкова Ангелина Витальевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

ассистент кафедры искусства Шешукова Екатерина Ивановна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Восприятие человека сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мы каждый день воспринимаем информацию через слух, зрение, осязание и другие органы чувств. Это справедливо и для творческой деятельности. Развитое художественное восприятие позволяет создавать более сложные и интересные художественные образы в собственных творческих работах. Как известно, искусство грает большую роль в развитии личности. Об этом писали и Л.С. Выготский, Г. Гегель, И. Кант, педагоги В.А. Сухомлиснкий, К.Д. Ушаков и другие. Искусство воздействует на нравственный мир, мироощущения, образ жизни поведение человека, поскольку выходя за рамки рациональности, человек может найти общее между своим внутренним миром и миром окружающим, доступного для восприятия.

Изучением художественного восприятия занимались такие исследователи, как А.Д. Алехин, Б.В. Жердев, В.К. Лебедко, О.В. Чернышев, B.C. Кузин. Авторы обосновывают необходимость понимания и владения художественным языком, как основным средством постижения окружающей действительности. С точки зрения психологии фундаментальные труды в области восприятия искусства у Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона. Художественное восприятие позволяет не только осваивать художественные ценности произведения, но и переносить полученные впечатления на собственную творческую деятельность.

Согласно теории А.Н. Леонтьева, художественное восприятие - это процесс духовно-ценностной ориентации человека в мире, акт становления образа мира, которые обогащаются личностными смыслами, то есть развитое художественное восприятие характеризуется сугубо индивидуальным ценностным отношение к отдельным явлениям и процесса [7].

Исследователи также отмечают, что художественное восприятие близко по смыслу с художественной коммуникацией. По мнению Ю.Б. Борева, художественная коммуникация начинается с художественного акта и завершается пониманием художественного текста [2]. То есть в этом процессе важно не просто увидеть, но и понять, интерпретировать произведение. На наш, взгляд основным отличием художественной коммуникации от художественного восприятия является то, что результатом первого является понятие художественного образа, замысла и идеи художника, а результатом второго на основе усвоенного опыта, впечатлений и эстетических переживаний создание собственного художественного образа.

С точки зрения образовательного процесса на уроках изобразительного искусства, по мнению М.А. Козловской в школах педагоги используют однообразные методы обучения, что не позволяет в полной мере обеспечить процесс необходимым эмоциональным фоном - творчества и возможности самовыражения [4]. А потребность самовыражения является одним из новообразования подросткового возраста. Таким образом, наше исследование посвящено проблеме поиска наиболее эффективных методов развития художественного восприятия подростков на уроках изобразительного искусства.

Изложение основного материала исследования. Обратимся к изучению самого определения. Впервые о проблеме художественного восприятия упомянуто в трудах Аристотеля, который рассматривал указанный процесс как очищение души зрителя через полученные эффекты страха или сострадания. Все эмоциональные реакции, возникающие в процессе восприятия искусства, являются лишь первичными. Это может быть страх, удивление, радость, печаль и другое. Главный эффект заключается в том, чтобы научить преобразовывать эти реакции в сугубо личностные переживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.