УДК 791.83 DOI 10.34130/2233-1277-2020-2-136-149
Д. В. Щербакова1
Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург
Цирковое искусство глазами отечественных печатных СМИ
XX век ознаменовался ростом количества печатных СМИ, появлением множества тематических журналов. Общество ощутило потребность в периодике как значимой силе общественной жизни. Бедственное положение артистов цирка конца XIX - начала XX в. привело к созданию профессионального союза, деятельность которого подкреплялась выпуском собственного журнала. Целью статьи стало исследование развития циркового искусства глазами отечественных СМИ, в частности тематических журналов. Проблема исследования заключается в том, какую информацию передают СМИ о цирковом искусстве, как происходит изменение социального статуса артистов цирка благодаря деятельности тематических журналов. В качестве метода исследования выбран контент-анализ отечественных журналов о цирке 1914-1993 гг. В результате исследования выяснилось, что специализированные журналы имели разные цели в разные периоды. При царской России - это желание артистов «единым фронтом» защищать свои интересы, иметь возможность трудоустройства и социальной защиты. В период советской власти целью изданий становится популяризация циркового искусства, прославление достижений советского народа во всех сферах. Журналы публикуют статьи о жанрах циркового искусства, обзоры программ. Со временем артист и его жизнь становятся темами выпусков. Цирк сам по себе является искусством, отражающим жизнь своего времени, события в стране. Артисты говорят со зрителем языком трюка, танца, пантомимой, пробуждая веру в силу человека, объединяя людей одной идеей. Меняются лидеры, меняется политический климат, и искусство не может оставаться в стороне от этих изменений. Проведенное исследование будет интересно как культурологам, историкам искусства, так и социологам.
© Щербакова Д. В., 2020
1 Статья была представлена на XIV Международной научной конференции «Семиозис и культура: человек, общество, культура и процессы социальной трансформации» (6-7 декабря 2019 года, г. Сыктывкар), организованной институтом культуры и искусства СГУ им. Питирима Сорокина.
Ключевые слова: артисты цирка, социальная защита, популяризация, журнал, институционализация, культура, власть и искусство.
D. V. Shcherbakova
North-West Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Circus Art Through the Eyes of Russian Print Media
The XXth century was marked by an increase in the number of print media, the emergence of many thematic magazines. Society felt the need for periodicals as a significant force in public life. The oppressed position of circus performers of the late XIX - early XXth centuries led to the creation of a trade union, the activity of which was supported by the release of its own magazine. The aim of the article was to study the development of circus art through the eyes of domestic media, in particular thematic magazines. The research problem is what kind of information the media transmit about circus art, how the social status of circus artists changes due to the activities of thematic magazines. The content analysis of domestic magazines and the circus of 1914-1993 was chosen as the research method. As a result of the study, it turned out that specialized journals had different goals in different periods. Under Tsarist Russia, it was the desire of entertainers to defend their interests with a united front, to be able to find employment and social protection. During the Soviet period, the goal of publications was to popularize circus art, to glorify the achievements of the Soviet people in all areas. Magazines published articles on genres of circus art, reviews of programs. Over time, the performer and his/her life become the themes of the releases. The circus itself is an art that reflects the life of its time, events in the country. Artists speak with the audience through the language of a trick, dance, pantomime, while awakening faith in the power of a person, uniting people with one idea. Leaders change, regimes change, and art cannot remain aloof from these changes. The study will be interesting to both art historians and sociologists.
Keywords: circus performers, social protection, popularization, magazine, institutionalization, culture, power and art.
Введение. Первый этап становления цирка как вида изящного искусства проходил достаточно тяжело. В период XVIII-XIX вв. он занимал незначительное место в иерархии видов искусств, он считался второсортным, «иллюзорным», что лишило цирк научного внимания и исследования искусствоведов. Вплоть до 20-х гг. XX в. не было написано ни одной серьезной исследовательской работы, посвященной цирку. Единственным источником информа-
ции о жизни цирка на тот момент были тематические журналы, массовый выпуск которых пришелся как раз на годы расцвета циркового искусства. Анализ развития тематики цирковых печатных СМИ, содержания и направленности публикуемых в них материалов как отражение развития циркового искусства и стали целью автора статьи. Изучение темы циркового искусства проливает свет на ранее не исследованное поле социокультурных реалий, что раскрывает научно-исследовательскую ценность статьи.
Методы исследования. Предлагаемая к вниманию статья основана на историческом контент-анализе отечественных тематических журналов, посвященных цирковому искусству, таких как «Сцена и арена» (1914-1918), «Цирк» (1925-1927), «Цирк и эстрада» (1927-1930), «Советский цирк» (1957-1967), «Советская эстрада и цирк» (1967-1993), «Большой московский цирк» (1995-1996), «Мир цирка» (1998-2000). Автором представлен ретроспективный анализ изменений социокультурного статуса цирка и его артистов. В статье характеризуются основные исторические вехи, повлиявшие на развитие циркового искусства и содержательное наполнение периодических изданий, показана прямая связь между презентационными особенностями цирковых номеров, настроениями в обществе и политическими событиями.
Результаты. К концу XIX в. в России работало до трех десятков цирков. Большинство из них вели кочевой образ жизни, но существовали и стационары в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и других городах.
Артисты получали оплату за свой труд нерегулярно, зачастую голодали, жили в неподходящих для жизни помещениях, работали без соблюдения норм безопасности. Если артист цирка становился инвалидом, а также с наступлением старости, он, как правило, становился нищим. Акции по защите собственных прав артистов цирка носили преимущественно анархичный характер. И только в 1905 г. под влиянием революционных настроений заговорили о создании профессионального союза цирковых артистов [1].
В 1914 г. создается Российское общество артистов варьете, эстрады и цирка (РОАВЦ). Первое периодическое издание о цирке, журнал «Сцена и арена», выпускает РОАВЦ с 1914 по 1918 г. Дебютный выпуск журнала выходит 29 мая 1914 г. Приветственное слово содержит информацию о создании РОАВЦ, его целях и задачах.
Целиком страница журнала отводится на рекламу преимуществ Общества: это и материальные ссуды, юридическая и врачебная помощь, рекомендательное бюро (служба трудоустройства артистов цирка] и льготная стоимость размещения рекламы. В целом весь первый номер посвящен РОАВЦ, привлечению в его ряды новых членов. В номере публикуется первый список членов Общества, состоящий из 177 человек, указываются суммы пожертвований, дан список варьете и цирков, действующих в стране, размещены объявления артистов. Журнал становится площадкой для рекламы артистов с целью ангажирования (рис. 1].
Рис. 1. Рекламный блок журнала «Сцена и арена», 1914 г
Партерные акробаты
гт, ПОДКИДНОЙ ДОСТОЙ!
т
нуэшшыг ШУЩ
Ангажементы принимаэмъ въ цирки , эарХетэ , сады в иллюзионы.
Адросъ: Г. Уяаи!.. Цир1п>. г. Матрицу.
Второй номер журнала содержит на своих страницах отчет о заседаниях совета, число членов общества и суммы пожертвований. Интересны статьи, вошедшие в этот номер. В одной из них затрагивается вопрос о расслоении среди артистов. В анонимной статье «Неудобно» представлены артистические «касты»:
1] императорские артисты;
2] драматические и оперные столичные;
3] драматические и оперные провинциальные;
4] комедийные, фарсовые и оперетные столичные и провинциальные;
5] цирковые и эстрадные, кафешантанные и т. д. [2, с. 6] Автор обращается к артистам «рангом выше» с просьбой не
презирать человека за его «чин», а заглядывать на нравственный облик и ценить достоинство. По его мнению, именно Общество позволит артистам стать великой единой семьей, так как идея его создания идет снизу, а цель - самопомощь.
Одна из статей второго выпуска показывает разницу между цирковым представлением и театральным. В качестве критерия представлена возможность зрителя самостоятельно безошибочно определять способности исполнителей. В цирковом искусстве все на виду. И если артист не справился с исполнением номера, это поймет любой зритель. Так же как и сможет оценить сложность исполняемых номеров. Таким образом, цирк ближе к народу, он средство общения, понятное каждому.
Широкий круг насущных тем обсуждается на страницах журнала «Сцена и арена». Авторы статей поднимают вопросы запрета продажи алкоголя в заведениях, где выступают артисты, о «рабстве» артисток варьете, о благотворительных выступлениях. Уже к четвертому номеру членов РОАВЦ насчитывается 2000 человек. Интересны обозначения дат выступлений артистов. Они привязываются к православным праздникам (рис. 2). Такая практика встречается повсеместно.
М-пе Лющя гастропируетъ съ огромнымъ усп'Ьхомъ въ Петроград^ въ циркй „Модбрнъ" и пролонгирована до Ben. Поста, Свободна только съ Пасхи.
Рис. 2. Рекламный блок журнала «Сцена и арена», 1914 г
С началом Первой мировой войны журнал активно публикует на своих страницах истории об артистах, призванных на фронт, посвящает им стихи и пожелания победы, размещает рассказы с фронта. Членов общества призывают жертвовать деньги семьям воинов. Из Германии, которая объявила войну России, не мог выехать А. Л. Дуров, о чем неоднократно сообщалось в журнале. Возвращению артиста посвящен 9-й номер. Сам цирк в этот период играет роль своеобразного средства массовой информации. Цирковые номера - сатирические куплеты, монологи, пантомимы - освещали события, происходящие на фронтах, благодаря чему неграмотные зрители узнавали последние новости.
Была значительна сила религиозного влияния на искусство. Так, на государственном уровне обсуждался запрет представлений на время Великого поста. Артисты через журнал активно сопротивлялись таким проектом. Одновременно оставались сильны суеверия, вера в паранормальные способности отдельных людей.
Пользовались наивностью сограждан антрепренёры всего мира. Одно только имя «величайшего шоумена» Финеаса Тейлора Барнума многое расскажет об этой эпохе циркового искусства. Российские же зрители имели возможность наблюдать за «чудесами» ясновидящей 8-летней Люции. «Сеансы этой миловидной девчурки, одаренной таинственной способностью угадывать мысли, узнавать имена и предсказывать события жизни, производят на публику необычайно сильное впечатление» [3]. В этом же жанре выступают «8-летняя мадмуазель Аннэте», «единственная русская девочка-феномен Оля Зубарева», «гениальное дитя Маня Умницкая». Заметно отличался на фоне «ясновидящих» 7-летний Володя Зубрицкий, гастроли которого «в цирках Никитина, Девинье и Чинизелли собрали ... всю Москву, весь Ленинград» [4, с. 7]. Володя был гениальным ребенком, математиком с уникальной памятью. Он с легкостью перемножал четырехзначные числа, помнил дни недели любой даты любого года. В СМИ нередко писали о таланте мальчика, признавая в нем гения.
Отсутствие социальной защищенности артистов со стороны государства подталкивает РОАВЦ решать социальные вопросы своими силами. На страницах журнала идет обсуждение создания Бюро труда (единой биржи трудоустройства артистов), позже названное Рекомендательным бюро. Также Обществом учреждается похоронная касса, выдающая пособия на погребение, Дом инвалидов и престарелых артистов.
Финансовые отчеты, уставы новых структур, отчеты о собраниях Общества в разных городах - все это публикуется на страницах «Сцены и арены».
К концу 1915 г. Общество основывает Фонд помощи детям-сиротам погибших на поле боя артистов.
С появлением большого количества фондов и обязательных платежей численность членов Общества сокращается. Стоит отметить, что немецкие артисты варьете и цирка также были исключены из РОАВЦ. К середине 1916 г. численность членов составляла всего лишь 711 человек. Журнал начинает выходить все реже, бумага, на которой он печатается, становится более дешевой, появляются объявления финансовых организаций.
Обнищание населения, связанное с войной, стало одной из причин революционных событий в России. С огромным энтузиаз-
мом революция была встречена Российским обществом артистов варьете и цирка. Объединенные 4-й и 5-й номера журнала публикуют обзор политических событий, революционные песни и стихи. Обложка журнала гласит: «Да здравствует свободная Россия! Да здравствует Народное право!» [5]
В последующих номерах журнала появляются статьи, критикующие действия Правления РОАВЦ. На фоне разлада в Обществе в 1917 г. часть артистов создают собственный «Союз Артистов цирка». В совокупности целой череды событий выпуск журнала «Сцена и арена» прекращен.
Весной 1918 г. в Москве открывается Дом цирка, где проходят заседания деятелей искусства и литературы на тему сущности циркового искусства, его инновационной роли. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский излагает эстетическую программу обновленного цирка, характеризуя цирк как вершину искусства, возложив на цирк коммуникативную, экспрессивную, когнитивную и идеологическую функции. К работе в цирке начинают привлекать литераторов, режиссеров, композиторов, хореографов.
В январе 1919 г. при театральном отделе Народного комиссариата просвещения РСФСР учреждают Секцию цирка, позже ставшую подотделом. Центральная задача новой государственной структуры - национализация московских цирков и реформа их репертуара. Уже в августе того же года выходит Декрет Совнаркома о национализации театров и цирков. Таким образом, цирк становится государственным институтом с централизованным управлением.
Невиданного расцвета на территории России цирк достигает после Октябрьской революции 1917 г. Цирк становится полноправным элементом культурной жизни страны благодаря своей универсальности, пропаганде положительных человеческих качеств. Цирковое искусство поддерживается правительствами социалистических стран. В 1922 г. на базе Секции цирка Нарком-проса организуется Центральное управление государственными цирками (ЦУГЦ], которое непосредственно руководит всеми цирками РСФСР.
Возобновляется печатная деятельность. С 1925 по 1927 г. два раза в месяц выходит иллюстрированный журнал «Цирк», в первом же номере которого, от 10 января 1925 г., публикуется статья А. Луначарского о популярности циркового искусства, любви
народных масс к нему, о пропаганде спорта через цирковые жанры и о необходимости постепенных реформ наполненности цирковых номеров. «Только не надо крайностей, не надо, конечно, бросаться в новаторство и подменять цирк чем-то еще совсем неизведанным, неисследованным, но не надо принимать цирк и таковым, каким он есть» [6, с. 4].
В отличие от своего предшественника, журнала «Сцена и арена», журнал «Цирк» по-настоящему начинает знакомство зрителя с этим видом искусства. Журнал «Сцена и арена» был создан преимущественно для самих артистов варьете и цирка, для обсуждения проблем, решения насущных вопросов, взаимопомощи и трудоустройства. В «Цирке» же номера посвящены обзору цирковых жанров, новостям из цирков разных городов нашей страны и зарубежья, представлены афиши. Появляются рубрики «Артисты цирка о себе», «Трюки», «Цирк для детей». Журналисты много пишут о роли цирка для детей, призывая родителей приводить детей в цирк как можно чаще. Статьи посвящаются и истории цирка.
Расширяется тематика статей журнала в 1926 г. Если до 1925 г. артисты рассказывали больше о своем номере, то постепенно рубрика становится более автобиографичной. На страницах появляются рассказы о цирке, обзор кинофильмов, посвященных цирку, работ художников на цирковую тему, о зарубежных гастролях и о передвижных цирках.
С 1927 по 1930 г. выпускается журнал «Цирк и эстрада». Основными рубриками журналов стали хроники цирка, варьете, спортивные обозрения, фельетоны, шаржи, объявления и тематическая реклама.
Цирковое искусство начинает тесно переплетаться с кино. Артистов цирка приглашают исполнять главные роли, например, С. Липкину, П. Есиковского и К. Бен-Селима - в ролях «красных дьяволят» одноименного фильма П. Бляхина. На цирковых приемах строит свои историко-революционные приключенческие кинокартины И. Перестиани.
Надо заметить, что советская власть пыталась взять под контроль цирковое искусство. Жесткая цензура, развернувшаяся в тридцатые годы, затронула литературу, музыку, кинематографию, живопись и скульптуру. Тем не менее природа циркового искусства
делала контроль над ним достаточно затруднительным. Основное внимание зрителя в цирке сконцентрировано на невербальных знаках. Анархистко-номадическое пространство цирка представляло собой некий «культурный андеграунд» советского искусства. Цирк продолжал сохранять и присущую ему эротическую семантику, выраженную как в костюмах, так и в действии. Еще меньшему контролю были подвластны передвижные цирки и любительские цирковые труппы. В совокупности этих факторов издание тематического циркового журнала было невозможным вплоть до смерти И. В. Сталина.
При этом само цирковое искусство продолжает развиваться. В 1938 г. создается Государственное училище циркового искусства, переименованное в 1961 г. в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ]. В период Великой Отечественной войны были созданы филиалы Московского цирка и Ленинградского Фронтового цирка, организованы фронтовые артистические бригады, включая бригаду студентов ГУЦЭИ. Цирковые номера были построены на антифашистскую тематику.
После окончания войны и налаживания мирной жизни в 1957 г. на базе Главного управления цирками создается Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», куда входили все цирки Советского Союза. В этот же год начинает издаваться журнал «Советский цирк», выходивший раз в месяц вплоть до 1993 г. Немалое значение имеет то, что выпуск журнала начался в годы «хрущевской оттепели», когда либерализация общественной жизни и большая свобода творческой деятельности вкупе со свободой слова стали существенно изменять повседневные практики культурной жизни населения страны.
Первый номер журнала был посвящен гастролям цирков дружественных стран, состоявшимся в Москве. Второй номер содержал статьи об истории цирка, об училище циркового искусства, о цирковых артистах, прозу, поздравления с юбилеем.
Журнал является скорее профессиональным изданием, основная аудитория которого - работники и артисты цирка. Первый номер 1958 г. содержит поздравления известных цирковых зрителей, в числе которых Л. Орлова, А. Райкин и Р. Брусничкина (директор московской общеобразовательной школы]. Тем самым в редакции акцентируют внимание на равенстве между известностью
работника сфер культуры и образования. Этот новогодний номер также содержит стихи, посвященные артистам разных жанров. Появляется рубрика, в которой проводится экспертный анализ номеров и цирковых программ. В этом и последующих выпусках представлены обзоры гастролей советского цирка в зарубежные страны: Чехословакию, Грецию, Югославию, Австрию, Индию, Великобританию, Бирму, Францию, Швецию, Бразилию и др. В общей численности артисты советского цирка посетили с гастролями 66 зарубежных стран всех континентов мира [7]. После гастролей становится традицией публиковать впечатления артистов о поездке. Это статьи позитивного характера, в которых нет информации о сложностях поездок, какого-либо негатива о странах, принимавших артистов, тем более о СССР. Появляются рубрика обзора зарубежных новостей цирка, юмористические рисунки.
Социальная защита артистов цирка, которую реализует советская власть, также активно освещается в номерах «Советского цирка». Публикуются статьи о профсоюзной конференции цирковых деятелей, об открытии пансионата для пожилых артистов. Патриотические настроения формируются такими статьями, которые посвящаются цирковым артистам, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны, о цирковых коллективах, которые давали концерты на фронтах. Ценность циркового искусства активно транслируется через большое кино. Работы режиссеров, в которых задействованы цирковые артисты, животные цирка, а порой и сюжет фильма - всему находится место на страницах журнала.
Ежегодно вплоть до 1972 г. четвертый, апрельский выпуск журнала посвящается дню рождения В. И. Ленина. Самый масштабный выпуск на эту тему был издан в 1970 г., когда праздновалось 100-летие со дня рождения политического и государственного деятеля страны.
Начиная с 1959 г. главной темой мартовского, третьего номера журнала становится Международный женский день. На страницах «Советского цирка» печатаются статьи о женщинах - артистках цирка и о работницах цирка (ветеринарах, врачах и др.]. С введением наград и государственных премий для цирковых деятелей имена награжденных публикуются в журнале. Особенно это касается периода правления Л. И. Брежнева. Артистов награждали орденами
Трудового Красного знамени, Знаками почета, Трудовой доблести, Трудового отличия.
Отдельные статьи журнала посвящаются циркам союзных республик - Казахстана, Грузии, Белоруссии, Киргизии и др.
Правительственные планы по продвижению циркового искусства в массы реализуют себя через строительство цирков в городах Советского Союза. Проекты зданий публикуются на страницах «Советского цирка», а также периодически появляются статьи об открытии цирка в том или ином городе.
Журналисты издания активно пишут о выступлениях коллективов «Цирка на сцене». Специализация данных цирковых коллективов состоит в том, что они дают представления не на манеже, а на сцене. При этом сценой не всегда становятся сцены театров или Домов культуры. В большинстве своем артисты выступают перед рабочими промышленных предприятий непосредственно на заводе, коллективами колхозов и совхозов, на стадионах. Через новости о выступлениях цирковых коллективов журналисты прославляют работников советского труда и достижения большой страны.
Как и предшественники: «Сцена и арена», «Цирк и эстрада» -журнал «Советский цирк» публикует статьи о цирковых жанрах, цирковых артистах и династиях. С появлением новых форм циркового искусства - зооцирк, цирк на воде, цирк на льду -появляются и публикации, посвященные новым направлениям.
Традиционными становятся цирковые кавалькады в городах Советского Союза. Зрелищное шествие по центральным улицам артистов в костюмах и гриме, их зверей пропагандирует цирковое искусство. Кавалькада становится первой новостью на страницах летних выпусков журнала. Цирковое искусство проходит через все главные мероприятия страны, будь то фестиваль молодежи, первый полет человека в космос, олимпиада или съезд партии. На эти темы готовятся цирковые программы, им посвящаются выпуски журнала.
Начиная с середины 1963 г. журнал меняет свое название на «Советская эстрада и цирк». Появляются статьи об эстрадных исполнителях. Постепенно им посвящается все больше печатных листов издания. Появляются постеры с кумирами, кроссворды.
К концу 80-х журнал становится меньше по формату, а с наступлением девяностых стали появляться статьи о сложной реальности цирковой жизни. Уже не требовалось только востор-
женных статей, люди хотели писать и читать о разных гранях реальности цирка. Урезание финансирования цирков сказалось на зарплатах артистов. Кто-то из них уехал за границу, а кто-то просто стал работать не в полную силу. Поднимаются вопросы авторского права на номера, вопросы управления цирками. Появляются статьи о тех артистах, которые эмигрировали.
В 1993 г. выпуск журнала прекращен. С тех пор федерального издания, посвященного цирку, больше не издается. Распад СССР становится причиной преобразования «Союзгосцирка» в компанию «Российский цирк» в 1992 г., в чье ведение переходили все цирки России. Однако из подчинения компании выходят Большой Московский цирк на проспекте Вернадского и Цирк на Цветном бульваре (с 1997 г. Цирк Никулина], Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке и Казанский государственный цирк. Они перешли в прямое подчинение Министерству культуры РФ. Эти цирки имеют мировую славу, поэтому принимают решение о самостоятельном продвижении своего «бренда». Одним из инструментов продвижения становится издание Большим Московским цирком на пр. Вернадского собственного журнала - «Большой Московский цирк». Издание публикует статьи на двух языках - английском и русском. Издается в течение двух лет один раз в полугодие. В целом содержание журнала повторяет тематически своих предшественников. Здесь есть статьи о цирковых артистах, жанрах, фестивалях и т. п.
Цирковое искусство советского периода прошло путь от разрозненных единичных цирков к централизованной сети (около 50] под единым руководством, с профсоюзной организацией и системой социальной защиты. Специализированные журналы имели разные цели в разные периоды. При царской России - это желание артистов единым фронтом защищать свои интересы, иметь возможность трудоустройства и социальной защиты. В период советской власти целью изданий становится популяризация циркового искусства и советской власти. Сегодня одни функции взяло на себя государство, другие же решаются инструментами рынка. Новой цели нет, а значит, нет и единого журнала.
Наследие советского цирка, которым с таким упоением засматривались зрители нашей страны, который собирал полные залы в зарубежных гастролях, живо. Цирковое искусство передается
из поколения в поколение, отечественные цирковые династии известны всему миру, кузницей кадров до сих пор является и ГУЦИЭ.
Цирк всегда отвечал своему времени. И сегодня он становится зрелищным шоу с использованием все более красочных и сложных костюмов, невероятного театрального грима, световых и цветовых решений, фантастических декораций, технических достижений. Цирк глобализировался. Артисты ищут признания своего таланта на аренах разных стран и городов. В цирке нет ничего постоянного. Зритель хочет видеть новые программы, новые номера, новые лица. И цирковое искусство отвечает его запросам.
Цирк ушел от проблем государства, он не зависит от идеологий, он служит народу. Цирковые номера в большинстве своем уже не имеют скрытых подтекстов. Это красивое шоу, где человек является главным творцом своей мечты.
Заключение. На протяжении ХХ века социокультурная значимость цирковой деятельности выразилась в приобретении цирковыми артистами общественного признания и в обеспечении их системой социальной защиты. Немалую роль сыграли в этом и тематические печатные СМИ, популяризовавшие знание о профессиональном труде работников цирка.
Цирковое искусство советского периода прошло путь от разрозненных единичныхцирков кцентрализованнойсети (около 50] под единым руководством, с профсоюзной организацией и системой социальной защиты. Специализированные журналы имели разные цели в разные периоды. При царской России - это желание артистов единым фронтом защищать свои интересы, иметь возможность трудоустройства и социальной защиты. В период советской власти целью изданий становится популяризация циркового искусства и советской власти. Сегодня одни функции взяло на себя государство, другие же решаются инструментами рынка.
Наследие советского цирка, которым с таким упоением засматривались зрители нашей страны, который собирал полные залы в зарубежных гастролях, живо передается из поколения в поколение; отечественные цирковые династии известны всему миру, кузницей кадров до сих пор является и ГУЦИЭ. Цирк всегда отвечал своему времени. И сегодня он становится зрелищным шоу с использованием все более красочных и сложных костюмов, невероятного театрального грима, световых и цветовых решений, фантастических декораций, технических достижений. Цирк глобализировался. Артисты ищут
признания своего таланта на аренах разных стран и городов. В цирке нет ничего постоянного. Зритель хочет видеть новые программы, новые номера, новые лица. И цирковое искусство отвечает его запросам. В настоящее время цирк ушел от проблем государства, он не зависит от идеологий, он служит народу. Цирковые номера в большинстве своем уже не имеют скрытых подтекстов. Это красивое шоу, где человек является главным творцом своей мечты.
Библиографический список
1. Щербакова Д. В. Институционализация цирковой деятельности в России // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 23-25 мая 2019 г. СПб.: Политех-пресс, 2019. С. 448-452.
2. Драматический артист. Неудобно // Сцена и арена. 1914. № 2. С. 6-7.
3. Рекламный блок // Сцена и арена. 1914. № 3. С. 20.
4. Волшебники цифр // Цирк. 1925. № 11. С. 7.
5. Сцена и арена. 1916. № 4-5.
6. Луначарский А. О цирках // Цирк. 1925. № 1. С. 3-4.
7. Страны, где побывали на гастролях артисты Советского цирка // Советская эстрада и цирк. 1982. № 12.
References
1. Shcherbakova D. V. Institucionalizaciya cirkovoj deyatel'nosti v Rossii [Institutionalization of circus activities in Russia]. Upravlenie chelovecheskimi resursami v sfere fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorovogo obraza zhizni [Human Resource Management in the field of physical education, sports and a healthy lifestyle]. Saint-Petersburg, Politeh-press, 2019, pp. 448-552 (in Russ.)
2. Dramaticheskij artist. Neudobno [Uncomfortable]. Scena i arena [Stage and arena], 1914, no. 2, pp. 6-7 (in Russ.)
3. Reklamnyj blok [Ad unit]. Scena i arena [Stage and arena], 1914, no. 3, p. 20 (in Russ.)
4. Volshebniki cifr [Wizards of numbers]. Cirk [Circus], 1925, no. 11, p. 7 (in Russ.)
5. Scena i arena [Stage and arena], 1916, no. 4-5
6. Lunacharskij A. O cirkah [About circuses]. Cirk [Circus], 1925, no. 1, pp. 3-4 (in Russ.)
7. Strany, gde pobyvali na gastrolyah artisty Sovetskogo cirka [Countries visited by artists of the Soviet circus]. Sovetskaya estrada i cirk Soviet stage and circus, 1982, no. 12 (in Russ.)