Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ'

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ СИМУЛЯТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ЦИФРОВОЙ УЧЕБНЫЙ ТРЕНАЖЕР / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОВЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ирина Михайловна, Грахова Светлана Ивановна

В статье представлен опыт проектирования и внедрения в образовательный процесс педагогического вуза цифровых образовательных средств: цифрового симулятора и учебных тренажеров. Проектирование виртуального урока в цифровом симуляторе педагогической деятельности позволяет бакалаврам не только отрабатывать профессиональные умения и навыки планирования и проведения учебного занятия, но и определять актуальный уровень сформированности методических умений будущих педагогов. В программу симулятора заложены педагогические действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающегося с ОВЗ. Цифровой симулятор позволяет определить до выхода на педагогическую практику готовность будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребности в реальном классе. Показан опыт проектирования методических тренажеров, направленных на развитие общепрофессиональных компетенций в организации совместной и индивидуальной учебной деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ирина Михайловна, Грахова Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF APPLYING DIGITAL TOOLS IN PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article presents the experience of designing and implementing digital educational tools into the educational process of a pedagogical university: a digital simulator and training simulators. Designing a virtual lesson in a digital simulator of pedagogical activity allows bachelors not only to work out professional skills and skills of planning and conducting training sessions, but also to determine the current level of formation of methodological skills of future teachers. The simulator program includes pedagogical actions aimed at organizing the educational activities of students with disabilities. The digital simulator allows you to determine the readiness of future teachers to work with children with special educational needs in a real classroom before entering pedagogical practice. The experience of designing methodological simulators aimed at the development of general professional competencies in the organization of joint and individual educational activities of students, including those with special educational needs, in accordance with the requirements of federal state educational standards is shown.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Захарова Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ СРЕДСТВ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация. В статье представлен опыт проектирования и внедрения в образовательный процесс педагогического вуза цифровых образовательных средств: цифрового симулятора и учебных тренажеров. Проектирование виртуального урока в цифровом симуляторе педагогической деятельности позволяет бакалаврам не только отрабатывать профессиональные умения и навыки планирования и проведения учебного занятия, но и определять актуальный уровень сформированности методических умений будущих педагогов. В программу симулятора заложены педагогические действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающегося с ОВЗ. Цифровой симулятор позволяет определить до выхода на педагогическую практику готовность будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребности в реальном классе. Показан опыт проектирования методических тренажеров, направленных на развитие общепрофессиональных компетенций в организации совместной и индивидуальной учебной деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: цифровой симулятор педагогической деятельности; будущие педагоги; цифровой учебный тренажер; особые образовательные потребности; обучающийся с ОВЗ; профессиональные умения.

Annotation. the article presents the experience of designing and implementing digital educational tools into the educational process of a pedagogical university: a digital simulator and training simulators. Designing a virtual lesson in a digital simulator of pedagogical activity allows bachelors not only to work out professional skills and skills of planning and conducting training sessions, but also to determine the current level of formation of methodological skills of future teachers. The simulator program includes pedagogical actions aimed at organizing the educational activities of students with disabilities. The digital simulator allows you to determine the readiness of future teachers to work with children with special educational needs in a real classroom before entering pedagogical practice. The experience of designing methodological simulators aimed at the development of general professional competencies in the organization of joint and individual educational activities of students, including those with special educational needs, in accordance with the requirements of federal state educational standards is shown.

Key words: digital simulator of pedagogical activity; future teachers; digital training simulator; special educational needs; student with disabilities; professional skills.

Исследование выполнено по проекту «Формирование профессиональных умений будущих педагогов для работы с обучающимися с ОВЗ (лица с нарушениями речи) с применением Цифрового симулятора педагогической деятельности» в

рамках Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) между Министерством просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (дополнительное соглашение № 073-03-2022-102/2 от «01» июня 2022 года к соглашению № 073-03-2022-102 от «14»

января 01.2022 года)

Введение. В современных реалиях модернизации педагогического образования активно внедряются в образовательный процесс подготовки будущих педагогов цифровые дидактические средства, к которым относятся различного рода симуляторы и цифровые тренажеры. Особенно важно определить специфику применения цифровых дидактических средств для формирования у будущих учителей умения выстраивать работу с обучающимися с ОВЗ. Для решения этой практической задачи группой ученых Набережночелнинского государственного педагогического университета (далее -ФГБОУ ВО «НГПУ») разрабатывается Цифровой симулятор педагогической деятельности, где в виртуальном пространстве студент проводит учебное занятие, на котором присутствует обучающийся с нарушением речи, но сохранными интеллектуальными свойствами. Перед группой исследователей поставлена задача моделирования профессиональной деятельности педагога с учетом российских стандартов образования и применения деятельностных технологий обучения, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов всех обучающихся, независимо от особых образовательных потребностей.

Цифровой симулятор педагогической деятельности может применяться для диагностики и развития профессиональных умений и навыков по выполнению трудового действия из Профессионального стандарта педагога: «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: ... обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [5].

Изложение основного материала статьи. Конструирование модели урока с обучающимся с ОВЗ было произведено экспертной группой - это учителя математики с высшей квалификационной категорией, это методисты кафедры математики, физики и методик их преподавания, методологи, владеющие принципами деятельностного подхода, специалисты в области работы с обучающимися с ОВЗ, то есть ученые и практики [6].

Сценирование учебного занятия экспертной группой позволило определить ход урока в соответствии с ФГОС НОО (для 2-го класса) и ФГОС ООО - для 5-го класса. Заметим, что в симулятор заложены требования уже обновленных ФГОС, вступивших в силу с 1 сентября 2022 г. [7, 8], то есть возможность систематического обновления модели виртуального урока значительно повышает актуальность данной разработки.

Виртуальный урок в симуляторе является моделью реальных уроков математики во 2-м и 5-м классах, так как в нем заложены вариативные сценарии уроков, проведенных учителями разных квалификационных категорий с разным опытом педагогической деятельности. Вариативность методических ошибок позволяет определить у студентов уровень сформированности профессиональных умений и навыков ведения урока с позиции деятельностных технологий в соответствии с ФГОС НОО (ООО) [7]. Практика проектирования и применения цифровых симуляторов и тренажеров в подготовке будущих педагогов освещена в следующих публикациях [2, 3, 9, 10].

Эффективность формирования профессиональных умений по методическим компетенциям у бакалавров по направлениям подготовки 44.03.01. и 44.03.05. доказана статистическими методами [1].

Особенность проектируемого симулятора заключается в том, что методические умения по планированию, организации и проведению учебного занятия, на котором присутствует обучающийся с ОВЗ, требует от студента умения применять специальные подходы к обучению, умений дифференцировать задания методы, приемы и формы организации учебной деятельности детей. Заложенные в симулятор методические «ловушки» позволяют выявить недостатки и дефициты в подготовке будущих педагогов по работе с детьми с особыми потребностями в образовании.

Практика внедрения цифрового симулятора в образовательный процесс проходила в несколько этапов: на первом этапе, работая на симуляторе на виртуальном уроке, бакалавр производит профессиональную пробу до выхода на педагогическую практику в реальный класс. Результат работы на симуляторе на данном этапе - это диагностика уровня готовности к планированию и проведению урока с детьми с ОВЗ. Компьютерная программа оценивает у студентов профессиональное знание особенностей развития детей, умение выбирать адекватные дидактические средства и формы организации учебной работы обучающихся в классе.

На втором этапе, опираясь на выявленный уровень сформированности профессиональных знаний и умений, происходит отработка навыка проведения урока с позиций деятельностного подхода как основного требования ФГОС. Результатом данного этапа является развитие у будущих педагогов рефлексивных умений, навыков самоанализа и самостоятельной работы, так как симулятор позволяет возможность дистанционного применения.

На третьем этапе после педагогической практики бакалавром выполняется повторная работа на цифровом симуляторе. Результатом такой работы является развитие у бакалавров умения анализировать свои успехи и неудачи в динамике. Возможность совмещать работу на симуляторе с реальной практикой позволяет минимизировать методические ошибки при работе с реальными детьми в школе. Если будущий педагог, работая на симуляторе, демонстрирует недостаточное знание и умение проводить учебное занятие, то программа по завершению работы даст соответствующую количественную и качественную оценку выполненных педагогических действий. Все варианты прохождения симуляции сохраняются, поэтому у студента и его наставника появляется возможность проектирования индивидуальной профессиональной траектории развития.

Таким образом, практика внедрения цифрового симулятора в образовательный процесс в комплексе «Симулятор-педагогическая практика» снижает риски совершения методических ошибок при работе с обучающимся с ОВЗ и выстроить индивидуальную траекторию развития профессиональных умений студентов.

Следует отметить, что в ФГБОУ ВО «НГПУ» создано несколько проектных групп, цель которых разработать и внедрить цифровые тренажеры в учебную практику вуза (это становится одним из подготовительных компонентов подготовки к работе на Цифровом симуляторе педагогической деятельности и подготовки к педагогическим практикам); кроме того, научить будущих педагогов проектировать цифровые тренажеры для школьников. Иными словами, цифровые технологии в этом случае применяются не только как средство развития профессиональных умений бакалавров проводить учебное занятие, но и как средство становления педагога как субъекта педагогической деятельности. В этом случае у будущих учителей формируется умение самостоятельно проектировать и внедрять в учебный процесс класса цифровые тренажеры как методические средства достижения планируемых результатов на уроке.

Цифровые учебные тренажеры для обучающихся с ОВЗ создаются с учетом получения желаемых результатов. Студенты узнают содержание понятий «сквозные цифровые технологии», «школьная успешность», «школьная неуспешность»; как отражаются формы профилактики школьной неуспешности в ФГОС ОО, роль диагностики в многоуровневой системе обучения школьников, в том числе с ОВЗ, и ее роль в реализации ФГОС ОО; содержание и методы работы с обучающимися с ОВЗ. Оттачивают умения и навыки применять сквозные цифровые технологии в развитии и повышении профессиональной компетентности, решения методических задач в предметных областях; использовать диагностические методики в целях выявления дефицитов, возможные причины школьной неуспешности; применять результаты диагностики для создания разных видов учебных тренажеров.

В основе разработки цифровых учебных тренажеров для обучающихся с ОВЗ заложены следующие принципы:

1) Осознавать возможные трудности школьников с ОВЗ в учении.

2) Учитывать методы и приемы работы, направленные на профилактику и коррекцию трудностей обучающихся с ОВЗ в овладении универсальными учебными действиями.

3) Продумать возможности создания психологического комфорта и ситуации успеха в процессе прохождения работы на тренажере школьниками с ОВЗ.

4) В цифровом тренажере не отходить от последовательно-логического предъявления учебных задач: каждый блок тренажера либо предваряет последующий, либо продолжает или завершает предыдущий.

5) Эстетичность тренажера: он должен привлекать, вызывать интерес и желание на нем заниматься.

6) Работа учеников на тренажере должна быть комфортна и приемлема как в классной работе, так и в самостоятельной.

Опыт разработок позволил классифицировать учебные цифровые тренажеры на диалоговые, игровые, тестовые, кейсовые (ситуационные), творческие, комплексные. Каждый имеет свои задачи и функции: диагностировать, продемонстрировать, усвоить, отработать навык, закрепить, оценить. Основой любого тренажера является четкая модель формирования знаний: цель - содержание - методы и приемы - упражнения.

Обучение студентов методике разработки тренажеров по разным предметным областям происходит на основе универсальной технологии: для кого создается тренажер - с какой целью - обзор цифровых ресурсов, определение инструмента - дидактическое наполнение - создание продукта - апробация - корректировка - апробация - внедрение в практику.

Тренажеры создаются при помощи компьютерных программ в единстве структуры, алгоритма и графики. Особое внимание уделяется графическому интерфейсу программы, как одному из важных компонентов тренажера, обеспечивающему функционал продукта и степень комфорта работы школьников с учебным тренажером. «Графический интерфейс является системой средств взаимодействия пользователя с программой, представленной графическими объектами, выполненными в виде общепринятых указателей (кнопок, стрелочек, пиктограмм и пр.)» [4, С. 39]. Разнообразие технических решений по взаимодействию с ними обучающихся позволяет индивидуализировать организацию работы с программой.

Уровень индивидуализации и целесообразности применения цифрового учебного тренажера зависит от того, насколько графический интерфейс соответствует психолого-педагогическим закономерностям и методике организации процесса обучения школьников с ОВЗ. При помощи графического интерфейса создается образ ситуации, некая история (сторителлинг), которая активизирует и «держит» внимание ученика. Кроме того, графика влияет на эстетическое и предметное восприятие: тренажер должен быть визуально привлекательным и ориентировать обучающегося, в какой

предметной области он работает. Интерфейс позволяет обеспечить самостоятельность пользователя как через комфорт в процессе работы, так и через выбор удобной системы навигации (заметим, она должна быть предельно проста, понятна и ориентировать в выборе действий).

Применение цифровых учебных тренажеров в коррекционно-развивающем обучении школьников с ОВЗ имеет ряд особенностей, проявляющихся в:

- постановке целей и решении задач обучения школьников с ОВЗ;

- реализации частно-методических аспектов обучения;

- выборе и применении методов и приемов обучения, сообразных образовательным потребностям детей с ОВЗ;

- технологии применения учебного материала.

Выводы. Итак, проектирование виртуального урока в цифровом симуляторе педагогической деятельности осуществлено согласно требованиям ФГОС и Профессионального стандарта педагога, позволяет как диагностировать уровень сформированности методических умений будущих педагогов, так и развивать их профессиональные компетенции.

Разработанная проектной группой технология проектирования цифрового симулятора и учебных тренажеров дает возможность тиражирования педагогического опыта и открывает возможность применения разных видов цифровых симуляторов и тренажеров в подготовке будущих педагогов.

В данной статье описан опыт внедрения в профессиональную подготовку симуляторов и тренажеров для работы учителя с обучающимися с ОВЗ, и, как оказала практика, в симуляцию урока можно заложить любое профессиональное умение и предметное содержание, что делает цифровые дидактические средства универсальными методическими инструментами.

Представленный опыт применения цифровой симуляции совместно с реальной педагогической практикой коренным образом меняет всю систему профессиональной подготовки учителя.

Литература:

1. Галямова, Э.Х. О статистической оценке внедрения обучающих тренажеров-симуляторов в обучение / Э.Х. Галямова, Б.В. Киселев, С.Н. Матвеев // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. №71(1). - С. 249-255

2. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности как средство развития профессиональных умений будущих учителей / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета: IX Международный открытый педагогический Форум «Образование: реалии и перспективы». - №2(31). - 2021. - С. 208-210

3. Захарова, И.М. Цифровой симулятор педагогической деятельности: из опыта разработки и внедрения в образовательный процесс / И.М. Захарова, С.И. Грахова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. Спецвыпуск: Инновационная парадигма развития современной педагогики в честь 85-летия Кызылординского университета имени Коркыт Атаи: материалы международной научно-практической онлайн-конференции (3 февраля 2022 года, гг. Кызылорда, Набережные Челны). - Набережные Челны. - № 1(36). - 2022. -С. 153-156

4. Кудрина, С.В. Основы разработки компьютерных учебно-развивающих тренажеров для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / С.В. Кудрина, М.Ю. Кудрин // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2. - С. 35-40

5. Профессиональный стандарт [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/

6. Филатова, З.М. Разработка учебного занятия с использованием инструментов и средств цифрового обучения / З.М. Филатова, Э.Х. Галямова, Ю.Н. Бурханова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 3. - С. 207-210

7. ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

8. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

9. Galiakberova, A. Creating the Original Model of a Digital Pedagogical Activity Simulator (Using the Example of a Mathematics Lesson) / A. Galiakberova, E. Galyamova, I. Zakharova, O. Chervov, S. Matveev // International Conference on Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies, 2022. - PP. 49-57

10. Galiakberova, A. Computer Training Devices (Simulators): Principles of Operation and Use in Pedagogical Education (Компьютерные тренажеры (симуляторы): принципы работы и использование в образовании) / A. Galiakberova, А. Mukhametshin, N. Asratyan, I. Zakharova, R. Galiev, S. Grakhova // Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies Computer Training Devices (Simulators): Principles of Operation and Use in Pedagogical Education - International Conference on Digital Technologies in Teaching and Learning Strategies, 2022. - PP. 119-127

Педагогика

УДК 373.23

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В

РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам диагностики и оценке уровня психического развития детей дошкольного возраста. Основными направлениями лонгитюдного исследования являются развитие саморегуляции, эмоций, развитие речи у детей старших дошкольников. Дается описание основных результатов исследования. Отдельно выделены результаты обследования детей-билингвов. Исследованы и получены результаты изучения уровня невербального интеллекта, когнитивной гибкости, эмоционального развития. По итогам диагностики разработаны методические рекомендации для родителей. Описан эксперимент с проведением развивающих игровых программ с детьми старших групп. Перечислены различные виды игр, использованные на формирующем эксперименте. Проведен сбор информации от родителей диагностируемых детей, об особенностях и ценностях семейного воспитания, о различных психологических факторах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.