Научная статья на тему 'К вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании в Российской Федерации «Зеленой экономики»'

К вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании в Российской Федерации «Зеленой экономики» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
экология / общество / социально-экономическое развитие / «зеленая экономика». / ecology / society / socio-economic development / «green economy».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Николаевич Мухлынин

В статье рассматриваются вопросы перехода в настоящее время государственной политики к новой экономической модели, ставятся новые задачи для экологического законодательства. «Зеленая экономика», достижение целей устойчивого развития ООН — новые ориентиры политики, которые анализируются автором. Отмечается, что социально-экономическое развитие страны в рамках тех приоритетных направлений, которые определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, будет реализовываться в комплексе триады — «экономика, природа, общество». Автором предлагаются новые правовые механизмы поддержки перехода к новой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of development trends and legal regulation of the «green economy» in the Russian Federation

The article discusses the issues of transition at present state policies to the new economic model, provides a new challenge to environmental legislation. «Green economy», the achievement of the UN sustainable development goals — new policy guidelines, which are analyzed by the author, ft is noted that the socio-economic development of the country in the framework of the implementation of the priority areas identified by the national security Strategy of the Russian Federation will be implemented in the complex of the triad — «economy; nature, society». The author proposes new legal mechanisms to support the transition to a new model.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании в Российской Федерации «Зеленой экономики»»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

УДК 349.6 -

ББК 67.407

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10023

к вопросу о тенденциях развития и правовом регулировании

в российской федерации «зеленой экономики»

Дмитрий Николаевич МУХЛЫНИН, старший научный сотрудник НИЦ-2 Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» E-mail: muhlynin78@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.06 — земельное право;

природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перехода в настоящее время государственной политики к новой экономической модели, ставятся новые задачи для экологического законодательства. «Зеленая экономика», достижение целей устойчивого развития ООН — новые ориентиры политики, которые анализируются автором. Отмечается, что социально-экономическое развитие страны в рамках тех приоритетных направлений, которые определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, будет реализовываться в комплексе триады — «экономика, природа, общество». Автором предлагаются новые правовые механизмы поддержки перехода к новой модели.

Ключевые слова: экология, общество, социально-экономическое развитие, «зеленая экономика».

Annotation. The article discusses the issues of transition at present state policies to the new economic model, provides a new challenge to environmental legislation. «Green economy», the achievement of the UN sustainable development goals — new policy guidelines, which are analyzed by the author. It is noted that the socio-economic development of the country in the framework of the implementation of the priority areas identified by the national security Strategy of the Russian Federation will be implemented in the complex of the triad — «economy, nature, society». The author proposes new legal mechanisms to support the transition to a new model.

Keywords: ecology, society, socio-economic development, «green economy».

Вдень инаугурации Президента России В.В. Путина 7 мая 2018 г. им был принят важный стратегический документ — Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором были поставлены очень амбициозные цели и задачи. Так, планируется вхождение Российской Федерации в пятерку крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности и т.д.

Реализация столь серьезных планов невозможна без усиления нагрузки на экологию. Прогнозируя возникновение негативных тенденций,

связанных с новыми ускоренными темпами развития экономики, в п. 7 Указа Президент дает указания Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что необходимо применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий, например, повышать качество питьевой воды, модернизируя системы водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса1.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

Проблема утилизации отходов становится одной из самых актуальных в настоящее время в России и в сфере экологии, и в сфере экономики.

По словам заместителя председателя Государственной Думы Российской Федерации О. Тимофеевой, еще много поручений Президента России В.В. Путина, данных в связи с Годом экологии — 2017 в России, не выполнено. Например, в сфере отходов не отработан на практике механизм учета мнения граждан при размещении полигонов, объектов сортировки и переработки отходов; этот вопрос требует немедленного обсуждения и принятия соответствующего подзаконного акта2.

Исследователи прогнозируют даже создание новой отрасли промышленности — отрасли по переработке отходов, что является для России значимым шагом вперед в экономике, однако многое еще препятствует этому: неразработанность правовой базы, «сопротивление» бизнеса, отсутствие организованной системы сортировки бытового мусора, который направляется на вторичную переработку, низкая экологическая культура граждан.

В Послании Федеральному Собранию РФ Президент России в сфере экологии поставил еще одну важную задачу — охрана атмосферного воздуха в промышленных центрах страны, которые находятся в критическом состоянии. Еще в 1990-е годы в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию отмечалась негативная динамика основных экологических показателей развития России, которая фиксировала увеличение негативного воздействия на окружающую среду в части суммарных выбросов в атмосферу от стационарных и мобильных источников3.

Законодатель продолжил в данном направлении работу серией нормативных правовых актов. Так, была разработана Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации4. Концепция была принята с целью проведения эффективной государственной политики и мер, направленных на сокращение объема антропогенных выбросов в атмосферу парниковых газов и смягчение климатических изменений в соответствии с принятыми международными обязательствами, а также с целью достигнуть в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов»5 показателя — обеспечить к 2020 г. сокращение объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75% от объема выбросов в 1990 г.

В данный период реализуются шаги по созданию развитой национальной системы учета (мониторинга, отчетности и проверки) объемов антропогенных выбросов парниковых газов, позволяющей исполнительным органам государственной власти, инвесторам, другим заинтересованным лицам получать актуальные и достоверные сведения об объемах выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Российской Федерации.

Однако существует один серьезный недостаток у данной системы; она оперирует в основном агрегированными данными и характеризуется двухлетним запаздыванием отчетности (отчет текущего года отражает объемы выбросов и поглощений парниковых газов за год, предшествующий предыдущему), что не отвечает целям и задачам климатической политики на современном этапе и требует доработки.

Мы уже отмечали, что в мире реализуются новые экономические модели, и государственная экологическая политика России должна учитывать данные международные тенденции развития6. Необходим анализ экологического права в контексте устойчивого развития. В частности, его можно разделить на две условные группы — законодательство международного и национального уровней.

Считаем, что более четко новые глобальные экономические вызовы и основные направления экономической трансформации отражены в трех заключительных документах Конференций ООН, принятых в декабре 2015 г. в Париже7, в сентябре 2015 г. в Нью-Йорке8 и в июне 2012 г. в Рио-де-Жанейро9. Именно в Нью-Йорке были приняты Цели устойчивого развития для всех стран до 2030 г. В докладах ООН и ее структур «зеленая экономика» определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость; при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее дегра-дации10. Невозможно с этим не согласиться.

В заключительном документе Саммита ООН в Рио-де-Жанейро в 2012 г. совершенно верно поставлена глобальная цель: «Будущее, которое мы хотим», поэтому «зеленая экономика» — это наш единственный и, как видится, возможный и правильный путь.

В последние несколько лет Россия активно участвует в разработке и принятии международных соглашений и концептуальных документов, многие из которых связаны с проблемами экологической устойчивости. Это требует в государ-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

ственной экологической политике, наряду с правовой поддержкой, идентификации экономических приоритетов и механизмов для реализации в стране новых направлений развития, создание также системы правового регулирования цифровой экономики, внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства11.

В рассматриваемом аспекте интересен труд исследователя A.A. Козыревой12.

Таким образом, социально-экономическое развитие России, реализация «зеленой экономики» невозможны без создания эффективной системы обращения с отходами производства и потребления и соответствующей нормативно-правовой базы, снижения негативного воздействия промышленных объектов на окружающую среду, внедрения «зеленых» технологий и многого другого.

Основной проблемой в данном случае является в первую очередь неразработанность правовой базы. Вместе с тем отметим, что силами профильных комитетов Государственной Думы ФС РФ, научной и юридической общественности во взаимодействии с бизнесом правовая база пополняется проектами законов, которые вбирают лучший зарубежный опыт и национальные правовые находки.

1 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL:http: // www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.05.2018)

2 Тимофеева О. Все хотят видеть вокруг себя живой, красивый мир // Парламентская газета. 2018. № 10 (2829). 16—22 марта. С. 11.

3 Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

4 Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 г. № 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 18. Ст. 2737.

5 Указ Президента РФ от 30.09.2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» // СЗ РФ. 2013. № 40 (ч. III). Ст. 5053.

6 См.: Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность эко-

номики и экология человека: правовой аспект // Закон

и право. 2018. № 4. С. 74—75;

Мухлынин Д.Н., Мухлынина М.М. Экономико-правовые

аспекты реализации Стратегии экологической безопас-

ности в России // Закон и право. 2018. № 5. С. 93—95;

Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую

безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105—106.

7 Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. ООН. Париж, 2015.

8 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015.

9 Будущее, которое мы хотим. Итоговый документ Конференции ООН. Рио-де-Жанейро, 2012.

10 Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности. ЮНЕП, 2011.

11 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года // URL:http: // www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.05.2018)

12 Правовые аспекты формирования информационного общества в соответствии со Стратегией развития информационного общества на 2017 — 2030 годы / Козырева A.A. // Право и государство: теория и практика. 2017. № 12. С. 130—132.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL:http: // www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.05.2018)

2. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1572.

3. Указ Президента РФ от 30.09.2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» // СЗ РФ. 2013, № 40 (ч. III). Ст. 5053.

4. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 г. № 716-р «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 18. Ст. 2737.

5. Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность экономики и экология человека: правовой аспект // Закон и право. 2018. № 4. С. 74—75.

6. Мухлынин Д.Н., Мухлынина М.М. Экономико-правовые аспекты реализации Стратегии экологической безопасности в России // Закон и право. 2018. № 5. С. 93—95.

7. Мухлынина М.М. Современные российские природоохранные органы, призванные обеспечивать экологическую безопасность // Закон и право. 2018. № 4. С. 105—106.

8. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ООН, 2015.

9. Тимофеева О. Все хотят видеть вокруг себя живой, красивый мир // Парламентская газета. 2018. № 10 (2829). 16—22 марта.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.