Научная статья на тему 'Циклический подход к формированию "дерева целей" организации'

Циклический подход к формированию "дерева целей" организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / "ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ" / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТАДИЯ / CYCLICAL APPROACH / ORGANIZATION / ORGANIZATION LIFE CYCLE / "GOAL TREE" / GOAL SETTING / STRATEGIC PLANNING / STAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Путилина И. Н., Коваленко Л. В.

В статье рассмотрены преимущества применения циклического подхода к построению «дерева целей» организации. Отмечено, что осуществление целеполагания в рамках управленческого воздействия необходимо осуществлять с учетом оценки стадии жизненного цикла организации. Помимо построения «дерева целей», управленческое воздействие предполагает формирование различных групп целей всех уровней. Применение циклического подхода в значительной степени повышает эффективность функционирования организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Путилина И. Н., Коваленко Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cyclical approach to the formation of the “Tree of goals” of the organization

The article discusses the benefits of applying a cyclical approach to building a "tree of goals" of an organization. It is noted that the implementation of goal-setting within the framework of managerial influence must be carried out taking into account the assessment of the stage of the organization’s life cycle. In addition to building a “tree of goals”, managerial impact involves the formation of various groups of goals at all levels. The use of a cyclical approach greatly increases the efficiency of the organization.

Текст научной работы на тему «Циклический подход к формированию "дерева целей" организации»

И.Н. Путилина - кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

I.N. Putilina - Candidate of Economics, Professor of Management, Kuban State Agrarian Universi-tynamedafterI.T. Trubilina;

Л.В. Коваленко - кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, [email protected],

L.V. Kovalenko - Candidate of Philosophy, Associate Professor of Management, Department of Management, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilina.

ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ» ОРГАНИЗАЦИИ CYCLIC APPROACH TO THE FORMATION OF THE «TREE OF GOALS» OF THE ORGANIZATION

Аннотация. в статье рассмотрены преимущества применения циклического подхода к построению «дерева целей» организации. Отмечено, что осуществление целеполагания в рамках управленческого воздействия необходимо осуществлять с учетом оценки стадии жизненного цикла организации. Помимо построения «дерева целей», управленческое воздействие предполагает формирование различных групп целей всех уровней. Применение циклического подхода в значительной степени повышает эффективность функционирования организации.

Annotation. The article discusses the benefits of applying a cyclical approach to building a "tree of goals" of an organization. It is noted that the implementation of goal-setting within the framework of managerial influence must be carried out taking into account the assessment of the stage of the organization's life cycle. In addition to building a "tree of goals", managerial impact involves the formation of various groups of goals at all levels. The use of a cyclical approach greatly increases the efficiency of the organization.

Ключевые слова: циклический подход, организация, жизненный цикл организации, «дерево целей», це-леполагание, стратегической планирование, стадия

Key words: cyclical approach, organization, organization life cycle, "goal tree", goal setting, strategic planning,

stage

В современных условиях динамично развивающегося социально-экономического пространства существует множество организаций различного типа. Организация представляет собой искусственное объединение институционального характера, созданное для выполнения какой-либо цели или множества целей. С точки зрения рыночной экономики, основной целью функционирования организации является получение прибыли.

Возникновение, развитие и угасание организации как социально-экономической единицы принято именовать жизненным циклом организации. Изучение тенденций циклического развития организации не только позволяет понять лучше механизмы её функционирования, но и осуществлять прогнозную деятельность в рамках рассмотрения данной организации.

Жизненный цикл организации представляет собой протекание последовательных стадий развития и функционирования организации, последовательно сменяющих друг друга и имеющих тенденцию повторения в следующем жизненном цикле организации. Иначе говоря, наступление следующей стадии, сменяющей текущую стадию жизни организации, не является случайным, а подчиняется законам циклического развития [2].

Жизненный цикл организации позволяет рассматривать организацию с прогнозной точки зрения, так как предполагается, что каждая из текущих стадий жизненного цикла организации сменится логически следующей стадией.

Жизненный цикл организации состоит из нескольких стадий.

1. Зарождение и становление организации. Для данной стадии характерны следующие черты:

- появление идеи о создании организации;

- юридическая регистрация организации, появление организационной атрибутики (например, товарного знака производимой организацией продукции);

- оформлением нормативных документов, необходимых для функционирования организации. В состав нормативных документов сходят устав организации, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников организации и др.

- первичное формирование структур организации.

- планирование деятельности организации в рамках общей направленности её функционирования. В данной микро стадии особое значение имеет формирование миссии организации как основополагающей стратегической цели, отражающей философию организации. Миссия организации зачастую носит не экономический, а социальный характер (например, содействие укреплению семейных отношений посредством организации досуга для всей семьи).

Стратегическое планирование деятельности организации имеет важное значение на стадии зарождения и становления организации. Стратегическое планирование отражает цели организации на срок более 5 лет, то есть определяет основные направления развития организации и предполагаемые результаты функционирования в обозначенный период.

2. Развитие организации. Данная стадия жизненного цикла организации характеризуется формированием потенциала её достижений. Стадия развития подразумевает:

- формирование ресурсного потенциала организации. Ресурсный потенциал организации включает материальные, финансовые, информационные и иные виды ресурсов, которыми обладает или в перспективе может обладать организация. От наличия и качества ресурсного потенциала зависит реализация стратегических, тактический о оперативных целей функционирования организации.

- формирование «дерева целей» организации. Помимо миссии организации и стратегических целей её развития, в структуре «дерева целей» появляются тактические и оперативные цели функционирования организации. «Дерево целей» может подвергаться модификации в процессе развития организации, в соответствии с изменениями и корректировками стратегических целей развития.

- окончательное оформление и закрепление структур организации: производственной структуры, организационной структуры и организационной структуры управления.

Как правило, стадия развития в жизненном цикле организации характеризуется последовательным увеличением количества производимой продукции (или оказания услуг), ростом объёмов запасов, производственных мощностей и т. д.

3. Зрелость организации. Даная стадия жизненного цикла организации является кульминационной с точки зрения развития организации. Стадия зрелости может характеризоваться:

- наиболее эффективным функционированием организационных структур, что находит выражение в рекордном производстве продукции или оказания услуг;

- достижение «предела развития», то есть некоторого состояния организации, когда положительный рост показателей её функционирования замедляется и прекращается.

4. Старение организации. Данную стадию жизненного цикла организации также можно назвать «предкризисной». При протекании стадии старения происходит постепенное снижение показателей деятельности организации.

Применение на практике циклического подхода к управлению организацией имеет важнейшее значение при осуществлении целеполагания и формирования «дерева целей». Рассмотрим на практике преимущества данного подхода.

ОАО «Электротехническая корпорация» - одно из средних предприятий юга России.

После юридической регистрации ОАО «Электротехническая корпорация» в период протекания предпринимательского этапа жизненного цикла была сформулирована миссия организации: «Удовлетворение нужд промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и населения России в качественной и недорогой электротехнической продукции».

Стратегические и тактические цели ОАО «Электротехническая корпорация» на предпринимательском этапе жизненного цикла организации не были четко определены.

С наступлением этапа коллегиальности было определено, что миссия организации будет выражена в устной форме, документально не регламентирована, однако доведена до сведения всех работников организации посредством внутрифирменного обучения персонала. Особо важным в рамках определения миссии организации явилось то, что данная миссия ориентирована на обеспечение нужд населения посредством обеспечения качественной и недорогой электротехнической продукцией.

Также с наступлением этапа коллегиальности в протекании жизненного цикла организация были окончательно оформлены различные виды целей функционирования организации. Можно выделить окончательное структурирование следующих стратегических и тактических целей ОАО «Электротехническая корпорация»:

1. Создание планового управления организацией на новых принципах с использованием современных рыночных инструментов: стратегического планирования, бизнес-планирования, управления проектами.

2. Внедрение современных стандартов управления и общей корпоративной культуры; создание эффективной систем управления активами организации; внедрение эффективных систем управления финансовыми и материальными потоками; внедрение интегрированных организационных систем управления.

3. Устранение излишней конкуренции посредством создания согласованной (сквозной) номенклатуры продукции и эффективного управления ассортиментом, включая концентрацию на начальном этапе на позициях с коротким производственно-коммерческим циклом; выработка согласованной ценовой политики, строящейся на общих принципах.

4. Возможность манёвра финансовыми и иными ресурсами, их концентрация на приоритетных направлениях при управлении инвестиционным процессом, свободный доступ к сырьевым и кредитным ресурсам, а также к государственному заказу, государственным закупкам, государственным гарантиям под заёмные средства, инвестиционным налоговым кредитам, предоставляемым государственными органами.

5. Экономия средств и концентрация ресурсов организации.

6. Эффективная защита общих интересов и создание безопасной бизнес-среды для членов организации (юридическая защита; грамотный внешний и внутренний аудит и др.).

Рис. 1 отражает «дерево целей» ОАО «Электротехническая корпорация», построенное на основе циклического подхода.

Рис. 1. «Дерево целей» ОАО «Электротехническая корпорация», построенное на основе циклического

подхода

Рассмотрим более подробно виды целей ОАО «Электротехническая корпорация». Рыночные цели:

1. Повышение доли денежных средств, получаемых в оплату за произведённую продукцию.

2. «Сдвиг» к рынкам «конечного потребителя» посредством снижения доли полупродуктов в общем объёме выпускаемой продукции и выполнения проектов «под ключ».

3. Завоевание заметной доли на определённых сегментах рынка электротехнической продукции. Производственные цели:

1. Оптимизация нагрузки имеющихся производственных мощностей.

2. Повышение эффективности управления производством и создание системы гибкого реагирования на запросы рынка.

3. Создание комплексной системы управления издержками производством.

4. Техническое перевооружение, обновление основных производственных фондов.

Социальные цели (их реализация способствует повышению социальной ответственности организации) [1, с. 138]:

1. Выплата реальных дивидендов по акциям.

2. Рост моральной и материальной заинтересованности наёмного персонала.

3. Использование «интеллектуального капитала» и опыта «старых» специалистов путём создания высокооплачиваемых рабочих мест; организация стажировок работников на ведущих предприятиях.

Финансово-экономические цели:

1. Получение и увеличение прибыли.

2. Доведение рентабельности и других финансово-экономических показателей предприятия до целевых значений.

3. Разработка и реализация эффективных финансово-экономических схем при планировании прибылей и осуществлении налоговой политики.

4. Увеличение стоимости акций предприятия на внутреннем рынке не менее чем в два раза в течение двух лет.

Таким образом, применение циклического подхода при формировании «дерева целей» организации способно значительно повысить эффективность ее функционирования.

Источники:

1. Коваленко Л.В., Кулик А.А. Подходы к пониманию сущности социальной ответственности организаций // Международная научно-практическая конференция по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Материалы научно-практической конференции. 2015. С. 137-142.

2. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [www.amr.ru].

Sources:

1. Kovalenko L.V., Kulik A.A. Approaches to understanding the essence of social responsibility of organizations // International Scientific and Practical Conference on topical issues of economics and humanities in 2015. Materials of the scientific-practical conference. 2015. P. 137-142.

2. The official website of the Association of Managers of Russia. - [Electronic resource]. - Access mode: [www.amr.ru].

Е. А. Сапрунова - доцент кафедры экономического анализа, к.э.н., Кубанский ГАУ (г. Краснодар) ([email protected]),

E. A. Saprunova - associate Professor of the department of economic analysis, Ph. D., Kuban state agrarian university (Krasnodar);

В. Н. Волненко - аспирант кафедры экономического анализа, Кубанский ГАУ (г. Краснодар) ([email protected]),

V. N. Volnenko - post-graduate student of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university (Krasnodar).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ПЕРИОД КОНСОЛИДАЦИИ РЫНКА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РИТЕЙЛА РОССИИ THE APPLICATION OF TECHNIQUES OF FINANCIAL ANALYSIS IN THE PERIOD OF MARKET CONSOLIDATION OF THE

PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Аннотация. В статье содержится общий обзор розничного фармацевтического рынка России. Проблемы и векторы развития малых, средних и крупных аптечных сетей. Раскрываются причины консолидации рынка, предпосылки ликвидации и банкротства аптечных организаций; одним из результатов является волна слияний и поглощений, покупок сетей, как бизнеса (M&A). В ходе анализа ситуации - предлагается ряд мер, основывающихся на использовании классических методик анализа для поддержания финансового состояния: сравнительной рейтинговой оценки, скоринговой модели, методик финансового анализа нескольких учёных. Также предлагается применять практические конкурентные бизнес-процессы, используемые в мировой практике продуктового и аптечного ритейла. На основе проведённого исследования формируется вывод, что конкурентной для аптечного ритейла России, является низкомаржинальная и низкозатратная модель, в управлении которой особое место уделяется индивидуальной комбинации методик финансового и инвестиционного анализа, которая позволит удержать компанию на грани рентабельности и вывести в лидеры рынка по доле выручки.

Annotation. The article provides an overview of the retail pharmaceutical market in Russia. Problems and vectors of development of small, medium and large pharmacy chains. The reasons for market consolidation, prerequisites for liquidation and bankruptcy of pharmacy organizations are revealed; one of the results is a wave of mergers and acquisitions, purchases of networks as a business (M&A). During the analysis of the situation - a number of measures based on the use of classical methods of analysis to maintain the financial condition: comparative rating, scoring model, methods of financial analysis of several scientists. It is also proposed to apply practical competitive business processes used in the world of food and pharmacy retail. Based on the study, it is concluded that competitive for pharmacy retail in Russia is a low-margin and low-cost model, in the management of which special attention is paid to the individual combination of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.