УДК 372.870.616.432
ББК Щ315.3,70 ГРНТИ 14.27.09 Код ВАК 5.8.2
Поляков Александр Владимирович,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории музыки и музыкального исполнительства, директор Института искусств, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: Polyakov_Alex@bk.ru
Миклуш Александра Львовна,
студентка Института искусств, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9; e-mail: miklush98@yandex.ru
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоциональная отзывчивость; музыкальное образование; музыкальная педагогика; младшие школьники; детские музыкальные школы; фортепиано; занятия фортепиано
АННОТАЦИЯ. Целью статьи является описание методов, приемов, педагогических принципов и технологий развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано в детской музыкальной школе. В статье проанализированы подходы к определению понятия «музыкальная отзывчивость», а также значимость развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста.
Развитие эмоциональной отзывчивости является неотъемлемой частью формирования эмоционально-чувственной сферы личности человека. Особое место в эмоциональном развитии обучающихся принадлежит музыкальному искусству, именно оно решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Данная проблема является одной из наиболее важных в музыкально-педагогическом образовательном процессе, поскольку без способности обучающегося к переживанию содержания музыкального произведения невозможно достаточно качественно обучить ребенка игре на любом инструменте. К дидактическим условиям, ориентированным на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста, относится применение следующих активных методов и технологий: здоровьесберегающие технологии; эвритмия; ИКТ-технологии. Среди основных приемов работы со здоровьесберегающей технологией выделены: пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, музыкальные физкультминутки, музыкотерапия и др. В статье раскрыто применение на уроках музыки следующих ИКТ-технологий: презентации, использование электронных энциклопедий, запись мультиме-диаконтента, способствующих повышению интереса к музыке у обучающихся. Описана специфика применения технологии эвритмии на занятиях фортепиано, подразумевающей создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательной деятельности. К организационным условиям относится применение принципов: природосообразности, здоро-вьесбережения, развития творческого воображения, формирования способности к сопереживанию.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Поляков, А. В. Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано в детской музыкальной школе / А. В. Поляков, А. Л. Миклуш. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 2. - С. 44-49.
Polyakov Aleksandr Vladimirovich,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Professor of Department of Theory, History of Music and Musical Performance, Director of Institute of Arts, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Miklush Alexandra Lvovna,
Student of Institute of Arts, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
METHODS AND TECHNIQUES FOR DEVELOPING EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN PIANO LESSONS AT CHILDREN'S MUSIC SCHOOL
KEYWORDS: emotional responsiveness; musical education; musical pedagogy; younger students; children's music schools; piano; piano lessons
ABSTRACT. The purpose of the article is to describe the methods, techniques, pedagogical principles and technologies for the development of emotional responsiveness to music in children of primary school age in piano lessons at a children's music school. The article analyzes approaches to the definition of the concept of "musical responsiveness", as well as the importance of developing emotional responsiveness to music in children of primary school age.
The development of emotional responsiveness is an integral part of the formation of the emotional-sensory sphere of a person's personality. A special place in the emotional development of students belongs to the art of music, it solves the most important task of the early musical education of children - the development of emotional responsiveness to music. This problem is one of the most important in the musical and peda© Поляков А. В., Миклуш А. Л., 2023
gogical educational process, since without the ability of the student to experience the content of a musical work, it is impossible to teach a child to play any instrument with sufficient quality.
The didactic conditions focused on the development of emotional responsiveness to music in children of primary school age include the use of the following active methods and technologies: health-saving technologies; eurythmy; ICT technologies. Among the main methods of working with health-saving technology are: singing with breathing exercises preceding it, articulatory gymnastics, finger and speech games, musical physical exercises, music therapy, etc.
The article reveals the use of the following ICT technologies in music lessons: presentations, the use of electronic encyclopedias, the recording of multimedia content, which contribute to increasing students' interest in music. The specificity of the application of eurythmy technology in piano lessons is described, which implies the creation of conditions for maintaining and strengthening the health of students in educational activities. Organizational conditions include the application of principles: environmental friendliness, health protection, development of creative imagination, formation of the ability to empathize.
FOR CITATION: Polyakov, A. V., Miklush, A. L. (2023). Methods and Techniques for Developing Emotional Responsiveness to Music in Primary School Children in Piano Lessons at Children's Music School. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 44-49.
ОМ
кднои из главных задач педагогики 'музыкального образования на современном этапе является развитие эмоциональной отзывчивости детей. С каждым днем увеличивается поток медиаинформа-ции, которую дети получают из различных источников - телевизора, компьютера, других электронных гаджетов. Данная информация часто снижает значимость знаний, получаемых от воспитателей, учителей, родителей, что, в свою очередь, негативно сказывается на познавательном и эмоциональном развитии детей.
Как отмечают современные психологи и педагоги в своих исследованиях, в настоящее время увеличивается число обучающихся младшего школьного возраста с проблемами в развитии эмоциональной сферы (Д. И. Фель-дштейн, Т. Б. Пискарева, S. ТотМ^ и др.), при этом решающее место в формировании эмоционально-чувственной сферы отводится эмоциональной отзывчивости. Поиск путей развития этого качества личности как одного из самых значимых компонентов духовного становления человека сейчас имеет особую важность [10].
Актуальность развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся младших классов школы подтверждается положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 2021 г. (ФГОС НОО), а также федеральными государственными требованиями (ФТГ) в области музыкального искусства, одной из главных задач которых можно отметить: «стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности», потребность «...выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения .»1.
Исходя из обозначенной проблемы исследования, целью настоящей статьи является детальное теоретическое рассмотрение методов, приемов, педагогических принци-
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286.
пов и технологий развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Благоприятным периодом для развития эмоциональной отзывчивости у детей считается младший школьный возраст, так как на этом этапе формирования личности ребенка преобладает чувственное познание мира. С начальных классов школы начинается процесс целенаправленного воспитания и обучения детей, развиваются их мышление, память, наблюдательность, воображение. И именно младший школьный возраст является самым благоприятным периодом для того, чтобы учить ребенка понимать внутренний мир другого человека, учить его сопереживать людям и их чувствам.
Музыкальному искусству принадлежит особое место в эмоциональном развитии обучающихся, так как именно музыка непосредственно воздействует на их чувства и переживания. Именно музыкальное искусство, являясь источником особой детской радости, отвечает за формирование одного из ведущих компонентов музыкальности -развитие эмоциональной отзывчивости на музыку [11].
Проблемы развития эмоциональной отзывчивости в своих работах изучали П. К. Анохин, О. А. Апраксина, Н. Н. Ветлу-гина, В. Н. Шацкая и др. В зависимости от контекста процесс развития эмоциональной отзывчивости определяется исследователями по-разному: Б. И. Додонов и У. Хартап трактуют ее как эмоциональную черту характера; Л. С. Выготский и А. В. Запорожец - как способность эмоционального отклика на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и отношении к людям; А. Н. Леонтьев - как психическое явление; В. А. Сухомлинский говорит об эмоциональной отзывчивости как о способности личности к переживанию.
В своих исследованиях В. П. Анисимов трактует понятие эмоциональной отзывчивости на музыку как «способность личности
к смысловой рефлексии, переживанию содержания музыки» в ходе интонационно-образного восприятия (исполнения или сочинения) музыки [1, с. 84].
Особые переживания младший школьник испытывает при слушании и исполнении музыкального произведения, так как музыка всегда являлась искусством выражения чувств, эмоций и настроений. Как отмечает в своих работах Б. М. Теплов, «музыка, прежде всего, есть путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств» [8, с. 59]. При прослушивании музыкальных произведений у ребенка развивается музыкальное восприятие, эмоции становятся богаче и ярче под влиянием музыки. Разнообразное музыкальное содержание влияет на личность ребенка по-разному, а эмоционально-образный язык воздействует не только на чувства, но и на мышление, понимание окружающей действительности.
В. В. Медушевский отмечает, что «содержанием музыки являются человеческие эмоции и именно поэтому музыке присущи механизмы "заражения" и "внушения" слушателям эмоций» [4, с. 99].
Как основа музыкальности обучающихся эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в таких видах музыкальной деятельности, как: исполнительство (выражение эмоций в исполнительской деятельности), восприятие музыки (осмысление музыкального содержания), творчество (выражение чувств в композиторской деятельности) [9].
При организации процесса обучения игре на фортепиано в младшем школьном возрасте преподаватель прежде всего акцентирует свое внимание на развитии творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, одной из которых является эмоционально-волевая сфера. Среди активных методов и технологий обучения и воспитания, направленных на активизацию познавательного развития ребенка и повышение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку, можно выделить следующие:
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ-технологии;
- эвритмия [13, с. 19].
Задачами здоровьесберегающих технологий являются:
- развитие музыкальных и творческих способностей обучающихся;
- учет возрастных особенностей и индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- укрепление физического и психического здоровья учеников;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ре-
бенка;
- формирование положительного отношения обучающихся к окружающему миру, сверстникам, семье, самому себе;
- осуществление сотрудничества с родителями в вопросах профилактики заболеваний, здорового образа жизни [2].
Среди основных приемов работы в данной технологии можно выделить: дыхательную гимнастику с последующим пропе-ванием (интонированием), артикуляционную гимнастику, пальчиковые и речевые игры, музыкальные физкультминутки, му-зыкотерапию (основанный на эмоциональном восприятии музыки метод психотерапии) и многие другие.
Задачами применения информационных технологий являются:
- личностное развитие обучающихся;
- повышение у детей интереса к музыке;
- рост познавательной активности учеников в процессе обучения;
- развитие интереса к познавательно-творческой деятельности;
- воспитание активности и самостоятельности;
- формирование эстетического, эмоционального отношения к музыкальному искусству;
- развитие теоретического мышления
[6].
Далеко не всегда учитель имеет возможность использовать на уроке готовые программные материалы. Приложение для создания мультимедийных презентаций PowerPoint (а также Prezi, Google Презентации) является одним из инструментов внедрения информационных технологий, который может продуктивно и творчески применяться педагогами в преподавании музыкальных дисциплин.
Используя одну из данных программ, учитель и обучающиеся могут создавать презентации, предназначенные для информационной поддержки при подготовке и проведении музыкальных занятий. Применение презентаций в процессе обучения на музыкальном инструменте способствует концентрации внимания обучающихся на объекте изучения, позволяет не перегружать зрительное пространство, экономит время. Созданные презентации также помогают педагогу проиллюстрировать свой рассказ, а обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений.
В качестве самостоятельного исследовательского проекта можно дать ученикам задание самостоятельно найти в интернете информацию о композиторе, об истории какого-либо произведения, музыкальной терминологии (тезаурусе) изучаемой в классе пьесы т. д. Такого рода исследования
интересны с точки зрения общего развития личности, повышения общего уровня культуры учащегося.
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья младших школьников в образовательной деятельности нашло отражение в инновационной технологии - эвритмии. Сегодня данный подход все более активно применяется в музыкальной деятельности.
Эвритмия - это «уравновешенность элементов, слаженность, соразмерность, гармоничность, искусство художественного движения, сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой» [2]. Целью этой технологии является развитие культуры движения обучающихся.
Эвритмия оказывает влияние на музыкальные и творческие способности младших школьников, их эмоциональную сферу, психический потенциал, нравственно-коммуникативные качества личности, благотворно действует на культуру движения учеников. Такое «искусство особого движения», где проявляется взаимосвязь хореографии, музыки и слова, оказывает влияние на становление здоровья детей.
Развитие пластики обучающихся младшего школьного возраста осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип природосообразности, благодаря которому мышление ребенка в процессе занятий проходит путь становления от наглядно-образного к логически-абстрактному без навязывания ему определенных шаблонов действия. Данный опыт помогает младшим школьникам в самореализации и раскрытии их творческих способностей;
- принцип здоровьесбережения, необходимый для создания условий сохранения и укрепления здоровья обучающихся в образовательной деятельности;
- принцип развития творческого воображения, используя который преподаватель создает на занятиях ситуации, позволяющие ребенку фантазировать, выдумывать, реализовывая в полной мере свой творческий потенциал;
- принцип формирования способности к сопереживанию, применение которого помогает ребенку получать различные ощущения и эмоции в ходе выполнения упражнений, которые на подсознательном уровне развивают толерантность, учат контролировать свое поведение.
Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке: блок развития мелкой и крупной моторики, ритмические игры, пространственная ориентация, игропластика, соци-
альные игры и т. д.
Социальные игры - это один из способов организации сотрудничества учащихся: взаимодействие с одним партнером, группой детей, всем коллективом. Идеи сотрудничества разработаны во многих научных исследованиях педагогов и психологов (И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Г. А. Цукер-ман и др.). В музыкальной эвритмии обучающиеся учатся двигаться в характере музыки, знакомятся с понятиями ритма, такта, длительности, работая в группе учатся чувствовать движение других детей.
Одним из ведущих педагогических условий, позволяющих развить эмоциональную отзывчивость на музыку у детей младшего школьного возраста, является использование различных методов и приемов.
Применение в процессе обучения таких словесных методов, как беседа, рассказ, лекция, помогает преподавателю объяснить ученику характер музыкального произведения, глубже раскрыть его содержание, направляет эмоциональные переживания обучающихся, способствуя осознанному исполнению. Слова педагога способны активизировать воображение, чувства, память учащихся [5].
Очень эффективным в контексте развития музыкальной отзывчивости обучающихся является метод сопереживания Н. А. Ветлугиной и А. А. Мелик-Пашаева, в полной мере способствующий развитию эмпатии младших школьников на музыку. Особенности проявления эмпатии, сопереживания, сострадания обеспечивают содержательную основу данного метода. Для его реализации авторы предлагают задавать обучающимся такие вопросы, как: «Что именно ты ощутил?», «Как ты это почувствовал?», «В чем тебе это помогло разобраться?», «Случалось ли так с тобой?», «А как бы ты поступил?» и т. д. Именно с помощью эмпатии обучающиеся постигают красоту природы и произведений искусства, явления социальной жизни.
В процессе обучения в классе фортепиано особое значение приобретает метод эмоционального воздействия Л. Г. Дмитриевой и Н. М. Черноиваненко. Руководствуясь данным методом, преподаватель выражает свое отношение к музыкальному произведению, используя точно подобранные слова, жесты, мимику. В зависимости от настроения музыки, ее характера учитель может эмоционально окрашивать свой голос, рассказывая тепло, нежно и ласково о колыбельной; с суровыми мужественными интонациями, торжественно - о патриотической песне и т. д. Использование данного метода в процессе обучения формирует эмоциональную отзывчивость учащихся,
определяет успех их музыкальной деятельности. Все выразительные приемы преподаватель использует для обогащения впечатлений от музыки, усиления эмоционального воздействия [3].
Предложенный В. Г. Ражниковым метод расширения эмоционального поля содействует контролю прочности усвоения обучающимися эмоций. Как полагает автор, процесс развития эмоциональной отзывчивости включает в себя три этапа, на каждом из которых применение метода расширения эмоционального поля имеет свои специфические особенности [7]:
- первый этап: активизация эмоционального отклика младшего школьника на музыкальное произведение;
- второй этап: организация творческой деятельности обучающегося с целью воплощения эмоций и чувств, возникающих в результате эмоционального отклика;
- третий этап: стимулирование рассуждений учащихся об эмоционально-образном содержании музыкального произведения.
На первоначальном этапе развития эмоциональной отзывчивости деятельность преподавателя направлена на активизацию эмоционального отклика у ребенка. С помощью специальных вопросов: «Какое настроение выражено в музыкальном произведении?», «Бывает ли такое настроение у тебя?», «А еще у кого могло бы быть такое настроение?», педагог развивает у обучающегося умение определять настроение и характер музыкального произведения [7].
Самым важным на данном этапе является развитие у младшего школьника такого умения, как эмоциональный слух, с помощь которого ребенок учится слышать, выделять и определять эмоциональную информацию, заложенную композитором в музыкальном произведении. Способность чувствовать настроение музыкального произведения, его характер и оттенки, формировать индивидуальный «словарь эстетических эмоций» является одной из основных составляющих эмоциональной отзывчивости на музыку.
На втором этапе развития эмоциональной отзывчивости у обучающихся необходимо формировать способности воплощать переживание, возникшее во время восприятия музыки или в процессе музыкально-творческой деятельности: музицирование на инструменте, рисование под музыку, озвучивание настроения голосом (стих, рассказ), хореографическое движение (пластический этюд, танец). Выбор подходящих заданий обусловлен возможностью воплощения в собственном творческом продукте чувств, появившихся в результате эмоционального отклика. На данном этапе ведущей деятель-
ностью преподавателя является активизация творческих способностей ученика, пополнение его интонационного словаря [7].
На заключительном этапе развития эмоциональной отзывчивости деятельность учителя направлена на стимулирование высказываний обучающихся об эмоционально-образном содержании музыкального произведения. На данном этапе ученику дается задание сравнить настроение музыкального произведения, которое он воплощал в музыкально-творческой деятельности, с настроением музыки, которую он ранее прослушал. Затем можно предложить обучающемуся вспомнить события из собственной жизни, вызывающие у него подобное настроение [1, с. 66].
В обучении младших школьников игре на фортепиано эффективно показал себя метод исполнительского редактирования, разработанный А. В. Славской. С помощью данного метода обучающиеся вместе с педагогом анализируют выразительные средства, к которым прибегает исполнитель для выражения эмоционального состояния, и что может случиться, если использовать другие средства музыкальной выразительности или применить их иными способами.
С помощью метода исполнительского редактирования ребенок учится понимать, какими исполнительскими средствами достигается тот или иной художественный эффект.
Предложенный Л. В. Школяр метод моделирования художественно-творческого процесса направлен на деятельное освоение учащимися произведения искусства (в отличие от словесно-информативных методов). В основе решения учебной и творческой задачи лежат самостоятельность в добывании и присвоении знаний, творчество, развитие способности к индивидуальному «слышанию» и творческой интерпретации. Данный метод ставит обучающегося в позицию творца-композитора, творца-художника, творца-поэта, создающего произведение искусства. Метод моделирования художественно-творческого процесса обеспечивает ребенку творческий опыт, проживание знания и понимание смысла своей деятельности [13].
Подводя итог, можно отметить, что значимость формирования эмоциональной сферы в период младшего школьного возраста определяется тем, что эмоции на данном возрастном этапе упорядочивают все психические функции, влияют на их совершенствование. В контексте музыкального искусства эмоции играют главенствующую роль. Развитие эмоциональной отзывчивости оказывает серьезное влияние на воспитание и образование личности ребенка, т. к. эмоции
пронизывают все сферы жизнедеятельности и работу познавательных процессов.
Систематизированные и описанные в статье методы!, приемы, педагогические
принципы и технологии в комплексе дают эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников при обучении игре на фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Анисимов. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 128 с.
2. Булякова, Е. А. Инновационные технологии в музыкальном обучении дошкольников / Е. А. Булякова. - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/09/24/innovatsionnye-tehnologii-v-muzykalnom-vospitanii (дата обращения: 23.11.2022). - Текст : электронный.
3. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноива-ненко. - М. : Академия, 1997. - 240 с.
4. Медушевский, В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М. : Музыка, 2010. - 254 с.
5. Поляков, А. В. Взаимодействие педагога и обучающихся в классе музыкального инструмента (фортепиано) / А. В. Поляков, А. П. Лукьянов / / Художественное образование и наука. - 2018. - № 1 (14). - С. 49-56.
6. Поляков, А. В. Видео- и аудиозаписи в формировании навыка слухового самоконтроля студентов в классе музыкального инструмента / А. В. Поляков, А. И. Турутов // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 12. - C. 130-134.
7. Ражников, В. Г. Дневник творческого развития : пособие для учащихся детских музыкальных школ, школ искусств, творческих студий и эстетических классов / В. Г. Ражников. - М. : Педагогика, 2017. - 128 с.
8. Теплов, Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. - Т. I. - 328 с.; Т. II. - 360 с.
9. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. - М. : Планета музыки, 2020. - 488 с.
10. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Проблемы современного образования. - 2010. - № 2. - С. 5-12.
11. Цыпин, Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения : учебное пособие / Г. М. Цыпин. - М. : Прометей, 2011. - 404 с.
12. Школяр, В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. Опыт исследования проблемы / В. А. Школяр. - М. : Флинта, 1999. - 88 с.
13. Халабузарь, П. В. Методика музыкального воспитания : учебное пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов, Н. И. Добровольская. - М. : Музыка, 1989.
REFERENCES
1. Anisimov, V. P. (2014). Diagnostika muzykal'nykh sposobnostei detei [Diagnostics of Musical Abilities of Children]. Moscow, VLADOS. 128 p.
2. Bulyakova, E. A. Innovatsionnye tekhnologii v muzykal'nom obuchenii doshkol'nikov [Innovative Technologies in Musical Education of Preschoolers]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/09/24/innovatsionnye-tehnologii-v-muzykalnom-vospitanii (mode of access: 23.11.2022).
3. Dmitrieva, L. G., Chernoivanenko, N. M. (1997). Metodika muzykal'nogo vospitaniya v shkole [Methods of Musical Education at School]. Moscow, Akademiya. 240 p.
4. Medushevsky, V. V. (2010). O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeistviya muzyki [About the Patterns and Means of Artistic Influence of Music]. Moscow, Muzyka. 254 p.
5. Polyakov, A. V., Lukyanov, A. P. (2018). Vzaimodeistvie pedagoga i obuchayushchikhsya v klasse muzykal'nogo instrumenta (fortepiano) [Interaction of the Teacher and Students in the Classroom of a Musical Instrument (Piano)]. In Khudozhestvennoe obrazovanie i nauka. No. 1 (14), pp. 49-56.
6. Polyakov, A. V., Turutov A. I. (2017). Video- i audiozapisi v formirovanii navyka slukhovogo samokontrolya studentov v klasse muzykal'nogo instrumenta [Video and Audio Recordings in the Formation of Students' Auditory Self-Control Skills in the Musical Instrument Class]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Ros-sii. No. 12, pp. 130-134.
7. Razhnikov, V. G. (2017). Dnevnik tvorcheskogo razvitiya [Diary of Creative Development]. Moscow, Pedagogika. 128 p.
8. Teplov, B. M. (1985). Izbrannye trudy: v 2 t. [Selected Works, in 2 vols.]. Moscow, Pedagogika. Vol. 1. 328 p.; Vol. 2. 360 p.
9. Teplov, B. M. (2020). Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostei [The Psychology of Musical Ability]. Moscow, Planeta muzyki. 488 p.
10. Feldshteyn, D. I. (2010). Psikhologo-pedagogicheskie problemy postroeniya novoi shkoly v usloviyakh znachimykh izmenenii rebenka i situatsii ego razvitiya [Psychological and Pedagogical Problems of Building a New School in the Context of Significant Changes in the Child and the Situation of His Development]. In Problemy sovremennogo obrazovaniya. No. 2, pp. 5-12.
11. Tsypin, G. M. (2011). Muzykal'nayapedagogika i ispolnitel'stvo. Aforizmy, tsitaty, izrecheniya [Musical Pedagogy and Performance. Aphorisms, Quotes, Sayings]. Moscow, Prometei. 404 p.
12. Shkolyar, V. A. (1999). Obnovlenie soderzhaniya muzykal'nogo obrazovaniya s metodologicheskikh pozitsii. Opyt issledovaniya problemy [Updating the Content of Music Education from a Methodological Standpoint. Problem Research Experience]. Moscow, Flinta. 88 p.
13. Khalabuzar, P. V. (1989). Metodika muzykal'nogo vospitaniya [Methods of Musical Education]. Moscow, Muzyka.