УДК 130.2:008:316.42:316.752:32(470+571)
Мишучков А.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Статья посвящена раскрытию проблемы сохранения цивилизационной идентичности граждан РФ как геополитической задаче государственной власти в системе национальной и общественной безопасности России в условиях вызовов и угроз со стороны идеологии глобализма и тенденций глобализации. На широком научном материале обосновывается термин цивилизационной идентичности как категориальный концепт, рассматривается его сущность, структура и специфика, приводится авторская дефиниция. Обосновывается необходимость формирования общей цивилизационной идеологии и проведения политики «цивилизационной идентичности» граждан в государствахЕвразийского Союза.
Ключевые слова: российская цивилизация, цивилизационная идентичность, национальная и общественная безопасность, цивилизационная идеология, цивилизационное варварство, глобализация.
Российская цивилизация тысячелетней историей своего развития доказала свою культурную целостность и внесла вклад в мировую культуру. Центробежные национальные тенденции и недооценка исторической уникальности многонационального и поликонфессионального духовного потенциала цивилизации привели в конце XX века к драматическому распаду целостности российской цивилизации, существовавшей в рамках СССР и восточноевропейского блока СЭВ, на ряд государств, испытывающих циви-лизационную фрустрацию. Национально-государственная идентичность (изолирующая) становится доминирующей и вытесняетцивилиза-ционную идентичность (интегрирующую) в этих государствах. Вокруг Российской Федерации образуется анклав государств с цивилиза-ционной альтернативной идентичностью, которая во многом искусственно поддерживается идеологией «однополярного мира» Запада, в таких странах, как Польша, Грузия, страны Балтии, Украина. В странах Кавказа и Средней Азии ведутся общественные дискуссии о включенности народов этих стран в российскую или пограничные ей цивилизации. Экономическая интеграция Евразийского Союза актуализирует идею формирования идеологии евразийской цивилизации, которую активно проводит президент Казахстана Н. Назарбаев [1]. В самой России до сих пор не сформирована целостная идеология «цивилизационной идентичности», нет партий и общественных движений ее формирующих. Но осознание необходимости цивилизационной идеологии уже становится призывом власти к элитам общества. Так, президент РФ В.В. Путин в послании к Федеральному собранию
12.12.2013 г. отметил: «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизаци-онных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. ...В целом речь должна идти о том, чтобы расширять присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве» [2]. Осознание своей цивилизационной миссией российским обществом до сих пор сопряжено с мучительными сомнениями и внутренней конфликтностью ценностей. Сознание большинства населения России и русского мира в зарубежье продолжает быть расколотым: все чувствуют себя в большей степени европейцами в плане культуры и технологий, а в духовном и географическом плане - частью Востока. Эту особенность отмечает, например А.А. Кара-Мурза, называя её «дуальной идентичностью»: «европейская цивилизационная и евроазийская геополитическая идентификации России, являются не просто разными, а именно двумя неразрывно связанными сторонами ее общего самоопределения в мире, требующие органичного согласования» [3]. В данном случае намечается конфликт идентичностей цивилизационной и геополитической, культурной и политических констант в историческом развитии России.
В идеологически выстроенном обществе все коллективные и личностные идентичности человека укрепляют друг друга, работают на более широкую культурную цивилизационную идентичность. Но в случае отсутствия государственной идеологии по выстраиванию цивили-
зационного пространства и аморфности институтов гражданского общества, иерархия иден-тичностей в обществе остается внутренне противоречивой и нецелостной. В условиях современных информационных войн такие особенности менталитета народа могут использоваться для манипуляции массовым сознанием. Так, в 2014 году граница цивилизационного разлома гражданской войной прошлась по Украине, разделив ее на две части. Политический радикализм и насилие власти привели к поляризации цивилизационной идентичности граждан западной и восточной части Украины, проведя между ними кровавую черту. Все эти факты свидетельствуют о важности в политическом и культурном пространстве целостной цивили-зационной идентичности, которая цементирует систему общенациональной безопасности России. Данная система включает в себя следующие уровни: национальную безопасность, которая сохраняет суверенитет страны, и общественную безопасность,обеспечивающуюпод-держку идентичностей, сохранениесвоеобразия культуры и институтов общества.Конечной целью всей системы безопасности является обеспечение гражданам необходимых условий для стабильной цивилизованной жизни, свободного развития и социальной реализации. Внешние аспекты реализации системы безопасности (экономический, социальный, военный, политический, культурный) подчинены внутренним (духовная безопасность личности), что обеспечивает полноценное развитие общества. Духовная безопасность России является ключевой, целе-образующей, фиксирующей внутреннюю циви-лизационную целостность личности и общества. Она основывается на традиционном для россиян духовно-нравственном базисе культуры, обеспечивающемценностный контроль над ключевыми сферами жизнедеятельности государства, на балансе интересов государства, личности и общества. Согласно ст. 25 Концепции общественной безопасности, принятой президентом РФ в 2013 г., одной из целей обеспечения общественной безопасности является «сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе» [4]. Категория «цивилизационной идентичности», обеспечивающая социокультурную целостность граждан РФ и сопредельных государств, является тем средством реализации гражданского мира всего постсоветского пространства и безопасности его цивилизационных
границ. Формирование у граждан чувства носителей цивилизационных ценностей станет одним из средств профилактики социальных и межнациональных конфликтов, которые являются одним из основных источников угроз общественной безопасности [4, статья 4].
В преамбуле «Стратегии национальной безопасности РФ» указываются основные ценности российской идентичности и модель развития, которые включаются в режим национальной безопасности в условиях, когда они стали «предметом глобальной конкуренции»: «Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма» [5]. В документе термин «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [5]. Цивилизационная идентичность является ключевым для гражданина культурным выбором и средством реализации своих гражданских прав. Данная форма идентичности органично, в силу историко-культурного естественного своего генезиса, объединяет все остальные формы культурных идентичностей (геополитической, гражданско-правовой, национальной, религиозной и др.). Вследствие этой сущностной ее роли, сохранение цивилиза-ционной идентичности - есть одно из проявлений национальных интересов РФ, а потеря ее может рассматриваться в контексте Концепции какугроза национальной безопасности РФ. Согласно Концепции, одним из национальных интересов РФявляется «превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира» [5, статья 21]. Категория «цивилизацион-ной идентичности», возвышающая Россию как центробежную силу евразийской цивилизации, как раз способствует повышению имиджа России, ее внутренней целостности и четкости ори-
ентиров развития. Главной угрозой национальной безопасности в области сохранения культурного и духовного наследия является цивилиза-ционное варварство. Такой феномен массовой культуры, когда происходит нравственная деградация граждан, включенных в систему массовой коммуникации и потеря ими сущностных социокультурных кодов развития общества. Феномен цивилизационного варварства тесно связан с тенденциями глобализации - культурно-моральным синкретизмом и эклектикой, религиозным плюрализмом и противодействующей ей тенденций - стремлением к сепаратизму,на-ционально-культурному радикализму и экстремизму. Цивилизационное варварство порождает такие угрозы национальной безопасности в сфере культуры как «засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры»; «попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого -вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость» [5, статьи 80, 81]. Политика власти, основанная на формировании общенационального чувства и гражданского самосознания на базецивилизационной идентичности, позволит создать условия для развития всех национально-религиозных и светских культур, нацеленных на общий духовный ци-вилизационный идеал жизни. Это позволит решить задачу укрепления духовного единства многонационального народа России, еемеждуна-родного имиджа как страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
Глубокую интегрирующую роль категории «цивилизационная идентичность» в системе общенациональной безопасностиРоссииможно проследить на трех ее уровнях. На уровне безопасности государства данная категория способствует широкому гражданскому согласию в обществе и создает условия для реализации эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп. На уровне безопасности общества культура цивилизационной идентичности способствует развитию и эффективному взаимодействию всех общественных институтов, диалогу всех форм общественного сознания, что, в целом, позволит более полно реализовать права и свободы всех групп населения и противо-
стоять действиям, ведущим к расколу общества.-На уровне безопасности личности данная категория способствует формированию комплекса правовых и нравственных норм, позволяющих личности развивать и реализовывать свои социально значимые потребности и способности как носителя цивилизационной культуры. Все три уровня безопасности нуждаются в категории цивилизационной идентичности как символической системе, обеспечивающей целостность и гармоничность в культурно-историческом развитии общества, государства и человека.
Один их значимых проектов включенности категории цивилизационной идентичности в будущее конституционное поле представлен группой ученых во главе с руководителем Центра научной политической мысли и идеологии С.С. Сулакшиным [6]. В представленном новом проекте Конституции РФ одной из значимых идеологических задач государства является поддержание и укрепление традиционных нравственных ценностей российского народа, важнейшими из которых является любовь к Родине, ее существование и российская цивилизационная идентичность, «обеспечивающая максимальную жизнеспособность России, самобытность обустройства ее территории и всех сфер жизни населения, устройства государственной власти и управления, выработанная на основе ее исторического опыта» [6, с. 10]. Согласно статье 14 проекта, государство, обеспечивая национальную бе-зопасность,«выступает гарантом русской (российской) цивилизационной идентичности,оно «ответственно за поддержание и защиту русской (российской) цивилизационной идентичности», которая «поддерживается государством в сфере языка, вероисповеданий, традиций, культуры, образования и воспитания, образа жизни, экономических, социальных и политических отношений, устройства государства, государственной власти и управления» [6, с. 19]. Таким образом, в условиях новых вызовов глобализации и информационных войн только то государство будет конкурентоспособно в современном мире, кото-роесможет защитить свой культурно-национальный габитус, свое сакральное ядро ценностей менталитета народа как ресурс цивилиза-ционного развития общества. Об этой важнейшей задаче государства говорит президент РФ В.В. Путин: «Цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не толь-
ко этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь» [7].
Рассмотрим возможные сценарии развития России, исходя из геополитической ситуации. Первый сценарий -космополитический, где происходит постепенная утрата (деконструкция) не только цивилизационной, но и граж-данско-национальной идентичностей. Плюрализация и релятивизация идентичностейпри-водит общество из иерархического в массовид-ное (плюральное) состояние с высокой степенью манипуляции. Элита общества идентифицируют себя с глобальными мировыми институтами и проводит их интересы. Россия остается ресурсной периферией, теряя позиции как крупная мировая держава.
Второй сценарий - националистический,-где цивилизационная идентичность уступает место государственно-национальной идентичности. Усиление националистического сепаратизма приводит, как это уже было в эпоху распада СССР, к распаду Российской Федерации на ряд слабо связанных друг с другом националистических республик. В идеологии центральной части России преобладает идея - «Россия для русских», происходит отказ от своей циви-лизационной миссии, русской культуры как цивилизационной мировой культуры. В экономике доминирует принцип «ресурсного национализма». Россия также остается раздробленной ресурсной периферией Запада.
Золотой серединой между процессами глобализации и глокализации (автономизации) является цивилизационный проект России. Он основан на разумном сочетании, по примеру Японии и Китая, технологического превосходства в материальной сфере и сохранения духовного потенциала культурных традиций, сочетания инновационного и традиционного общества. Трансформация и модернизация общества сопровождается укреплением традиционных институтов общества (религия, мораль, трех-поколенческая семья). Политика государства «цивилизационной идентичности» противостоит тенденциям глобализации (неоколониализм, неолиберализм, мультикультурализм), так и тенденциям глокализации (сепаратизм, этнок-ратизм, экстремизм).Россия укрепляет свою
роль в мировой политике как крупная держава, самостоятельный цивилизационный субъект истории, как культурный и политический центр евразийской (российской) цивилизации. Россия выполняет свою цивилизационную миссию освоения евразийского пространства и интеграции населяющих его народов. Данный анализ раскрывает геополитический характер категории цивилизационной идентичности и её роль в безопасности будущего России.
Показав контуры, историческую значимость и геополитическую функцию в плане общественной безопасности категории цивилиза-ционной идентичности, обратимся к анализу сущности и дефиниции данной категории.
Термин «идентичность»означает с латинского «аёвШсиз» - самотождественность, одинаковость, единство части с целым. Как личностный конструкт - это свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся жизненных ситуациях, способность самоосознания себя как уникальной личности, отличной от других. Такое определение идентичности встречается у Э. Эриксона «как субъективного ощущения своей самотождественности, которое является источником энергии и преемственности» [8]. Как социальный конструкт - это процесс отождествления себя с социальными группами и общностями и результат такой принадлежности. М. Кастельс определяет социальную характеристику идентичности как «процесс, при котором социальный актор распознает себя и конструирует свое сознание исключительно на основе данного культурного атрибута или сети атрибутов, чтобы обрести более широкую отнесенность к остальным социальным структурам» [9]. Соответственно, категория цивилизационной идентичности выступает как многоуровневый теоретический конструкт, отражающий сложную интегрированную характеристику общественного и личного сознания. В структуру термина входят функционально связанные взаимодействующие элементы: система социокультурных кодов цивилизации (символов, ценностей, идейных установок), через которую выражается тождественность личностного индивидуального и общественного сознания; культурно-историческая память как характеристика генезиса цивилиза-ционной идентичности; сакральность (абсолютность) и подлинность культурных смыслов цивилизации, их особое единство как комплекса уникальных и универсальных символов; рефлексивная установка на принятие цивилизацион-
ных смыслов как личностных, их самооценка;-поведенческая стратегия действий и система ритуалов, обеспечивающих реализациюцивилиза-ционной идентичности; эмоционально-ценностное чувство принадлежности к цивилизацион-ной общности; Процесс идентификации в аспекте личностном и социальном.Все эти элементы определяют специфику и репрезентацию категории цивилизационной идентичности.
В качестве родовых характеристик термина выступают социокультурность, коллективность и духовность. И.С. Семененко, В.И. Пантин определяют социокультурную идентичность как «представление человека о себе и своем месте в обществе, тех ценностей и поведенческих моделей, которые формируются на основании отождествления себя с определенным культурным выбором и ролевыми функциями, с социальными институтами и отношениями» [10]. В этом смысле ци-вилизационная идентичность выражает исторический выбор человека в отношении конкретной цивилизации как его социальное самоопределение, как фактор его ориентации в социокультурном пространстве, как культурный маркер своего единства с теми, кто разделяет эту идентичность и отличия (уникальности) от других. Социальный характер этого конструкта выражен в том, что он формируется в результате социального взаимодействия людей и усвоения в процессе коммуникации социального опыта. А.Х. Тлеуж приводит следующее определение коллективной идентичности: «это разделяемое представителями той или иной общности чувство принадлежности к ней, которое осознается ими как значимая личностная характеристика и базируется на единстве интересов, убеждений, символов, стереотипов, поведенческих норм и общем представлении о данной общности» [11, с. 24]. Цивилизационная идентичность раскрывается как коллективная, охватывая в целостнуюмакрообщность совокупность всех народов,религиозных и культурных групп целых континентов. Важным ее критерием является духовный (смысложизненный) характер. Идентичность выступает как духовный стержень личности, на который нанизываются все её ценности и убеждения, выражая в наиболее общей форме историческое и духовное призвание человека и общества, в котором он живет. А.С. Яненко дает такое определение: духовная идентичность современного российского общества представляет собой процесс формирования, сохранения и развития социальными субъектами своей тождественности с определен-
ными духовными идеалами, ценностями, традициями, нормами и нравственными образцами в целях сохранения своей самобытности, целостности и свободы» [12, с. 14]. Духовная характеристика для цивилизационной идентичности является сущностной, поскольку выражает смыслообразу-ющую функцию в самосознании человека, предельный смысл его миссии, служения в обществе. В имперской России такими смыслами были служение Богу, царю и Отечеству, в современной России - служение самой России, ее народу, умножение ее духовного богатства. А.С. Яненко в своем исследовании раскрывает глубину этого измерения категории: «Духовная идентичность России является неотъемлемой частью ее социально-культурного и исторического развития и представляет собой символическое выражение упорядоченности и целостности российского социума. Она выступает способом организации личности, социальных групп и общества на основе представлений о своем предназначении, характере существования, месте и роли в социальном развитии и одновременно активно влияет на всех членов общества в целях приобщения их к глубинным духовным смыслам российской цивилизации» [12, с.14]. Перейдем теперь к определению самой категории цивилизационной идентичности. В докторских и кандидатских диссертациях в последнее время все чаще встречается данная категория. В актуальности работ везде встречается упоминание важности этой категории для обеспечения общественной безопасности. Так, у З.А. Жаде «цивилизационная идентичность является одним из геополитических доминант национальной безопасности, и опыт России наглядно демонстрирует обоснованность ее выделения» [13, с. 267]. В отличие от конструктивистского определения А.Х. Тлеуж, у З.А. Жаде определение идентичности является определенно эссенциалистким. Цивилизационная идентичность является характеристикой менталитета цивилизационной общности, крайне медленно в истории изменяющейся. Выражая социопсихокультурные константы развития общества, данная категория связывает рациональные формы общественного сознания и иррациональные части (общественную психологию) в интегрированную характеристику общности и личности. По определению З.А. Жаде, «цивилизационная идентичность - предельный уровень идентификации - отражается в отождествлении индивида, группы индивидов, народов с их местом, ролью, системой связей и отношений в определенной цивилизации. В ее основании ле-
жит крупная межэтническая мегаобщность людей, длительно проживающих в одном регионе, основанная на единстве исторической коллективной судьбы разных народов, взаимосвязанных социокультурными ценностями, нормами и идеалами» [13, с. 267]. Как некий стержень традиционного общества, в эссенциалистском плане, представляет данную категорию и философ С.В. Трегуб. Эта категория позволяет в идеологическом плане и в личностном самосознании (как культурно-рефлексивный фильтр) противостоять тенденциям глобализации, стирающим цивили-зационную идентичность. Но в определении у него данная категория совмещает в себе «самобытное», неизменную сакральную часть культуры и «динамичную» часть реальности, открытую в диалоге, в межцивилизационном взаимодействии с другими культурами и личностями. Цивилизационная идентичность, согласно С.В. Тре-губу, «представляет собой многомерную открытую динамическую реальность, имеющую свои язык, способ производства, самобытные ценности и духовно-нравственные ориентиры, а также цивилизационные преемственность и опыт, позволяющие эффективно противостоять вызовам и угрозам бытию и развитию российского социума как цивилизации в условиях нарастающей глобализации» [14, с. 6]. Рассмотрение с разных методологических позиций вполне целостно выявляет специфику терминацивилизационная идентичность, остается определить категориальный статус данного термина в гуманитарных науках.
Учитывая, что термин «цивилизационная идентичность» отражает в общественном сознании универсальные общественные связи и их сущностное значение для развития личности, можно повысить статус данного понятия до категории. Данный тип идентичности на данный момент является исторически самой предельной культурной характеристикой человека, органично и комплексно включает в себя все остальные типы идентичностей, организует стратегию развития цивилизационных сообществ и всего мирового общества. Данный термин активно используется научным сообществом, и ему придаются широкие смыслы и функциональные возможности. О его категориальном статусе говорит его высокая объясняющая способность во всех гуманитарных науках и устойчивое его использование в научном дискурсе. С позиций социальной философии раскрывает данный термин А.Х. Тлеуж [11], А.С. Яненко [12], А.А. Мас-лов [15]; в социологии - Д.Г. Когатько [16],
Л.М. Дробижева [17]; в аспекте глобализации и преодоления кризиса в обществе - С.В. Трегуб [14] В.В. Чигарева [20]; как фактор национальной безопасности - С.В. Кортунова [23], С.В. Иванова [24]; как тему в русской философии культуры - Л.Г. Королева [19]; в культурологии -А.А. Никишенков [21]; в политологии - З.А. Жаде [13]; в психологии- О.С. Анисимов [22].
Таким образом, проанализировав представленные дефиниции данного термина, представим его авторское обобщенное определение. Ци-вилизационная идентичность - это гуманитарная категория, выражающая духовный социокультурный коллективный тип (символическая система) единства общества и личности, являющийся формой культурно-исторического самосознания и чувства принадлежности личности к определенной макрообщности, объединяющей народы целых стран и континентов на основе единых социокультурных кодов (наборов символов, ценностей и идейных установок), играющих роль абсолютов в социализации, консолидации и солидарности людей в обществе.Важно отметить, что цивилизационная идентичностью силу высокой универсальной природы морали и уникальных неповторимых культурных форм ее воплощения, в цивилизационном самосознании создает возможность для эффективного социального взаимодействия личности и социальных групп, а также - культурного самоопределения личности - осознания своего места и роли в обществе, преодоления социального отчуждения и барьеров в процессе коммуникации и деятельности. По своей исторической сути, данная категория является названием ценностного ядра менталитета народов, объединенных в мегаобщность, и выполняет функцию хронотопа, сакральной вертикали исторического самоосознаниянаро-дов в опоре на абсолютные духовные ценности, связывающие воедино исторически-культурное прошлое, настоящее и будущее цивилизации.
В России наметился выход из цивилизаци-онного кризиса в связи с объединением Российской Федерации и государств, входящих в Евразийский Союз (ЕАС). Но в мире остались и усиливаются угрозы со стороны идеологии глобализма и тенденций глобализации в целом. Сохранение и расширение единой цивилизаци-онной принадлежности народов в рамках ЕАС станет одним из средств преодоления грядущих угроз и реализации задачнациональной и общественной безопасности. Сохранение сакрального ядра цивилизации, лежащего в основе ци-
вилизационной и национально-религиозных форм идентичностей, будет способствовать успехам в дальнейшей модернизации общества в материальной сфере, укреплению имиджа России и повышению ее конкурентоспособностив международных отношениях.
Для реализации этой задачи необходимо принятие на государственном уровне идеологии «цивилизационной идентичности», цивилизаци-онной идеологиикак общегражданского проекта
развития общества всех государств ЕАС. Это предполагает закрепление в дальнейшем в Конституции РФ положения о принципах государственной идеологии евразийской цивилизации, признание сохраненияцивилизационнойи общероссийской идентичности граждан как выражения одного из национальных интересов РФ.От-ношение к дефрагментацииданных идентичнос-тей расценивается как реальная угрозавсей системе национальной безопасности РФ.
18.09.2014
Список литературы:
1. Евразийская доктрина Нурсултана Назарбаева / Сост.: А.Н. Нысанбаев, В.Ю. Дунаев. - Алматы: Институт философии и политологии КН МОН РК, 2010. - 404 с.
2. Путин, В.В. Послание президента РФ Федеральному собранию: полный текст. ИА REGNUM [Электронный ресурс] / В.В. Путин. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html#ixzz2nYdXfyZC.- (Дата обращения: 11.09.2014 г.)
3. Кара-Мурза, А.А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления / А.А. Кара-Мурза // Реформаторские идеи в социальном развитии России. - М.: ИФ РАН, 1998. - С. 127.
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. 20 ноября 2013 года [Электронный ресурс] // Документы с сайта «Президент России». - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/19653. - (Дата обращения: 11.09.2014 г.)
5. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // Указ президента РФ от 12-05-2009 537,«Российская газета», № 88, 19.05.2009г. - Режим доступа: http://www.zakonprOst.ru/content/base/ part/618811. - (Дата обращения: 13.09.2014 г.)
6. Конституция России (проект) / под общ. ред. С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2013. - 264 с.
7. Путин, В.В. «Россия: национальный вопрос» [Электронный ресурс] / В.В. Путин. - Режим доступа: http://www.putin-itogi.ru/2012/01/23/statya-v-v-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros. - (Дата обращения: 13.09.2014 г.)
8. Erikson, E. Identity: Youth and Crisis / E. Erikson. - L., 1974. - P. 17.
9. Кастельс, М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М., 2000. - С. 27.
10. Пантин, В.И. Проблемы идентичности и российская модернизация [Электронный ресурс] / В.И. Пантин, И.С. Семенен-ко. - Режим доступа: http://spkurdyumoV.narod.ru/pantin.htm. - (Дата обращения: 13.09.2014 г.)
11. Тлеуж, А.Х. Конструирование российской коллективной идентичности: социально-философский анализ автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук / А.Х. Тлеуж. - Ростов-на-Дону. - 2011.
12. Яненко, А.С. Духовная идентичность российского общества в современных условиях (социально-философский анализ): автореф. дисс. ... канд. философ. наук / А.С. Яненко. - Москва, 2009.
13. Жаде, З.А. Векторы геополитической идентичности / З.А. Жаде. - Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. - 335 с.
14. Трегуб, С. В. Цивилизационная идентичность России в условиях глобализации (социально-философский анализ) : автореф. дисс. . канд. философ. наук / С.В. Трегуб. - М., 2008. - С. 6.
15. Маслов, А.А. Цивилизационная идентичность российского общества: социально-философские аспекты : автореф. дисс. ... канд. философ. наук / А.А. Маслов. - М., 2005.
16. Когатько, Д.Г. Российская идентичность как культурно-цивилизационный феномен: автореф.дисс. ... канд. социол. наук / Д.Г. Когатько. - СПб, 2007.
17. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л.М. Дробиже-ва. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.
18. Идентичность как категория политической науки : словарь терминов и понятий. Т. 1. / Отв. ред. И.С. Семененко // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2011. - 208 с.
19. Королева, Л.Г. Цивилизационная идентичность России в русской философии культуры : диссертация ... доктора философских наук / Л.Г. Королева. - Белгород, 2006.
20. Чигарева В.В. Цивилизационно-культурная идентичность в условиях глобализации / В.В. Чигарева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - №5 (50). - 2006. - С. 94-97.; Кризис российского общества и роль цивилизационно-культурной идентичности в его преодолении : автореф. дисс. ... канд. философ. наук / В.В. Чигарева. - Иркутск, 2007.
21. Никишенков, А.А. Образ России в контексте цивилизационной, государственной и этнической идентичностей / А.А. Никишенков // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т. 13. - №2. - С. 102-114.
22. Анисимов, О.С. Идентичность: типы и условия их осуществления на базе цивилизационной идентичности / О.С. Анисимов // Мир психологии. - 2012. - № 1. - С. 12-18.
23. Кортунов, С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла / С.В. Кортунов. - М.:Аспект Пресс, 2009. - 589 с.
24. Иванова, С.В. Национальная идентичность как фактор безопасности государства [Электронный ресурс] / С.В. Иванова //Пограничная безопасность в условиях информационной войны. Материалы конференции. М., Пограничная академия ФСБ, 2010. - Режим доступа: http://www.pan-i.ru/nauchnie-stati/natsionalnaya-identichnost-kak-faktor-bezopasnosti-gosudarstva.html. - (Дата обращения: 13.09.2014 г.)
Сведения об авторе:
Мишучков Андрей Александрович, кандидат философских наук, доцент, старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1204, тел.: (3532) 729104, e-mail: [email protected]