УДК 330.11 ББК 65.01
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА,
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ, ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
СКРЫТЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
С. Ю. Солодовников
solodovnikov@bntu.by доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и право» Белорусский национальный технический университет
г. Минск, Республика Беларусь
В статье на основе междисциплинарного подхода раскрывается взаимообусловленность цивилизации, экономической системы общества, институциональных матриц, изучения иностранного языка и национальной безопасности. Раскрывается природа, функциональное назначение и механизмы жизнедеятельности этих феноменов.
Ключевые слова: цивилизация, экономическая система общества, институты, институциональная матрица, национальная безопасность, иностранный язык.
Введение. Для современной экономической науки, как и в целом для научного познания, большое значение имеет возможность применения ее положений на практике. Вместе с тем до настоящего времени нет ответа на такие два важных вопроса, неизбежно возникающих в данном контексте, как: 1) любая ли система научных знаний применима на практике; 2) каковы критерии практического применения результатов экономической теории на практике?
На первый из этих вопросов ответ можно найти в современной философии. Так, В. К. Лукашевич правильно замечает по этому поводу, что научное знание далеко не всегда «отмечено прочной связью со сферой экономики» [1, с. 7]. Названный автор далее подчеркивает: «Универсальный ответ на него (на вопрос о возможности использования теоретических положений современных гносеологических наук в практике - С. С.) содержится в довольно распространенном суждении о том, что со временем любая система научного знания тем или иным образом покажет применимость в сфере практики, т. е. обнаружит свой социально-прагматический смысл. На наш взгляд, таков удел не каждой системы научного знания, сколь бы неожиданными и впечатляющими не выглядели известные случаи <.. .> Во всяком случае отмеченное суждение нельзя считать строго обоснованным. Более оправданным будет мысль о том, что такого рода события ожидаемы с высокой долей вероятностей в тех случаях, когда системы научного знания создаются с соблюдением определенного набора гносеологических и логико-методологических принципов» [1, с. 7]. Применительно к современной экономической науке перечень названных принципов, позволяющих рассчитывать на высокую долю вероятности применения экономического научного знания для совершенствования национальной экономической системы, необходимо дополнить обязательным соблюдением принципов историчности и эмпиричного подтверждения. Вместе с тем результаты экономических исследований могут быть использованы при определенных обстоятельствах и как информационное оружие, т. е. с целью разрушения экономики. Ранее нами уже отмечалось, что тированную на исследования реальных экономических систем, а не неких идеальных моделей. Поэтому разделение всех существующих сегодня экономических научных школ и направлений необходимо проводить не по критерию "план или рынок", а по тому, какие они исследуют объекты: реальные социально-экономические процессы или виртуальные (идеальные) модели. Иначе говоря, вопрос заключается не в том, являются ли вы-
воды исследователя логически возможными, а в том, до какой степени они соответствуют сущности экономических явлений» [2, с. 184]. Именно в этом контексте нами в представленной работе будет рассматриваться проблема влияния изучения иностранного языка на национальную модель хозяйствования и национальную безопасность.
Результаты и их обсуждение. Взаимозависимость цивилизационных особенностей социумов, специфики экономических систем общества и институциональных матриц признается большинством ученых экономистов. Вместе с тем зависимость между изучением иностранного языка и национальной безопасностью в отечественной экономической науки до настоящего времени не изучалась.
Исходя из проблемы, исследуемой в данной работе, под цивилизацией нами будет пониматься предметная форма структуры общества разделенного труда, материализованная из социально-интегративных интересов в форме города [3, с. 4-5]. Автор согласен, что «социально-интегративный заряд материальной цивилизации городского типа оказал радикальное воздействие и на духовную сферу, что позволяет дать целостный анализ различных сторон жизни цивилизованного общества. При указанном понимании термина "цивилизация" удастся показать исторически закономерный ход возникновения цивилизованного общества как очередного этапа социальной интеграции» [3, с. 5]. При таком подходе «зарождение начал урбанистической культуры и, следовательно, генезис цивилизации коррелирует с неолитической технологической революцией. Поэтому история развития технологии приобретает первостепенное значение для понимания происхождения цивилизации» [3, с. 6]. Понятие цивилизации неразрывно связано с понятием культуры. Под культурой нами, вслед за В. С. Степиным, понимается «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены разнообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему природной среды, его социальных связей и типов личности - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития» [4, с. 524]. Оставаясь в рамках приведенного определения и практически конкретизируя его, Н. В. Клягин под культурой предлагает понимать «общественный способ удовлетворения естественных потребностей, обычно многократно опосредованных» [3, с. 6].
Как нами уже отмечалось ранее, «правомерно рассматривать цивилизацию как предметную форму структуры общества разделенного труда, материализованную в форме города, как очередного этапа социальной интеграции, возникновение которой коррелиру-ется с началом урбанистической культуры и с неолитической технологической революцией, поэтому история развития технологии и разделения труда приобретает первостепенное значение для понимания происхождения цивилизации. Культура представляет собой систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях и представляющих собой общественный способ удовлетворения естественных потребностей, обычно многократно опосредованных» [5, с. 12]. Экономическая система общества - это, как известно, культурный феномен, представляющий собой единый, устойчивый, организационно оформленный, относительно самостоятельный, материально-общественный комплекс, в пределах которого осуществляются внутренне взаимосвязанное производство, присвоение и социально зна-
чимое потребление материальных средств и благ для обеспечения физической жизни общества, а также для создания материальной базы, необходимой во всех остальных сферах общественной жизни. Основу функционирования экономической системы составляют трудовые отношения, основанные на общественном разделении труда. Ранее нами подчеркивалось, что «одновременно с возникновением цивилизации, культуры, экономической системы общества и политики, возникают и развиваются в тесной взаимосвязи с ними и институциональные матрицы» [5, с. 13]. В последних присутствуют базовые институты, являющиеся глубинными, сущностными, регулярно повторяющимися, исторически устойчивыми формами социальных и социально-экономических связей, обеспечивающих интегрированность общества как единого целого. Институты понимаются как «системы определенных и неизбежных связей между членами общества, обусловленные внешними условиями выживания социума. Тем самым институты образуют своеобразный скелет общества, обеспечивающий его историческую устойчивость и воспроизводство как социальной целостности» [6, с. 40]. Социальный институт - это «относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого института удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль. Деятельность социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией его в социально-политическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предложений и осуществление социального контроля. Социальные институты могут быть охарактеризованы не только с т. зр. их формальной структуры, но и содержательно, с позиции анализа их деятельности. Социальный институт - это не только совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами, системой санкций и осуществляющих конкретную общественную функцию» [7, с. 786]. Основу любого социума составляют базовые институты, которые «образуют остов, скелет общества» и «задают наиболее общие характеристики социальных ситуаций, определяют направленность коллективных и индивидуальных человеческих действий» [6, с. 48], т. е. регулируют основные сферы общества и представляют собой «устойчивую структуру, "стягивающую" основные подсистемы общества в целостное образование, не позволяющую обществу распасться» [6, с. 60]. Эти институты возникают естественно-историческим образом и обладают значительной устойчивостью, в том числе и к изменениям внешней среды. В свою очередь, «институциональная матрица - это форма общественной интеграции в основных сферах жизнедеятельности социума - экономике, политике и идеологии» [6, с. 60].
В. Гумбольдт в первой половине XIX века сформулировал принцип взаимосвязи языка и национальной культуры. Названный автор отмечал, что «разные языки по своей сути, по своему влиянию на разные чувства являются в действительности различными мировидениями» [8, с. 370] и что «своеобразие языка влияет на сущность нации, поэтому тщательное изучение языка должно включать все, что история и философия связывают с внутренним миром человека» [8, с. 377]. В. Гумбольдт также подчеркивал: «Всякое изучение национального своеобразия, не использующее язык как вспомогательное средство, было бы напрасным, поскольку только в языке запечатлен весь национальный характер» [9, с. 303]. Названный автор сумел связать содержательную сторону языка с культурой народа. В современной терминологии его научный вклад может быть описан как установление влияния используемого народом языка на его культуру, институциональные матрицы и цивилизационные особенности. Таким образом, за языком фиксируется функция не только средства общения, но и передачи культуры и самобытности нации. Развивая идеи В. Гумбольдта, А. А. Потебня писал в этой связи: «Принявши <.>
дух в смысле сознательной умственной деятельности, предполагающей понятия, которые образуются только посредством слова, мы увидим, что дух без языка невозможен, потому что сам образуется при помощи языка, и язык в нем есть первое во времени событие» [10, с. 37]. Белорусский исследователь В. А. Маслова пишет по этому поводу, что языку присуща специфическая для каждого языка внутренняя форма, которая есть выражение «народного духа», его культурной компетенции, в результате чего язык «есть опосредующее звено между человеком иокружающим миром» [11, с. 237-238]. Э. Сепир прямо указывал, что языки - это способы выражения мироощущения разными социумами: «Миры, в которых живут различные общества, - это разные миры, а вовсе не один и тот же мир с различными навешанными на него ярлыками» [12, с. 131].
Таким образом, можно констатировать, что успешное функционирование и взаимодействие культуры, цивилизации, экономической системы общества и институциональных матриц неразрывно связано с наличием в их рамках определенного языка.
В зависимости от цивилизационных и культурных особенностей той или иной страны будет различаться отношение к тем или иным инструментам экономической политики, поскольку цивилизационные и культурные особенности той или иной нации напрямую влияют на экономическую систему общества. Названные различия, воплощаемые в национальных моделях хозяйствования, фиксируются посредством языка. От того, какой иностранный язык человек изучает, зависит и та литература, которую он читает в процессе обучения. А это непосредственно воздействует на его восприятие тех или иных явлений. Разумеется, нельзя воспринимать эту зависимость как жесткую и безапелляционную, но следует констатировать, что для молодого человека, еще не выработавшего четкую идеологическую позицию, такое влияние может привести к принятию чуждой для его народа и страны идеологии.
Современное западное общество отличается повышенным динамизмом. Мы даже не можем представить, насколько быстро в нем происходят изменения. При этом, как отмечал Ж. Бодрийяр, европейцы очень хорошо знают пределы допустимого в своем поведении, они сами верят в европейскую демократию, но при этом каждый из них очень четко понимает, что он может сказать, а что нет. Свобода слова в Европе, по мнению Ж. Бодрийяра, превратилась просто в возможность свободно высказаться, когда тебя никто не слышит. Поэтому мы должны понимать, что психологическое восприятие получается разным - в ситуации изучения любого языка как иностранного и в ситуации, в которой вы являетесь носителем конкретного языка и находитесь на территории данной страны. Изучая язык, вы действительно начинаете воспринимать природу этого языка и психологию населения страны, в которой он является государственным. Но большинство изучающих иностранный язык воспринимает эту цивилизацию, эту культуру, психологию этого народа очень упрощенно.
Модель хозяйствования отражает цивилизационные особенности и отражается в языке. Нельзя эффективно хозяйствовать и при этом считать, что эта модель хозяйствования неправильная. Если вы воспринимаете какую-то систему как неверную, несправедливую, то это государство разрушается, а на его месте появляется другое государство и там уже формируется принятие большинством населения этой новой хозяйственной системы. Принятие, в свою очередь, может быть явное и неявное. Соответственно, модель хозяйствования - это способ хозяйствования на той территории, в тех технологических, технических и социальных условиях, она напрямую зависит от идей, которые находятся в сознании большинства людей.
В основу современного экономического мэйнстрима легли англоязычные тексты. В истоках английской культуры находилась модель хозяйствования англов, саксов и фризов. У их потомков исторически сформировалась атомарная модель поведения в обществе. Изучая язык, мы воспринимаем культуру, мироощущение, соотношение общественных и частных интересов, их приоритеты. В современном обществе не должно быть приоритетов в реализации общественных или частных интересов, необходимо находить оптимальный баланс между общественным и личным, который всегда истори-
чен, а значит динамичен. Но на уровне индивидуального сознания большинству населения тяжело это воспринять. В результате получается, что изучение того или иного иностранного языка до известной степени способствует тому, что изучающий может заимствовать готовые психологические клише, упрощенные формы стереотипов поведения страны, язык которой изучается. Это, в свою очередь, непосредственно повлияет на культуру, стандарты поведения другого государства, что может привести к формированию у части населения чуждой идеологии, поклонению перед заграницей, а значит негативно повлиять на эффективность национальной модели хозяйствования, создать угрозы и вызовы национальной безопасности.
Мы получаем различающиеся модели поведения (в том числе и) в зависимости оттого, какой язык изучают люди, которые принимают управленческие решения, пишут научные работы. Таким образом, в зависимости от того, какие языки мы будем изучать, мы будем формировать у будущих специалистов различный менталитет. При этом мы должны понимать, что какой бы язык вы ни учили - немецкий, французский, английский, в основу будет положен императив идеальной демократии. Если кто-то читает исключительно англо-саксонскую экономическую литературу, то у него может выработаться атомистическое представление об обществе и экономике. Поэтому необходимо, чтобы при оценке частных научных рекомендаций о модернизации экономики, развитии инновационных сетей и сетевых взаимодействий обязательно проводилась комплексная экспертиза этой работы на предмет соответствия ее Конституции Республики Беларусь, белорусской экономической модели, приоритетным направлениям развития страны, патриотической идеологии, задачам модернизации нашей индустрии.
Выводы. В современном мире невозможно обойтись без владения иностранными языками, однако при их изучении возникают риски, связанные с опасностью институциональных рассогласований между национальной идеологией, отражающей существующую модель хозяйствования и исторически сложившийся тип цивилизации, и идеологией народа, чей язык мы изучаем. Для минимизации этих рисков экономической безопасности и недопущения превращения их в угрозы национальной безопасности, следует вернуть в систему высшего образования политическую экономию как единственную экономическую науку, способную выработать позитивную национальную экономическую идеологию.
Список использованных источников
1. Лукашевич, В. К. Креативное взаимодействие предметного, нормативного и рефлексивного знания в научном поиске / В. К. Лукашевич. - Минск : Беларуская наука, 2019. - 299 с.
2. Солодовников, С. Ю. Парадигмальный кризис белорусской экономической науки, цифровизация и проблемы подготовки кадров в сфере обеспечения национальной безопасности / С. Ю. Солодовников // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / БНТУ. - Минск, 2019. - Вып. 10. - С. 182-194.
3. Афанасьев, Ю. Н. Понятие «цивилизация» во французской историографии / Ю. Н. Афанасьев // Цивилизация и исторический процесс / редкол. : Л. И. Новикова [и др.]. - М., 1983. - 182 с.
4. Степин, В. С. Культура / В. С. Степин // Всемирная энциклопедия : философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Минск : Хар-вест, Современный литератор, 2001. - 543 с.
5. Солодовников, С. Ю. Цивилизация, экономическая система общества, институциональные матрицы: феноменологическая природа и взаимообусловленность / С. Ю. Солодовников // Вестн. Гродн. гос. ун-та им. Я. Купалы. Сер. 5. - 2011. - № 2 (11) - С.10-24.
6. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России / С. Г. Кирдина. - Новосибирск : ИЭиОПП СО РАН, 2001. - 308 с.
7. Большой энциклопедический словарь : философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. - Минск : МФЦП, 2002. - 1007 с.
8. Гумбольдт, В. фон. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. - М. : Прогресс, 1985. - 448 с.
9. Гумбольдт, В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. - М. : Прогресс, 1984. - 400 с.
10. Потебня, А. А. Мысль и язык. 4-е изд. 12. Сепир, Э. Статус лингвистики как Одесса : Гос. издательство Украины, 1992. - 189 с. науки / Э. Сепир // Языки как образ мира /
11. Маслова, В. А. Homo lingualis в куль- Э. Сепир [и др.]. - М. : АСТ; СПб. : Terra Fan-туре : монография / В. А. Маслова. - М. : Гно- tastica, 2003. - 576 с.
зис, 2007. - 318 с.
_Статья поступила в редакцию 27 марта 2020 года
CIVILIZATION, ECONOMIC SYSTEM OF SOCIETY, INSTITUTIONAL MATRICES, FOREIGN LANGUAGE AND NATIONAL SECURITY: HIDDEN INTERRELATIONSHIPS
S. Yu. Solodovnikov
solodovnikov@bntu.by Doctor of Economics, Professor, Head of the Department «Economics and Law» Belarusian National Technical University Minsk, Republic of Belarus
The article through the interdisciplinary approach reveals the interdependence of civilization, economic system of society, institutional matrices, foreign language and national security. The nature, functionality and vital mechanisms of these phenomena are shown.
Keywords: civilization, the economic system of society, institutions, institutional matrix, national security, foreign language.
References
1. Lukashevich, V. K. Kreativnoe vzaimodejst- 6. Kirdina, S. G. Institucional'nye matricy vie predmetnogo, normativnogo i refleksivnogo i razvitie Rossii / S. G. Kirdina. - Novosibirsk : znaniya v nauchnom poiske / V. K. Lukashevich. - IEiOPP SO RAN, 2001. - 308 s.
Minsk : Belaruskaya nauka, 2019. - 299 s. 7. Bolshoj enciklopedicheskij slovar: filosofiya,
2. Solodovnikov, S. Yu. Paradigmal'nyj krizis sociologiya, religiya, ezoterizm, politekonomiya / belorusskoj ekonomicheskoj nauki, cifrovizaciya glavn. nauch. red. i sost. S. Yu. Solodovnikov. -i problemy podgotovki kadrov v sfere obespecheniya Minsk : MFCP, 2002. - 1007 s.
nacional'noj bezopasnosti / S. Yu. Solodovnikov // 8. Gumbol'dt, V. fon. Yazyk i filosofiya kul'tury / Ekonomicheskaya nauka segodnya - S. 182 - 194. V. fon Gumbol'dt. - M. : Progress, 1985. - 448 s.
3. Afanas'ev, Yu. N. Ponyatie «civilizaciya» vo 9. Gumbol'dt, V. fon. O razlichii stroeniya che-francuzskoj istoriografii / Yu. N. Afanas'ev // Civi- lovecheskih yazykov i ego vliyanii na duhovnoe lizaciya i istoricheskij process - M., 1983. - 182 s. razvitie chelovechestva / V. fon Gumbol'dt // - M. :
4. Stepin, V. S. Kul'tura / V. S. Stepin // Progress, 1984. - 400 s.
Vsemirnaya enciklopediya : filosofiya / Glavn. 10. Potebnya, A. A. Mysl' i yazyk. 4-e izd. nauch. red. i sost. A. A. Gricanov. - Minsk : Har- Odessa : Gos. izdatel'stvo Ukrainy, 1992. - 189 S. vest, Sovremennyj literator, 2001. - 543 s. 11. Maslova, V. A. Homo lingualis v
5. Solodovnikov, S. Yu. Civilizaciya, kul'ture : monografiya / V. A. Maslova. - M. : ekonomicheskaya sistema obshchestva, instituci- Gnozis, 2007. - 318 s.
onal'nye matricy : fenomenologicheskaya priroda 12. Sepir, E. Status lingvistiki kak nauki / i vzaimoobuslovlennost' / S. Yu. Solodovnikov // E. Sepir // Yazyki kak obraz mira/ E. Sepir [i dr.]. -Vestn. Grodn. gos. un-ta im. Ya. Kupaly. Ser. 5. - m. : AST; SPb. : Terra Fantastica, 2003. - 576 s. 2011. - № 2 (11) - S. 10-24.