Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ'

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / СПОРТСМЕНЫ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Аксенова Н.Н., Мурзина А.С.

Цель исследования - определить эффективность применения цифровых тренажеров как средства направленного развития психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов. Методика и организация исследования. Научная работа включала четыре этапа, на каждом из них производились пилотные эксперименты, где решались частные задачи. В эксперименте приняло участие 40 юношей 18-25 лет, представляющих 18 различных видов спорта, имеющих массовые разряды в избранном виде спорта. Производилась оценка эффективности использования цифровых тренажеров, направленных на развитие психомоторных способностей спортсменов. Результаты исследования и выводы. Применение цифровых тренажеров в процессе тренировочной деятельности в краткосрочной перспективе способствует развитию психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов по следующим показателям: «глазомер и зрительная память», «чувство времени» (30 с), «мелкая моторика». Цифровые тренажеры имеют целый ряд значимых преимуществ перед традиционными методами оценки психомоторных способностей: возможность дистанционного применения в нерегламентированных условиях; получение текущей информации по динамике исследуемых показателей; оперативность получения результатов исследования; выступают как средство оценки психомоторных способностей спортсменов; позволяют производить усложнение задачи в процессе исследования без дополнительных усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косьмина Е.А., Макаров Ю.М., Аксенова Н.Н., Мурзина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SIMULATORS AS A MEANS OF DIRECTED DEVELOPMENT OF THE PSYCHOMOTOR ABILITIES OF ATHLETES

Objective of the study was to determine the effectiveness of the use of digital simulators as a means of directed development of the psychomotor abilities of athletes of mass categories. Methods and structure of the study. The scientific work included four stages, at each of which pilot experiments were carried out, where particular problems were solved. The experiment involved 40 young men aged 18-25, representing 18 different sports with mass categories in the chosen sport. The effectiveness of the use of digital simulators aimed at developing the psychomotor abilities of athletes was evaluated. Results and conclusions. The use of digital simulators in the process of training activities in the short term contributes to the development of psychomotor abilities of athletes of mass categories according to the following indicators: "eye and visual memory", "sense of time" (30 s), "fine motor skills". Digital simulators have a number of significant advantages over traditional methods for assessing psychomotor abilities: the possibility of remote use in non-regulated conditions; obtaining current information on the dynamics of the studied indicators; efficiency in obtaining research results; act as a means of assessing the psychomotor abilities of athletes; allow you to complicate the task in the process of research, without additional effort.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ»

ЦИФРОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ КАК СРЕДСТВО НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

УДК/UDC 796.015.1

Поступила в редакцию 05.07.2022 г.

Информация для связи с автором: e.kosmina@lesgaft.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Косьмина1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Аксенова1 А.С. Мурзина1

1 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

DIGITAL SIMULATORS AS A MEANS OF DIRECTIONAL DEVELOPMENT OF PSYCHMOTOR ABILITIES OF ATHLETES

PhD, Associate Professor E.A. Kosmina1 Dr. Hab., Professor Yu.M. Makarov1 PhD, Associate Professor N.N. Aksenova1 Murzina A.S.1

1 Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - определить эффективность применения цифровых тренажеров как средства направленного развития психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов.

Методика и организация исследования. Научная работа включала четыре этапа, на каждом из них производились пилотные эксперименты, где решались частные задачи. В эксперименте приняло участие 40 юношей 18-25 лет, представляющих 18 различных видов спорта, имеющих массовые разряды в избранном виде спорта. Производилась оценка эффективности использования цифровых тренажеров, направленных на развитие психомоторных способностей спортсменов.

Результаты исследования и выводы. Применение цифровых тренажеров в процессе тренировочной деятельности в краткосрочной перспективе способствует развитию психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов по следующим показателям: «глазомер и зрительная память», «чувство времени» (30 с), «мелкая моторика». Цифровые тренажеры имеют целый ряд значимых преимуществ перед традиционными методами оценки психомоторных способностей: возможность дистанционного применения в нерегламентированных условиях; получение текущей информации по динамике исследуемых показателей; оперативность получения результатов исследования; выступают как средство оценки психомоторных способностей спортсменов; позволяют производить усложнение задачи в процессе исследования без дополнительных усилий.

Ключевые слова: цифровые тренажеры, психомоторные способности, динамика развития, спортсмены массовых разрядов.

Abstract

Objective of the study was to determine the effectiveness of the use of digital simulators as a means of directed development of the psychomotor abilities of athletes of mass categories.

Methods and structure of the study. The scientific work included four stages, at each of which pilot experiments were carried out, where particular problems were solved. The experiment involved 40 young men aged 18-25, representing 18 different sports with mass categories in the chosen sport. The effectiveness of the use of digital simulators aimed at developing the psychomotor abilities of athletes was evaluated.

Results and conclusions. The use of digital simulators in the process of training activities in the short term contributes to the development of psychomotor abilities of athletes of mass categories according to the following indicators: "eye and visual memory", "sense of time" (30 s), "fine motor skills". Digital simulators have a number of significant advantages over traditional methods for assessing psychomotor abilities: the possibility of remote use in non-regulated conditions; obtaining current information on the dynamics of the studied indicators; efficiency in obtaining research results; act as a means of assessing the psychomotor abilities of athletes; allow you to complicate the task in the process of research, without additional effort.

Keywords: digital simulators, psychomotor abilities, dynamics of development, athletes of mass categories.

Введение. Создание цифровой среды в области физической культуры и спорта является одним из актуальных направлений развития Российской Федерации. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», цифровая трансформация является важнейшим проектом жизни современного общества [1]. В распоряжении Правительства (от 24 ноября 2020 г № 3081 -р), касающегося стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года цифровые технологии в области физической

культуры и массового спорта определяются как ключевой вызов настоящего времени. Главной задачей в этой сфере является «разработка единого цифрового контура физической культуры и спорта. Создание электронного паспорта спортсмена и информационных систем физической культуры и спорта в каждом регионе» [2]. Требуется срочная «модернизация системы подготовки и разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению подготовки спортивного резерва и сборных команд Российской Федерации с учетом тенденций развития мирового спорта, новых возможностей науки и цифровых технологий. Повышение эффективности

процесса подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта» [2].

В настоящее время цифровые тренажеры активно используются в образовании как одно из средств обучения школьников и студентов, наиболее активно цифровые тренажеры используются для моделирования, тестирования, прогнозирования различных ситуаций. Однако разработке спортивных цифровых тренажеров до настоящего времени не уделялось должного внимания.

В научной литературе отсутствует определение самого понятия «цифровой тренажер», ограничиваясь подменой его синонимичными понятиями. Практически не отражены научные данные по оценке эффективности применения цифровых тренажеров в различных видах спортивной деятельности. В большой степени укоренилось мнение об отсутствии цифровых альтернатив общепринятым средствам и методам тренировки, что может свидетельствовать о наличии проблемной ситуации.

Сложившаяся проблемная ситуация характеризуется высокой степенью научно-методической потребности в подготовке спортивного резерва с использованием цифровых тренажеров, с одной стороны, и практически полным отсутствием научно-теоретических и прикладных исследований, направленных на развитие или совершенствование определенных способностей юных спортсменов использованием цифровых технологий - с другой стороны.

Разрешение обозначенной проблемной ситуации видится в проведении соответствующего исследования, направленного на выявление эффективности применения цифровых тренажеров в совершенствовании психомоторных способностей спортсменов.

Цель исследования - определить эффективность применения цифровых тренажеров как средства, направленного на развитие психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов.

Методика и организация исследования. В период перехода образовательных учреждений на дистанционную форму обучения сотрудниками НГУ им. П.Ф. Лесгаф-та, Санкт-Петербург, для оценки и развития психомоторных способностей спортсменов различной квалификации разработаны цифровые тренажеры, интегрированные на созданный тренировочный портал cyberten.ru [3]. Исследование проходило с января 2021 по февраль 2022 г на базе НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. В эксперименте приняло участие 40 юношей 18-25 лет, представляющих 18 различных видов спорта, имеющих массовые разряды в избранном виде спорта. Исследование включало четыре этапа, на каждом из которых производились пилотные эксперименты, где решались частные задачи.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе констатирующего эксперимента главной задачей являлось определение исходного уровня психомоторных показателей испытуемых и разделение спортсменов на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) в каждой по 20 человек соответственно. Согласно исходному уровню показателей психомоторики между группами не обнаружено существенных различий, что является свидетельством их однородности (табл. 1). В ходе формирующего эксперимента участникам экспериментальной группы предлагались еженедельные тренировки на цифровых тренажерах, направленные на развитие психомоторных способностей, объем тренировочной нагрузки на цифровых тренажерах составлял не менее 60 минут в неделю, результаты отслеживались с помощью личного кабинета тренера на тренировочном портале cyberten.ru.

Тренировочный процесс в контрольной группе осуществлялся в соответствии с программами спортивной подготовки в избранных видах спорта, где коррекция тренировочного процесса не осуществлялась. Контроль уровня развития психомоторных показателей производился через четыре месяца (второй этап), восемь месяцев (третий этап) и 12 месяцев -четвертый этап. В табл. 2 представлена динамика показателей психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов после окончания эксперимента.

Проведенный анализ имеющихся в табл. 2 данных свидетельствует о том, что в предлагаемых упражнениях «глазомер и зрительная память», «чувство времени» (30 с), «мелкая моторика» достоверные различия (р<0,05) между обследуемыми группами обнаруживаются уже через четыре месяца после начала экспериментальной работы.

До начала эксперимента в упражнении «глазомер и зрительная память» средний результат в КГ составил 64,3±1,2 %, а в ЭГ - 62,3±0,7 %, после четырех месяцев тренировки 64,5±1,9 % в КГ и 80,3±0,9 % в ЭГ. В тесте «чувство времени» (30 с) ошибка в КГ и ЭГ до начала эксперимента составляла 6,5±0,8 с и 6,1±0,4 с соответственно. После четырех месяцев результат в КГ - 6,4±0,8 с, а в ЭГ - 4,0±0,9 с.

Длительность цифрового упражнения в тесте «мелкая моторика» в КГ и ЭГ составляла 68,9±1,6 с и 65,2±1,7 с соответственно. После четырех месяцев результат в КГ составил 61,3±1,9 с, а в ЭГ - 54,1±4,1 с.

Наиболее медленный прирост результатов у участников экспериментальной группы наблюдался в упражнениях «скорость реакции», направленной на оценку времени простой зрительной реакции, «концентрация внимания» (скорость переработки информации) и «чувства времени за 10 с». В упражнении «скорость реакции» это объясняется тем, что данный показатель в наименьшей степени поддается тренировке и во многом обусловлен индивидуально-типологическими характеристиками спортсменов.

Установленные на последнем этапе достоверные различия (р<0,05) между КГ и ЭГ в показателях «концентрации внимания», по сравнению с «переключением внимания» (через восемь месяцев), могут свидетельствовать о необходимости увеличения количества повторений. Достижение достоверных сдвигов в более короткие периоды по отмеченным параметрам потребует увеличения количества повторений в данном упражнении и приведет к увеличению общей продолжительности тренировочного занятия.

В упражнении «чувство времени за 10 с» (через 12 месяцев) в ЭГ величина ошибки составила 0,6±0,1 с в то время как КГ - 0,9±0,1 с. Различия статистически достоверны (р<0,05) и в упражнении «чувство времени» за 30 с, величина ошибки в ЭГ достоверно снизилась, по сравнению с КГ уже после четырех месяцев исследования. Данный факт связан с микроинтервалами времени, где для более качественного выполнения упражнения требуется более длительная подготовка к нему.

При внедрении цифровых тренажеров в процесс подготовки спортсменов необходимо обратить внимание на факторы, которые могут оказывать существенное влияние на эффективность тренировочного воздействия - это сложность цифрового упражнения и длительность его выполнения. Спортсмены предпочитают выполнять больше попыток в быстрых и средних по уровню сложности тренажерах. Как исключение, тренажеры «скорость реакции» и «чувство времени» являются слишком простыми и монотонными.

Выводы. Выявлено, что использование цифровых тренажеров в процессе тренировочной деятельности спортсменов массовых разрядов в перспективе способствует развитию психомоторных способностей по следующим показателям: «глазомер и зрительная память», «чувство времени» (30 с),

Таблица 1. Исходный уровень показателей психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов в контрольной и экспериментальной группах (п=40)

Группы ГиЗП, % ПВ, с ВПЗР, мс ЧВ, 10 с ЧВ, 30 с ММ, с КВ, бит/с

КГ 64,3±1,2 12,8±0,5 227,9±2,5 0,9±0,1 6,5±0,8 68,9±1,6 1,5±0,1

ЭГ 62,3±0,7 13,2±0,3 221,7±3,6 1,1±0,2 6,1±0,4 65,2±1,7 1,5±0,2

p-value p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05

Примечание: ГиЗП - цифровой тренажер «глазомер и зрительная память»; ПВ - переключение внимания; ВПЗР - время простой зрительной реакции; ЧВ - чувство времени; ММ - мелкая моторика; КВ - концентрация внимания.

Таблица 2. Динамика показателей психомоторных способностей спортсменов массовых разрядов после окончания эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (п=40)

Через 4 месяца

Группы ГиЗП, % ПВ, с ВПЗР, мс ЧВ, 10 с ЧВ, 30 с ММ, с КВ, бит/с

КГ 64,5±1,9 12,2±0,6 219,3±3,1 0,9±0,2 6,4±0,8 61,3±1,9 1,62±0,01

ЭГ 80,3±0,9 12,1±0,4 213,9±3,6 0,8±0,1 4,0±0,9 54,1±4,1 1,63±0,01

p-value p<0,05 p>0,05 p>0,05 p>0,05 p<0,05 p<0,05 p>0,05

Через 8 месяцев

КГ 72,2±2,3 13,0±0,3 210,4±5,4 0,9±0,1 6,4±0,5 59,2±3,1 1,64±0,02

ЭГ 87,9±1,4 12,1±0,2 200,2±3,9 0,7±0,1 4,6±0,6 39,9±5,1 1,69±0,02

p-value p<0,05 p<0,05 p>0,05 p>0,05 p<0,05 p<0,05 p>0,05

Через 12 месяцев

КГ 74,1±2,7 12,8±0,3 212,4±2,8 0,9±0,1 4,6±0,7 53,1±3,6 1,65±0,02

ЭГ 92,0±1,5 11,2±0,3 199,1±3,2 0,6±0,1 2,6±0,2 31,2±3,4 1,71±0,01

p-value p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05 p<0,05

Примечание: ГиЗП - цифровой тренажер «глазомер и зрительная память»; ПВ - переключение внимания; ВПЗР - время простой зрительной реакции; ЧВ - чувство времени; ММ - мелкая моторика; КВ - концентрация внимания.

«мелкая моторика», достоверные различия (p<0,05) обнаруживаются уже через четыре месяца после начала направленного воздействия.

Установлено, что цифровые тренажеры имеют целый ряд значимых преимуществ перед традиционными методами оценки психомоторных способностей: возможность дистанционного применения в нерегламентированных условиях; получение текущей информации по динамике исследуемых показателей; оперативность получения результатов исследования; выступают как средство оценки психомоторных способностей спортсменов; позволяют производить усложнение задачи в процессе исследования без дополнительных усилий.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 01.07.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3081-р, от 24.11.2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/all/131173/ (дата обращения: 01.07.2022).

3. Косьмина Е.А. Аппаратно-программный комплекс «Cyber10» для оценки психофизиологических качеств киберспортсменов / И.В. Косьмин, Е.А. Косьмина // Олимпийский спорт и спорт для

всех: Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс, Казань, 10-13 июня 2020 года. - Казань: Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2020. - С. 653-655.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"] [Electronic resource]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (date of access: 07.01.2022).

2. Rasporyazheniye Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii № 3081-r, ot 24.11.2020 g. [Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r, dated November 24, 2020] [Electronic resource]. Available at: http://government.ru/docs/all/131173/ (date of access: 07.01.2022).

3. Kosmin I.V., Kosmina E.A. Apparatno-programmnyy kompleks «Cy-ber10» dlya otsenki psikhofiziologicheskikh kachestv kibersports-menov [Hardware-software complex "Cyber10" for assessing the psychophysiological qualities of cybersportsmen]. Olimpiyskiy sport i sport dlya vsekh [Olympic sport and sport for all]. Proceedings international scientific congress, Kazan, June 10-13, 2020. Kazan: Povolzhs-kaya gos. akademiya fizicheskoy kultury, sporta i turizma publ., 2020. Pp. 653-655.

ВЫПУСКГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.