строительства, архитектуры и дизайна» показали эффективность обучения с использованием авторского Учебно-методического пособия, что так же позволяет говорить об эффективности практико-ориентированного обучения. Использование практико-ориентированного подхода в обучении с актуальным учебно-методическим сопровождением оказывает положительное влияние на качество обучения. Применение авторского курса практических работ и Учебно-методического пособия «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» способствует формированию конкурентоспособности выпускников колледжа по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» с квалификацией «техник».
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг.
2. Бондаренко, Л.В. Методическое обеспечение и организация самостоятельной работы студентов / Л.В. Бондаренко // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции: Сборник статей по материалам учебно-методической конференции, Краснодар, 01-30 апреля 2017 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2017. - С. 177-178. - EDN ZNKNFD.
3. Буренина И.В. Инновационные подходы в образовании: тенденции и передовой опыт / И. В. Буренина, Е. А. Быль, Р. Ф. Карачурина [и др.] // Вестник УГНТУ.Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2021. - № 4(38). - С. 132140. - DOI 10.17122/2541-8904-2021-4-38-132-140.- EDNTDARKY.
4. Гордиенко, Т.П. Анализ учебно-методической литературы по дисциплине «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики / Т.П. Гордиенко, Я.К. Яворский // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. - Ч. 2. - 412 с.
5. Гордиенко, Т.П. Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения техников в колледже / Т.П. Гордиенко, Я.К. Яворский // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 64. - Ч. 2. - С. 68-71
6. Гордиенко, Т.П. Физика: Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики: учебно-методическое пособие / Т.П. Гордиенко, Я.К. Яворский. - Симферополь: ИП Хотеева Л.В. - 2020. - 120 с.
7. Климашина, Ю.С. Роль практико-ориентированных технологий в образовательном процессе как основа экономического развития общества / Ю.С. Климашина, В.В. Шипунова, Л.Н. Сабанова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2020. - Т. 5. - № 3(17). -С. 360-367. - DOI 10.21603/2500-3372-2020-5-3-360-367.- EDNGMTRQA.
8. Королев, В.В. Состояние вопроса и перспективы развития среднего профессионального образования по направлению "Информационные технологии" / В.В. Королев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 190-206. - EDN К[ААКк
9. Мухамедова, Е.П. Практико-ориентированные технологии как фактор повышения качества образования / Е.П. Мухамедова // Компетентностный подход: современные аспекты развития образования: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 25-28 ноября 2016 года / Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. - Вольск: ИЦ "Наука", 2017. - С. 86-87. - EDN JAPRRN.
10. Петрова, И.В. Компетентностная модель практико-ориентированного обучения студентов строительного профиля: анализ результатов экспериментальной апробации / И.В. Петрова, Н.Г. Мамаев // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2017. - № 3-1(95). - С. 127-134. - EDNZГОMXD.
Педагогика
УДК 37.022
кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)
ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье дано определение понятию «цифровой учебный тренажер». Выявляются наиболее эффективные виды тренажеров для работы в классе и в индивидуальной (самостоятельной) деятельности обучающихся. Раскрываются принципы разработки цифровых учебных тренажеров. Кроме того, отмечается, что каждый тренажер имеет свои задачи и функции: диагностировать, продемонстрировать, усвоить, отработать навык, закрепить, оценить. Основой любого тренажера является четкая модель формирования знаний: цель - содержание - методы и приемы - упражнения. Обучение студентов методике разработки тренажеров по разным предметным областям происходит на основе универсальной технологии: для кого создается тренажер - с какой целью - обзор цифровых ресурсов, определение инструмента -дидактическое наполнение - создание продукта - апробация - корректировка - апробация - внедрение в практику. Тренажеры создаются при помощи компьютерных программ в единстве структуры, алгоритма и графики. Особое внимание уделяется графическому интерфейсу программы, как одному из важных компонентов тренажера, обеспечивающему функционал продукта и степень комфорта работы школьников с учебным тренажером. Создаваемые цифровые продукты важны как базис для исследований в области технологий разработки и методики применения интерактивных учебных тренажеров в образовательной деятельности.
Ключевые слова: цифровые учебные тренажеры; принципы; видовая классификация; цифровой инструмент; технология разработки.
Annotation. The article defines the concept of "digital training simulator". The most effective types of simulators for working in the classroom and in the individual (independent) activity of students are identified. The principles of the development of digital training simulators for students are revealed. In addition, it is noted that each simulator has its own tasks and functions: to diagnose, demonstrate, learn, work out a skill, consolidate, evaluate. The basis of any simulator is a clear model of knowledge formation: purpose - content - methods and techniques - exercises. Teaching students the methodology of developing simulators in different subject areas is based on a universal technology: for whom the simulator is created - for what purpose - review of digital resources, definition of the tool - didactic content - product creation - approbation - adjustment - approbation - implementation into practice. Simulators are created using computer programs in the unity of structure, algorithm and graphics. Special attention is paid to the graphical interface of the program, as one of the important components of the simulator, providing the functionality of the product
and the degree of comfort of students working with the training simulator. The digital products being created are important as a basis for research in the field of development technologies and methods of using interactive training simulators.
Key words: digital training simulators; principles; species classification; digital tool; development technology.
Введение. Цифровые технологии прочно вошли в образовательную систему. Педагоги осваивают новые инструменты, позволяющие создавать электронные образовательные ресурсы, дидактические материалы, тренажеры. В Набережночелнинском государственном педагогическом университете (Россия, Республика Татарстан, г. Набережные Челны) ведутся научно-прикладные исследования, цель которых разработать и внедрить цифровые тренажеры в учебную практику вуза; кроме того, научить будущих педагогов проектировать цифровые тренажеры для школьников.
Значение овладения цифровыми компетенциями обусловлено, во-первых, необходимостью знаний и умений для становления будущих педагогов; во-вторых, важностью этих знаний и умений для овладения «одной из отраслей цифровой дидактики, направленной на изучение особенностей организации образовательного процесса и учебной деятельности профессионального образования и обучения в цифровой образовательной среде» [2, С. 78]. Особую значимость цифровая компетентность педагога приобретает в условиях поликультурной школы современного города и села.
Изложение основного материала статьи. К средствам цифровой дидактики относим цифровой учебный тренажер (далее - ЦУТ), под которым понимаем. методически осмысленную систему, комплекс заданий и упражнений, симулирующих учебные ситуации, направленные на обеспечение целостного восприятия учебного материала, визуализацию аналитических действий, отработку алгоритмов решений задач разного уровня и направленности, анализ и синтез информации, оценку знаний, умений и навыков.
Цифровые учебные тренажеры для школьников разрабатываются с целью достижения желаемых образовательных результатов. Студентам необходимо знать: особенности разного вида ЦУТ; цифровой инструментарий, на базе которого разрабатываются интерактивные тренажеры; технологию разработки, апробирования и внедрения ЦУТ в учебный процесс. Развить умения: определять цель применения ЦУТ, формулировать задачи; осуществлять подбор цифрового инструментария; разрабатывать или подбирать дидактический материал; осуществлять разработку ЦУТ с учетом требований учебных программ и возрастных возможностей обучающихся. Владеть навыками: сбора информации, обработки, анализа и визуализации данных; разработки и применения ЦУТ в профессиональной деятельности.
В основе разработки ЦУТ для обучающихся заложены следующие принципы:
1) Осознавать возможные трудности школьников в учении.
2) Учитывать методы и приемы работы, направленные на профилактику и коррекцию трудностей обучающихся (в том числе с ОВЗ) в овладении универсальными учебными действиями.
3) Продумать возможности создания психологического комфорта и ситуации успеха в процессе прохождения работы на тренажере школьниками (в том числе с ОВЗ).
4) В цифровом тренажере не отходить от последовательно-логического предъявления учебных задач: каждый блок тренажера либо предваряет последующий, либо продолжает или завершает предыдущий.
5) Эстетичность тренажера: он должен привлекать, вызывать интерес и желание на нем заниматься.
6) Работа учеников на тренажере должна быть комфортна и приемлема как в классной работе, так и в самостоятельной.
Виды цифровых учебных тренажеров:
1) Тест-тренажёр применим как в групповом, так в индивидуальном формате; как для отработки навыков и умений, так и с целью оценки.
2) Кейс-тренажер может представлять учебную ситуацию, требующую осмысления, обработки информации и решения поставленной задачи или ответов на проблемные вопросы, либо содержать ряд ситуаций/кейсов с предложенными решениями, требующих аналитической проверки и выбора единого ответа с пояснением.
3) Диалоговый тренажёр строится на диалоге между аватаром (вымышленным персонажем) и обучающимся. Задается учебная ситуация, требующая от студента/ученика разрешения той или иной задачи. Данный тренажер эффективен при овладении коммуникативной компетенцией.
4) Игровые тренажеры, например, квест-тренажёр или тренажёр-«бродилка» строятся на увлекательном сюжете и имеют те же правила, что и известные настольные игры, в основе которых - хождение по игровому полю (например, в «бродилках»), или переходы по разным локациям (в квесте). Ход осуществляется в установленной очередности. Предусматриваются поощрительные баллы, переходы вперед (например, если нашел правильный ответ на каверзный вопрос или справился с дополнительной, сложной задачей) и назад (в случае неверно выполненного задания). Побеждает тот, кто быстрее придет к финишу. Игровые тренажеры могут быть применены на уроках закрепления материала, обобщения, актуализации знаний перед освоением новых.
Основа каждого тренажера - конкретная учебная задача, которую. необходимо решить в режиме реального времени. Режимы работы:
- демонстрационный (иллюстративный) режим позволяет педагогу применять тренажер на уроке с целью ознакомления с алгоритмами решения учебных задач; для совместной отработки практических навыков обучающихся; для организации мозговых штурмов и поиска оптимальных решений проблемных вопросов;
- тренировочный режим обеспечивает практику и закрепление учебных действий;
- оценочный режим помогает осуществлять контроль за усвоением теоретических знаний и практических навыков обучающихся.
Последовательность выполняемых операций при разработке цифровых учебных тренажеров:
1. Определить аудиторию.
2. Продумать, с какой целью разрабатывается тренажер, какие учебные и методические задачи решаются.
3. Сформулировать тему.
4. Подготовить структуру и сценарий. Структуру удобнее проработать с помощью ментальных карт (MindMap): MindMeister, Xmind, Coggle, Mindmup, Mindomo и др.
5. Выбрать вид тренажера (См. выше).
6. Выбрать цифровой инструмент (См. таблицу 1 «Цифровые инструменты для разработки интерактивных учебных тренажеров»).
7. Если тренажер не предполагает тест или выполнение упражнений и задач, то необходимо продумать историю ("сторителлинг").
8. Подготовить дидактический материал.
9. Создать тренажер в редакторе.
10. Протестировать тренажер (при необходимости внести правки).
11. Апробировать тренажер (при необходимости внести коррективы).
12. Ввести тренажер в учебный процесс.
Таблица 1
Цифровые инструменты для разработки интерактивных учебных тренажеров
Вид тренажера Цифровые инструменты для разработки интерактивных учебных тренажеров
Тест-тренажёр Learningapps; Quizizz; Online Test Pad; Google Forms; Мастер Тест; Google Classroom; iSpring Suite Max; Банк тестов; Твой тест; Test.fromgomel; Let's test и др.
Кейс-тренажёр TalentCards; OnlineTestPad; iSpring Suite Max; Simpleshow; Bookwidgets; Thinglink и др.
Диалоговый тренажёр OnlineTestPad; iSpring Suite Max; BotHelp; Dailo; EdPuzzle; Animaker и др.
Игровой тренажёр Wordwall; Learningapps; еТреники; Взнания; OnlineTestPad; TalentCards; iSpring Suite Max; Madtest; BotHelp; EdPuzzle; Animaker; Izi.travel; Thinglink и др.
Обучение студентов методике разработки тренажеров по разным предметным областям происходит на основе универсальной технологии: для кого создается тренажер - с какой целью - обзор цифровых ресурсов, определение инструмента - дидактическое наполнение - создание продукта - апробация - корректировка - апробация - внедрение в практику.
Тренажеры создаются при помощи цифрового инструментария с учетом структурных компонентов, логики выполняемых действий и графики. Особое внимание уделяется графическому интерфейсу, как одному из важных компонентов тренажера, обеспечивающему характеристики продукта и степень комфорта работы школьников с учебным тренажером. «Графический интерфейс является системой средств взаимодействия пользователя с программой, представленной графическими объектами, выполненными в виде общепринятых указателей» [4, С. 39]. Заметим, чем разнообразнее «навигация», представленная кнопками, стрелками, иконками и пр., тем проще организация работы учащегося на тренажере.
Уровень индивидуализации и целесообразности применения цифрового учебного тренажера зависит от того, насколько графический интерфейс соответствует психолого-педагогическим требованиям и методике организации процесса обучения школьников. При помощи графического интерфейса создается художественно-образная система истории ("сторителлинга"), которая активизирует и «держит» внимание ученика. Кроме того, графика влияет на эстетическое и предметное восприятие: тренажер должен быть визуально привлекательным и ориентировать обучающегося, в какой предметной области он работает. Интерфейс позволяет обеспечить самостоятельность пользователя как через комфорт в процессе работы, так и через выбор удобной системы навигации (заметим, она должна быть предельно проста, понятна и ориентировать в выборе действий).
Разработка цифровых учебных тренажеров осуществляется студентами вуза на основе прикладных кейсов. Прикладной кейс представляет собой задание с практическими рекомендациями по развитию цифровых компетенций учителя. Основной задачей выступает обучение разработке цифровых дидактических материалов и применению их на уроке и во внеурочной деятельности. Приведем пример кейса «Технология разработки цифрового учебного тренажера с автоматической оценкой с помощью конструктора интерактивных упражнений BookWidgets».
Реализуемые цифровые компетенции.
Студенты будут знать технологию разработки ЦУТ с помощью конструктора интерактивных упражнений BookWidgets; уметь осуществлять работу с учебными, методическими источниками; создавать цифровой интерактивный продукт с помощью конструктора BookWidgets; владеть навыками разработки интерактивного тренажера; проектирования урока с применением цифровых интерактивных продуктов.
Дополнительный материал для ознакомления (в данном разделе предлагаются источники, помогающие выполнить задание кейса).
Описание.
В ходе выполнения кейса обучающийся знакомится с последовательностью выполняемых операций при разработке интерактивного тренажера с помощью конструктора BookWidgets; овладевает навыками проектирования урока с применением ЦУТ.
Целевые установки и результирующие задачи:
- разработать интерактивный тренажер (предметная область, тема, класс - по выбору обучающегося);
- спроектировать урок с применением разработанного ЦУТ;
- по итогам выполненного практического задания подготовить презентацию цифрового продукта и проекта урока.
Последовательность выполняемых операций:
1) Зарегистрироваться на сайте BookWidgets (https://www.bookwidgets.com/) (Сайт работает на английском языке. При необходимости используйте функцию браузера «Перевести на русский язык»).
2) Нажать кнопку «Создать новый виджет». В появившемся окне выбрать тип задания (например, веб-квест).
3) Нажать на кнопку «Нет названия», заполнить поля.
4) В разделе «Вкладки» выбрать те вкладки, которые будут представлены в вашем квесте. Если вкладка не нужна, удаляем её нажатием на «крестик».
5) Выбрать вкладку и наполнить её содержимым. Можно набрать текст, можно нажать на значок «+» и добавить фото, ссылку на веб-ресурс, виджет из созданных ранее в сервисе BookWidgets или таблицу.
6) Перейти в раздел «Общее». Заполнить поля.
7) В разделе «Локализация» выбрать необходимый язык.
8) Для того, чтобы изменить внешний вид виджета, необходимо перейти в раздел «Дизайн», нажать на кнопку «+». Выбрать изображение.
При необходимости, кейс может быть дополнен руководством по проектированию урока и рекомендациями к подготовке презентации.
Выводы. Подводя итоги, отметим, что создание цифровых учебных тренажеров и их применение в развивающем обучении школьников опирается на ряд аспектов, проявляющихся в:
- постановке целей и решении задач обучения школьников;
- реализации частно-методических аспектов обучения;
- выборе и применении методов и приемов обучения, сообразных образовательным потребностям детей;
- технологии применения учебного материала.
Разработанная технология проектирования цифровых учебных тренажеров дает возможность тиражирования педагогического опыта и открывает возможность применения разных видов образовательных интерактивных тренажеров в подготовке будущих педагогов и в повышении квалификации учителей-практиков.
Литература:
1. Грахова, С.И. Принципы разработки и внедрения цифрового симулятора в подготовку будущего учителя / С.И. Грахова, И.М. Захарова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2023. - Вып. 78. - Ч. 3. - С.65-68
2. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова - М.: Издательство «Перо», 2019. - 98 с.
3. Захарова, И.М. Практика применения цифровых средств в подготовке будущих педагогов для работы с детьми с ОВЗ / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: -Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 77. - Ч. 3. - С. 60-62
4. Кудрина, С.В. Основы разработки компьютерных учебно-развивающих тренажеров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Кудрина, М.Ю. Кудрин // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 35-40
5. Синева, Н.Л. Исследование тенденций, технологий и моделей развития цифровых навыков / Н.Л. Синева, Д.Ю. Вагин, Г.И. Исламова // Актуальные вопросы современной экономики. - № 4. - 2019. - С. 1124-1146. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=39211976&selid=39212157 (дата обращения: 27.03.2023)
6. ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 27.03.2023)
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Давкуш Наталия Валериевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Аннотация. В статье автор рассматривает понятие «качество образования». Дает развернутый анализ данному понятию, с учетом проведенного исследования. Рассматривает, как, и с помощью чего можно измерить качество образования. Обосновывает ведущую роль управления в оценке качества образования. Делает вывод о том, что качество образования является основополагающим при достижении образовательных целей.
Ключевые слова: качество образования, управление, мониторинг, цель образования.
Annotation. In the article, the author examines the concept of "quality of education". Gives a detailed analysis of this concept, taking into account the conducted research. Considers how and with what you can measure the quality of education. Substantiates the leading role of management in assessing the quality of education. Concludes that the quality of education is fundamental in achieving educational goals.
Key words: quality of education, management, monitoring, the purpose of education.
Введение. Качественное образование сегодня выступает одним из основополагающих факторов развития общества в целом, где качество образования становиться главным аргументом развития человека, во-первых, это желание человека самосовершенствоваться и саморазвиваться, во-вторых, это потребность общества в компетентных и высококвалифицированных специалистах, и обязательным условием успешного существования страны.
На сегодня в мировом сообществе быстрыми темпами развивается философия качества образования, которая предполагает переход от качества используемых педагогических технологий к качеству образования, и в итоге к качеству сформированного социального интеллекта. В данном случае речь идет о выработке качественно новых целей образования, новых дидактических принципах отбора и структурирования содержания образования, о подходах к процедуре оценивания качества образованности, непосредственно обучающегося [1].
По отдельным оценкам, нерешенность вопроса качества в образовании на данном этапе связывают с развитием информационной цивилизации XXI века. Поэтому, совершенствование системы оценки качества в образовании является приоритетной в современной государственной политике нашего государства в области образования.
Цель статьи заключается в рассмотрении качества в образовании как результата достижения цели образования.
Изложение основного материала статьи. На сегодня нет единого мнения в отношении определения качества в образовании. Так в законе об образовании Российской Федерации «качество образования» рассматривается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].
В широком смысле понятие «качество образования» можно представить, как единство результата и системы обучения, которые должны отвечать поставленной цели, потребностям и социальным нормам [3], в узком - это требования к личности, среде и системе обучения, которые можно считать показателями качественного обучения [3].
Говоря о качественной составляющей обучения, необходимо в первую очередь ответить на вопросы:
- во-первых, в чем суть качественного образования в современном мире?
- во-вторых, как и чем можно измерить (оценить) качество обучения?
- в-третьих, как управлять качеством образования?
Отвечая на первый поставленный вопрос, мы решили провести небольшое исследование, и предложили обучающимся первых курсов педагогического института написать эссе на тему «Что для меня качественное обучение?».