Научная статья на тему 'Циклы идей циклоиды'

Циклы идей циклоиды Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
244
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Циклы идей циклоиды»

Циклы идей - циклоиды

Б.Б. Леонтьев

заместитель председателя Комитета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, генеральный директор ЗАО «Институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса», кандидат экономических наук

Известное изречение царя Соломона о том, что «все новое - это основательно забытое старое»1 лучше всего иллюстрирует цикличность идей, ставшую технологическим принципом творческой деятельности всех времен и народов. Тиражирование и воспроизводство идей составляют суть эволюционного развития любой цивилизации.

В теории идей время представляет собой систему разновеликих циклов, измеряющих сроки жизни идей. В зависимости от значимости идей и масштабности реализации их жизненные циклы (от возникновения до обновления) отмечены разными временными интервалами: от самых коротких до самых продолжительных в человеческой истории - от секунд до тысячелетий. Время -это третья независимая ни от чего объективная субстанция, воспринимаемая нами через череду важных и интересных для нас событий. Человек и общество время воспринимают как память о событиях прошлого, как темпы изменения текущих событий настоящего и как ожидания самых разных событий будущего.

Реализации своих интересов и идей мы учимся через изучение разнообразных процессов уже завершенных, через наблюдение за процессами текущими и через прогнозирование ожидаемых. Изучая процессы и результаты реализации идей в динамике и статике, мы всегда подразумеваем определенную размерность их циклов. За единицу измерения времени люди изначально приняли суточный и годичный циклы движения Солнца. Все известные единицы из-

мерения времени являются производными от этих двух циклов. Солнце - главный источник эффектов происхождения, процветания и отмирания любой жизни на Земле. Поэтому цикличность любых наших идей всегда будет измеряться циклами движения нашего светила.

Идеи всегда возникают как реакция людей на их проблемы, разрешение которых во времени может быть и быстрым, и долгим. Отсюда размерность циклов у разных идей разная. Точкой отсчета для измерения цикла идеи начинается с момента фиксирования какой-то стартовой идеи. Она может быть в прошлом, настоящем или будущем. Результатом завершения цикла является финишная идея. К ней привязаны все наши ожидания и действия. Она всегда отличается от стартовой, как взрослый от ребенка. Она не только «набирается опыта» и адаптируется в среду, но и порождает хронические неудобства, которые, накапливаясь, ее отрицают. В процессе воплощения и эксплуатации идеи практически всегда происходит ее трансформация по форме и содержанию. Это вызвано внешними, как объективными, так и субъективными условиями.

Когда-то Жан Жак Руссо (1712-1778) охарактеризовал время как движущийся образ неподвижной вечности2. Идеи времени как таковой не существует. Но существует время идей, то есть их динамика. Каждая идея в зависимости от назначения, качества и принадлежности имеет свой жизненный цикл. Поэтому, обобщая различные

1 Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М.: АСТ, 1998. С. 337.

2 Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. М.: АСТ, 1998. С. 96.

циклы идей в типы и подтипы, можно их классифицировать. С позиции времени все идеи целесообразно разделить на несколько типов специфических циклов их реализации. Такая классификация в конечном счете поможет нам лучше понять и выделить основные этапы и продукты цивилизации через результаты творческой деятельности. Понимание генезиса этого общественного творческого процесса в его разных специфических плоскостях измерения позволит нам лучше прогнозировать направления и промежуточные итоги развития.

Для начала введем новый термин. Каждую самостоятельную циклическую идею назовем циклоидом (от лат. cyclus - цикл и idea - идея). Таким образом, всем идеям мы придаем временную окраску. При этом наш термин «циклоид» будет мужского рода. Его следует отличать от известного математического термина «циклоида» женского рода, который означает кривую, описываемую точкой окружности, катящейся без скольжения по прямой линии3. В будущих публикациях мы покажем, что у каждого цикла идей имеется своя траектория динамики или циклоида, то есть кривая, его описывающая.

Циклоид - это циклическая идея, в динамике воспроизводящая какое-то изобретение, изображение, систему, явление или событие, которые, как правило, ориентированы на разрешение определенных проблем и удовлетворение каких-то потребностей. Любой циклоид имеет свою типичную специфику и, соответственно, может иметь графическую форму, одной из которых является упомянутая циклоида. Рассмотрим классификацию циклоидов.

Классификация циклоидов

Поскольку главным носителем идеи является человек, то все типы циклоидов для начала разделим на три специфические группы: короткие - меньше творческой жизни человека (менее 50 лет), длинные - более 50 лет и реликтовые - ушедшие в прошлое. Они существенно отличаются

друг от друга по времени их реализации и характеру их использования.

Короткие циклоиды назовем целевыми, микропроцессуальными, куда входят виртуальные нематериализуемые и реальные материализуемые. Длинные циклоиды - это накопительные, многофункциональные и макропроцессуальные, куда входят институциональные как немате-риализуемые и цивилизационные как материализуемые. Реликтовые циклоиды назовем рутинными, отжившими свой срок полезного использования и ставшие либо материальными памятниками, как египетские пирамиды и Стоунхендж, либо нематериальными призраками, как смыслы неразгаданных текстов, написанных древними жрецами в разных странах мира. Смысл рутинных циклоидов, которые длительное время воспроизводились древними цивилизациями, не всегда убедителен. Тем не менее они могут позволить нам понять ретроспективу развития.

Самые простые и понятные для нас целевые циклоиды имеют личностно-доминантный характер, то есть преимущественно конкретный личностный. Они всегда авторские, даже когда авторство никем не отмечено, не зафиксировано. Они наиболее активно влияют на наши дела и мысли и адаптируют нас к окружающему миру. У них самая динамичная оборачиваемость, самая высокая «смертность», выраженная в их забытьи, и самая высокая «беспризорность», то есть потеря своих «родителей» - авторов и правообладателей. И у них самый широкий диапазон применения в обществе: от самых понятных, бытовых, простых, прагматичных и рутинных до самых таинственных, интуитивных, сверхъестественных, гипнотических и даже мошеннических. Некоторые из них понятны только специалистам. В нашей жизни целевые идеи составляют более девяноста процентов от всего, чем богата наша цивилизация.

Ценностный скелет общества составляют накопительные циклоиды. Они имеют общественно-доминантный, то есть преимущественно общественный, характер, не

3 Политехнический словарь / Гл. ред. И.И. Артоболевский. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 554.

связанный с одним конкретным автором. Они - продукт многих поколений. Например, денежная система, впервые возникшая в Лидии три тысячи лет назад4, или институт интеллектуальной собственности, начавший формироваться в нескольких западноевропейских странах более 500 лет назад5. К ним же относятся самые старые и крупные библиотеки и музеи всего мира.

Накопительные циклоиды всегда являются продуктом «коллективного» творчества новаторов нескольких эпох и многих поколений. Они служат фундаментом построения интеллектуальных систем для будущих поколений.

Менее актуальны для нас рутинные циклоиды. Мы проявляем интерес к ним не столько с практической, сколько с научной, исторической точек зрения. В значительной степени они сохранились в зонах, близких к экватору и в меньшей степени - к земным полюсам. Это связано с климатическими условиями, когда кристаллизующаяся в лед вода разламывает любые каменные постройки в течение одного-двух столетий. Поэтому подавляющая часть известной нам древней архитектуры сохранилась лишь в тропической зоне земного шара, а еще неизвестная - засыпана толстыми слоями песка, пыли, земли. До нас дошло больше памятников, чем призраков, ввиду того, что тексты в истории всегда представляли собой свидетельства инакомыслия для любого современника, жившего много веков и тысячелетий назад. Поэтому их уничтожали первыми при смене любой власти. Труднее всего реанимировать призраки, которые забыты.

Рассмотрим эти типы подробнее. В качестве классификационной основы примем две асимметричные оси координат. Горизонтальная делит все циклоиды на асимметричную пару ценностей материального и нематериального назначения. Вертикальная - на целевые и накопительные (рис. 1).

Виртуальные циклоиды обычно возникают в процессе и в результате общения

людей. Они почти всегда ориентированы в будущее и потому формируются и развиваются преимущественно в их сознании как частные и общие творческие решения самых разных проблем жизни отдельных лиц, групп и общества в целом. Виртуальные циклоиды всегда нематериальны, как некие гипотезы.

В свою очередь, они делятся на три подтипа: неформализованные, формализованные и зарегистрированные. Поскольку виртуальные циклоиды воспроизводятся в сознании людей и скрыты от наблюдателя, отнесем их к эндохарактеристическому типу циклов идей.

Самые удачные творческие находки специалисты стараются зарегистрировать, чтобы продвигать их дальше. Но до опытной проверки эти находки все же останутся виртуальными или фантазийными. Все профессионалы, работающие в сфере творчества, как правило, записывают свои текущие идеи, превращая их в формализованные виртуальные. Этим они фиксируют их дату рождения и первоначальную форму. Вся сфера эпистолярного творчества в определенной степени является сферой виртуальных идей, будь то писательство, изобретательство или философствование. Однако здесь нужно все эпистолярные труды разделить на такие, которые пишутся автором для себя как шпаргалка для развития в будущем, и такие, которые пишутся для общественного пользования как идеи-обращения к общественному сознанию. Мера их виртуальности разная. Виртуальные неформализованные циклоиды, то есть придуманные и нигде не зафиксированные, как правило, ограничены 48 часами или двумя сутками, если, конечно, они не являются элементами развития какой-то большой авторской идеи. Это существенно. Такая их забываемость связана с нейрофизиологическими особенностями нашей памяти и обычно ограниченной актуальностью конкретной случайной идеи для нашего сознания. Случайные идеи, как случайные прохо-

4 Везерфорд Дж. История денег: борьба за деньги от песчаника до киберпространства / Пер. с нагл. Т. Сулицкой, И. Сиснева. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.

5 Введение в интеллектуальную собственность. Женева, WIPO, 1998.

эндо«-

Личностно-доминантный

Тактические

Целевые

Микропроцессуальные

нематери- Виртуальные (агитационные, импровизационные, имитационные, дискуционные идеи) Реальные (изобретательские, художественные, литературные, научные идеи) матери-

альное Институционные (дисциплинарные, религиозные, нормативные, культурологические идеи) Цивилизационные (градообразующие, ландшафтные, экологические, коммуникационные идеи) альное

Макропроцессуальные

Накопительные

Стратегические

Общественно-доминантный

+ЭКЗО

Рис. 1. Базовая идеосферная классификация актуальных для нас циклоидов (без рутинных)

жие, неожиданно появляются и навсегда исчезают из нашей памяти. Пословица «с бедою нужно переспать» как раз и говорит о способности нашего сознания защищаться от негатива, неудач, лишних эмоций и избыточной информации.

Общественная значимость виртуальных идей состоит в том, что они являются «сырьем» для реальных идей, удовлетворяющих конкретные общественные и индивидуальные потребности. Виртуальные идеи возбуждают интерес и служат средством общения между интеллектуалами, средством возбуждения сознания и стимулом к рождению новых более устойчивых к критике идей. Эти идеи отвлекают от реальных проблем, развлекают людей, делают их мир более интересным, красочным и объемным. Виртуальными являются почти все философские концепции, многие журналистские поиски и находки, большинство идей и концепций политиков. Когда эти идеи реально воплощаются в жизнь, то почти всегда результаты для их авторов становятся в значительной степени неожиданными. Скапли-

ваясь, виртуальные идеи порождают виртуальные миры, а виртуальные миры - виртуальных деятелей. Виртуальный мир - это сфера политической пропаганды, кинематограф, театр, художественная литература, искусство, идеология и религия.

В эпоху развития информационных технологий одной из наиболее серьезных опасностей для общества является завышенная оценка индустрии виртуальных идей. Мировой фабрикой виртуальных идей является Голливуд. На виртуальных идеях строятся все самые шокирующие и интересные рекламы, особенно в игорном бизнесе. На этих идеях строятся нацизм, ксенофобия.

Поэтому задача любого полноценного самодостаточного общества - четко идентифицировать такие идеи, их источники и носителей, определить их ценность и место в обществе, не создавая из них культа.

Весь виртуальный мир нужен для воспроизводства ценностей реального мира - более строгого, бескомпромиссного, сложного и разнообразного, во всем закономерно-

го. В реальном мире нет никакого хаоса, хаос - лишь в сознании людей. Часто хаос создают с целью обогащения, но стабильно хаос воспроизводится профессионалами из виртуального мира, то есть виртуалами. Именно они организовали обе революции в России - в 1917 и 1991 годах.

Преуспевание в виртуальном мире построено исключительно на популизме, то есть на соревновании между виртуалами в постановке реальных или виртуальных проблем и предложении их виртуального разрешения. Побеждает тот, кто будет выглядеть наиболее убедительным. РЯ-технологии чаще всего строятся на виртуальных проблемах и решениях. Главный принцип, на котором строятся такие технологии - это внешняя респектабельность. Основным фактором противодействия проникновению виртуальных идей в сознание граждан является интеллектуальная элита, которая должна быть в каждой стране. За последнее столетие в России интеллектуальная элита физически уничтожалась трижды, поэтому из всех государств мира виртуальный мир наиболее опасен именно для России.

Целевые реальные (или эффектор-ные) циклоиды обычно планируются и осуществляются целенаправленно. Эти идеи всегда ориентированы либо на изменение общественного сознания, либо на воспроизводство каких-то эффекторов, имеющих вид материальных изделий, систем, процессов, организмов и прочих творческих произведений, реально удовлетворяющих те или иные текущие потребности отдельных лиц и групп людей в разных сферах их жизнедеятельности. Напомню, что эффектором мы называем любой материальный источник эффекта. Эти циклоиды реализуются какими-то эффекторными объектами, процессами или же определенными событиями, результатами и завершаются материальными и формальными установками. Реальные изобретательские циклоиды измеряются относительно длительными периодами (от месяца до двух десятилетий) в зависимости от сложности и масштабности идеи. Апробированные циклоиды если не

развиваются, то живут не более 5 лет. Циклоиды, реализованные на практике, сегодня живут примерно 10-15 лет, затем морально стареют, отмирают или обновляются. В большинстве стран срок действия патента составляет 20 лет, он связан со сложившейся в мире практикой воплощения реальных идей. Однако патенты, по которым авторы и правообладатели поощряются, живут дольше на несколько лет.

Институциональные циклоиды формируют и развивают естественнонаучные парадигмы и институциональные знания, социальные как нормируемые долгосрочные системные отношения, например международные правовые и финансовые системы. Сюда же относятся системы дисциплинарных знаний, признанные учения, системы культурных отношений и религии. Периодически меняющиеся общепринятые системы научных знаний Т. Кун назвал парадигмами6. Они обновляются за счет периодически возникающих научных революций. Аналогичные процессы качественного изменения происходят в сфере прикладных знаний. Это связано с обновлением инфраструктурных комплексов отраслевой, хозяйственной деятельности, которые мы называем поколениями техники и технологий. Также периодически меняются другие системы формальных ценностей, например денежные и правовые системы отношений в обществе, которые также переходят из одного качества в другое.

Цивилизационные циклоиды образуют макропроцессуальные системы материальных накоплений, имеющих многофункциональный характер. Важно отметить, что эти системные накопления не всегда остаются актуальными для общества. Идеи преобразования глобальных материализованных систем периодически также переходят из одного состояния в другое. В первую очередь это связано с развитием техники. Все эти преобразования в итоге ухудшают экологию, и наша Земля постепенно превращается в сферу, менее пригодную для проживания людей. Цивилизационные циклы идей в конце концов обновляют все без иск-

6 Кун Т. Структура научных революций: Сб. / Пер. с англ. / Т. Кун. М.: АСТ, Ермак, 2003. С. 31.

лючения жизненные сферы общества - материальные, формальные и нематериальные. Субъектом цивилизационных идей является человечество в целом как генератор и реализатор всех без исключения его продуктов жизнедеятельности. Любые доминирующие системы накоплений в обществе рано или поздно обновляются, отмечая смену одних цивилизационных циклов другими. Игнорирование этих циклов ведет к замедлению действия цивилизации.

Каждый из названных в таблице 1 типовых циклоидов завершается тем, что идея, реализуемая в течение определенного вре-

мени, формируется, используется, совершает свою миссию и в результате потенциально иссякает. При этом она становится неактуальной и, соответственно, отмирает, то есть забывается. Но нередко идея -словно птица-феникс, с помощью ее реализатор возрождается. Она как бы повторяется в подобной ситуации, но уже в новом качестве, новой роли. Нельзя войти в одну реку дважды - это сказано Гераклитом (535-475 до н. э.) об идеях, их жизни, роли, миссии, об исполнителях и потребителях идей7. Даже когда идея тиражируется, то условия ее применения всегда разные.

Таблица 1

Классификация циклоидов

Подвиды идей Типы идей Подтипы идей Типичные циклы жизни Типичные примеры циклоидов

Целевые Виртуаль- ные Неформализо- ванные 48 часов Идеи индивидуального и коллективного творчества

Формализован- ные Месяц Идеи, записанные на бумажном или электронном носителе

Зарегистриро- ванные Века Идеи, зарегистрированные в официальных органах

Реальные Апробирован- ные 5-10 лет Апробированные в лабораторных условиях как реальные

Реализованные 10-20 лет Используемые на практике в разнообразном виде

Воспроизводи- мые Десятки лет Идеи, носители которых неоднократно воспроизводятся и восстанавливаются

е ы X -0 1 1 § £ Парадигмы и институциональные Архаичные Столетия Академия Платона под Афинами просуществовала 916 лет

Базовые Действующие правовые и конфессиональные системы

Развивающиеся Специализированные системы научных знаний

Цивилизаци- онные Архаичные Египетские пирамиды, аналоги Стоунхенджа, древние храмы

Базовые Автомобильные и железные дороги, градостроения

Развивающиеся Интернет, сеть авиалиний, телекоммуникационные системы

7 Таранов П.С. 150 мудрецов и философов. Т. 1. Симферополь - Запорожье: Нарус-М, 2000. С. 94.

Примечание к классификации циклоидов

Отдельно нужно сказать об авторских философских, научных, литературных и художественных произведениях, которые также относятся, скорее, к миру виртуальных идей, хотя подготавливаются основательно, профессионально и служат инструментом воздействия на общественное сознание. Однако исходя их того, что практически каждое такое произведение так или иначе материализуется в виде книги, картины, скульптуры, архитектурного ансамбля и т. п., мы условно считаем их материализованными по форме их представления. Воспроизведение авторских работ с целью получения материальной выгоды преследуется по закону как нарушение авторских прав. Во все мире авторские произведения по закону охраняются при жизни автора и 50 или 70 лет после его смерти. С июля 2004 года в России в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» этот срок составляет 70 лет. Поэтому циклоиды авторских произведений могут колебаться от нескольких месяцев до нескольких сотен лет. Произведения Платона и Аристотеля живут уже более двух тысячелетий и до тех пор, пока развивается цивилизация, забытье им не грозит.

По сравнению с литературными и художественными произведениями научные идеи и произведения векторно распределяют свой жизненный цикл более направленно. С одной стороны, они материализуются через изобретения в производстве, бизнесе и у потребителя. С другой стороны, они попадают в общечеловеческую копилку научных знаний и там, по выражению Т. Куна, усиливают или разрушают определенные известные научные парадигмы в отдельных областях знания. Гениальные научные находки живут столетия, хотя большинство других обновляется буквально в течение нескольких десятилетий, а то и лет.

Пока научные идеи не апробированы и не исследованы, они относятся к гипотезам и,

следовательно - к типу виртуальных идей. После тщательных экспериментальных исследований они переходят в сферу реальных идей. Стартовые реальные идеи практически всегда отличаются от финишных. В своем финишном исполнении они, словно нитка, вносятся в единый ковер общечеловеческих знаний, расцвечивая какой-то его конкретный фрагмент, составляя какую-то часть единой гармонии определенной области знаний. В таком виде научные идеи становятся фрагментами институциональных идей.

В то же время научные идеи через изобретения попадают в глобальные коммуникационные системы, ландшафтные градостроительные и гидротехнические комплексы и становятся частичками крупных цивилизационных идей.

Вновь возрождаемые идеи в новых циклах своего существования всегда выступают в новом качестве и потому всегда чем-то отличаются от прежних своих прообразов. История идей, как когда-то заметил Ленин, есть история смены и, следовательно, борьбы идей8. Сегодня, рассматривая историю идей как смену одних циклоидов внутри других циклоидов, можно свести анализ их развития к четырем тенденциям:

• смена актуальности обсуждаемых в обществе проблем и качественно разных идей, их разрешающих;

• актуализация используемых в обществе эффекторов при непрерывной ликвидации дефекторов9;

• актуализация парадигм в философии, литературе, искусстве, технике и технологии;

• глобализация систем накопления продуктов и отходов жизнедеятельности общества, включая системы знаний общественных, естественнонаучных и экологических. Последние следует выделить как особый вид знаний о состоянии сферы жизнедеятельности людей в процессе агрессивного воздействия на планету и постепенно ухудшающихся условий проживания.

8 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4-е издание. Том XX. С. 237.

9 См.: Леонтьев Б.Б. Эффектор как новый системообразующий фактор в оценке и управлении бизнесом // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 4. С. 39-50.

Тенденции количественного увеличения идей характерны для всех четырех типов циклоидов. Однако если качественно охарактеризовать их по ранжиру, то здесь явно лидируют виртуальные, затем эффектор-ные, затем институциональные и медленнее всего формируются и обновляются цивилизационные циклоиды. Соотношение их реальных вкладов в развитие цивилизации можно оценить как 1 : 1000 при каждом переходе на более высокий уровень. Например, известно, что в США из 1000 первоначально предложенных идей всего 2 или 3 идеи доходят до коммерческой реализации. Поэтому для наглядности их можно представить в виде пирамиды, где две верхние группы циклоидов будут, безусловно, отражать стратегические ценности общества, работающие на удовлетворение реальных общественных потребностей.

Об институционализме социальных знаний

Идеям институционализма - не более века. В России проблемой институционализма, в частности, занимается кафедра институциональной экономики, возглавляемая академиком Д.С. Львовым в Государственном университете управления. Известный российский экономист В.Г. Гребенников, описывая методологию институционализма во второй главе работы «Институциональная экономика»10, в качестве источника ссылается на «давно забытую работу малоизвестного немецкого автора прошлого века Рудольфа Штаммлера под названием «Хозяйство и право» (русское издание 1898 года)». Не говоря ни слова об институционализме, Рудольф Штаммлер изложил в этой книге основу для формулирования его исходных понятий и главных принципов. Далее В.Г. Гребенников представляет основные термины и излагает принципы институционализма в системе общественных знаний.

Институционализм, по его определению, есть система взглядов на методологию социальной науки - особой отрасли знания, резко контрастирующей с естествознанием по специфике своего предмета и метода. Экономическая наука и юриспруденция занимаются именно этим особым предметом, поэтому они являются самостоятельными отраслями социальной науки. Здесь исходным является понятие социальной системы как предмета исследований социальной науки.

При этом теоретическая социология, как отмечается в работе «Теория общества»11, есть самоосмысленные общества, если воспользоваться старой и несомненно актуальной гегельянской формулой Ханса Фрайера. Знание обществом самого себя в форме теоретической социологии означает то его состояние, при котором только и важна теоретическая социология. К сожалению, сегодня, как свидетельствуют авторы «Теории общества», единой общепризнанной концепции, позволившей говорить об институционализации знаний, не существует. Так же ее нет ни в экономике, ни в юриспруденции. Тем не менее понятие институционализации знаний в этих областях присутствует, и медленно, но верно, этот процесс происходит как вырастание единого гармоничного целого. Такая упорядоченность знаний в этих областях происходит за счет использования рефлексивных норм. Это понятие заимствовано у Р. Штаммлера и является ключевым в системе институциональных знаний.

Рефлексивные нормы образуют два класса: правовые нормы и условные правила12. Правовые нормы предполагают принуждение. Они стоят над человеком. Согласие на их выполнение от человека не требуется. Условные правила предполагают согласие человека их принять, то есть выражен характер добровольности. По определению институт - это и есть фактически действующая рефлексивная норма и ничего кроме

10 Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. акад. Д.С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 34-35.

11 Теория общества: Сборник / Пер. с нем., англ. Вступ. статья, сост. и общ. ред. А.А.Филиппова. М.: КАНОН -пресс-Ц, Кучково поле, 1999. С.10.

12 Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. акад. Д.С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 37.

нее13. Правовой норме соответствует правовой институт, например институт интеллектуальной собственности.

Условной норме соответствует социально-культурный институт. Закрепление внешней нормы в общественной практике, ее фактическое подтверждение в реальном поведении людей в традициях и реальных правоотношениях В.Г. Гребенников называет институционализацией. Отсюда социальная система - это совместная деятельность, упорядоченная посредством внешних норм или институтов.

В нашем случае институциональные идеи будут представлять собой вид формализованных системных знаний и взаимосвязанных между собой отдельных методов, являющихся разделами современной социальной науки и, в частности экономики, юриспруденции, социологии и других дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Коль скоро мы пытаемся строить так называемую инновационную экономику и тем более экономику знаний, то нам следовало бы существенно повышать свою культуру в сфере творческих отношений. Неосуществленные авторские идеи - это виртуальные существа, живущие в нашем сознании и нуждающиеся в нашей поддержке пока они находятся в незрелом возрасте. Им нужно уделять такое же внимание, как и детям: регистрировать их, следить за их состоянием, воспитывать, то есть улучшать качественно, иначе они создадут нам массу проблем в будущем. Реальные идеи - это такие идеи, которые мы практически используем в повседневной жизни. Это взрослые идеи, которые должны поддерживать своих родителей (авторов и правообладателей). Отношения в мире идей не такие уж туманные и непонятные, как об этом думают люди с рутинным мышлением. Это новая сфера знаний в основе всех интеллек-

туальных систем и технологий общества. Она постепенно вызревает, и сегодня спрос на нее уже очевиден.

Патентная система и другие законы в сфере интеллектуальной собственности предусматривают порядок регистрации и поддержания в силе результатов творчества. Однако изначально культура обращения с результатами творчества должна культивироваться во всех сферах профессиональной деятельности и ее уровень должен быть одним из критериев оценки руководителей самых разных организаций, особенно в сфере бизнеса. Поэтому развиваемая нами теория идей, рассматривающая классификацию идей и отношения между базовыми продуктами творчества, должна дать ответы на эти фундаментальные вопросы.

Критерий равенства людей по своему благосостоянию, усиленно культивируемый при социализме, к сожалению, в том числе культивировал в нашем обществе чувство зависти к преуспевающим и насмешки над одержимыми людьми и их идеями. В нашей стране в сфере творчества -до сих пор крепостное право, а отсюда и дедовщина, как в науке, так и в искусстве. До сих пор вышестоящий чиновник определяет судьбу нижестоящих, и он же дает им оценку. До сих пор огромное количество ценнейших идей никому не нужно и потому чаще всего утекает за рубеж за бесценок. Пример Англии, где используется любая полезная идея, для нас неподъемный из-за разного уровня культуры отношения к творчеству. И проблема здесь прежде всего - в отсутствии стимулирующих механизмов, которых в разных странах сотни, а у нас почти нет, даже моральных. Разрабатываемая нами теория идей должна дать ответы на многие острейшие вопросы организации творчества и его использования на практике.

13 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.