Научная статья на тему 'Цивилизационные перемены в современном мире: социально-философский анализ'

Цивилизационные перемены в современном мире: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1215
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННЫЙ МИР / СIVILIZATION / THEORY OF CIVILIZATION CHANGES / SOCIAL SPACE / SOCIAL TIME / SOCIAL CULTURE / MODERN WORLD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бирюков В. В., Плосконосова В. П.

В статье излагаются различные воззрения на процессы развития цивилизаций и предлагается пространственно-временной подход к анализу цивилизационных перемен, который позволяет избежать односторонности моделирования развития цивилизационных процессов. Рассматриваются вопросы переосмысления традиционного содержания категорий «социальное пространство» и «социальное время», показаны проблемы осуществления цивилизационных изменений в современном мире и факторы, влияющие на данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civilizational changes in the modern world: socio-philosophical analysis

The article presents various views on processes of developing civilizations. The authors suggest spatial-temporal approach to analysis of civilization changes, which allows avoiding narrowness of modeling civilization processes’ development. The authors consider issues of rethinking traditional content of categories “social space” and “social time”; show the problems of fulfilling civilization changes in the modern world and factors, influencing the present process.

Текст научной работы на тему «Цивилизационные перемены в современном мире: социально-философский анализ»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2016. № 3. С. 88-93. УДК 316.422

В.В. Бирюков, В.П. Плосконосова

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

В статье излагаются различные воззрения на процессы развития цивилизаций и предлагается пространственно-временной подход к анализу цивилизационных перемен, который позволяет избежать односторонности моделирования развития цивилизационных процессов. Рассматриваются вопросы переосмысления традиционного содержания категорий «социальное пространство» и «социальное время», показаны проблемы осуществления цивилизационных изменений в современном мире и факторы, влияющие на данный процесс.

Ключевые слова: цивилизация, теории цивилизационных перемен, социальное пространство, социальное время, социальная культура, современный мир.

Фундаментальные перемены, происходящие в современном мире не просто вызывают потребность в более удовлетворительном концептуальном осмыслении общественного развития, но и ставят вопрос о новой методологии его изучения, связанной с формированием неоклассической парадигмы [1].

В теории цивилизации, как отмечает И.Н. Ионов, можно выделить два больших направления, функционировавших в условиях преимущественно классической и формирующейся неклассической познавательных ситуаций и опиравшихся на разные познавательные принципы [2]. Первое представлено в основном английскими и французскими, американскими философами и учеными: А. Фергюсоном, М. Кондорсе, Ф. Гизо, О. Контом, Г. Спенсером, Г. Боклем, Ф. Бэгби, К. Квигли, Д. Уилкинсоном, которые создали линейно-стадиальную версию истории. Второе направление представлено в основном немецкими и русскими, а затем французскими и восточными исследователями, развивавшими релятивистские представления об индивидуальности, о специфике локальных культур и цивилизаций: И. Гердером, Ф. Шлегелем, И. Киреевским, Г. Рюккертом, Н. Данилевским, С. Вивеканандой, М. Вебером, О. Шпенглером, Ш. Эйзенштадтом, М. Блоком, Ф. Броделем, Э. Саидом. В условиях классической науки наблюдались волны механистического, физического, географического, биологического, психологического редукционизма. На протяжении всего XIX и значительной части XX в. оставалось мощным и очевидным влияние редукционизма на концепции И. Гердера, Г. Рюккерта, Г. Бокля, Ф. Ратцеля, И. Мечникова, А. Тойнби (географический редукционизм), Г. Спенсера и Н. Данилевского (биологический редукционизм), К. Лампрехта, О. Шпенглера (психологический и отчасти биологический редукционизм).

В XX в. нарастало осознание необходимости синтеза стадиального, направленного на выявление универсальных закономерностей развития культуры, и цивилизационного подхода, акцентирующего внимание на локальном разнообразии культур [3]. Один из классиков теории цивилизаций А. Тойнби говорит о множестве локальных цивилизаций, подчеркивая их принадлежность к одной эпохе - определенной «эпохе цивилизации». С. Хантингтон предложил «векторно-стадиальную модель» развертывания мировой истории и выделил пять основных ее стадий. В таком понимании локальная культура выступала как форма проявления универсальных закономерностей. В конце XX- нач. XXI в. накапливается обширный эмпирический материал, опровергающий классические версии теорий модернизации и неомодернизма, нарастает потребность выработки неоклассической парадигмы исследования цивилизационных перемен, исходя из идеи многокультурной множественной цивилизации.

© Бирюков В.В. Плосконосова В.П., 2016

Для анализа закономерностей развития цивилизаций в качестве методологического основания целесообразно рассматривать конструкт «социальное пространство-время», позволяющий эмпирически верифицировать эти проблемы. В последние годы произошел своего рода «пространственный поворот» в социальных дисциплинах [4]. Это связано с усилением внимания к пространственному фактору в культурных, экономических, политических, правовых, антропологических процессах; возникли специальные предметные поля пространства, отличные от географического пространства как формы существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки. Вместе с тем сегодня весьма актуальным становится проработка концептуального содержания пространственно-временного подхода к описанию процессов цивилизацион-ных перемен, позволяющего создать целостную картину устройства общества и механизмов его трансформации.

Освобождение утвердившихся концепций от монистической абсолютизации и выработка плюралистического, интегративного и динамичного подхода предполагает анализ цивилизационных перемен как результата противоречивого взаимодействия и поведения социальных групп в социальном пространстве-времени вследствие сложного и многопланового процесса интерференции пентальных коррелятов.

Предлагаемая система координат позволяет проводить разные измерения социальных позиций, на основе которых складываются социальные взаимодействия и которые выражают особенности миропонимания, неравенство в статусе социальных групп, различия их ролей, своеобразие организации их социальной жизни и временного контекста [5]. Так, во-первых, социальное позиционирование сопровождается структурированием духовно-нравственного пространства общества, в котором выражается своеобразие формирования в каждой социальной группе идей, взглядов, убеждений и стереотипов мышления, определяющих специфические способы решения жизненно важных проблем; в связи с этим возникает нормативно-символическое измерение устройства общества; во-вторых, статусно-ролевое измерение связано с неравным положением социальных групп в социальном пространстве, которое вызвано распределением общественных благ, различиями в доступе к богатству, власти, престижу, знаниям и т. д.; в-третьих, позиционно-функциональное измерение акцентирует внимание на то обстоятельство, что каждая социальная группа выполняет свою часть функций, свою часть общей работы по обеспечению жизнеспособности общества и достижению макросинерге-

тического эффекта; в-четвертых, каждая позиция формируется на основе своеобразной сети коммуникативных каналов, с помощью которых осуществляются социальные интеракции, исходя из этого складывается организационное измерение социальной позиции; в-пятых, наряду с социальным пространством универсальным контекстом социальной жизни макрогрупп является и время. Каждую социальную позицию окружает своя конфигурация хронотопа движения социальных процессов, что предполагает использование временного измерения.

Каждое из монистических направлений и социальных школ при анализе социострук-тур не безосновательно доказывали необходимость учета их отдельных измерений. Традиции анализа классовых интересов, расслоения власти и классовых конфликтов, восходящие к работам К. Маркса и М. Вебера, способствовали отождествлению изучения со-циоструктурных процессов с изучением проблем социального неравенства; Э. Дюркгейм, Р. Мертон и классические функционалисты придавали особую значимость нормативно-ролевому измерению; М. Лацарус, А. Шюц, Х. Гарфинкель, сторонники теории психологии масс и элит, феноменологи и этнометодологи - духовно-нравственному; Г. Зиммель и бихе-виористы - организационно-интеракцион-ному; Дж. Вико и представители циклодина-мических социотеорий - временному.

Выделение системы координат пятимерного континуума в качестве фундаментального принципа социального структурирования позволяет избежать односторонности моделирования развития цивилизационных процессов. Корректная её интерпретация должна принимать во внимание взаимную детерминацию каждого измерения социо-структуры; их взаимная связанность не является жесткой, возможно появление разных типов структурных противоречий (отчуждение и аномия, делегитимизация и социальная деструкция, ложное сознание и др.). В силу плюралистичности социальной реальности в поведении социальных групп обнаруживается некоторая внутренне противоречивая совокупность занимаемых позиций, эта их множественность становится специфическим источником напряжений, проблем и конфликтов.

Развитие общества выражает сложное переплетение культурно-ценностных и инструментально-институциональных аспектов. Институциональная система в каждый период времени основана на некотором наборе ценностей, поддерживает определенную «моральную конструкцию» социальных практик и имеет моральное измерение (moral dimension) [6]. В свою очередь морально-культурные нормы и ценности также испытывают воздействие со стороны институциональных факторов.

Динамика и радикальность происходящих в мировом сообществе перемен делают проблематичным выражение их сути, требуют переосмысления традиционного содержания категорий «социальное пространство» и «социальное время». «Ускользающий от познания» процесс тектонических сдвигов и перемен социального бытия обретает спонтанно-изменчивый, «текучий» характер. Важнейшей особенностью современности является огромная скорость происходящих изменений, выступающая ключевой детер-минантой, под влиянием которой происходит переформатирование социального пространства и появление его качественно новых свойств [1; 7]. В современном мире формируются сложные и динамические системы и процессы, которые не поддаются осмыслению в рамках традиционной логики. Неопределенность развития событий, их разнообразная и противоречивая связь приводит к тому, что причина и следствие бывают непропорциональны, а постоянные изменения препятствуют определению однозначных причинно-следственных связей.

Рассматривая новую архитектонику и динамику, М. Кастельс утверждает, что главные тренды изменений социального пространства-времени связаны не столько с тенденциями нарастания структурного многообразия и ускорения «хода» времени, сколько с мощностью потоков движения и структурой потоков товаров, денег, сырья, труда, технологий и информации, порождающих новые формы современности, особую роль в появлении которых играют процессы сети-визации различных сфер жизни общества.

В современном глобальном мире, как указывает Э.А. Паин, множество импульсов воздействует на культуру, обусловливая ее изменения, затрагивающие в том числе и религии [3]. Они реформируются, дробятся, модернизируются, адаптируясь к новым вызовам современности. Вместе с тем и сама модернизация в разных регионах и странах все больше окрашивается в различные культурные тона, что подтверждает широко известный вывод социолога Г. Гамильтона: о том, что по мере того как глобальная экономика набирает обороты, мы наблюдаем не засилье однотипности под вывеской универсальной западной культуры, но скорее прежнее разнообразие цивилизаций, закрепляемое оживлением и возрождением незападных культурных практик. Сегодня наблюдаются два встречных, хотя внешне противоположных процесса: с одной стороны, универсализация жизни (напр. распространение в мире рыночной экономики), а с другой - сохранение или даже возрастание культурно-цивилиза-ционных различий, проявляющихся на иных, чем прежде, уровнях организации экономических и социальных систем.

Происходящие цивилизационные перемены являются настолько радикальными, что затрагивают глубинные основания традиционных культур и требуют их своевременного приспособления к меняющимся условиям жизни. Вместе с тем резкое ускорение этих изменений вызывает часто болезненный характер культурных перемен. Культурный конфликт в обществе становится особенно сильным, если группы сторонников старой и новой нормативной системы являются многочисленными и непримиримыми.

Высокая динамичность современного мира и мобильность людей сокращают продолжительность периода отношений между людьми, который становится коротким и неустойчивым. При этом меняются традиционные культурно-ценностные приоритеты и установки, складываются процессы, вызывающие как ослабление связей между людьми, так и их трансформацию. Как отмечает Р. Инглхарт, на смену «скрепляющим» связям, свойственным индустриальному этапу социально-экономического развития, более низкому уровню жизни и соответствующему этому состоянию общества господству ценностей выживания, приходят более мобильные связи, «находящие мосты» между представителями разных групп. Эти связи присущи более высокому уровню социально-экономического развития с господством ценностей самовыражения [8].

Стремление людей к свободе привело к современному миру, в котором мобильность человека стала огромной. П. Сорокин, проанализировав противоречивые последствия человеческой мобильности, утверждал, что ее рост всегда вел к умственному раскрепощению, интенсификации интеллектуальной жизни, генерированию открытий и инноваций; на другой чаше весов оказывается рост психических заболеваний, уменьшение чувствительности нервной системы и развитие цинизма [9].

Стремительные перемены и возросшая неопределенность развития событий способствует тому, что происходящая глубокая трансформация социальной структуры «приводит к формированию общества риска», положение социальных групп которого не является стабильным, оно становится неустойчивым, хотя степень неустойчивости и уровень угроз неблагоприятных изменений существенно различаются для разных социальных групп. В условиях инновационной конкуренции особую значимость приобретает генерирование новых идей и решений, обеспечивающих технологический и социальный прогресс, осуществляемый креативным классом [10]. Различия в интеллектуальном капитале, отношениях к социальному времени, культурно-темпоральных ориентациях и мобильности людей способствует огромной дифференциации населения по уровню богатства и

власти [11]. На этой основе формируются преимущества современной элиты и закрепляются ее привилегии.

В современном мире ключевыми игроками становятся политико-административные сети, хотя особенности их влияния на государственное управление зависят от качества институтов, социокультурной среды и уровня гражданского контроля, однако их доминирование проводит к тому, что государственные органы власти превращаются в фикцию, не связанную с принятием реальных решений [12]. Доминируя при решении многих конкретных проблем, эти «невидимые обществу» коалиции нередко функционируют «с минимальным участием политиков и высших государственных управленцев» [13]. При этом институционально-сетевая конкуренция за реальные ресурсы расширяет «серое» пространство принятия решений, в котором сполна проявляют себя и корупционные «дыры» в законодательстве, и коридоры рентоориентированного поведения чиновников, которые утверждают приоритет неформальных договоренностей и создают возможности для разрушения системы подотчетности вплоть до утраты институтами функций представительства гражданских интересов.

В трактовке социальной структуры сегодня стал формироваться подход, в рамках которого фокусируется внимание на важность выработки классификации, основанной не на доходе и социальном престиже, а гарантии трудовой занятости, наличии социальной защищенности, сохранении профессиональной идентичности и уверенности в будущем [14]. Это нашло отражение в работах П. Бурдье, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хардта, А. Негри, Г. Стэндинга и др. Для обозначения слоя работников, характеризуемого нестабильной трудовой занятостью, отсутствием гарантированных социальных благ и незащищенностью в сложных жизненных ситуациях, используется понятие «пре-кариат» (образовано от двух слов - лат. ргесагшт неустойчивый, негарантированный и пролетариат). Глубокие структурные перемены, переход к неолиберальной модели и политике гибкости рынка труда и занятости способствовали тому, что новый социальный класс-прекариат и достигает во многих странах 30-40 % численности трудоспособного населения. Он пополняется за счет работников разных сфер деятельности во все возрастающих масштабах, с которыми заключаются краткосрочные договора и многие из которых вовлечены в «теневой» сектор экономики. Появление нового класса порождает разнообразного характера деструктивные эффекты, которые по значению превосходят известные истории долгосрочные последствия. В силу крайней неустойчивости своего положения у многих социальных

групп формируется деформированное сознание, отношение к труду и служебным обязанностям, наблюдается духовно-нравственная деградация личности и потеря идеалов. В мире и в России резко усилилось социальное неравенство. Официальный децильный коэффициент (отношение доходов 10 % самых бедных и 10% самых богатых без учета доходов топ-менеджеров и олигархов) в нашей стране составляет 1:16, хотя, по экспертным данным, он равен 1:30, а в Москве - 1:45/50; 3% населения владеют 70% национального богатства, а в распоряжении 110 олигархов находится 35% активов.

Статусная дифференциация социальных групп остается ключевым фактором, определяющим их потребности, цели и ценностные особенности неформальных сетей, темпоральных ориентаций, размер и структуру доступных ресурсов, успешность защиты законом установленных прав и характер санкций за нарушение законодательства, направленность и динамику изменений институциональных норм и правил. Это влияние тем больше, чем выше уровень статусных различий, и хуже качество институциональной среды.

Вызванное ускорением социально-экономических процессов возрастание ценности времени происходит сегодня в условиях значительных различий в скоростях динамики хозяйственных систем. Неравенство и нестабильность международной системы возрастают. Распределение между богатыми и бедными странами, составлявшее в 1820 г. 3:1, в 1913 г. - 11:1. в 1950 г. - 35:1, в 1973 г. - 44:1, в 2000-х достигло 78:1. В то же время соотношение численности населения развитых странах и развивающихся стран составляет 1:5 при среднегодовой динамике роста населения соответственно 0,6 и 1,7%.

Исследования показывают, что в период глобальных технологических сдвигов на волне роста нового технологического уклада открывается «окно возможностей» для смены состава лидирующих фирм, стран и регионов [15]. В индустриально развитых странах возникают специфические факторы, формирующие технологическую инерцию лидеров -потребности получения отдачи от прошлых инвестиций в физический, человеческий и интеллектуальный капитал, заключенные ранее контракты, риски перехода к альтернативным технологиям и т. д. Вместе с тем успешность использования передовых технологий для прорыва в группу технологических лидеров зависит от многих условий, формирующих входные барьеры. Имея достаточный научно-образовательный потенциал для копирования научно-технических достижений передовых стран и обучения кадров лучшим проектно-инжиниринговым практикам, страны БРИК способны вырваться впе-

ред на смене технологических укладов и вовремя «оседлать» новую длинную волну экономического роста.

Неоклассическая мысль отвергает идеи развития как линейного, однонаправленного, необратимого, стадиально-последовательного, восходящего или поступательного процесса. В силу неравномерного развития стран направленность потока социальных перемен будет меняться. Важным становится проработка новых альтернативных сценариев поведения людей, социальных групп и стран, своевременное рассмотрение сильных и слабых сторон альтернативных вариантов социокультурных изменений и механизмов их осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

[1 ] Бирюков В. В., Плосконосова В. П., Ополев П. В. Социальные трансформации и модернизация российского общества. Омск, 2013.

[2] Ионов И. Н., Хачатурян В. М. Теория цивилизаций от античности до конца XIX в. СПб., 2002.

[3] Паин Э. А. Многокультурная модернизация: эволюция теоретических взглядов // Общественные науки и современность. 2009. № 6.

[4] Беляева Л. А. Культурный и социальный капитал и напряженность социального пространства России // Общественные науки и современность. 2013. № 5.

[5] Плосконосова В. П. Структурирование правящей элиты и формирование траектории социальных изменений. Омск, 2008.

[6] SayerA. Moral economy as critique // New Political Economy. 2007. №. 2.

[7] Бауман З. Социологическая теория постсовременности // Контексты современности : хрестоматия. Казань, 1995.

[8] Инглхарт Р., Вельцер К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М., 2011.

[9] Сорокин П. А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию // Мониторинг общественного мнения. 2004. № 2 (70).

[10] Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005.

[11] Бауман З. Текучая современность. СПб., 2008.

[12] Соловьев А. И. Государственные решения: концептуальный простор и тупики теоризации // Политич. исслед. 2015. № 3.

[13] Cairney P. Understanding Public Policy. Theories and Issues. L. : Palgrave Macmillan.

[14] Тощенко Ж. Т. Прекариат - новый социальный класс // Социс. 2015. № 6.

[15] Глазьев С. Ю. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.