Научная статья на тему 'Цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе'

Цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / SOCIOLOGICAL RESEARCH / CIVILIZATION / IDENTITY / YOUTH / STUDENTS / DIGITAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимов В. В., Малахова Е. А.

Рассмотрена современная концепция цивилизации, процессы цивилизационной идентификации и идентичность на основе выделения базовых ценностей. Исследованы традиционные духовно-нравственные ценности населения России. Раскрыты методологические и методические вопросы социологической диагностики цивилизационной идентичности российских студентов. Приведены некоторые результаты авторского социологического исследования с изложением сравнительной оценки ориентации молодых людей на ценности российской цивилизации. На основе сравнительного анализа дано описание социальных конструктов (паттернов) ценностей российской цивилизации, представлены данные о статистической связи цивилизационной идентичности студентов и их интегрированности в виртуальные формы социального взаимодействия. Обоснованы меры по улучшению условий процесса цивилизационной идентификации российской студенческой молодежи, включению в этот процесс цифровизации общества.The modern concept of civilization, processes of civilizational identification and identity on the basis of allocation of basic values have been considered. Traditional spiritual and moral values of Russian population have been studied. Methodological and methodical issues of sociological diagnostics of civilizational identity of Russian students have been revealed. Some results of the author’s sociological research with presentation of a comparative assessment of the orientation of young people on the values of the Russian civilization have been adduced. On the basis of comparative analysis, the description of social constructs (patterns) of values of the Russian civilization has been given, the data on the statistical connection of the civilizational identity of students and their integration into virtual forms of social interaction have been presented. The measures to improve the conditions of the process of civilizational identification of Russian students and to include them in the process of digitalization of society have been substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе»

УДК 314.32

Максимов Владимир Валерьевич

аспирант, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0036-1370 e-mail: [email protected]

Малахова Елена Анатольевна

главный специалист, Общероссийская общественная организация инвалидов «Образование для инвалидов», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2080-1599 e-mail: [email protected]

DOI 10.26425/1816-4277-2020-3-160-166

цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе

Аннотация. Рассмотрена современная концепция цивилизации, процессы цивилиза-ционной идентификации и идентичность на основе выделения базовых ценностей. Исследованы традиционные духовно-нравственные ценности населения России. Раскрыты методологические и методические вопросы социологической диагностики ци-вилизационной идентичности российских студентов. Приведены некоторые результаты авторского социологического исследования с изложением сравнительной оценки ориентации молодых людей на ценности российской цивилизации. На основе сравнительного анализа дано описание социальных конструктов (паттернов) ценностей российской цивилизации, представлены данные о статистической связи цивилизаци-онной идентичности студентов и их интегрированности в виртуальные формы социального взаимодействия. Обоснованы меры по улучшению условий процесса циви-лизационной идентификации российской студенческой молодежи, включению в этот процесс цифровизации общества.

Ключевые слова: социологическое исследование, цивилизация, идентичность, молодежь, студенты, цифровое общество.

Цитирование: Максимов В.В., Малахова Е.А. Цивилизационная идентичность российской студенческой молодежи в цифровом обществе//Вестник университета. 2020. № 3. С. 160-166.

Maximov Vladimir

Postgraduate student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0036-1370 e-mail: [email protected]

Malakhova Yelena

Chief specialist, All-Russian public organization for disabled people «Education for the disabled» , Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2080-1599 e-mail: [email protected]

civilizational identity of russian student youth in a digital society

Abstract. The modern concept of civilization, processes of civilizational identification and identity on the basis of allocation of basic values have been considered. Traditional spiritual and moral values of Russian population have been studied. Methodological and methodical issues of sociological diagnostics of civilizational identity of Russian students have been revealed. Some results of the author's sociological research with presentation of a comparative assessment of the orientation of young people on the values of the Russian civilization have been adduced. on the basis of comparative analysis, the description of social constructs (patterns) of values of the Russian civilization has been given, the data on the statistical connection of the civilizational identity of students and their integration into virtual forms of social interaction have been presented. The measures to improve the conditions of the process of civilizational identification of Russian students and to include them in the process of digitalization of society have been substantiated. Keywords: sociological research, civilization, identity, youth, students, digital society.

For citation: Maximov V.V., Malakhova Ye.A. (2020) Civilizational identity of Russian student youth in a digital society. Vestnik universiteta. I. 3, pp. 160-166. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-3-160-166

Проблемы цивилизационного развития, особенностей отдельных цивилизаций, их роли в развитии народов, культур, ценностно-нормативных основ национальных государств, возникших в силу процессов цивилизаци-онных трансформаций занимают определенное место в исследованиях наук социально-гуманитарного цикла.

Важные научные данные по проблемам возникновения, изменения и перспектив возникновения, развития цивилизаций и протекающих в них процессах содержатся в трудах отечественных ученых [4; 5; 6; 7]. Существенное внимание цивилизационным процессам в человеческом социуме уделяется зарубежными социологами, экономистами, культурологами и другими представителями социально-гуманитарного знания [8; 9].

© Максимов В.В., Малахова Е.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Современные исследования проблем цивилизаций, цивилизационной идентификации наследуют традиционные подходы, а также смело включают в новейшие концепции цифрового общества [2; 3; 10].

Это позволило сформировать необходимую концепцию эмпирического социологического исследования, связанного с изучением процесса идентификации молодежи Российской Федерации (далее - РФ) к ценностям российской цивилизации, которое проводится в 2019-2020 гг. в ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» на базе профильного Департамента социологии, истории и философии. На основе обработки и анализа 371 анкеты и тестовых бланков методики М. Рокича получены качественные и количественные характеристики процесса ценностной идентификации молодых людей и его результатов. В исследовании приняли участие респонденты из числа студентов 5 столичных и подмосковных вузов, которые представляют 39 субъектов РФ. Репрезентативность первичных данных находится на уровне ошибки А = 4,1 % при стандартном для таких исследований уровне значимости а = 0,05.

Формирование параметров процесса цивилизационной идентификации различных категорий российского населения осуществлено на основе следующих характеристик понятия сущности российской цивилизации:

- по своему статусу она является глоболокальной цивилизацией (в соотнесении с локальными и глобальными цивилизациями);

- в социологическом смысле она является своеобразной культурно-исторической «проекцией» российского социума и воплощает базовые характеристики его автономности (отличий) от других обществ;

- является системным качеством взаимопроникновения различных ее сфер: финансово-экономической, политико-правовой, социокультурной, духовной (ценностной);

- имеет темпоральное измерение, так как развивается в логике так называемых витальных циклов: зарождение цивилизаций (протоцивилизаций), развитие цивилизаций, расцвет и возможное угасание.

Формирование системной модели феномена цивилизационной идентичности, как объекта социологического исследования, проведено в духовно-нравственном континууме развития российского социума путем содержательного анализа документов стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности России [1].

На основе процедур интерпретации и операционализации основных понятий исследования проведена социальная диагностика идентификации российской студенческой молодежи к достойному отношению к цивилизационному выбору наших предков и сегодняшнего поколения россиян, которые основаны на таких ценностных конструктах, как: свобода народа и независимость страны; подтверждение ценности гуманизма; поддержание ценности межнационального мира среди народов и обеспечения согласия разных этносов; связанное с этим принятие и развитие ценностей культурного единства многонационального народа российского социума; закрепление в сознании ценности семейных традиций и их уважение; также и уважение традиций различных религий, конфессий; поддержание у населения, особенно у молодежи, ценности патриотизма.

С помощью методики парных сравнений выявлены уровни привлекательности для российской молодежи базовых цивилизаций, к которым относятся российская, китайская, европейская, североамериканская, исламская цивилизации (см. рис. 1).

Уровни привлекательности цивилизаций в ходе социологического исследования выражены в индексных значениях, за которые приняты математические ожидания средней по величине набранных альтернатив (от «0» - min, до «4» - max).

Наиболее привлекательными для молодых людей, учащихся в высших учебных заведениях, являются европейская (3,04) и российская (2,83) цивилизации. Менее привлекательны - североамериканская (2,2) и китайская (1,57). Существенно отличается от других индекс привлекательности исламской цивилизации - 0,5.

Полученные результаты свидетельствуют о некотором размывании для студенческой молодежи цивили-зационной привлекательности различных моделей социального бытия в различных регионах и странах. Это приводит, в частности, к появлению групп молодых людей, которые однозначно ориентированы на различные цивилизации. При этом российскую цивилизацию оценивают предпочтительнее, чем другие, 33,9 % респондентов, китайскую - 6,6 %, европейскую - 36,5 %, североамериканскую - 14,3 %, исламскую - 1,7 %.

С целью получения углубленных характеристик российской цивилизационной идентичности молодежи был сделан анализ различных аспектов этого процесса: привлекательности, ощущения принадлежности, а также связи с реализацией жизненных планов российской цивилизации.

Исламская

«

^ Североамериканская

Европейская

Китайская

Российская

0 0,5 1 1,5 2 2,5

Выраженность (среднее значение) Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Уровни привлекательности различных моделей цивилизации

3

3,5

Одновременно для повышения достоверности параметров идентичности российской студенческой молодежи в исследовании использован метод ранговой иерархии (аналог методики М. Рокича) расширенного перечня цивилизаций, в который включены:

- цивилизация китайская (конфуцианская), связанная со страной Китаем;

- цивилизация индийская (индуистская) - Индия;

- цивилизация исламская-арабская - Палестина, Иордания, Ирак и др.;

- цивилизация японская - Япония;

- цивилизация африканская (негроидно-африканская) - Египет, Нигерия, Ангола, ЮАР и др.;

- цивилизация западная-западноевропейская - Франция, Великобритания, ФРГ и др.;

- цивилизация исламская-иранская (персидская) - Иран;

- цивилизация западная-латиноамериканская - Колумбия, Венесуэла, Аргентина и др.;

- цивилизация исламская-малайская - Малайзия;

- цивилизация западная-североамериканская - США;

- цивилизация восточноевропейская - Польша, Венгрия, Болгария и др.;

- цивилизация российская - Россия;

- цивилизация славянская (православная, ортодоксально-православная) - Белоруссия, Сербия, Словения и др.;

- цивилизация иудаизма (еврейская, израильская) - Израиль;

- цивилизация западная-австралийско-новозеландская - Австралия, Новая Зеландия;

- цивилизация буддистская - Тибет (Китай), Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма и др.;

- цивилизация исламская-тюркская (в частности турецкая) - Турция;

- цивилизация западная-скандинавская (северо-европейская) - Норвегия, Швеция и др.

Характеристика уровня приоритетности для респондентов российской цивилизации среди прочих произведена с помощью нормированного индекса, который преобразует количественные показатели рангов (от «1» - наименьший до «18» - наибольший) в диапазоне от «0» до «1».

Нормирование показателей идентичности российской студенческой молодежи по другим параметрам позволило провести их сравнительный анализ (см. рис. 2).

Приоритет «российской цивилизации»

и

о среди других (полный перечень)

о чн

нтич

е деи

5 £ Связываю дальнейшую судьбу с «российской

§ цивилизацией»

а лиза

В Чувствую себя частью «российской

ц цивилизации»

ы

рт

е

а ар

Па Привлекательность идеи «российской

цивилизации»

0,6 0,7 0,

Нормальное значение (индекс)

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Выраженность параметров идентичности респондентов с российской цивилизацией

в индексном значении от «0» до «1»

Респонденты уверенно определяют ощущение своей принадлежности, частью «русской цивилизации» (индекс 0,8020). Близко к этому уровню и приоритетность для респондентов «российской цивилизации» среди расширенного перечня общемировых цивилизаций, которые выделяются в настоящее время учеными в общечеловеческом глобальном социуме (индекс 0,7624). С эмоциональной точки зрения привлекательность самой идеи «российской цивилизации» выражена примерно на том же уровне (индекс 0,7733).

Традиционно оценка перспектив реализации жизненных целей преимущественно в российских цивилизаци-онных рамках существенно ниже, так как индекс равен 0,6770. Это очевидно связано с общими трендами распространения космополитизма, социокультурной социально-экономической мобильностью молодых людей в XXI в.

Отдельно проведен гендерный сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностей цивили-зационной идентичности российской студенческой молодежи. Выявлено при этом, что юноши и девушки имеют сходные характеристики ценностных параметров цивилизационной идентичности. Это, в частности, может свидетельствовать об определенном сходстве ценностно-мотивационных характеристиках российских юношей и девушек и, следовательно, создает благоприятные условия для создания семей на общих социокультурных основаниях.

На последующих этапах после описания общих параметров процесса цивилизационной идентификации и уровне идентичности молодежи и ее групп, будет произведено: выявление социально-демографических факторов детерминации исследуемого социального феномена; обоснование сценарных прогнозов изменений цивилизационной идентичности и трансформации условий государственной политики в области культуры, образования, работы с молодежью; осуществление рискологических аспектов дисфункции социализирующих институтов и возрастания опасностей разрушения традиционных ценностей российского социума в глобализирующемся мире.

Использование метода корреляционного анализа позволяет зафиксировать связь отдельных параметров цивилизационной идентичности с характеристиками их социальной активности в интернет-пространстве, особенностями социально-политических установок, а также выбора различных репродуктивных стратегий.

По результатам социологического исследования получены следующие латентные характеристики в различных областях.

1. Достаточно интересным представляется выявление уровня цивилизационной идентичности российской студенческой молодежи с содержательными компонентами российской цивилизации, которые в рамках цифровой социологии могут быть представлены как «конструкты», либо «паттерны» различной степени общности.

В исследовании была изучена корреляционная связь самооценки респондентами отношения к русской цивилизации путем ответа на вопрос: «Чувствуете ли Вы себя частью русской цивилизации, человеком русской цивилизации?» с признанием важности и одобрения структур ее содержания. Значимыми оказались взаимосвязи цивилизационной идентичности с такими социальными конструктами, как «одобрение и признание важности «святости» (значение коэффициента Пирсона г составляет 0,289, при уровне значимости а = 0,01), «одобрение и признание важности «совести» (тху = 0,299); «одобрение и признание важности «справедливости» (т = 0,305), «одобрение важности «поддержания связей славян в разных государствах -«трансславянство» (т = 0,311).

Характерно, что корреляционный анализ рисует непротиворечивую картину (целостность) латентных связей отдельных конструктов (паттернов) российской цивилизации, так как они все положительно направлены. Кроме того, обращает внимание на их духовную коннотацию в рамках понимания российской цивилизации.

2. Особый интерес представляет характер корреляционных связей между параметрами «цивилизационной идентичности» студенческой молодежи с характеристиками ее включенности в цифровое пространство, среди которых наиболее существенной оказались связь с приоритетностью ценности «иметь много лайков, подписчиков, высокий статус в сети «Интернет», социальных сетях» (т = -0,184, при уровне значимости а = 0,05). Обращает на себя отрицательная направленность этой связи, что свидетельствует о том, что возрастание уровня цивилизационной идентичности связано с уменьшением важности «цифрового» признания, стремления к высокому статусу в виртуальном пространстве.

3. Отдельно в исследовании изучена связь цивилизационной идентичности с позитивными репродуктивными установками студенческой молодежи. Корреляционный анализ показал, что традиционное для нас важность продолжение своего рода подтверждается с помощью экспериментальных математико-статистических методов. Так, самооценка своей российской цивилизационной идентичности у респондентов положительно связана в их сознании с согласием по отношению утверждений: «рождение детей важнее материального достатка, финансового благополучия, жилья» (т = 0,305, а = 0,01); «многодетные родители заслуживают всяческого уважения и поддержки» (т = 0,371, а = 0,01). Также выявлена положительная связь цивилизационной иден-

ху

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тичности студенческой молодежи с приоритетом ценности «рождение детей, забота о них, желание оставить потомство» (т = 0,243, а = 0,01) по сравнению с другими ценностями пирамиды мотивов Маслоу.

В целом социальная диагностика позволяет насытить субъекты социального управления экспериментальными данными для реализации преобразующей функции социологии и обосновать меры по созданию благоприятных условий для цивилизационной идентификации российской молодежи на современном этапе развития нашего социума. К ним, в частности, относятся следующие меры.

4. Целесообразно поддержать конституционные изменения в части подтверждения и укрепления правового регулирования норм национальной значимости цивилизационных, ценностных основ общественной жизни и государственного строительства, а в последующем внесения соответствующих изменений в законодательство и документы стратегического планирования для поступательного развития российской цивилизации в форме современного российского государства и сплоченного социума - носителя лучших традиций составляющих его народов.

5. Субъектам высшего государственного руководства России необходимо четко формулировать ценностные ориентиры российской цивилизации, соотнося их с нормативно-правовой оценкой важных эпохальных исторических событий, в частности в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны, в которых наша страна со всем человечеством защитила цивилизационный выбор гуманистического развития, что предполагает в условиях попыток фальсификации роли СССР в разгроме гитлеровской Германии и ее союзников в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. активное использование дипломатических политико-правовых средств, межгосударственных форм отношений в международной политики в целях:

- обеспечения уважения к воинским захоронениям, памятникам советским воинам Великой Отечественной войны на территориях других стран;

- дипломатических демаршей против практики законодательно закрепить ответственность за отрицание преступление конкретно нацизма и в целом «тоталитарных режимов» (Венгрия, 2010 г.; Украина, 2015 г.);

- последовательное разъяснение на официальном уровне лжи, подтасовок, провокаций и фейков, участниками которых являются высшие должностные лица некоторых государств, сознательно или несознательно фальсифицирующие историю Второй мировой войны (замалчивание роли Красной армии в освобождении Освенцима, которое проявилось на международных памятных мероприятиях в январе 2020 г. и др.).

6. Инициирование научных исследований фундаментальных основ российской цивилизации, их публикация и введения в научный оборот, а также общественный дискурс, социо-культурный контекст информационной политики, для чего было бы целесообразным использовать опыт работы создания по инициативе 2023 г. Президента России В. В. Путина с привлечением выдающихся ученых в области социально-гуманитарного знания единой линейки учебников истории России для средней школы, обучение по которым в рамках переформатированного историко-культурного стандарта было начато в 2016/2017 гг.; в частности это было бы полезно для развития дидактического инструментария преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла в высшей школе.

7. Изучение проблематики цивилизационной идентичности, ее связи с развитием цифрового общества, социально-демографических факторов детерминации целесообразно продолжить в рамках федерального исследовательского проекта социальных аспектов государственного строительства и социально-экономической трансформации с учетом:

- сформулированных национальных целей развития нашей страны;

- включенных в федеральные проекты стратегических задач позитивных изменений на среднесрочную и долгосрочный период государственного и общественного развития.

Таким образом, современная российская молодежь в целом имеет высокий уровень идентификации своих мотивационно-ценностных ориентаций с ценностями российской цивилизации, связывает свою судьбу с ее развитием, что создает существенные условия для позитивного процесса развития российского социума путем сознательного включения современного и последующего поколений в систему его базовых компонентов функционирования. Одновременно, среди молодежи имеется явственная ориентация и на европейскую модель цивилизационного развития.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 10.01.2020).

2. Алаев, Л. Б.Смутная теория и спорная практика: о новейших цивилизационных подходах к Востоку и к России // Историческая психология и социология истории. - 2008. - № 2. - С. 87-112.

3. Алибегилов, Ш. А. Концептуальные понятия политической идентичности в контексте формирования цивилизационной идентичности России // Власть. - 2016. - Т. 24. - № 11. - С. 100-105.

4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. - 2-е изд. / Составление и комментарии Ю. А. Белова; отв. ред. О. Платонов.- М.: Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

5. Леонтьев, К. Н. Славянофильство и грядущие судьбы России / Сост., вступит. ст., указ. имен и коммент. А. В. Белова, отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 1232 с.

6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Пер. с англ. В. В. Сапова. - СПб: РХГИ, 2000. - 1054 с.

7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

8. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001. - 640 с.

9. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? // Гуманитарный портал. - 2007. - 20 янв. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498 (дата обращения: 10.01.2020).

10. Яковенко, И. Г. Цивилизационный анализ, проблема метода // Проблемы исторического познания: материалы международной конференции. Москва, 19-21 мая 1996 г. / Редкол.: акад. Г. Н. Севостьянов (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1999. - С. 84-92.

BecmuuK yuueepcumema № 3, 2020

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31.12.2015 № 683 "O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii" [Decree of the President of the Russina Federation No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation",dated on December 31, 2015]. SPS "KonsuFtantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (accessed 10.01.2020).

2. Alaev L. B. Smutnaya teoriya i spornaya praktika: o noveishikh tsivilizatsionnykh podkhodakh k Vostoku i k Rossii [Vague theory and controversial practice:about the latest civilizational approaches to the East and Russia]. Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii, 2008, no. 2, pp. 87-112.

3. Alibegilov Sh. A. Kontseptual'nye ponyatiya politicheskoi identichnosti v kontekste formirovaniya tsivilizatsionnoi identichnosti Rossii [Conceptual notions of political identity in the context of the formation of civilizational identity of Russia]. Vlast [Power], 2016, vol. 24, no. 11, pp. 100-105.

4. Danilevskii N. Ya. Rossiya i Evropa [ Russia and Europe], 2-e izd. Sostavlenie i kommentarii Yu. A. Belova, otv. red. O. Platonov. Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii, Blagoslovenie, 2011, 816 p.

5. Leont'ev K. N. Slavyanofil'stvo i gryadushchie sud'by Rossii [Slavophilism and the future destinies of Russia]. Sost., vstupit. st., ukaz. imen i komment. A. V Belova, otv. red. O. A. Platonov. Moscow, Institut russkoi tsivilizatsii, 2010. 1232 p.

6. Sorokin P. A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika: issledovanie izmenenii v bol'shikh sistemakh iskusstva, istiny, etiki, prava i obshchestv. otnoshenii [Social and cultural dynamics: A study of changes in large systems of art, truth, ethics, law, and social relations]. Per. s angl. V. V. Sapova. St- Petersburg, RKhGI, 2000.1054 p.

7. Sorokin P. A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Human. Civilization. Society]. Obshch. red., sost. i predisl. A. Yu. So-gomonova. Moscow, Politizdat, 1992. 542 p.

8. Toinbi A. J. Postizhenie istorii: sbornik [Comprehension of history: collected works]. Per. s angl. E. D. Zharkova. Moscow, Rolf, 2001. 640 p.

9. Hantington S. Stolknovenie tsivilizatsii? [Clash of civilizations?]. Gumanitarnyi portal, 2007, Jan. 20. Available at: https:// gtmarket.ru/laboratory/expertize/2007/2498 (accessed 10.10.2020).

10. Yakovenko I. G. Tsivilizatsionnyi analiz, problema metoda [Civilizational analysis, the problem of method]. Problemy is-toricheskogo poznaniya: materialy mezhdunarodnoi konferentsii. Moskva, 19-21 maya 1996 g. [Problems of Historical Knowledge: Proceedings of International Conference. Moscow, May 19-21, 1996]. Redkol: akad. G. N. Sevosfyanov (otv. red.) i dr. Moscow, Nauka, 1999, pp. 84-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.