УДК 338.1
Добролюбская Е.Л., студент, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
ЦИРКУЛЯРНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ИМПЕРАТИВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость перехода традиционной (природно-ресурсной) модели воспроизводства экономики к циркулярной экономике, в рамках которой новым источником стратегического экономического роста являются отходоресурсы. Вводится в научный оборот категория циркулярные инвестиции, раскрывается их содержание. Циркулярные инвестиции позиционируются как ключевое условие сохранения потенциала экономического роста на длительную перспективу.
Ключевые слова: Сырьевой кризис, отходоресурсы, циркулярная экономика, циркулярные инвестиции, экономический рост.
Dobrolubskaya E.L., the student, National Research Mordovia State University, Saransk
CIRCULAR INVESTMENTS AS IMPERATIVES OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA
Abstract. The article substantiates the need for the transition of the traditional (natural resource) model of economic reproduction to a circular economy, in the framework of which waste resources are a new source of strategic economic growth. The category of circular investments is introduced into scientific circulation, their content is revealed. Circular investments are positioned as a key condition for maintaining the long-term potential for economic growth.
Key words: Commodity crisis, waste, circular economy, circular investment, economic growth.
Отличительная особенность современной ситуации, сложившейся в мировой экономике - формирование угрозы нарастающего ресурсодефицита, сопровождаемого ухудшением качества окружающей среды. В этих условиях возникает необходимость замены утвердившейся в мировой практике природно-сырьевой (линейной) модели воспроизводства экономики, которая характеризуется высокой ресурсоемкостью и большим количеством отходов, на циркулярную модель экономики, в рамках которой отходы производства и потребления становления ценным ресурсом.
Как свидетельствует официальная статистика, обеспеченность экономической деятельности по многим видам минерального сырья составляет 10-20 лет [4]. При существующем уровне добычи и использования минерально-сырьевых ресурсов через 50 лет мир будет обеспечен 11 видами ресурсов, Россия
- 8, а к 2100 г. в мире останется 8 видов ресурсов, у России - 4. В то же время, по оценкам специалистов, наблюдается экспоненциальный рост количества отходов
- мировое производство мусора возрастет с 3,5 млн т в день в 2010 г. до 6 млн т в 2025 г. Известно, в настоящее время с пользой используются только 2% из общего объема добытых в мире природных ресурсов; остальные 98 % идут в отходы. Если рост объемов производства отходов не снизится, к 2100 г. мир будет производить 11 млн т мусора [3]. Исправить эту ситуацию может лишь развитие перерабатывающей отрасли и вовлечение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот с целью снижения остроты сырьевой проблемы.
На этом фоне в качестве актуального и своевременного звучит замечание немецкого политика и публициста Ральфа Фюкса: «Дефицит сырья - не главная проблема экономического роста. Куда более серьезную опасность для Земли представляет безоглядная эксплуатация имеющихся ресурсов. Если будет добыто и утилизировано ещё хотя бы 10% прогнозных запасов угля, нефти и газа, парниковый эффект перешагнет критические границы потепления (2°С)» [7]. Важно наладить эффективное потребление природных ресурсов, использовать дефицитное сырье в замкнутых циклах и постепенно заменять его
экологически чистым. Качественное наполнение экономического роста в части развития экологизации экономики будет способствовать более устойчивому развитию, нежели ориентация на достижение высоких количественных показателей.
В Российской Федерации необходимость наполнения экономического роста экологическим (циркулярным) аспектом подтверждается значительным превышением объемов образованных отходов производства и потребления допустимых параметров, которых придерживаются ведущие экономики мира. Так, объем образованных отходов на территории России имеет постоянную тенденцию роста - за 2018 г. количество образованных твердых отходов достигло отметки в 7266,1 млн. т (по 50 т на каждого гражданина страны) [1]. Причем темпы роста образования отходов значительно опережают динамику ВВП РФ (рисунок 1).
5060,2
7266,1
6220,6
5441,3
104
135
130
125
120
115
110
105
100
95
90
2011
2012
2013
2014
2015 2016
2017
2018
Образование отходов производства и потребления - всего, млн т ■ Темп роста ВВП, %
* Темп роста отходов производства и потребления, %
Рисунок 1 - Динамика темпов роста ВВП России в соотношении с темпом роста отходов производства и потребления
В настоящее время устойчивый экономический рост невозможен без перехода на новую модель национальной экономики - циркулярную экономику. Об этом шла речь на Ассамблеи по окружающей среде в Найроби (март 2019 г.). Первый заместитель Генсека ООН подчеркнул: «Мы предлагаем решение, которое поможет разорвать порочный круг неустойчивого производства и потребления. Прежде всего, необходимо
изменить подход, при котором экономический прогресс требует увеличения добычи природных ресурсов». Необходимо создание циркулярной экономики, основанной на принципе бережного использования и сохранения сырья [2].
По мнению специалистов Фонда Эллен МакАртур, «циркулярная экономика имеет восстановительный и замкнутый характер, предполагает создание непрерывного цикла развития, который сохраняет природный капитал и увеличивает его стоимость, повышая отдачу от ресурсов за счет оптимизации их использования» [9]. Получается, что циркулярная экономика формирует новую ресурсную базу воспроизводства экономики с замкнутым ресурсным и технологическим циклом на основе использования отходов производства и потребления как нового источника сырья.
Реализация данной модели основана на использовании концепции «4R»: Reduire - Reutiliser - Rehabiliter - Recycler (сокращение - реутилизация -реабилитация - переработка) на всех уровнях производства и потребления. Схематично экономика замкнутого цикла представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Модель циркулярной экономики (экономики замкнутого цикла)
Таким образом, целевой направленностью циркулярной экономики выступает эффективность ресурсопотребления, нейтрализация экологической проблемы истощения природных ресурсов, а также снижение уровня
антропогенного воздействия на окружающую среду. В результате основной принцип традиционной (линейной) модели экономики «take, make, waste» в процессе перехода к модели рециркуляции трансформируется в принцип «take, make, reuse»», что способствует повышению уровня экоэффективности, одновременно устраняя устоявшуюся схему обращения с отходами в виде захоронения на полигонах и иных способах утилизации отходов[5].
Сложившаяся ситуация в Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления свидетельствует о наличии проблем и факторов, сдерживающих переход нашей страны к замкнутой модели воспроизводства. Можно говорить о наличии целого ряда экономических, социальных и культурных барьеров. Формирование экономики замкнутого цикла отражает собой высоко-капиталоёмкий процесс, затрагивающий технологические процессы, как в экономике, так и в экологии, в связи с этим, ключевая роль отдается развитию экологического инвестирования в стране.
Развитие циркулярной экономики связано с особым видом экологического инвестирования - циркулярными инвестициями, адекватными критериям новой модели устойчивого (ответственного) инвестирования. Циркулярные инвестиции направлены, как правило, не на получение прибыли, а на погашение отрицательных экстерналий от хозяйственной деятельности экономических субъектов. Такие инвестиции являются социально ответственными, поскольку отвечают законам развития общества и окружающей среды, а также обеспечивают подконтрольность глобальной экологической проблемы [8].
Циркулярные инвестиции - это инвестиции в нефинансовые активы, которые предполагают трансформацию отходов производства и потребления в новый сырьевой ресурс. Такие инвестиции имеют три направления развития:
1) Экологически чистые технологии в интересах сокращения использования невозобновляемых природных ресурсов;
2) Создание новых видов продукции и сырья из отходоресурсов;
3) Формирование нового вектора развития бизнеса;
4) Инфраструктура развития рециклинга как нового вида бизнеса.
Важно иметь в виду, что формирование циркулярных инвестиций способствует изменению самой парадигмы инвестирования в пользу так называемых преобразующих инвестиций, или инвестиций влияния, которые соответствуют не только определенному уровню экономических ожиданий, но и имеют потенциал социального и экологического воздействия, так называемый мультипликационный эффект, введенный в научный оборот Дж. Кейнсом. Циркулярные инвестиции являются социально ответственными, поскольку отвечают законам развития общества и окружающей среды, а также обеспечивают подконтрольность экологического долга и экологического следа, поскольку погашение отрицательных эффектов от хозяйственной деятельности экономических субъектов. Конечной целью развития сферы циркулярного инвестирования является создание устойчивого бизнеса, деятельность которого способствует покрытию не только эксплуатационных затраты, связанные с текущим выполнением работ, оказанием услуг, но и реализация инвестиционных проектов, соответствующих проводимой политике ресурсо- и энергосбережения.
При рассмотрении циркулярных инвестиций предполагается, что основная их часть основана на вложениях в технологическое обеспечение этой деятельности. Однако стоит отметить, что разработка соответствующих технологий, создание оборудования и координация природоохранной деятельности выступают, прежде всего, интеллектуальными задачами, требующими достаточных знаний и навыков, научных и опытно-конструкторских решений и т.п. Иными словами, важно обращать внимание на долю инвестиций в человеческий капитал. Так, повышение доли инвестиций в человеческий капитал в составе природоохранных инвестиций является залогом успешного построения в стране циркулярной экономики.
Опыт зарубежных стран демонстрирует, что такие страны, как Германия, Великобритания и Франция имеют более высокие показатели объема инвестиций, количества патентов и рабочих мест в циркулярных секторах экономики, что позволяет им занимать лидирующие позиции в области обращения с отходами. В странах ЕС и Норвегии инвестиции в циркулярную
экономику составляют менее 1% ВВП. Исследования, посвященные развитию экономик Чехии и Польши, отмечают, что при переходе традиционной модели экономики к циркулярной объем инвестиций ежегодно должен составлять более 3% ВВП [2].
В РФ ситуация с реальным инвестированием в охрану окружающей среды выглядит более неблагоприятной, чем в ведущих странах мира. Наблюдается отчетливая тенденция их постепенного снижения: объемы инвестиций в 2014 г. составили 158,6 миллиардов рублей, а в 2018 г. — 157,6 миллиардов рублей [1]. Динамика изменения объема инвестиций, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, в Российской Федерации представлена на рисунке 3.
14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
0,100 0,090 0,080 0,070 0,060 0,050 0,040
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Инвестиции, направление на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, млн р
■ Инвестиции, направленые на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
Рисунок 3 - Динамика инвестиций, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления
За исследуемый период объемы инвестиции, направленных на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов производства и потребления, выросли на 4666 млн р.. При этом с 2012 по 2015 г. наблюдался рост инвестиций с максимальным значением в 2015 г. в 12 732 млн р. По итогам 2017 г.. инвестиции на эти цели составили 10 942 млн р. [1].
Циркулярное инвестирование выступает в РФ основой формирования новой отрасли промышленности по переработке отходов, концептуальные
основы создания которой изложены в Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г. В данном документе отмечается, что «ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие российского государства» (п. 1 гл. 2). В качестве актуальной задачи обозначено создание, формирование на перспективу отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов на опыте передовых стран. Отмечается неудовлетворительный уровень развития промышленности в области вовлечения отходов в хозяйственный оборот в силу крайне низкого значения инвестиционных вложений в создание предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов [6].
Критическая оценка позволяет сделать вывод о том, что представленный документ не дает практического обоснования формирования сферы циркулярного инвестирования, её острой необходимости, так же, как и самой модели циркулярной экономики. Российская действительность показывает, что и на законодательном уровне, и в научной среде отсутствует четко определенная концепция развития механизмов циркулярной экономики, прослеживаются лишь отдельные предпосылки к внедрению, но их эффективность незначительна.
В целях объективной оценки достижения целей Стратегии по развитию отрасли промышленности по переработке отходов выделяется ряд целевых показателей, среди которых можно определить показатели, непосредственно демонстрирующие направления реализации инвестиционных вложений в развитие данной отрасли. Важно отметить, что наиболее удачными являются показатели, обозначенные в Проекте Стратегии, поскольку охватывают как социально-экономическое значение развития новой отрасли промышленности, так и её финансовый аспект. Сама Стратегия преобладающее значение отдает
развитию объектов инфраструктуры отрасли переработки отходов, однако, оснащенность инфраструктурой не является результатом налаженной государственной политики в данной сфере (таблица 1).
Достижение целевых показателей демонстрирует, что к 2030 г. государственная политика в области обращения с отходами производства и потребления в стране будет в большей степени ориентирована на переработку отходов с целью их дальнейшего использования и отказ от традиционной системы утилизации отходов. В развитие отрасли будут вовлечены как государственные органы в рамках обеспечения институционального механизма, так и субъекты крупного и среднего бизнеса в части реализации ресурсосберегающих и эффективных инвестиционных проектов.
Таблица 1 - Целевые показатели инвестиционного развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления_
№ Наименование показателя Пороговое значение (на основе прогнозного значения на 2020 г.) Пороговое значение (на основе прогнозного значения на 2030 г.)
Проект Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года
1 Доля переработанных отходов в общем объеме образованных отходов, % 54 95
2 Количество новых рабочих мест в отрасли переработки отходов производства и потребления, тыс. ед. 18,5 90
3 Доля предприятий, осуществляющих переработку отходов с использованием наилучших доступных технологий, в общем количестве предприятий, осуществляющих переработку отходов, % 54 95
4 Среднегодовой прирост внебюджетных инвестиций в объекты капитального строительства отрасли переработки отходов производства и потребления, % 11,6 8,9
Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года
1 Количество созданных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, ед. 41 226
2 Вклад отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, % 0,09 0,11
3 Уровень снижения образования отходов, % -1,8 -3,7
4 Доля импорта оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов, % 30 10
В соответствии с Проектом, дается комплексная оценка экономического, экологического и социального аспектов внедрения в российскую промышленность данной отрасли на основе уровня развития отраслевой инфраструктуры, в том числе системы управления, созданных условий устойчивого научно-технического развития отрасли, а также масштабности привлечения инвестиций. Сама Стратегия дает оценку развития данной отрасли в контексте влияния на экономический рост, структуру экономики и реализации политики по импорту продукции.
Особое внимание необходимо уделить таким показателям, как «Среднегодовой прирост внебюджетных инвестиций в объекты капитального строительства отрасли переработки отходов производства и потребления, %» и «Доля предприятий, осуществляющих переработку отходов с использованием наилучших доступных технологий, в общем количестве предприятий, осуществляющих переработку отходов, %», поскольку демонстрируют уровень инвестиционной активности отечественных предприятий по внедрению вложений в объекты экологически чистого производства с финансовой точки зрения и полученного результата. Многие указанные показатели выступают в качестве оценки социально-экономических последствий реализации циркулярного инвестирования: оценка доли переработанных отходов в общем объеме образованных отходов, как результата внедрения отходоресурсов в производственные процессы; общий уровень снижения образования отходов в рамках развития циркулярной экономики; а также влияние новой отрасли по переработке отходов на экономический рост в стране.
Получается, что перед государством ставится важная задача создания эффективной комплексной системы управления и регулирования в области обработки, утилизации и обезвреживания, в том числе, за счет разработки научно обоснованных предложений по выработке финансово-экономического механизма государственной поддержки и создания
стимулирующих инструментов предпринимательской, научно-технической, инновационной и производственной деятельности по обращению с отходами, а также формирования, как на региональном, так и на местном уровнях замкнутых циклов обращения с отходами. Теоретически экономика страны сталкивается с необходимостью формирования производственных процессов на основе требований циркулярной экономики.
Подводя итог вышеизложенному, мы пришли к выводу, что оценить эффективность циркулярного инвестирования в рамках развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления в соответствии с реалиями российской экономики можно будет лишь в ближайшей перспективе десятилетия. Низкая активность частного сектора, незначительная поддержка со стороны государства, отсутствие действующей нормативно-правовой базы и многие сопутствующие барьеры сыграли свою роль в «торможении» трансформации российской экономики в циркулярную. К сожалению, сложившаяся ситуация в России свидетельствует о том, что о таком виде циркулярных инвестиций пока и говорить преждевременно.
Библиографический список
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среду в Российской Федерации» / Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации // [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://gosdoklad-ecology.ru
2. Доклад ООН: Глобальная экологическая перспектива 6. - 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org
3. Кормишкина Л. А. Организованный рециклинг ресурсов как особый фактор экономического роста в неоиндустриальной экономике (теория, методология, практика) : монография / Л. А. Кормишкина, Е. Д. Кормишкин, В. А. Горин [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук проф.
Л. А. Кормишкиной; Редакционно-издательский центр МГПИ. - Саранск, 2018. - 232 с.
4. Липина С. А. Развитие зеленой экономики в России : возможности и перспективы / С. А. Липина, Е. В. Агапова, А. В. Липина // Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Высш. шк. гос. упр. -Москва : URSS : ЛЕНАНД, cop., 2 017. - 322 c.
5. Сачек П. Замыкая круг: законодательное стимулирование внедрения циркулярной экономики / П. Сачек, И. Точицкая, Н. Батова // BEROC: Green Economy Policy Paper Series. - 2018.
6. Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 января 2018 г. №84-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
7. Фюкс Р. Зеленая революция: Экономический рост без ущерба для экологии / Ральф Фюкс ; Пер. с нем. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 330 с.
8. Яшалова Н. Н. Специфика анализа природоохранных инвестиций в рамках проблемы экологизации национальной экономики /Н. Н. Яшалова, Д. А. Рубан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - №35. -C. 2-12
9. Ellen MacArthur Foundation: Towards a Circular Economy: Business Rationale For An Accelerated Transition. - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/TCE Ellen-MacArthurFoundation-9-Dec-2015.pdf