Научная статья на тему 'ЦУСИМА ДОКТОРА ЗУБОВА (ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА 2-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ). Часть 2'

ЦУСИМА ДОКТОРА ЗУБОВА (ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА 2-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ). Часть 2 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мемуары / 2-я Тихоокеанская эскадра / доктор медицины И.О. Зубов / транспорт «Корея» / транспорт «Китай» / главный санитарный инспектор флота / рапорт / корабли / русско-японская война 1904 – 1905 гг / Memoirs / 2nd Pacific squadron / MD Acting Zubov / transport Korea / transport China / chief sanitary inspector of the fleet / report / ships / Russian-Japanese war 1904 –1905.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Д. В.

В статье представлены материалы из воспоминаний врача 2-й Тихоокеанской эскадры, доктора медицины И.О. Зубова. Кроме того, уделяется внимание истории Российского Императорского флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TSUSHIMA DR. ZUBOV (DOCTOR'S MEMOIRS 2nd PACIFIC SQUADRON). Part 2

The article describes the materials from the memoirs of the doctor of the 2nd Pacific squadron, doctor of medicine I. O. Zubov. In addition, attention is paid to the history of The Russian Imperial Navy.

Текст научной работы на тему «ЦУСИМА ДОКТОРА ЗУБОВА (ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА 2-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ). Часть 2»

УДК 359:947.08

ЦУСИМА ДОКТОРА ЗУБОВА (ВОСПОМИНАНИЯ ВРАЧА 2-й ТИХООКЕАНСКОЙ ЭСКАДРЫ). Часть 2

© 2022 Д. В. Ливенцев

доктор исторических наук, профессор e-mail: liva2006@yandex.ru

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I

В статье представлены материалы из воспоминаний врача 2-й Тихоокеанской эскадры, доктора медицины И.О. Зубова. Кроме того, уделяется внимание истории Российского Императорского флота.

Ключевые слова: мемуары, 2-я Тихоокеанская эскадра, доктор медицины И.О. Зубов, транспорт «Корея», транспорт «Китай», главный санитарный инспектор флота, рапорт, корабли, русско-японская война 1904 - 1905 гг.

TSUSHIMA DR. ZUBOV (DOCTOR'S MEMOIRS 2nd PACIFIC SQUADRON). Part 2

© 2022 D. V. Liventsev

Doctor of Historical Sciences, Professor e-mail: liva2006@yandex.ru

Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter I

The article describes the materials from the memoirs of the doctor of the 2nd Pacific squadron, doctor of medicine I. O. Zubov. In addition, attention is paid to the history of The Russian Imperial Navy.

Keywords: memoirs, 2nd Pacific squadron, MD Acting Zubov, transport Korea, transport China, chief sanitary inspector of the fleet, report, ships, Russian-Japanese war 1904 -1905.

Во втором номере издания «Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета» за 2022 г. автор опубликовал начало малоизвестных воспоминаний [4] участника Цусимского сражения, доктора медицины Ивана Осиповича Зубова (см.: [1-3]). Данная публикация является продолжением мемуаров врача 2-й Тихоокеанской эскадры.

I. Переходя теперь к ответу на первый Ваш пункт, я могу сообщить немногое. Несмотря на то, что судно «Корея» находилось в течение почти всего сражения в сфере неприятельского огня, что судно получило большую пробоину, вследствие чего оно чуть не потонуло, что шлюпки были все изрешечены мелкими осколками, которых на палубе оказалось потом очень много, огнестрельные повреждения получили только 1 кондуктор и 1 матрос. Фамилии пострадавших теперь не помню, но кондуктору мною было выдано

удостоверение о полученном им ранении. Повреждение у кондуктора легкое и состояло из ссадины и ушиба на внутренней стороне левого бедра и на penis (Комментарий: Имеется в виду мужской половой член, знак мужского начала и надпись на латыни приведены из рукописи мемуаров доктора медицины И.О. Зубова.) Повреждение нанесено мелким осколком и зажило через 4 дня. Повреждение матроса было еще легче, это была ссадина на руке.

II. Краткий очерк медико-санитарной деятельности медицинского персонала на судах «Китай» и «Корея» за период от 26 сентября 1904 года по 24 июня 1905 года. (Комментарий: Здесь начинается основная часть воспоминаний И.О. Зубова.)

Поход 2-й Тихоокеанской эскадры имел свои особенности. Первая из них состояла в том, что мы чрезвычайно долго шли к цели и чрезвычайно быстро, в течение нескольких часов, почти вся эскадра была разрушена неприятелем.

Интенсивность разрушительной неприятельской силы была настолько велика, что специальная деятельность медицинского персонала даже на больших боевых судах была крайне коротка и крайне ограничена. Стало быть, главная медико-санитарная деятельность медицинского персонала падала на самый поход. Другой особенностью этого похода было то, что нравственное состояние большей части состава эскадры было не из хороших. (Комментарий: Так в оригинальном тексте.) Мало кто верил в успех похода, большинство же думало о смерти, считало ее неизбежной. Смело идя вперед, работая добросовестнейшим образом, состав эскадры все время нервировался: то слухами о внезапных нападениях, то длинными стоянками в глухих местах под тропиками у экватора, то печальными известиями с родины, то продолжительным неполучением этих известий. На многих нелегко действовали и злоупотребления, совершавшиеся на эскадре [7, л. 3].

Несомненно, что при таких нравственных условиях плавания и медицинский персонал не мог использовать это продолжительное путешествие более продуктивным образом.

При других условиях врачи могли бы систематично заняться вопросами научного характера из области медицины и естествознания.

Таким образом, все деятельность медицинского персонала направлена была, главным образом, на суда и составы их. Сделав эти общие замечания, перехожу к прямому ответу на 2-й пункт.

Судно «Китай», на которое я был первоначально назначен, принадлежало обществу Русско-восточноазиатского Пароходства и Торговли, и на время войны оно было зафрахтовано у этого общества Морским Ведомством. Вместимость его около 10 тысяч тонн. Судно имеет характер товарно-пассажирского парохода, каковым оно и было на самом деле. Поэтому, кроме отдельных кают для офицерского состава судна, существуют каюты для пассажиров. Устройство его такого: над трюмами расположена так называемая жилая палуба, над ней - верхняя палуба, где помещаются кают-компания и каюты; над верхней палубой - так называемый спардек, здесь расположены еще две каюты; вблизи их командирский мостик

[6, л. 4]. Прибыв спешно на судно 26 сентября 1904 г., я нашел следующее: судно уже было нагружено большим количеством угля, запасами провианта для эскадры, различными материалами и отчасти огнестрельными снарядами. Как командир судна г. Гинтер, так и его помощники были штатские люди, из коммерческих моряков; весь состав их 8 человек. Судовая команда состояла тоже из вольных матросов; состав ее - около 40 человек. Матросы эти считались запасными на случай замещения товарищей на судах и, особенно, на миноносцах. Впоследствии во время стоянок в Большом Бельте (Комментарий: пролив в Балтийском море) и Суле (Комментарий: внутреннее море Филиппинского архипелага) «Китай» принял еще новых матросов преимущественно из Черноморской эскадры, так что общее количество команды на «Китае» доходило с лишком до 200 человек.

Судно до моего прибытия не было надлежащим образом устроено в медико-санитарном отношении. Помещения для лазарета не было; матросы были размещены плохо; грязи было немало. Я поспешил воспользоваться оставшимися днями до выступления в поход для благоустройства судна. Одну из крайних кают на верхней палубе я потребовал отвести для лазарета. После надлежащей чистки каюты в ней были устроены деревянные койки - одна над (д)ругой; всего было устроено 6 коек. На койки приобретены были тюфяки, одеяла и, если не ошибаюсь, белье; по крайней мере, тюфяками и одеялами, хорошо помню, мы не были снабжены; другую каюту я отв(о)евал для амбулатории, аптечки и хранения инструментов.

Таким образом, данный вопрос был решен более чем удовлетворительно. Матросов разместил в баковом и носовом отделениях по жилой палубе; устроены также были нары, где их не было, и помещения для матросов приведены в опрятный, чистый вид. Впоследствии поступившие на судно военные матросы были размещены в жилой палубе, где было хотя и темновато, но чисто.

Всей команде произведен был тщательный медицинский осмотр; последний производился и в следующие дни до выхода из Любавы у тех, кои были на берегу. Команде много было внушено об опасностях заражения венерическими болезнями; попросив их остерегаться, я объяснил им, при каких условиях заражение часто наступает. За продовольственной частью учинен аккуратный надзор. На транспорте «Князь Горчаков» также был произведен медико-санитарный осмотр и приняты некоторые санитарные меры. Медицинский персонал на «Китае» состоял: из врача, 1 фельдшера, 1 санитара, другой санитар был дан впоследствии [7, л. 5].

2 октября 1904 г. 2-я Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы в поход: транспорт «Китай», транспорт «Князь Горчаков и 4 миноносца, прикомандированные к «Китаю», до самого острова Мадагаскар шли в эскадре с адмиралом Фелькерзамом (Комментарий: В данном случае упоминается младший флагман 2-й Тихоокеанской эскадры и командир броненосного отряда контр-адмирал Д.Г. Фелькерзам.) через Суэцкий канал. Обобщая всю нашу медико-санитарную службу, можно сказать, что она заключалась: во-первых, в принятии профилактических мер против

повреждений и различных заболеваний; во-вторых, в ведении амбулатории и лазарета и, в-третьих, в подготовлениях к организации медицинской помощи на случай боя.

Сознание своего нравственного и профессионального долга заставляло главное внимание обратить на профилактику, ибо без нее, как известно, не может быть благополучия в общественном здоровье. Профилактику на транспортах необходимо было строго соблюдать во время похода, как и на боевых судах. Дело в том, что транспорты в течение всего продолжительного и томительного похода несли огромнейшую службу для эскадры; они были для нее, можно сказать, источником движения, живой водой. Запасы угля, провианта, различных материалов, орудий и снарядов - все это погружалось, выгружалось и давало огромную работу составу транспорта [6, л. 6].

Целыми неделями, во время угольных погрузок и выгрузок на стоянках, транспорт стоял покрытый угольной пылью, проникающей повсюду, окруженный облаками этой пыли и вдобавок при страшной жаре. Угольная пыль проникала через платье и как бы татуировало тело. Иногда угольные погрузки и выгрузки производились в море, и тогда требовалась быстрая работа. Во время моего пребывания на «Корее» на острове Мадагаскар я видел почти ежедневную погрузку и выгрузку. Все это представляло немало опасностей в смысле заболеваемости состава команды, и на некоторых судах эти работы приносили смертные случаи. Тяжесть работы заставляла обращать внимание прежде всего на питание команды, и здесь я с удовольствием вспоминаю, как судовая администрация постоянно шла навстречу моим желаниям и контролю. Хлеб выпекался на судне всегда хорошего качества, а галеты давались редко и то к концу плаванья. Только раз, как теперь помню, я мог констатировать на транспорте «Китай» попорченное вареное мясо, всегда оно было хорошего качества; на 1 человека полагался 1 фунт мяса. (Комментарий: скорее всего имеется в виду суточная норма на члена судовой команды, равная приблизительно 0,45 кг.) Не помня теперь подробностей продовольствия команды, я хорошо помню о том прекрасном впечатлении, которое произведено было продовольствием на транспорте «Корея» на матросов броненосца «Орел», когда эти матросы в силу затянувшейся погрузки угля должны были питаться на «Корее». Благодаря хорошему питанию на судне «Китай», как и на транспорте «Корея», не было ни одного выступления недовольных пищей, несмотря на почти полное отсутствие на судах строевых начальников.

Чай давался три раза в сутки, кипяченая вода имелась круглые сутки; водка давалась редко. Второю профилактической мерою было наблюдение за чистотой помещений судна, тела и одежды [7, л. 7].

В свободное от погрузок угля время судно во всех частях, доступных чистке, всегда находилось в опрятном виде. За чистотой тела особенно нужно было следить, так как без соблюдения ее вследствие тяжелой и грязной работы при такой высокой (Комментарий: Знак температуры, поставленный в тексте мемуаров И.О. Зубовым.) быстро развивались на теле обширные и различные сыпи; поэтому строго наблюдалось, чтобы после каждой

грязной работы команда обмывалась с мылом. В расходе пресной воды приходилось быть очень экономным, тем не менее пресная вода всегда давалась для окончательной смывки тела. Кроме того, начиная с вступления в жаркий пояс, применялись систематически обливания морской водой, для чего были устроены особые души. Обливания эти необходимы были в некоторых случаях и в виду прямо таки перегревания тела. Нередко устраивали баню в каютной части жилой палубы, окружив со всех сторон тентами. В плавании, чтобы запасти побольше пресной воды, всегда пользовались дождями, дождевую воду посредством тента проводили в особую цистерну.

Дальнейшие профилактически меры состояли в постоянном наблюдении за производимыми работами. В продолжение всех судовых работ врач непременно всегда находился на судне и, помимо наблюдения за работами, за состоянием работающей команды, устранял все то, что грозило работающим серьезным повреждением, а то и того больше, или вообще растроиством здоровья. Благодаря такому наблюдению ни одного серьезного даже повреждения не было ни на транспорте «Китай» ни на транспорте «Корея». Наконец, против заболеваний малярией применялся хинин pro dosi 0,3-0,4 (Комментарий: латинский язык, дозировка лекарственного препарата хинин) перед отправкой команды на берег; запрещалось купание с берега. С профилактической же целью в некоторых случаях запрещалась сырая зелень, введены были назатыльники; телесные осмотры производились, конечно, систематично [6, л. 8].

Деятельность медицинского персонала по амбулатории и лазарету представлена в прилагаемой при сем «Ведомости о больных офицерах и нижних чинах на транспортах «Китай» и «Корея» с 1 октября 1904 года по 24 июня 1905 года».

Приведу к этой ведомости некоторые дополнения и пояснения. В эту ведомость не попали амбулаторные больные с миноносцев и транспорта «Князь Горчаков», хотя, в общем, таковых было немного. Равным образом она не регистрирует «случайных амбулаторных» больных. Случайные больные - это матросы с других судов или туземцы, которым медицинская помощь оказывалась немедленно по получении ими какого-либо повреждения во время авральных судовых работ.

Случай отнятия какой-либо части тела вследствие повреждения был только один - удаление последней фаланги левой руки. Под № 538 поставлена болезнь «отек». Насколько я помню, здесь речь идет о заболевании, напоминающим urticaria (Комментарий: латинский язык название заболевания крапивница), но в таком выражении, какого я нигде и никогда не видел. Все тело, не исключая и поверхности лица, покрыто было огромнейших размеров невысокими пузырями, наподобие пузырей ожога; кожа, свободная от этих пузырей, была отечна; t° (Комментарий: знак температуры, поставленный в тексте мемуаров И.О. Зубовым) доходила до 39° (Комментарий: Так в оригинальном тексте.) слишком. Лечение состояло в (Комментарий: Далее следует термин лекарственного препарата на латинском языке, написанный очень неразборчивым подчерком.), бромидах и ментоловой мази.

Заболеваний тропической сыпью было очень немного. Повреждений, вызванных карательными действиями строевого начальства, не было ни одного. Солнечных и тепловых ударов также не было. На сколько я помню, случаев солнечного удара не было и на всей эскадре, тепловые же удары наблюдались.

В ведомости не отмечен характерный случай острого алкогольного отравления. В первый день Пасхи, во время стоянки в бухте Уап-Боп§, (Комментарий: Имеется в виду бухта Ван-Фонг на территории современного Вьетнама.) китайцы навезли к эскадре очень много какой-то водки зеленого цвета. Один из матросов, вопреки запрещению покупать эту водку, угостился ею, и в результате получилось такое сильное отравление, что для спасения жизни и приведения в чувство потребовались всевозможные медицинские мероприятия, применявшиеся от 2 час. дня до 12 час. вечера. Между тем, как выяснилось впоследствии, пострадавший матрос выпил только полстакана этой водки [7, л. 9].

В следующем номере издания «Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета» за 2022 г. будет опубликована заключительная часть воспоминаний участника Цусимского сражения, доктора медицины Ивана Осиповича Зубова.

Библиографический список

1. Зубов, И. О. К вопросу об изменениях нервных клеток брюшных симпатических узлов при голодании с некоторыми замечаниями о значении этих изменений для образования круглой язвы желудка: (Экспериментальное исследование): диссертация на степень доктора медицины И.О. Зубова, ассистента Судебно-медицинского института / И.О. Зубов. - Юрьев: тип. К. Маттисена, 1903. - 172 с.

2. Зубов, И. О. Самоубийство в Лифляндской губернии: Медико-статистический очерк / И. О. Зубов. - Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1903. - 110 с.

3. Зубов, И. Самоубийство во флоте / И. Зубов // Морской врач. - 1906. - № 3. -С. 173-190.

4. Ливенцев, Д. В. Цусима доктора Зубова (воспоминания врача 2-й Тихоокеанской эскадры). Часть 1 / Д. В. Ливенцев // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. - 2022. - № 2 (62). - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4455 (дата обращения: 22.07.2022).

5. Российского архива Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 452. Оп. 1. Д. 260.

6. Российского архива Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 531. Оп. 1. Д. 112.

7. Российского архива Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 763. Оп. 1. Д. 315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.