Научная статья на тему 'Циркулярная экономика и экология'

Циркулярная экономика и экология Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
циркулярная экономика / эффективное использование ресурсов / отходы / circular economy / effective use of resources / waste

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Николаевич Мухлынин

В статье анализируются дискуссии, посвященные циркулярной экономике, которая, помимо эффективного использования ресурсов, направлена и на минимизацию отходов. Автор рассматривает экологический компонент государственной политики в аспекте перехода к раздельному сбору мусора и необходимости включать в территориальные схемы. Высказываются суждения о необходимости на национальном уровне наводить порядок с сортировкой и переработкой мусора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circular economy and ecology: topical issues of legal regulation

The article analyzes the discussions on the circular economy, which in addition to the effective use of resources is aimed at minimizing waste. The author considers the environmental component of state policy in the aspect of transition to separate waste collection and the need to include in territorial schemes. Opinions are expressed about the need to clean up the sorting and processing of garbage at the national level

Текст научной работы на тему «Циркулярная экономика и экология»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

УДК 349.6 ББК 67.407

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10106

ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА и экология

Актуальные вопросы правового регулирования

Дмитрий Николаевич МУХЛЫНИН, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» E-mail: muhlynin78@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.06 — земельное право;

природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Аннотация. В статье анализируются дискуссии, посвященные циркулярной экономике, которая, помимо эффективного использования ресурсов, направлена и на минимизацию отходов.

Автор рассматривает экологический компонент государственной политики в аспекте перехода к раздельному сбору мусора и необходимости включать в территориальные схемы. Высказываются суждения о необходимости на национальном уровне наводить порядок с сортировкой и переработкой мусора.

Ключевые слова: циркулярная экономика, эффективное использование ресурсов, отходы.

Annotation. The article analyzes the discussions on the circular economy, which in addition to the effective use of resources is aimed at minimizing waste.

The author considers the environmental component of state policy in the aspect of transition to separate waste collection and the need to include in territorial schemes. Opinions are expressed about the need to clean up the sorting and processing of garbage at the national level.

Keywords: circular economy, effective use of resources, waste.

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) в своей структуре содержит целую главу, посвященную экономическому регулированию в области охраны окружающей среды (глава 4), которая направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды1.

24 — 26 мая 2018 г. состоялся Петербургский международный экономический форум, при-

влекший внимание интересными дискуссиями. Одна из них была посвящена циркулярной экономике, которая, помимо эффективного использования ресурсов, направлена на минимизацию отходов.

Напомним, что под циркулярной экономикой понимается экономика, которой свойствен восстановительный и замкнутый характер. Для нее характерна минимизация потребления первичного сырья и объемов перерабатываемых ресурсов, и это сопутствует снижению отходов, направляемых на захоронение, при одновременном сокращении площадей, занимаемых поли-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

гонами и неорганизованными (стихийными) свалками2.

Обычно выделяют четыре отличительные черты, присущие циркулярной экономике:

1) контроль над запасами природных ресурсов;

2) соблюдение баланса возобновляемых ресурсов для сохранения и поддержания на неистощимом уровне природных богатств;

3) выявление и предотвращение негативных внешних и внутренних эффектов текущей производственной деятельности, цель — повышение эффективности экономической и экологической систем;

4) оптимизация процессов потребления путем разработки и распространения продукции, комплектующих и материалов, отвечающих высокому уровню их повторного использования3.

В наших исследованиях мы уже упоминали о том, что политическая воля сегодня направлена на приоритет при разработке национальных проектов в сфере экологии; исходят из того, что необходимо применять всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанные на использование наилучших доступных технологий4.

В настоящее время социально-экономическое развитие вместе с ростом благосостояния граждан ориентируется на повышение качества жизни. Качество жизни — это очень широкое понятие, в том числе учитывающее и проблемы окружающей среды того населенного пункта, где живет человек.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С. Иванов на Петербургском международном экономическом форуме сказал: «Мы прекрасно понимаем, что одномоментно решить все экологические проблемы не только у нас в России, но и в любой другой стране мира, невозможно. Прогресс в экологии, как правило, длится годами, и результаты быстро не становятся явственными. Мы твердо настроены на то, чтобы построить четыре мусоросжигательных завода в Подмосковье и один в Татарстане по самым современным технологиям, но начались протесты. Такие же заводы существуют в центре Вены, Токио, есть рестораны на этих заводах, и там нулевой выброс вредных веществ. Нет, все равно, не дадим строить эти заводы. А что вы предлагаете делать тогда? Продолжать мусор на землю выбрасывать?»5.

В июле 2016 г. Федеральным законом РФ № 353-ф3 Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» был дополнен новой главой 9.1 «Лесопарковые зеленые пояса», согласно ст. 62.1 которой лесопарковые зеленые пояса — это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие территории, на которых расположены и леса, и водные объекты или их части, и природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к этим лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему, а также выполняют средообра-зующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. Эта законодательная новелла имеет важное значение, внося дифференциацию в систему территорий и выделяя специальные зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, которые подлежат и особому режиму правового регулирования.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству В. Гутенев на форуме подытожил промежуточные результаты закона «Зеленый щит». Так, в 85 субъектах Российской Федерации была выдвинута инициатива по созданию лесопарковых защитных зон. На 25 территориях пройдены необходимы процедуры и сейчас эти территории, которые должны защитить не только большие мегаполисы, но и небольшие города, уже нарезаются, и это от 100 до 1000 гектаров6.

Поддержим риторический вопрос председателя Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Комитет) В.В. Бурматова: «Как же нам от теоретических штудий перейти к реальным делам? Начинать надо с раздельного сбора мусора, включать его в территориальные схемы, наводить порядок с сортировкой, пускать в переработку. Двигаться в этом же векторе развития, что и весь цивилизованный мир, и не закапывать в землю отходы, как сейчас. Более 90% их — это отходы промышленного производства, которые не запускают в повторный цикл»7.

С точки зрения реализации ориентира на циркулярную экономику мы допускаем непростительные ошибки, совершенно нерационально распоряжаясь бытовыми отходами, которые могут и должны быть пущены на вторичную пере-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

работку; у нас стоят незагруженные мощности заводов по переработке пластика, не хватает сырья. Ответ на вопрос, как же так происходит, если города обрастают кольцами мусорных свалок, очень прост: нет раздельного сбора мусора.

Председатель Комитета В.В. Бурматов сообщает, что Госдума в конце прошлого года узаконила раздельный сбор мусора, но до сих пор в региональных территориальных схемах размещения отходов он не появляется. Этим же надо заниматься, проще мусор сваливать на полигоны8. А люди выходят и протестуют. По данным опросов, более 80% россиян готовы разделять мусор, нужно только создать для этого инфраструктуру.

Таким образом, правовое регулирование циркулярной экономики во взаимодействии с экологией требует пристального внимания и развития, поскольку экономика не отделима от стандартов экологической безопасности и социального общественного блага, потому что само развитие экономики по современным стандартам включает и фактор экологической безопасности.

Исследователь М.М. Мухлынина отмечала, что проблема заключается еще и в системе органов, а именно в том, что экологическую безопасность в стране обеспечивают согласно законодательству абсолютно все федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а при детальном анализе — всего лишь несколько конкретных подразделений и должностных лиц9.

1 Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 20.02.2001 г.; ред. от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2 Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Ветрова М.А. Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 2. С. 45.

3 Там же.

4 Мухлынин Д.Н. К вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании в Российской Федерации «зеленой экономики» // Закон и право. 2018. № 6. С. 97—99.

5 Офиц. сайт Рос. газ. // иК.Ь:Шрз://^.гц (Дата обращения: 05.06.2018)

6 Там же.

7 Глазкова Л. Нужен закон об экологической информации // Российская Федерация сегодня. 2018. № 6. С. 53.

8 Там же.

9 Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105—106.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс»

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 20.02.2001 г.; ред. от 29.07.2017 г. № 280-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

3. Глазкова Л. Нужен закон об экологической информации // Российская Федерация сегодня . 201. № 6.

4. Мухлынин Д.Н. К вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании в Российской Федерации «зеленой экономики» // Закон и право. 2018. № 6. С. 97—99.

5. Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105—106.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.