Научная статья на тему 'Дерево целей и функций системы управления многоотраслевой корпорацией и его когнитивный анализ'

Дерево целей и функций системы управления многоотраслевой корпорацией и его когнитивный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ / СТРУКТУРА / ХОЛДИНГ / КОГНИТИВНЫЙ / КАРТА / МОДЕЛЬ / ФАКТОР / TREE OF PURPOSES AND FUNCTIONS / STRUCTURE / HOLDING / COGNITIVE / MAP / MODEL / FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барановская Татьяна Петровна, Вострокнутов Александр Евгеньевич, Макаревич Олег Александрович

В статье приведены результаты декомпозиции системы управления Южной многоотраслевой корпорацией (ЮМК) путем построения дерева целей и функций системы и проведения его когнитивного анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барановская Татьяна Петровна, Вострокнутов Александр Евгеньевич, Макаревич Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TREE OF THE PURPOSES AND FUNCTIONS OF MANAGEMENT SYSTEM OF DIVERSIFIED CORPORATION AND ITS COGNITIVE ANALYSIS

This article reveals the outcomes of decomposition of management system of southern diversified corporation (UMK) by building-up of a tree of the purposes and functions of system and carrying out its cognitive analysis

Текст научной работы на тему «Дерево целей и функций системы управления многоотраслевой корпорацией и его когнитивный анализ»

УДК 303.732.4

UDC 303.732.4

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОРПОРАЦИЕЙ И ЕГО КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ1

Барановская Татьяна Петровна д.э.н., профессор

Вострокнутов Александр Евгеньевич к.э.н., доцент

Макаревич Олег Александрович к.э.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Россия, 350044, Краснодар, Калинина, 13

В статье приведены результаты декомпозиции системы управления Южной многоотраслевой корпорацией (ЮМК) путем построения дерева целей и функций системы и проведения его когнитивного анализа

Ключевые слова: ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ, СТРУКТУРА, ХОЛДИНГ, КОГНИТИВНЫЙ, КАРТА, МОДЕЛЬ, ФАКТОР

TREE OF THE PURPOSES AND FUNCTIONS OF MANAGEMENT SYSTEM OF DIVERSIFIED CORPORATION AND ITS COGNITIVE ANALYSIS

Baranovskaya Tatiana Petrovna Dr.Sci.Econ., professor

Vostroknutov Aleksandr Evgenievich Cand.Econ.Sci., associate professor

Makarevich Oleg Aleksandrovich Cand.Econ.Sci., associate professor

Kuban State Agrarian University, Russia, 350044, Krasnodar, Kalinina, 13

This article reveals the outcomes of decomposition of management system of southern diversified corporation (UMK) by building-up of a tree of the purposes and functions of system and carrying out its cognitive analysis

Keywords: TREE OF PURPOSES AND FUNCTIONS, STRUCTURE, HOLDING, COGNITIVE, MAP, MODEL, FACTOR

Актуальность совершенствования систем управления очевидна. Любая компания, предприятие, организация ставит перед собой основную задачу - получение как можно большего объема прибыли за счет завоевания как можно большего сегмента рынка и сокращения затрат. И система управления играет в этом процессе ключевую роль. Эффективно построенная организационная структура системы управления позволит обеспечить процессы, приводящие к реализации компанией или предприятием своей миссии.

Для того чтобы построить эффективную организационную структуру необходимо проведение анализа ее функционального набора, сопоставления его с целями компании, разрабатывать предложения по введению новых функций, сокращению или перераспределению действующих и т.д. Одним из инструментов реализации такой задачи

1 Материал подготовлен по результатам исследований, проведенных при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-02-00012а).

может стать разработанная В.И. Лойко,

Т.П. Барановской и А.Е. Вострокнутовым методика системного анализа. Предложенная методика состоит из шести этапов [1].

В процессе ее реализации строится дерево целей и функций существующей системы управления, что позволяет проанализировать действующий функциональный набор. Далее проводится его когнитивный анализ, что позволяет проследить взаимосвязанность функций системы, выявить наиболее слабые связи. На основе проведенного анализа разрабатывается обновленное дерево целей и функций, альтернативные варианты организационных структур, которые затем оцениваются, чтобы выбрать эффективную из разработанных.

В данной статье авторы рассмотрят первые два этапа методики, заключающиеся в проведении декомпозиции системы управления путем построения дерева целей и функций системы управления и проведении его когнитивного анализа. В качестве объекта исследования выбран холдинг ЮМК (Южная многоотраслевая корпорация).

Холдинг ЮМК представляет собой многопрофильную группу компаний, объединенных единым централизованным корпоративным управлением. Ядром Холдинга является ОАО «Южная Многоотраслевая Корпорация», осуществляющая функции стратегического,

производственного, финансового планирования, юридического

обеспечения, связей с общественностью и инвесторами, управления персоналом, технической поддержки.

Управление холдингом осуществляется через собрание акционеров, совет директоров и исполнительную дирекцию. Организационная структура холдинга строится по дивизионально-функциональному принципу, характерному для торговых объединений предприятий, горизонтально распределенных внутри широкого товарного рынка.

Структура холдинга включает в себя функциональную,

вспомогательную и управленческую составляющие. Функциональная составляющая представлена следующими направлениями деятельности: торгово-коммерческое направление (12 компаний); производство (3 компании).

Проведя декомпозицию действующей системы управления ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» было сформировано

семиуровневое дерево целей функций (рисунок 1).

Из представленного рисунка видно, что глобальной целью системы управления ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» является

Расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли.

Достижение глобальной цели осуществляется за счет производства, переработки и реализации мяса и колбасных изделий, консервов, кондитерских изделий, молока и молочных продуктов.

Пространство инициирования целей холдинга ЮМК представлено факторами, показывающими кто и что влияет на цели компании с позиции внешней и внутренней среды.

К внешней среде относятся следующие факторы:

1. Федеральное и краевое законодательство.

2. Нормативные акты и постановления исполнительных органов

власти.

3. Конкуренты

4. Потребители (формируют спрос).

Расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли

Мясо и колбасные Консервы Кондитерские изделия Молоко и молочные

изделия продукты

Председатель Финансовый Финансов Отдел Отдел Отдел 1Т обеспечения Бухгалтерия, касса, Техническая Юридический

Совета директор ыи отдел экономического администрирова и технической ревизионный отдел служба отдел судебной

директоров анализа ния ИС поддержки практики

Юридический отдел Служба Отдел Отдел материально- Руководитель Зам. Председателя Служба Транспортная

корпоративного документационного кадров техническое технического совета директоров экономической служба

правления обеспечения управления снабжения департамента безопасности

Складское Хозяйственная Зам. Председателя

хозяйство служба Совета директоров по

торговле

Приказы, распоряжения, Стратегический, План развития и План рекламных и Проекты Отчеты по Бухгалтерская Личные дела

положения, инструкции, финансовый и внедрения маркетинговых технического направлениям отчетность, сотрудников

служебные записки производственный план информационных мероприятий, развития деятельности бюджет доходов

развития корпорации технологий договора корпорации корпорации и расходов

Работники объектов торговли

Работники производственных объектов

Рисунок 1 - Дерево целей и функций ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» http://ej.kubagro.ru/2011/08/pdf/46.pdf

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 5

К внутренней среде:

1. Консолидированный капитал.

2. Высококвалифицированный менеджмент (ТОР-менеджмент).

3. Наличие собственных производственных, материальных и сырьевых ресурсов

Для выполнения поставленных целей в ОАО реализуются следующие функции, представленные на 4 уровне дерева целей и функций («жизненный цикл»):

- координация и контроль деятельности;

- стратегическое и финансовое планирование деятельности;

- производственное планирование;

- анализ эффективности и контроль выполнения планов;

- юридическое обеспечение деятельности, представление интересов в суде;

- техническая поддержка, внедрение современных технических средств;

- внедрение информационных технологий;

- маркетинг, связи с общественностью и инвесторами;

- развитие складского хозяйства;

- развитие автотранспортного направления;

- организация экономической безопасности;

- организация документооборота, ведение кадрового учета сотрудников.

Пятый уровень дерева целей и функций ОАО «Южная

многоотраслевая корпорация» (состав системы) представлен следующими блоками:

- председатель Совета директоров;

- финансовый директор;

- финансовый отдел;

- отдел экономического анализа;

- отдел администрирования ИС;

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 6

- отдел 1Т обеспечения и технической поддержки;

- бухгалтерия, касса, ревизионный отдел;

- техническая служба;

- юридический отдел судебной практики;

- юридический отдел корпоративного правления;

- служба документационного обеспечения управления;

- отдел кадров;

- отдел материально-техническое снабжения;

- руководитель технического департамента;

- зам. Председателя совета директоров;

- служба экономической безопасности;

- транспортная служба;

- складское хозяйство;

- хозяйственная служба;

- зам. председателя Совета директоров по торговле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На шестом уровне дерева целей и функций ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» (управленческий цикл) представлены

инструменты по организации планирования, контроля, анализа проблемных ситуаций:

- приказы, распоряжения, положения, инструкции, служебные записки;

- стратегический, финансовый и производственный план развития корпорации;

- план развития и внедрения информационных технологий;

- план рекламных и маркетинговых мероприятий, договора;

- проекты технического развития корпорации;

- отчеты по направлениям деятельности корпорации;

- бухгалтерская отчетность, бюджет доходов и расходов;

- личные дела сотрудников.

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 7

Седьмой уровень дерева целей и функций ОАО «Южная многоотраслевая корпорация» представлен двумя блоками - работники объектов торговли; работники производственных объектов.

Процедура когнитивного моделирования системы управления начинается с выделения параметров и факторов. Анализ сформированного дерева целей и функций ОАО «Южная многоотраслевая компания» позволил определить следующие параметры и факторы, описывающие систему управления:

- (Х1) - расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли;

- (Х2) - координация и контроль деятельности;

- (Х3) - стратегическое и финансовое планирование деятельности;

- (Х4) - производственное планирование;

- (Х5) - анализ эффективности и контроль выполнения планов;

- (Х6) - юридическое обеспечение деятельности, представление

интересов в суде;

- (Х7) - техническая поддержка, внедрение современных технических средств;

- (Х8) - внедрение информационных технологий;

- (Х9) - маркетинг, связи с общественностью и инвесторами;

- (Х10) - развитие складского хозяйства;

- (Х11) - развитие автотранспортного направления;

- (Х12) - организация экономической безопасности;

- (Х13) - организация документооборота, ведение кадрового учета

сотрудников.

На основе полученных параметров и факторов была составлена когнитивная карта, отражающая топологию и направление взаимосвязей. В когнитивной карте параметров и факторов знак «+» означает однонаправленное изменение двух связанных параметров, а знак «-», соответственно, разнонаправленное изменение двух связанных параметров.

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 8

Когнитивная карта взаимосвязей параметров и факторов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Когнитивная карта параметров и факторов системы управления холдингом (ОАО «Южная многоотраслевая компания»)

Х1 Х2 Хз Х4 Х5 Хб Х7 Х8 Х9 Хю Хц Х12 Х13

Х1 + + + + + + + +

Х2 + + +

Хз + + +

Х4 + + + +

Х5 + +

Хб + + +

Х7 + + + +

Х8 + + + + +

Х9 + + + + +

Х10 + + + +

Хц + + + +

Х12 +

Х13

На основе данных таблицы 1 была построена когнитивная модель системы управления холдингом, представленная на

рисунке 2.

Рисунок 2 - Когнитивная модель системы управления холдингом

Очевидно, что «входом» модели является фактор Хіз - организация документооборота, ведение кадрового учета сотрудников. Кадры - решают все! Фактор Х13 оказывает непосредственное влияние на глобальную цель системы - фактор Хі - расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли; координацию и контроль деятельности (Х2); стратегическое и финансовое планирование деятельности (Х3); производственное планирование (Х4); юридическое обеспечение деятельности, представление интересов в суде (Х6); техническую поддержку, внедрение современных технических средств (Х7); внедрение информационных технологий (Х8); маркетинг, связи с общественностью и инвесторами (Х9); организацию экономической безопасности (Х12).

Для обеспечения экономической безопасности холдинга (Х12) осуществляется координация и контроль деятельности (Х2), внедрение информационных технологий (Х8), анализ эффективности и контроль

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 10

выполнения планов (Х5), юридическое обеспечение деятельности, представление интересов в суде (Х6). Тогда как фактор Х6 оказывает влияние на координацию и контроль деятельности Х2.

В целях повышения эффективности деятельности всей системы и на основе влияния факторов Х12 и Х6 осуществляется функция координации и контроля (Х2), которая влияет на следующие факторы модели: стратегическое и финансовое планирование деятельности (Х3); производственное планирование (Х4); анализ эффективности и контроль выполнения планов (Х5); техническая поддержка, внедрение современных технических средств (Х7); внедрение информационных технологий (Х8); маркетинг, связи с общественностью и инвесторами (Х9); развитие складского хозяйства (Х10); развитие автотранспортного направления (Х11).

На основе согласованной информации (факторы Х12 и Х2) осуществляется анализ эффективности и контроль выполнения планов (Х5), что обеспечивает расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли (Х1) и влияет на следующие факторы модели: стратегическое и финансовое планирование деятельности (Х3), производственное планирование (Х4), маркетинг, связи с общественностью и инвесторами (Х9).

На основе данных анализа (Х5) осуществляется стратегическое и финансовое планирование деятельности (Х3), которое нацелено на расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли (Х1) и оказывает влияние на следующие факторы модели: производственное планирование (Х4), техническая поддержка, внедрение современных технических средств (Х7), внедрение информационных технологий (Х8), маркетинг, связи с общественностью и инвесторами (Х9), развитие складского хозяйства (Х10), развитие автотранспортного направления (Х11).

В соответствии со стратегическим и финансовым планированием деятельности (Х3) осуществляется производственное планирование (Х4), которое оказывает влияние на техническую поддержку, внедрение современных технических средств (Х7), маркетинг, связи с общественностью

Научный журнал КубГ АУ, №72(08), 2011 года 11

и инвесторами (Х9), развитие автотранспортного направления (Х11), развитие складского хозяйства (Х10).

Техническая поддержка, внедрение современных технических средств (Х7) обеспечивает внедрение информационных технологий (Х8), развитие автотранспортного направления (Х11), развитие складского хозяйства (Х10) и, как следствие, расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли (Х1).

На основе информации стратегического, финансового,

производственного планирования внедрение информационных технологий (Х8), маркетинг, связи с общественностью и инвесторами (Х9), развитие складского хозяйства (Х10), развитие автотранспортного направления (Х11) оказывают влияние на глобальную цель системы управления холдингом -расширение рынка товаров и услуг, получение прибыли (Х1).

Основываясь на результатах ранних исследований, в области когнитивного моделирования систем управления, становится очевидным, что целевыми факторами модели являются факторы:

- (Х7) - техническая поддержка, внедрение современных технических средств;

- (Х8) - внедрение информационных технологий;

- (Х9) - маркетинг, связи с общественностью и инвесторами;

- (Х10) - развитие складского хозяйства;

- (Х11) - развитие автотранспортного направления.

Для уточнения целевых факторов в модели воспользуемся методикой «Карта звездного неба». Предложено разбить все параметры и факторы системы на три группы:

1. Х1;

2. Х7, Х8, Х9, Х10, Х11.

3. Х2, Хз, Х4, Х5, Х6, Х12, Х13.

На рисунке 3 представлена «Карта звездного неба» системы управления холдингом. Черными точками на карте изображены факторы модели, серыми - входящие внешние связи, а заштрихованные точки -

внешние связи на пересечении проекции вершины с окружностью группы, к которой относятся связующие факторы.

Как видно из рисунка 3, предположение о том, что целевыми факторами модели являются факторы (Х7) - техническая поддержка, внедрение современных технических средств; (Х8) - внедрение

информационных технологий; (Х9) - маркетинг, связи с общественностью и инвесторами; (Х10) - развитие складского хозяйства; (Х11) - развитие автотранспортного направления - подтвердилось.

Рисунок 3 - «Карта звездного неба» системы управления холдингом

Таким образом можно сделать вывод, что именно эти факторы являются наиболее чувствительными к управлению на уровне ОАО «Южная многоотраслевая компания».

Следующий этап анализа когнитивной модели системы управления холдингом ЮМК заключается в процедурах:

• исследования связности системы;

Научный журнал КубГАУ, №72(08), 2011 года 13

• исследования причинно-следственных путей в модели;

• изучения распространения возмущений в модели. Формализованное решение этих задач требует применения теории

графов и методов топологии.

Представим когнитивную модель системы управления холдингом (рисунок 2) в виде графа 01.

G1= (х, е), х={х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8, х9, х10, х11, х12, х13}, е = { е1= <х13, х>; е2= <хп, х2>; е3= <хп, х3>; е4= <хп, х>; е5= <хп, х>; е6= <хп, х>; е7= <хп, хі>; е8= <хп, х>; е9= <хп, хп>; е^= <хп, х>; еп= <хп, х8>; еп= <хп, х5>; е13= <хп, х6>; е14= <х х>; е^= <х2, х3>; ем= <х2, х>; еп= <х2, х5>; е18= <х2, х>; е19= <х2, хі>; е20= <х2, х>; е21= <х2, хю>; е22= <х2, хп>; е23= <х5, х>; е24= <х5, х>; е25= <х5, х>; е26= <х5, х>; е27= <хз, х>; е28= <хз, х>; е29= <хз, ху>; е30= <хз, х8>; ез= <х3, х>; е33= <х3, хю>; е34= <х3, хп>; е35=

<х4, х7>; е36= <х4, х9>; Єз7= <х4, хц>; Єз8= <х4, хіо>; Єз9= <%7, х8>; е40= <х7,

хп>; Є4і= <х7, хіо>; е42= <х7, х>; Є4з= <х8, х>; е44= <х9, х>; е45= <хіо, х>;

е46= <хіі, х>}.

Анализ связанности графа 01 показал, что граф является неразделимыми или максимальными - связанный граф, не содержащий шарниров. Этот факт говорит о том, что реализуемые холдингом функции управления связанны между собой, отсутствуют обособленные.

Реализуя следующий этап анализа, были определены причинноследственные пути в когнитивной модели системы управления холдингом ЮМК и изучены процессы распространения возмущений на графе 01.

Определено, что Ці, і=1,2,...,п - численное значение вершин равно 1, а рі (1) - изменение в вершине Xj в момент времени 1, тогда влияние этого

изменения на хі в момент 1+1 описывается функцией +р} (1) в зависимости от

знака дуги, соединяющего хі и ^ и равно +1. Далее, воспользовавшись правилом распространения возмущений на графе (1) были определены численные значения возмущений.

ЩГ+1) = Щ1) + £/ (V), V, )р (I) (1)

)=1

Данные о динамике процесса распространения возмущений на графе системы управления холдингом представлены в таблице 2 и на рисунке 4.

Таблица 2 - Процесс распространения возмущений на графах

Ці і 1+1 1+2 і+З 1+4 і+З 1+6 1+7 1+8 1+9

01 1 27 29 18 192 180 592 744 1260 3863

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя представленные данные, можно сделать следующие выводы. Процесс распространения возмущений проходит динамично с постепенным увеличением сигнала. Максимальное значение сигнала на графе 01 в момент времени t+9 составляет 3863 усл. ед. Наибольшее усиление сигнала проходило при изменении вершин, которые являются целевыми факторами системы.

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

I 1+1 1+2 1+3 1+4 1+5 1+6 1+7 1+8 1+9

Рисунок 4 - Динамика процесса распространения возмущений на графе

системы управления холдингом

Научный журнал КубГ АУ, №72(08), 2011 года 15

Однако, в моменты времени t+3 и t+5 происходило затухание сигнала. В данные промежутки времени были активизированы вершины (Х2), (Х6) и (Х5). В целях повышения эффективности системы управления холдингом рекомендуется добавить в модель фактор, связывающий эти вершины и увеличивающий численное значение сигнала в данные моменты времени. Так, например, добавив в модель фактор - повышение квалификации персонала, можно добиться увеличение сигнала в момент времени t+3 - 32 усл. ед., а в момент времени t+5 - 211 усл. ед.

Таким образом, подводя итог проведенному когнитивному моделированию системы управления холдингом, можно сделать выводы, что задачи моделирования и анализа выполнены.

Литература

1. Барановская, Т.П. Совершенствование и оценка организационных структур систем управления региональной потребительской кооперацией: монография / Т.П. Барановская, А.Е. Вострокнутов, В.П. Леошко. -Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2008.

2. Барановская Т.П. Модели совершенствования и оценки

организационных структур / Т.П. Барановская, А. Е. Вострокнутов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГ АУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2008. - №02(36). С. 235 - 250.

- Шифр Информрегистра: 0420800012\0018. - Режим доступа:

http://ej .kubagro.ru/2008/02/pdf/15 .pdf, 1 у.п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.